Научная статья на тему 'О применении безденотатных знаков в языке философии'

О применении безденотатных знаков в языке философии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
194
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волошин Евгений Викторович

В статье рассматривается особый тип концептуальных знаков, используемых в языке философии и составляющих её парадоксальную семантику. На примере известных в философии языка концепций Витгенштейна и Хайдеггера выясняется статус значения в данном типе знаков. Также приводится интерпретация связи значения и смысла в знаках, называемых в этом анализе трансгрессивными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIKATION OF NON-DENOTING SINGS IN PHILOSOPHIC LANGUAGE

Author of this article considers the special type of conceptual signs which compose a paradoxical semantics of the philosophic language. Wittgenstein's and Heidegger's famous conceptions of the philosophy of language are compared in this article for clearing up a status of significance in non-denoting (transgress) signs. The main theme of the following analysis is also the interpretation of the relationship of significance and sense connected in transgress sign.

Текст научной работы на тему «О применении безденотатных знаков в языке философии»

О ПРИМЕНЕНИИ БЕЗДЕНОТАТНЫХ ЗНАКОВ В ЯЗЫКЕ ФИЛОСОФИИ

Е.В. ВОЛОШИН

Кафедра онтологии и теории познания Факультет гуманитарных и социальных наук Российский университет дружбы народов 117198 Москва, Россия ул. Миклухо-Маклая, д. 10 а

В статье рассматривается особый тип концептуальных знаков, используемых в языке философии и составляющих её парадоксальную семантику. На примере известных в философии языка концепций Витгенштейна и Хайдеггера выясняется статус значения в данном типе знаков. Также приводится интерпретация связи значения и смысла в знаках, называемых в этом анализе трансгрессивными.

В XX веке с подачи логического позитивизма процесс редуцирования философского языка к естественному известен как преодоление метафизики. Преодоление метафизики осуществляется через признание её значений псевдозначениями, а оперирование этими значениями полагается нарушающим грамматику языка. В данной работе осуществлена попытка интерпретации одного из типов псевдозначения - пустого денотата - как денотата, тождественного своему концепту (смыслу) или ссылающегося на него. Также обсуждается статус и роль концептуальных знаков, имеющих такую же структуру и используемых в языке философии.

Основным логическим недостатком естественного языка является произвол в установлении связи знака и его денотата. Независимо от того, является ли подразумеваемый денотат явлением действительности или нет, у нас всегда есть возможность произнести слово, изобразить символ - использовать знак. Конечно, этот фундаментальный семиотический произвол очевиден: когда мы говорим, мы априори уверены, что нам есть о чем сказать. То есть мы в состоянии произвести знак, значение которого не будет являться предметом действительности. Строго говоря, это бездено-татный знак, или - знак, не имеющий значения. Кроме очевидной возможности лгать, это свойство языка всегда используется для прорывов в мышлении (или сопровождает эти прорывы).

Безденотатные знаки - именно та область языка, которую табуировал Витгенштейн, проложив в этом месте границы языка, изоморфные границам мира. О чем невозможно говорить без противоречий с правилами синтаксиса, о том следует молчать [Витгенштейн, 1994]. Воля к молчанию как минимум обеспечит описание фактического мира средствами нормального языка, имеющего фактическое употребление. Первым след-

ствием применения этого «аскетичного» подхода является методологический отказ от трансгрессии - познавательной стратегии выхода за пределы мира. Как раз трансгрессивные интуиции породили метафизику - способ мышления и выражения, концептуально основанный на безденотатных знаках, использующий ту рискованную пограничную область языка, в которой рождаются предельные семантические проблемы.

Метафизика - продукт осознанной языковой трансгрессии. Когда Платон в своем диалоге «Федр» описывает «гиперуранию», он трансгрессивно преодолевает синтаксис нормального языка: «Занебесную область не воспел никто из здешних поэтов, да никогда и не воспоет по достоинству. Она же вот какова (ведь надо, наконец, осмелиться сказать истину, особенно когда говоришь об истине): эту область занимает бесцветная, без очертании, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души - уму; на нее-то и направлен истинный род знания» [Платон, 1993, с. 186]. В этом отрывке Платон использует полный трансгрессивный набор: во-первых, как уже было сказано, он преодолевает нормативный синтаксис, создавая слово «гиперурания» - «занебесная область» (безденотатный знак: место, которое не есть место); во-вторых, осознает, что то, о чем он собирается говорить, сложно выразить (предельная семантическая проблема); в-третьих, перевод удачно демонстрирует афоризм: говоря об истине, надо сказать истину (в знаке концепт денотата превалирует над самим денотатом). Языковая трансгрессия - это осознанный акт нарушения сложившегося синтаксиса языка, сопровождаемый появлением особого типа знаков, которые являются комплексом семантических затруднений и призваны для преодоления еще больших семантических затруднений - а именно, полагания главных семантических идей -выражения того, для чего в нормальном языке нет естественных средств. Рациональные высказывания о языковой трансгрессии характеризуют её как необходимость, по словам Хайдеггера, «дать слово языку как языку» [Хайдеггер, 1993], как невозможность «выразить языком то, что само выражается в языке» [Витгенштейн, 1994], или, по Карнапу, как «редкий случай, когда вводится новое слово, которое с самого начала не имеет значения» [Карнап, 1998].

Итак, речь идет о трансгрессивном сегменте языка, о таком семантически разомкнутом его состоянии, в котором вскрыты связи языка и мира -механизмы выражения и означения. В основе такого подхода к языку -семиотическая модель Г. Фреге, придуманная им для различения в знаке денотата (значения) и десигната (смысла, концепта денотата) [Фреге, 1977]. Денотат - то, о чем сообщается, смысл - то, что сообщается о денотате, а знак - их образный представитель в культурном мире. Рассмотрим частный случай в этой модели, ради которого был написан «Логикофилософский трактат», опровергалась в XX веке метафизика, а также был

найден «дом» для бытия. Так, следующие слова очевидно являются без-денотатными знаками: (1) Пегас, (2) флогистон, (3) идея, (4) суперструны, (5) медийно-социальные фантазмы, (6) мозг Эйнштейна. Данные имена выбраны с учетом мультикультурной ситуации. Денотат отсутствует по-разному в зависимости от культурного антуража.

(1) Пегас. Крылатой лошади не существует как представителя фауны. Мифический знак представляет собой вторичную семиологическую структуру: денотат этого знака ссылается не на явление действительности, а на другой знак, денотат которого, в свою очередь, - это своеобразная достойная героя атрибутика, а смысл, т.е. то, для чего эта атрибутика применяется - концептуальное выражение уничтожения героем зла (Химеры).

(2) Флогистон. В качестве денотата ничто не соответствует этому знаку, возможно, потому, что его смысл уже остался в прошлом, в истории науки.

(3) Идея. Денотат знака ссылается на собственный концепт (смысл). Т.е. здесь «пустой» денотат интерпретируется как тождественный своему концепту. Такой тип знака в этом рассмотрении называется трансгрессивным.

(4) Суперструны. Прагматика введения подобных знаков в науке та же, что и в метафизике. Как и в случае с «идеей», денотат этого знака призван обслуживать особый концепт из новейшей теории современной астрофизики. Вопреки неопозитивизму, наука также как и метафизика использует трансгрессивные знаки, денотаты которых принципиально не соответствуют чему-либо в эмпирическом мире, но успешно обслуживают язык квантовой теории и дифференциальной геометрии.

(5) Медийно-социальные фантазмы. Семантическая выразимость этого знака такова, что его денотата желательно не должно существовать, независимо от того, какой у него смысл.

(6) Мозг Эйнштейна [Барт,2000]. Р. Барт приводит в пример этот знак как объект современного мифа. Денотат его ссылается на другой знак: «механизм для производства уравнений». Современный мифический знак, в отличие от классического, ссылается на легко обнаруживаемые объекты и виртуализирует их, превращая во вторичные семиологические системы.

Из перечисленных примеров интересующий нас тип псевдозначений представлен в трансгрессивном типе безденотатного знака (3): полный набор метафизических слов, не употребляемых в протокольных предложениях и в нормальном языке.

На какой-то период времени можно представить, что трансгрессивные знаки не нелепы, а нестандартны, поскольку их применение преследует концептуальные цели. Такие знаковые конструкции используются для

обозначения того, «что» не имеет отношения к существованию, но имеет отношение к мышлению. Эта парадоксальная семантика - следствие адаптации в мышлении затруднений, связанных с невыразимостью основных семантических идей: 1) как выразить то, благодаря чему возможно выражение; 2) как обсуждать в языке отношения, связывающие его с миром; 3) как выйти за пределы языка и наблюдать со стороны то, благодаря чему возможно выражение, ведь это и будет нарушение границ языка, означающее нарушение границ мира.

Процесс означения традиционно скрыт от субъекта, носителя естественного языка. Это помогает скрыть роль другого субъекта, повергающего язык в состояние трансгрессии. Роль того, кто выходит за пределы языка, чтобы понять, как происходит означение в языке, признается бессмысленной; иначе говоря, выходящей за пределы мира. Тем не менее, смысл у этой акции имеется (владеющие языком в разной степени могут говорить или «молчать» о ней). Другое дело, что выход за пределы мира обеспечивает в нашей обыденной риторике потерю значения - поэтому было удобнее для практики фактического словоупотребления такие случаи приравнять к потере смысла. Формально следует признать, что позитивистская процедура приравнивания отсутствия значения к отсутствию смысла ничем не отличается от метафизической процедуры установления тождества между значением и смыслом (или установления постоянной ссылки денотата на свой концепт).

Уже упоминаемое слово Платона «гиперурания» - типичный пример трансгрессивного знака, денотат которого нарушает границы языка, а десигнат являет собой противоречивый смысл. Собственно сам термин призван обозначить некую метафизическую локальность для идей. Обозначить то, что осмыслено каким-то иным путем, нежели чем размещение этого знака в фактическом языке, которому он (знак) противоречит. Обозначить - то есть зафиксировать в языке ссылку на значение, которая выразит, оформит смысл. Таким образом, появившийся знак станет пригодным для использования в языке - задействованным в мышлении. Выходит, ссылка на значение имеется, но самого значения нет, потому что нет ни возможных протокольных предложений, из которых может быть выведена «гиперурания», ни эмпирических условий истинности для «гипе-рурании».

Случай применения трансгрессивного знака можно оправдать, интерпретируя его семантическую структуру как редуцированную: денотат полностью ссылается на свой концепт, тождественен ему. Примером трансгрессивного знака с ярко выраженной редуцированной структурой является интерпретируемое Хайдеггером слово «ничто». Его разработка вопроса о «ничто», пожалуй, символизирует собой способ выяснения значений всех трансгрессивных знаков - метафизических понятий. Пер-

вым делом Хайдеггер задействует «ничто» в протокольном вопросе фактического языка: «Что такое Ничто?», «Что есть Ничто?». Выясняется: 1) мы подменяем «ничто» на «нечто», от чего «ничто» абсолютно отлично; 2) вопрос, заданный вроде бы средствами легитимного естественного языка, сам себя лишает собственного предмета. Карнап сравнил формулирование такого вопроса с предложением «Цезарь есть и» [Карнап, 1998] - то есть с неадекватным использованием частей речи. Хайдеггер отмечает, что о «Ничто» мы постоянно говорим - используем в языке -пусть грамматически и синтаксически верно, но совершенно бездумно. Он переформулирует вопрос о «ничто» следующим образом: не «где мы сталкиваемся с Ничто?», а «как Ничто обнаруживает себя?». Ответ: «Ничто впервые ставит наше бытие перед сущим как таковым» [Хайдеггер, 1993]. То есть, Ничто есть условие возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия. Как выразился Хайдеггер, этот ответ имеет смысл только тогда, когда вопрос о Ничто продолжает для нас стоять. Если для нас неприемлемо или незнакомо измененное трансгрессивное состояние философского языка, то и «ничто» для нас будет формой отрицания или местоимением. О чем-то подобном говорит и Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате»: «Эту книгу, пожалуй, поймет лишь тот, кто уже сам продумывал мысли, выраженные в ней, или весьма похожие» [Витгенштейн, 1994].

Изменение языка для Хайдеггера - это манифестация готовности продолжать ставить вопросы именно в философском ключе, а не в режиме нормального рассуждения и аргументации. «Философия сама есть только, когда мы философствуем. Философия есть философствование» [Хайдеггер, 1993, с.329]. В этой фразе манера тавтологично изъясняться останавливает нас в попытках выразить философию через язык, имеющий фактическое употребление. Ведь язык, измененный фактом - это иное, нежели чем язык, измененный философией.

В заключение можно сказать, что рассматриваемую здесь проблему наиболее удачно обнаруживает противостояние концепций, предлагающих различные основания философии языка и выраженных в следующих установках: 1) Л. Витгенштейн: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать» и 2) М. Хайдеггер: «Допустить сказать себе то, что достойно мысли, значит - мыслить» [там же, с. 312]. Первая установка строит философию языка как универсальный корректор мышления. Конструктив этой позиции следующий: в действительности невозможно осмыслить то, что невыразимо средствами естественного языка. А невыразимы концептуальные семантические идеи о связи языка и мира. Это значит также и то, что никакая деструкция знака с целью выяснения способа ссылки на денотат невозможна: знак либо ссылается на денотат, либо он пуст. В таких условиях говорящий субъект, кто бы он ни был - Хайдеггер или эти-

мология - просто не сможет изменить то, что уже кодифицировано в языке, а тем более - внедрять в этот код нечто свое. Что касается установки Хайдеггера, то она, наоборот, призывает к концептуальному постижению сущности, и сущности языка в первую очередь. «Чтобы следовать мыслью за существом языка, говорить ему вслед свойственное ему, требуется изменение языка»... [там же, с. 272] Познавательные цели Хайдеггера настолько радикальны, что он предлагает менять отношение к языку таким образом, чтобы позволить языку стать свидетелем раскрытия бытия: язык получает слово («говорит», т.е. семантические идеи выразимы) и это делает сущее понятным. Радикальность позиции Витгенштейна (периода «Логико-философского трактата») иная, она состоит в том, что, по его мнению, язык уже находится в таком состоянии.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Барт Р. Мифологии. М., 2000.

2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы. - М.: Гнозис, 1994.

3. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка. // Аналитическая философия: становление и развитие. - М.: ДИК, 1998.

4. Платон. Федр // Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1993.

5. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика, вып. 8, - М., 1977.

6. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993.

APPLIKATION OF NON-DENOTING SINGS IN PHILOSOPHIC

LANGUAGE

E.V. VOLOSHIN

Department of Ontology and Epistemology,

Faculty of Humanities and Social Sciences,

Russian Peoples’ Friendship University 117198 Russia, Moscow,

Miklucho-Maklay Str., 10 a

Author of this article considers the special type of conceptual signs which compose a paradoxical semantics of the philosophic language. Wittgenstein’s and Heidegger’s famous conceptions of the philosophy of language are compared in this article for clearing up a status of significance in non-denoting (transgress) signs. The main theme of the following analysis is also the interpretation of the relationship of significance and sense connected in transgress sign.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.