Научная статья на тему 'О преподавании основ духовно-нравственной культуры народов России в 5-м классе с учётом историко-краеведческой составляющей (на примере школ Удмуртии)'

О преподавании основ духовно-нравственной культуры народов России в 5-м классе с учётом историко-краеведческой составляющей (на примере школ Удмуртии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕНОМЕН УДМУРТИИ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD / UDMURTIA PHENOMENON / LOCAL HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович, Култашева Наталья Валерияновна, Черниенко Денис Аркадьевич

В современных условиях формирования общероссийской идентичности многонационального российского государства защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов нашей страны является одним из ведущих принципов государственной политики в сфере национальной политики, культуры и образования. В этой связи авторы под актуальным для сегодняшних реалий этнокультурным образованием предлагают рассмотреть вариант знакомства с многообразием этнических культур единой страны в процессе внеурочных занятий в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для детей в пятом классе. В качестве одного из примеров организации внеурочного процесса преподавания предлагается модель, которая знакомит детей с важным этапом в истории республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович, Култашева Наталья Валерияновна, Черниенко Денис Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Teaching Of Basic Moral And Spiritual Culture Of The Peoples Of Russia In The 5th Grade Taking Into Account Local History Component (For Example, Schools Of Udmurt Republic)

In modern conditions of formation of the all-Russian identity of the multinational Russian state protection and development of ethno-cultural features and traditions of the people of our country is one of the leading principles of state policy in the field of national policy, culture and education. In this regard, the authors led relevant to the present realities of ethno-cultural education offer to consider the option of exploring the diversity of ethnic cultures of a single country in the process of extra-curricular activities in the subject area «bases spiritually-moral culture of the peoples of Russia» for children in the fifth grade. As one of the examples of the organization of the extracurricular teaching process, a model is proposed that introduces children to an important stage in the history of the Republic.

Текст научной работы на тему «О преподавании основ духовно-нравственной культуры народов России в 5-м классе с учётом историко-краеведческой составляющей (на примере школ Удмуртии)»

О ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В 5-М КЛАССЕ С УЧЁТОМ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ УДМУРТИИ)

Касимов Рустам Нуруллович,

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН, г. Ижевск, е-mail: kasdan@yandex.ru

Култашева Наталья Валерияновна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин АОУ дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институтразвития образования», г. Ижевск, е-mail: natvalizh@yandex.ru

Черниенко Денис Аркадьевич,

кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН, г. Ижевск, е-mail: denis_chernienko@mail.ru

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗАЩИТА И РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ВЕДУЩИХ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ. В ЭТОЙ СВЯЗИ АВТОРЫ ПОД АКТУАЛЬНЫМ ДЛЯ СЕГОДНЯШНИХ РЕАЛИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПРЕДЛАГАЮТ РАССМОТРЕТЬ ВАРИАНТ ЗНАКОМСТВА С МНОГООБРАЗИЕМ ЭТНИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ЕДИНОЙ СТРАНЫ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ В ПЯТОМ КЛАССЕ. В КАЧЕСТВЕ ОДНОГО ИЗ ПРИМЕРОВ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОГО ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МОДЕЛЬ, КОТОРАЯ ЗНАКОМИТ ДЕТЕЙ С ВАЖНЫМ ЭТАПОМ В ИСТОРИИ РЕСПУБЛИКИ.

• этнокультурное образование • этнокультурная компетентность • историко-культурный стандарт • феномен Удмуртии • краеведение

Сегодня, особенно в регионах, педагогическая общественность сталкивается с трудностями преподавания исторического, краеведческого, а в целом, и этнокультурного материала в школе. Вызваны эти трудности почти полной отменой преподавания краеведения как самостоятельного школьного курса в образовательных организациях Удмуртии. Широта использования терминов «краеведческий» и «этнокультурный» приводит и к недостаточному уровню интеграции знаний по истории и культуре традиционных наро-

дов Удмуртии в содержание образовательных областей общего образования (язык и литература, история и обществознание, география и др.); в предметы естественнонаучного цикла; в содержание образовательных программ дополнительного образования. Не наблюдается и преемственность в представлении и передаче знаний по истории и культуре традиционных народов Удмуртии в содержание образовательных областей программ детских садов, общего, дополнительного образования (в том числе

Внедрение и пршшш

и из-за недостаточной компетентности педагогических работников). Это констатировали, и участники третьей Всероссийской научно-практической конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации». Событие состоялось 6-7 сентября этого года в Казани и было посвящено 50-летию первого этносоциологи-ческого исследования в нашей стране. В ходе работы прозвучали доклады, которые дополнили дискурс об актуальных проблемах развития современного российского общества: о путях формирования национальной и гражданской идентичности в системе образования, о национальной политике, о трудностях этноязыковых процессов, о межэтнических и межконфессиональных особенностях в регионах страны [1].

Площадкой, в рамках которой можно будет решать проблему с изучением краеведческого материала в условиях современной школы, может стать предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с обязательным включением материалов о духовной и материальной культуре народов региона. Как правило, в школах Удмуртии этот предмет ведут учителя обществоз-нания и истории. Мы знаем, что «история в школе, кроме прочего, ещё и инструмент идеологии. Именно историк создаёт основу для формирования образа „врага" и „друга"» [2, с. 77]. Другими словами, изучение региональной составляющей в курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) «способствует привитию обучающимся любви и уважения к своему селу, городу и стране, людям, живущим в ней, позволяет показать, что судьба Родины находится в руках её граждан» [3, с. 4].

Следует помнить: чтобы корректно истолковать информацию о духовной культуре того или иного народа, необходимо понять её «как исторически обусловленную социокультурную целостность и учесть особенности мировоззрения, ценности, характер и интересы» отдельных людей и целых народов [4, с. 8]. Именно с этих позиций выступили в своё время разработчики историко-культурного стандарта. Теперь его положения в образовательной модели Удмуртской Республики реализуются как система последовательно получаемых знаний в рамках общих разделов [5]:

• Знакомство с историей, географией и экономикой регионов страны.

• Изучение особенностей духовной культуры народов и отдельных социокультурных групп, населяющих субъекты Российской Федерации.

• Знакомство с историей конкретной семьи и отдельного человека.

Всё это способствует самоидентификации учащихся школ как граждан многонациональной страны, помогает пониманию и принятию их этнической общности, знакомству и изучению истории собственной семьи и государства.

Известно, что курс ОДНКНР может вестись различным образом: как самостоятельный предмет или как занятия во внеурочном формате. Предпочтительнее, нам думается, именно второй вариант. В качестве одного из примеров организации внеурочного процесса преподавания мы предлагаем модель, которая знакомит детей с важным в части государственного и национального строительства в республике. Речь идёт об истории Удмуртии в XX веке:

• Блок 1. Удмуртская Республика — история образования и становления государственности. Традиционные народы и религии в Удмуртии (4 часа).

• Блок 2. Строительство новых заводов и фабрик на территории Удмуртии. Особенности периода индустриализации 30-х годов XX века (4 часа).

• Блок 3. Вклад Удмуртии в победу в годы Великой Отечественной войны (19411945). Истоки мужества и героизма народа (4 часа).

• Блок 4. Развитие сельского хозяйства и промышленности Удмуртии в 50-60 годы XX века (4 часа).

• Блок 5. Развитие сельского хозяйства и промышленности Удмуртии в 60-80 годы XX века (4 часа).

• Блок 6. Культура и образование Удмуртии (от начала XX века до наших дней) (4 часа).

• Блок 7. Традиционные праздники и обряды народов Удмуртии. Рецепты национальной кухни (русской, удмуртской, татарской, украинской, марийской) (4 часа).

• Блок 8. Города Удмуртии: история и социокультурные особенности (4 часа).

• Блок 9. Исследовательская итоговая работа обучающихся. Подготовка и защита мини-сочинения (2 часа).

Общая структура курса для 5-го класса может быть представлена следующим образом:

1. Материалы с краткой исторической справ-

кой об особенностях того или иного хронологического периода изучаемой территории (в нашем случае речь идёт об Удмуртской Республике).

2. Задания к самостоятельному исследованию. Его логично провести не столько с педагогом, сколько с родителями учащихся.

3. Материалы для итоговой проектной деятельности обучающихся.

В качестве наглядного примера построения такой работы мы рассмотрим блок из предложенного списка. Остальные можно подготовить, следуя описанному шаблону.

Мы рассмотрим вариант занятия из блока № 6: «Культура и образование в Удмуртии: от начала XX века до наших дней». Тема достаточно обширна. В ней можно предусмотреть 4 занятия с детьми. Возможный источник для получения информации — официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики (раздел «Культура») [6].

Задания для возможной итоговой работы по теме с родителями:

Задание 1. Соотнесите имена исторических личностей с фактами из их жизни.

Задание 2. Работа с родителями и родными

по теме «Культура и образование».

1. Исследуйте семейный архив: фотографии, письма, документы.

2. Опросите своих родственников, используя такой алгоритм:

• Изучите краткие биографии родственников.

• Узнайте у своих родных и близких о том, какие традиции и обычаи сохраняются в вашей семье.

• Какие праздники вы отмечаете все вместе?

• Узнайте, в каких учебных заведениях нашей республики обучались ваши родственники.

• Узнайте, может быть, ваши родные и близкие вспомнят книги и (или) учебники, по которым проходило обучение.

• Возможно, ваши родные и близкие вспомнят своих любимых педагогов и преподавателей и расскажут о том, чем они запомнились.

3. Подготовьте мини-сочинение после работы с опросником. Данное задание является творческим. Оно проверяет широкий комплекс умений, в частности:

• раскрывать смысл заявленной темы;

• привлекать изученные исторические материалы;

• самостоятельно формулировать теоретические суждения и иллюстрировать их примерами из разных источников;

• делать логические и развёрнутые выводы по теме.

Исторические личности, внесшие существенный вклад в развитие науки, культуры и образования Удмуртии

Имена Характеристики

А. Зеленин Д.К. 1. Российский этнограф, краевед, педагог, писатель, священник, общественный деятель

Б. Михеев И.С. 2. Удмуртский писатель, драматург и педагог, методист по удмуртскому и русскому языкам в школе

В. Блинов Н.Н. 3. Российский и советский этнограф, доктор наук, член-корреспондент АН СССР

Пример правильного заполнения таблицы учащимися

А Б В

3 2 1

Внедрение и нрпмш

Такое мини-сочинение можно оценить 2. по трём критериям:

1. Раскрытие основной идеи мини-сочинения.

2. Характер и уровень теоретической аргументации; умение работать с собранным историческим материалом по теме.

3. Оценка разнообразных и качественных 3. примеров, добытых обучающимся в ходе интервью.

Подводя итог, отметим: педагогу важно помнить, что дети и их родители, работая с заданиями по краеведению, приобретают 4. опыт изучения различных источников информации. Речь прежде всего о работе с полевым этнографическим материалом — опрос родственников и знакомых обучающегося. Так, через живое общение, ребёнок 5. сможет не только познакомиться с историей своей семьи и республики, но и получить опыт знакомства с иными этническими и конфессиональными культурами. Не случайно Удмуртию (по характеру и состоянию межнациональных отношений) принято причислять к группе относительно благополучных регионов Российской Федерации [7, 6. с. 198]. Во многом это происходит благодаря имеющимся моделям реализации этнокультурного образования на основе материалов исторического краеведения. Мы убеждены, что основательное изучение отечественной истории, в сочетании с ра- 7. ботой по систематизации информации об истории и культуре регионов, помогает ребёнку лучше понять формирование исторических и культурных процессов в российском государстве. □

Касимов Р.Н. Современные мифологемы в школьном историческом образовании // Исследования учёных Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики: сборник статей / отв. за выпуск С.Л. Скопкарева. — Выпуск 5. — Ижевск, 2013. — С. 77-82. Саушина И.К., Култашева Н.В. Региональная составляющая истории России (на примере Удмуртии). 6 класс: учебно-методическое пособие / И.К. Саушина, Н.В. Култашева. — Ижевск,. 2016. — 70 с.

Касимов Р.Н. Работа с фронтовыми письмами как специфическим историческим источником в школе. Учебно-методическое пособие. — Ижевск,

2014. — 48 с.

Касимов Р.Н. Историко-культурный стандарт как инструмент государственной идеологии // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований: материалы XI международной научно-практической конференции. — НИЦ «Академический», 2017. — С. 25-29.

Культура [Электронный ресурс] / Официальный сайт Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики. URL: http://www.udmurt.ru/ region/social/culture/ (Дата обращения: 22.04.2018).

Касимов Р.Н., Черниенко Д.А. Историко-культурные основания этноконфес-сиональной толерантности в Удмуртии // Теория и практика общественного развития. — Издательский дом «ХОРС»,

2015. — № 21. — C.198-201.

Литература

1. Итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации». [Электронный ресурс] / Официальный сайт УИИЯЛ УрО РАН. URL: http://udnii.ru/news/show/itogi-III-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-pozitivnyj-opyt-regulirovaniya-etnosotsialnyh-i-etnokulturnyh-protsessov-v-regionah-rossijskoj-federatsii (Дата обращения: 20.09.2018).

References

1. Itogi III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Pozitivnyj opyt regulirovaniya ehtnosocial'nyh i ehtnokul'turnyh processov v regionah Rossijskoj Federacii». [EHlektronnyj resurs] / Oficial'nyj sajt UIIYAL UrO RAN. URL: http://udnii.ru/ news/show/itogiIII-vserossijskoj-nauchno-prakticheskojkonferentsii-pozitivnyj-opyt-regulirovaniyaetnosotsialnyh-i-etnokulturnyh-protsessovv-regionah-rossijskoj-federatsii (Data obrashcheniya: 20.09.2018).

Kasimov R.N. Sovremennye mifologemy v shkol'nom istoricheskom obrazovanii // Issledovaniya uchyonyh Instituta povysheniya kvalifikacii i perepodgotovki rabotnikov obrazovaniya Udmurtskoj Respubliki: sbornik statej / otv. za vypusk S.L. Skopkareva. — Vypusk 5. — Izhevsk, 2013. — S. 77-82.

Saushina I.K., Kultasheva N.V. Regional'naya sostavlyayushchaya istorii Rossii (na primere Udmurtii). 6 klass: uchebnometodicheskoe posobie / I.K. Saushina, N.V. Kultasheva. — Izhevsk,. 2016. — 70 s.

Kasimov R.N. Rabota s frontovymi pis'mami kak specificheskim istoricheskim istoch-nikom v shkole. Uchebno-metodicheskoe posobie. — Izhevsk, 2014. — 48 s. Kasimov R.N. Istoriko-kul'turnyj standart kak instrument gosudarstvennoj ideologii // Aktual'nye napravleniya fundamental'nyh i prikladnyh issledovanij: materialy XI mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. — NIC «Akademicheskij», 2017. — S. 25-29.

Kul'tura [EHlektronnyj resurs] / Oficial'nyj sajt Glavy Udmurtskoj Respubliki i Pravitel'stva Udmurtskoj Respubliki. URL: http://www.udmurt.ru/region/social/culture/ (Data obrashcheniya: 22.04.2018). Kasimov R.N., CHernienko D.A. Istoriko-kul'turnye osnovaniya ehtnokonfessional'-noj tolerantnosti v Udmurtii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. — Izdatel'skij dom «HORS», 2015. — № 21. — S. 198-201.

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.