Научная статья на тему 'О природе и назначении поэзии'

О природе и назначении поэзии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О природе и назначении поэзии»

© ПРИРОДЕ И НАЗНАЧЕНИИ ПОЭЗИИ

В. В. Лепов

«Грусть от того, что не видишь добра в добре»

Н. Гоголь

Валерий Валерьевич Лепов,

доктор технических наук, заместитель директора по научной работе Института физико-технических проблем Севера СО РАН, профессор кафедры философии ЯНЦ СО РАН.

Вопрос о назначении художественного творчества, об объяснении причин стремления человека к созданию произведений искусства занимал многих философов, знатоков литературы и поэзии. И если Лессинг в своём «Лаокооне» 1766 г систематически сравнивает художественное и поэтическое творчество, возвышая последнее и определяя столь размытые границы между ними [1], то в более поздних работах оно обосновывается либо как стремление к высшей эстетике, так что, в конце концов, торжествует идея об оправдании человеком своего бытия творчеством, его божественной природой [2], либо как научное вдохновение, являющееся ключом к познанию нового [3]. Более того, современные искусствоведы и философы стремятся обосновать поэтическим творчеством эволюционное развитие общества [4, 5]. Об этом написаны сотни и тысячи статей и эссе, поэтому материал, изложенный в данной статье, отражает наиболее близкую автору точку зрения на вопрос о природе и назначении поэзии.

В одной из статей психолога Н. Т. Оганесяна [6] рассматривается 18 основных причин поэтического творчества, основанных на исследовании деятельности и произведений многих отечественных и зарубежных поэтов и философов:

1) душевный покой (его обретение путём творчества - Байрон, Кольридж);

2) душевная радость (от реализации собственных возможностей в творчестве - Ролло Мэй; «кнаслаждению от страдания» - Гофман-сталь, Гёте);

3) эмоциональное реагирование (катарсис1, освобождение от скорби и печали - Гёте);

4) эстетические переживания (наслаждение гармонией, эстетикой творчества - Пушкин, Фрейд, Арнаудов);

5) поэзия как игра («искусство -игра, гении - дети...» - Б. Паскаль, З. Фрейд, М. Волошин);

6) поэзия как лекарство от скуки (занятость души как потребность, как защита от бесполезных дел -Жан Дюбо);

7) поэзия как разделённое страдание (сопереживание, жертвенность - Лермонтов, Гёте и др.);

8) поэзия как «оазис» (создание «миров, удобных для проживания», убежищ - Шеллинг; «инобытие в искусстве», «перевоплощение» -Дорфман);

9) поэзия как виртуальный мир (очищенный, видоизменённый мир, не несущий угрозы, - А. Пушкин);

10) поэзия как объективация страдания (отделение и любование своими эмоциями, как картиной, -М. Цветаева);

11) поэзия как магия (убийство персонажа вместо себя - Гёте; отображение и тех чувств у читателя и тем самым его спасение -

1 Катарсис - (от др.-греч. каваро^ — возвышение, очищение, оздоровление): а) понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов; б) понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском; в) термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его; г) в современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя (Википедия, http://ru. wikipedia.org).

Фауст в аду. Иллюстрации ирландского художника Гарри Кларка (1925 г.).

Геббель; драматизация, метаморфозы автора -Оноре де Бальзак);

12) поэзия как внушение (гипнотическая сила ритма, созвучия, рифмы - убаюкивание, медитативное действие - Гарин);

13) поэзия как внутреннее движение (внутреннее реагирование аффектов: ритмикой, динамизмом слова - В. Маяковский, А. Блок);

14) поэзия как самопознание (самоизменение, развитие в творческом акте, открытие истин и своего к ним отношения - Хайдеггер, Сартр);

15) поэзия как стимул развития художественной компетентности (умение переводить эмоции на язык искусства - Лотман, Хармс; через диалог со своим alter ego, переход от стадии «дилетанта» к ценителю и эксперту, от «поэзии для эмоций» к «поэзии для личности» - Леонтьев);

16) поэзия как заменитель общения при одиночестве (разговор с самим собой человека мыслящего, творческого - Б. Ахмадулина, Мира Ливингстон; «Быть... значит общаться» - Бахтин);

17) поэзия как омолаживающий фактор (старых поэтов не бывает - психоаналитик Фроим Шифринский; творчество как терапия, «средство Макрополуса»);

18) поэзия как «мольба о бессмертии» (творчество - вступление в борьбу с богами, стремление оставить частичку себя, завещая её другим, - А. Пушкин, Р Мей, Л. Васильева).

В подтверждение одной из причин возникновения поэзии - сострадания - можно привести отрывок из «Макбета» Уильяма Шекспира (и картину У Блейка):

«И жалость, будто голенький младенец, Влекомый вихрем, или херувим На скакунах невидимых воздушных...» Вдохновение от картины У Блейка передалось и автору данной статьи:

Я, как все, замерзаю и плачу от северной стужи На морозном ветру, на бегу через белую мглу, Где мерцают огни, но я знаю, что может быть хуже, -Быть погруженным в лень, равнодушие и черноту Многолюдной толпы с многотысячной резью в желудках, С бессердечием душ, лишь бездумно глядящих в экран, На котором еда и для тех, кто не терпит рассудка, И для тех, кто боится безмолвия и тишины... Говори, говори. Пусть прижавшись щекою к подушке. Колыбельную пой. Для того, кто услышит тебя. В новогоднюю ночь оставаясь последним и лучшим, Кто ушёл до поры, когда мы остаёмся одни.

Как будто бы названы все основные причины создания поэтических произведений самого разного уровня, но не всё так однозначно... Обратимся к работе Николая Бердяева «О назначении человека» [7]. В главе «Конкретные вопросы этики», говоря об идеалах человека, он упоминает теорию «даров»: «Образ человека-творца, осуществляющего своё призвание в мире и реализующего данные ему от Бога дары во имя служения Богу, есть идеальный образ человека, целостный и не раздробленный...» [7, с. 262]. И далее: «...Идеал мудреца, ведомый не только греко-римской античности, но и Востоку, Китаю, Индии, есть самый высокий образ

в мире дохристианском. Мир христианский выдвинул идеал святого, т.е. целостного преображения и просветления человека, явления новой твари, победившей ветхую природу. Это есть вершина достижения нового духовного человека» [Там же, с. 261]. В главе «Этика творчества» Бердяев пишет: «Зарывание даров в землю, т.е. отсутствие творчества, осуждено Христом». В то же время: «Нет ничего более смешного и жалкого, как гордиться своим гением. Гордиться ещё можно было бы своей святостью, но не своим гением...». «В творчестве есть две разные стороны, два разных акта, и в зависимости от того, на какой стороне творчества мы сосредоточиваемся, мы разно описываем творчество. В творчестве есть внутренняя и внешняя сторона. Есть первоначальный творческий акт, в котором человек как бы стоит перед лицом Божьим, и есть вторичный творческий акт, в котором он как бы стоит перед лицом людей и мира...» [Там же, с.137]. «И тут является то, что в творчестве называется мастерством, искусством. Первичный творческий акт совсем не является искусством. Искусство вторично, и в нём творческий огонь охлаждается... Охлаждённость, потухание огня есть в каждой книге, картине, статуе, добром деле, социальном учреждении... В этом трагедия творчества и граница человеческого творчества. В этом конце есть страшный суд над человеческим творчеством. Внутренний творческий акт в его огненном движении должен был бы выходить из тяжести "мира" и быть "преодолением мира". В своей внешней реализации, в

продуктах культуры творческий акт находится во власти "мира"и скован "миром"...» [Там же, с.138].

Таким образом, Бердяев заключает, что гениальность не тождественна гению, так как первое представляет собой цельное качество человеческой личности, а не дар, и свидетельствует лишь о том, что человеку становится доступен первоисточник творчества, независимый от каких-либо социальных наслоений. Способность же к реализации, искусство, мастерство человека может не соответствовать этому источнику. Лишь соединение гениальной природы с очень большим талантом в реализации творчества образует гения. Отсюда и разница между святым и гением - гениальность в «самотворчестве» первого, «в превращении себя в совершенную, просиянную тварь», которая может и не создавать никаких произведений, - резко контрастирует с существом, не думающим о собственном спасении, а жертвующим собой во имя ценностей сверхчеловеческих, полностью выражающимся в творчестве, оказываясь тесно связанным, как ни странно, несовершенством, - либо личным, либо общественным.

По Бердяеву, существует трагический конфликт творчества и личного совершенства. Сила, величие, гениальность творчества совсем непропорциональны степени совершенства, достигнутого человеком. Но «творчество и есть то, что более всего напоминает призвание человека до грехопадения, что в известном смысле стоит «по ту сторону добра и зла». Но так как человеческая природа греховна, то творчество искажается и извращается грехом, и возможно и злое

Иллюстрация ирландского художника Гарри Кларка к «Фаусту» И. Гёте (1925 г.).

Гоавюра советского художника А. Д. Гончарова к трагедии «Фауст» И. Гёте.

Уильям Блейк. «Жалость» (около 1795 г.). Иллюстрация к пьесе «Макбет» У. Шекспира.

творчество. Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире» [Там же, с.141].

И заключение Бердяева по этому вопросу касается также смысла творчества, которое можно понимать в широком смысле, как познание вообще. Он пишет: «Путь творчества также есть путь нравственного и религиозного совершенства, путь осуществления полноты жизни. Столь часто цитируемые слова Гёте: «Сера всякая теория, и вечно зелено древо жизни» могут быть перевёрнуты: «Сера всякая жизнь, и вечно зелено древо теории». И вот что это будет значить. «Теория» есть творчество, есть Платон или Гегель, «жизнь» не может быть серой обыденностью, борьбой за существование, семейными дрязгами, неудачами, разочарованиями и пр. В этом смысле «теория» может носить характер нравственного подъёма» [Там же, с. 141].

Таким образом, любое творчество возвышает человека над обыденностью, серостью и неприметностью его повседневной жизни, являясь в то же время путём постоянного совершенствования, долгой дорогой к идеалу. Пути этому нет конца, и не отсюда ли вера многих народов в земную жизнь, как в краткий миг познания этого мира перед переходом в другой, более совершенный. Для этого нужно лишь подняться своим творческим даром над бездной круговорота дней, очнуться от повторяющего свои обороты колеса сансары, возвыситься над холодным бытиём и нащупать свою ветку вечно цветущего Древа жизни, уходящего в бесконечность.

Солнце булгаковски, - медным пожарищем, -Над горизонтом пустынным встаёт. Серою птицею, братским товарищем В небе высоком кружится орёл.

Там, в поднебесной далекой окраине Весь на ладони наземный мирок Ярко, красиво сияет, и тайными Тропами жизни и смерти идёт. Каждый увидеть далёкое силится, Только подняться наверх невдомёк, И копошится на маленьких улочках Будто игрушечный мир-городок. Перья скрипят свою сказку певучую Годы и годы вершится виток Веры в судьбу, недоверия случаю, -Кецалькоатлю2 в прощальный глоток...

Изображение Кецалькоатля.

Список литературы

1. Лессинг, Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Г Э. Лессинг // Избранные произведения. -М. : Искусство, 1953. - 622 с.

2. Бердяев, Н. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) / Н. Бердяев. - М. : Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916. - 269 с.

3. Орлов, В. И. Трактат о вдохновении / В. И. Орлов. - М. : Знание, 1980. - 336 с.

4. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. - М. : Искусство, 1979. - 422 с.

5. Герасимчук, И. М. Философия творчества / И. М. Герасимчук. - К. : ЭКМО, 2006. - 120 с.

6. Оганесян, Н. Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества / Н. Т. Оганесян // Журнал практической психологии и психоанализа. -2002. - № 3. http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20020310

7. Бердяев, Н. О назначении человека / Н. Бердяев. - Париж: Современные записки, 1931. - 320 с.

2 Кецалькоатль - (Quetzalcoatl, лат.), «змея, покрытая зелёными перьями» или «драгоценный отец змей, сметающий дороги», в мифологии индейцев Центральной Америки одно из главных божеств, бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, близнецов, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана. Создатель ацтеков вдувает им души при рождении и заглатывает при физической смерти. Однако Кецалькоатль славился не только тем, что создал ацтеков, но и тем, что являлся покровителем людей и никогда не оставлял их в беде. Однажды он превратился в муравья и проник в муравейник, дабы вынести оттуда зерна маиса, он научил людей обрабатывать землю, находить драгоценные камни, познакомил с таинством звёзд и научил исчислять даты по календарю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.