Научная статья на тему 'О проблемах исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ'

О проблемах исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1481
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ALTERNATIVE PUNISHMENTS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / CORRECTIVE LABOUR / CRIMINAL AND EXECUTIVE INSPECTIONS / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грушин Ф.В.

В статье рассмотрены некоторые проблемы исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ, а также предложены конкретные меры по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в исследуемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On problems of execution of criminal penalty in the form of corrective labour

In the article the author shows some problems of criminal penalty execution in the form of corrective labour and also offers measures for improvement of the existing legislation and law-enforcement practice in the studied area.

Текст научной работы на тему «О проблемах исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ»

Ф. В. ГРУШИН докторант Академии ФСИН России,

Б V вКШНШ кандидат юридических наук,

' ' подполковник внутренней службы

О проблемах исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ

On problems of execution of criminal penalty in the form of corrective labour

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ, а также предложены конкретные меры по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в исследуемой области.

Ключевые слова: альтернативные наказания, исправительные работы, уголовно-исполнительные инспекции, осужденные.

Abstract. In the article the author shows some problems of criminal penalty execution in the form of corrective labour and also offers measures for improvement of the existing legislation and law-enforcement practice in the studied area.

Key words: the alternative punishments, corrective labour, criminal and executive inspections, convicts.

В Российской Федерации в настоящее время в силу различных причин уделяется повышенное внимание наказаниям, не связанным с изоляцией осужденного от общества. В 1990 году Организацией Объединенных Наций были приняты Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением («Токийские правила»), в которых провозглашены важность и активизация применения альтернативных наказаний.

Число граждан Российской Федерации, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, по состоянию на 1 января 2016 года составляло 646 085 человек [1], что тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения.

На протяжении последнего времени необходимость повсеместного внедрения альтернативных наказаний находила свое отражение на самых различных уровнях, например в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002, 2011 и 2012 годах, постановлении Правительства Россий-

ской Федерации от 05.09.2006 № 540 [2]. Не стала исключением и принятая 14.10.2010 Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [3].

В настоящее время политика в сфере назначения и исполнения уголовных наказаний проводится по двум основным направлениям. Во-первых, расширяется круг преступлений, за которые предусмотрены альтернативные наказания. Во-вторых, вводятся новые виды наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Так, например, Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] был предусмотрен новый вид уголовного наказания в виде принудительных работ, введение в действие положений которого с 01.01.2017 определено Федеральным законом от 28.12.2013 № 431-Ф3 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона „О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» [5].

Кроме того, продолжается процесс совершенствования действующих альтернативных

наказаний. Одним из таких наказаний являются исправительные работы. Содержание наказания в виде исправительных работ образуют правоограничения, установленные уголовным, уголовно-исполнительным и трудовым законодательством. К ним относятся:

- продолжительность наказания, установленная приговором суда;

- незачет в срок наказания времени, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам;

- принудительный характер труда;

- запрещение увольнения осужденных с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции (УИИ);

- удержание части заработной платы осужденных в доход государства на протяжении всего срока наказания, установленного приговором суда, из ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

- начисление пособия по временной нетрудоспособности не из всей заработной платы, а за вычетом удержаний, установленных приговором суда;

- сокращенный ежегодный отпуск;

- наличие судимости в течение года после отбытия наказания.

Институт исправительных работ на законодательном уровне претерпел серьезные изменения с введением в 1997 году новых УК РФ и УИК РФ, а также и в 2003 году с вступлением в силу федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [6] и от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"» [7].

В Федеральном законе от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» исправительные работы подверглись очередным изменениям. Так, в частности, в настоящее время исправительные работы отбывают осужденные по основному месту работы, а осужденные, не имеющие основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но обязательно по месту житель-

ства осужденного. Хотя предыдущая редакция гласила, что исправительные работы проводятся только в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного. Таким образом, снято законодательное ограничение на возможность осужденному отбывать наказание по основному месту работы, что необходимо рассматривать как положительный фактор. По данным ежегодных отчетов ФСИН России, до 2011 года удельный вес осужденных к наказанию в виде исправительных работ по отношению ко всем осужденным, прошедшим по учетам УИИ, находился примерно на одном уровне и колебался в пределах 7,1-7,6 %. С 2012 года наблюдается тенденция к ежегодному увеличению числа таких осужденных. Так, в 2012 году их доля составила 10,8 %, в 2013 году - 14,1% , в 2014 году - 17,48 %, в 2015 году - 16 % [8].

Кроме того, данный федеральный закон установил, что началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из УИИ. Также законодатель предусмотрел, что в случае злостного уклонения осужденного от отбывания исправительных работ суд может заменить неотбытое наказание не только лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ, но и принудительными работами в такой же пропорции.

С учетом анализа действующего законодательства (в первую очередь Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ), а также принимая во внимание практическую деятельность УИИ и имеющиеся статистические данные, при исполнении наказания в виде исправительных работ можно выявить некоторые проблемы.

Нормы уголовно-исполнительного законодательства не исключают возможности самостоятельного трудоустройства осужденного, что создает существенные трудности при исполнении наказания в виде исправительных работ. В случае трудоустройства осужденного до постановки на учет УИИ в организацию, не включенную в соответствующий перечень, УИИ согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ. Однако место отбывания наказания, определяемое осужденному к исправительным работам,

должно быть в районе его места жительства. Часто возникают случаи, когда осужденный имеет постоянное место жительства в одном регионе (муниципальном образовании), работает в другом регионе (муниципальном образовании) на предприятии, имеющем юридический адрес в третьем регионе (муниципальном образовании). При этом компетенция органа местного самоуправления на определение места отбывания исправительных работ ограничивается территорией муниципального образования. В целях разрешения указанной проблемы необходимо на законодательном уровне определить механизм привлечения к отбыванию наказания осужденного, трудоустроившегося после провозглашения приговора в суде или уволившегося с работы после назначения ему наказания в виде исправительных работ.

В настоящее время имеются факты отказа в трудоустройстве осужденных к исправительным работам предприятиями, определенными органами местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 1 ст. 50 УК РФ и ч. 1 ст. 39 УИК РФ. При обращении осужденного на данные предприятия по предписанию УИИ он получает мотивированный отказ в приеме на работу в связи с отсутствием вакантных рабочих мест. Для стимулирования работодателей к предоставлению рабочих мест осужденным необходимо инициировать подготовку нормативных правовых актов о льготном налогообложении организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам. Решение данной проблемы возможно путем создания механизма квотирования рабочих мест, а также внесения дополнения в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предполагающего расширение их полномочий по созданию условий для трудоустройства осужденных к исправительным работам, включая стимулирование работодателей путем предоставления налоговых льгот и иных преимуществ.

Кроме того, считаем целесообразным поддержать инициативу ФСИН России о необходимости внесения изменений в ч. 3 ст. 50 УК РФ и ст. 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [9]. Соответствующий законопроект был разработан ФСИН России

в 2011 году и предусматривал возможность произведения удержаний из заработной платы осужденного к исправительным работам в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого он отбывает наказание.

Согласно требованиям ч. 3 и 4 ст. 40 УИК РФ осужденные к исправительным работам не имеют права на увольнение по собственному желанию из организации, в которой отбывают наказание, не могут отказаться от предложенной работы, а также менять место жительства без уведомления сотрудников УИИ. Однако действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрена ответственность осужденного за неисполнение указанных условий отбывания исправительных работ. Предлагаем внести изменение в соответствующую статью УИК РФ и установить ответственность осужденных к исправительным работам за перечисленные выше нарушения.

В соответствии с действующим законодательством трудоустройство иностранных граждан на территории Российской Федерации возможно лишь при наличии соответствующего разрешения или патента, в связи с чем возникают трудности при трудоустройстве указанной категории граждан, осужденных к наказанию в виде исправительных работ. Уголовно-исполнительная инспекция не может обеспечить привлечение осужденного к отбыванию наказания при отсутствии у него соответствующего разрешения или патента, дающего право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации. Аналогичные проблемы возникают при назначении данного вида наказания лицам без гражданства.

На основании изложенного считаем необходимым предусмотреть в законодательстве Российской Федерации особый порядок трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к исправительным работам.

Ежегодно по учетам УИИ проходит большое число осужденных к исправительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, например, в 2014 году таких осужденных было 207, а в 2015 - 147 [7]. В связи с отсутствием законодательных ограничений выезда за пределы Российской Федерации осужденных без изоляции от общества затруднен контроль за их поведением, а также возникают проблемы при проведении розыскных мероприятий. Для обеспечения надлежащего исполнения наказаний в отношении данных категорий осужденных необходимо вынести на рассмотрение

вопрос о внесении изменений в действующее законодательство в части, касающейся ограничения выезда за пределы Российской Федерации вышеуказанных осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Суть наказания в виде исправительных работ заключается в том, что осужденный «обязан трудиться» в установленный приговором суда срок и из его заработной платы должны осуществляться удержания в доход государства, но в то же время осужденный, находясь в отпуске, не исполняет трудовую функцию. Считаем необходимым дополнить действующее законодательство Российской Федерации положением, исключающим удержание в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам в период его нахождения в ежегодно оплачиваемом отпуске и невключение данного периода времени в срок отбывания исправительных работ.

Определенные затруднения возникают при организации исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. В соответствии со ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель является не работником, а работодателем. Имеется существенное сходство функций руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей. Например, в соответствии со ст. 33 Трудового кодекса Российской Федерации они представляют интересы работодателей. Исходя из изложенного, возникает вопрос о легитимности продолжения предпринимательской деятельности либо трудоустройстве в организациях согласно предписанию УИИ, что в значительной мере ущемляет права осужденных.

Согласно ч. 4 ст. 88 УК РФ исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года. В соответствии со ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию, переноска и передвижение тяжестей, превышающих для них предельные нормы. В ст. 63 ТК РФ законодателем не закреплено отдельное положение, регламентирующее

вопросы трудоустройства и условия труда на предприятии несовершеннолетнего, осужденного к наказанию в виде исправительных работ.

Указанные проблемы возникают в процессе исполнения наказания в виде исправительных работ и требуют законодательного решения. ^

1. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // ФСИН России : [сайт]. URL: ЬИр://фсин.рф/81гис1иге/1п8рес1ог/1ао/81а11811ка/ Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 12.02.2016).

2. России надо быть сильной и конкурентоспособной : послание Президента Рос. Федерации Федер. Собранию Рос. Федерации от 18.04.2002 // Российская газета. 2002. 19 апреля ; послание Президента Рос. Федерации Федер. Собранию Рос. Федерации :

1) от 22.12.2011 // Российская газета. 2011. 23 декабря ;

2) от 13.12.2012 // Российская газета. 2012. 14 декабря ; О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)» : пост. Правительства Рос. Федерации от 05.09.2006 № 540 // СЗ РФ. 2006. № 39, ст. 4075.

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. (ред. от 31.05.2012) // СЗ РФ 25.10.2010. № 43, ст. 5544.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Российская газета. 2011. 9 декабря (№ 5654).

5. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» : федер. закон от 28.12.2013 № 431-ФЗ // Российская газета. 2013. 30 декабря (№ 6271).

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ. Доступ из СПС «Гарант».

7. О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» : федер. закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ // Российская газета. 2003. 16 декабря (№ 3366).

8. Сведения о деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Форма статистической отчетности ФСИН-1. Раздел 15. Доступ из АИС «Статистика УИС».

9. Никитина Т. Н. Проблемные вопросы нормативно-правового регулирования в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, выявленные в ходе мониторинга правоприменения // Преступление, наказание, исправление (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации) : сб. тез. выступ. участ. Международного пенитенциарного форума (Рязань, 5-6 дек. 2013 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2013. С. 219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.