УДК 340.12 ББК 67.0
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10203
О ПРИРОДЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ И УРОВНЯХ ЦЕННОСТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВА
Дмитрий Александрович МАТАНЦЕВ, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Виталий Гаврилович ПАХОМОВ, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.01 — теория и история права
и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. Вопросы правовой аксиологии привлекают все большее внимание представителей юридической науки. На основе анализа основных подходов к пониманию природы правовых ценностей авторы приходят к выводу о двойственной субъективно-объективной сущности процесса ценностного восприятия права. Под ценностями предлагается понимать не сами объекты правовой действительности, а те свойства (смысл), которые вкладывает в объект оценивающий субъект. При этом объективно-субъективная природа правовых ценностей проявляется по-разному на различных уровня правового бытия. В зависимости от этих уровней выделяется ценность самого права, а также правовые ценности, которые образуются на идеологическом, нормативном и деятельном уровнях права.
Ключевые слова: право как ценность, социальный регулятор, правовые ценности, уровни правового бытия, ценностное восприятие.
Annotation. The issues of legal axiology are attracting more and more attention of representatives of legal science. Based on the analysis of the main approaches to understanding the nature of law values, the authors come to the conclusion about the dual subjective-objective nature of the process of value perception of law. By the values it is proposed to understand not the objects of legal reality themselves, but those properties (meaning) that the evaluating subject puts into the object. Moreover, the objective-subjective nature of law values manifests itself in different ways at various levels of legal existence. Depending on these levels, the value of the law itself is highlighted, as well as law values that are formed at the ideological, normative and active levels of law.
Keywords: law as a value, social regulator, law values, levels of legal being, value perception.
В современной гуманитарной науке все более очевидным становится тезис о том, что миром правят идеи. В области юриспруденции эта мысль воплощается в понимание того, что право как социальное явление приобретает свой регулятивный заряд только в силу придания ему смысла и значимости, т.е. с момента приобретения качества ценности. В связи с этим не случайно такое пристальное внимание в юридической литературе к аксиологическим проблемам права1. При этом споры о понятии и природе правовых ценностей закономерно продолжают дискуссии о сущности ценностей в общефилософском дискурсе.
В истории философской мысли сформировалось два основных подхода к пониманию природы ценностей.
Сторонники объективного подхода фокусируют внимание на вопросе, что относить к ценностям. С этой точки зрения ценностями признаются различные блага, такие, как добро, красота, любовь, истина и проч.2.
Представители субъективного подхода природу ценностей видят не в самих объектах окружающей действительности, а в том эмоционально-волевом отношении, в субъективной оценке, которую дает этим объектам человек.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
Существует и компромиссный подход, рассматривающий сущность ценности сквозь призму ее объектно-субъектной природы3.
В области юриспруденции объективный поход акцентирует внимание на том, что относить к ценностям права и какими признаками ценности обладают.
По мнению С.В. Михайлова, правовые ценности находят свое закрепление в законодательстве и выступают в качестве «нормативно-правового объекта, значимого для личности, общности или группы лиц, а также общества в целом, в зависимости от круга лиц, на регулирование правоотношений которых они нацелены»4.
Ю.Ю. Ветютнев выделяет следующие признаки правовых ценностей:
■ они носят формально признанный характер, фиксируются в определенных правовых источниках, охраняются властью;
■ в силу возможности воздействия права только на объективированное вовне поведение правовые ценности выражаются в «опредмеченных» формах; при этом духовные ценности, такие, как любовь, красота, мудрость, для права приобретают значение только в том случае, если материализуются в поведении;
■ правовые ценности имеют нормативно значимый характер, в силу этого всегда имеют обобщенный, типизированный характер5.
Акцент на субъективных свойствах правовых ценностей делает А.Н. Бабенко, понимая под ними «переживаемые людьми и определяемые культурой формы их позитивного отношения к правовой системе общества, которые обусловливают выбор поведения, соответствующий этой системе, а также юридическую оценку событий»6.
Схожей позиции придерживается и М.С. Ба-лаянц, уточняя, что правовые ценности являются принципами регенерации правовой жизни, посредством сложного механизма мотивации «обуславливают правомерность поведения, общие правовые оценки явлений правовой жизни общества и человека»7.
Ряд авторов отмечают двойственную объективно-субъективную природу правовых ценностей.
Ю.А. Гаврилова дает следующее определение: «ценность постулируется как внешний объект окружающего мира либо внутреннее со-
стояние субъекта, имеющие для него позитивное личное, социальное и культурное значение»8.
A.B. Краснов и A.B. Скоробогатов отмечают, что субъективный характер правовых ценностей предопределяется тем, что они являются формой отношений, представлений людей о наиболее важных компонентах правовой действительности. Объективный характер выражается в том, что «эти представления укореняются в сознании, выражаются в правовой традиции, транслируются в правовом поведении и в порядке обратной связи воздействуют на сознание»9.
На наш взгляд, и объективная, и субъективная стороны понимания правовых ценностей нуждаются в уточнении. Попытки объективации ценностей за счет их «опредмечивания» не способны объяснить, почему одни и те же ценностные критерии, такие, как, справедливость, добро, красота, разными людьми относимы к совершенно разным объектам.
Очевидно, что ценности — это не сами объекты, а свойства этих объектов. Но свойства, не предопределенные, а сообщаемые объекту самим человеком. B этом смысле ценности по своему генезису всегда субъективны, отражают определенное отношение субъекта к объекту. Однако субъективность ценности особая, имеющая объективный окрас.
Ценностное восприятие происходит в результате абстрагирования субъекта от действительности, возвышения его над бытием и созерцания бытия как целостной системы, существующей для достижения экзистенциальных целей. B этой системе субъект выделяет наиболее важные компоненты, обеспечивающие системность и целостность бытия, которые выступают объектами ценностей, и сообщает им экзистенциальный смысл.
Ценностное восприятие включает три компонента: определение экзистенциальной цели; формирование в соответствии с этой целью смыслов (ценностных свойств); выбор объектов, которым могут быть сообщены ценностные свойства.
Исходя из этого в юридической литературе предпринимаются попытки определения различных ценностных уровней измерения права.
Ю.А. Гаврилова, следуя философской триаде «общее — особенное — единичное», выделяет три уровня ценностного познания права:
■ абстрактно-всеобщий уровень, на котором рассматривается ценность права как социального регулятора;
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
■ конкретно-всеобщий уровень, на котором исследуются ценности отдельных элементов права (норм права, правосудия и проч.);
■ единичный, практический уровень, на котором отдельные социальные явления, соприкасаясь с правовой сферой, становятся особого рода правовыми ценностями (например, общефилософские понятия свободы, справедливости, равенства в правовом преломлении как правовые категории)10.
Интересный подход к уровням правовых ценностей высказывают O.A. Белинова и B.E. Фомин, выделяя ценности, относящиеся к «духу права» (абсолютные нравственные ценности), «душе права» (естественно-правовые ценности свободы, равенства, справедливости), «телу права» (компоненты позитивного права)11.
Различные уровни познания права можно выделить также в зависимости от того, кто является субъектом (носителем) ценности. B этом контексте можно выделить всеобщий уровень, когда право представляет собой общезначимую ценность для общества и государства, и индивидуальный уровень — значимость права и составляющих его компонентов для отдельного индивида.
B таком контексте очевидно то, что познание более высокого уровня абстрактности предполагает обнаружение объективных ценностных свойств права, тогда как на более конкретном, индивидуальном уровне ценности права имеют субъективную природу.
Именно из этого исходят A.B. Краснов и A.B. Скоробогатов, отмечая, что специфика правового опыта, который оказывает влияние на формирование правовых ценностей, позволяет говорить о двух относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных ценностных системах права: социальной и индивидуальной.
«Социальная система правовых ценностей в большей степени имеет объективный характер, формируется в процессе исторического развития и обусловлена правовой традицией и правовой ментальностью, носит чувственный характер. Индивидуальная система правовых ценностей более субъективна и заключается в индивидуально формируемых в правовом сознании индивида в процессе социализации ценностях, содержание которых обусловлено особенностями субъективного восприятия правовой реальности, зависит от духовного и практического опыта
освоения индивидом правовой реальности и носит интеллектуальный характер»12.
Один из основоположников правовой аксиологии Н. Неновски исходил из необходимости ответа на два принципиальных вопроса: в чем ценность самого права и что такое правовые ценности13?
Очевидно, что ценность права и правовые ценности — разноуровневые понятия.
Раскрытие ценности самого права предполагает определение функциональной роли права как компонента жизнедеятельности человека, выявление тех ценностных свойств, которые обеспечивают экзистенциальное значение права для людей.
Ценность права в естественно-правовой традиции раскрывается сквозь призму идей формального равенства, свободы, справедливости, в теологической концепции — сквозь призму идей божественного предназначения права, с позиций юридического позитивизма — в инструментальной роли права по отношению к государственной воле.
Но есть у права одно имманентное свойство, которое присуще ему независимо от того, какой концепции правопонимания мы придерживаемся.
Что отличает право от всех иных социальных регуляторов и делает его необходимым компонентом социальной жизни?
В отличие от всех иных социальных регуляторов, складывающихся исторически и создаваемых обезличенным социальным субъектом, право — инструмент социальной регуляции, являющийся результатом рациональной интеллектуальной деятельности персонифицированных субъектов.
Как метко отмечает Н. Неновски, «в отличие от других социальных регуляторов, формирующихся стихийно или отражающих бессилие человека перед лицом законов природы и социальных законов, оно связано со стремлением человека и общества господствовать над этими законами»14. Очевидно, что традиционные социальные регуляторы менее адаптированы к стремительно трансформирующимся общественным отношениям. В связи с этим запрос на правовое регулирование и, как следствие, ценность права в социальной жизни закономерно возрастают.
Теперь обратимся к вопросу понимания правовых ценностей. Рассмотрение этого вопроса требует выявления наиболее значимых, ценностных объектов правовой действительности, которые обеспечивают существование самого пра-
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020
ва. В таком контексте правовая ценность — понятие не универсальное, а конкретно-историческое, социокультурное.
Если подходить к пониманию культуры в широком смысле слова (как к деятельности человека и ее результатам), можно заметить, что процесс созидания человеком продуктов культуры зачастую включает два этапа: зарождение идеи и ее воплощение в реальности в виде материального результата.
Процесс формирования права отличается тем, что охватывает собой три этапа: формирование идеи права (идеологический уровень права), выражение этой идеи в букве закона (формальный, нормативный уровень), воплощение правового предписания в правовом поведении (реальный, деятельный уровень). Правовые ценности, соответственно, могут быть обнаружены на всех трех уровнях права. В некоторых случаях можно говорить о двух уровнях: правовая идея — правовое поведение (в этом случае можно выделить индивидуальные правовые ценности, отличные от нормативных).
В широком социокультурном контексте правовыми ценностями являются не только нормативные и институциональные компоненты правовой действительности, но также материальные артефакты культуры, относящиеся к правовой сфере.
Так, П.В. Крашенинников в содержание понятия «право» включает:
■ различные виды юридической деятельности (юридическую науку, подготовку юридических кадров, законотворчество, законодательство, правоохранительную, правоприменительную, правозащитную и просветительскую деятельность),
■ продукты этой деятельности [юридические тексты, понятийный аппарат, юридические техники, соответствующие правовые структуры и организации (суд, полиция, уголовно исполнительная система и т.д., профессиональные юристы и их сообщества и т.д.)] и
■результаты деятельности (правовой порядок в государстве и правовая культура на-селения)15.
Выстраивание этих компонентов культуры в ценностную иерархию, приписывание им определенных ценностных свойств зависит от того, какое место само право занимает в ценностной системе координат, какими рациональными и внерациональными средствами обеспечивается легитимация права как социальной ценности.
В современных западных правовых системах на идеологическом уровне правовые ценности выражаются в идеях юридического равенства, свободы; на нормативном уровне — в развитом законодательстве (в первую очередь гражданском); на институциональном уровне — в системе разделения властей, наличии выборных органов власти, суда присяжных и проч.
Подводя итоги настоящему исследованию, необходимо отметить, что вопрос о природе ценности в праве невозможно решить окончательно. Это обусловлено как сложной двойственной объектно-субъектной природой процесса ценностного восприятия, так и различными уровнями правового бытия. При этом методологически важное значение имеет разграничение категорий «ценность в праве» и «правовые ценности». Если первая категория по своим характеристикам в большей степени носит объективный характер и отражает универсальные свойства права, то «правовые ценности» — понятие культурно-историческое, отражающее специфику конкретной правовой культуры и индивидуальные правовые установки участников общественных отношений.
1 Цинцадзе Н.С. Концептуальные аспекты аксиологической теории права // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 5. С. 251—259.
2 Федоров В.А., Благова С.А. Эволюция понятия «ценность» // Вестник РУДН. Сер. :Философия. 2016. № 1. С. 128—137.
3 Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997 . С. 49.
4 Михайлов С.В. Правовые ценности: теоретико-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2011.
5 Ветютнев Ю.Ю. Аксиология правовой формы. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 28—29.
6 Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.
7 Балаянц М.С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
8 Гаврилова Ю.А. Правовые ценности и смысл права // Рос. журнал правовых исследований. 2015. № 3. С. 36.
9 Краснов A.B., Скоробогатов А.В. Правовая ценность в России: теоретико-правовой и ретроспективный анализ // Genesis: исторические исследования. 2017. № 3. С. 132.
10 Гаврилова Ю.А. Указ. соч. С. 36.
11 Белинова О.А., Фомин В.Е. Ценность права и ценности в праве // Науч. вестник Омской академии МВД России. 2012. № 1. С. 32—33.
12 Краснов А.В., Скоробогатов А.В. Указ. соч.
13 Неновски. Н. Право и ценности / Пер. с болг. Вступит. ст. и пер. В.М. Сафронова. Под ред. В.Д. Зорькина. М.: Прогресс, 1987.
14 Там же. С. 201.
15 Крашенинников П.В. Времена и право. М.: Статут, 2016.
ЗАКОН И ПРАВО • 05-2020