ТЕМА НОМЕРА: РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
О проблемах моногородов
В статье рассматривается проблема развития моногородов Российской Федерации. В настоящее время экономическое развитие моногородов становится важной составляющей, обеспечивающей занятость населения. Именно моногорода могут стать площадкой для модернизации российской экономики, реализации инновационных инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: моногорода, комплексные инвестиционные планы, модернизация, инфраструктура, инвестиционный проект.
Ситуация с занятостью в моногородах напрямую связана с состоянием их экономики. В 2010 году на всех уровнях власти велась комплексная работа по выводу моногородов из кризисной ситуации, для этого была разработана методология подготовки Комплексных Инвестиционных Планов (КИП) модернизации моногородов.
В итоге практически все из 335 моногородов подготовили такие планы. Впервые была проведена диагностика «социально-экономической среды» и на основе проведенного анализа выработаны пути диверсификации экономики.
В настоящее время рассмотрены около 300 комплексных планов на заседаниях межведомственной Рабочей группы Минрегиона России и вынесены решения о государственной поддержке 35 моногородов. В 13 моногородах уже подготовлена вся техническая и разрешительная документация для реализации инфраструктурных проектов. В 3 моногородах (Камские Поляны, Нижний Тагил и Ленинск-Кузнецкий) завершено строительство ключевых объектов.
По итогам 2010 года социально-экономическое положение большинства моногородов стабилизировалось, но осталось сложным.
За 2010 год в моногородах было создано свыше 434 тысяч временных рабочих мест (это 13% от всего экономически активного населения) и более 10 тысяч постоянных мест за счет государственных мер и еще несколько десятков тысяч постоянных мест созданы предприятиями за счет размещения на них государственного заказа. Благодаря этим шагам на-
В.Ф. Басаргин
© Басаргин В.Ф., 2011
5
О проблемах моногородов
блюдается значительное снижение числа безработных с 349 до 179 тысяч человек. Средний уровень безработицы по моногородам снизился с 5,7 до 3,8%. В 206 городах (или 61,5% от общего числа) он не превышает среднероссийский, то есть 2,1%, в 129 городах он выше среднего по России, но лишь в 31 моногороде — уровень безработицы выше 4%, то есть выше, чем в среднем по моногородам. На них и делается акцент при оказании государственной поддержки.
В реальном секторе экономики моногородов отмечается рост производства. Он произошел благодаря крупным и средним организациям. Закончили год с прибылью 64% градообразующих предприятий (в 2009-ом таких было 61%). Ситуация в монопрофильных муниципальных образованиях, которые получили государственную поддержку, складывалась более благоприятно. В этих 35 моногородах отмечается рост предпринимательской активности, 52% опрошенных считают, что уровень безработицы в их городе значительно снизился, 60% полагают, что в их городе появилась возможность самостоятельного трудоустройства, 60% — удовлетворительно оценили деятельность органов власти.
• Вместе с тем отмечается целый ряд негативных факторов. В частности: — Сокращение в 2010 году численности населения моногородов (на 661 тысяч чел. или 4,4%), при этом численность экономически активного населения сократилась на 392 тысяч чел. или на 6,4%.
• — Отставание роста доходов от среднероссийского. По стране среднемесячная зарплата в 2010-ом увеличилась на 13,2% (с 18,6 до 21 тысячи рублей), а в моногородах лишь на 9,3% (с 16,1 до 17,6 тысяч рублей).
• — Снижение предпринимательской активности (численность работников малого и среднего бизнеса сократилась с 1 млн 381 тысяч до 1 млн 080 тысяч человек или на 21,8%).
• — Сокращение инвестиций в основной капитал (на 31% — с 715 млрд рублей в 2009 году до 493 млрд рублей в 2010 году).
Мониторинг, проведенный Министерством регионального развития Российской Федерации, позволил выявить ряд проблем, снижавших эффективность господдержки. К ним относятся следующие вопросы:
• У моногородов нет уверенности в долгосрочности государственных мер поддержки. В федеральном бюджете на 2011 год нет «окрашенных» средств на модернизацию моногородов, моногородам можно рассчитывать лишь на средства в рамках дотаций на сбалансированность.
• При существующем масштабе оказываемой поддержки с финансированием 1—2 проектов по отдельным городам ситуацию с уходом от монозависимости в целом переломить довольно сложно.
• Поддержка оказывалась лишь крупным городам, поскольку в них большее число безработных. Помощь населенным пунктам с чис-
6
О проблемах моногородов
лом жителей менее 5 тысяч человек и сёлам была отдана на региональный уровень. Для них даже теоретически невозможно привлечь инвесторов для реализации проектов модернизации. Без государственной помощи им свои проблемы не решить. Стоит отметить и отсутствие должного внимания к этой проблеме со стороны администраций ряда регионов.
• Оказание содействия модернизации моногородов не стало важной задачей и для ряда собственников градообразующих предприятий, которые считают, что этим должно заниматься исключительно государство.
• И наконец, отмечается дефицит квалифицированных кадров, как для вновь созданных производств так и для структур, занимающихся разработкой КИПов и инвестпроектов на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов. В итоге образуется дефицит проектов, отвечающих банковским стандартам инвестирования, отсутствует необходимая инфраструктура для их реализации, сохраняются длительные процедуры формирования технической и разрешительной документации.
Очевидно, что достичь успехов в вопросах занятости в моногородах можно только модернизировав экономику, создав больше мелких, средних предприятий, создав условия для привлечения новых инвесторов, уделив особое внимание развитию всей инфраструктуры, а не только конкретного предприятия.
Исходя из этого Министерство регионального развития Российской Федерации предлагает следующие подходы на 2011 год:
• Продолжить государственную поддержку модернизации моногородов на долгосрочной основе.
• Усилить требования к оценке качества Комплексных планов и поиску «якорных проектов». При этом главным критерием их отбора станет комплексное решение проблем, обеспечивающее максимальную дополнительную занятость, синергетический и мультипликативный эффекты.
• Отобрать не менее 15 лучших комплексных инвестиционных планов для поддержки их мероприятий в 2011 году. Те планы, что мы уже имеем на примете, обеспечат до 40 тысяч новых рабочих мест и удержат уровень безработицы в каждом из городов ниже 2%. В итоге число моногородов, получающих господдержку, достигнет 50.
• Сформировать перечень «пилотных проектов» (не менее 50 стоимостью свыше 2 млрд рублей), реализуемых в 2011 году с привлечением средств Внешэкономбанка, как института развития.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что поиском инвесторов по инвестпроектам стоимостью до 2 млрд рублей, а таких заявлено более 1 тысячи (774 из них проекты стоимостью до 100 млн рублей), необходимо оза-
7
О проблемах моногородов
дачиться непосредственно региональным и муниципальным властям. На площадке Рабочей группы по модернизации моногородов им предоставлена возможность взаимодействия с потенциальными инвесторами и банковскими структурами.
Таким образом, по оценке Минрегиона России, на реализацию всех проектов модернизации моногородов, исходя из заявленных объемов, до 2020 года необходимо более 1 трлн рублей. Большая часть этих средств будет предоставлена на возвратной основе коммерческими финансовыми структурами. Государственная поддержка инвестиционных проектов, в том числе за счет федерального бюджета, должна быть направлена на софинансирование строительства и реконструкцию инфраструктурных проектов (коммунальные сети, электроэнергоснабжение, дорожное хозяйство).
Для повышения эффективности работ необходимо скоординировать работу различных ведомств в рамках модернизации моногородов. Каждое ведомство может в рамках федеральных и своих целевых программ в приоритетном порядке выделить ресурсы на решение этой задачи. Если предлагаемые подходы будут последовательно реализовываться, то уже в семилетней перспективе будет обеспечено устойчивое развитие моногородов. Модернизация моногородов станет основой для изменения экономики малых и средних городов по всей стране.
В рамках реализации комплексных планов модернизации в 2,5 раза снизится уровень регистрируемой безработицы (с 3,8 % в 2010 году и до менее чем 2 % в 2015 году).
Будет создано не менее 200 тысяч постоянных рабочих мест, привлечено более 190 млрд рублей на реализацию комплексных инвестиционных планов. Очень важно, что на рубль федеральных средств за 5 лет предполагается привлечь не менее 10 рублей из внебюджетных источников.