Научная статья на тему 'О прикладных методах исследования конкурентоспособности региональной экономики'

О прикладных методах исследования конкурентоспособности региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / РЕЙТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алещенко Виталий Викторович

Статья посвящена критическому анализу современных подходов к исследованию конкурентоспособности экономики на региональном уровне. Анализируются прикладные методики, предназначенные для целей стратегического управления региональным развитием в органах государственной власти и бизнес-среде. Даются рекомендации по совершенствованию вопросов методологии исследования региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алещенко Виталий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О прикладных методах исследования конкурентоспособности региональной экономики»

да, необходимо подчеркнуть, что наличие миграционных потоков характерных для современного периода сложно остановить. Возможности регулирования миграционных процессов путем квотных механизмов требуют дополнительной доработки. В качестве таковых предлагается использовать квалификационные характеристики мигрантов. Целесообразно привлечение соотечественников

и максимально эффективное использование местных соискателей на рынке труда для создания комфортных условий жизнедеятельности в границах государства. Основополагающим компонентом для дальнейшего успешного развития миграционной политики признается самосознание граждан и соотечественников, для которых и существует страна.

Мария Евгеньевна Барсукова -

нистрация г. Иркутска.

соискатель, помощник депутата, адми-

Статья поступила в редакцию: 18 декабря 2012 г.

©М. Е. Барсукова, 2012

УДК 332.02

о прикладных методах исследования

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛьНОЙ ЭКОНОМИКИ

В. В. Алещенко

Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН

Статья посвящена критическому анализу современных подходов к исследованию конкурентоспособности экономики на региональном уровне. Анализируются прикладные методики, предназначенные для целей стратегического управления региональным развитием в органах государственной власти и бизнес-среде. Даются рекомендации по совершенствованию вопросов методологии исследования региональной экономики.

Ключевые слова: методология исследования, конкурентоспособность экономики, региональное развитие, инвестиционная привлекательность, рейтинг

Вопросы конкурентоспособности регионального развития давно перешли из научно-теоретической среды в сферу практического управления. Федеральная, региональная и даже муниципальная исполнительная власть регулярно участвует в разнообразных рэнкингах, листингах и прочих новомодных состязаниях на предмет, «у кого лучше» инвестиционный климат (условия для ведения бизнеса). Между тем истинным заказчиком подобного рода исследований всегда выступает бизнес. Причем, главным образом, крупный и часто транснациональный. Тот самый, который, в том числе и на основании подобных рейтингов, выбирает площадки под свои инвестиционные проекты. Таким образом, и для органов государс-

твенного управления участие в подобного рода исследованиях имеют вполне прагматическую задачу: привлечь как можно больше инвестиций (то есть получить новые рабочие места, налоги и т. д.). Целью настоящей работы является анализ существующих методик оценки потенциала субъектов РФ на предмет источников регионального развития. В число анализируемых исследований вошли публичные (находящиеся в открытом доступе в сети Internet) методики, в которых способность к развитию (конкурентоспособность) региональной экономики сопрягается с выставлением сравнительных региональных рейтинговых оценок по той или иной совокупности критериальных параметров.

В первую очередь стоит отметить, что органы власти (как федерального, так и регионального уровня) не используют понятие «конкурентоспособность региона». Так, Министерство экономического развития РФ, определяя порядок разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, осуществляет сбор и анализ показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также показателей, характеризующих проведение социально-экономических реформ и эффективность работы региональных органов исполнительной власти1. На этой основе рассчитываются интегральные оценки различных аспектов уровня социально-экономического развития регионов. При этом используются, главным образом, данные федеральных и региональных исполнительных органов власти. В принципе, это вполне объяснимо, учитывая проводимую государством региональную политику: нет необходимости ранжировать регионы по уровню возможности их развития, так как в рамках концепции «конкурентного федерализма» эта информация не является инструментом для принятия решений. Фактически, проводится только мониторинг реального положения в региональной экономике и прогнозные показатели, а не выявляются и оцениваются возможности развития.

С этой точки зрения более близкой к рассматриваемому понятию «конкурентоспособность» является категория «инвестиционная привлекательность». Самым используемым среди данных рейтингов является ежегодное аналитическое исследование «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России», которое с 1996 г. публикует рейтинговое агентство «Эксперт РА»2. Исследование направлено на сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов федерации и выработку предложений для дальнейшей деятельности региональных властей по улучшению своей инвестиционной привлекательности.

Методика рейтингового агентства «Эксперт РА» использует две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск регионов России. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно реализовывать здесь бизнес-проекты.

Инвестиционный потенциал региона - количественная характеристика, которая складывается из девяти групп показателей:

• природно-ресурсный (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

• трудовой (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);

• производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

• инновационный (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);

• институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

• инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);

• финансовый (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);

• потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

• туристический (наличие мест посещения туристами и отдыхающими, а также мест развлечения и размещения для них).

Инвестиционный риск - качественная характеристика, включающая в себя семь видов риска:

• экономический (тенденции в экономическом развитии региона);

• финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);

• социальный (уровень социальной напряженности);

• экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

• криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, экономической преступности и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков);

• законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства). При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно;

1 Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 14 декабря 2012 года. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ. - http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/ monitoring/doc20121218_01 (дата обращения 18.12.2012).

2 Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России [Электронный ресурс]. // Эксперт РА. - URL: http://www. raexpert.ru/ratings/regions/ (дата обращения 13.11.2012).

• управленческий (качество управления бюджетом, наличие программно-целевых документов, степень развитости системы управления, уровень младенческой смертности как интегральный показатель результатов социальной сферы).

Информационной базой для составления рейтинга являются данные Росстата, федеральных и региональных органов исполнительной власти. Опросы проводятся среди экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий.

Результатом рейтингования является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на 12 групп. Результаты последних исследований оказываются чрезвычайно любопытными. Согласно результатам рейтинга инвестиционной привлекательности 2010 - 2011 гг. наиболее уязвимыми к росту рисков оказались регионы, традиционно лидирующие по масштабу инвестиционного потенциала. В то же время, фактором успеха в большинстве случаев стали не масштабные прорывы, а предотвращение серьезных провалов в социально-экономическом положении региона. Анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что в конкурентной борьбе за привлечение инвестиций все чаще побеждают некрупные регионы, диверсифицированные за счет развития несырьевых отраслей промышленности и агропромышленного сектора.

Таким образом, с точки зрения обозначенных факторов конкурентоспособности региональной экономики в период после кризиса 2008 г. можно наблюдать новый тренд. Если недавно наличие крупных сырьевых месторождений или развитой (чаще всего построенной еще во времена СССР) промышленной базы гарантировало региону внимание со стороны инвесторов, то в кризис ситуация кардинально поменялась. Сегодня инвестиционный потенциал для регионального развития формируют реальный прогресс в диверсификации экономики, социальная стабильность, низкие криминальные риски. В свою очередь крупные инвестиции в экономикообразующие проекты чреваты высокими рисками в условиях глобальной финансовой нестабильности и неопределенности потребительских предпочтений и могут впоследствии послужить тормозом, а не источником регионального экономического развития (например, регион получит большую безработицу вместо большой занятости и т. п.).

Вместе с тем очевидно, что данная методика, с одной стороны, анализирует тренды развития региональной экономики с точки зрения его

привлекательности для мобильного капитала и выявляет «слабые стороны», с другой стороны, не ориентирована на возможности развития «за счет внутренних источников», не оценивает уровень и характер деловой активности, не отражает показателей развития малого бизнеса и т. д.

В этом отношении более совершенным является рейтинг этого же агентства «Предпринимательский климат в российских городах»»3, базирующийся в своих концептуальных основах на методике составления рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (правда, единственный раз рейтингование проводилось в 2003 г.). Исследование предпринимательского климата было проведено среди 108 российских городов: 84 центра субъектов федерации и 24 самых крупных промышленных субрегиональных центров с населением более 200 тыс. человек. Основными информационными источниками являются данные паспортов городов Госкомстата РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Центробанка РФ, правовой базы данных «Консультант Плюс-Регионы».

Предпринимательский климат города - комплексная характеристика предпринимательской деятельности на городской территории, которая включает в себя две основные группы показателей:

а) условия ведения бизнеса (транспортная доступность города, социально-политическая стабильность, законодательные условия ведения бизнеса, уровень развития телекоммуникаций, уровень развития бизнес-инфраструктуры, уровень жизни населения);

б) результаты (интенсивность) развития бизнеса (степень развития институтов рыночной экономики; интенсивность инвестиционных процессов).

Так, город Омск занял 23 рейтинговое место и был отнесен к категории С+ (условия для ведения бизнеса достаточно благоприятные, но предприниматели и инвесторы в недостаточной степени используют имеющиеся предпосылки ведения бизнеса).

Однако в качестве ограничений использования предложенной методики следует указать на недостаточное количество используемых данных. Так, согласно итогам рейтинга городам следует либо развивать институты, либо активнее привлекать инвестиции. Кроме того, методика ориентирована исключительно на оценку привлекательности региона с точки зрения «внешних» инвесторов и никак не может учитывать вклад в экономику региона сельских муниципальных районов.

3 Предпринимательский климат в российских городах [Электронный ресурс]. (дата обращения 11.12.2012).

- URL: http://www.raexpert.ru/ratings/towns/

Журнал «Форбс» составляет рейтинг привлекательности региона с точки зрения бизнес-интересов крупных игроков4. При составлении списка не учитываются Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области (как резко выбивающиеся за счет федерального ресурса из «списка равных»), а также регионы Северного Кавказа (из-за невозможности объективно оценить уровень безопасности). В качестве источников информации были использованы материалы Росстата, Федерального казначейства, региональных и городских администраций.

Регионы были ранжированы по 15 параметрам, разбитым на шесть групп:

1. Социально-демографические характеристики: численность населения, образование, уровень преступности.

2. Обеспеченность населения: доходы населения, рассчитанные через объем поступления в бюджет подоходного налога, и оборот розничной торговли.

3. Деловой климат: развитие малого бизнеса (учитывается объем сборов налогов на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения), терпимость властей к сторонним инвесторам (учитывается уровень проникновения федеральных девелоперов и торговых сетей), инвестиции в основной капитал.

4. Экономическое положение: валовой региональный продукт, количество отделений крупнейших частных банков (этот показатель косвенно отражает спрос на финансовые услуги).

5. Инфраструктура: наличие международного аэропорта, плотность дорог с твердым покрытием.

6. Комфортность: количество гостиниц уровня три звезды и выше в столице региона и крупных городах, время в пути от Москвы, развитие общепита.

Стоит отметить, что данная методика предназначена для практического применения: параметры показателей рассчитаны исходя из интересов инвесторов, намеревающихся открыть розничный или иной сетевой бизнес, ориентированный на удовлетворение потребностей населения. Поэтому, с одной стороны, он охватывает основные макроэкономические показатели региона и использует «официальную статистику», с другой - учитывает местную специфику и опирается на субъективное мнение экспертов-практиков. В качестве недостатков назовем узкий набор показателей и использование группы пока-

зателей «уровень комфортности принятия решения». Кроме того, методика также не обращается к сельским муниципальным районам, фактически являясь рейтингом городов.

Очень интересной выглядит попытка отечественной компании «Бауман Инновейшн», которая использовала подход Всемирного экономического форума для оценки конкурентоспособности стран, адаптируя его для использования при оценке конкурентоспособности на региональном уровне5. Это позволило не только сравнивать конкурентоспособность российских регионов между собой, но и проводить для регионов международные сопоставления (компания собирает и подготавливает данные от российской стороны для рейтинга национальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума).

Анализ конкурентоспособности основан на использовании общедоступных статистических данных и результатов опроса первых лиц компаний - лидеров бизнеса (в России опрос был проведен среди 4 тыс. руководителей). Статданные объединены в две группы: оценка конкурентоспособности компаний и оценка качества бизнес-климата. Первая группа показателей характеризует способность компаний, работающих на региональном рынке, конкурировать на российском и международном рынках и включает такие факторы, как совершенство производственных процессов, развитость международной дистрибуции, инвестиции в научные исследования, разработки и обучение персонала и др. Вторая группа показателей отражает условия для развития кластеров: человеческие ресурсы и образование, качество инфраструктуры, доступность финансирования, качество государственного управления в регионе и т. п.

Однако рейтинг составлялся лишь однажды (в 2008 г.) и был неполным (в него вошли только 38 субъектов РФ). Кроме того, не учитывались факторы макроэкономической конкурентоспособности, сильно влияющие на объективность оценки межстранового сопоставления регионов. Вместе с тем данная методика делает определенный шаг вперед, рассматривая региональную конкурентоспособность как набор условий для существования и развития любого бизнеса в регионе: с опорой на внутреннюю и внешнюю предпринимательскую инициативу.

Пожалуй, самой «подробной» и в то же время комплексной из существующих методик является разработанный в 2008 г. консалтинговой компанией «Институт региональной политики»

4 Рейтинг привлекательности региона [Электронный ресурс] // Forbs. - URL: http://www.forbes.ru/ekonomika/vlast/68531-kak-schitalsya-reiting (дата обращения 24.11.2012).

5 Конкурентоспособность российских регионов. [Электронный ресурс] // Бауман Инновейшн. - URL: http://www.compet. ru/company.html (дата обращения 18.11.2012).

рейтинг конкурентоспособности российских регионов (рейтинг ШРЕХ)6.

Результаты оценки конкурентоспособности регионов представляются в виде сложносостав-ного рейтинга, который составлялся на основе 130 факторов, включающих объективно и субъективно оцениваемые показатели. Часть из них получена из официальных источников (данных федеральных служб по статистике, тарифам, налогам), часть - путем социологических опросов (более 35 тыс. человек в 83 регионах страны). Помимо основных показателей (валовой региональный продукт, динамика производства, инвестиции в основной капитал, доходы населения), которые отслеживает Росстат, отражены данные и других ведомств, например, ФНС (собираемость налогов) и Роснедвижимости (стоимость земли).

Статистику дополняют эксперты: при помощи организации «Опора России» оценивался уровень коррупции в регионах, а проанализировать возможные проблемы в межнациональных отношениях ИРП позволил индекс национальной толерантности Института этнологии и антропологии РАН. Социологические индексы были составлены исследовательской группой ЦИРКОН на основе данных фонда «Общественное мнение». Среди них особенно интересен индекс социального самочувствия, основанный на оценке гражданами текущей ситуации в регионе, самооценке материального положения и общем ощущении удовлетворенности жизнью.

Степень влияния каждого из 130 показателей на конкурентоспособность территории определили эксперты в области региональной политики, специалисты Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ и Администрации Президента РФ.

Итоговый рейтинг каждого региона включает три параметра. Первый - уровень конкурентоспособности региона - отранжирован по трехбалльной шкале (АВС). Второй - устойчивость развития региона - отранжирован по четырехбалльной шкале (АВСD). Третий - определение на основе ФЭСТ-модели доминирующего фактора для развития данного региона (Ф - финансовый, Э - экономический, С - социальный, Т - территориальный).

Безусловным «плюсом» предлагаемого подхода является то, что под конкурентоспособностью региона понимается возможность и способность региона создать условия для устойчивого развития, понимаемого как экономический рост «в сопровождении» благоприятной окружающей среды и повышении качества жизни населения. Други-

ми словами, признается, что регионы, во-первых, конкурируют за мобильный капитал. Поэтому является важным бизнес-климат, качество предпринимательской среды, деловая активность населения, развитие финансово-кредитной инфраструктуры, наличие трудовых ресурсов, развитость региональных институтов развития (прозрачные правила доступа к региональному бюджету, наличие в регионе алгоритмов поддержки инвестиций, уровень коррупции при принятии инвестиционных решений, наличие особых экономических зон, технопарков и т. п.). Но, с другой стороны, регионы конкурируют (что сегодня чрезвычайно важно) за мобильные трудовые ресурсы. И здесь важно качество городской среды, экология, развитость социальной инфраструктуры, то есть совершенно другие факторы. В-третьих, регионы конкурируют еще и за туристов, а это уже совершенно другие параметры (например, авторы рейтинга оценивали совокупную стоимость билета, проживания в гостинице, средний счет в пунктах общественного питания и т. д.). Таким образом, признается, что инвестиционная привлекательность может являться базовой, но не единственной характеристикой регионального развития. Существует еще много других факторов, которыми тоже можно эффективно управлять (если они являются конкурентными преимуществами), либо, наоборот, постараться их нивелировать (если они являются конкурентными недостатками).

Важным является и другой аспект: для стратегического управления конкурентными преимуществами регионов необходимо понимание и динамической составляющей: нужен анализ не только нынешней ситуации, но и возможностей регионального развития. Другими словами, чтобы методика региональной конкурентоспособности стала инструментом системы стратегического управления регионами, она должна уметь показывать, насколько заложенные сегодня тренды обеспечат рост или хотя бы сохранение текущего положения региона в будущем.

Недостатки предлагаемой методики оценки конкурентоспособности региональной экономики те же: «неиспользование» возможностей сельских муниципальных образований и «недостаточное внимание» малому и среднему бизнесу, что является важными факторами при исследовании конкурентоспособности региональной экономики.

Из зарубежных аналогов, используемых в России, можно отметить рейтинги рейтинговых агентств Moody's, S&P и Fitch, однако они оценивают лишь платежеспособность местных бюджетов.

6 Рейтинг конкурентоспособности российских регионов. [Электронный ресурс] // Институт региональной политики. - URL: http://www.irpgroup.ru/ (дата обращения 28.11.2012).

В целом проведенный анализ показывает актуальность исследования вопросов конкурентоспособности региональной экономики. С одной стороны, возможности развития территории в современных условиях сместились на уровень регионов. С другой стороны, каждый регион, обладая набором определенных преимуществ и недостатков, вынужден конкурировать с другими субъектами РФ за мобильный капитал, мобильную рабочую силу, федеральные ресурсы и т. п. В то же время существующие методики оценки возможностей регионального развития

несовершенны, требуют изменения (дополнения и расширения) в силу целого комплекса причин: они слабо используют возможности «внутренней» предпринимательской активности региона, весьма ограничены в период экономической нестабильности, не ориентированы на потребности малого бизнеса и перспективы развития сельских муниципальных округов. Вопросы совершенствования методических подходов к исследованию конкурентоспособности региональной экономики являются предметом последующих научных изысканий.

Алещенко Виталий Викторович - кандидат экономических наук, стар- Статья поступила в редакцию

ший научный сотрудник Омской экономической лаборатории Института 10 декабря 2012 г.

экономики и организации промышленного производства СО РАН

©В. В. Алещенко, 2012

УДК 65.012

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С. Н. Апенько

ФГБОУВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

Представлена сущность проектно-ориентированного управления, основные условия его применения. Проведен анализ особенностей, тенденций и проблем внедрения управления проектами в Омском регионе. Изложены результаты анкетного опроса на омских предприятиях, применяющих проектное управление.

Ключевые слова: проект, проектно-ориентированное управление, менеджер проектов.

Подавляющее большинство зарубежных и российских предприятий, организаций и учреждений разрабатывают и внедряют различные проекты. Гораздо меньше организаций эффективно управляют проектами, еще меньше - перешли к проектно-ориентированному управлению.

Проектно-ориентированное управление - это особая форма менеджмента и практика использования специализированных управленческих структур, технологий, методов для успешной реализации деятельности, организованной в виде монопроектов, программ, портфелей проектов, мультипроектов.

Основные условия для обращения предприятия к проектно-ориентированному управлению:

- организация деятельности в виде проектов;

- использование инструментов управления проектами;

- использования особой структуры и особых механизмов управления множеством проектов.

Для развития практики использования проектного менеджмента необходимо осознать, что наличие проектов не тождественно управлению проектами, а управление проектами не тождественно проектно-ориентированному управлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.