Научная статья на тему 'О причинах мирового финансового кризиса и его последствиях для российской экономики'

О причинах мирового финансового кризиса и его последствиях для российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ АКТИВОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеничников Владислав Владимирович, Бабкин Александр Васильевич, Бичева Елена Евгеньевна

Статья посвящена причинам возникновения мирового финансового кризиса, как следствия банковского кризиса в США, и его влиянии на экономику России. Сформулирована позиция авторов по вопросам усиления государственного вмешательства в экономику в целях стимулирования экономического роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers reasons of world financial crisis origination, as a result of banking crisis in the USA, and its influence on Russian economy. Authors state their position on necessity to increase governmental interventions into economy in order to stimulate economic growth

Текст научной работы на тему «О причинах мирового финансового кризиса и его последствиях для российской экономики»

-►

Теоретические основы экономики и управления

УДК 338.124.4

Пшеничников В.В., Бабкин А.В., Бичева Е.Е.

О причинах мирового финансового кризиса и его последствиях для российской экономики

За последние сто лет развития человеческой цивилизации страницы мировой истории пополнились опытом противостояния капиталистического и социалистического способов производства, ведения мировых войн, преодоления экономических кризисов. Последние стали возникать с завидной частотой, что даже породило теорию волн (циклов) экономического развития. Современные взгляды на причины возникновения и последствия экономических кризисов разнятся ровно настолько, насколько ощутимы потери и изменения в социально-экономическом положении различных слоев общества. Если одни теряют на кризисе лишь в стоимости своих вложений в те или иные виды активов, то другие теряют возможность простого воспроизводства собственной рабочей силы. В силу этого соотношение объективных и субъективных причин возникновения кризисных явлений в экономике также имеет высокую волатильность во мнениях среди представителей различных слоев населения.

Не претендуя на какой-либо весомый статус, нам бы хотелось озвучить собственную позицию о причинах возникновения нынешнего мирового финансового кризиса и его последствиях на базе краткого исторического экскурса событий, его породивших.

Под финансовым кризисом принято понимать кризис на одном или нескольких сегментах финансового рынка. Мировой финансовый кризис охватывает соответственно финансовые рынки большинства стран мира, начавшись в какой-либо одной стране и экспортируемый в другие страны. Как правило, финансовый кризис порождается кризисами в отдельных секторах финансового рынка страны - кризисом внешней задолженности, валютным кризисом, банковским кризисом.

Кризис внешней задолженности (или долговой) - это ситуация, при которой страна не в состоянии обслуживать государственный и/или корпоративный внешний долг.

Валютный кризис — это ситуация на ва -лютном рынке, когда спекулятивная атака на обменный курс приводит к девальвации (или резкому обесценению) валюты либо заставляет денежные власти для защиты национальной валюты в значительном объеме расходовать международные резервы или резко поднимать процентные ставки. В эмпирических исследованиях используется концепция так называемого "спекулятивного давления", созданная еще в 1970-х гг. Согласно этой концепции валютный кризис, равно как и спекулятивная атака, определяется как период, когда спекулятивное давление на валютном рынке достигает критических значений. Спекулятивное давление на валютном рынке можно измерить с помощью средневзвешенного индекса, включающего переменные номинального валютного курса, потерю иностранных резервов и изменение процентных ставок. Индекс был впервые предложен в 1996 г. группой экономистов, состоящей из Б. Айхенгрина, Э. Роуза и Ч. Выплоша. Главное преимущество взвешенного индекса состоит в том, что он тонко определяет ситуацию на рынке. Связанная с валютным кризисом спекулятивная атака может закончиться как успехом, так и провалом. В случае успеха спекулянтов ситуация уже носит название "валютного краха", т.е. происходит значительное номинальное обесценение или девальвация внутренней валюты. Дж. Франкель и Э. Роуз предлагают использовать при определении валютного краха порог обесценения в 25 % в год.

Опираясь на эти операционные критерии, эксперты МВФ подсчитали, что с 1975 по 1997 гг. в мире наблюдалось 158 эпизодов значительного спекулятивного давления на валютном рынке, 55 из которых закончились валютным крахом. Другие исследователи с учетом различий в выборке получили приблизительно схожие результаты. Например, Г. Камински и К. Рейнхард обнаружили, что в 1970-1995 гг. двадцать стран пережили 71

кризис, а уже упомянутые Б. Айхенгрин, Э. Роуз и Ч. Выплош в двадцати промышленно развитых странах насчитали 77 кризисов.

Банковский кризис можно описать, опираясь, как минимум, на три определения, предлагаемые МВФ, Институтом международной экономики и Всемирным банком.

За последние тридцать лет в мире произошло множество банковских кризисов. Согласно статистике Всемирного банка с конца 1970-х гг. по 2003 г. системный кризис, затронувший все или почти все национальные банки, возникал 117 раз, а локальный кризис, от которого пострадала небольшая группа банков, - 51 раз [3].

Во многих случаях банковский, долговой и валютный кризисы переплетаются между собой, как это произошло во время азиатского кризиса 1997-1998 гг. и мексиканского кризиса 1994-1995 гг. Кризис механизма обменных курсов в Европе в 1992-1993 гг. обычно считают валютным, несмотря на то, что в скандинавских странах он привел к национализации банковской системы.

Кроме того, один тип кризиса может запускать другой тип кризиса. Банковский кризис нередко предшествует валютному, особенно в развивающихся странах, что случилось, например, в Турции и Венесуэле в середине 1990-х гг. Проблемы банковского сектора также могут инициировать долговой кризис, как в Аргентине и Чили 1981-1982 гг. И наоборот, кризис внешней задолженности способен подорвать устойчивость банков, что наблюдалось в 1982 г. в Колумбии, Мексике, Перу и Уругвае. Тем не менее, предшествование одного

кризиса другому может и не означать причинно-следственную связь между ними. Например, когда финансовый сектор подвержен недостаточному надзору и регулированию, слабость банковской системы часто обнаруживается только после обострения общих проблем - бегство от национальной валюты вынуждает пристальнее изучать состояние внутренних институтов. Такая ситуация была весьма характерна для азиатского кризиса 1997-1998 гг. По этой причине, хотя Анализ банковского и долгового кризисов обычно не входит составной частью в анализ валютного кризиса, они считаются косвенно связанными между собой.

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что главной причиной нынешнего мирового финансового кризиса стала ситуация, сложившаяся в банковской системе США. Остановимся на ней более подробно. Начавшийся в середине 1980-ых гг. ХХ века бум ипотечного и потребительского кредитования привел к значительной нехватке кредитных ресурсов у банковских учреждений США. Перспективы увеличения доходов в форме процентов за кредит побудило банки к поиску новых более надежных менее дорогостоящих и имеющих долгосрочный характер ресурсов. Опираясь на одно из ключевых положений капиталотворческой теории кредита, согласно которому активные операции банка первичны по отношению к пассивным, банки стали практиковать увеличение ресурсной базы путем секьюритизации активов.

При секьюритизации банк откладывает часть доходных активов, таких, как ипотечные или потребительские ссуды, и продает выпущенные под

Таблица 1

Основные определения банковского кризиса

Организация Предлагаемое определение банковского кризиса

МВФ Банковский кризис представляет собой ситуацию, в которой фактическая или потенциальная банковская паника либо рыночный "провал" побуждают банки приостановить внутреннюю обратимость своих обязательств или Правительство к вмешательству для предотвращения дестабилизации в банковской системе.

Институт международной экономики (Вашингтон) Банковский кризис характеризуется резким и быстрым ультрациклическим ухудшением всех или почти всех групп финансовых индикаторов: краткосрочных процентных ставок, цен на активы (акции, облигации, недвижимость), платежеспособности корпоративных заемщиков и банкротства финансовых учреждений.

Всемирный банк Банковский кризис возникает в ситуации, в которой большая группа финансовых учреждений имеет обязательства, превышающие рыночную стоимость активов, что ведет к сдвигам в инвестиционных портфелях или бегству вкладчиков, а в дальнейшем к краху финансовых учреждений и/или вмешательству Правительства.

них ценные бумаги (финансовые требования) на открытом рынке. По мере оплаты этих активов (например, когда должники оплачивают основную сумму долга и начисленный процент) поток дохода устремляется к держателям ценных бумаг. Другими словами, банковские займы трансформируются в свободно продаваемые на фондовом рынке ценные бумаги.

Банк, со своей стороны, возвращает денежные средства, затраченные на приобретение активов, и использует новые средства для предоставления новых займов или для покрытия операционных расходов. В сущности, секьюритизация - это процесс превращения неликвидных займов в ликвидные активы. Более того, в ходе этого процесса банк может получать дополнительную прибыль в виде комиссионных за обслуживание пакетов активов. Обычно секьюритизация означает контроль за выплатой заемщиками своих долгов, сбор неустоек и создание достаточного запаса средств для защиты держателей ценных бумаг, выпущенных под эти займы. Банк, продолжая выполнять операции по любым вложенным активам, может извлекать их из своего баланса, снижая тем самым риск убытков в случае, если займы не оплачиваются, процентная ставка становится ниже номинальной. Банк также может получать дополнительные доходы от разницы между процентными ставками секьюритизации активов и выплатами акционерам. Более того, при этом могут быть снижены налоги вследствие подлежащих вычету издержек при секьююритизации. Активы, пакетированные в целях обеспечения выпущенных ценных бумаг, должны быть однородны по качеству и целям, и обладать инвестиционными свойствами (такими, как высокие доходы или легкая обращаемость на рынке), что привлекает инвесторов.

Например, в октябре 1986 г. "Ферст Бостон" - одна из крупнейших в мире инвестиционных банковских фирм - заявила о своем намерении продать на 3,2 млрд. долл. ценных бумаг, обеспеченных автомобильными займами, выпущенными "Дженерал моторс эксертэнс корпорейшн" (GMAC). Характерной особенностью такой операции являлась двухъярусная структура выпускаемых ценных бумаг, состоящих из комбинации кратко-, средне- и долгосрочных облигаций, каждая с различным приоритетом претензий к доходу от пакетированных автомобильных займов (обозначенных CARS, или сертификаты автомобильных дебиторов). Филиал "Ферст Бостон" фактически владел этими займами после продажи их GMAC; таким образом, инвесторы, обладающие

соответствующими облигациями, не могли взыскивать ни с "Ферст Бостон", ни с ОМАС в случае невыполнения обязательств по некоторым из этих займов. Однако ОМАС обещала перекупить до 5 % любых обесцененных займов [5].

Другим наглядным примером секьюритизации займов является рынок дисконтных долговых обязательств, выпускаемых слабо развитыми странами и объединенных в еврозаймы. Такие международные займы, выдаваемые, главным образом, правительствам и многонациональным компаниям, часто не оплачиваются по условиям первоначальной сделки. Более того, во многих случаях секьюритизация происходит в неблагоприятных условиях, приводящих к убыткам для банков, наиболее часто при выдаче энергетических, сельскохозяйственных ссуд и ссуд под недвижимость. В связи с этим банки видят в секьюритизации способ "очистки" своих портфелей. Имея в своих бухгалтерских книгах меньшее количество записей о рискованных и безнадежных займах, банк выглядит сильнее в финансовом отношении и может снизить свои затраты по займам. Еще более важным является то, что секьюритизация повышает ликвидность и диверсификацию портфеля займов и может быть использована для снижения процентного риска, поскольку позволяет увязывать между собой сроки платежей по банковским активам и обязательствам.

Концепция секьюритизации возникла в 1970 г., когда правительственная организация - Государственная национальная ассоциация ипотечного кредита (СИМА, или GimieMae) - выдвинула программу по выпуску ценных бумаг, обеспеченных закладными под недвижимость, с использованием страхования резидентных ипотечных ссуд Федеральным управлением жилищного строительства США (ГНА-УА) для поддержки жилищного строительства. В последнее время коммерческие закладные под недвижимость тоже стали подвергаться секьюритизации.

В США ценные бумаги, обеспеченные займами, выпускались в противовес все более растущему числу займов, таких, как коммерческие и резидентные закладные под недвижимость, займы малого бизнеса, закладные под "дома на колесах", дебиторские кредитные карточки, аренда грузовиков, автомобильные займы и аренда компьютеров. Например, в марте 1990 г компания "Ситикорп" выбросила на рынок на 1,4 млрд. долл. ценных бумаг, обеспеченных займами по кредитным карточкам, что сделало этот рынок одним из самых быстрорастущих рынков ценных бумаг. К 1991 г. фактически было выпущено ценных бумаг, обеспеченных такими займами, на сумму 51

млрд. долл. Среди других ведущих банков, выпустивших ценные бумаги, обеспеченные кредитными карточками, - "Кемикл бэнк", "Секьюрити пасифик", "Ферст нэшнл бэнк оф Чикаго" и "Бэнк оф Америка". К концу 80-х годов рынок получил новое развитие, когда банки стали помогать своим корпоративным клиентам трансформировать в ценные бумаги кредитные и арендные счета дебиторов и выпускать коммерческие бумаги, обеспеченные активами, чтобы предоставить этим клиентам дешевые и надежные источники формирования средств. Банки часто получают прибыль в виде комиссионных за помощь своим клиентам, гарантируя выпуск этих бумаг.

Секыоритизация как источник формирования средств доступна не каждому банку. Исследования последних 20 лет показывают, что минимальная сумма затрат на выпуск ценных бумаг, обеспеченных займами, должна составлять не менее 50 млн. долл. Однако более мелкие банки часто привлекают для этого инвесторов, объединяют свои займы в пакеты или выпускают обеспеченные ими ценные бумаги [5].

Ценные бумаги, обеспеченные займами, очень похожи на обычные облигации, гарантирующие фиксированную процентную ставку, выплачиваемую ежемесячно, ежеквартально и раз в полгода. Эти ценные бумаги представляют собой различные формы укрепления кредита в целях создания у покупателей уверенности в том, что эти инвестиции обладают малым риском. К таким средствам укрепления кредита могли относиться, например, кредитные письма от других финансовых учреждений, гарантирующие выплату по этим ценным бумагам. Кроме того, ценные бумаги, обеспеченные займами, могли быть разделены на группы по степени риска, так что инвесторы по своему усмотрению могли выбирать ту или иную группу риска. Другим распространенным средством укрепления кредита банком, выпускающим ценные бумаги, являлось использование резерва денежной наличности, созданного за счет превышения доходов от займов, трансформированных в ценные бумаги, над процентами, выплаченными акционерам для покрытия обязательств по займам.

Ценные бумаги, обеспеченные займами, выгодны как для инвесторов, их покупающих, так и для финансовых учреждений, их выпускающих, но при этом существует определенный риск. Неожиданно высокий удельный вес займов может привести к тому, что они могут быть не выплачены вопреки ожиданиям, вследствие чего снизятся планируемый поток прибыли, выплаты по основной сумме капитала, а также ожидаемые доходы инвес-

торов. Практика дает свидетельства возрастания риска неплатежа, особенно по потребительской задолженности (кредитные карточки дебиторов и ценные бумаги, обеспеченные закладной под недвижимость). К примеру, сберегательный банк "Чеви чейз" в шт. Мэриленд, выпустив ценные бумаги более чем на 450 млн. долл., столкнулся в 1991 г. со следующей проблемой: уровень неплатежей среди заемщиков по кредитным карточкам достиг 6 %, давая право инвесторам заявить, что они хотели бы досрочно получить полную выплату по своим ценным бумагам, обеспеченным займами, несмотря на их подкрепление гарантийным письмом Швейцарского кредитного банка.

Следует признать, что покупатель ценных бумаг не имеет возможности проанализировать и оценить качество многих займов (иногда исчисляемых тысячами), обеспечивающих эти бумаги. Вместо этого инвестор, финансирующий операции, обеспеченные займами, должен обращать внимание на другие факторы, такие, как репутация банка, выпускающего ценные бумаги. Фактором риска объясняется, почему большая часть займов, использовавшихся до последнего времени в секьюритизации, - это закладные под дома, гарантированные федеральными правительственными службами (такими, как РНА-¥А) или частными гарантами. Фактически многие из этих жилищных займов были гарантированы вдвойне - заем сам по себе гарантирован и, кроме того, федеральные ипотечные службы, такие, как Государственная и Федеральная национальные ассоциации ипотечного кредита (ОЫМА и РЫМА), гарантируют выплату основной суммы долга и начисленных процентов держателям ценных бумаг, обеспеченных такими займами.

Секьюритизация активов характеризуется риском особого рода, называемым риском досрочного платежа. Если основная часть пакетированных займов оплачена досрочно, то это может создать проблему для инвесторов, так как досрочные платежи обычно происходят при падении процентных ставок и, следовательно, инвестор будет вынужден дополнительно инвестировать эти средства на рынке с меньшими доходами.

Этот феномен особенно отчетливо проявился в 1991 г., когда процентные ставки снизились, что вынудило тысячи заемщиков перефинансировать свои закладные под дома и оплатить до срока высокопроцентные закладные, повышая риск досрочной выплаты для инвесторов, владеющих долговыми обязательствами, обеспеченными закладной под недвижимость. Некоторые продавцы ценных бумаг стремились снизить этот риск, гарантируя

покупателям, что все выплаты по кредитам и процентам будут полностью произведены в срок, даже если некоторые из займов погашены досрочно. Другие продавали ценные бумаги, обеспеченные наборами краткосрочных и среднесрочных займов, так что владельцы краткосрочных ценных бумаг были лучше защищены от риска досрочного платежа, а владельцы долгосрочных ценных бумаг получали более высокую ожидаемую прибыль, компенсирующую высокую степень риска досрочного платежа. Например, в 1991 г. автомобильная кредитная компания "Крайслер" (CARCO) предложила инвесторам ценные бумаги, обеспеченные двухлетними автомобильными займами, на 250 млн. долл. и пятилетние долговые обязательства на 750 млн. долл., обеспеченные более долгосрочными автомобильными займами. Долгосрочные долговые обязательства продавались под более высокие проценты, чем краткосрочные [5].

Еще один аспект, связанный с риском секьюри-тизации, заключается в том, что процентные ставки поднимаются до уровня ниже их рыночной стоимости, так как новые ценные бумаги, купленные сегодня, будут обладать большей прибыльностью, чем те, которые были выпущены тогда, когда процентные ставки были ниже. Инвестор, покупающий ценные бумаги у банка, может захотеть продать их, но при этой операции он, скорее всего, понесет существенные убытки, так как рыночная цена ценных бумаг снизилась. Хотя для долговых ценных бумаг в общем верно то, что когда повышаются процентные ставки, возможные убытки инвесторов обычно оказываются выше для ценных бумаг, обеспеченных займами, так как они более чувствительны к процентным изменениям, чем обычные облигации. Когда процентная ставка растет, меньшее число заемщиков будет досрочно оплачивать свои займы, так что инвестирующий в активы, обеспеченные займами, не успевает обеспечить свои средства достаточно быстро для того, чтобы извлечь выгоду из повышения процентной ставки.

Дальнейшее увлечение секьюритизацией активов стало сопровождаться ростом выдаваемых банками США так называемых рисковых кредитов (subprime mortgage). Простые ипотечные кредиты выдавались под ставку LIBOR + максимум 0,5 % годовых. Так что в последние годы ставки традиционных ипотечных займов в США достигали 5-6 %. По рисковой ипотеке они могли доходить до 15 % годовых, причем на их размер влияло лишь финансовое положение заемщика. Компании, выдававшие подобные кредиты, называли свою целевую группу потребителей сленговым акронимом NINJA, кото-

рый расшифровывается как no income, no job, no assets ("нет дохода, нет работы, нет активов"). Поэтому, например, 30-летняя ипотека могла быть разбита на две неравные части: первые три года клиент платит 5 % в год, а последующие двадцать семь - 15 %.

Так, за 2001-2006 годы наблюдался настоящий бум на рынке секьюритизационных ценных бумаг. Объем секьюритизации рисковых ипотечных кредитов в 2006 году вырос до 449 млрд. долларов, то есть на 416 % по сравнению с 2001 годом. На октябрь 2007 года, по данным Criedit Suisse, пришелся пик перехода рисковой ипотеки на более высокую ставку. За этот месяц рост выплат коснулся кредитов объемом около 50 млрд. долларов. Затем вплоть до сентября 2008 года "на повышение" стали ежемесячно переходить ставки по кредитам на сумму около 30 млрд. долларов. Всего за это время удорожание затронуло ипотечные займы объемом около 1 трлн. долларов, которые были предоставлены за предшествующие два-три года [6].

Для экономики РФ мировой финансовый кризис стал причиной не столько финансового, сколько экономического кризиса, охвативший, прежде всего, реальный сектор. Замедление темпов экономического роста стало наблюдаться в IV квартале 2008 года, и пока не остановлено, о чем свидетельствуют официально опубликованные показатели социально-экономического развития РФ за февраль 2009 года [8].

Опираясь на современные реалии, в том числе и приведенные в табл. 2 показатели, можно выделить следующие основные последствия мирового финансового кризиса для экономики России:

- сокращение спроса и снижение цен на углеводородное сырье, и металлы на внешних рынках;

- спад производства;

- рост безработицы;

- отток капитала;

- девальвация рубля;

- удорожание импорта;

- увеличение темпов инфляции;

- сокращение реальных доходов населения.

Финансовый кризис достиг столь угрожающей

фазы, что классические неокейнсианские меры регулирования рынков, такие как изменение учетной ставки Центральными банками или различные способы увеличения ликвидности в банковской системе, уже не оказывают никакого эффекта. В условиях полной утраты контроля над ситуацией единственным спасением стала прямая или косвенная национализация банков и других финансовых компаний, примеры проведения которой нашли свое отражение в табл. 3 [1].

Таблица 2

Социально-экономические показатели РФ за февраль 2009 года

Февраль 2009 г. В % к Январь-февраль 2009 г. в % к январю-февралю 2008 г. Справочно

февралю 2008 г. январю 2009 г. февраль 2008 г. в % к январь-февраль 2008 г. в % к январю-февралю 2007 г.

февралю 2007 г. январю 2008 г.

Валовой внутренний продукт, млрд. рублей 41540,4!' 105,62) - - 108,13) - -

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности4' - 88,4 102,2 87,9 110,3 101,2 109,0

Индекс промышленного производства5'6' - 86,8 106,4 85,4 107,5 103,0 106,0

Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей 77,1 102,2 94,2 102,4 105,9 94,6 105,2

Грузооборот транспорта, млрд. т-км 327,6 80,9 93,9 81,8 107,2 95,9 105,3

в том числе железнодорожного транспорта 128,8 72,4 100,9 71,3 114,0 97,7 110,1

Объем услуг связи, млрд. рублей 100,6 113,5 94,3 111,1 110,9 91,8 112,7

Оборот розничной торговли, млрд. рублей 1050,1 97,6 95,7 100,3 118,0 101,1 117,2

Объем платных услуг населению, млрд. рублей 341,1 99,2 100,9 99,8 110,0 101,7 107,9

Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США7' 30,0 59,88' 57,29' - 151,28' 79,19' -

в том числе: экспорт товаров 19,7 57,0 69,0 - 160,4 89,4 -

импорт товаров 10,3 65,9 43,2 - 134,1 63,1 -

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей (оценка) 439,7 85,9 123,3 85,3 126,0 121,4 124,0

Индекс потребительских цен 113,9 101,7 113,6 112,7 101,2 112,6

Индекс цен производителей промышленных товаров5' 94,2 102,8 92,8 126,5 100,7 125,9

Реальные располагаемые денежные доходы10' 95,3 128,8 92,8 109,0 121,4 109,5

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника10':

номинальная, рублей 17580 113,9 102,7 114,7 128,6 104,1 128,0

Февраль 2009 г. В % к Январь-февраль 2009 г. в % к январю-февралю 2008 г. Справочно

февралю 2008 г. январю 2009 г. февраль 2008 г. в % к январь-февраль 2008 г. в % к январю-февралю 2007 г.

февралю 2007 г. январю 2008 г.

реальная - 100,1 101,0 101,0 114,1 102,9 113,7

Общая численность безработных, млн. человек 6,4 120,6 104,9 121,8 98,5 107,1 96,4

Численность официально зарегистрированных безработных, млн. человек 2,0 127,8 117,8 119,0 90,2 101,4 89,7

1) Данные за 2008 г. (оценка). 2) 2008 г. в % к 2007 году. 3) 2007 г. в % к 2006 году. 4) Исчисляется на основе данных об изменении физического объема производства продукции сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, строительства, транспорта, розничной и оптовой торговли. 5) По видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". 6) С учетом поправки на неформальную деятельность. 7) Данные за январь 2009 г. рассчитаны Банком России в соответствии с методологией платежного баланса в ценах франко-граница страны экспортера (ФОБ). 8) Январь 2009 г. и январь 2008 г. в % к январю предыдущего года, в фактически действовавших ценах. 9) Январь 2009 г. и январь 2008 г в % к предыдущему месяцу, в фактически действовавших ценах. 10) Предварительные данные.

Таблица 3

Примеры проведения национализации в отдельных странах мира в 2008 году

Страна Примеры национализации

США Сентябрь: запущен процесс национализации ипотечных агентств Fannie Мае и Frieddie Mac, а также крупнейшей в мире по объему активов страховой компании AIG Октябрь: в рамках Emerigency Economic Stabilization Act of 2008 (план Пол-сона} инициирована частичная скупка государством акций девяти крупнейших банков: Citigrioup, JP Morgan Chase, Goldman Sachs Bank of New Yorik Mellon, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Bank of America, State Strieet, Wells Farigo - на сумму 125 млрд. долларов. Еще 125 млрд. зарезервировано на вхождение государства в капитал множества мелких региональных банков

Великобритания Февраль: национализирован банк Northern Rock Сентябрь: частично национализирован банк Briadforid & Bingley Октябрь: государство приобретает 60 % банка Royal Bank of Scotland H40 %6aHKaHBOS-LloydsTSB

Бельгия Сентябрь: государство приобретает 49 % акций транснациональной банковской группы Foritis

Люксембург Сентябрь: государство покупает облигации, конвертируемые в 49 % акций люксембургского бизнеса группы Foritis

Голландия Сентябрь: государство приобретает 49 % акций голландского бизнеса группы Foritis

Исландия Сентябрь-октябрь: национализированы три крупнейших банка страны -Kaupthing, Landsbanki и Glitniri, активы которых превышают ВВП Исландии в 10 раз

Россия Сентябрь: Внешэкономбанк приобрел Связь-Банк. Инвестиционный банк "КИТ Финанс" перешел под контроль РЖД и УК "АЛРОСА". Октябрь: Внешэкономбанк приобрел банк "ГЛОБЭКС", Газпромбанк купил Собин-банк

Похоже, что сегодня этот процесс, происходящий в глобальном масштабе, знаменует собой окончание цикла либерализации западных экономик, начатого усилиями президента США Рональда Рейгана и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. На заре 1980-ых гг. их решительные действия явились ответом на упадок системы так называемого встроенного либерализма, характерного для послевоенной Америки и в еще большей степени для Западной Европы.

Встроенный либерализм характеризовался активным вмешательством западных государств в промышленную политику. Власть также определяла уровень социального благополучия граждан, создавая системы соцобеспечения - здравоохранения, образования и т.д. Цикл встроенного либерализма завершился в конце 1960-х - начале 1970-х. "Безработица и инфляция стремительно росли. Наступила глобальная фаза стагфляции, которая продлилась почти до конца 1970-ых. Фискальный кризис, разразившийся во многих странах, привел к тому, что объем налоговых сборов резко сократился, а социальные расходы возросли", - пишет известный экономист и историк Дэвид Харви в книге "Краткая история неолиберализма".

Приход к власти Рейгана и Тэтчер в корне изменил существовавшую систему: инфляцию в США удалось побороть за счет жесточайшей кредитной политики ФРС под руководством тогдашнего председателя Пола Волкера (эти меры известны ныне как шок Волкера'. Некогда сильное по обе стороны Атлантики профсоюзное движение было подавлено, социальные выплаты - сокращены, а налоги резко снижены. Далее последовала приватизация госсобственности, особых масштабов достигшая в Великобритании, где государство управляло большей частью угледобывающей, сталелитейной и автомобильной промышленности.

В настоящее время одной из ключевых проблем российской экономики является поддержка реального сектора экономики, где не последнее место занимают банковские учреждения. Здесь важно найти такие формы взаимодействия государства и коммерческих банков, которые устраивали бы всех участников воспроизводственного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи нам бы хотелось вспомнить опыт поддержки экономического развития, применявшийся в ряде стран СНГ после распада СССР и перехода от плановой к рыночной экономике. Именно тогда наблюдалось равнозначное сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования экономики.

В частности, нам хотелось бы представить здесь один из возможных механизмов распределения централизованных ресурсов государства среди приоритетных отраслей экономики.

Первым шагом должен стать выбор государством предприятий и организаций различных отраслей экономики, среди которых целесообразно распределить централизованные государственные ресурсы с конкретизацией объемов государственной поддержки.

Второй шаг должен быть связан с заключением соглашений Центрального банка РФ с коммерческими банками, клиентами которых являются претенденты на получение государственной финансовой поддержки, об адресном выделении централизованных кредитных ресурсов для последующей их передачи указанным предприятиям и организациям в пределах установленных сумм.

При этом важно, чтобы Банк России передавал централизованные кредитные ресурсы коммерческим банкам на возвратной, но бесплатной основе. Срок возврата коммерческими банками централизованных ресурсов Банку России должен устанавливаться, исходя из предполагаемого срока использования этих ресурсов соответствующими клиентами коммерческих банков. Здесь важно учесть такое условие, согласно которому коммерческий банк обязан будет вернуть централизованные ресурсы Центральному банку в установленные сроки независимо от того, вовремя ему вернут эти ресурсы его клиенты или нет. Это придаст дополнительный стимул коммерческому банку в организации жесткого контроля за целевым использованием и своевременным возвратом выделенных ресурсов его клиентами.

Третий шаг должен предполагать заключение кредитных договоров и передачу централизованных кредитных ресурсов предприятиям и организациям, определенным в перечне государственной поддержки и в заранее оговоренных объемах. В данном случае должен соблюдаться не только принцип возвратности, но и платности кредита. Учитывая, что централизованные ресурсы предоставляются коммерческому банку на бесплатной основе, он в свою очередь должен устанавливать ставку на уровне, не превышающем ставку рефинансирования, но позволяющем покрыть все свои расходы по сопровождению данной сделки. Для предприятий такая ставка окажется вполне приемлемой по сравнению с имеющимися на сегодня рыночными ставками.

Четвертый заключительный шаг должен быть связан с возвратом государству централизованных

ресурсов заемщиками через обслуживающие их коммерческие банки.

Предлагаемый механизм может, по нашему мнению, обеспечить эффективное использование государственных ресурсов, стимулировать экономический рост, вернуть банки на их изначальное место, как финансового посредника, с пьедестала главной движущей силы экономи-

ческого развития, распорядителя финансовых ресурсов и получателя большей части вновь создаваемого дохода.

Таким образом, мы вновь находимся на пороге выбора между свободным рынком и государственным регулированием экономики. Какая модель будет преобладать, покажут время, глубина и последствия нынешнего кризиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зотин А. Back in the USSR! / РБК № 12, 2008. С. 32-36.

2. Лужков Ю.М. Надо уходить от монетаризма / Коммерсантъ № 28 от 17 февраля 2009 г С. 10.

3. Моисеев С.Р. Денежно-кредитный энциклопедический словарь. М.: "Дело и Сервис", 2006. С. 170-177.

4. Попов А., Сергеева М. Бесценный мир / РБК № 12, 2007. С. 18-24.

5. Роуз Питер С.Банковский менеджмент. / Пер. с англ. со 2-го изд. М.: "Дело ЛТД", 1995. С. 428-433.

6. Сергеева М., Попов А. Америка тянет на дно. / РБК № 10, 2007. С. 20-26.

7. Сигал Е., Попов А., Рябов С., Чеховский Н. Маркс возвращается. / РБК № 5, 2008. С. 38-42.

8. www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ.

УДК 338.4:004

Дронов Р.В.

Коррупция в СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны и т.п. выполняет определенные функции в сфере экономики: организация денежного обращения, сбор налогов, регулирование занятости и т.д. Для реализации этих функций в современных условиях любая развитая страна имеет свою систему управления экономикой. Однако в связи с высокой коррумпированностью, эффективность такой системы в Российской Федерации не значительна.

Вот уже более десяти лет борьбой с коррупцией занимается международная независимая организация "Transparency International", которая ежегодно проводит исследования коррупции в различных странах мира и на основе результатов своих исследований определяет индекс коррумпированности власти того или иного государства.

Так, например, если по состоянию на 1999 г. Россия уже имела один из самых неблагоприятных индексов коррумпированности власти - 2,4 балла, занимая 82 место в списке из 99 стран, то в 2007 году ситуация принципиально не изменилась - мы

оказались на 143 месте из 180 стран, набрав 2,3 балла. За последний год индекс России ухудшился на 0,2 балла, и мы заняли 147 место.

По мнению как отечественных, так и зарубежных ученых, коррупция в России приобрела сегодня угрожающие масштабы: государственная политика диктуется частными интересами лиц находящихся рядом с властью; теневые доходы составляют значительную часть дохода чиновников; коррупционное поведение стало нормой экономической и правовой культуры; исполнительная власть активно использует "теневые" формы мобилизации доходов и стимулирования.

Данная проблема нашла свое отражение в утвержденной Указом Президента России N° 1336 от 19 ноября 2002 г. "О федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.'": "утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах". Программа была продлена на период 2006-2007 гг. Дальнейшее развитие проблема противодействия коррупции нашла отражение в Указе Президента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.