Научная статья на тему 'О приоритетных направлениях предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ'

О приоритетных направлениях предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРЕД- УПРЕЖДЕНИЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОТИЗМА / NARCOMANIA / ILLEGAL DRUGS TRAFFICKING / DRUGS / NARCOMANIA AND NARCOTISM PREVENTING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалагин Антон Евгеньевич

Рассматривается общественная опасность наркомании и наркотизма. Предлагаются правовые, ор- ганизационные и криминологические меры по предупреждению и противодействию незаконному обо- роту наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On priority trends of preventing illegal drugs and psychotropic substances trafficking

Social danger of narcomania and narcotism is viewed. Legal, organizational and criminological means to prevent and combat illegal drugs trafficking are proposed.

Текст научной работы на тему «О приоритетных направлениях предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ»

АНТОН ЕВГЕНЬЕВИЧ ШАЛАГИН,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права ФГКОУ ВПО «Казанский юридический институт МВД России»

О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Рассматривается общественная опасность наркомании и наркотизма. Предлагаются правовые, организационные и криминологические меры по предупреждению и противодействию незаконному обороту наркотиков.

Ключевые слова: наркомания, незаконный оборот наркотиков, наркотические средства, предупреждение наркомании и наркотизма.

A.E. Shalagin, PhD (Law), Assistant Professor, Head, Chair of Criminology and Penal Law, Russia MI Law Institute (Kazan City); e-mail: aeshalagin@yandex.ru, tel.: 89046675208.

On priority trends of preventing illegal drugs and psychotropic substances trafficking.

Social danger of narcomania and narcotism is viewed. Legal, organizational and criminological means to prevent and combat illegal drugs trafficking are proposed.

Key words: narcomania, illegal drugs trafficking, drugs, narcomania and narcotism preventing.

В настоящее время злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами превратилось для России и других стран в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере, безопасности и правопорядку. По данным ООН, потребителей наркотиков в мире насчитывается свыше 185 млн человек, или 3% от всего населения планеты. По экспертным оценкам, в России более 5 млн граждан являются наркоза-висимыми1. Наркомания приводит к деградации личности, подрывает генофонд нации. Наркотики ежегодно уносят 30 тыс. молодых жизней - в среднем свыше 80 человек в сутки.

Общественная опасность наркомании в современных условиях выражается и в том, что наркоманы являются разносчиками венерических болезней, ВИЧ-инфекции, гепатита С и других серьезных заболеваний. Трагическим аспектом этой болезни является то, что дети наркоманов приобретают синдром физической зависимости от наркотиков еще в утробе матери. Сразу после рождения ребенок начинает испытывать сильнейшую «ломку» и умирает через 1-2 дня, если ему не оказать квалифицированную медицинскую помощь.

Наркомания и наркотизм никогда не существовали изолированно друг от друга, они теснейшим образом взаимосвязаны и переплетены со многими негативными (асоциальными) явлениями и процессами, оказывающими влияние на

преступность, с такими как токсикомания, проституция, бродяжничество, беспризорность, что непосредственно сказывается на воспроизводстве самой наркопреступности.

В 2009 г. на территории России выявлено более 238 тыс. наркопреступлений. Из общего количества наркопреступлений 70% относятся к категории тяжких и особо тяжких. Их удельный вес в общем количестве зарегистрированных преступных деяний составил 6,2%.

Современный наркобизнес приобрел такой размах, что действует, как хорошо отлаженная экономическая отрасль. Бесперебойно функционирует стремительно развивающийся наркорынок, который находится под контролем криминальных структур и преступных сообществ.

Сегодня наркомафия, осуществляя финансовую подпитку террористов, экстремистов, сепаратистов, религиозных фанатиков и других агрессивно и враждебно настроенных против человечества группировок, влияет на политические, экономические, социально значимые решения различных государств, вмешивается в деятельность законодательной и исполнительной власти, диктует условия чиновникам, добивается поступления незаконно добытых средств в сферу легального бизнеса2.

На рост наркотизации населения России непосредственное влияние оказывают миграционные процессы с участием граждан государств Центрально-Азиатского региона. Возможность

безвизового въезда в Россию, тяжелое материальное положение мигрантов, большинство из которых не имеют образования и трудовой квалификации, способствуют их массовому вовлечению в преступный бизнес, а также стимулируют высокую криминальную активность в роли наркокурьеров и сбытчиков наркотического зелья.

Сегодня большая часть наркотиков в центральную Россию поступает из Афганистана, Таджикистана, Киргизии, Дальнего Востока. Основные виды поставляемых наркотиков: героин, марихуана, гашиш. Транснациональный размах преступной деятельности позволяет преступникам использовать каналы быстрого (оперативного) информационного контакта. Все чаще встречаются случаи использования Интернета для заключения бесконтактных сделок.

Наркотизм подростков и молодежи, как показывают комплексные исследования в XXI в., -одна из ключевых социальных проблем, а противостояние распространению наркотиков - важнейший приоритет в сфере государственного и общественного контроля3.

Высокая латентность преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, наряду с другими факторами, не позволяет в полной мере определить масштабность и значимость рассматриваемой проблемы. Таким образом, общественная опасность наркомании и наркотизма сегодня в России проявляется в виде наркопреступности, наркобизнеса, наркофобий и других явлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности в целом, ее определенных видов и отдельных преступных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь лиц, чье поведение и условия жизни указывают на такую возможность.

Государственная политика в области противодействия незаконному обороту наркотиков в настоящий период должна быть направлена на решение следующих задач:

установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;

постепенное сокращение числа больных наркоманией (профилактика рецидива наркопотребления);

оказание социальной, психологической, медицинской помощи лицам, отказавшимся от дальнейшего употребления наркотиков;

предупреждение незаконных действий, связанных с оборотом наркотиков;

своевременное выявление, документиро-

вание, пресечение незаконной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков.

Стоит отметить, что в мире существуют следующие основные модели предупреждения и преодоления наркотизма: правовая, медицинская, психосоциальная и педагогическая.

Правовая модель преимущественно нацелена на урегулирование нормативных проблем, связанных с противодействием наркотизму. Она же предполагает и карательно-репрессивное воздействие на лиц, потребляющих наркотические средства без назначения врача, совершающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и нарушением правил их легального обращения.

Медицинская модель базируется на постулате о том, что наркомания - это прежде всего болезнь, постепенно приобретающая признаки эпидемии, а наркоманы - исключительно больные люди, нуждающиеся в медицинской помощи.

Психосоциальная модель предлагает рассматривать потребителя наркотиков через призму разнообразных социальных психотравмирующих процессов, происходящих как в обществе, так и в самой личности при взаимодействии с окружающей средой. Профилактика наркотизма в этом случае осуществляется при помощи общесоциальных, психологических приемов и способов.

Педагогическая модель реализуется в сфере образования и социальной защиты. Основным направлением деятельности выступает правовое воспитание, которое осуществляется в рамках системы общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, средств массовой информации. Формами правового воспитания являются пропаганда, обучение, оказание юридической помощи, формирование правосознания, правовой культуры и правомерного поведения.

Сама по себе ни одна из этих моделей не содержит достаточного набора средств и методов, необходимых для успешного предупреждения наркотизма. Используя только ту или другую схему, существующую проблему не преодолеть. Поэтому, не отдавая предпочтения ни одной из них, необходимо разумно сочетать в профилактической деятельности меры, предлагаемые сторонниками каждой модели. Каким из них будет отдано предпочтение и в каком они будут использоваться сочетании, зависит от территориальных, демографических, национальных особенностей региона, от специфики девиантной среды наркоманов и ряда других факторов. Эффективность профилактической деятельности прямо пропорциональна оптимальности сочетания мер, предложенных в существующих моделях предупреждения наркотизма4.

Для проведения целенаправленных насту-

пательных мероприятий по противостоянию наркомании и наркотизму принимаются и реализуются федеральные программы, предусматривающие комплекс скоординированных мер управленческого, социального, культурного, идейно-нравственного характера. Аналогичные программы принимаются и в субъектах Российской Федерации. Таким примером может служить «Комплексная программа профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2010-2013 гг.».

Антинаркотические программы должны отвечать ряду закономерных требований: быть научно обоснованными; разработаны применительно к настоящему состоянию наркотической ситуации в обществе с учетом перспективы ее развития; содержать практические рекомендации, направленные на предупреждение наркотизма как на всей территории Российской Федерации, так и в ее субъектах; охватывать все слои и группы населения, осуществляться поэтапно и последовательно, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая трудовыми коллективами предприятий и организаций; иметь надлежащее финансово-экономическое обеспечение государства и т.д.

В настоящее время научными работниками и практиками предлагается достаточно обширный комплекс мероприятий законодательного, экономического, организационного, социального, профилактического, медицинского характера, направленных на улучшение и изменение ситуации, сложившейся в сфере наркопотребления. Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Приоритетными направлениями законодательного (нормативно-правового) характера в настоящий период являются: пересмотр принятых ранее законодательных решений об исключении принудительных мер медицинского характера для лиц, страдающих наркоманией. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» исключил из УК РФ институт принудительных мер медицинского характера, назначавшихся осужденным наркоманам. Учитывая, что в настоящее время все формы принудительного лечения наркологических больных упразднены, требуются иные подходы, методика и способы лечения таких лиц, которые в достаточной степени не разработаны. На сегодняшний день сохранился один режим прохождения лечения от наркомании - добровольный.

Принудительные меры медицинского характера, применяемые к осужденным наркоманам, известны человечеству давно. В XVШ-XIX вв. такие методы лечения чаще всего сводились к изоляции пациента в условиях тюрьмы или монастыря. Как справедливо отмечает М.Л. Прохорова,

«условное осуждение вряд ли способно исключить разлагающее влияние наркомана на здоровое общество. Если же неэффективна изоляция наркозависимых в местах л ишения свободы и неэффективно условное осуждение, есть ли вообще смысл в применении к ним мер уголовной репрессии»5. При существующей интенсивности надзора за условно осужденными возможен не только рост рецидивов наркопреступлений, но и иных тяжких и особо тяжких преступлений. Проблема заключается в разработке новых процедур, механизмов, технологий, используемых для разрешения существующих наркопроблем. Если условное осуждение в существующем виде неэффективно, то следует изменить взгляды и найти ему альтернативу. Необходимо поддерживать разумный баланс между потребностью общества в наказаниях и реабилитацией правонарушителей, склонных к потреблению наркотиков6.

По мнению В.Н. Курченко, может быть допустимо лечение больных наркоманией на основании норм, содержащихся в Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Однако в него требуется внести соответствующие изменения. Российскому здравоохранению необходимо иметь возможность направлять больных в крайних стадиях наркотической болезни, лиц, злоупотребляющих наркотиками и представляющих опасность для семьи и общества, на принудительное лечение.

Возможно применение мер принудительного лечения от наркомании на основе норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Такое лечение должно применяться на основании решения суда. При назначении принудительного лечения следует исходить прежде всего из того, что оно имеет определенные цели. Такими целями выступают: излечение больного, улучшение его психического состояния, отказ от приема наркотиков, предупреждение потребления наркотиков в будущем. В ст. 3 Конвенции ООН от 20 декабря 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» подчеркивается возможность применения к виновному в совершении преступления таких мер, как наркологическое лечение, последующее наблюдение за ним, социальная реинтеграция7.

Есть необходимость и в других законодательных изменениях. Так, возраст уголовной ответственности за совершение наркопреступлений (ст. 228-233 УК РФ) законодателем установлен с шестнадцати лет. Исключение составляет только ст. 229 УК РФ (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ), по которой уголовная ответственность наступает с 14 лет. По результатам проведенных исследований средний возраст приобщения к

наркотикам в РФ составляет 14-15 лет8. В данном случае получается парадоксальная ситуация: при хищении наркотического средства лицо в 14 лет осознает общественную опасность преступного деяния, а при незаконном приобретении или хранении этого же вещества понимание своего поступка приходит к нему только с 16 лет. Поэтому мы видим целесообразным снижение возраста уголовной ответственности за действия, предусмотренные ст. 228 УК РФ, - до 14 лет. В связи с этим представляется необходимым внесение соответствующих изменений в ч. 2 ст. 20 УК РФ.

Приоритетные направления организационно-управленческого характера.

Наиболее трудные задачи заключаются в обеспечении слаженности и координации работы государственных, негосударственных органов, общественных формирований, задействованных в организации превентивных мер, направленных на предупреждение распространения наркотиков как на всей территории России, так и в ее отдельных регионах. В этой проблеме важно учесть особенности сложившейся наркоситуации на той или иной территории, а также специфику и тенденции распространения наркотических средств.

Дальнейшая активизация работы по выявлению и документированию деятельности поставщиков, перекупщиков, транспортировщиков, сбытчиков наркотиков, повышение уровня эффективности оперативного поиска и взаимодействия органов дознания и предварительного следствия позволят выйти на новый уровень предупреждения и пресечения наркопреступлений.

Современная наркомафия обладает огромным капиталом и использует самые разнообразные приемы для проникновения на рынок сбыта наркотиков. В связи с этим повышается значимость разработки и реализации системы мер по подрыву экономической базы наркобизнеса, в том числе выявлению механизмов и способов легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем.

Одним из условий совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков является их утечка из легального оборота. Положение дел в сфере легального обращения наркотиков свидетельствует о том, что наведение должного порядка в данной области является одним из доминирующих направлений предупреждения рассматриваемого вида преступности9. В целях выявления источников и каналов нелегального поступления наркотиков необходимо систематически проводить комплексные операции по проверке аптек, химфармпредприятий, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства.

В предупреждении наркотизма важное значение отводится международному сотрудничеству, а также ужесточению пограничного и таможенного контроля. Международное сотрудничество и взаимодействие правоохранительных органов способствуют раскрытию наиболее опасных и резонансных наркопреступлений транснационального характера.

Кроме этого, к основным мерам международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков следует отнести:

заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений между Россией и другими государствами в сфере контроля за оборотом наркотиков;

обеспечение взаимодействия и обмена передовым опытом с международными организациями, специализирующимися на противостоянии наркомании и наркотизму (например, Группой Треви Европейского Союза, Группой Помпиду Совета Европы);

укрепление международного сотрудничества в рамках реализации принятых конвенций, программ, соглашений и т.п.;

участие в международных семинарах-совещаниях по вопросам предупреждения, пресечения и документирования незаконного оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и нарушения правил их легального обращения и т.д.

Криминологические меры профилактики наркомании и наркотизма.

В системе специальных (профилактических) мероприятий по борьбе с наркотизмом можно выделить меры общей, групповой и индивидуальной профилактики. К первой группе относятся меры, связанные с предупреждением преступлений и административных правонарушений в отношении неопределенного круга лиц; изучение и анализ наркоситуации в России и субъектах РФ.

К числу других, не менее важных, мероприятий, влияющих на эффективность профилактики наркомании и наркотизма, по мнению криминологов, можно отнести: создание единой автоматизированной информационной системы для обмена информацией между правоохранительными органами и иными государственными и негосударственными органами; проведение совместных заградительных мероприятий международного, общероссийского, регионального, местного масштаба; осуществление подготовки и переподготовки кадров, специализирующихся на борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

При определении наиболее приоритетных направлений в организации предупреждения наркотизма очень важно разработать криминологический прогноз развития наркоситуации в

целом в стране и применительно к конкретным регионам10.

Немаловажное значение имеет разъяснительная работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни и отказ от приема наркотиков. Способы такой деятельности разнообразны, например:

регулярные встречи и беседы специалистов (медиков, психологов, юристов и др.) с населением, осуществляющих разъяснительную работу, направленную на сокращение спроса на наркотические, токсические и сильнодействующие вещества;

специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств;

предупредительная работа на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах;

распространение разнообразных предметов агитационного характера (буклетов, листовок и т.п.)11.

Исключительно важным направлением в деятельности по борьбе с наркоманией является групповая и индивидуальная профилактика. В связи с этим особое значение приобретает оказание предупредительного воздействия на неблагополучные семьи, группы, коллективы и т.д. Нельзя не отметить необходимость проведения профилактической работы в образовательных учреждениях и на рабочих местах. К этим мерам также можно отнести систематическое обследование мест наиболее вероятного появления наркоманов, проведение специальных профилактических рейдов, проверок, комплексных операций, направленных на пресечение деятельности наркопритонов, мест распространения и потребления наркотиков.

Индивидуально-профилактическая работа должна проводиться в отношении как самих наркоманов, так и сбытчиков (поставщиков) смертельного зелья, организаторов и содержателей притонов, лиц, склоняющих к потреблению наркотических средств, пособников наркодельцов.

Приоритетным направлением остается деятельность, непосредственно связанная с ресо-циализацией (адаптацией) лиц, страдающих наркозависимостью. При этом важно, чтобы помощь заинтересованных органов и должностных лиц по лечению, реабилитации, трудоустройству пострадавших от наркозависимости была оказана своевременно и на должном уровне.

Необходимо расширять сеть приютов, убежищ, реабилитационных центров для лиц, склонных к употреблению наркотиков и других одурманивающих веществ. Особая роль в этом вопросе отводится субъектам Федерации и органам местного самоуправления, общественным и религиозным объединениям. К сожалению, в

стране по-прежнему недостаточно медицинских учреждений для лиц, страдающих наркоманией, а применяемые методы лечения далеки от совершенства. В связи с этим необходимо добиться соответствующего государственного финансирования, перехода на иной качественный уровень лечения наркоманов с последующей адаптацией их к нормальным условиям жизни, дающей возможность выздоровления от этой социальной болезни. Главное в данной проблеме - обеспечение доступности широких слоев населения к новейшим и оказывающим позитивный эффект методикам лечения от наркозависимости.

В конечном счете вся антинаркотическая система профилактики должна быть направлена на формирование негативного отношения к наркотикам и выработку у населения потребности в здоровом образе жизни. Позитивные изменения общественного сознания могут произойти лишь при условии создания постоянно действующей системы мероприятий информационного, просветительного, идеологического, обучающего и воспитательного характера антинаркотической направленности.

Профилактика наркомании и наркотизма должна базироваться на современных научных, теоретических и практических разработках, сочетающих в себе меры экономического, социального, правового, политического, медицинского, нравственного и иного характера.

1 Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2010. С. 332.

2 Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Г.И. Богуш, Н.Ф. Кузнецовой. - М.: Проспект, 2007. С. 148-149.

3 Комлев Ю.Ю. Социологический мониторинг наркотизации подростково-молодежной среды / Ю.Ю. Комлев. - Казань: Новое знание, 2005. С. 41.

4 Прохорова М.Л. Концептуальные подходы к формированию системы профилактики наркотизма в Российской Федерации / М.Л. Прохорова // www.Nar.Com.ru.

5 Прохорова М.Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование / М.Л. Прохорова. - СПб., 2002. С. 98-99.

6 Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... д-ра юрид. наук / В.Н. Курченко. - Екатеринбург: Ур. гос. юрид. академия, 2004. С. 153-154.

7 Курченко В.Н. Наркоман! Лечить нельзя, осудить невозможно / В.Н. Курченко // Законность. 2004. № 10. С. 32.

8 Хисамутдинов Ф.Р. Наркотизм в подростково-молодежной среде Республики Татарстан: криминологический анализ и социально-правовые меры предупреждения / Ф.Р. Хисамутдинов. - Казань, 2003. С. 18; Комлев Ю.Ю. Тенденции наркотизации подростково-молодежной среды в Татарстане / Ю.Ю. Комлев. - Казань: Новое знание, 2006. С. 19.

9 Гринько С.Д. Незаконный оборот наркотиков и меры борьбы с ним / С.Д. Гринько // Закон и право. 2005. № 7. С. 15.

10 Романова Л. Приоритетные направления в профилактике распространения наркотиков / Л. Романова, А. Ролик // Уголовное право. 2005. № 2. С. 104.

11 Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: Юстицинформ, 2004. С. 449-450.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.