Научная статья на тему 'О проблемах формирования Евразийского Экономического Союза'

О проблемах формирования Евразийского Экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
468
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Диалог
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / Конституция РФ / федеральный закон РФ / международный договор / международная организация / Содружество Независимых Государств / Евразийское Экономическое Сообщество / Евразийский Экономический Союз / Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / Constitution of the Russian Federation / federal law of the Russian Federation / international treaty / international organization / Commonwealth of Independent States / Eurasian Economic Community / Eurasian Economic Union / Customs code of the Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации, в том числе и ее международных договоров, относительно истоков и перспектив развития международной организации — Евразийского Экономического Союза, обосновано несколько суждений: Евразийский Экономический Союз является действующей международной организацией; Евразийский Экономический Союз учрежден несколькими субъектами международного права (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) посредством принятия международного договора — «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10 октября 2000 г.; при учреждении Евразийского Экономического Союза использован европейский опыт формирования нескольких международных организаций — Европейское Экономическое Сообщество, Европейский Экономический Союз; учреждение Евразийского Экономического Союза также предопределено не только созданием 15 апреля 1994 г. Всемирной торговой организации, но и присоединением к ней 16 декабря 2011 г. Российской Федерации; при учреждении Евразийского Экономического Союза также использован опыт формирования ряда международных организаций: Содружество Независимых Государств, Союзное государство, Евразийское Экономическое Сообщество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problems of formation of the Eurasian Economic Union

In the article, based on the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation, including its international treaties, on the origins and prospects of development of the international organization — the Eurasian Economic Union, several judgments are substantiated: The Eurasian Economic Union is a functioning international organization; the Eurasian Economic Union was established by several subjects of international law (the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Russian Federation and the Republic of Tajikistan) through the adoption of an international Treaty — «Treaty on the establishment of the Eurasian economic community» of October 10, 2000; the establishment of the Eurasian Economic Union is based on the European experience in the formation of several international organizations — the European Economic Community, the European Economic Union; the establishment of the Eurasian Economic Union is also predetermined not only by the creation of the world trade organization on April 15, 1994, but also by the accession of the Russian Federation to it on December 16, 2011; the establishment of the Eurasian Economic Union also used the experience of the formation of a number of international organizations: the Commonwealth of Independent States, the Union state, the Eurasian Economic Community.

Текст научной работы на тему «О проблемах формирования Евразийского Экономического Союза»

УДК 34

О проблемах формирования Евразийского Экономического Союза

Галузо Василий Николаевич, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки, кандидат юридических наук

vgrmn@yandex.ru

Аннотация: В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации, в том числе и ее международных договоров, относительно истоков и перспектив развития международной организации — Евразийского Экономического Союза, обосновано несколько суждений: Евразийский Экономический Союз является действующей международной организацией; Евразийский Экономический Союз учрежден несколькими субъектами международного права (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) посредством принятия международного договора — «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10 октября 2000 г.; при учреждении Евразийского Экономического Союза использован европейский опыт формирования нескольких международных организаций — Европейское Экономическое Сообщество, Европейский Экономический Союз; учреждение Евразийского Экономического Союза также предопределено не только созданием 15 апреля 1994 г. Всемирной торговой организации, но и присоединением к ней 16 декабря 2011 г. Российской Федерации; при учреждении Евразийского Экономического Союза также использован опыт формирования ряда международных организаций: Содружество Независимых Государств, Союзное государство, Евразийское Экономическое Сообщество. Ключевые слова: Евразийское Экономическое Сообщество, Евразийский Экономический Союз, Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза.

UDC 34

On the problems of formation of the Eurasian Economic Union

Galuzo Vasiliy Nikolaevich, senior research associate of Research Institute of science and education, candidate of sciences (law)

vgrmn@yandex.ru

Annotation: In the article, based on the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation, including its international treaties, on the origins and prospects of development of the international organization — the Eurasian Economic Union, several judgments are substantiated: The Eurasian Economic Union is a functioning international organization; the Eurasian Economic Union was established by several subjects of international law (the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic, the Russian Federation and the Republic of Tajikistan) through the adoption of an international Treaty — «Treaty on the establishment of the Eurasian economic community» of October 10, 2000; the establishment of the Eurasian Economic Union is based on the European experience in the formation of several international organizations — the European Economic Community, the European Economic Union; the establishment of the Eurasian Economic Union is also predetermined not only by the creation of the world trade organization on April 15, 1994, but also by the accession of the Russian Federation to it on December 16, 2011; the establishment of the Eurasian Economic Union also used the experience of the formation of a number of international organizations: the Commonwealth of Independent States, the Union state, the Eurasian Economic Community. Keywords: Eurasian Economic Community, Eurasian Economic Union, Customs code of the Eurasian Economic Union.

Предметом данной статьи является международная организация — Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС).

Всякая международная организация, в том числе Евразийский Экономический Союз, учреждается несколькими государствами, как субъектами международного права, и в соответствии с международным договором [1].

Российская Федерация [2] также принимает участие в учреждении международных организаций, в том числе и Евразийского Экономического Союза.

При учреждении Евразийского Экономического Союза использовался европейский опыт. Речь идет о Европейском экономическом Сообществе и Европейском Экономическом Союзе (ЕЭС).

Так, Европейское экономическое сообщество было учреждено 25 марта 1957 г. [3, с. 95-288], что закреплялось в международном договоре — «Договор об учреждении Европейского экономического сообщества». В последующем Союз Советских Социалистических Республик (СССР) заключал международные договоры с Европейским экономическим сообществом [4].

Европейский Союз был учрежден 7 февраля 1992 г. [5, с. 45-246], что закреплялось в международном договоре — «Договор о Европейском Союзе», вступившем в действие с 1 ноября 1993 г. [6].

Нам представляется несовершенным гипертрофия европейского законодательства, что, в частности подтверждается обособлением нескольких квазиотраслей.

Так, Е. С. Лаговская, избравшая в качестве

предмета исследования «концептуальные основы и процесс формирования европейского уголовного права, а также его влияние на процессы унификации норм уголовного законодательства европейских стран», обосновала следующее «положение»: «10. Европейское уголовное право — это не правовая концепция, а, прежде всего, действующая категория, объединяющая собой процесс развития отрасли европейского уголовного права и ее непосредственные механизмы влияния на национальные уголовно-правовые системы» [7, с. 11, 15].

В одной учебной публикации обнаруживаем сведения о «европейском международном праве», о «европейском транспортном праве», о «европейском автотранспортном праве», о «европейском морском праве» [8, с. 10-34, 230-257].

А. В. Созонтовой, избравшей в качестве предмета исследования «европейское трудовое право», удалось «вывести» «авторскую дефиницию» «европейского трудового права как совокупности европейских стандартов труда, представляющих собой результат правового регламентирования <...> в виде правил по поводу труда и смежных с трудом вопросов, содержащихся в актах европейских нормотворческих и межгосударственных органов, а также в многосторонних и двусторонних договорах, заключаемых между европейскими государствами» [9, с. 3, 6].

Авторы-единомышленники (Д. Д. Ландо и В. И. Самарин) в научной публикации попытались обосновать выделение «европейского публичного права» [10].

Термин «европейское право» избран лишь в качестве названия одной научной публикации, но в ее содержании фактически речи не идет [11].

С. Ю. Кашкину удалось обосновать выделение «интеграционного права» («Первое в России учебное пособие, в котором комплексно рассмотрен и обобщен мировой опыт правового регулирования интеграционных процессов, проанализированы закономерности становления и развития интеграционного права на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях...» [12].

М. Н. Раджабов, рассмотрев «формирование европейского права как самостоятельной системы права в процессах интеграции в рамках Европейского сообщества и Европейского союза», отождествил «европейское право» и «международное частное право» («Таким образом, появление европейского права или международного частного права в начальном периоде в рамках системы международного публичного права или национального права не означает, что оно является их отраслью или институтом») [13].

Особо обращаем внимание на научную публикацию Р. А. Курбанова, который «изложив авторскую концепцию формирования евразийского права», сфокусировал внимание на «международном региональном праве» («... международное региональное право — это отрасль международного права, регулирующая комплекс общественных отношений государств по созданию и ликвидации региональных объединений, взаимодействию региональных объединений с их членами,

по сотрудничеству государств в рамках созданных ими региональных объединений в различных сферах отношений, обусловленных их целями, а также взаимодействию региональных институциональных структур в рамках конкретного объединения») [14, с. 2, 144]. Вероятно, столь известному ученому и полиглоту (Курбанов Рашад Афат оглы) неведомо об общетеоретических разработках относительно критериев обособления отраслей права [15].

При учреждении Евразийского Экономического Союза [16] использовался опыт учреждения международных организаций на так называемом постсоветском пространстве [17].

Несколько международных договоров (Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины «Об образовании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 г. [18]; Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 г. [19]; постановление ВС РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 г. [20]) положили начало действующей международной организации — Содружество Независимых Государств. Относительно СНГ В. Г. Вишняковым высказано следующее обобщающее суждение: «В условиях стремительного развития технического прогресса и жесткой конкуренции неизбежно возникают как новые формы сотрудничества, так и различные конфликтные ситуации. Все это потребует формирования защитных механизмов — эффективных правовых и органи-

зационных институтов. Следует отметить, что в русле происходящих перемен взаимоотношения членов Содружества строятся на все более прагматичной, взаимовыгодной основе, что отвечает их национальным интересам, общему стремлению соответствовать реалиям времени» [21].

Двумя субъектами международного права (Российская Федерация и Республика Беларусь) было «создано» «Союзное государство», что закреплено в Договоре между РФ и Республикой Беларусь «О создании Союзного государства» от 8 декабря 1999 г. («Российская Федерация и Республика Беларусь <...> создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство» — ст. 1) [22]. Федеральным законом РФ от 13 декабря 1999 г. [23] был ратифицирован Договор о создании Союзного государства.

Несколькими субъектами международного права (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) была учреждена международная организация — «Евразийское экономическое сообщество» («ЕврАзЭС»), что закреплялось в международном договоре, называвшемся «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10 октября 2000 г. [24]. Но уже спустя полтора десятилетия названная международная организация в соответствии с международным договором — «Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества» от 10 октября

2014 г. [25] — прекратила существование «с 1 января 2015 года при условии, что настоящий Договор вступит в силу к этой дате; в ином случае действие указанного Договора приостанавливается с 1 января 2015 года и прекращается с даты вступления в силу настоящего Договора». Федеральным законом РФ «О ратификации Статута Суда Евразийского экономического сообщества» от 22 апреля 2011 г. [26] был ратифицирован «Статут Суда Евразийского экономического сообщества» от 5 июля 2010 г. [27]. Противоречиво суждение авторов-единомышленников (А. В. Пащенко и В. В. Хрешкова) относительно статуса Евразийского экономического сообщества: «Следовательно, единого нормативного акта, устанавливающего правовой статус Евразийской экономической комиссии, не существует, поэтому правовой статус может быть определен через анализ нормативных актов: международных договоров, включая Таможенный кодекс ТС ЕврАзЭС, решений Межгосударственного Совета и решений Высшего Евразийского экономического совета. Эти нормативные акты можно разбить на две группы: нормативные акты, непосредственно устанавливающие полномочия Евразийского экономической комиссии, и нормативные акты, определяющие полномочия Евразийской экономической комиссии через полномочия Комиссии Таможенного союза. По своему характеру полномочия Евразийской экономической комиссии в целом носят регулирующий характер. К основным сферам регулирования можно отнести экономическую и таможенную. Действующие норматив-

ные правовые акты, которыми установлены полномочия Евразийской экономической комиссии, представляют собой огромный массив, поэтому задача определить правовой статус Евразийской экономической комиссии требует нетривиального решения, требующего больших затрат. В связи с этим становятся актуальными разработка и принятие единого нормативного правового акта, устанавливающего полномочия Евразийской экономической комиссии» [28].

Тремя субъектами международного права (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) на основе «Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года» была учреждена «Европейская экономическая комиссия», что закреплялось в Договоре о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г. [29]. А уже спустя несколько дней Договор о Евразийской экономической комиссии был ратифицирован Федеральным законом РФ «О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии» от 22 ноября 2011 г.

[30]. В последующем был принят Федеральный закон РФ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Евразийской экономической комиссией об условиях пребывания Евразийской экономической комиссии на территории Российской Федерации» от 18 января 2013 г.

[31]. Представляется явно необоснованным принятие Федерального закона РФ «О рати-

фикации Договора о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации» от 9 июня 2006 г. [32], которым был ратифицирован «Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации» от 18 июня 2004 г. [33]. Вызывает возражение и суждение известного специалиста в области международного права в Российской Федерации (К. А. Бекяшев) относительно статуса Евразийской экономической комиссии: «ЕАЭК не является международной межправительственной организацией. По своему правовому статусу ее можно считать автономным международным органом»; «Таким образом, Евразийская экономическая комиссия — это международный межправительственный автономный орган, созданный на основе норм международного права в целях обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработки предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства» [34].

Тремя субъектами международного права (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) уже на основе «Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года» [35] был учрежден «Евразийский экономический союз» («ЕАЭС), что закреплялось в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. [36]. А уже спустя несколько ме-

сяцев Договор о Евразийском экономическом союзе был ратифицирован Федеральным законом РФ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 26 сентября 2014 г. [37]. Федеральным законом РФ «О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» от 1 июля 2015 г. [38] подтверждено расширение перечня государств, являющихся участниками международной организации — Евразийского Экономического Союза. Аналогичен по содержанию и Федеральный закон РФ «О ратификации Договора о присоединении Ре-

спублики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» от 10 декабря 2014 г. [39]. В соответствии с пунктом 49 Статута Суда Евразийского экономического союза был принят Указ Президента РФ «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на обращение в Суд Евразийского экономического союза» N 252 от 21 мая 2015 г. [40].

Таким образом, Евразийский Экономический Союз, как международная организация, сформировалась не одномоментно, а на протяжении нескольких лет. При этом учитывался опыт создания нескольких международных организаций в Европе (Европейское Экономическое Сообщество, Европейский Экономический Союз), а также с учетом опыта международных организаций на так называемом постсоветском пространстве (Содружество Независимых Государств, Союзное государство, Евразийское Экономическое Сообщество).

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, Евразийский Экономический Союз является действующей международной организацией.

Во-вторых, Евразийский Экономический Союз учрежден несколькими субъектами международного права (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) посредством принятия международного договора — «Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества» от 10 октября 2000 г.

В-третьих, при учреждении Евразийского

Экономического Союза использован европейский опыт формирования нескольких международных организаций — Европейское Экономическое Сообщество, Европейский Экономический Союз.

В-четвертых, учреждение Евразийского Экономического Союза также предопределено не только созданием 15 апреля 1994 г. Всемирной торговой организации, но и присоединением к ней 16 декабря 2011 г. Российской Федерации.

В-пятых, при учреждении Евразийского Экономического Союза также использован опыт формирования ряда международных организаций: Содружество Независимых Государств, Союзное государство, Евразийское Экономическое Сообщество.

Примечания

1. См.: О международных договорах Российской Федерации: ФЗ РФ от 16.06.1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757; 2007. N 49. Ст. 6079; 2012. N 53. Часть I. Ст. 7579; 2014. N 11. Ст. 1094.

2. Мы предлагаем с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В. Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 5. С. 119-123).

3. См.: Договоры, учреждающие европейские сообщества. М.: Право, 1994.

4. См.: Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик, Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве от 18.12.1989 г. (в официальных источниках не публиковалось). Было утверждено постановлением Правительства СССР N 160 от 14.02.1990 г. (в официальных источниках не публиковалось).

5. См.: Единый европейский акт. Договор о Европейском союзе. М.: Право, 1994. 246 с.

6. См.: Официальный сайт законодательства Европейского Союза. URL: http://eur-lex.europa. eu (дата обращения: 05.07.2018).

7. Лаговская Е. С. Европейское уголовное право (предпосылки возникновения и перспективы развития): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 27 с.

8. См.: Европейское международное право: учебник / отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчи-кова, П. В. Саваськов. М.: Международные отношения, 2005. 408 с.

9. Созонтова А. В. Европейское трудовое право (понятие, основополагающие источники и их значение для трудового права России): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2006. 193 с.

10. См.: Ландо Д. Д., Самарин В. И. Европейское публичное право: монография. М.: Проспект, 2015. 208 с.

11. См.: Европейское право (политика и интеграция): монография / под науч. ред. Л. Х. Мингазова. Казань: Таглимат, 2005. 483 с.

12. Кашкин С. Ю. Основы интеграционного

права: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. 291 с.

13. Раджабов М. Н. Основные предпосылки формирования европейского права // Международное публичное и частное право. 2013. N 4. С. 26-28.

14. Курбанов Р. А. Евразийское право (теоретические основы): монография. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2015. 847 с.

15. См.: Курбанов Р. А. Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 457 с.

16. Об этом также см.: Галузо В. Н., Кана-фин Н. А. Евразийский Экономический Союз: проблема правового регулирования для Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2018. N 2.

17. Термин «постсоветское пространство», разумеется, носит условный характер и предопределен принятием Постановления ВС РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР» от 12.12.1991 г. (см.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1799).

18. В официальных источниках не публиковалось.

19. В официальных источниках не публиковалось.

20. См.: Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1798.

21. Вишняков В. Г. Содружество Независимых Государств: не размывание, а качественное укрепление // Журнал российского пра-

ва. 2004. N 12. С. 61-75.

22. См.: СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.

23. См.: СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 146.

24. См.: СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 632.

25. См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2018). Названный международный договор был ратифицирован Федеральным законом РФ «О ратификации Договора о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества» от 23.01.2015 г. (см.: СЗ РФ. 2015. N 6. Ст. 879).

26. См.: СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2699.

27. См.: СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 632.

28. См.: Пащенко А. В., Хрешкова В. В. Евразийская экономическая комиссия: правовые основы, организационная структура, основные направления деятельности // Реформы и право. 2013. N 3. С. 21-28.

29. См.: СЗ РФ. 2012. N 11. Ст. 1275.

30. См.: СЗ РФ. 2011. N 49. Часть V. Ст. 7052.

31. См.: СЗ РФ. 2013. N 5. Ст. 306.

32. См.: СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 2980.

33. См.: СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6419.

34. См.: Бекяшев К. А. Правовой статус Евразийской экономической комиссии // Lex russica. 2013. N 3. С. 286-290.

35. Декларация «О Евразийской экономической интеграции» была подписана президен-

тами трех субъектов международного права (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) 18.11.2011 г. и уже в этом международном договоре провозглашалось учреждение «Евразийской экономической комиссии» («С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства Стороны учреждают Евразийскую экономическую комиссию, деятельность которой будет осуществляться в интересах всего интеграционного сообщества и носить высокопрофессиональный характер») (в официальных источниках данный международный договор не публиковался, что не может не вызывать, по крайней мере, удивления).

36. См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 05.07.2018). А. Я. Капустин «Договор о Евразийском экономическом союзе» называет не иначе как «новой страницей правового развития евразийской интеграции» (см.: Капустин А. Я. Договор о Евразийском экономическом союзе — новая страница правового развития евразийской интеграции // Журнал российского права. 2014. N 12. С. 98-107).

37. См.: СЗ РФ. 2014. N 40. Часть I. Ст. 5310.

38. См.: СЗ РФ. 2015. N 29. Часть I. Ст. 4345.

39. См.: СЗ РФ. 2014. N 52. Часть I. Ст. 7531.

40. См.: СЗ РФ. 2015. N 21. Ст. 3089.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.