УДК 611+355.48+614.253.4+378.147.31+371.321
о преподавании общей трехмерной анатомии человека
© Сергей Николаевич Куликов, Олег Юрьевич Нуждин, Алёна Сергеевна Майорова, Юрий Сергеевич Чурилов
Уральский государственный медицинский университет. 620028, Российская Федерация, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3
Контактная информация: Сергей Николаевич Куликов — доцент кафедры анатомии человека. E-mail: kkorablik@gmail.com
РЕЗЮМЕ: Представлены определение анатомии человека, место и значение преподавания анатомии человека на начальном этапе обучения в медицинском университете, а также преимущества использования современных цифровых технологий для изучения трехмерной анатомии человека.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трехмерная анатомия человека, обучение.
ON THE TEACHING OF GENERAL THREE-DIMENSIONAL HUMAN ANATOMY
© Sergey N. Kulikov, Oleg Yu. Nuzhdin, Alyona S. Mayorova, Yuri S. Churilov
Ural State Medical University. 620028, Russian Federation, Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, Repina str., 3
Contact information: Sergey N. Kulikov — Associate Professor, Department of Human Anatomy. E-mail: kkorablik@ gmail.com
ABSTRACT: Presents the definition of the general human anatomy, the place and importance of teaching general human anatomy at the initial stage of training in a medical university, as well as the advantage of using modern digital technologies for studying general three-dimensional human anatomy.
KEY WORDS: general three-dimensional human anatomy, teaching.
введение
В преподавании анатомии человека проявляется её комплексный многовекторный характер. Как известно, анатомию человека подразделяют на такие научные дисциплины, как системная (нормальная, описательная), топографическая, сравнительная и патологическая. Анатомию человека также разделяют по уровням изучения, методологическим подходам и практическим приложениям. Наряду с анатомией человека, выделяют клиническую (прикладную) анатомию [1]. С методической целью, в преподавании анатомии человека можно определить два раздела: общую и частную анатомию. В настоящей работе приводится опыт преподавания общей анато-
мии человека с использованием цифровых технологий трехмерного изображения на кафедре анатомии человека в Уральском государственном медицинском университете.
В преподавании большинства учебных дисциплин обычно используется аналитический метод познания — "разделение целого на части", и дедуктивный принцип «от общего к частному». Соответственно этому, в учебниках и атласах анатомии человека приводятся вначале общие данные по анатомии тела, его частей и поверхностей, общие сведения о функциональных системах, а затем следует частная анатомия органов тела. Эта же последовательность изучения анатомии человека представлена в международной анатомической номенклатуре и терминологии.
26
ORIGINAL PAPERS
Вышеуказанный порядок системного изучения является привычным и удобным как для преподавателей, так и для обучающихся. Вопросы общей анатомии традиционно рассматриваются на лекциях и практических занятиях, при контроле знаний студентов. однако до сих пор нет специального руководства по общей анатомии человека, не сформулировано её определение и нет целостного представления о предмете её изучения.
ЦЕЛЬ ' ИССЛЕДОВАНИЯ
обсуждение преподавания общей анатомии человека для совершенствования учебного процесса.
р'ЁЗУЛЬТАТы''ИССЛЕДОВАНИЙ И' ОБСУЖДЕНИЕ
В учебных руководствах и атласах иллюстративный анатомический материал дается в обычном двухмерном изображении. Для трехмерного рассмотрения анатомических структур успешно используются виртуальные атласы, программы и технологии 3-0 анатомии человека. мы попытались совместить преподавание общей анатомии с использованием трехмерных изображений на лекциях, практических занятиях и для самостоятельной работы студентов.
Анатомия человека — это наука, дающая определения основных анатомических понятий, начальные представления о форме и строении тела человека, его частей и о функциональных системах органов в целом. она предшествует изучению частной анатомии органов.
На нашей кафедре разработан лекционный курс по анатомии человека. В нем содержится краткий исторический экскурс, даются представления о филогенезе и онтогенезе человека, возрастная периодизация, основы анатомической терминологии. Далее следует начальное изучение частей тела, их границ, областей, поверхностных костных и мышечных ориентиров. План изучения функциональных систем органов включает общепринятое определение каждой системы, с перечнем входящих в неё органов, и четыре классификации этих органов по следующим признакам: топографии, строению, функции и развитию. Вместе с тем, дается представление о вариантах и аномалиях развития органов, примеры сравнительной анатомии для каждой системы. Студентам также предлага-
ется изучить сведения об анатомии живого человека, то есть об анатомических основах традиционных методов исследования объективного статуса и об основах современных инструментальных методов визуализации органов. Представленный план изучения универсален для каждой функциональной системы, включая костный скелет, соединения костей, мышечную, дыхательную, пищеварительную, половую системы, систему мочевых органов, кровеносную, лимфатическую, эндокринную, иммунную, кроветворную, нервную и покровную системы.
Для наглядности преподавания на кафедре работает учебный анатомический музей. В настоящее время в музее экспонируется около 470 влажных препаратов по всем разделам учебной дисциплины, десять натуральных скелетов взрослых людей и около 280 препаратов костей. Кроме того, в музее имеется постоянная экспозиция из 75 препаратов по фе-тальной анатомии и тератологии. Для практических занятий также используются отдельные сухие и влажные препараты, анатомические муляжи и видеоматериалы.
Все учебные комнаты и музей кафедры анатомии человека имеют типичное оснащение, которое включает учебные места, столы для работы с влажными препаратами, муляжи, скелеты, барельефы, таблицы, стенды. Кроме того, каждая учебная аудитория оснащена мультифункциональными интерактивными дисплеями Flipbox (диагональ 65 дюймов), обеспечивающими возможность писать и рисовать в режиме флипчарта, отображать материалы и презентации с флеш-но-сителей, демонстрировать экран ноутбука, выходить в Интернет и проводить сеансы ви-деоконференцсвязи. Лекционная аудитория оборудована мультимедийным проектором и аудиоаппаратурой, беспроводным выходом в Интернет. Электронная информационно-образовательная среда на кафедре включает учебную, учебно-методическую информацию на образовательном портале http://educa.usma. ru, http://teleclinica.ru. Все обучающиеся имеют доступ к электронным образовательным ресурсам (электронный каталог и электронная библиотека университета, ЭБС «Консультант студента», виртуальные программы трехмерной анатомии человека) [2].
Изучение общей трехмерной анатомии человека с помощью виртуальных моделей позволяет получить всесторонние изображения для обзора тела человека в целом, его частей, границ между ними и областей поверхности
тела. Со всех сторон можно внимательно рассмотреть каждую функциональную систему органов, их детальные взаимоотношения при наложении изображений систем, например скелетотопию или дерматотопию. Скриншоты позволяют получать отдельные иллюстрации для презентаций, работать со слайдами, окрашивать и подписывать их, что делает наглядными наши представления о классификациях органов функциональных систем. Современные программы 3D-анатомии человека дополнены рентгенологическими, ультразвуковыми и другими изображениями.
По общей анатомии на кафедре проводится олимпиада среди студентов 1 и 2 курсов. Она включает компьютерное тестирование и письменный контроль, составлены соответствующие тесты, лекции с презентациями. Вопросы общей анатомии выносятся на текущие, рубежные контроли и на экзамен. В их формулировках отражается профильность преподавания для разных факультетов. Например, для студентов медико-профилактического факультета имеются вопросы о влиянии экологических факторов, питания, занятий физической культурой на развитие органов и систем.
заключенй'е
Преподавание общей анатомии человека является важным на начальном этапе обучения в медицинском вузе. Оно предшествует
изучению частной анатомии и повторяется на занятиях по мере изучения частной анатомии органов. Наглядность лекций, практических занятий и самостоятельной работы студентов по общей анатомии значительно увеличивается при использовании компьютерных технологий общей трехмерной анатомии человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каган И.И. Клиническая анатомия в современной анатомии и медицине. Медицинское образование и профессиональное развитие. ГЭОТАР-Медиа. 2011; 2(4): 27-35.
2. Инновации в обучении и воспитании: траектории развития педагогических технологий кафедры анатомии человека. Монография. Ред. П. В. Ивачев. Екатеринбург: Изд-во УГМУ; 2017.
_._ПСЕБ.....
1. Kagan I.I. Klinicheskaya anatomiya v sovremennoy anatomii i meditsine. [Clinical anatomy in modern anatomy and medicine]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye. GEOTAR-Media. 2011; 2(4): 27-35. (in Russian).
2. Innovatsii v obuchenii i vospitanii: trayektorii raz-vitiya pedagogicheskikh tekhnologiy kafedry anato-mii cheloveka. [Innovations in training and education: development paths of pedagogical technologies of the Department of Human Anatomy]. Monografiya. Red. P. V. Ivachev. Yekaterinburg: Izd-vo UGMU; 2017. (in Russian).