Научная статья на тему 'О приоритетах образовательных программ в области информационной безопасности в разных странах'

О приоритетах образовательных программ в области информационной безопасности в разных странах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
428
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МАГИСТР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Анурьева М. С.

В работе обозначены приоритеты подготовки специалистов по защите информации в разных странах. Проведен анализ образовательных программ подготовки специалистов в области информационной безопасности высших учебных заведений Великобритании, США, Германии и Франции. В статье делается вывод о том, что приоритеты образовательных программ в области информационной безопасности в Великобритании и США имеют схожие черты – большое внимание уделяется вопросам компьютерной экспертизы, а также различным аспектам обеспечения информационной безопасности в открытых бизнес-системах и электронной коммерции. Среди образовательных программ США много смешанных направлений подготовки. Это говорит о заинтересованности в специалистах смежных областей подготовки, что находит свое отражение в наборе дисциплин для изучения. Национальной особенностью подготовки специалистов по защите информации во Франции является акцент образовательных программ на вопросы криптографии и сетевой безопасности. Отличительной особенностью подготовки кадров в области информационной безопасности в Германии является относительная свобода выбора курсов студентами. Бакалаврам и магистрам дают возможность выбора дисциплин для изучения и, следовательно, большую свободу при индивидуальном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Анурьева М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О приоритетах образовательных программ в области информационной безопасности в разных странах»

УДК 378

О ПРИОРИТЕТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ B ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

М.С. Анурьева

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: anuryeva@mail.ru

В работе обозначены приоритеты подготовки специалистов по защите информации в разных странах. Проведен анализ образовательных программ подготовки специалистов в области информационной безопасности высших учебных заведений Великобритании, США, Г ермании и Франции.

В статье делается вывод о том, что приоритеты образовательных программ в области информационной безопасности в Великобритании и США имеют схожие черты - большое внимание уделяется вопросам компьютерной экспертизы, а также различным аспектам обеспечения информационной безопасности в открытых бизнес-системах и электронной коммерции. Среди образовательных программ США много смешанных направлений подготовки. Это говорит о заинтересованности в специалистах смежных областей подготовки, что находит свое отражение в наборе дисциплин для изучения. Национальной особенностью подготовки специалистов по защите информации во Франции является акцент образовательных программ на вопросы криптографии и сетевой безопасности. Отличительной особенностью подготовки кадров в области информационной безопасности в Германии является относительная свобода выбора курсов студентами. Бакалаврам и магистрам дают возможность выбора дисциплин для изучения и, следовательно, большую свободу при индивидуальном обучении.

Ключевые слова: бакалавр информационной безопасности, магистр информационной безопасности, защита информации, подготовка специалистов, образовательная программа.

Любая национальная система подготовки специалистов по защите информации имеет свои особенности, связанные как с системой образования, так и со сформированным институтом информационной безопасности в той или иной стране.

В то же время одними из основных положений Болонской декларации является существенное развитие мобильности учащихся, установление стандартов транснационального образования и разработка сопоставимых критериев и методик, в том числе по подготовке специалистов в области информационной безопасности. С учетом сложившихся национальных особенностей подготовки специалистов по защите информации, цели, содержание, технологии, формы обучения в России, США и странах Европы заметно различаются. Поэтому важным представляется обозначить приоритеты подготовки специалистов в области информационной безопасности в разных странах.

С этой целью нами был проведен анализ национальных систем подготовки специалистов в области информационной безопасности Великобритании, Германии, Франции и США. Исследование включало в себя около

400 программ обучения, доступных на сайтах высших учебных заведений, в которых проходят подготовку специалисты по защите информации. В том числе в Великобритании - 223, в Германии - 9, во Франции - 10, в США - 150.

Проведенный анализ образовательных программ, доступных на официальных сайтах более 60 высших учебных заведений Великобритании [1-6], в которых ведется подготовка специалистов по защите информации, показывает, что после завершения обучения в рассматриваемой области можно получить одну из степеней: бакалавр или магистр гуманитарных наук, бакалавр и магистр естественных наук, бакалавр или магистр технических наук, магистр права, магистр философии.

При рассмотрении предметной области подготовки бакалавров и магистров в сфере информационной безопасности, на наш взгляд, можно выделить несколько укрупненных блоков направлений (профилей) [7]:

1. Законодательство в сфере информационных систем. Примеры программ: «Законодательство в сфере коммерческих информационных технологий» (Business Information Technology with Law), «Законодательст-

во в области компьютерных наук» (Computer Science and Law), «Законодательство в области создания компьютерных систем» (Creative Computing and Law).

2. Компьютерная безопасность. Примеры программ: «Компьютерная безопасность» (Computer Security), «Этический хакинг в компьютерной безопасности» (Ethical Hacking for Computer Security).

3. Информационная безопасность. Примеры программ: «Информационная безопасность» (Information Security), «Безопасность информационных систем и финансов» (Information Security Systems with Business Finance), «Безопасность информационных систем» (Information Security Systems), «Безопасность информационных систем и информационных бизнес-систем» (Information Security Systems with Business Information Systems).

4. Расследование компьютерных инцидентов. Примеры программ: «Безопасность и расследование компьютерных инцидентов» (Computer Forensics and Security), «Расследование компьютерных инцидентов» (Computer Forensics), «Информационные системы разграничения доступа и расследование компьютерных инцидентов» (Accounting Information Systems and Computer Forensics).

5. Безопасность компьютерных сетей. Примеры программ: «Интернет и безопасность компьютерных сетей» (Internet Compu-

ting and Network Security), «Безопасность компьютерных сетей» (Computer Network Security), «Безопасность интернет-технологий» (Advanced Computing (Internet Technologies with Security)).

6. Менеджмент информационной безопасности. Примеры программ: «Информационная безопасность и управление информационными технологиями» (Information Security and Information Technology Management), «Менеджмент информационной безопасности» (Information Security Management).

На рисунке 1 приведено сравнение числа образовательных программ бакалавриата по различным предметным областям и присуждаемым степеням. Видно, что наибольшее распространение имеют различные программы, связанные с расследованием компьютерных инцидентов (34 %) и информационной безопасностью (27 %), образовательных программ, посвященных законодательству в сфере информационных систем (15 %), чуть меньше (11 %) программ, связанных с компьютерной безопасностью. Меньше всего программ по безопасности компьютерных сетей (7 %) и в области управления информационной безопасностью (6 %). Отметим, что в подавляющем большинстве присваивается степень бакалавра естественных наук, за исключением направлений законодательство в сфере информационных технологий и управление информационной безопасностью.

Рис. 1. Процентное соотношение числа образовательных программ бакалавриата

103

На рисунке 2 приведено сравнение числа образовательных программ магистратуры по различным предметным областям и присуждаемым степеням. В отличие от бакалавриата видны изменения в распределении числа образовательных программ, так направление информационная безопасность возрастает до 33 %. Почти в двое уменьшается число маги-

стерских программ по расследованию компьютерных инцидентов до 17 %. Возросло число программ по безопасности компьютерных сетей до 17 %. Число программ по компьютерной безопасности осталось на прежнем уровне - 13 %. Резко сократилось количество образовательных программ по законодательству в сфере ИТ до 9 %.

Рис. 2. Процентное соотношение числа образовательных программ магистратуры

Таким образом, подавляющее большинство программ подготовки бакалавров в Великобритании по направлениям, связанным с расследованием компьютерных инцидентов и безопасностью информационных технологий, что возможно свидетельствуют о потребности общества в многообразии сфер деятельности и специалистах данного профиля. Среди магистерских возрастает количество программ, связанных с общими вопросами информационной безопасности, в том числе в бизнес-структурах.

Кроме этого, Великобритания единственная из рассматриваемых стран, где студенты после успешного окончания обучения имеют возможность получить академическую степень магистра права в области информационной безопасности. Также вузы Великобритании имеют самое большое количество различных образовательных программ по законодательству в области информационной безопасности.

Данный факт является следствием того, что британские специалисты наиболее активно используют юридические нормативные акты в области обеспечения информационной безопасности, тем самым создавая одну из самых жестких из существующих национальных систем защиты информации [8].

При рассмотрении предметной области подготовки бакалавров [9-13] в сфере информационной безопасности в США, на наш взгляд, также можно выделить четыре укрупненных блока [14]:

1. Информационная безопасность

(«Информационная безопасность» (Information Security), «Информационная безопасность и страховая защита информации» (Information Security and Assurance), «Биометрика и информационная безопасность» (Biometrics and Information Security), «Информационная безопасность и управление рисками» (Information Security and Risk Management).

2. Компьютерная безопасность («Компьютерная безопасность» (Computer Security), «Компьютерная безопасность и страховая защита информации» (Computer Security and Information Assurance), «Компьютерная и сетевая безопасность» (Computer and Network Security), «Компьютерные системы безопасности» (Computer Security Systems)).

3. Расследование компьютерных инцидентов («Расследование компьютерных инцидентов» (Computer Forensic), «Компьютерная безопасность и расследование инцидентов» (Computer Security and Forensics), «Расследование киберпреступлений» (Cyber Forensics), «Расследование цифровых преступлений» (Digital Forensics)).

4. Безопасность компьютерных сетей («Безопасность сетей» (Network Security), «Компьютерная и сетевая безопасность» (Computer and Network Security), «Сети и информационная безопасность» (Network and Information Security), «Безопасность компьютерных и беспроводных сетей» (Network and Wireless Security)).

В отличие от бакалавриата при рассмотрении предметной области подготовки магистров в сфере информационной безопасности можно выделить помимо вышеперечисленных еще два укрупненных блока:

35

Компьютерная Управление Информационная Безопасность Экономика Расследование

безопасность информационной безопасность компьютерных информационной компьютерных

безопасностью систем безопасности пнцнндентов

Рис. 3. Направления подготовки специалистов (степень магистр) в США

1. Менеджмент информационной безопасности («Менеджмент компьютерной

безопасности» (Computer Security Management), «Менеджмент информационной безопасности» (Information Security Management)).

2. Экономика информационной безо-

пасности (в данный блок относятся образовательные программы в области информационной безопасности с присуждением степени MBA - Master of Business Administration). Примеры программ: «Информационная

безопасность и менеджмент компьютерных сетей», «Информационная безопасность и защита информации»).

На рисунке 3 приведена диаграмма распределения числа направлений подготовки специалистов (степень магистр) в США. Видно, что наиболее востребованными системами подготовки специалистов являются расследование информационной безопасности, компьютерная безопасность, управление информационной безопасностью.

Наиболее востребованными образовательными программами подготовки специалистов со степенью бакалавр в США являются расследование компьютерных инцидентов, информационная безопасность и управление информационной безопасностью, а в магистратуре -общая информационная безопасность.

Также отметим, что много смешанных направлений подготовки, таких как «Информационная безопасность и управление рисками» (Information Security and Risk Management), «Биометрика и информационная безопасность» (Biometrics and Information Security), «Компьютерная безопасность и расследование инцидентов» (Computer Security and Forensics), «Сети и информационная безопасность» (Network and Information Security) и ряд других. Это говорит о заинтересованности в специалистах смежных областей подготовки, что находит свое отражение в наборе дисциплин для изучения, так в одном блоке могут соседствовать такие предметы, как биометрия и криптография, управление информационной безопасностью, анализ уязвимостей и аудит, безопасность баз данных и аудит, протокол безопасности, проектирование распределенных систем.

В системе подготовки специалистов по защите информации в США и Великобритании можно наблюдать схожие черты. Во-первых, это большое количество предлагаемых университетами образовательных программ в области информационной безопасности (немецкие и французские университеты предлагают меньший набор образовательных программ). Во-вторых, большая популярность программ, связанных с расследованием компьютерных инцидентов в бакалавриате и общими вопросами информационной безопасности в магистратуре. Возможно, это связано с потребностью профессиональной сферы в высокообразованных специалистах данного направления и устойчивых тенденциях их подготовки.

При рассмотрении образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, доступных на сайтах высших учебных заведений ФРГ и ресурсах Германской службы академических обменов [15], в сфере компьютерных наук можно сказать, что число направлений подготовки по информационной безопасности, в отличие от США и Великобритании, не велико, всего около 1%.

Подготовка специалистов по информационной безопасности ведется в следующих университетах:

- Ганноверский университет имени Лейбница - «Информационное правo и права интеллектуальной собственности» [16].

- Университет города Аален - «Информационная безопасность» [17].

- Университет прикладных наук города Оффенбург - «Корпоративная и информационная безопасность» [18].

- Боннский университет «Компьютерные науки, направление - информационная безопасность» [19].

Отличительной особенностью подготовки кадров в области информационной безопасности в Германии является относительная свобода выбора курсов студентами. Вуз устанавливает, какие курсы выступают обязательными, причем список дисциплин обязательного цикла достаточно мал по сравнению с инвариантными частями в других рассматриваемых странах. При этом программы подготовки бакалавров и магистров дают большую гибкость в выборе дисциплин для изучения и, следовательно, большую свободу при индивидуальном обучении.

На основе данных, доступных на сайтах высших учебных заведений Франции, а также французской Ассоциации теоретической и прикладной криптографии [20], можно сделать вывод, что подготовка по областям, связанным с информационной безопасностью, ведется в рамках получения образования в «длинном» цикле с присуждением дипломов профессиональной лицензии (Licence pro) и, в основном, магистра.

Специалистов по информационной безопасности обучают в следующих высших школах и университетах:

- Университет Кан (Нижняя Нормандия) - подготовка в рамках профессиональной лицензии «Информационные системы аудита, специального программного обеспечения, безопасности информационных систем и технологий» (Systemes informatiques et logiciels specialite Audit et securite des reseaux et des systemes d'information) [21].

- Высшая школа менеджмента IAE Aix (филиал Университета Поля Сезанна Экс-Марсель III) - подготовка магистров по направлению «Управление информационной безопасностью» (Executive Master - Information Security Governance) [22].

- Высшая школа Телеком Британь (Telecom Bretagne) - подготовка магистров направления «Кибер-безопасность» (Cyber Security) [23].

- Университет Бордо - подготовка магистров по направлению «Криптология и информационная безопасность» (Сryptologie et securite informatique) [24].

- Университет Версаль Сен-Квентин-ан-Ивелин - подготовка магистров по направлению «Криптография и информационная безопасность» (Cryptographie et Securite Informatique) [25].

- Университет города Ренн - подготовка магистров по направлению «Математическая информатика и криптография» (Mathematiques de l'information, Cryptograp-hie) [26].

- Университет Лиможа - подготовка магистров по направлению «Компьютерная безопасность» (Securite Informatique) [27].

- Университет Лиона - подготовка магистров по направлению «Организация защиты информационных систем в бизнесе» (Organisation et Protection des Systemes d’Information dans les Entreprises) [28].

Французская подготовка специалистов в области информационной безопасности четко ориентируется на изучение вопросов, связанных с криптографией, сетевой безопасностью и аудитом информационных систем. Среди особенностей французской школы подготовки специалистов по защите информации отметим, что студентам дается серьезное математическое образование, необходимое для освоения математических аспектов криптологии и сетевой безопасности. Это связано с тем, что во Франции активно формируются структуры по контролю граждан в киберпространстве с тенденцией на перехват сообщений во французских (и не только) линиях электронных коммуникаций [29], следовательно, перехват информации в телекоммуникационных линиях способствует развитию криптографических методов информационной безопасности.

В отличие от Германии, Великобритании и США во Франции мало внимания уделяется дисциплинам, связанным со сбором доказательств и расследованием инцидентов компьютерной безопасности, применением

программно-аппаратной защиты информации, в том числе электронных ключей.

Таким образом, приоритеты образовательных программ в области информационной безопасности в Великобритании и США имеют общие особенности - большое внимание уделяется вопросам компьютерной экспертизы, а также различным аспектам обеспечения информационной безопасности в открытых бизнес-системах и электронной коммерции. Высшие учебные заведения Франции и Германии не предоставляют такое же многообразие образовательных программ в области информационной безопасности, как университеты США и Великобритании. При этом во Франции национальная черта подготовки специалистов по защите - акцент образовательных программ на вопросы криптографии и сетевой безопасности.

Список литературы

1. Courses at London Met [Электронный ресурс]. URL: http://www.londonmet.ac.uk/courses/

2. Computing and Law [Электронный ресурс].

URL: http ://www. herts.ac .uk/gsa_courses/Com-

puting-and-Law.cfm

3. Computer Security BEng(Hons), BSc(Hons) [Электронный ресурс]. URL: http://www.staffs. ac.uk/courses_and_study/courses/computer-secu-rity-tcm428343 j sp

4. Information Security Systems [Электронный ресурс]. URL: http://www.uel.ac.uk/programmes/ cite/undergraduate/security.htm

5. BSc (Hons) Computer Forensics [Электронный ресурс]. URL: http://courses.glam.ac.uk/courses/ 563-bsc-hons-computer-forensics

6. Computer Networks and Security [Электронный ресурс]. URL: http://www.staffs.ac.uk/courses_ and_study/courses/computer-networks-and-secu-rity-tcm428028jsp

7. Чванова М.С., Анурьева М.С. Система образования в области информационной безопасности в Великобритании // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: материалы IX Всерос. конф. Саратов: ООО «Издательский центр «Наука», 2011.

8. Шавкеро А. Зарубежный опыт защиты государственной тайны и возможность его использования в России // Право и жизнь. 2008. № 124 (7).

9. Associate of Science Degree Articulated with the Computer Security and Information Assurance Program at Southern Oregon University [Элек-

тронный ресурс]. URL: http://learn.roguecc.edu/ computerscience/

10. Belmont Technical College, Cyber Security and Computer Forensics (CFS) [Электронный ресурс]. URL: http://www.btc.edu/academics/20ii-20i2-catalog.aspx

11. Bloomfield College, Computer Information Systems [Электронный ресурс]. URL: http://www.bloom-field.edu/academics/DegreePrograms/CIS. aspx

12. Bloomsburg University of Pennsylvania, Computer Forensics [Электронный ресурс]. URL: http://www.bloomu. edu/computer_forensics

13. Bossier Parish Community College, Associate of Applied Science in Information Network Security Specialist [Электронный ресурс]. URL: http:// www.bpcc.edu/catalog/current/technologyengine eringmathematics/aas-informationnetworksecuri-tyspecialist.html

14. Чванова М.С., Анурьева М.С. Подготовка специалистов в области информационной безопасности в США // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 8 (ІІ2).

15. Германская служба академических обменов [Электронный ресурс]. URL: http://www.daad.de

16. Leibniz Universitat Hannover [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-hannover.de/de/ studium/studienfuehrer/it-recht/index.php

17. Hochshule Ааки [Электронный ресурс]. URL: http://www.htw-aalen.de/studium/its/

18. Die Hochschule Offenburg [Электронный ресурс]. URL: http://www.fh-offenburg.de/uportal/ go.jsp?id=i&l=de

19. Informatik. Informationen der Zentralen Studien-beratung [Электронный ресурс]. URL: http:// www3 .uni-bonn.de/studium/studienangebot/ grundstaendige-studiengaenge/informatik

20. Association de Cryptographie Thёorique et Applique [Электронный ресурс]. URL: http:// www.acrypta.com/

21. Universe de Caen Basse-Normandie Licence Pro Systemes informatiques et logiciels spёcialitё Audit et sёcuritё des reseaux et des systemes d'in-formation [Электронный ресурс]. URL: http://

www.unicaen.fr/LPSECUR_9 І І/0/fiche________forma

tion/&RH=i279i79i35480

22. Executive Master - Information Security Governance, IAE Aix [Электронный ресурс]. URL: http://www.iae-aix.com/en/iae/programmes-degrees/ international-programmes/executive-master-infor-mation-security-governance/

23. Cybe^cur^ (prёcёdemment Sёcuritё des systemes d'information) [Электронный ресурс]. URL: http://www.telecom-bretagne.eu/formations/ masteres_specialises/cybersecurite/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. CSI: Cryptologie Et Sёcuritё Informatique

[Электронный ресурс]. URL:: http://www.u-bordeauxi.fr/ufr/math-info/formation/mathemati-

ques-pures/master/csi-cryptologie-et-securite-infor-

matique.html

25. Сryptologie et sёcuritё informatique [Электронный ресурс]. URL: http://www.master-secrets. uvsq.fr/index.php

26. Master Mathёmatiques de l'information, Cryptographie [Электронный ресурс]. URL: http:// etudes.univ-rennesi .fr/master-crypto/themes/Ob-jectifs

27. Parcours Sёcuritё Informatique. Presentation [Электронный ресурс]. URL: http://www.cryp-tis.fr/master-informatique-presentation.html

28. Master 2 Organisation et Protection des Systemes d’Information dans les Entreprises OPSIE [Электронный ресурс]. URL: http://www.univ-lyon2. fr/master-2-organisation-et-protection-des-syste-mes-d-information-dans-les-entreprises-opsie-spe-cialite-professionnelle-informatique-decisionnelle-et-statistique-ids--2б40i8.kj sp?RH=WWW20202

29. Гриняев С.Н. Информационная война: история, день сегодняшний и перспектива [Электронный ресурс]. URL: http://www.agentura.ru/ equipment/psih/info/war/

References

1. Courses at London Met [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.londonmet.ac.uk/courses/

2. Computing and Law [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.herts.ac.uk/gsa_courses/Computing-and-Law.cfm

3. Computer Security BEng(Hons), BSc(Hons) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.staffs.ac. uk/courses_and_study/courses/computer-security-tcm428343.jsp

4. Information Security Systems [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.uel.ac.uk/programmes/ cite/undergraduate/security.htm

5. BSc (Hons) Computer Forensics [Elektronnyj resurs]. URL: http://courses.glam.ac.uk/courses/ 5б3-bsc-hons-computer-forensics

6. Computer Networks and Security [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.staffs.ac.uk/courses_ and_study/courses/computer-networks-and-secu-rity-tcm428028.jsp

7. Chvanova M.S., Anur'eva M.S. Sistema obrazo-vanija v oblasti informacionnoj bezopasnosti v Velikobritanii // Prepodavanie informacionnyh tehnologij v Rossijskoj Federacii: materialy IX Vseros. konf. Saratov: OOO «Izdatel'skij centr «Nauka», 20ІІ.

8. Shavkero A. Zarubezhnyj opyt zashhity gosu-darstvennoj tajny i vozmozhnost' ego ispol'zova-nija v Rossii // Pravo i zhizn'. 2008. № 124 (7).

9. Associate of Science Degree Articulated with the Computer Security and Information Assurance Program at Southern Oregon University [Elektronnyj resurs]. URL: http://learn.roguecc.edu/ computerscience/

10. Belmont Technical College, Cyber Security and Computer Forensics (CFS) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.btc.edu/academics/20ii-20i2-catalog.aspx

11. Bloomfield College, Computer Information Systems [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. bloomfield.edu/academics/DegreePrograms/CIS. aspx

12. Bloomsburg University of Pennsylvania, Computer Forensics [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.bloomu. edu/computer_forensics

13. Bossier Parish Community College, Associate of Applied Science in Information Network Security Specialist [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.bpcc.edu/catalog/current/technologyengine eringmathematics/aas-informationnetworksecuri-tyspecialist.html

14. Chvanova M.S., Anur'eva M.S. Podgotovka spe-cialistov v oblasti informacionnoj bezopasnosti v SShA // Vestnik Tambovskogo Universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. Tambov, 20І2. Vyp. 8 (ІІ2).

15. Germanskaja sluzhba akademicheskih obmenov [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.daad.de

16. Leibniz Universitat Hannover [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.uni-hannover.de/de/stu-dium/studienfuehrer/it-recht/index.php

17. Hochshule Aalen [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.htw-aalen.de/studium/its/

18. Die Hochschule Offenburg [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.fh-offenburg.de/uportal/go.jsp? id=i&l=de

19. Informatik. Informationen der Zentralen Studien-beratung [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www3 .uni-bonn.de/studium/studienangebot/grund-staendige-studiengaenge/informatik

20. Association de Cryptographie Thёorique et Ap-pliquёe [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. acrypta.com/

21. Universe de Caen Basse-Normandie Licence Pro Systemes informatiques et logiciels spёcialitё Audit et sёcuritё des reseaux et des systemes d'in-formation [Elektronnyj resurs]. URL: http://

www.unicaen.fr/LPSECUR_9 І І/0/fiche______forma

tion/&RH=i279i79i35480

22. Executive Master - Information Security Governance, IAE Aix [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.iae-aix.com/en/iae/programmes-degrees/in-ternational-programmes/executive-master-informa-tion-security-governance/

23. Cybe^cur^ (prёcёdemment Sёcuritё des systemes d'information) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.telecom-bretagne.eu/formations/ masteres_specialises/cybersecurite/

24. CSI: Cryptologie Et Sёcuritё Informatique

[Elektronnyj resurs]. URL: http://www.u-

bordeaux І .fr/ufr/math-info/formation/mathemati-ques-pures/master/csi-cryptologie-et-securite-in-formatique.html

25. Sryptologie et sёcuritё informatique [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.master-secrets.uvsq.fr/ index.php

26. Master Ma^matiques de l'information, Cryptographie [Elektronnyj resurs]. URL: http://

etudes.univ-rennesi .fr/master-crypto/themes/Ob-jectifs

27. Parcours Sёcuritё Informatique. Prёsentation [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.cryptis.fr/ master-informatique-presentation.html

28. Master 2 Organisation et Protection des Systemes d’Information dans les Entreprises OPSIE [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.univ-lyon2.fr/ master-2-organisation-et-protection-des-systemes-d-information-dans-les-entreprises-opsie-speciali-te-professionnelle-informatique-decisionnelle-et-statistique-ids--2640 i8.kj sp?RH=WWW20202

29. Grinjaev S.N. Informacionnaja vojna: istorija, den' segodnjashnij i perspektiva [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.agentura.ru/equipment/ psih/info/war/

PRIORITIES OF EDUCATIONAL PROGRAMS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY IN DIFFERENT COUNTRIES

M.S. Anuryeva Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: anuryeva@mail.ru

Priorities of training specialists in information security in different countries are identified in the article. Educational programs of training specialists in information security at the universities of UK, U.S., Germany and France are analysis.

The article concludes that priorities of educational programs in the field of information security in UK and U.S. have similar features: much attention is paid to computer forensics, as well as information security in business systems and e-commerce. There are many mixed courses in the U.S. Information security courses in France are focused on cryptography and network security. A distinctive feature of the training in the field of information security in Germany is the relative freedom to choose subjects. Students choose subjects to study and, therefore, receive greater freedom for individual learning.

Key words: bachelor of information security, master of information security, information security, training of professionals, educational program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.