Научная статья на тему 'О применимости «Европейской рамки квалификаций» к «Царству целей» И. Канта: мысленный эксперимент'

О применимости «Европейской рамки квалификаций» к «Царству целей» И. Канта: мысленный эксперимент Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МОРАЛЬ / «ЦАРСТВО ЦЕЛЕЙ» / ИММАНУИЛ КАНТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / «ЕВРОПЕЙСКАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ» / QUALIFICATION / EDUCATION / COMPETENCE / MORALS / ‘KINGDOM OF ENDS’ / IMMANUEL KANT / EUROPEAN UNION / EUROPEAN QUALIFICATIONS FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Троцак Алексей Иванович

Кант в ряде своих работ касается вопроса о статусе сообщества разумных существ, которое он именует «царством целей». Однако эта идеальная конструкция («царство целей») может иметь практическое значение как регулятор морального поведения. В сфере нравственности особое значение приобретает отношение цели и средства между субъектами, которое зависит от воспитания и образования, что в практической деятельности выражается через понятие «квалификация». Какими уровнями квалификаций могут (должны) обладать эти субъекты, чтобы поступать морально? Для ответа на указанный вопрос автор берет за основу существующую систему квалификаций Европейского Союза и в качестве гипотезы проводит сравнение основных принципов построения политики в образовании и трудовой сфере Европейского союза, выраженной в «Европейской рамке квалификаций», с элементами системы этики И. Канта. Мысленный эксперимент сравнения действующего механизма («Европейская рамка квалификаций») с понятием «царство целей» Канта позволяет выявить, насколько предъявляемые к субъекту требования могут быть соотнесены с абсолютной этикой Канта, в которой субъект является высшей ценностью и целью. В результате в статье делается вывод о том, что для поддержания систематических и непротиворечивых моральных взаимоотношений между субъектами, требуется обладать определенным уровнем квалификации, а необходимым условием ее приобретения является образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Applicability of the “European Qualification Framework” to I. Kant’s ‘Kingdom of Ends’: Mental Experiment

Kant supposed the “Kingdom of Ends” as idea of universal moral unity, however, he is concerned with the question of how this system could be arranged and what relationship could exist among moral beings that would do only what is supposed to be done by them. Since human beings manifest the inner world through their activity by expressing themselves through generally significant goals; how do they interact in the ideal system? In this case, what levels or qualification stages can be assumed for the beings from the “Kingdom of Ends”? It takes into consideration the European Union, as an example of the application of qualifications’ levels. Using the structure of the European Qualifications Framework as a tool and an example, the author makes an attempt (so called “mental experiment”) to compare its main elements with Kant’s vision of a moral human being, which could exist in the “Kingdom of Ends”. Such mental experiment allows finding out the correlation between the real personal requirements and absolute Kant’s ethics, where a subject is the highest value and goal. Author makes the following conclusion: the degree of morality of a human being or his actions towards it partly depend on his level of qualification and its basis is education.

Текст научной работы на тему «О применимости «Европейской рамки квалификаций» к «Царству целей» И. Канта: мысленный эксперимент»

Этическая мысль 2019. Т. 19. № 2. С. 98-111 УДК 179

Ethical Thought 2019, Vol. 19, No. 2, pp. 98-111 DOI: 10.21146/2074-4870-2019-19-2-98-111

А.И. Троцак

О применимости «Европейской рамки квалификаций» к «царству целей» И. Канта: мысленный эксперимент

Троцак Алексей Иванович - кандидат философских наук. Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров. Министерство просвещения Российской Федерации, 127006, г. Москва, ул. Каретный Ряд, 2; e-mail: aleksei_trocak@mail.ru

Кант в ряде своих работ касается вопроса о статусе сообщества разумных существ, которое он именует «царством целей». Однако эта идеальная конструкция («царство целей») может иметь практическое значение как регулятор морального поведения. В сфере нравственности особое значение приобретает отношение цели и средства между субъектами, которое зависит от воспитания и образования, что в практической деятельности выражается через понятие «квалификация». Какими уровнями квалификаций могут (должны) обладать эти субъекты, чтобы поступать морально? Для ответа на указанный вопрос автор берет за основу существующую систему квалификаций Европейского союза и в качестве гипотезы проводит сравнение основных принципов построения политики в образовании и трудовой сфере Европейского союза, выраженной в «Европейской рамке квалификаций», с элементами системы этики И. Канта. Мысленный эксперимент сравнения действующего механизма («Европейская рамка квалификаций») с понятием «царство целей» Канта позволяет выявить, насколько предъявляемые к субъекту требования могут быть соотнесены с абсолютной этикой Канта, в которой субъект является высшей ценностью и целью. В результате в статье делается вывод о том, что для поддержания систематических и непротиворечивых моральных взаимоотношений между субъектами, требуется обладать определенным уровнем квалификации, а необходимым условием ее приобретения является образование.

Ключевые слова: квалификация, образование, воспитание, компетенция, мораль, «царство целей», Иммануил Кант, Европейский союз, «Европейская рамка квалификаций»

© Троцак А.И.

Иммануил Кант в «Критике чистого разума» после постулирования трех ключевых идей чистого разума (души, мира и Бога) приходит к мысли о том, что возможно представить моральное сообщество людей, в котором каждый является творцом собственного и вместе с тем чужого благополучия: «В интеллигибельном, то есть моральном, мире, в понятии которого мы отвлекаемся от всех препятствий для нравственности (от склонностей), можно мыслить такую систему связанного с моральностью соразмерного блаженства как необходимую, ибо свобода, отчасти движимая нравственными законами, отчасти ограничиваемая [ими], сама была бы причиной всеобщего блаженства, следовательно, разумные существа, ведомые такими принципами, сами были бы творцами своего собственного и вместе с тем чужого прочного благополучия. Однако эта система вознаграждающей себя самое моральности есть только идея, осуществление которой зависит от того, будет ли каждый выполнять то, что ему надлежит делать <.. .>»!.

Хотя Кант постоянно «одергивает» себя в части того, чтобы не вложить чересчур много жизненной силы в идею всеобщего морального единства, его все же заботит вопрос о том, как могла бы быть устроена эта система.

В разделе «Об идеале вообще» «Критики чистого разума» Кант отличает идеи от идеала. Идеалы могут обладать, по его мнению, практической силой для понимания степени несовершенства того или иного феномена2. В работе «Основоположения метафизики нравов» Кант обозначает единство моральных субъектов понятием «царства целей», под которым как раз и понимается идеальная ситуация, в которой каждый никогда бы не относился к другому субъекту только как к средству, но всегда так же как к цели3. В «Критике практического разума» Кант гипостазирует объединение царства целей и царства природы под единством высшего существа - в этом случае, пишет он, это единство приобрело бы «истинную реальность»4.

То есть «царство целей» оказывается идеальным конструктом с регулятор-ной функцией, в котором субъекты объединены автономной волей и тем самым свободны (в смысле осуществления своей деятельности через категорический императив).

На основании изложенного мы вполне можем предположить и сконструировать образ морального субъекта. Единственный вопрос, который здесь возникает, - какими свойствами обладает данный субъект (если мы исходим из идеи единства «царства целей» и «царства природы»), предполагая, что все субъекты конкретной замкнутой системы действуют сообразно автономии доброй воли? Первая же проблема на этом пути связана с абсолютизацией существ, принадлежащих к «царству целей»5.

1 Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 3 / Ред. А.В. Гулыга. М., 1994. С. 591.

2 См.: Там же. С. 433.

3 См.: Кант И. Основоположения метафизики нравов / Пер. с нем. Л.Д.Б. // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 4 / Ред. А.В. Гулыга. М., 1994. С. 210.

4 См.: Кант И. Критика практического разума / Пер. с нем. Н.М. Соколова // Кант И. Соч.:

в 8 т. Т. 4. С. 546.

Следует отметить, что идею Канта о «царстве целей» часто критикуют6. Нет необходимости приводить здесь многочисленные примеры, но критика направлена, в основном, на абсолютные требования, которые Кант предъявляет к субъекту морального сообщества. К примеру, усматривается невозможность включать в «царство целей» всех представителей человеческого рода только по признаку разумности, - лица с тяжелыми формами умственной отсталости автоматически не попадают в это сообщество7. Понятие «достоинство», которым обладают моральные/разумные существа, по Канту, также подвергается критике с позиций этики капитализма: «Не существует общей формы достоинства. В капиталистическом обществе степень достоинства и независимости кого-либо как представителя человеческого рода, определяется количеством денег, которым он владеет»8. Эти и другие замечания не интересуют нас в рамках задач, которые решаются в настоящей статье, - Кант создал идеальную конструкцию, которая может стать полезным инструментом для попытки ее использования в действительности, - поэтому «царство целей» рассматривается в статье с позитивной стороны.

Однако необходимо найти связующее звено между идеальной моделью и действительностью, которое бы позволило провести аналогию. Таким звеном может выступать деятельность. Именно деятельность субъекта предполагает целенаправленное преобразование какого-то предмета, процесса с учетом имеющихся умений, эффективность которых зависит (в рамках нравственности) от качества применения идей разума. Качество деятельности и умение осуществлять деятельность зависит от образования субъекта и полученной квалификации9. Кант отмечает: «Разумность есть способность искусно применять свое умение. Моральное образование, поскольку оно основано на принципах, которыми человек должен проникнуться сам, - наиболее позднее; но поскольку

Подробнее об этом см.: Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород, 2006. С. 130-131.

См., например: Kant on Moral Autonomy / Ed. O. Sensen. Cambridge, 2013; Atwell J.E. Ends and Principles in Kant's Moral Thought. Dordrecht, 1986; Sullivan R.J. Immanuel Kant's Moral Theory. Cambridge, 1989; Paton H.J. The Categorical Imperative. A Study in Kant's Moral Philosophy. Philadelphia, 1971.

Подробнее об этом см.: Sebo J. A Critique of the Kantian Theory of Indirect Moral Duties to Ani -mals // Animal Liberation Philosophy & Policy. 2005. Vol. 2. Issue 2. P. 17.

Azeri S. The "Kingdom of Ends" and the State of Unfreedom: On the Impossibility of the Metaphysics of Morals. URL: https://www.academia.edu/37292935/The_Kingdom_of_Ends_and_the_ State_of_Unfreedom_On_the_Impossibility_of_the_Metaphysics_of_Morals (дата обращения: 02.04.2019).

В рамках данной статьи автор придерживается подхода к понятию «квалификации», который представлен в глоссарии CEDEFOP (Европейский центр по развитию профессионального образования). «Квалификация» в глоссарии характеризуется как «формальная квалификация» (подтверждается формально компетентным органом по результатам образования/ обучения) и как «требования к работе» (знания, умения и навыки, необходимые при занимаемой должности). В настоящей статье внимание акцентируется на «формальной квалификации». См.: Qualification // CEDEFOP (2014). Terminology of European Education and Training Policy: A Selection of 130 Terms. 2nd ed. Luxembourg. URL: http://www.cedefop.europa.eu/files/ 4117_en.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

5

6

7

8

9

оно основывается на общем человеческом разуме, оно должно быть принято во внимание с самого начала <.. .>»10.

Допустим ситуацию, при которой очевидна разница между уровнями квалификаций11 субъектов в «царстве целей» в зависимости от имеющегося у них образования. Необходимо наполнить это идеальное сообщество явлениями из реальной жизни, которые бы позволили уточнить, что положительного возможно понимать под понятием «царства целей», - в этом и заключается мысленный эксперимент. Указанное допущение может принести свои плоды, так как идеальная модель «царства целей», предполагающая наличие «идеальных квалификаций», присущих моральному субъекту, может быть сопоставлена с реально существующими квалификационными рамками. Понимание абсолютного характера «царства целей» как идеала позволит определить степень несовершенства (или же относительную сопоставимость) существующих в действительности различных моделей квалификационных уровней по отношению к идеалу.

Для практического рассмотрения идеи «царства целей» полезно обратить внимание на действующее государственное образование в части построения системы квалификаций и их признания, - Европейский союз (далее - ЕС) и используемый в ЕС конкретный документ - «Европейскую рамку квалификаций» (далее - ЕРК).

Идея «царства целей» не столь отдалена от реального мира, как кажется на первый взгляд. Теоретически механизм приближения к «царству целей» может основываться на выгодном экономическом взаимодействии субъектов с учетом выбора оптимальных форм территориального устройства государства12. Так, в ряде исследований, касающихся эволюции ЕС, фиксируется тезис о влиянии экономических факторов как одной из причин, способствовавшей созданию ЕС13.

Сам Кант в трактате «К вечному миру» усматривал полезность конфедерации14 как сообщества государств, в котором бы соблюдалась свобода граждан, где моральная свобода коррелирует со свободой в правовом (легальном) значении15. Следует отметить, что ЕС на начальных этапах своего становления так же понимался в некоторых исследованиях в качестве конфедерации, а именно: как межгосударственная (дипломатическая) конфедерация

10 Кант И. О педагогике / Пер. с нем. С. Любомудрова // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 8 / Ред. А.В. Гулыга. М., 1994. С. 415.

11 См.: Level of qualification // CEDEFOP (2014).

12 Подробнее об этом см.: Троцак А.И. От «царства целей» Канта к экономической модели // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 6. С. 55-62.

13 См.: West J. The Evolution of European Union Policies on Vocational Education and Training. London, 2012. P. 28.

14 См.: Кант И. К вечному миру. Философский проект / Пер. с нем. А. Гулыги // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 7 / Ред. А.В. Гулыга. М., 1994. С. 54.

15 Подробнее об этом см.: Trotsak A. Die Zeit der Aufklärung als Versuch, den Konflikt zwieschen Moral und Politik auf dem Weg zum Ewigen Frieden beizulegen. Das Traktat "Zum ewigen Frieden" von Immanuel Kant // 230 Jahre Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung? Sammelband zur gleichnamigen Konferenz an der Humboldt-Universität zu Berlin 2014 / Hrsg. von C. Pape, H. Sederström. Hannover, 2018. S. 233-243.

глав государств16. Более того, как отмечает А.Н. Саликов, «современный Евросоюз вполне вписывается в рамки кантовской федерации суверенных государств, объединившихся для установления мира»17.

Конечно, процесс создания ЕС проходил не без определенных проблем. После неудачной попытки внедрения Конституции ЕС («Договора о введении Конституции для Европы») в кратчайшие сроки в 2007 году был разработан и подписан Лиссабонский договор, который изменил Договор о ЕС и «Договор об учреждении Европейского Сообщества», - последний был переименован в «Договор о функционировании Европейского Союза» (далее - ДФЕС)18. В статье 166 ДФЕС указано, что «деятельность ЕС направлена на совершенствование начального профессионального обучения и повышения квалификации с целью облегчить профессиональную интеграцию и реинтеграцию на рынке труда».

В целом, Лиссабонский договор четко определил принцип компетенций19 и полномочий государств-членов ЕС, а также уточнил процедуру принятия правовых актов.

Одним из основных источников вторичного права в сфере признания квалификации стала Директива 2005/36/ЕС от 7 сентября 2005 г. «О признании профессиональных квалификаций» (далее - Директива 2005/36/ЕС)20. На основе указанной директивы государства-члены разрабатывают национальные рамки квалификаций, определяя минимальные требования к квалификации работника. Признание квалификаций, по мнению некоторых исследователей, позволяет, в том числе, устранить социальную исключительность и нарастание неравен-ства21. Однако на практике прием на работу лиц носит индивидуализированный характер, что не всегда корреспондирует с механизмом автоматического признания квалификаций. Ф. Мейхо по этому поводу пишет: «В целом, когда составляются коллективные договоры, работодатели отказываются автоматически признавать квалификации, соответствующие конкретным позициям (должностям), на основании их свободы рассмотрения каждой позиции (должности) индивидуально. И даже сами профсоюзы (объединения) проявляют большую осторож-

16 См.: Юмашев Ю.М. Право и институты Европейского Союза / Европейских сообществ // Актуальные международно-правовые и гуманитарные проблемы. Сб. ст. 2003. Вып. IV. С. 281.

17 Саликов А.Н. Кантовский проект вечного мира и проект Европейского союза // Кантовский сборник. 2013. № 3 (45). С. 30.

18 См.: Энтин Л.М. Лиссабонский договор и реформа правовой системы ЕС: квалификационные особенности и управление развитием // Новое в отраслях права. 2012. № 2 (23). С. 27.

19 Следует отметить, что образовательная политика относится к вспомогательной (поддерживающей) компетенции ЕС, а социальная политика относится к совместной компетенции ЕС и государств-членов.

20 Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of September 7th 2005 on the recognition of professional qualifications // Official Journal of the European Union. L 255. 30.09.2005. Р. 22-142.

21 Brockman M., Clarke L., Winch Chr., Hanf G., Mehaut Ph., Westerhuis A. Introduction: Cross-national Equivalence of Skills and Qualifications across Europe? // Knowledge, Skills and Competence in the European Labour Market. What's in Vocational Qualification? London; New York, 2011. P. 15.

ность»22. Видимо, осторожное поведение объясняется интересом работодателя принять на работу высококвалифицированного работника, нежели того, кто имеет диплом, но не прошел, например, тестирование.

В апреле 2008 г. Европейский парламент и Совет Европейского союза утвердили ЕРК в качестве рекомендаций23 (далее - Рекомендации 2008) в целях гармонизации систем образования государств-членов с учетом взаимного признания документов об образовании. ЕРК представляет собой рамку из восьми уровней; каждый уровень описан посредством набора знаний и умений, а также компетенций24, которые выражены через категории «ответственность» и «автономность»25. Однако с учетом накопившихся противоречий и в целях их устранения 22 мая 2017 г. Совет Европейского союза утверждает новые Рекомендации об утверждении Европейской рамки квалификаций для образования и обучения на всем протяжении жизни и отмене Рекомендаций Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 23 апреля 2008 г., утверждающих Европейскую рамку квалификаций для образования и обучения на всем протяжении жизни26 (далее - Рекомендации 2017). Одной из проблем, которую решают Рекомендации 2017, является снятие ограниченности термина «компетенция», которое обозначается через «автономность и ответственность». Теперь Рекомендации 2017 направлены на создание полноценной системы накопления и перевода образовательных кредитов («подтверждение того, что часть квалификации, состоящая из согласованного набора результатов обучения, оценена и утверждена компетентным органом в соответствии с согласованным стандартом»27) для их перевода в квалификацию. Соответственно, в Рекомендациях 2017 заложены более глубокие тенденции к унификации квалификаций человека, нежели это было предусмотрено Рекомендациями 2008.

22 Mehaut Ph. Savoir - The Organizing Principle of French VET // Knowledge, Skills and Competence. P. 47.

23 ЕРК утверждена Рекомендацией Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 23 апреля 2008 г.

24 В части определения понятия «компетенция» в ЕС идут непрерывные дебаты. Например, в глоссарии CEDEFOP под компетенцией понимается «способность адекватно применять результаты обучения в определенном контексте (образование, работа, личное и профессиональное развитие) или способность использовать знание, навыки/умения, личные, социальные и (или) методологические способности в ситуациях, возникающих на работе, учебе и в личностном развитии» (См.: Competence // CEDEFOP (2014). Неоднородные характеристики и значения связаны, прежде всего, с использованием «компетенции» в национальном контексте. В Германии понятие «Handlungskompetenz» включает социальное, нравственное и гражданское измерение. Во Франции и Нидерландах «компетенция» основывается на целостном интеграционном подходе к знанию, навыкам применительно к практике. В Англии под «компетенцией» понимается выполнение задачи относительно принятым стандартам, которые могут, но не должны включать применение фундаментального знания.

25 Descriptors Defining Levels in the European Qualifications Framework (EQF). URL: https:// ec.europa.eu/ploteus/en/content/descriptors-page#footnote2 (дата обращения: 02.04.2019).

26 Council Recommendations of 22 May 2017 on the European Qualifications Framework for lifelong learning and repealing the recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning (2017/C 189/03) // Official Journal of the European Union. 15.06.2017. C 189/15-C 189/28.

27 Ibid. C 189/20.

Возвращаясь к поставленной в статье гипотезе, вниманию читателя предлагается следующее сравнение («мысленный эксперимент»), в котором используется структура ЕРК как инструмент и пример, с которым возможно сопоставить основные свойства, которые содержатся в системе Канта применительно к моральному субъекту (см. Таблицу 1). Графы «знания» и «способности» ЕРК не включены в Таблицу 1, так как категории «автономность» и «ответственность» уже имплицитно отражают способность обучающегося применять знания и способности28.

В статье целенаправленно не приводится описание элементов философии Канта, так как они достаточно изучены и интерпретация основных понятий философии Канта доступна для изучения. Отметим только основные параметры, указанные в Таблице 1. Предполагается, что человеческие познавательные способности, выраженные в философии Канта через триаду «чувственность-рассудок-разум» участвуют в формировании у человека совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, которыми он руководствуется в практической деятельности. Так как за основу сравнения взято «царство целей», в левой части таблицы представлены критерии, характеризующие доминанту разновидности долга (согласно этике Канта); разновидность императива29 (в данном случае используется не только категорический императив, так как «царство целей» является только идеалом) и степень «необщительной общительности»30, которую Кант применяет в своих историко-философских работах в целях демонстрации антагонизма между людьми, который, однако, ведет к культуре, то есть, по сути, в том числе и к постепенному совершенствованию знаний, умений и навыков человека. Он полагал, что человек самостоятельно должен морально себя возделать: «.Природа беспокоилась вовсе не о том, чтобы человек жил хорошо, а о том, чтобы он сам достиг такого положения, когда благодаря своему поведению он станет достойным жизни и благополучия31».

Степень в таблице характеризуется тремя вариантами («низкая», «средняя», «высокая»), под которыми понимается следующее: при низкой степени «необщительной общительности» субъект проявляет меньший антагонизм, то есть осуществляет деятельность не полностью автономно и самостоятельно, а его деятельность требуется контролировать. При высокой степени «необщительной общительности» субъект самостоятельно принимает решения и способен контролировать сложные процессы. То есть «необщительная общительность» связана с категориями «ответственность» и «автономность» в ЕКР,

28 Council Recommendations of 22 May 2017 on the European Qualifications Framework for lifelong learning and repealing the recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning (2017/C 189/03) // Official Journal of the European Union. 15.06.2017. C 189/20.

29 Подробнее о разновидностях императивов см.: Троцак А.И. Категорический императив И. Канта в преломлении этики А. Шопенгауэра // Аргументация и интерпретации. Исследования по логике, истории философии и социальной философии: Сб. науч. ст. / Ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград, 2006. С. 133-150.

30 См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Пер. с нем. И.А. Шапиро // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 8. С. 16.

31 Там же. С. 15.

а уровни квалификаций сопряжены с возможностью реализации разных видов императивов в зависимости от цели поступка/деятельности. Применение категорического императива сопровождается наиболее высоким уровнем квалификации.

Как видно из Таблицы 1, лишь высокие уровни квалификации, соответствующие определенному уровню образования, могут быть соотнесены с моральностью субъектов в «царстве целей», не будучи сведенными к выполнению только лишь технических задач. Однако следует сразу же оговориться: моральность субъекта должна сопровождаться и его технически-практическими способностями. Естественно, труд дворника и главы государства различны по своим трудовым действиям, но «ответственность» и «автономность», которые связаны с моральностью (в части ответственности за поступки и способности начинать новый причинный ряд), играют одну из ведущих ролей в целях качественного выполнения этих обязанностей. В этом плане высококвалифицированный работник (даже если он волею судеб работает дворником), имеющий широкое мировоззрение, больший набор знаний, будет, например, соответствовать 6-7 квалификационному уровню, по сравнению с тем, кто прошел только инструктаж и не получил вообще образования. Моральность в данном случае заключена в четкой самодисциплине, в том числе и переносе моральной дисциплины на трудовую деятельность, когда личные моральные мотивы (сформированные в том числе в рамках полученного образования) совпадают с мотивами трудовой деятельности, - это происходит в случае, если работа удовлетворяет потребности человека. Также допускается, что для выполнения технологически сложных действий (связанных с координацией других субъектов) человеку требуется больший набор компетенций, высокий уровень образования и способность взаимодействия (коммуникации), - понятие о доброй воле играет тут так же ключевую роль (отношение к другому как к цели).

Данный вывод вполне соотносится с идеями Канта о развитии человеческого рода, а именно: воспитание посредством науки и искусства, о чем он пишет в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», где приходит к выводу о связи цивилизованности человека и его моральности: «Благодаря искусству и науке мы достигли высокой степени культуры. Мы чересчур цивилизованы в смысле всякой учтивости и вежливости в общении друг с другом. Но нам еще многого недостает, чтобы считать нас нравственно совершенными. В самом деле, идея моральности относится к культуре; однако применение этой идеи, которое сводится к подобию нравственного в любви к чести и во внешней пристойности, составляет лишь цивилизацию <...> А все доброе, не привитое на морально добром образе мыслей, есть не более как видимость и позлащенная нищета»32.

Конечно, для полноценного анализа еще недостаточно аргументов и доводов, однако мы можем прийти к следующему заключению: степень моральности субъекта или его движение к ней отчасти зависит от уровня его квалификации (полученной в рамках образования). И субъекты в предполагаемом

32 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Пер. с нем. И.А. Шапиро // Кант И. Соч.: в 8 т. Т. 8. С. 23.

«царстве целей», по сути своей, обладают высоким уровнем квалификации, которая сопряжена с принципами морали. В настоящее же время широко обсуждается ряд тем, связанных с проблемами роботизации и искусственного интеллекта, вследствие чего рынку труда потенциально грозит исчезновение многих профессий, в которых выполняются однотипные трудовые действия. И именно в ситуации, когда чисто технические действия подчинены автоматике, квалифицированный субъект, обладающий моральными ценностями, а, следовательно, являющийся свободным актором нового причинного ряда, составляет ключевой элемент для полноценного развитого общества.

Список литературы

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / Пер. с нем. И.А. Шапиро // Кант И. Соч.: в 8 т. / Ред. А.В. Гулыга. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 12-28.

Кант И. К вечному миру. Философский проект / Пер. с нем. А. Гулыги // Кант И. Соч.: в 8 т. / Ред. А.В. Гулыга. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 5-56.

Кант И. Критика практического разума / Пер. с нем. Н.М. Соколова // Кант И. Соч.: в 8 т. / Ред. А.В. Гулыга. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 373-565.

Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского // Кант И. Соч.: в 8 т. / Ред. А.В. Гулыга. Т. 3. М.: ЧОРО, 1994. С. 5-622.

Кант И. О педагогике / Пер. с нем. С. Любомудрова // Кант И. Соч.: в 8 т. / Ред. А.В. Гулыга. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 415-462.

Кант И. Основоположения метафизики нравов / Пер. с нем. Л. Д. Б. // Кант И. Соч.: в 8 т. / Ред. А.В. Гулыга. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 153-246.

Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: НовГУ 2006. 284 с.

Саликов А.Н. Кантовский проект вечного мира и проект Европейского союза // Кантовский сборник. 2013. № 3 (45). С. 24-33.

Троцак АИ. Категорический императив И. Канта в преломлении этики А. Шопенгауэра // Аргументация и интерпретации. Исследования по логике, истории философии и социальной философии: Сб. науч. ст. / Ред. В.Н. Брюшинкин. Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2006. С. 133-150.

Троцак А.И. От «царства целей» Канта к экономической модели // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2015. Вып. 6. С. 55-62.

Энтин Л.М. Лиссабонский договор и реформа правовой системы ЕС: квалификационные особенности и управление развитием // Новое в отраслях права. 2012. № 2 (23). С. 25-31.

Юмашев Ю.М. Право и институты Европейского Союза / Европейских сообществ // Актуальные международно-правовые и гуманитарные проблемы. Сб. ст. 2003. Вып. IV. С. 277-345.

Atwell J.E. Ends and Principles in Kant's Moral Thought. Dordrecht: M. Nijhoff, 1986. 226 p.

Azeri S. The "Kingdom of Ends" and the State of Unfreedom: On the Impossibility of the Metaphysics of Morals. URL: https://www.academia.edu/37292935/The_Kingdom_of_Ends_ and_the_State_of_Unfreedom_On_the_Impossibility_of_the_Metaphysics_of_Morals (дата обращения: 02.04.2019).

Brockman M., Clarke L., Winch Chr., Hanf G., Mdhaut Ph., Westerhuis A. Introduction: Cross-national Equivalence of Skills and Qualifications across Europe? // Knowledge, Skills and Competence in the European Labour Market. What's in Vocational Qualification? London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2011. P. 1-22.

Competence // CEDEFOP (2014). Terminology of European Education and Training Policy: a Selection of 130 Terms. 2nd ed. Luxembourg: Publications Office. URL: http://www.cedefop.eu-ropa.eu/en/events-and-projects/projects/validation-non-formal-and-informal-leaming/european-in-ventory/european-inventory-glossary#C (дата обращения: 02.04.2019).

Council Recommendations of 22 May 2017 on the European Qualifications Framework for Lifelong Learning and Repealing the Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the Establishment of the European Qualifications Framework for Lifelong Learning (2017/C 189/03) // Official Journal of the European Union. 15.06.2017. C 189/15-C 189/28.

Descriptors Defining Levels in the European Qualifications Framework (EQF). URL: https:// ec.europa.eu/ploteus/en/content/descriptors-page#footnote2 (дата обращения: 02.04.2019).

Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of September 7th 2005 on the Recognition of Professional qualifications // Official Journal of the European Union. L 255. 30.09.2005. Р. 22-142.

Kant on Moral Autonomy / Ed. O. Sensen. Cambridge: Cambridge UP, 2013. 311 p.

Mdhaut Ph.S. The Organizing Principle of French VET // Knowledge, Skills and Competence in the European Labour Market. What's in Vocational Qualification? London; New York: Rout-ledge, Taylor & Francis Group, 2011. P. 36-50.

Paton H.J. The Categorical Imperative. A Study in Kant's Moral Philosophy. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1971. 283 p.

Qualification // CEDEFOP (2014). Terminology of European Education and Training Policy: a Selection of 130 Terms. 2nd ed. Luxembourg: Publications Office. URL: http://www.cedefop.eu-ropa.eu/files/4117_en.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

Sebo J. A Critique of the Kantian Theory of Indirect Moral Duties to Animals // Animal Liberation Philosophy & Policy. 2005. Vol. 2. Issue 2. P. 54-72.

Sullivan Roger J. Immanuel Kant's Moral Theory. Cambridge: Cambridge UP, 1989. 413 p.

Trotsak A. Die Zeit der Aufklärung als Versuch, den Konflikt zwieschen Moral und Politik auf dem Weg zum Ewigen Frieden beizulegen. Das Traktat Zum ewigen Frieden von Immanuel Kant // 230 Jahre Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung? Sammelband zur gleichnamigen Konferenz an der Humboldt-Universität zu Berlin 2014 / Hrsg. von C. Pape, H. Sederström. Hannover: Wehrhahn, 2018. S. 233-243.

West J. The Evolution of European Union Policies on Vocational Education and Training. London: UCL Institute of Education, 2012. 36 p.

On the Applicability of the "European Qualification Framework" to I. Kant's 'Kingdom of Ends': Mental Experiment

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alexey I. Trotsak

Ministry of Education of the Russian Federation. 2 Karetnyy Ryad, Moscow, 127006, Russian Federation; e-mail: aleksei_trocak@mail.ru

Kant supposed the 'Kingdom of Ends' as idea of universal moral unity, however, he is concerned with the question of how this system could be arranged and what relationship could exist among moral beings that would do only what is supposed to be done by them. Since human beings manifest the inner world through their activity by expressing themselves through generally significant goals; how do they interact in the ideal system? In this case, what levels or qualification stages can be assumed for the beings from the "Kingdom of Ends"? It takes into consideration the European Union, as an example of the application of qualifications' levels. Using the structure of the European Qualifications Framework as

a tool and an example, the author makes an attempt (so called "mental experiment") to compare its main elements with Kant's vision of a moral human being, which could exist in the 'Kingdom of Ends'. Such mental experiment allows finding out the correlation between the real personal requirements and absolute Kant's ethics, where a subject is the highest value and goal. Author makes the following conclusion: the degree of morality of a human being or his actions towards it partly depend on his level of qualification and its basis is education.

Keywords: qualification, education, competence, morals, 'Kingdom of Ends', Immanuel Kant, European Union, European Qualifications Framework

References

Atwell, J.E. Ends and Principles in Kant's Moral Thought. Dordrecht: M. Nijhoff, 1986. 226 pp.

Azeri, S. The "Kingdom of Ends" and the State of Unfreedom: On the Impossibility of he Metaphysics of Morals [https://www.academia.edu/37292935/The_Kingdom_of_Ends_ and_the_State_of_Unfreedom_On_the_Impossibility_of_the_Metaphysics_of_Morals, accessed on 02.04.2019].

Brockman, M., Clarke, L., Winch, Chr., Hanf, G., Mehaut, Ph., Westerhuis, A. "Introduction: Cross-national Equivalence of Skills and Qualifications across Europe?", in: Knowledge, Skills and Competence in the European Labour Market. What's in Vocational Qualification? London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2011, pp. 1-22.

"Competence", in: CEDEFOP (2014). Terminology of European Education and Training Policy: A Selection of 130 Tterms, 2nd ed. Luxembourg: Publications Office. [http://www.cedefop.eu-ropa.eu/en/events-and-projects/projects/validation-non-formal-and-informal-learning/european-in-ventory/european-inventory-glossary#C, accessed on 02.04.2019].

"Council Recommendations of 22 May 2017 on the European Qualifications Framework for Lifelong Learning and Repealing the Recommendation of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the Establishment of the European Qualifications Framework for Lifelong Learning (2017/C 189/03)", Official Journal of the European Union, 15.06.2017, pp. C 189/15-C 189/28.

Descriptors Defining Levels in the European Qualifications Framework (EQF) [https://ec.eu-ropa.eu/ploteus/en/content/descriptors-page#footnote2, accessed on 02.04.2019].

"Directive 2005/36/EC of the European Parliament and of the Council of September 7th 2005 on the Recognition of Professional Qualifications", Official Journal of the European Union, L 255, 30.09.2005, pp. 22-142.

Entin, L.M. "Lissabonskiy dogovor i reforma pravovoy sistemy ES: kvalifikacionnye osoben-nosti i upravlenie razvitiem" [The Lisbon Treaty and restructuring of the EU legal System: Qualification specifics and development Management], Novoe v otraslyakh prava, 2012, no. 2 (23), pp. 25-31. (In Russian)

Kant on Moral Autonomy, ed. O. Sensen. Cambridge: Cambridge UP, 2013. 311 pp.

Kant, I. "Ideya vseobschey istorii vo vsemirno-grazhdanskom plane" [Idea for a Universal History with a Cosmopolitan Purpose], in: I. Kant. Sochineniya v 8-i tomakh [Works in 8 vol.], ed. A.V. Gulyga, vol. 8, Moscow: CHORO Publ., 1994, vol. 8, pp. 12-28. (In Russian)

Kant, I. "K vechnomu miru" [Towards Perpetual Peace], in: I. Kant. Sochineniya v 8-i tomakh [Works in 8 vols.], ed. A.V. Gulyga, vol. 7, Moscow: CHORO Publ., 1994, pp. 5-56. (In Russian)

Kant, I. "Kritika chistogo razuma" [Critique of Pure Reason], in: I. Kant. Sochineniya v 8-i tomakh [Works in 8 vols.], ed. A.V. Gulyga, vol. 3, Moscow: CHORO Publ., 1994, pp. 5-622. (In Russian)

Kant, I. "Kritika prakticheskogo razuma" [Critique of practical Reason], in: I. Kant. Sochi-neniya v 8-i tomakh [Works in 8 vols.], ed. A.V. Gulyga, vol. 4, Moscow: CHORO Publ., 1994, pp. 373-565. (In Russian)

Kant, I. "O pedagogike" [On Education], in: I. Kant. Sochineniya v 8-i tomakh [Works in 8 vols.], ed. A.V. Gulyga, vol. 8, Moscow: CHORO Publ., 1994, pp. 415-462. (In Russian)

Kant, I. "Osnovopolozhenie k metafizike nravov" [Groundwork of the Metaphysics of Morals], in: I. Kant. Sochineniya v 8-i tomakh [Works in 8 vols.], ed. A.V. Gulyga, vol. 4, Moscow: CHORO Publ., 1994, pp. 153-246. (In Russian)

Mehaut, Ph.S. "The Organizing Principle of French VET", Knowledge, Skills and Competence in the European Labour Market. What's in Vocational Qualification? London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2011, pp. 36-50.

Paton, H.J. The Categorical Imperative. A Study in Kant's Moral Philosophy. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1971. 283 pp.

Prokof'ev, A.V. Moral individual'nogo sovershenstvovaniya i obshchestvennaya moral': issledovanie neodnorodnosti nravstvennykh fenomenov [The Moral of individual improvement and Public morality: a study of the heterogeneity of moral phenomena]. Velikiy Novgorod: Novgorod State University Publ., 2006. 284 pp. (In Russian)

"Qualification", in: CEDEFOP (2014). Terminology of European Education and Training Policy: A Selection of 130 Terms, 2nd ed. Luxembourg: Publications Office. [http://www.cede-fop.europa.eu/files/4117_en.pdf, accessed on 01.07.2019].

Salikov, A.N. "Kantovskiy projekt vechnogo mira I projekt Evropeiskogo soyuza" [Kant's perpetual Peace Project and the Project of the European Union], Kantovskiy sbornik, 2013, no. 3 (45), pp. 24-33. (In Russian)

Sebo, J. "A Critique of the Kantian Theory of Indirect Moral Duties to Animals", Animal Liberation Philosophy & Policy, 2005, vol. 2, issue 2, pp. 54-72.

Sullivan, R.J. Immanuel Kant's Moral Theory. Cambridge: Cambridge UP, 1989. 413 pp. Trotsak, A. "Die Zeit der Aufklärung als Versuch, den Konflikt zwieschen Moral und Politik auf dem Weg zum Ewigen Frieden beizulegen. Das Traktat Zum ewigen Frieden von Immanuel Kant", in: 230 Jahre Beantwortung der Frage: Was ist Aufklärung? Sammelband zur gleichnamigen Konferenz an der Humboldt-Universität zu Berlin 2014, hrsg. von C. Pape, H. Sederström. Hannover: Wehrhahn, 2018, S. 233-243.

Trotsak, A.I. "Kategoricheskiy imperativ I. Kanta v prelomlenii etiki A. Shopengauera" [Cathegorical Imperativ in the Light of Schopenhauer's Ethics], in: Argumentacii i interpretacii. Issledovaniya po logike, istorii filosofii i social'noy filosofii [Argumentation and Interpretation. A Study on Logic, History of Philosophy, and Social Philosophy]. Kaliningrad: RGU Publ., 2006, pp. 133-150. (In Russian)

Trotsak, A.I. "Ot «tsarstva celey» Kanta k ekonomicheskoy modeli" [From the "Kingdom of Ends" to the Economic Model], Vestnik Baltiyskogo Federal'nogo universiteta imeni I. Kanta, 2015, issue 6, pp. 55-62. (In Russian)

West, J. The Evolution of European Union Policies on Vocational Education and Training. London: UCL Institute of Education, 2012. 36 pp.

Yumashev, Yu.M. "Pravo i instituty Evropeyskogo Soyuza / Evropeyskikh Soobshchestv" [Law and Institutes of the European Union / European Community], Aktual'nye mezhdunarodno-pravovye i gumanitarnye problemy, 2003, issue IV, pp. 277-345. (In Russian)

Таблица 1. Сравнение уровней квалификаций человека согласно ЕРК с характеристиками морального субъекта в «царстве целей» И. Канта

о

Познавательные способности

Кант Чувственность + рассудок Рассудок Разум Разум

Доминанта разновидности долга Долг человека перед самим собой: забота о сохранении своего физического тела (забота о собственном здоровье) и забота о себе как духовном существе (обязанность по совершенствованию в культурном и нравственном смысле) Долг человека перед другими людьми (уважение, благожелательность)

Разновидность императива Императив умения (проблематический) Императив благоразумия (прагматический) Категорический императив

Степень «необщительной общительности» низкая средняя высокая высокая

ЕРК Уровень 1-2 Уровень 3-5 Уровень 6-7 Уровень 8

Ответственность и автономность (способность обучаемого применять знания и навыки автономно и с ответственностью)

Работать или обучаться под непосредственным руководством в структурированной среде; Работать или обучаться под руководством с некоторой степенью автономии Брать на себя ответственность за выполнение заданий в трудовой деятельности или при обучении; при решении задач адаптировать свое поведение к существующим обстоятельствам; осуществлять самоме- Управлять сложной или профессиональной деятельностью или проектами при ответственности за принятие решений в непредсказуемых условиях трудовой деятельности или обучения; нести ответ- Демонстрировать значительный авторитет, автономию, инноваци-онность, научную и профессиональную цельность, а также устойчивую приверженность разработке новых идей или процессов

ЕРК неджмент в пределах, ственность за управле- в передовых областях

ограниченных инструк- ние профессиональным трудовой деятельности

циями, в условиях тру- развитием отдельных или обучения, включая

довой деятельности или лиц и групп; исследования.

обучения, которые, как управлять и преобразо-

правило, являются вывать контексты тру-

предсказуемыми, но довой деятельности или

подвержены изменени- обучения, которые явля-

ям; руководить одно- ются непредсказуемы-

типной деятельностью ми и требуют новых

других, при определен- стратегических подхо-

ной ответственности дов; нести ответствен-

за оценку и совершен- ность за вклад в про-

ствование трудовой дея- фессиональные знания

тельности или обуче- и практическую дея-

ния; тельность и/или за

управлять и руководить оценку стратегической

в условиях трудовой деятельности

деятельности или обу- команд

чения при наличии

непредсказуемых изме-

нений; анализировать

и совершенствовать

собственную деятель-

ность и деятельности

других

N

N а

о л о

Я

3

■а

с к О) I

с к о о

&

а о

3 О) Ее О Я О Ее

а о

я с я

<к §

с

с я о л с

Ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.