Р .Л. Ахмедшин
О природе «маски нормальности» серийных убийц
При изучении феномена серийных убийц у исследователя объективно возникает необходимость в ранжировании факторов, определяющих специфику психологического статуса представителя данной категории преступников1. Среди этих факторов есть и временной промежуток, на протяжении которого действовал серийный убийца.
Что же помогло Чикатило, Головкину, Онуп-риенко, Холмсу, Банди и другим действовать годами, проливая кровь? Без сомнения, некоторые элементы расследования данных преступлений обусловили затруднение следователей и оперативных работников, но прямой вины работников правоохранительных органов в этом нет. Действительно, как можно заподозрить в убийствах человека, если он абсолютно всеми окружающими воспринимается положительно.
Данный феномен получил название «маска нормальности». «Маска нормальности» - название научной работы Херви Клекли, посвященной психопатической личности [ 1 ] . В работе Х. Клекли под «маской нормальности» понимает способность психопата казаться абсолютно нормальным, психически полноценным человеком. Семантический анализ данного термина определяет его как притворное (искусственное) поведение, направленное на соответствие принятым в обществе нормативам. Основной акцент данного определения сводится к наличию элемента осознанного, волевого контроля за своим поведением носителя «маски нормальности». Без сомнения, большинство серийных убийц характеризуется повышенным интеллектуальным потенциалом, что детерминирует в определенной степени наличие артистических способностей, однако данные характеристики не объясняют, как можно вести двойную жизнь достаточно долгое время. Другими словами, «маска нормальности» не может быть объяснена осознанными ухищрениями по созданию преступником положительного имиджа, так как подобные попытки рано или поздно станут понятны окружающим людям.
Проявления истинного психологического статуса серийного убийцы должны были быть детерминированы механизмами психической
защиты, в первую очередь вытеснение и сублимация. Под вытеснением понимается процесс удаления из сознания психотравмирующих мыслей и чувств, под сублимацией - перенос негативных характеристик личности в социально одобряемую сферу. Проявление данных механизмов защиты психики насторожило бы людей, окружающих серийного убийцу, однако этого не происходит.
Учитывая изложенное, выделим два момента исследуемой проблемы:
1. В своей некриминальной жизни, на взгляд постороннего наблюдателя, большинство серийных убийц являются ярко выраженными социально адаптированными личностями.
2. Если бы подобное социально адаптированное поведение серийных убийц являлось результатом притворства, то окружающие их люди интуитивно почувствовали бы это, или, во всяком случае, не смогли бы характеризовать серийных убийц безусловно положительно.
Исходя из этих двух моментов можно утверждать, что феномен «маски нормальности» не определяется семантическим смыслом этих слов. Природа «маски нормальности» серийных убийц совершенно иная, нежели та, что выявлена на сегодняшний день.
Для того чтобы определить первопричину формирования и существования «маски нормальности», рационально обратиться к некоторым положениям психоанализа.
Топографическая модель психики человека включает в себя три уровня:
1. Бессознательное - наиболее глубокая и значимая область человеческой психики. Основное содержание - совокупность инстинктов и вытесненных воспоминаний.
2. Предсознательное - уровень «доступной памяти», совокупность переживаний лица, восстанавливаемая волевым усилием. Основное содержание - невостребованный в данный момент опыт.
3 Сознательное - уровень «реальной памяти». Основное содержание - переживания, осознаваемые в данный момент, ориентирование на установки социума.
Инстинкты и витальные потребности, нахо-
Серийными убийцами мы называем лиц, совершивших три и более отдельных, разделенных между собой периодами эмоционального покоя убийств с особой жестокостью людей, подпадающих под сложившийся в сознании преступника образ жертвы.
дящиеся в бессознательном, блокируются на уровне предсознательного из-за запретов, локализованных в области сознательного. Чтобы блокируемые инстинкты не достигли критической массы, они выводятся небольшими порциями. Эти выводы получили название «механизмы защиты психики». В их число, в частности, входят вышеназванные механизмы вытеснения и сублимации. Именно механизмы защиты обусловливают социально одобряемое поведение, хотя, естественно, приводят к незначительным конфликтным моментам, которые определяют несколько пониженное восприятие человека окружающими.
Как показывает практика, для серийных убийц в целом не характерны подобные малозначительные конфликты, что и приводит к формированию окружающих мнения об идеальном супруге, замечательном отце, прекрасном соседе. Так как мы не можем пронаблюдать последствия функционирования механизма защиты, то вправе предположить, что сброс энергии бессознательного происходит у серийных убийц совершенно иным образом, нежели у нормальных людей. Наиболее логичным представляется положение о том, что подобный выброс энергии совершается непосредственно в момент преступлений. Другими словами, психика серийного убийцы ориентирована не на постепенный вывод бессознательной энергии, а на разовый выплеск, минующий сферы пред-сознательного и сознательного. Именно поэтому подавляющее большинство серийных убийц не могут реконструировать свое состояние в момент совершения преступления. Представляется, что подобный выплеск бессознательной энергии не аналогичен механизму замещения, так как последний уменьшает выход первобытных инстинктов до социально допустимых, в случае же с выплеском бессознательной энергии социально допустимых пределов не существует.
Подводя итог изложенному, выскажем мнение, что феномен «маски нормальности» серийного убийцы объясняется тем, что особенности его психики позволяют сбросить весь груз бессознательного напряжения в одноволевом акте, что приводит к исчезновению механизмов защиты психики. Серийный убийца не притво-
ряется нормальным человеком. После совершения преступления, лишенный груза инстинктов, он представляет собой образец психически здорового, абсолютно уравновешенного человека. Самоактуализация2 в процессе убийства в данном случае есть форма балансировки психики [2].
Достижению гармонии через овладение объектами внешнего мира посвящены некоторые положения тантра-йоги. Естественно, прямую взаимосвязь данных положений с материалом этой статьи установить сложно, однако на концептуальном уровне между самоактуализацией в процессе совершения убийств и развитием по пути тантра-йоги существует явно выраженная параллель. Следует отметить, что актуализация личности не обязательно должна быть этически позитивной, так как элемент позитивности находит отражение в оптимизации психических возможностей в целом или в определенной сфере. Во втором случае мы наблюдаем типичную форму самоактуализации, характерную для серийных убийц.
Возможно, на первый взгляд этот вывод будет неприемлем, однако задумайтесь, что не воспринимают его наша эмоциональная или рациональная составляющие. Научное положение не может быть этичным или неэтичным, оно может быть только научным или ненаучным.
Под «маской нормальности» серийного убийцы мы будем понимать состояние психической стабильности, возникающее вследствие одномоментного выброса бессознательной энергии.
В методике построения психологического профиля неизвестного преступника можно выделить следующие виды «маски нормальности», классифицируемые по степени адаптированно-сти в социуме ее носителя:
1 Ярко выраженная «маска нормальности». Ее носитель, на взгляд наблюдателя, гармонично вписан в социум. Представителями данной группы преступников являются Чикатило, Холмс, Банди, Сливко, Бернардо, Михасевич.
2. Средне выраженная «маска нормальности». Ее носитель, на взгляд наблюдателя, неприметен в социуме. Представители данной группы преступников - Дамер, Головкин, Азимов, Кулик.
3. Мало выраженная «маска нормальности».
2Под самоактуализацией принято понимать разработку индивидуумом собственной концепции этических стереотипов. Следует отметить, что в отличие от этических стереотипов, полученных в процессе социализации человека, актуализированные стереотипы являются более оптимальной формой запрета. Оптимальность объясняется меньшей выраженностью конфликта между бессознательной и сознательной сферами, наблюдаемыми в случае анализа самоактуализированных этических стереотипов.
Ее носитель, на взгляд наблюдателя, характеризуется антисоциальными свойствами. Это преступники Кемпер, Люкас, Кузнецов, Спек, Дютру.
Из данной классификации видно, что вследствие определенной условности основания классификации определяемые группы на первый взгляд также являются достаточно условными. Однако рассмотрим на примере первой группы преступников опровержение данного положения.
Ярко выраженная «маска нормальности» серийного убийцы проявляется прежде всего в случаях, когда преступник знакомится с жертвой в людных местах. Так, Банди знакомился со своими жертвами в оживленных районах студенческих городков.
Свидетельством высокой «маски нормальности» преступника также является установление факта добровольного согласия жертвы отправиться куда-либо с серийным преступником. Примером могут служить подавляющее большинство преступлений, совершенных Чикатило.
Естественно, вышеприведенная классификация достаточно условна, как условна любая классификация, объектом которой выступает человек, однако представляется, что в данном случае классифицируемые группы достаточно четко выделены. Так, если мы рассмотрим взаимосвязь степени проявления «маски нормаль -ности» (МН) серийного убийцы и места знакомства с его жертвами, то увидим достаточно четкую обособленность представителей всех трех классификационных групп.
Определение фактора «маски нормальности» крайне значимо для построения психологического профиля неизвестного преступника. Анализ биографических и психологических характеристик серийных убийц позволяет с уверенностью утверждать наличие взаимосвязи «мас-
ки нормальности» со следующими параметрами: семейный статус, элемент доминантности в семейных отношениях, образовательный уровень, социальная активность, высокая коммуникативная способность, наличие судимости. Так, в частности, преступник, обладающий высокой степенью «маски нормальности», характеризуется как положительный семьянин, часто без доминирования в семейной жизни, за исключением ряда сфер (Чикатило в целом подчинялся своей жене, однако в сексуальной жизни определял приоритеты он). Высокая «маска нормальности» часто корреспондирует высокому образовательному уровню и отсутствию факта судимости, исключением здесь может быть судимость за хищения.
Позитивное восприятие преступника окружающими также обусловлено высокой степенью контактности, понимаемой как открытость и высокая социальная активность, что создает иллюзию осведомленности о личной жизни преступника у окружающих.
«Маска нормальности» серийного убийцы тесно связана с modus operandi преступника. Достижение состояния психической стабильности, возникающее вследствие одномоментного выброса бессознательной энергии, возможно только при уникальной совокупности обстоятельств, в которой каждый элемент деформированной психики находит выход в окружающую среду. Легко понять, что из-за стабильной характеристики этих деформированных элементов способ их вывода вовне будет также стабилен. Именно этим объясняется стереотипность modus operandi серийного убийцы. Modus operandi выступает как оптимальная форма достижения состояния «маски нормальности», подобный подход к modus operandi позволяет объяснить некоторые элементы теории криминальных программ, разработанных Е.Г. Само-вичевым [3] . В данной теории присутствует определенный мистический элемент, однако подобное не определяет ее ненаучности, скорее, наоборот, - формирует идею о неполноте современного научного познания.
Теория Е.Г. Самовичева - одна из немногих, направленных на объяснение природы серийных убийств. Одна из функций данной теории - объяснить тот факт, что большинство серийных убийц попадает в поле зрения правоохранительных органов, неожиданно совершив явный промах. Так, Кузьмин был задержан случайными прохожими при попытке увести с собой будущую жертву - ребенка; убийцу Бурова случайно опознали родственники потерпевшего; маньяка Кашинцева взяли с полич-
Группы выраженности «маски нормальности»
Группа Представитель Mfcra знакомства
Ярко
выраженная Тед Банди Студ. городки,
MH плсшади
Средне
выраженная Джеффри
MH Дамер Бары, клубы
Mало
выраженная Генри Ли Шоссе, лесные
MH Люкас массивы
ным (спящим рядом с задушенной женщиной) ; Джумагалиев был задержан только потому, что в пьяном виде стал демонстрировать друзьям останки жертвы.
Исходя из изученных материалов расследования мы можем сделать вывод о случайной поимке в среднем трех серийных убийц из пяти. Зарубежная практика имеет также большое количество подобных примеров, начиная с Холмса и Дамера и заканчивая Банди и Люкасом. Действительно, очень часто изобличение преступника является не итогом деятельности правоохранительных органов, а, на первый взгляд, провоцируется самим преступником.
Е.Г. Самовичев объясняет подобную провокацию закономерностями завершения криминальной программы, обусловленной факторами жесткой детерминированности континуума человеческого бытия.
Представляется, что использование нового объяснения феномена «маски нормальности» серийного убийцы можно проанализировать завершением криминальной программы на менее абстрактном уровне. Ситуация, в которой серийный убийца допускает фатальную для себя ошибку, может быть проиллюстрирована рядом положений:
1) состояние психической стабильности, возникающее вследствие одномоментного выброса бессознательной энергии, обусловливает возникновение жесткой зависимости между элементом психической стабильности и потребности в совершении преступлений;
2 часто (применительно к конкретному се-
рийному убийце это количество индивидуально) совершаемые преступления приводят к тому, что механизмы защиты психики атрофируются. Действительно, зачем сложные способы вывода части бессознательной энергии, когда доступен просто одномоментный выброс;
3 атрофирование механизмов защиты на фоне все более частого использования одномоментного выброса энергии ведет к окончательной деградации социальных стереотипов, базирующихся на сознательном уровне психики;
4 ввиду деформации сферы сознательного восприятие мира происходит по канонам бессознательного, девизом которого является реализация потребностей без учета особенностей внешнего мира;
5) восприятие мира на уровне бессознательного приводит к тому, что факторам внешней среды (социального неодобрения, возможности уголовно-правовых последствий) не придается особого значения. В результате серийный убийца не сознательно провоцирует правоохранительные органы на прерывание своей криминальной программы, а просто не способен учитывать саму возможность влияния правоохранительных органов на свою судьбу вследствие дезориентации в мире социальных запретов.
Возможно, что большинство положений данной статьи носит дискуссионный характер, однако представляется, что феномен «маски нормальности» серийного убийцы способен в большей степени объяснить его поведение, чем подходы, существующие сегодня.
Литература
1. Шехтер X., Эверит Д. Энциклопедия серийных 3. Модестов Н.С. Маньяки... Слепая смерть. М.,
убийц. М., 1998. 1977.
2. MaslowA.H. Mbtivation and personality. New York,
1987.