Научная статья на тему 'О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденциях'

О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденциях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4542
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варыгин А. Н.

В статье подвергнуты криминологическому анализу преступления сотрудников органов внутренних дел, как «профессиональные», так и «нетрадиционные».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденциях»

А.Н. Варыгин,

доктор юридических наук, профессор (Саратовская государственная юридическая академия)

О ПРЕСТУПНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЕЕ ТЕНДЕНЦИЯХ

В статье подвергнуты криминологическому анализу преступления сотрудников органов внутренних дел, как «профессиональные», так и «нетрадиционные».

Ключевые слова: преступная деятельность, сотрудники органов внутренних дел, правоохранительные органы, правонарушения.

In article subjected to криминологическому analysis of crime officers of the internal Affairs bodies, as «professional»and «non-traditional».

Key words: criminal activities, the staff of bodies of internal Affairs, law enforcement, offences.

Одной из проблем, наиболее волнующих в настоящее время общество, государство и многих граждан, является преступность. О ее разрушительном воздействии на общество нет смысла говорить в силу явной очевидности. Преступность, приспосабливаясь к социально-экономическим условиям развития общества, меняется на протяжении времени. Ее изменения носят как количественный, так и качественный характер. Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что с конца 80-х годов по настоящее время преступность в стране постоянно росла, за небольшими исключениями нескольких последних лет. Это наглядно видно из официально опубликованных статистических данных [1].

Тревогу вызывает не только количественное изменение преступности (она растет как в России, так и в более экономически развитых странах, хотя в нашей стране этот рост в 2 раза выше общемировых темпов) [2]. Более серьезную угрозу таят ее качественные изменения. Сегодняшняя преступность существенно отличается от преступности конца 80-х-начала 90-х годов. Она приобрела организованный и профессиональный характер, многоцелевую и крупномасштабную ориентацию.

Представители преступного мира переходят от одних форм преступной деятельности к другим, более изощренным и опасным, которые причиняют, в том числе, значительный материальный ущерб. Преступность ожесточается, омолаживается, сплачивается и проникает во многие сферы общественной жизни.

В занятие преступной деятельностью вовлекаются все новые и новые слои населения, представители различных сфер деятельности. В полной мере это коснулось и лиц, занимающихся предупреждением преступности. Как отмечает А.И. Долгова, «криминализируется общество - криминализируются и его структуры, рассчитанные на борьбу с преступностью» [3]. По образному замечанию М.П. Клейменова, коммерциализация не только поразила политику, но и проникла в правоохранительную сферу, где осуществляется широкомасштабная торговля свободой [4].

В первую очередь это относится к сотрудникам органов внутренних дел, на долю которых приходится наибольшее количество преступлений, по сравнению с сотрудниками других правоохранительных структур. Их доля составляет около 95% всех преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов

страны. Например, в 2008 году к уголовной ответственности было привлечено всего 26 судей и 33 сотрудника прокуратуры. В связи с этим к криминологическому анализу будут подвергнуты, прежде всего, преступления сотрудников органов внутренних дел.

С 1989 по 2007 гг. количество совершаемых сотрудниками ОВД преступлений возросло более чем в 5 раз, о чем наглядно свидетельствуют статистические данные. Так, если в 1989 году (со времени рассекречивания таких данных) было зарегистрировано 1020 преступлений и привлечено к уголовной ответственности 1057 сотрудников, то в 2007 году эти показатели составили 5180 преступлений и 4367 сотрудников, их совершивших. С 2008 года эти показатели стали несколько снижаться -было зарегистрировано 4367 преступлений [5]. В 2009 году в отношении 4202 сотрудников милиции были возбуждены уголовные дела, в 2010 году - в отношении 4171 сотрудника [6].

При этом следует помнить, что фикси-рованность таких преступлений довольно низка и официальные статистические данные также не отражают действительного положения. Уровень латентности преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, довольно высок. Согласно результатам нашего исследования, 80% преступлений сотрудников органов внутренних дел не доходят до уголовно-правовой статистики. Исходя из этого, можно предположить, что ежегодно в стране сотрудниками ОВД совершается не менее 20 тыс. преступлений, основная масса которых остается вне статистики.

Как показывают результаты анкетирования осужденных к лишению свободы сотрудников ОВД, самыми распространенными преступлениями, совершенными ими, являются преступления против собственности. На их долю приходится 39,5% всех преступлений, совершенных опрошенными осужденными. Из них 14,6% -кражи; 10% - грабежи и столько же разбойные нападения; 2,8% преступлений -мошенничество и 2,1% - вымогательство.

Велика доля преступлений против личности. Так, 13,6% из них - убийство (ст.

105, 108 УК РФ, а также причинение смерти по неосторожности - ст. 109 УК РФ); 10,6% - причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью; 6,9% - изнасилование. В общей сложности такие преступления составили 19,5% от общего количества преступлений, совершенных опрошенными сотрудниками.

Самыми распространенными, как мы говорим, «профессиональными» преступлениями (должностными и против правосудия) [7] является превышение должностных полномочий. На его долю приходится 12,4% всех преступлений, совершенных опрошенными; 2,7% - получение взятки, 2,1% - злоупотребление должностными полномочиями, 1,9% - принуждение к даче показаний, 0,4% - служебный подлог.

Время вносит существенные изменения в структуру преступности сотрудников органов внутренних дел. В последние годы сотрудники совершают все больше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (они участвуют в сбыте наркотиков, в том числе изъятых ими же у преступников; осуществляют и прикрывают перевозки больших партий наркотиков и совершают иные противозаконные действия).

Насыщенность страны в настоящее время огнестрельным оружием обусловливает его незаконное использование. Не случайно, что в последние годы распространенным преступлением, совершаемым сотрудниками, стало преступление, предусмотренное ст. 222 УК РФ, - незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. На долю названного преступления приходится 3,2% от общего количества преступлений, совершенных опрошенными осужденными сотрудниками органов внутренних дел.

Вышеперечисленные преступления являются самыми распространенными преступлениями, за совершение которых сотрудники отбывают наказание в виде лишения свободы.

В общей сложности на их долю приходится около 97% всех преступлений, которые были совершены опрошенными нами

осужденными.

В последние годы нередкими стали случаи совершения сотрудниками органов внутренних дел ранее «нетрадиционных» для них преступлений - заказных убийств, создания банд, похищения людей с целью получения выкупа, терроризм [8]. Сотрудники ОВД стали специализироваться и на других деяниях - участвовать в захвате чужой собственности; заниматься через подставных лиц, родственников предпринимательской деятельностью (они содержат магазины, увеселительные учреждения, автосалоны); их услуги используются для устранения политических и экономических конкурентов (путем возбуждения в отношении них уголовных дел и привлечения к ответственности); создают банды с целью нападения на банкиров и предпринимателей.

Как отмечалось в докладе фонда ИН-ДЕМ «Диагностика российской коррупции: социологический анализ», в настоящее время работа правоохранительных органов характеризуется таким явлением, как сокрытие материалов оперативных разработок или уголовных дел для накопления и использования компромата. Этими данными торгуют, шантажируют, используют в политических и административных целях. Идет вытеснение милицией криминальных группировок, служащих «крышами» малому и среднему бизнесу, с последующим присвоением себе этих функций вместе с соответствующими доходами [9]. Как отмечает М.П. Клейменов, милицейские «крыши» сразу же потеснили бандитские формирования на соответствующем рынке. Так называемые «красные крыши» являются наиболее удобными и надежными, неслучайно, крупные российские банки не находятся под контролем бандитских группировок [10].

Характерно, что в последние годы все большее число сотрудников органов внутренних дел вовлекается в совершение «профессиональных» преступлений (должностных и против правосудия). В 2000 году впервые за многие годы количество таких преступлений (а они носят, как правило, коррупционный характер) превысило количество общеуголовных преступлений,

совершаемых сотрудниками милиции. Например, в 2010 году в отношении 2586 сотрудников были возбуждены уголовные дела по таким преступлениям, что также больше количества преступлений общеуголовного характера. Это свидетельствует о том, что все большее количество сотрудников органов внутренних дел используют свое служебное положения для извлечения материальной выгоды.

Кроме того, растет доля групповых преступлений, совершаемых сотрудниками. Если ранее подобные преступления, например, получение взятки, совершались обычно в одиночку, то сейчас ситуация изменилась. Около 50% «профессиональных» преступлений совершены опрошенными осужденными в группе, что подчеркивает повышенную общественную опасность подобных деяний. Наблюдается своеобразное распределение ролей в таких группах. Одни сотрудники вымогают взятку и рекомендуют передать ее конкретному лицу, которое ее и получает, третьи принимают решение, например, фальсифицируют материалы уголовных дел, выносят постановления о их прекращении и т.д. Как правило, группы состояли из сотрудников одного и того же подразделения. Подобная тенденция отмечается и другими исследователями.

Следственная и судебная практика, отдельные криминологические исследования, в том числе осуществленное и нами, фиксируют связь определенной части сотрудников органов внутренних дел с организованными преступными формированиями, их лидерами. Иногда сотрудники образуют покровительство, «крыши» организованным преступным формированиям. Сформировался некий симбиоз, казалось бы, непримиримых врагов - сотрудников милиции и преступников.

Сказанное позволяет констатировать, что в стране сложился и динамично развивается новый вид преступности - преступность сотрудников органов внутренних дел. Ее можно определить следующим образом: это новый, самостоятельный, имеющий ярко выраженную специфику, обусловленную личностью преступника, вид преступности, представляющий собой

совокупность преступлений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел в стране за определенный промежуток времени. Речь следует вести именно о преступности как относительно массовом, устойчивом, специфическом явлении, а не о простой массе преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел.

Характерными особенностями данного вида преступности, на наш взгляд, являются следующие:

- повышенная общественная опасность, определяемая тем, что преступления сотрудников органов внутренних дел, кроме причинения вреда охраняемым уголовным законом объектам, влекут за собой дискредитацию правоохранительных органов в глазах населения страны и всей государственной власти в целом;

- высокий уровень латентности преступлений, совершаемых сотрудниками;

- корыстный характер большинства совершаемых преступлений.

Данный вид преступности отличается в последние годы негативными тенденциями, в частности:

- увеличением уровня групповых (в том числе носящих организованный характер) преступлений, совершаемых сотрудниками;

- связью преступной деятельности сотрудников с организованной преступностью;

- активным использованием сотрудниками органов внутренних дел при совершении общеуголовных преступлений своего служебного положения;

- ростом количества «профессиональных» (должностных и против правосудия) преступлений. Повышенная общественная опасность выделенного вида преступности определяется тем, что он подрывает авторитет правоохранительной системы и авторитет всего государственного аппарата в глазах населения страны, выступает своеобразным фактором, дестабилизирующим нормальное развитие государства.

Сложившаяся ситуация с правонарушениями в органах внутренних дел не могла не волновать руководство страны и МВД России. Президентом России в конце 2009 года было заявлено о необходимости реформирования системы МВД России. Од-

ной из задач реформы МВД РФ являлось, в том числе, снижение количества правонарушений, совершаемых сотрудниками министерства, формирование позитивного отношения к ним со стороны населения страны, что, конечно же, необходимо и с чем нельзя не согласиться. При этом следует отметить, что применяемые для этого руководством страны и Министерства внутренних дел меры, прежде всего, такие, как совершенствование системы отбора на службу в органы внутренних дел, профессиональное обучение и морально-психологическое обучение сотрудников, повышение их денежного содержания, далеко не новы. О необходимости реализации таких мер говорилось еще почти десять лет тому назад [11]. Хотя при этом речь не велась о столь массовом (на 20% от численного состава) сокращении сотрудников ОВД. И в настоящее время, на наш взгляд, такое масштабное сокращение нецелесообразно. Это связано с тем, что до настоящего времени количество совершаемых в стране преступлений остается достаточно значительным. Например, в 2012 году в России только официально было зарегистрировано 2,3 млн преступлений, из которых было раскрыто лишь 1,2 млн преступлений [12]. Но и к этим показателям следует относиться весьма скептически, так как реальная картина преступности, с учетом ее латентной составляющей, выглядит совсем иной. Во много раз больше в стране совершается преступлений, с которыми органы внутренних дел со своей имеющейся штатной численностью не справлялись. Как отмечает В.В. Лунеев, если сегодня правоохранительная система не справляется с расследованием выборочно учтенных 2,5-3 млн преступлений и около 1 млн. подсудимых, то эта система совсем рухнет под грудой около 12-15 млн уголовных дел по реально совершаемым преступлениям, более или менее охватывающих преступность. Правоохранительные органы вынужденно учитывают не более четвертой-пятой части реальной преступности [13].

При этом следует отметить, что цифра 12-15 млн преступлений в год также является весьма условной. Другие ученые, в

частности В.Д. Ермаков, утверждают, что преступлений, совершаемых в стране, гораздо больше, около 30-35 млн преступлений в год [14]. Следует отметить, что указанное сокращение численности сотрудников органов внутренних дел, хотя и необходимо, но оно должно осуществляться не в таких значительных масштабах и поэтапно, иначе государство может получить вместо предполагаемого положительного эффекта - «очищения рядов МВД» - рост преступности в стране во всех ее проявлениях и в силу этого - вынужденное сокрытие сотрудниками ОВД преступлений от учета, то есть совершение ими правонарушений.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(11) 2013

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Преступность и правонарушения (2005-2009 гг): статистический сборник. М., 2010. С. 15; Состояние преступности в России за 2010 год: статистический сборник. М., 2011. С.5.

2. См.: Колесников В.И. Преступность в России и стратегия борьбы с ней // Преступность: стратегия борьбы. М., 1997. С. 19; Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 845.

3. Организованная преступность - 4. М., 1998. С. 39.

4. Клейменов М.П. Проблема коррупции среди сотрудников службы криминальной ми-лиции//Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект. М., 2003. С. 14.

5. Отчеты ГИАЦ МВД РФ «О нарушениях законности и преступлениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел» формы НЗ за 1989-2010 годы.

6. http://www.mvd.ru - press-interviev-7774.

7. См.: Варыгин А.Н. Преступность сотрудников органов внутренних дел и воздействие на нее. Саратов, 2003. С. 45.

8. См.: Агапов А.П. Криминологическая характеристика бандитизма // За диктатуру закона. Проблемы региональной безопасности: Общественно-политический альманах. Вып. 3. Саратов, 2000. С. 87.

9. Российская газета. 2002. 7 авг.

10. Клейменов М.П. Указ. соч. С. 15.

11. См., например: Варыгин А.Н. Указ. соч. С. 208-209.

12. См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2012 года URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics

13. Лунеев В.В. Преступность в России: тенденции, эффективность борьбы, про-гноз//Организованная преступность, терроризм и коррупция. Криминологический ежеквартальный альманах. 2003. №.3. С. 100.

14. Ермаков В.Д. Масштабы латентной преступности в Российской Федерации и ее криминальная сущность//Криминология: общетеоретические и прикладные проблемы. М., 2008. С. 74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.