Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ИТ-СТАРТАПОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ'

О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ИТ-СТАРТАПОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
198
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ-СТАРТАП / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ИТ-СПЕЦИАЛИСТ / КОМАНДНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Митрофанова Татьяна Валерьевна, Смирнова Татьяна Николаевна, Копышева Татьяна Николаевна, Деревянных Евгения Анатольевна, Максимов Алексей Николаевич

Разработка программного обеспечения включает в себя множество различных задач и предъявляет высокие требования к эффективности и качеству работ как на индивидуальном, так и на командном уровне, которые зависят от компетенций сотрудников. Однако есть определенный недостаток в традиционном обучении студентов-разработчиков относительно практического применения концепций и методов, необходимых для разработки и развития программного обеспечения. В исследовании рассказывается об опыте применения подхода к обучению моделированию и проектированию информационных систем студентов высшего учебного заведения на основе метода ИТ-стартапов. Предложенный подход объединяет концепции из таких предметов, как языки программирования, управление проектами и предпринимательство. В работе применялись общенаучные методы эмпирического исследования. Основной метод исследования - описание, который позволяет получить более содержательно насыщенную информацию. В статье дано описание заданий курса по разработке программного обеспечения. В результате исследования получили целостное представление о том, как лучше всего продвигать командные компетенции («мягкие навыки») и успешно применять групповые проекты в сфере ИТ-образования. Показано, что существует разнообразие в использовании приемов и формулировании личных и учебных целей студентами в командной работе при выполнении проектов с точки зрения адаптации к новым методам и подходам к разработке программного обеспечения, эффективного использования времени и опыта, накопленного в проектах. Применяемые нами подход к обучению разработке программного продукта и методика ведения проекта позволяют интегрировать и практиковать технические навыки, необходимые для студентов-инженеров, а также развивать «мягкие навыки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Митрофанова Татьяна Валерьевна, Смирнова Татьяна Николаевна, Копышева Татьяна Николаевна, Деревянных Евгения Анатольевна, Максимов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPLICATION OF THE METHOD OF IT STARTUPS IN TRAINING FUTURE IT PROFESSIONALS

Software development includes many different tasks and makes high demands on the efficiency and quality of work both at the individual and at the team level, which depend on the competencies of the employees. However, there is a definite flaw in the traditional teaching of software development students regarding the practical application of the concepts and methods required for software design and development. The research describes the experience of applying the approach to teaching modeling and designing information systems of students of a higher educational institution based on the method of IT startups. The proposed approach integrates concepts from subjects such as programming languages, project management, and entrepreneurship. The work used general scientific methods of empirical research. The main research method is description, which allows getting more meaningful information. The article describes the tasks of the course on software development. As a result of the research, we gained a holistic view of how best to promote team competencies (“soft skills”) and successfully apply group projects in the field of IT education. It is shown that there is a variety in the use of techniques and the formulation of personal and educational goals by students in teamwork when performing projects in terms of adaptation to new methods and approaches to software development, effective use of time and experience gained in projects. Our approach to teaching software development and project management techniques allows integrating and practicing the technical skills required for engineering students, as well as developing “soft skills”.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ИТ-СТАРТАПОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ»

References

1. Valiullina L. M., Vostruhina N. V. (ed.) Sb. dokladov, statej, tekstov vystuplenij uchast-nikov Nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii Associacii russkojazychnyh kouchej "Kouching: metodologija, nauchnye osnovy i professional'naja jetika" (g. Moskva, 14 nojabrja 2020 g.) [Materials of Scientific-practical online conference of the Association of Russian-speaking coaches "Coaching: Methodology, Scientific Foundations and Professional Ethics", (Moscow, November 14, 2020)], Moscow, Znanie-M, 2020, 146 p. (In Russian)

2. Lobanova E. S. Tehnologija "couching" kak metod povyshenija jeffektivnosti processa obuchenija inostrannomu jazyku studentov vuzov [Technology coaching as a method of increasing the efficiency of the process of learning a foreign language University students], Sb materialov mezhdunarod. nauch. konf. "Aktual'nye problemy lingvistiki, perevodovedenija, literaturovedenija, leksikografii, teorii i praktiki obuchenija inostrannym jazykam" (k jubileju Dzh. R. R. Tolkina) (g. Moskva, 20 apr. 2017 g.). [Digest of materials international. scientific. conf. "Actual problems of linguistics, translation studies, literary studies, lexicography, theory and practice of teaching foreign languages" (to the anniversary of J. R. R. Tolkien) (Moscow, April 20, 2017)], Moscow, IIU MGOU, 2017, pp. 173-175. (In Russian)

3. Golvi U. T. Maksimal'naja samorealizacija. Rabota kak vnutrennjaja igra [Maximum self-realization. Work as an internal game]. Moscow, Al'pina Biznes Buks, 2010, 264 p., ISBN 978-5-9614-0630-6 (In Russian)

4. Zeer Je. F. Lichnostno orientirovannoe professional'noe obrazovanie [Personality-oriented professional education]. Ekaterinburg, Izd-vo UGPPU, 2006, 125 p. (In Russian)

5. Cvetkova I. V. Ispol'zovanie tehnologii «kouching» v vysshem professionalem obrazovanii [The use of Coaching technology in higher professional education], Materialy VII Mezhdunarod. nauch.-prakt. konferencii "Sovremennyj specialist i professional'nye kompetencii: metodologicheskij aspektpodgo-tovki" [Materials of VII International Scientific and Practical Conference "Modern specialist and professional competencies Methodological aspect of the preparation"]. Krasnodar, KSJeI, 2018, 128 p. (In Russian)

6. Pankratova I. A. Formirovanie jemocional'noj kompetentnosti studentov po tehnologii kouchinga [Formation of emotional competence of students on coaching technology], Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2017, no. 3 (27), pp. 103-110 (In Russian)

Липс Надежда Ивановна, преподаватель ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 2», кандидат педагогических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: Lips.n@yandex.ru

Lips Nadezhda Ivanovna, Teacher of the Chelyabinsk Pedagogical College No. 2, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: Lips.n@yandex.ru

Сведения для цитирования: Митрофанова, Т. В. О применении метода ИТ-стартапов в обучении будущих ИТ-специалистов / Т. В. Митрофанова, Т. Н. Смирнова, Т. Н. Копышева, Е. А. Деревянных, А. Н. Максимов, С. В. Ковалев // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 49-57.

УДК 372.016:004 ББК 74.202

О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДА ИТ-СТАРТАПОВ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Т. В. Митрофанова, Т. Н. Смирнова, Т. Н. Копышева, Е. А. Деревянных, А. Н. Максимов, С. В. Ковалев

Разработка программного обеспечения включает в себя множество различных задач и предъявляет высокие требования к эффективности и качеству работ как на индивидуальном, так и на командном уровне, которые зависят от компетенций сотрудников. Однако есть определенный недостаток в традиционном обучении студентов-разработчиков относительно практического применения концепций и методов, необходимых для разработки и развития программного

обеспечения. В исследовании рассказывается об опыте применения подхода к обучению моделированию и проектированию информационных систем студентов высшего учебного заведения на основе метода ИТ-стартапов. Предложенный подход объединяет концепции из таких предметов, как языки программирования, управление проектами и предпринимательство. В работе применялись общенаучные методы эмпирического исследования. Основной метод исследования — описание, который позволяет получить более содержательно насыщенную информацию. В статье дано описание заданий курса по разработке программного обеспечения. В результате исследования получили целостное представление о том, как лучше всего продвигать командные компетенции («мягкие навыки») и успешно применять групповые проекты в сфере ИТ-образования. Показано, что существует разнообразие в использовании приемов и формулировании личных и учебных целей студентами в командной работе при выполнении проектов с точки зрения адаптации к новым методам и подходам к разработке программного обеспечения, эффективного использования времени и опыта, накопленного в проектах. Применяемые нами подход к обучению разработке программного продукта и методика ведения проекта позволяют интегрировать и практиковать технические навыки, необходимые для студентов-инженеров, а также развивать «мягкие навыки».

Ключевые слова: ИТ-стартап, метод проектов, ИТ-специалист, командные компетенции, проектирование, обучение, студент, программное обеспечение.

Обучение разработке программного обеспечения на факультете информатики и вычислительной техники распределено по многим предметам, таким как языки программирования, разработка приложений, базы данных и СУБД и т. д. Однако некоторые исследования [1-3] указывают на недостаток в традиционном обучении студентов практического применения концепций и методов, необходимых для разработки и развития программного обеспечения. Внедрение проектного обучения в образовательный процесс происходит в рамках комплексных преобразований, нацеленных на сближение университета с реальной профессиональной практикой. Фактически это означает поиск новой модели взаимодействия в условиях быстро меняющейся профессиональной среды. Все больше российских вузов начинают принимать стартап-проекты в качестве выпускных квалификационных работ. Пока это применимо к ограниченному набору специальностей [4]. Действующая нормативная правовая база не препятствует учету студенческих стартапов в качестве выпускной квалификационной работы (ВКР) студентов [5]. Однако число проектов с перспективой коммерциализации и с потенциалом выхода на глобальные рынки критически мало [6]. Одна из причин такой ситуации — отсутствие культуры проектной деятельности в системе образования [7]. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления и познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Он позволяет максимально раскрыть творческий потенциал студента. Необхо-

димо отметить, что участие в проекте во время обучения в бакалавриате важно для навыков командной работы, но не влияет на индивидуальные навыки выпускника с точки зрения работодателей [8]. В ИТ-отрасли имеется определенная специфика проектной деятельности. В статье П. И. Карпенко и М. Ю. Комяко-ва [9] произведен анализ успешности проектов в рамках общемировой практики ведения проектной деятельности в сфере информационных технологий, рассмотрены критерии успешности проектов, а также их эволюция с течением времени. Показаны основные проблемы и риски, касающиеся реализации проектов.

В данной работе представлен подход к обучению проектированию информационных систем студентов высшего учебного заведения на основе метода ИТ-стартапов. Предложенный подход объединяет концепции из разных предметов, таких как языки программирования, разработка информационных систем и предпринимательства. Студенты работают в группах и используют концепции структурирования проектов разработки программного обеспечения с использованием гибкой разработки Agile, ориентированной на пользовательский дизайн и оценки программного обеспечения при разработке практического проекта. В работе применялись общенаучные методы эмпирического исследования. Основной метод исследования — описание —позволяет получить более содержательно насыщенную информацию. Выбор данного метода был обоснован тем, что он позволяет проверить разработанную учебную стратегию с помощью наблюдения и интервью с участниками исследования. Этот метод был

дополнен и количественным подходом — статистической обработкой данных.

Организационно-педагогические условия применения метода ИТ-стартапов. В основу курса легли технологии, которые сейчас во всем мире используют для создания и развития ИТ-продуктов — подходы Lean Startup и Design Thingkin, адаптированные и используемые во ФРИИ «Преобразование» [10].

Дисциплина «Проектирование информационных систем» изучается студентами Ш курса в течение одного семестра. Во время лекций изучают теоретические основы проектирования информационных систем, комплексную архитектуру организации и архитектуру информационной системы, овладевают ключевыми процедурами методологии проектирования, основанными на методах анализа и синтеза (аналитического и проектного моделирования), составляющими основу технических компетений ИТ-специалиста. Также во время очных лекций проходит игра на знакомство с концепцией Customer Development [11]. На лабораторных работах до начала выполнения проекта студенты осваивают методики по проектированию информационных систем посредством функционального, объектно-ориентированного, процессного

подхода с использованием СASE-средств. Далее обучающиеся переходят к выполнению проекта.

Опишем задания курса по разработке программного продукта. Первым заданием является описание MVP (минимально жизнеспособного продукта). Как правило, MVP имеет всего одну функцию, решающую конкретную проблему потребителя. Самое сложное в разработке MVP — найти оптимальное соотношение затрат и качества. Ключевой критерий MVP — с его помощью пользователь может решить свою проблему.

Приводим вместе со студентами примеры MVP для различных ИТ-проектов, например, для сайта по передаче показаний счетчиков на оплату коммунальных услуг Такой сайт может быть самым простым, хоть черно-белым, главное, чтобы там была форма для внесения показаний и отправки их в систему. Если на сайте есть красивый дорогостоящий дизайн с кнопочками, но нет формы для отправки данных, то это не может быть MVP, потому что такой сайт не решает основную задачу.

Далее студенты раскладывают задачи своего проекта по SMART [12]. В дальнейшем эти цели студенты прописывают в системе управления проектом Project Kaiser (рис. 1).

В Задачи Поиск @

□ Q Приоритет Имя

□ ✓ -

□ ✓ -

□ ✓ -

□ ✓ -

□ V -

□ ч/ ЕР-

□ ч/ ЕР-

Рвраёена приложения Отгадка гриложсп/щ Исоюдои типографий Система контроля версий Создание лсидщ 1говой стрannual Г.првс" rivj ВД

□ laniicai пю технического задан

Прогресс if

4

Путь

Все задачи © Все исполнители [J]

Исполнитель Изменен

i'V^HOSlWSi jgffiiosiW

pjclkmeoeogma kjriSl23-l@gma

pMndZ300gna ^ДЗМЭдп1Д-

pavandiSOiama g^Ua^

в

□ V/ - Составление ТЗ

Рис. 1. Интерфейс Project Kaiser с задачами студентов при выполнении проекта

Понимание целевой аудитории ИТ-приложения поможет в оформлении предложения, в построении контакта с клиентом и укажет, на какие стороны продукта делать акцент. Чтобы донести продукт до целевой аудитории и решить поставленную проблему, студенты оценивают, кто составляет их аудиторию, чем эти люди занимаются и что их беспокоит. Например, для созданного студентами проекта Cornellnotes.ru основной аудиторией являются студенты. Сайт помогает анализировать информацию во время лекции, выделять основные мысли и лучше

понимать смысл материала. Метод Корнелла — один из методов конспектирования, заключающийся в том, чтобы делать заметки и записывать вопросы для дальнейшего анализа. Для решения задачи определения целевой аудитории студенты разрабатывают Landing Page — одностраничный сайт для одной конкретной аудитории, на котором демонстрируют преимущества своего приложения с целью побудить эту аудиторию к действию. Далее они представляют конкретного реального человека («аватара»), которого заинтересует их программный продукт, и составляют

карту эмпатии клиента. На рисунке 2 представлена диаграмма, показывающая количество команд

в процентах с разными уровнями разработанности этапов определения целевой аудитории.

Рис. 2. Уровень разработанности этапов определения целевой аудитории

Для создания системы один член команды пишет техническое задание согласно ГОСТ 34.602-89 «Информационная технология (ИТ). Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» с добавлением приложений, содержащих диаграммы в IDEF0 или ЦМЪ.

На одном из изученных языков программирования команды проектируют информационную систему. Итогом выполнения проекта является его защита.

Формирование командной компетенции при разработке программного обеспечения. Большинство курсов в области проектирования и программирования требуют от студентов работать над групповыми проектами. Групповые проекты особенно подходят для старших курсов инженерно-технических специальностей, так как знания применяются к сложным и неструктурированным задачам. В разработке программного обеспечения инженерно-групповые проекты являются обычной практикой и реализуются в течение длительного времени.

Студенты ценят актуальность командных проектов в курсах по разработке программных продуктов за их применимость к ситуациям в трудовой жизни. Наш подход включает в себя обучение перед работой в команде и мониторинг со стороны преподавателя.

Выбор размера группы является одним из основных предварительных решений для командных проектов. Типичный диапазон — от двух до четырех учеников, хотя идеального

размера не существует. Тип задачи является основным фактором для выбора соответствующей численности команды. Большая группа имеет больше ресурсов (знания, навыки, время) и может работать над проектами с большей нагрузкой, но координация и достижение договоренностей достигаются сложнее. Учащиеся с низким уровнем успеваемости, которые знают меньше, чем другие, могут получить больше пользы от малочисленной команды за счет расширенного участия и сотрудничества. Кроме того, видимость усилий каждого студента выше в небольших группах. Поэтому нами была предложена студентам методология Agile. Студенты в основном предпочитают самоотбор. Важными характеристиками при такой организации группы, работающей над проектом, являются дружелюбие, надежность и желаемая оценка по дисциплине.

Часто встречается проблема, связанная с нежеланием студентов работать в команде во время учебы. Есть исследования [13], показывающие, что студенты предпочитают работать индивидуально, так как их индивидуальные усилия будут оценены преподавателем лучше, чем коллективные. Если индивидуальные усилия не могут быть оценены, то мотивация и командные усилия уменьшаются. Существует несколько стратегий, нацеленных на выход из подобных ситуаций:

- управление с «кодом подписи»;

- экспертные оценки.

Обеспечение индивидуальной ответственности и доброжелательность между членами

команды могут уменьшить социальное бездействие и улучшить командную работу.

Общая оценка членов команды не всегда бывает справедливой, особенно если они внесли различный вклад. Мотивированные студенты могут быть расстроены, если получат низкую оценку из-за плохо работающей команды. Для справедливой оценки командной работы над ИТ-проектом при применении нашего подхода используются анализ индивидуальных усилий с помощью автоматизированной системы управления проектами, самостоятельная оценка студентами, презентации каждой команды. Нами определены индикаторы достижения компетенций при обучении проектным методом; оценку по итогам своей работы проводят сами студенты проектной группы [14].

Инженерные проекты нуждаются во вдумчивой интеграции знаний из таких областей, как инженерия и социальные дисциплины. Эмпирические исследования [15] показывают, что студенты хотели бы иметь более сильную поддержку совместной работы, предоставляемую преподавателем (в отношении построения ко-

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

манды, командных ролей, отзывов, рефлексии и справедливой оценки). Поэтому в начале каждого занятия необходимо уделять по крайней мере 15 минут для обсуждения пройденного материала. Дополнительно рекомендуется уделять еще 15 минут в конце занятия, для того чтобы привязать теорию из материалов к бизнес-моделям студенческих проектных команд [16].

Таким образом, мы получили целостное представление о том, как лучше всего продвигать командные компетенции («мягкие навыки») и как успешно применять групповые проекты в сфере ИТ-образования. Как правило, должны быть определены стратегии для планирования интеграции командных компетенций в учебный план, для обучения наставников, чтобы иметь возможность преподавать эти курсы. Когда образовательная деятельность, включающая компетенции, имитирует реальные и текущие условия, студенты все больше мотивируются к обучению [17].

Заключение. Результаты исследований выявили следующий выбор тем проектов студентами (рис. 3).

40%

20% 20% 20%

мобильное 43 1-601 Компьютерная

приложение ифа

Рис. 3. Темы проектов студентов

При создании сайта студенты получают практические знания в области дизайна сайтов, верстки, программирования. При разработке мобильного приложения — в сфере современных тенденций дизайна, объектно-ориентированного программирования, инструментальных средств разработки, «ландшафтного дизайна» в информационных технологиях. При создании компьютерной игры студенты расширяют знания, касающиеся приемов и методов геймификации, дизайна элементов компьютерной игры, объектно-ориентированного программирования. При создании чат-бота

студенты изучают технические особенности каналов коммуникации и возможности внедрения чат-бота в них, разрабатывают скрипт-логику с помощью интеллектуальной карты, программируют и разрабатывают архитектуру программного обеспечения.

Поскольку часть студентов на III курсе уже работают в ИТ-компаниях (или имеют удаленную работу в ИТ-сфере), около 20 % от общего числа тем проектов составляют проекты от работодателей, имеющие практико-ориентиро-ванную направленность, решающие практическую проблему. В такой команде работающий

студент выполняет роль руководителя, развивает лидерские компетенции, что важно для развития карьеры в области информационных технологий. Около 65 % проектов носят учебно-исследовательский характер, который позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся специфические умения и навыки проектирования и исследования. Пятнадцать процентов студентов не справляются с выполнением проекта, так как в состав проектной группы входят академически неуспевающие студенты. Такие проекты, как правило, носят реферативный характер, и полученный

продукт представляет собой лабораторную работу по одной их изученных ранее дисциплин.

Вывод. Таким образом, проектная деятельность, интегрированная в учебный процесс дисциплины «Проектирование информационных систем», имеет большое значение для практического усвоения концепций, важных для разработки программного обеспечения. Использование основ предпринимательства при разработке ИТ-проектов актуально в отношении мотивации студентов и развития, ориентированных на бизнес «мягких навыков».

Библиографический список

1. Vasconcelos, A. Análise da Relevância dos Tópicos e da Efetividade de Abordagens para o Ensino de Engenharia de Software: Resultados de um Survey com Professores e Alunos / A. Vasconcelos, C. Portel, S. Oliveira // VIII Fórum de Educaçâo em Engenharia de Software. — Belo Horizonte : Brazil, 2015. — URL: https://www.researchgate.net/publication/292720684_Analise_da_ Relevancia_dos_Topicos_e_da_Efetividade_de_Abordagens_para_o_Ensino_de_Engenharia_de_ Software_Resultados_de_um_Survey_com_Professores_e_Alunos (дата обращения: 30.01.2021).

2. Souza, S. S. R. Construçâo de Plataformas Digitais durante o Ensino de Engenharia de Software: Um relato de Experiência / S.S.R. Souza // IX Fórum de Educaçâo em Engenharia de Software. — Maringá : Anais, 2016. — P. 13-22.

3. Rocha, F. G. A Metodologia Scrum como Mobilizadora da Prática Pedagógica: Um Olhar sobre a Engenharia de Software / F. G. Rocha, R. F. Sabino // Anais do X Fórum de Educaçâo em Engenharia de Software (FEES), Belo Horizonte — MG: Brasil, 2015. — URL: http://cbsoft.org/ articles/0000/0526/FEES.pdf#page=23 (дата обращения: 30.01.2021).

4. Андреев, А. Защити диплом стартапом / А. Андреев. — URL: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/rvk/141810/ (дата обращения: 30.01.2021).

5. Минобрнауки: по закону стартапы могут засчитываться как выпускные работы // РИА Новости. Навигатор абитуриента. — URL: https://na.ria.ru/20190111/1549226186.html (дата обращения: 30.01.2021).

6. Проектное обучение: практики внедрения в университетах / под ред. Л. А. Евстратовой, Н. В. Исаевой, О. В. Лешукова. — Москва : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018. — 154 с.

7. Фрумин, И. Д. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова // Вопросы образования. — 2012. — № 2. — С. 159-191.

8. Akman, I. Investigation of employers' performance expectations for new IT graduates in individual and team work settings for software development / I. Akman, C. Turhan // Information Technology & People. — 2018. — Vol. 31, No. 1. — P. 199-214.

9. Карпенко, П. И. Проблематика успешности проектов в сфере системной интеграции / П. И. Карпенко, М. Ю. Комяков // Научный журнал КубГАУ. — 2017. — № 133. — C. 1029-1047.

10. Стартап-технологии в образовании // Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). — URL: https://exp.iidf.ru/preobrazovanie/ (дата обращения: 30.01.2021).

11. Шубина, Д. Снежинки или как научить методике Customer Development за 60 минут / Д. Шубина // Секреты создания стартап-сообщества в твоем городе. — URL: https://runevent.ru/ snowflakes/ (дата обращения: 30.01.2021).

12. Умные цели / Хабр. — URL: https://habr.com/ru/post/52521/ (дата обращения: 30.01.2021).

13. Ионина, О. С. Проявления индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности студента / О. С. Ионина // Концепт. — 2015. — № 12. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/proyavleniya-individualnogo-stilya-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-studenta (дата обращения: 30.01.2021).

14. Копышева, Т. Н. Применение проектного метода при обучении бакалавров прикладной информатики в рамках реализации компетентностного подхода / Т. Н. Копышева, Т. В. Митрофанова, К. Н. Фадеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2018. — № 4 (100). — С. 185-192.

15. Figl, K. Team and media competencies in information systems-2 / K. Figl ; corr. ed. — Oldenbourg : München, 2010. — 282 p.

16. Инновационная экономика и технологическое предпринимательство: комплекс методических материалов по практическим работам для слушателей курса / Р. С. Ступин, М. А. Эр-ман, А. А. Крицын, Ю. В. Логачев [и др.]. — Москва : АО «РВК», 2018. — 267 с.

17. Sánchez, A. Incorporating Computing Professionals' Know-how: Differences between Assessment by Students, Academics, and Professional Experts / A. Sánchez, C. Domínguez, J. Blanco, A. Jaime // ACM Transactions on Computing Education. — 2019. — Vol. 19, Issue 3. — P. 1-18.

For citation: Mitrofanova, T. V. On the application of the method of IT startups in training future IT professionals / T. V. Mitrofanova, T. N. Smirnova, T. N. Kopysheva, E. A. Derevjannyh, A. N. Maksimov, S. V. Kovalev // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 49-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ON THE APPLICATION OF THE METHOD OF IT STARTUPS IN TRAINING FUTURE IT PROFESSIONALS

T. V. Mitrofanova, T. N. Smirnova, T. N. Kopysheva, E. A. Derevjannyh, A. N. Maksimov, S. V. Kovalev

Software development includes many different tasks and makes high demands on the efficiency and quality of work both at the individual and at the team level, which depend on the competencies of the employees. However, there is a definite flaw in the traditional teaching of software development students regarding the practical application of the concepts and methods required for software design and development. The research describes the experience of applying the approach to teaching modeling and designing information systems of students of a higher educational institution based on the method of IT startups. The proposed approach integrates concepts from subjects such as programming languages, project management, and entrepreneurship.

The work used general scientific methods of empirical research. The main research method is description, which allows getting more meaningful information. The article describes the tasks of the course on software development. As a result of the research, we gained a holistic view of how best to promote team competencies ("soft skills") and successfully apply group projects in the field of IT education. It is shown that there is a variety in the use of techniques and the formulation of personal and educational goals by students in teamwork when performing projects in terms of adaptation to new methods and approaches to software development, effective use of time and experience gained in projects. Our approach to teaching software development and project management techniques allows integrating and practicing the technical skills required for engineering students, as well as developing "soft skills".

Key words: IT startup, project method, IT specialist, team competencies, design, training, student, software.

References

1. Vasconcelos A., Portel C., Oliveira S. Análise da Releváncia dos Tópicos e da Efetividade de Abordagens para o Ensino de Engenharia de Software: Resultados de um Survey com Profes-sores e Alunos. VIII Fórum de Educagaoem Engenharia de Software. Brazil, Belo Horizonte, 2015, available at: https://www.researchgate.net/publication/292720684_Analise_da_Relevancia_dos_ Topicos_e_da_Efetividade_de_Abordagens_para_o_Ensino_de_Engenharia_de_Software_Resul-tados_de_um_Survey_com_Professores_e_Alunos (accessed: 30.01.2021). (In Portuguese)

2. Souza S. S. R. Construyo de Plataformas Digitaisdurante o Ensino de Engenharia de Software: Um relato de Experiencia. IX Fórum de Educagaoem Engenharia de Software. Anais, Maringá, 2016, pp. 13-22. (In Portuguese)

3. Rocha F. G., Sabino R. F. A Metodologia Scrum como Mobilizadora da Prática Pedagógica: Um Olharsobre a Engenharia de Software. Anais do X Fórum de Educagaoem Engenharia de Software (FEES), Brasil, Belo Horizonte MG, 2015, available at: http://cbsoft.org/articles/0000/0526/ FEES.pdf#page=23 (accessed: 30.01.2021). (In Portuguese)

4. Andreev A. Zashhiti diplom startapom [Defend your diploma with a startup], available at: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/rvk/141810/ (accessed: 30.01.2021). (In Russian)

5. Minobrnauki: po zakonu startapy mogut zaschityvat'sja kak vypusknye raboty // RIA No-vosti. Navigator abiturienta, available at: https://na.ria.ru/20190111/1549226186.html (accessed: 30.01.2021). (In Russian)

6. Evstratova L. A., Isaeva N. V., Leshukova O. V. (ed.) Proektnoe obuchenie:praktiki vnedrenija v universitetah [Project training: implementation practices in universities]. Moscow, Izd. dom NIU VShJe, 2018, 154 p. (In Russian)

7. Frumin I. D., Dobryakova M. S. Chto zastavljaet menjat'sja rossijskie vuzy: dogovor o nevo-vlechennosti [What makes Russian universities change: an agreement on non-involvement], Voprosy obrazovanija. [Education Issues], 2012, no. 2, pp. 159-191. (In Russian)

8. Akman I., Turhan C. Investigation of employers' performance expectations for new IT graduates in individual and team work settings for software development, Information Technology & People, 2018, Vol. 31, no. 1, pp. 199-214. (In English)

9. Karpenko P. I., Komjakov M. Ju. Problematika uspeshnosti proektov v sfere sistemnoj integracii [Problem of success of projects in the sphere of system integration], Nauchnyj zhurnal KubGAU [Scientific journal of KubGAU], 2017, no. 133, pp. 1029-1047. (In Russian)

10. Startap-tehnologii v obrazovanii. Fond razvitija internet-iniciativ (FRII), available at: https:// exp.iidf.ru/preobrazovanie/ (accessed: 30.01.2021). (In Russian)

11. Shubina D. Snezhinki ili kak nauchit' metodike Customer Development za 60 minut [Snow-flakes or how to teach the Customer Development methodology in 60 minutes], Sekrety sozdanija startap-soobshhestva v tvoem gorode [Secrets of creating a startup community in your city], available at: https://runevent.ru/snowflakes/ (accessed: 30.01.2021). (In Russian)

12. Umnye celi. Habr, available at: https://habr.com/ru/post/52521/ (accessed: 30.01.2021). (In Russian)

13. Ionina O. S. Projavlenija individual'nogo stilja uchebno-professional'noj dejatel'nosti studenta [Manifestations of the individual style of educational and professional activity of a student], Koncept [Concept], 2015, no. 12, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-individualnogo-stilya-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-studenta (accessed: 30.01.2021). (In Russian)

14. Kopysheva T. N., Mitrofanova T. V., Fadeeva K. N. Primenenie proektnogo metoda pri obu-chenii bakalavrov prikladnoj informatiki v ramkah realizacii kompetentnostnogo podhoda [Application of the project method in teaching bachelors of applied informatics within the framework of the competence-based approach], Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva [Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakov-lev], 2018, no. 4 (100), pp. 185-192. (In Russian)

15. Figl K. (ed.) Team and media competencies in information systems-2. Oldenbourg : München, 2010, 282 p. (In English)

16. Stupin R. S., Jerman M. A., Kricyn A. A., Logachev Ju. V. Innovacionnaja jekonomika itehno-logicheskoe predprinimatel'stvo: kompleks metodicheskih materialov po prakticheskim rabotam dlja slushatelej kursa [Innovative economy and technological entrepreneurship: a set of methodological materials on practical work for course students]. Moscow, AO «RVK», 2018, 267 p. (In Russian)

17. Sánchez A., Domínguez C., Blanco J., Jaime A. Incorporating Computing Professionals' Know-how: Differences between Assessment by Students, Academics, and Professional Experts, ACM Transactions on Computing Education, 2019, vol. 19, Issue 3, pp. 1-18. (In English)

Митрофанова Татьяна Валерьевна, доцент кафедры математического и аппаратного обеспечения информационных систем ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», кандидат физико-математических наук, доцент, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, e-mail: mitrofanova_tv@mail.ru Смирнова Татьяна Николаевна, доцент кафедры математического и аппаратного обеспечения информационных систем ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», кандидат физико-математических наук, доцент, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, e-mail: smirnova-tanechka@yandex.ru Копышева Татьяна Николаевна, доцент кафедры математического и аппаратного обеспечения информационных систем ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», кандидат физико-математических наук, доцент, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, e-mail: tn_pavlova@mail.ru

Mitrofanova Tatyana Valerievna, Associate Professor of the Department of Mathematical and Hardware Support of Information Systems, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chuvash Republic, Cheboksary, e-mail: mitrofanova_tv@mail.ru

Smirnova Tatyana Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Mathematical and Hardware Support of Information Systems, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chuvash Republic, Cheboksary, e-mail: smirnova-tanechka@yandex.ru

Kopysheva Tatyana Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Mathematical and Hardware Support of Information Systems, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chuvash Republic, Cheboksary, e-mail: tn_pavlova@mail.ru

Деревянных Евгения Анатольевна, доцент кафедры математики, физики и информационных технологий ФГБОУ «Чувашский государственный аграрный университет», кандидат физико-математических наук, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, e-mail: jane-evgeniya@ yandex.ru

Максимов Алексей Николаевич, заведующий кафедрой математики, физики и информационных технологий ФГБОУ «Чувашский государственный аграрный университет», кандидат физико-математических наук, доцент, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, e-mail: alexei.maksimow@yandex.ru

Ковалев Сергей Васильевич, доцент кафедры вычислительной техники ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова», кандидат технических наук, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, e-mail: srgkov@gmail.com

Derevjannyh Evgeniya Anatolyevna, Associate Professor of the Department of Mathematics, Physics and Information Technologies, Chuvash State Agrarian University, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Russian Federation, Chuvash Republic, Cheboksary, e-mail: jane-evgeniya@ yandex.ru

Maksimov Alexey Nikolaevich, Head of the Department of Mathematics, Physics and Information Technologies, Chuvash State Agrarian University, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chuvash Republic, Cheboksary, e-mail: alexei.maksimow@ yandex.ru

Kovalev Sergey Vasilievich, Associate Professor of the Department of Computer Engineering, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, candidate of technical sciences, Russian Federation, Chuvash Republic, Cheboksary, e-mail: srgkov@gmail.com

Сведения для цитирования: Савельева, С. В. Тесты как средство промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине «Информатика» в военном вузе / С. В. Савельева, И. Х. Валеева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 57-65.

УДК 372.016:004 ББК 74.263.2

ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА» В ВОЕННОМ ВУЗЕ

С. В. Савельева, И. Х. Валеева

Статья посвящена применению тестового контроля качества усвоения знаний в процессе изучения дисциплины «Информатика». Так как дисциплина «Информатика» является практико-ори-ентированной, то при составлении тестов необходимо использовать такие задания, которые охватывают не только определения и понятия, но и их практическое применение. В статье приведены формы тестовых заданий и представлены их практическая реализация и применение. Раскрываются проблемы анализа тестовых заданий в аспекте их сложности и количественного соотношения открытой, закрытой и полуоткрытой формы. Приводятся расчет коэффициента трудности каждого тестового задания и теста в целом для промежуточного контроля знаний, проверка теста на надежность методом расщепления по формулам Рюлона и Кьюдера — Ричардсона, определение валидности отдельных тестовых заданий с помощью расчета значений точечного бисериального коэффициента корреляции.

Ключевые слова: тестирование, контроль знаний, усвоение, тестовые задания, форма тестовых заданий, закрытая форма, открытая форма, полуоткрытая форма, коэффициент сложности тестовых вопросов, надежность теста.

Прослеживая процесс обучения, можно от- вается контролем учебных достижений. Суще-метить, что он начинается с промежуточного ствуют разные способы проведения контроля контроля, сопровождается текущим и заканчи- и оценки знаний. По мнению Н. О. Прокофьевой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.