Научная статья на тему 'О проблемах назначения и производства судебной экспертизы для установления психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией (на примере Северо-Западного федерального округа)'

О проблемах назначения и производства судебной экспертизы для установления психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией (на примере Северо-Западного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ЛИЦА / ОБВИНЯЕМЫЕ ИЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ / ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ / OBLIGATORY ASSIGNMENT OF FORENSIC AND PSYCHIATRIC EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логинов Тимофей Сергеевич, Сергеева Влада Игоревна

Рассматриваются проблемные вопросы в организации служебной деятельности территориальных органов ФСКН России судебно-психиатрической экспертизы обвиняемого или подозреваемого, в отношении которых имеются основания полагать, что он является больным наркоманией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Логинов Тимофей Сергеевич, Сергеева Влада Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF ASSIGNMENT AND EXPERT EXAMINATION PROCEEDING FOR ESTABLISHMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL STATE OF A SUSPECT OR AN ACCUSED WHEN THERE ARE REASONS TO BELIEVE HE IS A DRUG ADDICT (BY THE EXAMPLE OF NORTHWEST FEDERAL DISTRICT)

The article considers problematic issues of forensic and psychiatric examination of an accused or a suspect when there are reasons to believe he is a drug addict in the organization of official activity of territorial bodies of the FDCS of Russia.

Текст научной работы на тему «О проблемах назначения и производства судебной экспертизы для установления психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией (на примере Северо-Западного федерального округа)»

УДК 340.6:343.148.32

Тимофей Сергеевич ЛОГИНОВ,

главный инспектор 3 отдела Управления по СевероЗападному федеральному округу Государственного антинаркотического комитета (г. Санкт-Петербург)

uszfo_gak@fskn. ги

Влада Игоревна СЕРГЕЕВА,

начальник 3 отдела Управления по СевероЗападному федеральному округу Государственного антинаркотического комитета (г. Санкт-Петербург)

uszfo_gak@fskn. ги

О ПРОБЛЕМАХ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ИЛИ ОБВИНЯЕМОГО, КОГДА ИМЕЮТСЯ ОСНОВАНИЯ ПОЛАГАТЬ, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ БОЛЬНЫМ НАРКОМАНИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

ON THE PROBLEMS OF ASSIGNMENT AND EXPERT EXAMINATION

PROCEEDING FOR ESTABLISHMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PHYSICAL STATE OF A SUSPECT OR AN ACCUSED WHEN THERE ARE REASONS TO BELIEVE HE IS A DRUG ADDICT (BY THE EXAMPLE OF NORTHWEST FEDERAL DISTRICT)

Рассматриваются проблемные вопросы в организации служебной деятельности территориальных органов ФСКН России судебно-психиатрической экспертизы обвиняемого или подозреваемого, в отношении которых имеются основания полагать, что он является больным наркоманией.

The article considers problematic issues of forensic and psychiatric examination of an accused or a suspect when there are reasons to believe he is a drug addict in the organization of official activity of territorial bodies of the FDCS of Russia.

Ключевые слова: обязательное назначение судебно-психиатрической экспертизы, лица, обвиняемые или подозреваемые в совершении преступления, в отношении которых имеются основания полагать, что он является больным наркоманией.

Keywords: obligatory assignment of forensic and psychiatric examination; persons being accused or suspected of committing crimes when there are reasons to believe he is a drug addict.

На протяжении последних пяти лет на территории Северо-Западного федерального округа (далее - СЗФО) наблюдается неуклонный рост количества лиц, совершивших общеуголовные преступления в состоянии наркотического опьяне-

ния. В частности, в период с 2010 г. по 2014 г. этот показатель увеличился в 4,8 раза (2010 г. - 701 чел., 2011 г. - 2027 чел., 2012 г. - 3079 чел., 2013 г. - 3686 чел., 2014 г. - 3348 чел.). При этом в 6,7 раз возросло количество лиц, состоящих на

учете с диагнозом "наркомания", совершивших общеуголовные преступления (2010 г. - 1105 чел., 2011 г. - 1714 чел., 2012 г. - 2635 чел., 2013 г. - 4795 чел., 2014 г. - 7420 чел.) (сведения о количестве лиц, совершивших общеуголовные преступления в состоянии наркотического опьянения, из ф. 494 (кн. 16, раздел 6, лист 8, столб. 24) и о количестве лиц, совершивших общеуголовные преступления и состоящих на учете в органах здравоохранения с диагнозом "наркомания", из ф. 171 (кн. 4, лист 1055, столб. 1).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 313-ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 196 УПК РФ ("Обязательное назначение судебной экспертизы") внесены изменения, согласно которым назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией.

Поскольку на территории СЗФО происходит рост числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, совершенные в состоянии наркотического опьянения, а также увеличивается количество уголовных дел, в материалах которых установлены сведения об употреблении подследственными наркотических средств, для органов наркоконтроля приобретает особую актуальность вопрос о проведении в рамках расследования уголовного дела судебно-психиатрической экспертизы специализированным государственным судебно-экспертным учреждением в отношении указанной категории лиц.

УСЗФО ГАК проведен анализ применения ч. 3.2 ст. 196 УПК РФ территориальными органами ФСКН России, расположенными в пределах СЗФО, и выявлен ряд вопросов, требующих разрешения на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, в 2014 г. органами наркоконтроля СЗФО всего по 1177 уголовным делам продлевались сроки расследования, из них

по 192 делам (16,3%) - по причине несвоевременного проведения судебно-психиат-рической экспертизы. Наибольший удельный вес таких уголовных дел отмечается в Управлениях ФСКН России по Новгородской (60,0%, или 21 уголовное дело из 35), Архангельской (31,3%, или 35 из 112), по Вологодской (29,9%, или 44 из 147), Псковской (21,8%, или 22 из 101) областям.

Ключевыми проблемами являются недостаточное количество экспертных учреждений в субъектах Российской Федерации, в которых может проводиться судеб-но-психиатрическая экспертиза, а также вопросы финансирования их проведение.

Например, на территории Архангельской области производством судебных психиатрических экспертиз занимается Архангельский региональный центр судебной психиатрии, расположенный в г. Архангельск. Проблемным вопросом является удаленность места производства экспертизы от МРО Регионального управления ФСКН России по Архангельской области. Из межрайонных отделов указанного территориального органа ФСКН России фактически возможностью назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы обладает лишь Северодвинский МРО, так как его удаленность от г. Архангельска составляет 40 км, тогда как Кот-лаский МРО удален от места производства экспертизы на 600 км. В связи с этим серьезную проблему представляет доставление из г. Котлас в г. Архангельск уголовных дел, затем подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых необходимо провести экспертизу, а также их сопровождение обратно к месту производства предварительного следствия. При этом в г. Котласе Архангельской области имеется психоневрологический диспансер, который при наличии соответствующих специалистов мог бы производить названные экспертизы как для нужд правоохранительных органов г. Котласа, так и для правоохранительных органов других южных районов области. Это значительно позволило бы снизить сроки производства предварительного расследования и затраты на достав-

ление указанной категории лиц к месту производства экспертизы.

Кроме того, судебно-психиатрические экспертизы производятся и в отношении подозреваемых и обвиняемых, которым суд избирает меру пресечения в виде заключения под стражу. Из имеющихся на территории области четырех следственных изоляторов такие экспертизы производятся соответствующими специалистами Архангельского регионального центра судебной психиатрии лишь в одном из них, в частности в следственном изоляторе №4 Управления ФСИН России по Архангельской области, который расположен также в г. Архангельске. При этом возникает необходимость в переводе подозреваемых и обвиняемых в указанный изолятор, что требует значительных временных затрат и затрудняет производство предварительного следствия, так как следователь, дислоцированный в МРО, фактически лишается возможности производства следственных действий с обвиняемым на период его перевода в г. Архангельск и обратно.

Управлением ФСКН России по Республике Коми также отмечено, что по каждому четвертому уголовному делу причиной продления срока следствия явилось соблюдение установленной очередности проведения судебно-психиатрической экспертизы.

В соответствии с установленными в экспертных учреждениях правилами амбулаторные экспертизы проводятся дважды в неделю (один раз в отношении лиц, находящихся под стражей, и один раз в отношении лиц, которым избраны иные меры пресечения). Комплексные экспертизы проводятся один раз в неделю. Каждое лицо, в отношении которого принято процессуальное решение о проведении экспертизы, заносится в очередь, ожидание в которой (с момента записи до момента проведения исследования) может составлять до 3 месяцев. В течение указанного времени органы предварительного расследования вынуждены продлевать сроки расследования, даже если все остальные следственные действия уже проведены.

При этом если в ходе амбулаторной судеб-но-психиатрической экспертизы экспертами принимается решение о необходимости проведения стационарной экспертизы, сроки предварительного следствия увеличиваются в разы.

К затягиванию сроков предварительного следствия ведет и длительное ожидание заключений экспертов (в соответствии с установленными внутренними нормативными актами экспертных учреждений - по истечении 10-20 дней после окончания экспертизы).

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ проводят работу по преодолению сложившейся ситуации, ищут пути решения в целях частичного снятия обозначенных проблем. Например, Управлением ФСКН России по Новгородской области достигнута договоренность с Новгородским областным психоневрологическим диспансером о внеочередном производстве экспертиз по отдельным уголовным делам (однако это не решило проблему полностью в связи с ограниченным штатом специалистов и площади для производства экспертиз).

Управлением ФСКН России по Республике Коми было предложено руководству министерства здравоохранения Республики Коми рассмотреть ряд вопросов, в том числе о возможности увеличения количества выделяемых дней для проведения амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз, о сокращении сроков изготовления заключений экспертов по результатам проведенных судебных экспертиз.

Управлением ФСКН России по Вологодской области достигнута договоренность с представителями органов исполнительной власти и руководителями экспертных учреждений о выделении дополнительных мест очереди для выполнения срочных экспертиз в соответствии с графиком окончания дел в разумные сроки, еженедельно составляются и согласуются графики направления лиц для проведения психиатрических экспертиз.

В целях оптимизации экспертного исследования лиц, не имеющих психических

заболеваний, по согласованию с органами прокуратуры перед экспертами ставятся вопросы только наркологической направленности.

Кроме того, совместно с прокуратурой Вологодской области и Вологодским областным судом обсуждаются вопросы по дальнейшему совершенствованию процесса проведения психиатрических экспертиз и сокращению сроков их назначения и проведения.

С целью создания системы проведения судебно-психиатрических экспертиз на территории Псковской области в рамках расследования уголовных дел в отношении лиц, больных наркоманией, начальником Управления ФСКН России по Псковской области 12 августа 2014 г. проведена рабочая встреча с председателем Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации и главным врачом ГБУЗ ПО "Наркологический диспансер Псковской области". По результатам встречи Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации разработан и утвержден приказ от 28 августа 2014 г. № 763, касающийся совершенствования вопросов проведения судебно-психиатрической экспертизы на территории региона.

В целях обобщения имеющегося опыта и выработки мер по совершенствованию проведения судебно-психиатрических экспертиз на территории федерального округа данный вопрос по инициативе УСЗФО ГАК был рассмотрен 10 февраля 2015 г. на заседании Совета начальников территориальных органов ФСКН России в составе СЗФО. Кроме того, антинаркотическим комиссиям (далее - АНК) были даны рекомендации о рассмотрении на заседании вопроса, касающегося оптимизации проведения судебно-психиатрических экспертиз специализированными государственными судебно-экспертными учреждениями в рамках реализации ст. 196 УПК РФ с учетом ситуации, складывающейся на территории региона.

Заслуживает внимания опыт Управления ФСКН России по Мурманской облас-

ти, на базе которого 26 ноября 2014 г. проведено межведомственное совещание с участием областных представителей суда, прокуратуры, Следственного управления Следственного комитета РФ, Следственного управления МВД России, органов здравоохранения по вопросу "О взаимодействии правоохранительных органов Мурманской области со специализированными медицинскими учреждениями при проведении в отношении наркопотребителей судебно-психиатрических экспертиз".

По результатам межведомственного совещания были приняты ряд решений, среди которых необходимо отметить следующие:

рекомендовать следственным органам Следственного комитета РФ по Мурманской области, органам специализированного дознания и предварительного следствия Управления МВД России по Мурманской области, органам предварительного следствия и дознания Управления ФСКН России по Мурманской области: если в рамках расследования уголовных дел установлены обстоятельства, исключающие основания для применения судом ст.72.1 УК РФ "Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией" или ст.82.1 УК РФ "Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией", а также при отсутствии иных фактических данных о личности обвиняемого (подозреваемого), полученных в ходе расследования уголовного дела, и дающих основания полагать о возможном психическом заболевании лица, привлекаемого к уголовной ответственности, проведение судебных психиатрических экспертиз в ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер" и ГОБУЗ "Мурманская областная психиатрическая больница" не является обязательным (п. 2.2);

Управлению ФСКН России по Мурманской области во взаимодействии с ГОБУЗ "Мурманский областной психоневрологический диспансер" в срок до 30 декабря 2014 г. подготовить совместное обращение в адрес Управления ФСИН России по Мурманской области с предложением рас-

смотреть проблемные вопросы, связанные с проведением судебных экспертиз в следственных изоляторах, на рабочем совещании с приглашением специалистов заинтересованных ведомств (п. 4.2).

Региональным управлением ФСКН России по Архангельской области 19 марта 2015 г. проведено межведомственное совещание со всеми руководителями правоохранительных органов и органов здравоохранения региона по вопросу "Об организации взаимодействия правоохранительных органов Архангельской области со специализированными медицинскими учреждениями при проведении судебно-пси-хиатрических экспертиз".

По итогам обсуждения межведомственное оперативное совещание решило:

рекомендовать Министерству здравоохранения Архангельской области проработать вопрос о возможности создания на базе ГБУЗ АО "Котласский психоневрологический диспансер" условий для проведения судебно-психиатрических экспертиз (п. 1.3);

в случае создания таких условий осуществить информирование об этом правоохранительных органов области (п. 1.4);.

УФСИН России по Архангельской области и министерству здравоохранения Архангельской области при организации проведения судебно-психиатрических экспертиз на базе ГБУЗ АО "Котласский психоневрологический диспансер" наладить взаимодействие по их проведению в отношении подозреваемых и обвиняемых, которым суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу, на базе одного из подразделений УФСИН России по Архангельской области (п. 4.1).

По рекомендации УСЗФО ГАК в повестку заседания АНК Санкт-Петербурга был включен вопрос "О результатах реализации Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 313-ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". О совершенствовании деятельности и увеличении финансирования медицинских учреждений, осуществляющих судебно-психиатрические эксперти-

зы, а также об увеличении штатной численности врачей психиатров-наркологов, имеющих допуск к экспертной деятельности"' (протокол от 11.03.2015 № 1 заседания АНК в Санкт-Петербурге).

Пунктом 2.4.1 решения АНК Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга предписано принять меры по повышению эффективности и сокращению сроков проведения медицинского освидетельствования на предмет наркотического опьянения граждан, задержанных за административные правонарушения, связанные с потреблением наркотиков без назначения врача, и назначенных по уголовным делам наркологических и судебно-психиатрических экспертиз, по оформлению и направлению их результатов.

На совместном заседании АНК Псковской области и межведомственной комиссии при администрации Псковской области по профилактике правонарушений 26 марта 2015 г. рассмотрен вопрос "Об эффективности мер административно-правового регулирования в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ на территории Псковской области. Практика применения Федерального закона Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ". Со стороны Управления ФСКН России по Псковской области обозначена проблема, связанная с организацией проведения психиатрических экспертиз, в частности несоблюдением медицинской организацией сроков проведения психиатрических экспертиз (превышает 20 рабочих дней), что негативно сказывается на сроках уголовного судопроизводства. Принято решение: Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации организовать исчисление сроков проведения психиатрических экспертиз в отношении наркозависимых лиц с момента поступления уголовного дела в медицинское учреждение. Выдачу заключения осуществлять в сроки, предусмотренные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 370 "Об утверждении инструкции об организа-

ции производства судебно-психиатричес-ких экспертиз в отделении судебно-психи-атрической экспертизы государственных психиатрических учреждений" и Положением об амбулаторной судебно-психиатри-ческой экспертной комиссии, утвержденным Министерством здравоохранения СССР 5 декабря 1985 г. № 06-14/30.

На базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Псковской области "Псковская областная психиатрическая больница №1" 13 мая 2015 г. состоялось совещание с участием первого заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, главного врача данной больницы, заместителя начальника следственного отдела УФСКН России по Псковской области, советника губернатора Псковской области по вопросу выработки алгоритма взаимодействия следственных и медицинских органов в целях соблюдения сроков проведения психиатрических экспертиз.

Необходимо отметить, что, по мнению специалистов-наркологов, целесообразно в состав комиссии врачей судебно-психиат-рических экспертов включать врача судеб-но-психиатрического эксперта, получившего наряду со специальностью "судебно-пси-

хиатрическая экспертиза" дополнительную подготовку по специальности "психиатрия-наркология" и имеющего сертификат по специальности "врач психиатр-нарколог".

Включение врача психиатра-нарколога в состав комиссии экспертов при производстве однородной судебно-психиатричес-кой экспертизы (амбулаторной и стационарной) для решения вопросов в отношении подозреваемых и обвиняемых, имеющих наркологические расстройства, обусловлен также тем, что в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 работы (услуги) по "психиатрии" и "психиатрии-наркологии" разведены. [1]

Таким образом, создание эффективной системы проведения судебно-психиатри-ческих экспертиз, направленных на установление психического или физического состояния подозреваемого или обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией, возможно на региональном уровне при проведении необходимо комплекса организационных мер, с учетом приведенного опыта субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.

Библиографический список

1. Клименко, Т.В. Судебно-наркологическая экспертиза: предмет исследования, пределы компетенции и целесообразность введения в российское законодательство / Т.В. Клименко, А.А. Козлов, А.А. Романов // Наркология. - 2014. - №11 - С. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.