Научная статья на тему 'О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА АКЦИЙ ПАО "СБЕРБАНК"'

О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА АКЦИЙ ПАО "СБЕРБАНК" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБЕРБАНК / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / СДЕЛКА / КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ / SBERBANK / CENTRAL BANK / GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEAL / CONTROLLING STAKE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпов Д. М.

В данной статье рассматриваются причины и последствия совершения сделки по приобретению Правительством РФ у Банка России контрольного пакета акций ПАО «Сбербанк». Делается вывод о положительном характере сделке, благодаря которой было решено несколько проблем и появились новые возможности в плане развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА АКЦИЙ ПАО "СБЕРБАНК"»

Среди финансовых показателей, имеющих отрицательные значения, можно выделить следующие:

• наличие отрицательной динамики рентабельности за исследуемый период;

• показатель оборачиваемости активов превышает нормативное значение более чем в 2 раза.

Библиография:

1. Зимин Н.Е. Диагностика финансового состояния предприятия. 4-е изд., перераб. и доп. М.: УМЦ «Триада», 2016. 401 с.

2. Трясцина Н.Ю. Институциональные аспекты стратегического инвестиционного анализа // Международный сельскохозяйственный журнал. 2016. № 2. С. 14-17.

3. Трясцина Н.Ю., Миронова Н.А. Статистическая отчетность о финансовом состоянии организации // Бухучет в сельском хозяйстве. №6. 2013. С.82-86.

4. Хоружий Л.И., Бабанская А.С., Трясцина Н.Ю. Мошенничество с финансовой информацией: анализ и оценка деловых партнеров // Бухучет в сельском хозяйстве. 2018. №5 (178). С. 68-80.

5. Modern Organizational and Economic Aspects and Staffing Issues in Breeding and Seed Production / T.I. Gulyaeva, V.I. Savkin, E.Y. Kalinicheva, O.V. Sidorenko, E.V. Buraeva // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9 No 8. Pp. 1789-1798.

УДК 336.719

О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА АКЦИЙ

ПАО «СБЕРБАНК»

Карпов Д.М., бакалавр 3 курса направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». ФГБОУ ВО Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются причины и последствия совершения сделки по приобретению Правительством РФ у Банка России контрольного пакета акций ПАО «Сбербанк». Делается вывод о положительном характере сделке, благодаря которой было решено несколько проблем и появились новые возможности в плане развития страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Сбербанк, Центральный банк, Правительство РФ, сделка, контрольный пакет акций. ABSTRACT

This article discusses the reasons and consequences of the transaction on the acquisition by the Government of the Russian Federation from the Bank of Russia of a controlling stake in Sberbank PJSC. The conclusion is made about the positive nature of the transaction, thanks to which several problems were solved and new opportunities appeared in terms of the country's development.

KEYWORDS

Sberbank, Central Bank, Government of the Russian Federation, deal, controlling stake.

Введение. Весной 2020 года была завершена сделка по приобретению Правительством России (в лице Министерства финансов) у Центрального банка

Российской Федерации (Банка России) контрольного пакета акций ПАО «Сбербанк». Этот банк является крупнейшим в России, что подтверждается подавляющим большинством показателей, характеризующих состояние отечественного банковского рынка. Этим обусловлена особая актуальность рассмотрения вопросов, связанных с причинами, особенностями и последствиями совершения данной сделки.

Исследование, результаты которого представлены в данной статье, нацелено на выявление и раскрытие причин и последствий совершения сделки по купле-продаже контрольного пакета ПАО «Сбербанк» в размере 50% + 1 акция.

Ради достижения указанной цели методологическое обеспечение исследования заключалось в обобщении информационных, статистических и теоретических сообщений, анализе текущей макроэкономической ситуации и состояния банковского рынка и их моделирования.

Результаты и их обсуждение. Одним из главных событий последнего времени в экономической жизни России стала покупка Министерством финансов РФ у Центрального банка РФ контрольного пакета ПАО «Сбербанк». Это акционерное общество является самым востребованным, высокодоходным и высококонкурентным банком на территории Российской Федерации [2]. Так, на данный момент количество активных частных клиентов «Сбербанка» составляет 95,4 млн. человек, а активных корпоративных клиентов - 2,5 млн. лиц. «Сбербанк» также выступает в качестве одного из крупнейших отечественных работодателей - в нём работают 278 тыс. человек [8]. Согласно рейтингам и рэнкингам российских банков, «Сбербанк» занимает в них первое место и сильно опережает все другие кредитные учреждения России по объему активов. По состоянию на март 2020 г. «Сбербанк» располагал активами в размере 29,2 трлн. руб., что составляет почти треть от всех активов в банковской системе нашей страны [7]. Кроме того, в 2018 году бренд «Сбербанк России» был признан самым дорогим в России (его ценность составила 670,4 млрд. рублей) [10].

Только за счет данных обобщающих фактов о функционировании «Сбербанка» можно представить, какое большое значение для национальной экономики может иметь смена его собственника. Тем более, начиная с 1991 года, когда Сберегательный банк Российской Федерации был преобразован в форму акционерного общества, его мажоритарием беспрерывно был Центральный банк РФ. Никакое другое лицо в течение почти трёх десятилетий не получало в своё управление это финансово-кредитное учреждение. А поскольку Банк России всегда полностью находился в федеральной собственности, «Сбербанк» в современной российской истории всегда считался государственным банком.

В апреле 2020 г. Центральный банк РФ заключил сделку с Министерством финансов РФ по продаже последнему контрольного пакета в размере 50% плюс одна акция ПАО «Сбербанк». Сперва 9 апреля за 2,139 триллиона рублей были приобретены 50% акций, а затем 30 апреля только после заключения акционерного соглашения по «Сбербанку» была передана его последняя акция [6].

С первого взгляда и с институциональной точки зрения может показаться, что данная сделка была чисто технической: находящийся в федеральной собственности особый публично-правовой институт передал имущество в собственность федеральному органу государственной власти. То есть конечным владельцем всё равно осталось государство. Однако это не совсем точно отображает действительность.

По мнению как непосредственных участников сделки (Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, «Сбербанка»), так и представителей экспертного сообщества, эта сделка считается взаимовыгодной для всех заинтересованных сторон [9]. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть справедливость подобного мнения, необходимо подробно разобрать объективные последствия купле-продажи «Сбербанка». Основные из них обобщено можно представить следующим образом:

• разрешение конфликта интересов у Центрального банка РФ;

• использование средств Фонда национального благосостояния России;

• покрытие убытков, понесенных Центральным банком РФ за последние несколько лет;

• преемственность в управлении банком;

• масштабирование опыта «Сбербанка» в технологической сфере.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на тот факт, что Банк России в

случае со «Сбербанком» одновременно выступал в роли акционера коммерческого банка, регулятора банковского рынка и надзорного органа в банковском секторе. Это непосредственно приводило к конфликту интересов [5]. И управлять им с течением времени, когда экономические отношения в финансовой среде и их регулирование постоянно расширяются и становятся более комплексными, становится все сложнее. А другие участники финансового рынка в этой ситуации могли ощущать со стороны мегарегулятора нарушение принципа равенства.

Кроме того, в российской экономической среде всем давно известно о том, что отношения между Центральным банком РФ и «Сбербанком» находятся в напряженном состоянии. Доказательствами этого являются их противоречивые решения по ряду вопросов (например, по действиям на рынке платежей/переводов, по развитию эко- и биометрических систем и т.п.). Исходя из этого, Министерство финансов могло решиться на вмешательство в данный конфликт и предложить самый очевидный способ его разрешения - продажу Банком России акций ПАО «Сбербанк».

Данная сделка была осуществлена на рыночных условиях: акции были выкуплены по рыночной стоимости (189,44 рубля за одну акцию). Следовательно, суммарная стоимость контрольного пакета акций Сбербанка составила 2,139 трлн. рублей. Эти средства были взяты из Фонда национального благосостояния России -резервного фонда, который формируется за счет нефтегазовых доходов, полученных при цене, превышающей 42,5 дол. США за баррель. К марту 2020 г. там было зарезервировано 8,25 трлн. рублей, а после удешевления рубля он увеличился до 12,856 трлн. рублей [4].

Многие эксперты выступали за то, чтобы не накапливать средства в так называемой «кубышке», а использовать их в экономике для инвестирования в долгосрочные инфраструктурные проекты [3]. Однако из-за пандемии коронавирусной инфекции в мире и в России, в частности, наступил экономический кризис, который в том числе нашёл отражение в резком снижении мировых цен на нефть. В данных условиях, накопленный за прошлые годы запас средств, пришёлся очень кстати. Купля-продажа «Сбербанка» является инструментом использования средств из ФНБ в обход «бюджетного правила», поскольку весь доход Банка России направляется в федеральный бюджет. За счет этих средств могут быть возмещены выпавшие нефтегазовые доходы бюджета, запланированные при его составлении, и тем самым профинансированы расходные статьи на поддержку бизнеса и помощь населению.

Приобретение контрольного пакета акций ПАО «Сбербанк» стало первым крупным инвестированием средств Фонда национального благосостояния России. ПАО «Сбербанк» как объект инвестирования соответствует основным требованиям вложения средств ФНБ в инвестиционные проекты. Он обеспечит не только сохранность вложенных средств, но и стабильный доход от их размещения. Причем их дивидендная доходность значительно превышает доходность по государственным облигациям (в частности, облигациям федерального займа). Следовательно, Правительство России сделало свой первый выбор в пользу «Сбербанка» как объекта вложения средств вполне обоснованно.

Стоит отметить, что в федеральный бюджет поступит только часть от столь весомой выручки Центрального банка РФ. Регулятор воспользуется дополнительными денежными средствами ради покрытия убытков, которые он нес последние несколько лет, когда происходили санации ряда крупных участников банковского сектора России (например, «ФК Открытие», «Бинбанк», «Промсвязьбанк», «Московский индустриальный банк» и др.). Ежегодно они составляли 400-500 млрд. рублей. А в силу действующего законодательства Банк России не мог использовать доходы,

полученные в виде дивидендов от акций «Сбербанка» - они сразу перечислялись в федеральный бюджет. Поэтому в данной ситуации его решение о продаже актива, не приносящего доход, является полностью логичным. Хотя, строго говоря, экономического смысла в погашении Банком России своих убытков нет, поскольку он не является чисто коммерческим банком, у которого к тому же в отличие от мегарегулятора нет возможности прибегнуть к эмиссии денежных средств.

Клиенты «Сбербанка», впрочем, как и его рядовые сотрудники не должны заметить смену главного собственника банка. Согласно акционерному соглашению, подписанному между Центральным банком РФ и Министерством финансов РФ на срок 3 года, в корпоративном управлении банка должна быть обеспечена преемственность с защитой прав миноритарных акционеров. Она заключается в том, что в Наблюдательный совет «Сбербанка», который избирает Президента, Председателя Правления банка и определяет его дивидендную политику, новый контролирующий акционер может выдвигать не более четырех кандидатов, включая одного служащего Банка России. В то же время включение в состав органов управления новых членов, имеющих собственный опыт и навыки, может положительно сказаться на качестве общей работы банка. У «Сбербанка» появится возможность безболезненно внедрить новые практики корпоративного управления, благодаря чему могут быть улучшены результаты деятельности коммерческого банка.

В настоящий момент «Сбербанк» позиционирует себя как передовая технологическая компания, бизнес-модель которой основывается на модели экосистемы. Приоритетным направлением его деятельности за последние годы стало строительство единой современной цифровой открытой платформы [1]. Благодаря её реализации повысилась производительность сотрудников банка и снизилась стоимость банковских продуктов и услуг. Подобный опыт может быть использован Правительством России, который провозгласил проведение в России полномасштабной цифровизации в качестве одной из своих главных задач. С этой целью технологии «Сбербанка» могут быть внедрены в работу органов власти всех уровней, в том числе по оказанию гражданам государственных и муниципальных услуг, а также в другие области бюджетной сферы (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и т.д.).

С другой стороны, сам «Сбербанк» может извлечь выгоды от сотрудничества с государственными органами и учреждениями в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. В средствах массовой информации зачастую появляются сведения о том, что в сети «Интернет» опубликованы объявления о продаже личных данных клиентов «Сбербанка». В это же время органы государственной власти регулярно сообщают об успешных отражениях хакерских атак на их официальные сайты и базы данных. Поэтому обмен информацией и технологиями поможет устранить недостатки и слабости информационно-телекоммуникационных систем каждой из сторон.

Заключение.

Таким образом, на основе всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что приобретение Министерством финансов РФ у Центрального банка РФ контрольного пакета акций ПАО «Сбербанк» является положительным событием. Последствия, которые последуют за ним, соответствующим образом поспособствуют развитию экономической системы нашей страны: банковский сектор страны, не допустив резких внутренних изменений, станет функционировать более сбалансированным образом, а субъекты других отраслей экономики и социальных сфер в рамках мер государственной поддержки получат возможности приобрести и использовать высокотехнологические оборудования и методы организации своей деятельности. Это подтверждает и позитивная реакция участников рынка, которая нашла отражение в повышении рыночной стоимости акций «Сбербанка» на фоне новостей о сделке на 9,68% (за период с 3 по 9 апреля 2020 г.) [11]. В связи с этим данную сделку можно охарактеризовать как целесообразную и обоснованную.

Библиография:

1. Бердышев А.В. Открытая платформа как технологическая основа развития ПАО «Сбербанк» // Вестник университета. 2018. № 11. С. 154-158.

2. Кадыров И.Р., Щеглова И.О. Позиция ПАО «Сбербанк России» в банковском секторе экономики Российской Федерации и его конкурентоспособность // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2016. Т. 2. № 3 (7). С. 75-79.

3. Шмиголь Н.С., Шульгина М.В. Использование фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 4 (238). С. 36-46.

4. Минфин России | Статистика [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/statistics (дата обращения: 19.05.20).

5. По министерствам и ведомствам - Правительство России [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep_news/38958/ (дата обращения: 19.05.20).

6. Правительство и ЦБ подписали акционерное соглашение по Сбербанку - РИА Новости, 07.05.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200507/1571098202.html (дата обращения: 19.05.20).

7. Рейтинг банков | Банки.ру [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 19.05.20).

8. «Сбербанк» - О банке [Электронный ресурс]. URL: https://www.sberbank.ru/ru/about/today (дата обращения: 19.05.20).

9. Эксперты: ЦБ уйдет из Сбербанка без последствий для граждан и стратегии -Экономика и бизнес - ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/7738293 (дата обращения: 19.05.20).

10. Brand Finance - Brand Finance Russia 50 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://brandfinance.com/knowledge-centre/reports/brand-finance-russia-50-2018/ (дата обращения: 19.05.20).

11. SBER | Акции Сбербанк - Investing.com [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/equities/sberbank_rts (дата обращения: 19.05.20).

УДК 316.62

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Кузнецова А.В., магистрант 2 курса направления подготовки 38.04.01 «Экономика. Научный руководитель: д.э.н., профессор Ажлуни А.М. ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Проблемы в функционировании организаций малого бизнеса и среднего бизнеса, различия в интересах между руководителями и исполнителями, между подразделениями, а также по поводу результатов и последствий неминуемы и возникают на разных стадиях жизненного цикла организации. Проблемы построения эффективных организационных структур и успешность реализации преобразований в сфере управления находится в области исследования конфликт-менеджмента.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Малый бизнес, организация конфликтов, конфликт-менеджмент, предпринимательская культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.