Научная статья на тему 'О природных и государственных границах на Каспийском море в свете бассейнового подхода'

О природных и государственных границах на Каспийском море в свете бассейнового подхода Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
481
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС КАСПИЙСКОГО МОРЯ / БАССЕЙНОВЫЙ ПРИНЦИП / ЭКОСИСТЕМА КАСПИЙСКОГО МОРЯ / CASPIAN SEA LEGAL STATUS / BASIN APPROACH / CASPIAN SEA ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Монахова Галина Анатольевна, Абдурахманов Гайирбег Магомедович, Алдабаев Александр Александрович, Беляева Елена Сергеевна

В результате распада Советского Союза на берегах Каспийского моря образовались новые государства. В настоящее время вопрос об определении правового статуса Каспийского моря остается открытым, хотя переговоры продолжаются более десяти лет. Решению проблемы может послужить бассейновый принцип, в соответствии с которым совпадение естественных природных границ (например, линий водораздела) с границами, установленными человеком (административные границы), способствует рациональному использованию природных ресурсов. Библиогр. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Монахова Галина Анатольевна, Абдурахманов Гайирбег Магомедович, Алдабаев Александр Александрович, Беляева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON NATURAL BORDERS AND FRONTIERS OF THE CASPIAN SEA FROM THE STANDPOINT OF THE BASIN APPROACH

New countries were formed in the Caspian region after the disintegration of the USSR. Nowadays the issue of the Caspian Sea legal status has not been clearly determined yet, although negotiations have been in progress for more than 10 years. Therefore, at present conditions the basin approach can help to find the solution of the problem. According to the approach, natural borders (for example, watershed lines) and borders established by men (administrative borders) should be coincide with each other, and it will assist to the rational natural management.

Текст научной работы на тему «О природных и государственных границах на Каспийском море в свете бассейнового подхода»

УДК 341.225

Г. А. Монахова, Г. М. Абдурахманов, А. А. Алдабаев, Е. С. Беляева

О ПРИРОДНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦАХ НА КАСПИЙСКОМ МОРЕ В СВЕТЕ БАССЕЙНОВОГО ПОДХОДА

В соответствии с бассейновым принципом совпадение естественных природных границ (например, линий водораздела) с границами, установленными человеком (таковыми, например, являются административные границы), способствует рациональному использованию природных ресурсов.

Иногда установить пространственное соответствие между управляемыми системами и системами управления просто невозможно, - и именно к таким случаям относится проблема трансграничных водных объектов. Очевидно, что к ним неприменим в полной мере бассейновый принцип, хотя за счет сотрудничества между пограничными государствами можно приблизиться к идеалу.

В результате распада Советского Союза на берегах Каспийского моря образовались новые государства, в повестке дня каждого из них появились вопросы о распространении национальной юрисдикции на дно, водную толщу и акваторию моря, его природные ресурсы. Злободневный характер они приобрели в связи с открытием новых нефтегазовых месторождений.

В совокупности эти вопросы часто называют проблемой правого статуса Каспийского моря. Известно, что эта проблема до сих пор не решена из-за несовпадения позиций прикаспийских государств, хотя переговоры продолжаются больше десяти лет. Эта неопределенность дает шанс привести границы зон полной (или частичной) национальной (или совместной) юрисдикции в соответствие с границами природных систем.

Каспийское море с позиций бассейнового подхода

Экосистема Каспийского моря едина. Единство поддерживается активной горизонтальной и вертикальной циркуляцией вод, а также миграциями рыб и тюленя, охватывающими всю акваторию и даже устья рек. Показательным проявлением единства экосистемы моря является ее реакция на вселение гребневика мнемиопсиса. Гребневик зимует на юге, около иранского побережья, а за летний сезон, благодаря течениям, успевает распространиться на всю акваторию вплоть до взморья р. Волги на самом севере.

Экосистема Каспийского моря многообразна, т. к. включает в себя несколько соподчиненных, частично изолированных экосистем. Физико-географическими факторами, способствующими их разнообразию, являются пороги, расположенные между различными частями моря, гидрологические фронты (особенно зона смешения волжских и морских вод), квазистацио-нарные системы циркуляции вод. В биогеографическом плане разнообразие экосистем связано с различными путями происхождения каспийской флоры и фауны (рис. 1).

Источники разнообразия экосистем Каспийского моря

Изоляция водных масс | Происхождение флоры и фауны

1

Донный рельеф (Северный, Средний и Южный Каспий; восточная и западная части Северного Каспия) Пресноводные виды

Г идрологические фронты (пресные, солоноватые и морские воды) Средиземноморские виды

Вертикальная стратификация (зоны обеднения и накопления; Арктические виды

подзоны фотосинтеза, нитритная, нитратная и восстановительная) Автохтонные виды

Циркуляция вод (прибрежные воды, основное вдольбереговое течение, Современные виды-вселенцы

центральные районы)

Рис. 1. Физико-географические и биогеографические факторы разнообразия экосистем Каспийского моря

По функциональной организации резко отличаются друг от друга экосистемы мелководного Северного Каспия и глубоководной части моря (Средний и Южный Каспий). В первой из них основной поток энергии проходит через детритную, а во второй - через пастбищную пищевую цепь [1]. По видовому разнообразию заметно отличаются друг от друга экосистемы прибрежных вод, кругового стационарного течения и открытой части моря [2]. Следует отметить, что указанное течение не распространяется на Северный Каспий, имеющий собственную систему циркуляции.

Для раздела Каспийского моря на зоны национальной и (или) совместной юрисдикции обычно используются две схемы: «озерная» и «морская». В соответствии с первой схемой море делится на «национальные сектора» с помощью метода срединной линии. В соответствии со второй схемой полная юрисдикция распространяется только на прибрежные (территориальные) воды, а оставшаяся часть моря находится в общем пользовании.

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря еще не принята, но все прикаспийские государства в той или иной степени, в одно- или двустороннем порядке, уже «национализировали» его. На Каспии в настоящее время существуют «азербайджанский сектор», «территориальные воды» Казахстана и Туркменистана, российский и казахстанский «участки морского дна». Следует отметить, что пока в этом списке нет только Ирана. В центре обсуждения сторон, участвующих в переговорах по правому статусу, в настоящее время находится российская формула «Дно делим, вода общая».

Наши исследования посвящены изучению экологических особенностей участков, образуемых при разделе моря по тому или иному принципу, оценке соответствия между природными и человеческими границами, поиску экологической формулы раздела Каспийского моря. Ниже приведены некоторые результаты наших исследований.

Результаты расчетов водных балансов «национальных секторов» Каспийского моря показывают, что только один из них, а именно российский, имеет положительное сальдо водного баланса [3]. Приход и расход воды за год в иранском «секторе» равны между собой. Наибольшее отрицательное сальдо водного баланса имеет казахстанский «сектор», затем - туркменский и азербайджанский. При этом поверхностный сток с территории России является основным источником покрытия дефицита влаги в «национальных секторах» Каспия, имеющих отрицательное сальдо водного баланса (рис. 2).

250

200

150

100

50

0

Казахстан

Россия

Азербайджан

Туркменистан

Иран

□ Приход □ Расход

Рис. 2. Водный баланс различных национальных секторов Каспийского моря, км

300 Пкм3

Если исходить из водного баланса, то Каспий можно разделить на две части, в каждой из которых приход и расход воды равны друг другу. Первая часть включает в себя иранский «сектор», а вторая - в совокупности все остальные «сектора». Интересно, что граница между двумя этими частями проходит примерно по линии Астара - Гасан-Кули, являвшейся ранее негласной границей между Советским Союзом и Ираном.

В иных случаях границы «национальных секторов», проведенные методом срединной линии, совершенно не совпадают с природными границами Каспия. Установление «национальных секторов» на Каспии, учитывая диспропорции в их водных балансах, чревато конфликтами в области использования водных ресурсов Каспийского бассейна.

Анализ распределения нефтепродуктов в поверхностном слое морских вод, по данным многолетних (начиная с 70-х гг. XX в.) наблюдений, показывает, что по уровню и динамике нефтяного загрязнения в море можно выделить четыре участка: а) Северный Каспий и центральный район Среднего Каспия; б) зону кругового течения в Среднем Каспии; в) Южный Каспий; г) прибрежные районы локального загрязнения в Южном Каспии.

Наиболее высокие значения содержания нефтепродуктов в воде характерны для отдельных прибрежных районов Южного Каспия (Бакинская бухта, Туркменский залив). При этом другие прибрежные районы не отличаются по содержанию нефтепродуктов в воде от открытой части Южного Каспия. Аналогичная картина характерна и для Среднего Каспия, где средняя концентрация нефтепродуктов в прибрежных водах не превышает таковую в центральном районе.

Из открытых частей моря наиболее высокая концентрация нефтепродуктов зарегистрирована в Северном Каспии, в Среднем Каспии средняя концентрация нефтепродуктов ниже, чем в Северном, а в Южном Каспии ниже, чем в Среднем (табл.). Можно сказать, что распределение растворенных нефтепродуктов в поверхностном слое вод Каспийского моря в основном определяется двумя факторами - наличием локальных источников загрязнения и особенностями циркуляции вод.

Изменения средней концентрации нефтепродуктов в водах открытой части Каспийского моря, мг/л

'—-—Год Район —■—___ 1978-1982 гг. 1983-1987 гг. 1988-1991 гг.

Северный Каспий 0,24 ± 0,19 0,14 ± 0,14 0,14 ± 0,14

о. Чечень - п-ов Мангышлак 0,15 ± 0,06 0,07 ± 0,05 0,12 ± 0,09

Махачкала - Сагындык - 0,09 ± 0,05 0,09 ± 0,10

Дербент - м. Песчаный - 0,10 ± 0,08 0,08 ± 0,07

Дивичи - Кендерли 0,15 ± 0,14 0,10 ± 0,08 0,09 ± 0,07

о. Жилой - Куули-Маяк 0,08 ± 0,08 0,11 ± 0,10 0,07 ± 0,07

о. Игнатия - п-ов Челекен - 0,13 ± 0,14 0,05 ± 0,05

о. Куринский - о. Огурчинский 0,09 ± 0,08 0,14 ± 0,14 0,08 ± 0,08

Распределение большинства экологических параметров и, соответственно, существование природных границ Каспийского моря связаны с системой «прибрежные районы - круговое течение - центральные районы». Однако Северный Каспий не входит в эту систему. Важнейшей внутренней природной границей Северного Каспия является Кулалинский порог, разделяющий его на восточную и западную части, а в качестве важнейшей внешней природной границы выступает Мангышлакский порог, отделяющей его от Среднего Каспия.

Заключение

По нашему мнению, для того чтобы природные и человеческие границы на Каспийском море совпадали друг с другом, Северный Каспий должен быть полностью разделен на национальные сектора между Россией и Казахстаном, а оставшуюся часть акватории моря (Средний и Южный Каспий) следует разделить: а) на территориальные воды, находящиеся под полной юрисдикцией прибрежных государств; б) зону кругового течения и миграции рыб, находящуюся под частичной (рыболовной) юрисдикцией прибрежных государств; в) открытую часть моря, находящуюся под совместной юрисдикцией прибрежных государств. При этом количество флагов над акваторией моря не должно превышать количества государств на его берегах.

Так случилось, что подписание прикаспийскими государствами в 2003 г. и ратификация в 2006 г. Рамочной конвенции о защите морской среды Каспийского моря опередили принятие Конвенции о его правовом статусе, которая до сих пор является предметом обсуждения политиков и дипломатов. Однако Рамочная конвенция лишь определила основные направления сотрудничества в области охраны окружающей среды, развить которые предполагалось в ряде дополнительных протоколов. В первую очередь стороны решили принять протоколы по сохранению биоразнообразия, по наземным источникам загрязнения, по сотрудничеству в чрезвычайных ситуациях, по ОВОС в трансграничном контексте.

Однако ни один из протоколов до сих пор не принят. Не приняты также Соглашение о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря и Соглашение о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, первые проекты которых поя-

вились намного раньше Рамочной конвенции. По нашему мнению, одним из основных препятствий является неопределенность правового статуса Каспийского моря, границ национальной и совместной юрисдикции на его акваторию. Опыт Каспийского моря подтверждает, что для перевода вопросов об охране окружающей среды из идеологической в практическую плоскость необходимо четко определить границы охраняемых объектов. При этом желательно, чтобы эти границы совпадали с естественными границами природных систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов В. П., Сокольский А. Ф. Научные основы стратегии защиты биологических ресурсов Каспийского моря от нефтяного загрязнения. - Астрахань: Изд-во КаспНИРХ, 2000. - 181 с.

2. Каспийское море. Фауна и биологическая продуктивность. - М.: Наука, 1985. - 276 с.

3. Монахова Г. А. Особенности гидрологических условий участков Каспийского моря с различным правовым режимом // Актуальные проблемы современной науки: материалы IV Междунар. конф. молодых ученых и студентов. - Самара, 2003. - С. 90-93.

Статья поступила в редакцию 17.11.2008

ON NATURAL BORDERS AND FRONTIERS OF THE CASPIAN SEA

FROM THE STANDPOINT OF THE BASIN APPROACH

G. A. Monakhova, G. M. Abdurakhmanov, A. A. Aldabaev, E. S. Belyaeva

New countries were formed in the Caspian region after the disintegration of the USSR. Nowadays the issue of the Caspian Sea legal status has not been clearly determined yet, although negotiations have been in progress for more than 10 years. Therefore, at present conditions the basin approach can help to find the solution of the problem. According to the approach, natural borders (for example, watershed lines) and borders established by men (administrative borders) should be coincide with each other, and it will assist to the rational natural management.

Key words: Caspian Sea legal status, basin approach, Caspian Sea ecosystem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.