О ПРИНЦИПАХ НАУЧНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
(общий подход)
© В.Г. Берест, А.В. Берест
Построение любой теории предполагает, прежде всего, создание достаточно жесткого «симметрийного каркаса» опытно установленных и принятых к использованию руководящих принципов Бытия. Нельзя ввести «бурный поток» исследовательской мысли в желаемое русло, если берега его не выкристаллизованы прочным «гранитом» научных установок. Каковы принципы, такова и «канва» исследования, его этика и его красота, - неизменные свидетели достигнутого гомеостаза научных построений. При этом их применение всегда носит строго «сквозной» характер: от «начала» цикла исследования и до его «завершения». Непостоянство принципов ведет к зарождению трудноразрешимых противоречий, затемняющих истину непрерывно открывающейся реальности - к шатаниям и «беспринципности» искания. Принципы и создают линию поведения ученого. Уровень обретаемых достижений определяется соответствующими тому руководящими ориентирами. Можно сказать, что принципы -надежные «стражи порядка», требования которых нельзя не исполнить. Их назначение и состоит в том, чтобы творить гармонию равновесия (нерушимости) научного поиска. И на этом сложном пути творческого процесса постижения истины они призваны: 1) организовывать сознание к исследованию; 2) нацеливать внимание на предмет поиска; 3) обострять восприятие (ощущения, впечатления, представления и воображение) непрерывно притекающих качеств реальной объективной действительности; 4) устремлять мысль в избранном направлении, чтобы через нее поставлять сознанию кванты необходимых мыслеформ; 5) видеть главное; 6) «отсекать» лишнее; 7) устанавливать меру свободы поиска; 8) мобилизовывать волю звучащих чувств на поддержание искания; 9) доводить начатое «дело» до логического завершения (полного изъяснения проблемы); 10) ставить следующие «стратегические задачи», вытекающие из опыта предыдущего этапа и новых целевых установок; 11) быть способными к «перекристаллизации», т. е. к изменению своего сим-метрийного каркаса (уровня и порядка взаимодействия ведущих законов: их «инвариантности-неизменности») в соответствии с «достигнутым» и вновь «достигаемым».
Гегель, не давая ясного определения понятию «принцип», полагал что он «должен быть скорее лишь неким критерием, ...определяющим содержание» [1]: началом системы отсчета или родом утверждения, которое имеет силу закона в сфере мышления и осуществляет движение действия мысли в избранном направлении, не давая ей воли рефлекторно «растекаться по древу». Любой принцип - универсален в своей уникальности. Являясь «точкой» в пространстве, но «кана-
лом» во времени, он выводит искание на уровень ясного понимания фундаментальных законов Бытия и не позволяет «кораблю мышления» сесть на мель - безнадежно увязнуть в липкой рутине «традиционного существования». Любой принцип есть закон, управляющий движением «сил» в Мироздании. Любой закон есть руководящий принцип организации вещества и энергии в пространстве. Но если закон принадлежит сфере бы-тийности процессов (является воплощенным принципом, «регламентирующим» бытие истины в мирах), то принцип - сфере мышления (есть непроявленный закон
- «силовой» знак его символического образа: истина Бытия, информационная «кривизна» которой отражена в «пространстве времени», как в осознающей себя мысли). Принятый к исполнению принцип становится аксиоматическим «есть» - знанием неоспоримым (недвижимым и основополагающим): единой вневременной реальностью Бытия, явленной в неисчислимых циклах развития жизни, как «альфа-и-омега», «начало-и-завершение» любой их длительности. «Истина Бытия» становится «бытием истины» и вновь возвращается к себе (к истине Бытия), развитой и дополненной высшим опытом искания в мирах, слагая новые грани своего сияющего «кристалла». Так «первый» (как принцип) становится «последним» (тем же принципом
- возросшим в опыте «ныряльщиком» за «жемчугом глубин» в океане знания). То, что соединяет «первого» и «последнего» в «первого-и-последнего», есть закон, устанавливающий ритмику циклического «дыхания» жизни в мирах. Закон - уникальный в своей универсальности механизм, сводящий вневременную реальность (идеи) на уровень объективной действительности, разворачивающей себя всепредельным сцеплением причинно-следственных связей в «потоке» (волне) плоскостного течения времени. И если принцип есть универсальный ключ к достижению совершенства Бытия (и мышления), то замки к нему - законы, познавая которые мы выходим в «пространство» и «время», обретая их «движение» (жизнь). Так высшая истина непрерывно борется со смертью, утверждая в мирах бессмертие (их непрерывность). «Залог» бессмертия - она сама, в лице «доктрины жизни» (сущности) Вселенной: единая, неизменная и незаменимая. Узловые звенья ее «гравитационных скрижалей» и есть принципы: информационные рычаги, запускающие в движение действия законы всех бытийных процессов и создающие неповторимые жизнеобеспечивающие среды всеобъемлющей Природы. При этом высшие принципы Бытия неизбежно ложатся в основание закона его морали, слагая «мораль богов» (иные «принципы» формируют иную мораль), создающую безупречную нравственность (чистый образ жизни) - живую этику творца Ми-
роздания. Именно эта участь предначертана земному человечеству. Природе нужен творец - «демиург» Бытия, творящий красоту чарующей гармонии ее условий и сред. В сущности своей Природа все «это» создает сама (в том числе «руками и ногами человеческими»), но по «рисунку» (голографической модели, мыслефор-ме), который она находит в творческом «уме» своего демиурга. Всезнающая и всемогущая в своих энергоинформационных полях, она безошибочно сплетает их «спицами» материальные кружева любой сложности. Но ее законам нужна «канва» (велосипеда, компьютера или... ядерной бомбы - сути не меняет) - изначальная симметрия (воля), группирующая взаимодействующие законы на участке усмотренной ею модели (как идеальной, так и материальной - значения не имеет, хотя. и те и другие есть голограммы мыслеформ, отличающиеся лишь степенью плотности субстанциальной или эволюционирующей материи), выстроенной творцом в соответствии с руководящими принципами его жизни (моралью). Законы (формовщики), несгибаемо управляющие потоками энергии, материи и информации, продолжат и завершат начатое «словом» («канвой» - моделью), произнесенным чувствами творца из «времени» (мысли) в «гравитацию» (сознание).
Сейчас мы только берем у Природы ею уже отработанные идеи. - для себя. Ничего нового ей мы предоставить не в состоянии, ибо плетемся в «хвосте» ее творческих исканий, с трудом постигая «прописные истины» (по молодости своей). Но в будущем задача человека изменится. Он перестанет быть «потребителем» и надежно свяжет своим высшим разумом «разум предвечный» («океан идей» вакуумических глубин) с «космическим разумом» Природы. Мы должны научиться брать «свежие», еще не проверенные идеи у вакуума (непознаваемой мощи: космос творит ею и из нее. - не во вред всеединому), разворачивать в пространстве своего сознания (когда-то оно станет всекос-мическим) их голографические образы, наполнять «иллюзию» натуродромой (субстанцией) своей жизни, и предоставлять Природе, которая, прилагая космический разум своих всепронизывающих полей, прилежно «вышьет» задуманные нами неповторимые «узоры» вселенской красоты и гармонии. Так высшее творение человека обретет жизнь свою в Природе - вечной и преходящей. Это происходит и сейчас. Но вся наша творческая практика упирается в несовершенство мышления. Ясно, что гравитационные «интеллектоны» (идеи - кванты «канвы» мышления), непрерывно про-изрождаемые мудрецом и, скажем, развратником - не одно и тоже. Каковы идеалы, таково и мышление, выстраиваемое вокруг их качеств. Каково мышление, такова и мораль (руководящие принципы жизни). Какова мораль, такова и сама жизнь - образ ее (нравственность), слагающий этику творца. Именно поэтому одни возводят в мире прекрасные храмы, другие - плодят монстров, безжалостно пожирающих человечество.
Ныне творящее «слово» - у человека. Он волен произносить «слово» (симметрировать - создавать «силовой» каркас его «инвариантности-неизменности») по роду своему. Это - его вера и судьба его...
Оглянемся вокруг.
Не хаос ли нашего мышления поставил Природу в тупик.?
Выход один: совершенствовать мышление вокруг качеств высших идеалов человечества. Но где же они.
- идеалы?
Хорошо известно: любой исследователь реальной действительности всегда имеет дело только лишь с тем, что предоставляют ему (сознанию его) чувства (в том числе и ум) через внимание и восприятие самого сознания. Внимающее восприятие и воспринимающее внимание, усиливая друг друга, и создают чувственные предпосылки качественного постижения мира, приоткрывающегося сознанию из-за порога своей «непознаваемости». Кроме того, любые ощущения связаны с мыслью: коррелируются ею и влияют на нее, произро-ждая в ней (через впечатление) четкие и ясные представления о том, что введено чувствами (в том числе и умом) в сферу сознания. В сущности своей, все эти представления есть формы мысли, движущейся в сознании и несущие сознание в себе, т. е. они являются осознающей себя в сознании мыслью - нескончаемым потоком мыслеобразов, которые и запечатлеваются сознанием в сознании, формируя там голографическую среду его памяти. «Точка сборки» всех наших представлений о мире в сознании. Она полностью укладывается в избранную «систему отсчета» ценностей (мир ученого и мир завсегдатая злачного притона - не одно и то же). Мы знаем лишь только то, что предоставляет нам наше сознание. И это есть предстающая перед нами объективная действительность, «вдоль и поперек» субъективированная качественным состоянием созерцающего сознания: голографические тела мысли
(«деи»), созданные в сознании сознанием и несущие в себе родовую генетическую поляризацию, позволяющую нам судить о предметно-конкретном многообразии мира. Эта действительность для нас всегда реальна. Тинктурный спектр ее может быть довольно широким, но во всех случаях он полностью предопределяется качествами эволюционирующего сознания, стремящегося охватить Вселенную. Иной реальности мы не знаем, хотя она и существует (всегда и вечно) за его подвижным порогом.
Реальные свойства мира (Природы) - знаемы. «Реальный мир» и его «интеллектуальный двойник» («идеальный слепок мира») уравновешены в сознании мышлением. Процесс, создающий знаковую «голографическую иллюзию мира», нами скромно и называется мышлением. Мышление, являясь функциональным синтезом мысли и сознания, стремящихся взаимодействием своим раскрыть тайну Бытия, голографирует все пункты времени одновременно, запечатляя (архивируя) «происходящее» с ними в многоуровенные структуры памяти. Оно же (мышление), периодически просматривая информационную «кривизну» своих (как сознания) гравитационных «скрижалей», при необходимости может извлекать оттуда ценные идеи, чтобы предоставить им свободную жизнь в бытии мира. Мир (цикл развития призванных к жизни идей) - результат мышления: материального мышления Природы (непрерывного и безошибочного разворачивания голограммы генетического кода информации всего сущего в ней) или людей (генераторов идей - интеллектонов). Собственно мир - континуум тесно согласованных идей, находящихся в непрерывном движении. Одни их них только идут на воплощение в системы жизни, другие -совершенствуются (эволюционируют) в них, структу-
рируя собою их процессы, третьи - вошли в недопустимое разложение, выпали из каскодно-вложенной системности универсального мирового континуума и были возвращены Природой в память, как нереализованные, четвертые - реализовали себя в условиях мира по своему высшему замыслу (идеалу) и должны покинуть мир, чтобы найти во Вселенной «равных себе» (по закону движения голограммы этому нет препятствий). Информационно-энергетическое поле Вселенной (ее сознание) охватывает собою все миры. Информация «поля» генетическим кодом накладывается одновременно на всю эволюционирующую материю, создающую высокоорганизованные субстраты жизнеформ. Поэтому любая идея («застывший» срез канала во времени) может быть вызвана к мировой деятельности и введена в движение в любой части Вселенной (расстояний на пути воплощения идей нет).
Сознание знает, что оно есть полное тождество самому себе - как Бытию и мышлению, законы которых равнозначны по своему содержанию. Оно «созерцает и представляет», формируя в себе структуры «идеального мира» по образу и подобию реальности. Все приходит через сознание (его вниманием и восприятием) и остается в сознании, развиваясь в нем. И то, что «стучится» и приходит в сознание, есть созерцаемый реальный мир, как «вечно непознаваемое присутствие». Оставшееся в нем (в сознании) в виде представлений, есть идеальный образ мира - его «интеллектуальная карта», на которой своими особыми знаками и символами обозначены все познанные «реалии» мира. Так кантовская «вещь в себе» («непознаваемое присутствие» или шопенгауэровская «извечная воля», как абсолютное начало всего) становится гегелевской «вещью для нас» («образом мира»). «Все объективное есть представление. даже просто феномен мозга» - указывал А. Шопенгауэр [2]. Познавая мир, мы тем самым познаем природу своего сознания. Познавая сознание, - познаем мир. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей», - отмечал Б. Спиноза [3]. В этом усматривается фундаментальный принцип философской мысли, указывающий на то, что «мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей составляют одно содержание» [1, с. 98]. Логические определения (понятия) мыслящего сознания как мысленны, субъективны, так и бытийны, объективны. Отделить одно от другого не представляется возможным. И это есть диалектическое единство законов Бытия и мышления - универсальный принцип истины и свободы, дарующий возможность открытия бытия истины в мирах через формулы суждений и приносящий свободу ее воплощениям в Бытии, как истины Бытия (синтеза высшего опыта человеческих исканий).
Все начинается в идеях, продолжается в идеях, неизменно устремляясь к достижению совершенства (идеала) в «пространстве вечности» своих материнских форм (идей). Любое развитие всегда является внутренним по отношению к идее (человека, дельфина, березы, червя.). Вне идей есть только хаос, но и он - «идея» всех идей и их идея: универсальный «бульон», питающий идеальный порядок. Вызываясь к жизни мышлением, каждая идея обретает при этом «время и вечность»: она (идея) становится «океаном идей», непрерывно проистекающим из единственной «точки» своего безначалия (канала во времени) - материнской
идеи. Так разархивированием «океана идей» из точки материнской идеи (постидеи - «среза» канала, беспредельного во времени) взорвалась (взрывается и будет взрываться вечно) наша Вселенная.
Мышление - генератор идей, которые, согласно Платону, «управляют миром». Оно непрерывно и, в сущности своей, полностью предопределяет направление развития мира со всеми его качественными сторонами. Все, что нас окружает, и мы сами, есть результат мышления и само мышление - сохранение (передача в вечность) генетического кода родовой информации, неустанно усовершенствующейся в форме (энергетической капсуле) своей идеи (человека, дельфина, березы.) и по замыслу ее (идеалу). Но «предсуществую-щим центром мышления» является «центр реакции» непрерывного взаимодействия («брачного союза») мысли и сознания, представленный везде и всюду, ибо как мысль сознания, так и сознание мысли есть информационно-энергетическая форма материальной организации пространства и само вещество пространства (на-туродрома эйдоса), ложащееся в основание материи и предопределяющее ее: свойства движения (преобразования) материи в потоке эволюции жизни. Мысль, информационное содержание которой (идеи ее) озаряется изнутри светом сознания, становится основой материи (развитие металлургии - простейший пример тому) и субстанцией (натуродромой), в которой материя развивается. При концентрации ее (мысли) в сознании (и с сознанием в себе) она обращается в материю, усваивается ею, программирует ее на действие и на образ существования. Мысль, превращенная внутри материи в материю, осуществляет в ней все материальные процессы и обмены (любой технический механизм укажет на это). Мысль есть сущность сознания и сила его. Она явлена сознанием в сознании и с сознанием в себе. Это позволяет ей (мысли) непрерывно произрождать сознание от сознания в сознании вместе с нею. Мысль и сознание - зеркальные тождества в себе. Поэтому мышление есть непрерывное созерцание «тождества-в-себе» - отражения своего в себе от себя (мысли в сознании и сознания в мысли). Идеи, несущие в себе истину взаимодействия мысли и сознания через все уровни Мироздания, являются сущностью информации, непрерывно струящейся в мысли и предстающей нам сущностью последней, движущейся в сознании сознанием.
Все законы Бытия заключены в сознании (как знание и принципы его организации). Углубляясь в объективные законы Бытия и постигая их, сознание, тем самым, углубляется в себя, постигая свою собственную природу, поскольку законы (сущность) Бытия и законы (сущность) мышления - суть одно. Это и определяет структуру человеческого мышления. Чтобы исключить проникновение хаоса в стройные ряды мыслительных процессов, оно (мышление) должно быть строго упорядоченным. Порядок вносят руководящие принципы, создающие «дисциплинарный коридор» течения мысли. Каковы принципы, таков и порядок в сфере мышления. Каков порядок в мышлении, таков и результат исследования реальности: не больше, но и не меньше.
Существуют многочисленные иерархии принципов: от наиболее универсальных, до принципов «на каждый день». Но и в том, и в другом случае их применения остается неизменным правило: «Покуда не познано
«то», не может быть достигнутым и «это». Когда установлены правильные принципы и найдена их универсальная симметрия (согласованное взаимодействие), то любое исследование, при этом, может напоминать собой легкое и безопасное «путешествие с полными принадлежностями» - без возможности затеряться в хаосе неуправляемых (диссипативных) процессов.
Принципы, которые ложатся в основание любых исследований, должны в совершенстве соединять то, «что исследуется», того, «кто исследует исследуемое», и то, с помощью чего «исследователь исследует исследуемое», т.е. «ищущего», «искомое» и «искание». Все трое - это динамическая цепь систем в системе диалектического (творческого) постижения природы жизни (истины). Разорвать эту цепь, - значит, прервать ее самосовершенствующийся поток. Развивая же любое из этих трех звеньев до степени совершенства, мы, тем самым, развиваем и все остальные, ибо все трое - суть «единый сущий» - есть тождество Бытия и мышления, текущих друг через друга, поддерживающих друг друга, развивающих друг друга до состояния полного единства (индивидуальной системности в системном континууме мира). И здесь ясное понимание того, что мир за пределами нашего сознания нам не ведом, и, исследуя его (то, что приоткрывается ему в каждое текущее мгновение вечности), мы каждый раз сталкиваемся с ним (миром) один-на-один в пограничной полосе своего сознания, накладывает еще более жесткие требования к выбору руководящих принципов его творческого постижения в себе, ибо они полностью предопределяют стиль и способы нашего мышления (математического, физического, политического, бытового, религиозного .), а значит и качество приходящего мира. Поэтому можно утверждать (еще раз): каждый человек несет в себе свой мир - неповторимый и беспримерный.
Вселенная имеет полимоническую структуру - все-пронизывающую иерархию каскадно-вложенных систем. И постулат: «Существовать - это, значит, быть системой, входить в системы и состоять из систем» является базовым в ее построении. Незаполненных «ниш» во Вселенной нет (по закону непреложности). Все есть система - «уникальное воплощение универсального». Но основанием мирового порядка служит мировой хаос. Перерабатывая хаос в надежный порядок, системы уходят совершенствованием в беспредельность своих возможностей, теряясь из поля зрения на уровнях гигантских и сверхгигантских симметрий. Мироздание Вселенной - уравновешенный и взаимосогласованный ансамбль «сквозящих» друг через друга (меньшее - в большем, большее - в меньшем) систем, соединяющих собою в себе все его проявления. Системность - глобальный принцип организации материи, который реализует собой закон причинно-
следственного сцепления Вселенной, проистекающий из единства жизни (как закона) и творческого проявления ее энергий (как закона). Во Вселенной все тяготеет друг к другу, устремляясь к обоюдному творчеству -всеобщей самореализации на вершине высших достижений, теряющейся в беспредельности (принцип нарастания). Одна жизнь предсказывает другую: цепь существований не прервать, не выделить себя, не приостановить течение. - как один поток Вселенная.
Исходя из особенностей спектрального разложения света, можно предположить наличие в «Космосе систем» их семи семичленных иерархий, сливающихся всеобщим переплетением процессов в «единую» (Единое), концентрирующую себя (как «начало-и-
завершение» - «альфу-и-омегу», «первое-и-последнее» в развитии Вселенной) в огненно-световом «море Дирака» (единой синергии космоса - первоисточнике Мироздания). Каждая из этих иерархически упорядоченных систем имеет свою структуру, но она не противоречит другим, ибо все является родом Единого (не имеющего «другого»): «Все» (Единое) есть «все» (многообразие и многочисленность), так же как и «все» есть «Все», ибо «Все» проходит через «все» и «всем» свидетельствует обо «Всем». И более того, всеобщая системность реализует в пространстве такие свои интегрирующие принципы как общее благо, справедливость, кооперация (мировая и космическая), согласованность всех жизненных проявлений, непрерывность и постоянство структурной организации, устремление к совершенству, объединение частей в целое, всевмещение, слияние ассимиляцией в Единое («единосущее» - единую жизнь), нарастание эволюционной энергетики, творческое созидание, сотрудничество, равновесие. И вообще, все они построены по принципу «однотипности и аналогии», хотя и со строгим соблюдением принципа «неповторимой повторяемости» своих воплощений в пространстве Вселенной. Принципы регулируют жизнь законов системной организации - симметрию (инвариантность-неизменность) их проявления. Этих законов - неисчислимое множество. Но все они могут быть генерализованы в некоторые группы своего проявления (классы познания), как законы законов и их законы: 1) законы, описывающие пространство, время и движения; 2) законы, устанавливающие распределение сил в материи; 3) законы, контролирующие развитие жизни (воли, чувств, мысли.). Высший уровень взаимодействия законов и есть симметрия («единство-и-постоянство» сущего), утверждающая во Вселенной «сверхнеобходимость рассеченного единения материи»: суперпозицию ее четырех силовых полей - гравитацию. Именно этот уровень, «уровень симметрии» (как вакуум и его воля), произрождает Единое (огненно-световое «море Дирака»), ничем не отличимое от себя (непрерывный виртуальный обмен частицами на его пограничной полосе - свидетель тому): материю (первичную корпускулярную грануляцию «огня» кипятящего вакуума - «вакуумическую пену») и гравитацию (волны света, как суперпозиционное объединение глюонного, мезонного, электромагнитного и, собственно, гравитационного силовых полей) - одновременно. Гравитация и несет собою во Вселенной всепронизываю-щее проявление симметрии, надежно решая проблему «сверхнеобходимости рассеченного единения материи» в ней. Именно поэтому Вселенная реагирует на любые происходящие в ней события, как живое целое - мгновенно, реализуя в себе принцип нелокальных связей. То есть, как любил часто повторять Нильс Бор в своем «вековом» споре с Альбертом Эйнштейном, «Бог не играет в кости»: Он (как Вселенная) - не гадает, но знает обо всем все, мгновенно (именно это было подтверждено в «мысленном» эксперименте «ЭПР» -Эйнштейна - Подольского - Розена, - а спустя три десятилетия наличие нелокальных «скрытых перемен-
ных» в квантовой физике удостоверяется теоремой Джона Белла).
Любая система - открыта вверх (в более общую, материнскую, систему), откуда, передаваясь «сверху-вниз» по цепи иерархических сил Мироздания, поступает в нее кодированный более совершенной информацией энергетический «лактат» (идеи, предопределяющие направление дальнейшего развития системы), и вниз, к хаосу короткоживущих диссипативных образований, из которых в конечном итоге выстраиваются структуры ее надежного внутреннего порядка. Идеи Бытия, «падая» зарождением (воплощаясь) в структуры системности своего уровня, обретают в них бытие (ин-волюционируют в «замысел» Природы), благодаря которому они, постепенно совершенствуясь, эволюционируют до идеальной «встроенности» в материнскую систему с полной неотличимостью от нее - так «часть» (структура системы) становится «целым» (системой): ее живой телесностью, функционирующей по законам «целого», т. е. исполняющую волю «целого» как свою собственную. В этом усматривается проявление таких законов Мироздания, как закон движения («инволюции-эволюции» - соответственно движение: «от общего к частному» и «от частного к общему») и закон единения («все, исшедшее из общего центра, возвращается в него развитым и дополненным» - так «центр», который везде, становится «сферой», которая нигде, и наоборот). Система, завершившая свое внутреннее развитие (достигшая идеального состояния в среде материнского поля), переходит на более высокий уровень развития. Переход осуществляется движением обновления «снизу-вверх» по цепи иерархии вложенности систем. Вся иерархия обретает новый замысел (принципиальную основу), меняет симметрию взаимодействующих законов, и борьба с «мировым хаосом» за утверждение нового, более высокого, уровня всеобщего гомеостаза (существования вопреки любым изменениям) начинается «с начала».
В основании системности (на микроуровнях ее) лежит диссипативный хаос (обломки информативных сущностей). Он питает системы, но и является их универсальным разрушителем, так как его реверберации не согласуются с жизнью системного порядка. Системы борются с ним, перерабатывая в себя. При этом используются как свои собственные силы, так и силы более высокоорганизованной системности. Поэтому системы, замкнутые на самих себя (т. е. выпавшие из всеобщего континуума систем), приходят к неизбежному и полному разрушению по мере исчерпания своего энергетического потенциала. Более того, только «материнская система», в предопределяющем поле которой возникла и развивается «структура», ведает ее назначением в «Космос систем». Параметры «поля» содержат в себе все «силовые» требования к структуре. Их нельзя изменить и пренебречь ими, ибо они составляют уникальную сущность «матери». Это - «зов» системы: подняться к ней и стать ею (ее живой телесностью). Непрерывный «отклик» структуры («обратная связь») на требования параметров универсального «материнского поля» свидетельствует о ее непрекращаю-щихся попытках достичь в нем нерушимости своего идеального состояния - гомеостаза. Этим «прогрессивные» структуры отличаются от «регрессивных» - глухих к «зову» системы, т.е. не откликающихся на ее «за-
конные» требования (требования закона единой жизни). «Зов» осуществляется непрерывно с помощью «монолий», кодированных информацией жизнеобеспечивающего «лактата» предопределяющего поля («лак-татмонолий» сущего - единого информационноэнергетического поля системы) и сублимированных им по уровню состояния структуры. Эти «гормоны» (почти дословно: «монолии с гор», т. е. от материнской системы) частично используются для питания структуры (ячейки их матрицы заполняются диссипативным хаосом, приобретающим в них поляризацию структуры
- ее эволюционирующий порядок), а частично излучаются обратно в «поле», но с информацией структуры. Так «дочь» (структура) рассказывает «матери» (системе) о себе, согласует свою жизнь (устремления) с жизнью «соседей» (структур-«сестер») и делает «заявку» (запрос) на новую порцию кодированного «лактата», необходимого для упорядочивания еще «несвязанного» («дикого») хаоса. В этом усматривается «мера» таких законов (закономерность), как закон соответствия («все во всем») и закон соотношений (устойчивое состояние системы достигается равновесием пропорциональности соответствий).
Прогресс любых систем явлен триединством: а) «предопределенностью поля» всех возможных состояний вероятностного движения (развития) в нем «структуры» («материнской системностью»); б) вероятностным движением (совершенствованием) по этому полю «дочерних» структур (их изменчивостью); в) приспособляемостью вероятностного движения «дочери» к требованиям «матери» (работа отбора), жизнеобеспечивающая среда которой несет в себе «цель» -перспективу развития.
Предопределяющее поле действием своих целевых требований создает непрерывную «тягу к верху» - к себе, т. е. к слиянию с собой: непреложно слиться с материнской системой, стать ею (встроенным «винтиком» единого механизма). Но эти полевые требования лишены «предвзятого» интереса и не подавляют свободу движения структуры. Они - средообразующие, фак-торальные: как силовой фон, структурирующий систему. Одновременно, диссипативный хаос, неизбежно присутствуя на системных микроуровнях, создает «давление снизу» (постоянная угроза разрушением). «Давление снизу» и «тяга к верху» - непременные условия восходящего движения систем всех уровней их иерархии (к Единому). Без этого жизнь систем пришла бы в недопустимое разложение. Дочерние структуры вынуждены непрерывно перерабатывать хаос во внутренний порядок, постепенно приспосабливаясь к требованиям «материнского поля», широкий спектр параметров которого не подавляет свободу в выборе - свободу действия (хотя эта свобода и не может выйти за черту волевых требований его среды без плачевных последствий для структуры). У структуры - неограниченный выбор путей и форм развития, но . в границах «поля» (в этом усматривается принцип свободы систем, как осознанной необходимости: высшая «воля» принимается к исполнению, как своя собственная).
Любая вновь формирующаяся система всегда возникает в комплексном материнском поле более общей системности по цепи иерархии систем. Она произрож-дается как «структура системы» и должна развить себя в «систему структуры». Как «структура системы» она
призвана жить по законам более общего «целого», неукоснительно (в диапазоне требований параметров поля) следуя его воле, как своей собственной - становиться «целым», сливаясь с ним нераздельно (ни одну клетку печени нельзя отделить от печени - их универсального в своей уникальности континуума). И, наоборот, развивая себя в «систему структуры», она приводит все свое, еще «своевольное» (не систематизированное), содержание к добровольному слиянию с собой (через «силовое» средоточие уже «своего» объединяющего поля). Ничто не возникает на «пустом месте» (непреложный принцип всюдности систем). Поэтому, создавая новую пространственную структуру, мы должны ясно видеть и понимать, в поле каких систем мы закладываем ему фундамент, какое питание (воспитание) она будет получать и чью волю понесет в конечном итоге, укрепляя «системный каркас» единой реальности. Идеальная согласованность (как принцип) и полное созвучие (как принцип) систем - основа целостности мира. Сила мира и его нерушимость - в единстве.
Красота гимна - в идеальной гармонии созвучащих в нем неповторимых гамм чарующих звуков. Но индивидуальные гаммы звучания, как и их согласованный «хор», исполняющий гимн жизни, - результат синтеза многих уникальных явлений.
Как же привести «уникальное» к системной «универсальности»?
К гармонии не приходят насильно. Слияние в единство осуществляется «добровольно» и только при наличии соответствующих тому качеств «свободных радикалов» лучистой энергии систем - устремлением к объединению в единую жизнь: «пересечением интересов» на «материнском поле» своей иерархии, возвращающей «все» к Единому. «Свободные радикалы» -это свидетельства готовности системы к «жертве» уникальным ради универсального и. сама «жертва». В основании ее лежит принцип «дефекта мощности» (дефекта массы-энергии) - перевод части своей материальной (корпускулярной) «телесности» в изучение линейных и квантовых полей, объединяющих нецелостные «части» во взаимно дополненное «целое» (систему). Идеальный гомеостаз (бессмертие систем) достигается только в универсальности - непринужденным объединением уникального, во имя «непрерываемости жизни». В случае дробления систем и перехода их структур в перманентное состояние, ингредиенты объединяющего поля, сложенного общими «усилиями», растаскиваются частями и переводятся (пожираются) «отщепенцами» в их частные «массовые характеристики» (обратный ход принципа «дефекта мощности»). Но выпадение из системы урезает возможности «свободы и необходимости» жизни структуры и в конечном итоге приводит к ее полному разрушению. «Радикалы» (аура системы - непрерывное излучение себя в пространство и возвращение обратно: лучистая «виртуальная шуба», замкнутая поляризацией на «внутреннем») несут в себе полный «набор» руководящих принципов их жизни. Сама жизнь (единая «шуба», как «виртуальный интегриент» системы) составляет «общий котел», откуда каждый элемент системы берет ее по мере необходимости и в полном соответствии с принципами своего индивидуального (лактатлокального) существования, не противоречащего другим. В сущности своей,
«свободные радикалы» - это пространственный образ системы. Он несет в себе полную информацию о ней. Его качества свидетельствуют о том, к какой универсальности (иерархии) стремится сложенная им уникальность (индивидуальность) и что несет она на «алтарь» их общего блага. Весь космос замкнут на жизни и удерживается как единое целое «энергиями связи». Любые превращения в нем осуществляются с их участием (ядерные трансмутации элементов, химические взаимодействия, социальные явления.).
«Абстрактно-всеобщее» неизбежно становится
«предметно-конкретным» (многообразием и многочисленностью) и постепенно развивает себя в нем до «индивидуально-сущего» («единичного»), каждая «единица» которого (как «абстрактно-всеобщее») вновь, не повторяясь, повторяет пройденный самопознанием путь, всепредельно «разветвляясь» в беспредельности Вселенной: бинарным возвращением к себе в себе. Все поляризовано на Едином, к нему восходит и им пребывает на вершине пирамиды высшего совершенства Природы.
Всякое движение (развитие, эволюция - совершенствование) есть непрерывное воспроизводство себя в пространстве средообразующего поля, т. е. самовосстановление себя «по образу и подобию своему» в поступательном течении эволюции (закон неизменности). При этом «порождающее» и «порожденное» равноценны и по закону (принципу) соответствия тождественны, ибо являются в своей себестоимости родом Единого (закон абсолютности). Клетка произрождает клетку, тождественную себе; печень - воспроизводит печень, неотличимую от себя; дубрава в степи - дубраву., -так неизменно сохраняется «единство-и-постоянство материи» (симметрия взаимодействующих законов). В любом случае, «поведение» систем контролируется принципом свободы (симметрией законов), который свидетельствует о том, что все они (системы), вне зависимости от категории и таксономической принадлежности (уровня иерархической субординации), всегда свободны от заранее заданной цели, т. е. они не могут быть «заинтересованными», равно как и «незаинтересованными» в плодах дел своих. Их задача: в тесном сопряжении «проиграть» все возможные варианты различных состояний своего нахождения в «материнском поле», причем само это «поле», в данном контексте, превращается в «поле возможных состояний» всех систем «дочернего» уровня. Общий поиск ведется в направлении обретения идеального гомеостаза с обязательным полным подключением к материнской системе и принятием в себя ее воли (требований «задающих параметров»), как своей собственной. Только в этом случае принцип свободы движения и действия не нарушается.
Во Вселенной все движется (совершенствуется) законом циклов, неуклонно исполняя ритмику сложившихся сроков. Вне проявления циклов ничего нет. Жизнь - ритмика явлений. Именно инвариантность ритмов симметрией законов придает целостность структуре. Нарушение целостности всегда свидетельствует о сбое циклической ритмики внутренних процессов - вторжении хаоса. Перерабатывая хаос энергий в надежный порядок, целостность (системность) восстанавливает утерянную жизнеспособность. При этом (тактически) могут быть задействованы любые (по
соответствию) иерархические энергии. Стратегия же всех систем - одна: сохранение целостности (нерушимости - гомеостаза) при любом натиске вселенского хаоса, т. е. поддержание жизни вопреки изменениям. Жить жизнью и непрерывно творить ее - высший смысл мирового (вселенского) единства. В этом -принцип бессмертия систем: многоуровенный и многопозиционный.
Каждый цикл в жизни Природы - воплощенная идея, реализующаяся беспредельно в беспредельности своей. И то, что есть в «начале» цикла, и то, что будет при его «завершении» - одна и та же идея: «верховная идея» всего цикла (его «альфа-и-омега»). На ней основаны все другие (вложенные) идеи-циклы, для которых она является «законодателем»: модулем, программирующим их развитие по направлению к себе - «идеалу» совершенства, как совершенной «форме» бытия всех вещей в себе. Все функционирует идеалом, утверждая в себе порядок и гармонию - красоту совершенства. Как «целеполагание», он всегда утверждается в начале любого цикла (воплощением идеи). Путь (развитие) непреложно восходит к идеалу («альфе-и-омеге» цикла). Но «альфа» не есть «омега», также как и «омега» не есть «альфа». «Альфа» любого цикла - это матрица (программа достижения и реализации) идеала, из которой изъят весь предыдущий опыт ее жизни в мирах. Изначальный идеал - это матрица с пустыми ячейками. Эти ячейки в скелете матрицы должны быть заполнены индивидуальным (неповторимым) опытом. «Омега» при этом - реализованный идеал совершенства: матрица с полностью заполненными ячейками высших функциональных качеств системы. Но «омега» не существует без «альфы», программирующей его судьбу, так же как и «альфа» без «омеги» - бессмысленна. Во Вселенной, «снизу и доверху», есть только «альфа-и-омега» («первый-и-последний», как единая вневременная ре-
альность существования «всего в себе» и «себя во всем») - высочайший принцип Бытия («венец» высшего разума Природы), который как руководящая идея всех идей и ведет Мироздание к высшему завершению. Все возвращается к идеалу единой всекосмической жизни, не возвращаясь, однако, «вспять». Завершение -в «омеге», но «альфой». И «то», и «другое» есть единая «доктрина жизни» Вселенной, руководящие принципы которой (ячейки матрицы) выверены опытом неисчислимых эонов лет ее вечности.
В Природе нет случайных явлений. Все вытекает из посылок прошлого (информационного кода опыта жизни) и «устремлений» настоящего, как реакции (закона) на задающие параметры «поля жизни» более общих систем. Если все отдать во власть стихии «пространства-времени», то моделирование будущего станет невозможным. Неподкупными «стражами порядка» в пограничной полосе Бытия и мышления и выступают принципы-законы (одно в другом и каждое в себе) -основа Мироздания. «Колеблется» все, но «Основы» непоколебимы, ибо служат высшей целесообразности -движению эволюции, позволяющей сопряженно сосуществовать неисчислимому множеству пространственных структур Единой Жизни в Единой Материи с Единой Энергией в различных проявлениях ее сил. Но их чарующую симметрию еще предстоит уяснить, чтобы утвердиться на ней, «законодательно» применяя в творческой активности своего сознания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 1. С. 123.
2. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1993. Т. 2.
С. 264.
3. Спиноза Б. Этика: Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т. 1.
С. 407.