Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ'

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ»

Заключения студентов оцениваются по пятибалльной системе с учетом содержания и обоснованности замечаний и рекомендаций, направленных на улучшение гигиенического качества проекта. При этом принимаются во внимание также содержание, форма и наглядность изложения заключения на итоговом занятии.

В период прохождения субординатуры (XII семестр) завершается подготовка в области предупредительного санитарного надзора — закрепляются ранее полученные навыки. Студенты составляют заключения по проектам различных типов детских учебно-воспитательных учреждений (оздоровительных, специальных, внешкольных). Они приобретают практические навыки в области отвода земельных участков, контроля за ходом строительства детских учреждений, участвуют в комиссии по приемке в эксплуатацию детских учреждений, готовят заключения на продукцию фабрик игрушек и детской мебели, знакомятся со спецификой санитарного контроля за этими производствами и др.

Опыт проведения занятий по предупредительному санитарному надзору на кафедре гигиены детей и подростков свидетельствует о целесообразности дальнейшего их совершенствования. Пути этого процесса нам представляются следующие: с целью координации и интеграции преподавания темы «Предупредительный санитарный надзор» разработать межкафедральную программу, значительно улучшить обеспечение кафедр официальной литературой Минздрава СССР, Госстроя, Госстандарта, а также натурными типовыми проектами, осуществить дальнейшее совершенствование методического уровня занятий по согласованию отводов земельных участков, санитарному контролю хода строительства, контролю ввода в эксплуатацию объектов.

Указанные мероприятия будут способствовать улучшению качества подготовки санитарных врачей по этому важному разделу их деятельности.

Поступила 25.02.81

УДК 612.68+37!.7]:378.вв1

Ю. Д. Жилое (Москва)

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

Опыт преподавания курса «Возрастная физиология и школьная гигиена» в педагогических вузах Российской Федерации и институтах ряда других республик — Украинской, Литовской, Азербайджанской, Узбекской — позволяет определить значение и место его в цикле исихолого-недагогических дисциплин и роль в профессиональной подготовке педагога.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1977) «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» указывается: «Предусмотреть для студентов университетов, готовящихся к учительской работе, увеличение часов, отводимых для изучения цикла психолого-педагогических дисциплин».

Прежде всего необходимо определить терминологию. Следует обратить внимание на то, что понятие «цикл психолого-педагогических дисциплин» отсутствует в толковых словарях и энциклопедиях.

Очевидно, требуется сформулировать понятия тех дисциплин, что составляют этот цикл. Начать нужно собственно с педагогики, поскольку она как научная дисциплина определяет педагогическую направленность цикла и как бы должна диктовать условия для объединения необходимых дисциплин.

Наиболее полное определение педагогики как науки о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по фор-

мированию человека, о содержании, формах н методах воспитания, образования и обучения» мы находим в БСЭ. Основные критерии педагогики — формирование личности, воспитание, образование и обучение. Действительно, воспитание, формирование личности с учетом биологического и социального являются одним из главных условий существования и развития человеческого общества, важнейшей общественной функцией.

Что же служит научной, теоретической основой педагогики? В БСЭ указывается: «Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования и используют их теоретические положения, исследовательские методы, а также результаты конкретных исследований». Какие же это науки? Этими науками являются философия, этика, история, социология, психология, физиология, медицина и др.

Под медициной подразумеваются такие науки, как педиатрия, социальная гигиена, гигиена детей и подростков и другие, а в ряде случаев — и общая патология, невропатология и психиатрия

На основании сказанного можно сделать заключение о том, что цикл психолого-педагогиче-скнх дисциплин (не считая общественно-политических — философии, этики, истории и др., кото-

1 Ковалев Н. Е. и соает. Введение в педагогику. М., Просвещение, 1975, с. 32—33.

рые призваны формировать марксистско-ленинское мировоззрение человека коммунистического общества и не могут принадлежать только к циклу педагогических дисциплин, являясь методологической основой каждой науки и, естественно, составной частью всякого цикла профессионально направленных дисциплин) включает физиологию, гигиену, психологию и педагогику. По существу первой дисциплиной психолого-педагогиче-ского цикла можно назвать физиологию, причем не возрастную, как обозначено в курсе, а именно физиологию детей и подростков, являющуюся научной и теоретической основой таких дисциплин, как педиатрия, гигиена детей и подростков, педагогика, физическое воспитание и др. (БСЭ, т. 5, 1971, с. 270).

Дело в том, что возрастная физиология изучает закономерности становления и развития физиологических функций организма на протяжении онтогенеза — от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни (смерти). Иными словами, задачи возрастной функции более обширны, чем физиологии детей и подростков, и выходят далеко за рамки профессиональной направленности педагогических дисциплин.

Естественно, что курс, имеющий педагогическую направленность, должен называться не «возрастная физиология», а «физиология детей и подростков», что, естественно, более правильно и отвечает требованиям педагогического института. Напомним, что в системе АМН СССР существует Институт физиологии детей и подростков (а не возрастной физиологии).

Хотелось бы обратить внимание на то, что, по данным БСЭ (т. 27, 1977, с. 355), «• физиология изучает закономерности взаимодействия живых организмов с окружающей средой», т. е. несколько по-иному, по совершенно верно излагается мысль И. М. Сеченова, согласно которой «организм и среда — это единое целое», и тем самым подчеркивается тесная связь определения физиологии и гигиены, о чем будет сказано ниже. При этом различается общая, частная и прикладная физиология, к которой относится физиология труда, физиология питания, физиология спорта и др., что является теоретической основой гигиены труда, гигиены спорта и др.

Второй дисциплиной цикла исихолого-педаго-гических дисциплин можно считать гигиену. «Гигиена и, в частности, ее отрасль гигиена детей и подростков (кстати, ни в одной энциклопедии, вышедшей после 1965 г., нет определения «школьная гигиена») изучает влияние факторов внешней среды на организм детей и разрабатывает гигиенические требования к окружающей ребенка среде и ее нормативы с целью создания полноценных гигиенических условий жизни, обеспечивающих физически и умственно полноценное развитие детей» (БСЭ, т. 6, 1971, с. 459—460). Не трудно заметить, что первая часть определения

полностью перекликается с определением физиологии детей и подростков.

Гигиена детей и подростков изучает вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения на протяжении не онтогенеза, а лишь периода развития от рождения до завершения формирования организма. Не трудно понять, что определение гигиены детей и подростков указывает на то, что эта наука имеет весьма конкретную цель — охрану физического и психического здоровья учащихся и может в известной мере считаться, как еще в XIX веке считал Ф. Ф. Эрис-ман, прикладной физиологией детей и подростков.

Третья дисциплина цикла — психология и в первую очередь такие ее отрасли, как педагогическая психология («изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса и разрабатывающая психологические основы обучения и воспитания») и возрастная психология («изучающая развитие человека и ее особенности на различных возрастных ступенях»), о чем сообщается в БСЭ (т. 5, 1971, с. 270).

Четвертой дисциплиной психолого-педагогиче-ского цикла является собственно педагогика, определение которой было дано выше.

Таким образом, цикл психолого-педагогических дисциплин (он мог бы быть назван просто циклом педагогических или медико-педагогических дисциплин) состоит как бы из двух групп дисциплин. Первая группа — физиология детей и подростков, гигиена детей и подростков и психология — вооружает будущих педагогов знанием, умением и навыками, направленными на укрепление здоровья детей и подростков, на их нормальное физическое и психическое развитие и определяется как группа психологических дисциплин. Естественно, что обществу нужны не просто здоровые и физически развитые дети, а дети, воспитанные в духе преданности идеям нашей славной ленинской Коммунистической партии, которые овладели не только знаниями, но и умением применять их на практике для создания материальных ценностей. Вторая группа дисциплин психолого-педагогического цикла даст педагогам соответствующие профессиональные, педагогические навыки, знания и умение, т. е. представляет собственно педагогику.

Иными словами, эти две группы дисциплин — физиология, гигиена, психология и педагогика, имеющие важное практическое значение, и составляют цикл психолого-педагогическнх дисциплин, оснащающих педагогов знаниями, которые бы способствовали, с одной стороны, успешному обучению и воспитанию учащихся, а с другой — сохранению и укреплению их здоровья.

Таким образом, преподаваемый в педагогических институтах курс «Возрастная физиология и школьная гигиена», который, как можно было понять из сказанного, более верно назвать «Фи-

зиология и гигиена детей и подростков» (включая дошкольную, школьную физиологию и гигиену, а также физиологию и гигиену учащихся профессионально-технических училищ и вузов), является вводным, пропедевтическим курсом. На его базе студенты будут осваивать педагогическую психологию и собственно педагогику. Подчеркивая то, что курс «Физиология и гигиена детей и подростков» является пропедевтическим, вводным для успешного усвоения педагогики и имеет соответствующую, назовем педагогическую направленность, отличную, например, от направленности преподавания этого же курса в медицинском институте. Следует помнить, что науки, входящие в этот курс, несмотря на свою направленность, имеют четкие границы и названия.

Определив место курса «Возрастная физиология и школьная гигиена» в цикле психолого-педагогических дисциплин, необходимо остановиться на некоторых вопросах, которые могут представить интерес для преподавателей этого курса.

Существуют 3 программы данного курса: программа по возрастной физиологии; программа по школьной гигиене и объединенная программа, объединяющая две предыдущие. Последняя, вышедшая в 1976 г., функционирует как экспериментальная. Десятилетний опыт преподавания курса показал, что подавляющее большинство преподавателей страны ведут курс «Возрастная физиология и школьная гигиена» по единой объединенной программе (экспериментальной или собственной).

Однако следует считать оправданным, когда в некоторых педагогических институтах по многолетней традиции ведется раздельное преподавание предметов на младших и старших курсах.

С нашей точки зрения, идеальным для курса физиологии и гигиены детей и подростков в педагогических вузах является ведение его по единой объединенной программе, причем вопросы, касающиеся физиологии и гигиены нервной системы (высшая нервная деятельность, анализаторные системы, факторы окружающей среды и др.), целесообразно освещать на I курсе (по возможности равномерно в I и II семестрах), а

вопросы физиологии и гигиены учебно-воспита-тельного процесса, планировки зданий и оборудования кабинетов и др. — на старших курсах, но по единой, объединенной программе, исключающей повторение и дублирование. Излагать материал следует предметно, подчеркивая его прикладное значение (педагогическую направленность), избегая изложения абстрактной теории. Для более успешного усвоения материала необходимо перераспределение лекционного времени и часов, отводимых на лабораторные работы. Соотношение их должно быть не 5:1, как это имеет место, а 1 : 1, т. е. 26 ч лекционных и 24 лабораторных занятий. Учитывая важность курса, направленного на охрану здоровья подрастающего поколения, после его прохождения, уже на старших курсах, следует ввести экзамен или зачет с отметкой (дифференциальный зачет).

Справедливо мнение большинства преподавателей о том, что курс «Возрастная физиология и школьная гигиена», имеющий пропедевтическую,, а не профессиональную направленость, должен читаться на всех факультетах педагогических институтов и университетов, готовящих будущих педагогов. В противном случае, т. е. при дифференциации курса в зависимости от профессионального обучения (биологический или небиологический профиль) возникает ряд затруднений с подготовкой кадров, привлечением преподавателей для чтения курса на этих факультетах, снижается качество преподавания и, естественно, отсутствует возможность его контролирования.

Правда, некоторая специализация может быть-оправдана тогда, когда курс, в частности гигиены, преподается на таких факультетах, как факультет дошкольного воспитания, физического' воспитания и других, где он играет двоякую-роль — и пропедевтическую, и профессиональную.

Для успешного преподавания курса «Возрастная физиология и школьная гигнена» необходимо издать новый учебник, в котором были бы отражены современные положения гигиены и физиологии детей и подростков, а также наглядные пособия (плакаты, слайды, фильмы) на данную тематику.

Поступила 10.12.8»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.