Научная статья на тему 'О природе ценностного мира (Wertswelt)'

О природе ценностного мира (Wertswelt) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / АБСОЛЮТ / ABSOLUTE / ЖИЗНЬ / LIFE / ИДЕАЛ / IDEAL / ЦЕЛЬ / GOAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ильин Виктор Васильевич

В статье дается трактовка сущности ценностного мира как средоточия предельных жизнезначимостей, посредством оценочных влияний регулирующих человеческую самореализацию. Автор определяет Wertswelt как скопление основополагающих конечных, предельных жизнезначимостей, которые разновременны и обнажают свои смыслы, значения в контекстуальной актуализации. Неспособный к стадному единомыслию человек девальвирует ценности контекстуально. В зависимости от актуализации идеалов люди создают разные ценности, способные повлиять на самооценку. Символическое и ценностное в унитарном человеческом сознании равноправны, но разнозначны «чувству жизни». Логическое мышление комбинирует сигналами-кодами; символическое мышление комбинирует сигналами-образами. Человек несет ответственность за свое бытие в материализации регулятивного абсолюта и в выработке капитальных решений. Диалектика полярностей «монументальное моментальное» усиливает, углубляет чувство идеала. Показатель конечности время. Маневрирование мысли применительно к пониманию природы Wertswelt свидетельствует о непреходящей «сверхопытной» роли ценностно-символического в жизни (наподобие «логики сердца», «герменевтики») его выявления. Человек движим родовой судьбой, свою индивидуальность он осуществляет сверхиндивидуально. Создавая и отбрасывая возможности в целе-ценностном обмирщении Wertswelt, мы вписываем персональную смертную жизнь в родовое бессмертие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE NATURE OF VALUE WORLD (WERTSWELT)

Given the interpretation of the essence of the value world, through evaluation of the influences governing human self-realization. The author defines Wertswelt as a cluster of basic final and limiting life meanings which are at different time and reveal their meanings and values in contextual actualization. Unable to herd unanimity a person devalues the value of contextually. Depending on the actualization of the ideals people create different values that may affect the self-estimation. Symbolic and value in a unitary human mind are equal, but unequal in «sense of life.» Logical thinking combines the signal-codes; symbolic thinking combines signal-images. A person is responsible for its existence in the materialization of the regulatory absolute and in the development of capital solutions.

Текст научной работы на тему «О природе ценностного мира (Wertswelt)»

УДК 1(091) ББК С5

В. В. Ильин

О ПРИРОДЕ ЦЕННОСТНОГО МИРА (WERTSWELT)

Ключевые слова: ценность, абсолют, жизнь, идеал, цель.

В статье дается трактовка сущности ценностного мира как средоточия предельных жизнез-начимостей, посредством оценочных влияний регулирующих человеческую самореализацию.

Автор определяет Wertswelt как скопление основополагающих конечных, предельных жиз-незначимостей, которыые разновременный и обнажают свои смыслы, значения в контекстуальной актуализации. Неспособнылй к стадному единомыслию человек девальвирует ценности контекстуально. В зависимости от актуализации идеалов люди создают разные ценности, способные повлиять на самооценку. Символическое и ценностное в унитарном человеческом сознании равноправны!, но разнозначны>1 «чувству жизни». Логическое мыппление комбинирует сигналами-кодами; символическое мыппление комбинирует сигналами-образами. Человек несет ответственность за свое быттие в материализации регулятивного абсолюта и в вылработке капитальных решений.

Диалектика полярностей «монументальное - моментальное»» усиливает, углубляет чувство идеала. Показатель конечности - время. Маневрирование мысли применительно к пониманию природы Wertswelt свидетельствует о непреходящей «сверхопытной» роли ценностно-символического в жизни (наподобие «логики сердца»», «герменевтики»») его вы>1явления. Человек движим родовой судьбой, свою индивидуальность он осуществляет сверхиндивидуально. Создавая и отбрасывая возможности в целе-ценностном обмирщении Wertswelt, мыл вписываем персональную смертную жизнь в родовое бессмертие.

V. V. Ilyin

ABOUT THE NATURE OF VALUE WORLD (WERTSWELT)

Keywords: value, absolute, life, ideal, goal.

Given the interpretation of the essence of the value world, through evaluation of the influences governing human self-realization.

The author defines Wertswelt as a cluster of basic final and limiting life meanings which are at different time and reveal their meanings and values in contextual actualization Unable to herd unanimity a person devalues the value of contextually. Depending on the actualization of the ideals people create different values that may affect the self-estimation Symbolic and value in a unitary human mind are equal, but unequal in «sense of life.» Logical thinking combines the signal-codes; symbolic thinking combines signal-images. A person is responsible for its existence in the materialization of the regulatory absolute and in the development of capital solutions.

The dialectic of polarity «monumental - momentary» reinforces, deepens the sense of an ideal. The ultimate measure - time. Maneuvering of thought in relation to understanding the nature of Wertswelt testifies to the enduring «extra experienced» role and symbolic value in life (such as the «logic of the heart», «hermeneutics») its detection A person is driven by a genus destiny, but his individuality he carries out as supra individual. By creating and discarding possibilities for target-evaluative secularization Wertswelt, we enter mortal life in the personal immortality of the genus.

Wertswelt - скопление основополагаю- статуарных смысловых значимостях. Значи-

щих конечных, предельных жизнезначимо- мости Wertswelt не единовременны, не одно-

стей. Термин «конечный» не должен вводить временны; они - разновременны, обнажают

в заблуждение. Речь идет не о константных свои смыслы, значения в контекстуальной

70 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ 3 (35) 2016

гуманитарной науки и образования - V л

актуализации. Имея в виду данное их свойство, можно утверждать: они конечны как финальные значимости в отношении предельной смысловой значимости, монументальная всезначимость которых проявляется моментально.

Диалектика полярностей «монументальное - моментальное» усиливает, углубляет чувство идеала, с новой точки обзора высвечивает роль установки, выставленной в своем пределе.

Показатель конечности - время, конечность и есть временность. Гносеология вразумляет: человеческий разум не достигает вечности (как завершенности), но пробивается к ней, улавливая абсолютное в относительном, непреходящее в преходящем, субстанциальное в акцидентальном. (Попытки заместить «пробивание» к вечному «переживанием» вечного (абсолютного) отдают либо мистикой, либо утопией - несбыточные мечтания гносеологических иллюминатов от Платона до Гуссерля). Аксиология вразумляет: человеческий разум не достигает вечности (абсолютного), но постигает его регулятивную значимость, - творение ориентируется на вечное (абсолютное), дабы воплощать черты вневременного (совершенного).

Разум человека, следовательно, не заключен, «как в тюрьме» (Н. Кузанский); человек постигает абсолютное в его соотношении с относительным в креативной гносеологической или аксиологической технике. Принципиальна идея соотносительности: в познании абсолютное дается через освоение относительного; в творении абсолютное дается через устроение относительного. Вне соотношения, вне взаимной связи, вне одей-ствования ценностные абсолюты, ожидая проявочного часа, тематизируются схематическим языком «прекрасное как прекрасное», «благое как благое», «всевышний как всевышний» и т. п.

Доктринация как абстрактная апология не получающих одействования крупных ценностных единств в чем-то осмыслена, но это «в чем-то» крайне охранительно-худосочно. Абстрактно мы почитаем Wertswelt и его обитателей в качестве оберегающей потребности в спасении и оплоте, которая «слишком велика, чтобы во времена незрелости

не сокрушить все разумные и осмысленные барьеры» [4]. По данной причине - тотально - мы с трепетом воспринимаем ценностные святыни, боготворим их; локально же бросаем в уличный сор, разбиваем вдребезги заветный сосуд мудрости.

«Власть», «Богатство», «Слава» и т. п., записанные с прописной буквы, могут представлять ценности (за которые идут на «бой кровавый»), но подлежат обесценению вследствие отстраненности от самостроения. Ниоткуда не вытекает, что ценности всякий раз достигают одной и той же экзистенциальной, умственной станции. Неспособный к стадному единомыслию человек девальвирует ценности контекстуально: «...власть - постыдна и скучна, богатство -тяжко и глупо. слава - предрассудок, возникший из неумения людей ценить самих себя и рабской их привычки унижаться» (Горький). Революция ценностей также проводится контекстуально: в зависимости от актуализации идеалов мы делаем созвучными себе разные ценности (в частности, при необходимости повлиять на самооценку, дабы не ощущать себя вычтенными ни из себя, ни из общества).

Ситуация surcum corda, взыскующая обращения «к небу», согласования фигур жиз-нетока с некими идеально-абсолютными явлениями, влечет необходимость уточнения воли символического в человеческом опыте. В данном месте вследствие сказанного обопремся на идеи Гете: «подлинный символизм там, где частное представляет общее, но не как грезу и не как тень, а как внезапное живое откровение непознанного»; и Шелера: нет опыта, способного «исполнить все символы, какие только возможны».

Среди многого выделим составляющую наиболее трудную сторону трактуемого предмета, передаваемую сочетаниями «живое откровение» и «опытное неисполнение». Символ - условный знак отвлеченно значимого, ценность - безусловный знак деятель-ностно значимого, к целевому выполнению которого стремятся. Символ - манифестация, ценность - диспозиция в их общей человеческой интенции на вечное, совершенное. Homo symbolicum ведет жизнь вообража-тельную; homo aestimator ведет жизнь вдохновительную; складывается символико-

ценностный параллелизм, в зависимости от обстоятельств усиливающий то те, то иные определения.

Символическое и ценностное в унитарном человеческом равноправны, но разнозначны применительно к контекстуально заявляемому «чувству жизни». Скажем: «спокойствие» может быть манифестацией уравновешенности, оторванности от забот, тревог и то же «спокойствие» может быть диспозицией «душевной подлости» (Толстой). У Гесиода Прометей - обманщик богов, похититель огня. У Эсхила Прометей -титан - выводит людей из дикости, наделяет их зачатками цивилизации.

Невозможность введения предопределенных схем истолкования символов-ценностей в самозаявлениях человечности обнажает эвристичность обращения к диалектической паре «монументальность - моменталь-ность», предоставляет не средство придания значимостям внешней эффективности, а способ удостоверения их величественности.

«Живое откровение» в «опытном неисполнении» символов-ценностей дает исключающее впадение в ослепление, движение, лишенное принципов, «чувство жизни», срывающее покровы случайности с происходящего. Теория познания традиционно озабочивается выработкой органона ощущать мир необычайно остро. В недискурсивном плане предлагается доктрина «парусии», в дискурсивном плане «эпифании». Сакральная парусия сосредоточивает в умопостигаемый порядок смирение и веру. Сакраментальная эпифания сосредоточивает в умопостигаемый порядок интеллектуальное созерцание и убеждение.

«Чувство жизни» есть инструмент эпифа-нии; через «живое откровение» в «опытном неисполнении» (опытная незавершенность и незавершаемость символов-ценностей) оно осуществляет приобщение к вечно сущему (Виндельбанд в таких случаях говорил «трансцендентному»).

В экзистенциализме при выполнении аналогичных тематизаций вводится термин «экзистенция», «экзистенциальная коммуникация»; мы будем ползоваться термином «экзистенциал». Экзистенциал суть персонально постигаемая жизнезначимость мгновения-момента (моментальное), кристаллизирующая сознание полного при-

общения к ценностно-символическому монументальному; экзистенциал удостоверяет в партикулярной форме восприятия предметов действительности присутствие общечеловеческого ценностно-символического содержания; экзистенциал квалифицирует акцидентальное в частной ситуации под углом зрения его атрибутивности субстанциальному во всечеловеческой (онтической) ситуации.

Соединение многообразных достоинств маневрирования мысли использованием категориальной пары «монументальное - моментальное» лишает схематической насиль-ственности трансценденталистский подход к пониманию природы Wertswelt, с особенной силой и прямотой позволяет высказывать о непреходящей «сверхопытной» роли ценностно-символического в жизни homo aestimator и homo symbolicum и специфических интимных «парадискурсивных» средствах (наподобие «логики сердца», «герменевтики») его выявления.

Рассудочное - отмечалось выше - гнездится в конечном; разумное - в бесконечном. Имплементацию конечного в бесконечное, относительного в абсолютное, моментального в монументальное проводит «многосторонний взгляд старца» (Гоголь), координирующий феномены Lebenswelt c Wertswelt в выстраивании подножия полного «обретения знания» о сути происходящего.

Логическое мышление комбинирует сигналами-кодами; символическое мышление комбинирует сигналами-образами. Воспользуемся потенциалом символической образности для передачи техники фиксации общезначимого и общепонятного (монументальное) в индивидуально значимом и индивидуально понятном (моментальное) в процессе устранения напластований тягостно-монотонной рутины существования при пробивании к экзистенциально подлинному - осиянному светом вечного, абсолютного, совершенного - в ходе активации экзистенциалов. Универсальным семантическим приемом реализации данного ответственного дела (словопреобразования, обеспечивающего переход от слова к объемному образу) выступает тропный слог (синекдоха, катекзоха, метонимия, гипербола, литота, оксюморон, эпитет, метафора), содержащий

ГУмАнИТАРИй : актуальные проблемы ^ 3 (35) 2016 гуманитарной науки и образования - V л

более истины, чем обыкновенно полагают.

Экзистенциал: «полнота существования» Я хочу жить, жить, жить Жить до страха и боли.

(Есенин)

Экзистенциал: «жажда жизни» Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,

В синее пламя ветер глаза раздул. Ради бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтоб звенеть в человечьем саду.

(Есенин)

Экзистенциал: «преходящность человеческого»

Только раз ведь живем мы, только раз. Только раз светит юность, как месяц в родной губернии.

(Есенин)

Или:

Я хочу снова отроком, отряхая осинника медь,

Подставлять ладони, как белые скользкие блюдца.

(Есенин)

Или:

Жалко солнышко мне, жалко месяц, Жалко тополь над низким окном. Только для живых ведь благословенны Рощи, потоки, степи и зеленя. Слушай, плевать мне на всю вселенную, Если завтра здесь не будет меня!

(Есенин)

Экзистенциал: «самовыражение в творчестве»

Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души.

(Есенин)

Экзистенциал: «умиротворение»

Приснится мне опять весенний, светлый

сон

На лоне божески едином, И мира юного, покоен, примирен, Я стану вечным гражданином.

(Фет)

Экзистенциал: «она»

О легендах, о сказках, о мифах: Я искал до скончания дней В запыленных, зачитанных книгах Сокровенную сказку о Ней.

(Блок)

Экзистенциал: «взаимность»

Об отчаяньи муки напрасной: Я стою у последних ворот И не знаю - в очах у Прекрасной Сокровенный огонь, или лед.

(Блок)

Экзистенциал: «непреходящее»

О последнем, о светлом, о зыбком: Не открою, и дрогну, и жду Верю тихим осенним улыбкам, Золотистому солнцу на льду.

(Блок)

Экзистенциал: «утрата мечты»

Так мгновенные созданья Поэтической мечты Исчезают от дыханья Посторонней суеты.

(Баратынский)

Или:

Настанет час тревожной суеты, И прихоть легкая задумчивой мечты В моей груди увянет и застынет

(Блок)

Экзистенциал: «сострадание»

Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда - мать, Кто людей как братьев любит И готов за них страдать.

(Есенин)

Экзистенциал: «служение высокому»

Блажен поэт, добром проникновенный, Что миру дал незыблемый завет И мощью вечной, мощью дерзновенной Увел толпы в пылающий рассвет.

(Блок)

Экзистенциал: «отсутствие томленья»

К чему томиться и вздыхать?.. Взгляните: майский день чудесен, И в сердце снова благодать.

Живите, если жизнь дана, И песни скорби - только бремя, -Его не выдержит весна.

Экзистенциал: «поиск мечты»

Но мечтать о другом, о новом, Непонятном земле и траве, Что не выразить сердцу словом И не знает назвать человек.

Экзистенциал: «Я»

Я ненавижу человечество. Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество -Моя пустынная душа.

(Блок)

(Есенин)

(Бальмонт)

Или:

Я действительности нашей не вижу, Я не знаю нашего века. Родину я ненавижу -Я люблю идеал человека.

(Брюсов)

Экзистенциал: «самоутверждение»

Готов ли ты на путь далекий, Добра певец?

Узрел ли ты в звезде высокой Красот венец?

Готов ли ты с прощальной песней Покинуть свет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лететь к звезде, что всех прелестней На склоне лет?

(Блок)

Экзистенциал: «мы» Все - мы, во всем - мы. Мы - пламень и свет побеждающий, сами себе божество, И судья и закон.

(Кириллов)

Или:

Мы - одно, мы - одно, мы - одно.

(Крайский)

Или:

Мы и Вы - едино тело. Мы и Вы не разделимы.

(Садофьев)

Экзистенциал: «фронезис» Когда бы доверяли не словам, А истине, что сердцем познается, Да сердцу, что от истины зажжется, То не было б предела чудесам.

(Руми)

Экзистенциал: «чувственное наслаждение»

Я хочу объятия до боли,

Будь со мной безжалостен и груб.

(Бунин)

Будем объединять то, что является однородным. Экзистенциалы обозначают линии идентификации человека с ценностными проектами в самоосуществлении при испытании глубочайшего беспокойства о судьбе того, что считается наиважнейшим [6]. Имеются персональные способы активации тех или иных значимостей Wertswelt, когда индивид полагает некий вариант их объективации как программу собственной экзистенциальной реализации. Имеются социальные способы активации тех или иных значимо-стей Wertswelt, когда общество полагает не-

кий вариант их объективации как программу групповой экзистенциальной реализации. В первом случае «правда жизни» адресуется лицу, во втором случае - социуму.

Скажем: «любовь» есть ценностная универсалия - абсолют и в качестве таковой представляет регулятивную идею, как выстраивать себя и свой мир, проявляя собственную свободу. В непосредственном же творении реалий, объективации «идеала любви» имеют место «поиск и нащупывание» контекстуальной субстантивации amor omnia vincit. Выстраиваются ценностноориентирующие платформы amor dei intellectualis (Спиноза); amor divinus (Фичино); amor fati (Ницше); amor patriae ит. п. Утверждаются жизнеустроитель-ные магистрали: триумвираты «мир - плоть -дьявол»; «церковь - дух - бог»; «мудрость -добродетель - счастье» и т. д.

Человек несет ответственность за свое бытие в материализации регулятивного абсолюта «любит» в выработке капитальных решений viam inveniam aut faciam. Символ «любовь» на своем символическом языке выражает предельное. В обозримом же последние установления обретают плоть аквизитов, идущих навстречу актам духа, проистекающим из центра человека [7]. Символическое бытие в «человеческой ситуации» - совсем по Фихте - становится откровенно простым, немногообразным, равным самому себе [5]. «Любовь» утрачивает трансцендентность символического компакта, получает ситуативную развертку смыслов подразумеваемого: в виде преимущественных интенций относительно влечений души (дружба); ума (уважение); тела (страсть).

Аналогично «счастье» как абстракт всестороннего, полного, высшего удовлетворения желания способно трансформироваться в примитивность желаний (чеховский «Крыжовник»), атрофию желаний (чеховский «Ионыч») и т. д.

Имея в виду некую содержательную неалгоритмичность перехода от необозримых ингредиентов Wertswelt к обозримым ингредиентам Lebenswelt во избежание беллетризации рассуждений некоторые сознательно отказывались от разработки фундаментальной теории. Таков, к слову, Мертон, ратовавший за генерацию концепций среднего уровня, позволяющих комби-

74 ГУмАнИТАРИй : актуальные проблемы ^ 3 (35) 2016

гуманитарной науки и образования

нировать лишь эмпирически выполнимыми суждениями.

Иммунитетом против обвинений в метафизике не обладает никто; вопрос, какую теорию строить, упирается в трактовку идеала теории, сподвигающего на представление потенциально или актуально верифицируемого взгляда на природу вещей.

Наш тезис: идея дороже выстроенного храма; состояние логической интеграции пониманий своеобразия Wertswelt достигаемо не отдельными философиями, а философией в целом. Частные философские (логические) систематизации, как говорил Риккерт, являются оружием в борьбе против натурализма [3], разваливающего человеческие смыслы и смысл человечности в конечном; не разваливать человеческие смыслы и смысл человечности в бесконечном позволяет философия как таковая, - именно она есть предельный фрагмент «лишенной смысла мировой бесконечности, который с точки зрения человека обладает смыслом и значением» (Вебер).

Ценностные абсолюты - «последние» установления. Частная философия ориентирует на их трактуемое воплощение в конкретное время; частный человеческий praxis деятельностно аппроксимирует их философскую трактовку. Исчерпывающую тема-тизацию ценностных абсолютов поставляет философия в целом; предельную аппроксимацию исчерпывающей философской тема-тизации их поставляет человеческий praxis в целом.

Сферу идеально абсолютного невозможно непосредственно объективировать; о ней можно, хотя и трудно, рассуждать, осторожно мыследействовать. Философия абсолютов возможна лишь как абсолютное философствование, эвристически оснащающее, регу-лятивно опосредствующее жизнь.

В кругу абсолютов - уникальные краевые проблемы, задающие подобие сферы Шварцшильда для каждого времени, -постановки типа 5 постулата Евклида, континуум-гипотезы Кантора, номиналов ФФК; универсальные пограничные проблемы, - внегоризонтные мыслеобременения, релевантные всякому времени, - что есть человеческая жизнь (антропософия); история (историософия); общество (социософия); культура (культурософия); всевышний (тео-

софия); космос (космософия); любовь (ами-тология); добродетель (аретология) и т. д.

За видимую границу событий сферически симметричного контура (черные дыры - интеллектуально трансцендентное) выйти возможным не представляется. Представляется возможным только двигаться (блуждать?!) внутри контура, предаваясь философии (метафизике) абсолютного. При наиболее совершенной творческой аппроксимации к нему (абсолютному) говорят о проявлении гения. Усилиями философии (метафизики), ргах15ча (деятельность), гения (носитель высшей способности творения, олицетворение креативности) созидается антропный мир, человекоразмерный универсум, гуманитарно подобная Вселенная.

«Нам очень трудно принять идею множества возможных параллельных вселенных, - отмечает П. Бак, - хотя некоторые писатели-фантасты использовали ее в своих произведениях. Пытаясь понять наш мир, мы сталкиваемся с тем, что нам не с чем его сравнить» [1]. Не с чем, потому что его творцы - мы сами. Собственноручно, самостоятельно мы выстраиваем собственную мировую судьбу; мы сотворяем аутентичную реальность существования по самосозидаемым канонам рукотворения.

На данном благодатном пути отступают на задний план персональные изъяны мирового вселенского зодчества, пронизывающие глумливыми сомнениями:

Боюсь исчезнуть совершенно.

(Лермонтов)

Или:

Над миром мы пройдем без шума и следа.

(Лермонтов)

Или:

А вы на земле проживете,

Как черви слепые живут:

Ни сказок про вас не расскажут,

Ни песен про вас не споют.

(Горький)

И в пересохшем водоеме проглядывают следы родников; эгоистически насильственные, упрямо схематичные недолговечные интенции на пустой успех, суеверие, находящие поддержку во всякого рода уловках, полуправде разбиваются о подвиг служения человеческому порядку всесозидающей свободы. Человек дви-

жим родовой судьбой; свою индивидуальность он осуществляет сверхиндивидуально. Создавая и отбрасывая возможности в целе-ценностном обмирщении Wertswelt, мы вписываем персональную смертную жизнь в родовое бессмертие.

«Что же качается несчастий, которым подвергает нас отчасти природа, отчасти

вздорный эгоизм людей» на пути не потребления того, что есть, а выстраивания того, что должно быть, «то они одновременно побуждают, усиливают и закаляют силы души, позволяющие нам не покорятся названным склонностям и ощущать скрытую в нас способность достигнуть высших целей» [2]. Целей устроительства жизни человеческой.

библиографический список

1. Бак П. Как работает природа. Теория самоорганизации критичности / П. Бак. - М. : Изд-во УРСС, 2013.

2. Кант И. Собр. соч. : в 6 т. / И. Кант. - М., 1966. - Т. 5.

3. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Г. Риккерт. - СПб., 1903.

4. ШелерМ. Избранные произведения / М. Шелер. - М., 1999. - С. 191.

5. Fichte G. Anweisuung Zum Seligen Leben / G. Fichte. - Berlin. - 1912. - S. 6-7.

6. Perry R. General Theory of Value / R. Perry. - Toronto, 1926.

7. SchelerM. Philosophische Weltans Chauung / M. Scheler. - Bonn, 1929. - S. 11.

References

1. BakP. Kak rabotaet priroda. Teorija samoorganizacii kritichnosti / P. Bak. - M. : Izd-vo URSS, 2013.

2. Kant I. Sobr. soch. : v 6 t. / I. Kant. - M., 1966. - T. 5.

3. RikkertG. Granicy estestvennonauchnogo obrazovanija ponjatij / G. Rikkert. - SPb., 1903.

4. ShelerM. Izbrannye proizvedenija / M. Sheler. - M., 1999. - S. 191.

5. Fichte G. Anweisuung Zum Seligen Leben / G. Fichte. - Berlin, 1912. - S. 6-7.

6. Perry R. General Theory of Value / R. Perry. - Toronto, 1926.

7. SchelerM. Philosophische Weltans Chauung / M. Scheler. - Bonn, 1929. - S. 11.

Поступила в редакцию 19 мая 2015 г.

Сведения об авторе

Ильин Виктор Васильевич - доктор философских наук, профессор ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана», Москва. Область научных интересов - философия, политология, макросоциология, антропология, аксиология. Автор более 260 научных и учебно-методических работ. E-mail: vvilin@yandex.ru

Ilyin Viktor Vasilievich - doctor of philosophical science, professor of Bauman Moscow State Technical University. Scientific research: philosophy, political science, macrosociology, anthropology, axiology. The author of more than 260 scientific publications. More than 260 scientific publications. e-mail: vvilin@yandex.ru

76 ГУмАнИТАРИй : актуальные проблемы ^ 3 (35) 2016

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.