Научная статья на тему 'О применении должностными лицами органов внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях'

О применении должностными лицами органов внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
777
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ADMINISTRATIVE OFFENSE / СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / AN ADMINISTRATIVE OFFENSE / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY / ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / POWERS OF OFFICIALS OF THE INTERIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корниенко Оксана Владимировна

В статье рассматриваются некоторые проблемы применения законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с внесением изменений в ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корниенко Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On application by officials of internal affairs agencies of the legislation of the Russian Federation on Administrative Violations

This article discusses some of the problems of the legislation of the Russian Federation on Administrative Violations.

Текст научной работы на тему «О применении должностными лицами органов внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях»

УДК 342.951

О применении должностными лицами органов внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях

Корниенко Оксана Владимировна, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук e-mail: kornienko@k96.ru

В статье рассматриваются некоторые проблемы применения законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с внесением изменений в ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение; состав административного правонарушения; общественный порядок и общественная безопасность; полномочия должностных лиц органов внутренних дел.

On application by officials of internal affairs agencies of the legislation of the Russian Federation on Administrative Violations

Kornienko Oksana Vladimirovna,

Deputy head of the chair of Аdministrative law and

Administrative Activities of bodies

of Ministry of the Interior Affairs

of the Ural Law Institute of the Ministry of the

Interior Affairs of the Russian Federation,

Gandidate of juridical sciences

This article discusses some of the problems of the legislation of the Russian Federation on Administrative Violations.

Key words: administrative offense; an administrative offense; public order and public safety; powers of officials of the Interior.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 1 июля 2014 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»1, направленный на устранение неоднозначного толкования норм федерального законодательства при определении компетенции органов внутренних дел (полиции) по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Эти изменения урегулировали отношения в сфере наделения должностных лиц органов внутренних дел (полиции) полномочиями по процессуальному оформлению административных правона-

1 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации

об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4248.

рушений по законодательству субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следует уточнить, что полномочия могут быть реализованы лишь в том случае, если передача их будет предусмотрена соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (далее - Соглашения). Необходимость передачи полномочий по применению органами внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации была обусловлена рядом факторов.

Во-первых, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее -

№ 4 • 2015

Федеральный закон № З-ФЗ)1 полиция в своей деятельности по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности руководствуется не только федеральным законодательством, но также и законами субъектов Российской Федерации. И кто, как не полиция, должен пресекать любые проявления нарушений общественного порядка, реализуя свое предназначение?

Во-вторых, финансирование деятельности полиции с 1 января 2012 г. осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (ст. 54 Федерального закона № З-ФЗ). В случае передачи территориальным органам МВД России части полномочий по применению законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть урегулирован механизм перечисления ассигнований органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по Соглашениям федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России).

В-третьих, Соглашения между МВД России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по применению законодательства субъектов в рассматриваемой сфере с большинством субъектов Российской Федерации не заключены. И, как следствие, протоколы должностными лицами органов внутренних дел по законодательству субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности не составляются.

Так, должностными лицами органов внутренних дел не могут быть оформлены (составлены протоколы) такие распространенные виды противоправных действий, как нарушение тишины и покоя граждан, либо беспривязное содержание собак, либо выгул собак без короткого поводка или намордника в общественных местах или появление в состоянии опьянения с собакой в общественных местах; приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества и многие другие действия (бездействие), за которые законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность и которые должны пресекаться именно сотрудниками полиции.

Цели деятельности и назначение полиции предопределяют полномочия должностных лиц, наделенных процессуальными правами в ходе пресечения противоправных действий (бездействия). Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № З-ФЗ полиция предназначена для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В содержание охраны общественного порядка, в т. ч. в общественных местах, входит предупреждение и пресечение административных правонарушений, а также производство по делам об административных правонарушениях, реализация которых отнесена к основным направлениям деятельности полиции.

1 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

Отсутствие необходимых Соглашений препятствует нормальному состоянию общественного порядка в субъектах Российской Федерации, выполнению задач, поставленных перед службами и подразделениями территориальных органов внутренних дел в виде составления протоколов об административных правонарушениях и сбора доказательств по делу, применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и иных мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, состоящим из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)2 и принимаемых в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что нормативные правовые акты, регулирующие порядок реализации полицией законодательства субъектов Российской Федерации, да и само законодательство субъектов Российской Федерации, в настоящее время требуют существенного осмысления и доработки.

Безусловно, решающим фактором в вопросе применения органами внутренних дел законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях является наличие соответствующим образом оформленных Соглашений. Однако этому должно предшествовать следующее. Необходимо внести изменения в бюджеты соответствующих субъектов и предусмотреть бюджетные ассигнования на предоставление субвенций федеральному бюджету в целях финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении переданных полномочий субъекта Российской Федерации.

Кроме того, из Соглашений должны быть исключены позиции, связанные с передачей субъектами Российской Федерации материально-технических средств непосредственно МВД России. Финансовые средства должны передаваться субъектами Российской Федерации, в соответствии со ст. 2З2 Бюджетного кодекса РФЗ, в форме субвенций4, поскольку, исходя из ст. 47 и 48 Федерального закона № З-ФЗ, финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности полиции

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 3 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 3 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

4 Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Проблемой применения законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел (полиции) является также то, что ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ определяет, что к полномочиям должностных лиц органов внутренних дел (полиции) относится процессуальное оформление только тех административных правонарушений по законодательству субъектов Российской Федерации, в которых объектом посягательства выступает общественный порядок - установленные нормативными правовыми актами, общепринятыми нормами морали, обычаями и традициями правила поведения граждан в общественных местах и общественная безопасность.

Еще в 2011 г. подразделением центрального аппарата МВД России и научно-исследовательскими и образовательными организациями МВД России была проведена ревизия законодательства субъектов РФ, в ходе которой были выявлены более 800 норм (837 составов административных правонарушений, предусмотренных нормативными правовыми актами 80 субъектов РФ), не соответствующих назначению и деятельности полиции1.

Как показывает анализ материалов, поступивших из территориальных органов МВД России, входящих в состав Уральского федерального округа, ситуация в этой области почти не изменилась. Так, в ряде субъектов

Российской Федерации в проектах соглашений о передаче осуществления части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел предусмотрены статьи законодательства, содержание которых выходит за рамки полномочий органов внутренних дел, определенных в ст. 28.3 КоАП РФ.

На наш взгляд, совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации значительным образом ускорит процесс заключения Соглашений о передаче полномочий органам внутренних дел по пресечению и процессуальному оформлению административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Необходимо систематизировать перечни составов административных правонарушений, содержащиеся в законах отдельных субъектов Российской Федерации по объекту, т. е. охраняемым законом общественным отношениям, и в Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и МВД России включить только те административные правонарушения, которые в соответствии с законодательством подведомственны органам внутренних дел.

Список литературы

1. Куракин А. В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях / А. В. Куракин // Административное и муниципальное право. - 2013. - № 6. - С. 624-630.

1 Куракин А. В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 624-630._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.