Научная статья на тему 'О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / АУТЕНТИЧНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / АУДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшонкова Мария Алексеевна

Статья посвящена проблеме целесообразности введения аутентичных мультфильмов на уроках английского языка в начальной школе. Для достижения цели, автор изучает специализированную литературу, чтобы выделить психофизиологические особенности развития детей в младшем школьном возрасте. В статье изучается и анализируется влияние аутентичных видеоматериалов на процесс изучения языка. Статья содержит разбор мультипликационного фильма, который можно использовать в учебном процессе. В статье рассматривается принцип использования аутентичных мультфильмов на уроках, благодаря которому у учащихся будет развиваться коммуникативная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADVANTAGES OF USING AUTHENTIC CARTOONS IN ENGLISH LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article is devoted to the problem of the expediency of introducing authentic cartoons in English lessons in elementary school. To achieve this goal, the author studies specialized literature to highlight the psychophysiological features of the development of children in primary school age. The article studies and analyzes the influence of authentic video materials on the process of language learning. The article contains an analysis of an animated film that can be used in the educational process. In the article is discussed the principle of using authentic cartoons in the classroom, thanks to which students will develop communicative competence.

Текст научной работы на тему «О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

О преимуществах использования аутентичных мультфильмов на уроках английского

языка в начальной школе

The advantages of using authentic cartoons in English lessons in elementary school

Яшонкова Мария Алексеевна,

Студентка,

Тюменский государственный университет, Россия, г. Тюмень. e-mail:yashonkova17@bk.ru

Yashonkova Maria Alekseevna

Bachelor student, University of Tyumen, Russia, Tyumen. e-mail:yashonkova17@bk.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблеме целесообразности введения аутентичных мультфильмов на уроках английского языка в начальной школе. Для достижения цели, автор изучает специализированную литературу, чтобы выделить психофизиологические особенности развития детей в младшем школьном возрасте. В статье изучается и анализируется влияние аутентичных видеоматериалов на процесс изучения языка. Статья содержит разбор мультипликационного фильма, который можно использовать в учебном процессе. В статье рассматривается принцип использования аутентичных мультфильмов на уроках, благодаря которому у учащихся будет развиваться коммуникативная компетенция.

Annotation.

The article is devoted to the problem of the expediency of introducing authentic cartoons in English lessons in elementary school. To achieve this goal, the author studies specialized literature to highlight the psychophysiological features of the development of children in primary school age. The article studies and analyzes the influence of authentic video materials on the process of language learning. The article contains an analysis of an animated film that can be used in the educational process. In the article is discussed the principle of using authentic cartoons in the classroom, thanks to which students will develop communicative competence.

Ключевые слова: английский язык, метод обучения, начальная школа, аутентичные мультфильмы, лексические навыки, аудирование.

Key words: English, teaching method, elementary school, authentic cartoons, lexical skills, listening.

Общеизвестно, что основной целью изучения любого иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, которая предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В связи с этим в последнее время все чаще ставится вопрос об изменении подхода к обучению иностранным языкам, о применении новых методов в школе, чтобы процесс изучения языка был более многообразным, увлекательным для учащихся. Необходимо стимулировать учащихся на восприятие иностранной речи и имитацию живого общения. Важно привить любовь к иностранному языку и культуре еще с начальной школы. Большое значение имеет применение в учебном процессе аутентичных материалов, в частности мультипликационных фильмов.

Очевидно, что для каждой возрастной категории необходим особый подход к изучению иностранного языка с учетом психофизиологических и психологических особенностей. Очень важно выбрать правильную тактику, чтобы привить детям желание изучать новый язык. Как правило, предмет «иностранный язык» появляется у младших школьников во 2 классе. За три года обучения в начальной школе (2,3,4 класс) необходимо сформировать базовые фонетические, грамматические и лексические умения у учеников, а также навыки аудирования, ведь именно в это время формируются речь и произношение ребенка, и их качество повлияют на дальнейшее изучение языка в средней и старшей школе.

Педагог должен понимать, что во 2 классе у некоторых обучающихся может быть кризис 7 лет, так как он длится от нескольких месяцев, до полутора лет. Такие дети еще не свыклись с тем, что их основной вид деятельности сменился и теперь нужно получать знания. Необходимо создать благоприятную атмосферу для каждого ученика на уроке, чтобы замотивировать ребенка на успешное обучение. Важно, чтобы начало изучения английского языка было связано у детей с яркими, позитивными эмоциями. Не менее важно, чтобы процесс обучения вызывал у ребенка не только положительные чувства, но и содержал в себе языковой материал, который параллельно усваивался и закреплялся в голове учеников.

Дети младшего школьного возраста обладают наглядно-образным мышлением, поэтому стоит задуматься над созданием презентаций, моделей, схем для лучшего восприятия материала, а также над использованием аутентичных видеоматериалов. Очевидно, что показ мультипликационных фильмов на уроках в начальной школе может способствовать повышению качества восприятия английского языка у обучающихся, ведь во время просмотра мультфильма задействованы слух, зрение и память.

Таким образом, актуальность темы данной исследовательской работы обусловлена тем, что эффективность использования аутентичных мультфильмов на уроках английского языка в младшей школе высока, однако данный метод используется на уроках недостаточно часто.

«Целью использования аутентичных мультфильмов на уроке английского языка является отработка речевых образцов, лексического и грамматического материала, а также способов коммуникации на различные темы на английском языке, знакомство с бытом, традициями и культурой англоязычных школьников» [8].

Учитель в начальной школе должен помнить, что он - авторитет, который очень сильно влияет на дальнейшее отношение и стиль поведения ученика со старшими. Преподавателю иностранных языков точно нельзя забывать об этом, по сути, он представитель другого языка и культуры, а значит, он должен быть более интересным для учеников.

«Процесс обучения иностранному языку в начальной школе представляет собой совместную деятельность учителя и детей. Маленький ребенок начинает изучать иностранный язык с большой жаждой познания. Задача учителя - сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его активность. Учитель должен стать речевым партнером ребенка, его помощником. При этом основным средством оценки являются похвала и поощрение» [2, с.38].

Считается, что младший школьный возраст идеально подходит для начала изучения иностранного языка, так как в это время материал легче запоминается. Однако чтобы он не забывался, детей нужно мотивировать постоянно, идти к главной цели небольшими шагами.

Исходя из возрастных особенностей младшего школьного возраста, известно, что дети 7-10 лет еще не обладают устойчивым вниманием, им сложно долго концентрироваться на чем-то определенном, им нужна активность, подвижность. Ребенку в этом возрасте еще трудно полноценно контролировать свое поведение, он импульсивен и быстро утомляем во время учебной деятельности. Поэтому, урок английского языка должен включать в себя разные виды деятельности, которые должны периодически сменяться, чтобы внимание и интерес учащегося к предмету не пропали.

«Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой» [9].

Исходя из вышеперечисленных особенностей развития детей в младшем школьном возрасте, можно прийти к выводу, что просмотр аутентичных видеоматериалов, несомненно, повысит интерес младших

школьников к изучению нового языка, принесет разнообразие в уроки английского языка, которое очень важно для детей. Просмотр видео на языке оригинала принесет учащимся пользу в будущем: у них будет развит навык аудирования, их словарный запас будет богаче, а произношение четче, нежели у тех, кто не смотрел.

Существует множество исследований, подтверждающих эффективность использования аутентичных мультфильмов на уроках иностранного языка.

По мнению Ханга и др. (2004), высокие технологии в образовательных учреждениях рассматриваются как своеобразный «преподаватель», наделённый способностью передавать знания. Видео в этом смысле используется учителями в качестве средства массовой информации для поддержки процесса обучения [7].

В исследовании Цой А.И. и Гребенюк Е.Ф говорится о том, что при просмотре мультфильмов, у детей задействованы оба полушария мозга: «Они могут быть использованы, чтобы помочь обучающимся воспринимать знакомые ситуации или объекты по-другому. Конечный результат большинства упражнений с мультфильмами заключается в том, что обучающиеся осознают необходимость смотреть на вещи по-разному и попытаются разрушить любые предвзятые стереотипы, которые у них могут быть. Визуальная информация в форме мультфильмов обычно обрабатывается правым полушарием. С другой стороны, устное слово связывается с левой стороной мозга слушателей. Напротив, левый мозг аналитический, распознает и интерпретирует слова» [6, с.281].

В статье Л.В Михалевой «Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному языку» выделяются такие возможности видеофильма, как: способность создания речевой среды, создание новых ситуаций для развития устной речи, стимуляция спонтанной неподготовленной речи. А также отмечается, что как аудио-визуальное средство, видеофильм выполняет следующие дидактические функции:

«- обучающую информативную

- видеофильм служит источником новых знаний общеобразовательного характера и знаний по изучаемому языку:

- иллюстративную - видеофильм создает зрительно-слуховую опору при объяснении нового фонетического, лексического и грамматического материала:

- коммуникативную - он обеспечивает требуемые речевые ситуации для организации условно-коммуникативного говорения» [4, с.263].

Показ аутентичных мультфильмов на уроках иностранного языка обладает неоспоримыми преимуществами (функциями):

1) Обладает релаксационной функцией. Известно, что дети младшего школьного возраста быстро утомляются во время учебной деятельности, их внимание неустойчиво и непроизвольно. Когда учитель замечает, что дети не слушают его, отвлекаются, то самое время сменить вид работы на уроке.

2) Способствует улучшению коммуникации в классе, помогает сплотить коллектив. Во время и после просмотра учащиеся могут много дискутировать, вместе получать определенные эмоции. Конечно, это не может не повлиять на отношения в классном коллективе.

3) Мультфильмы имитируют реальные жизненные ситуации. За счет этого у школьников быстрее формируются необходимые навыки для выполнения главной цели изучения иностранного языка - формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

4) При просмотре мультфильма лексика запоминается намного быстрее, так как ребенок видит предмет, видит на субтитрах его название, слышит, как это слово произносится.

Чтобы введение мультфильмов на английском языке в учебный процесс было результативным, педагог должен ответственно подойти к подбору материала. При выборе мультипликационного фильма необходимо

ориентироваться на его продолжительность (не более 10 минут, чтобы внимание учеников было сосредоточено только на мультфильме), темп речи героев мультфильма, присутствие необходимой для данного этапа обучения лексики, баланс визуального и речевого материала, а также наличие субтитров (на начальном этапе изучения желательно, чтобы субтитры были и на английском языке, и на русском). У учителя должна быть определенная цель на урок такого типа - введение новой лексики или грамматики, отработка произношения и прочее.

«Свинка Пеппа» (анг. «Peppa Pig») - популярный мультфильм, который целесообразно использовать на уроках иностранного языка в начальной школе. Главными героями являются Свинка Пеппа и ее семья, они много времени проводят вместе: выращивают растения, готовят еду, ходят по магазинам, можно сказать они живут обычной «человеческой» жизнью. Действия персонажей поясняются закадровым голосом, то есть все происходящее подробно растолковывается, что тоже является плюсом при просмотре мультфильма на языке оригинала.

Данный мультфильм обладает следующими преимуществами:

1. Главное преимущество этого мультфильма в том, что он состоит из бытовых диалогов в самых разных ситуациях. Герои выражаются короткими фразами, их речь очень простая. Это важно для начала формирования навыков восприятия иностранной речи. Этот мультфильм идеально подходит для работы с теми, кто только начинает изучать язык, то есть для второклассников. Сюжет понятен и можно интуитивно догадаться, о чем говорят персонажи.

2. Обилие базовой лексики. Со Свинкой Пеппой дети учат названия цветов, овощей и фруктов, предметов одежды и многое другое.

3. Продолжительность серий в среднем 5 минут. За это время ученики не успеют расслабиться, будут слушать внимательно и будут готовы продолжать учебный процесс дальше.

4. Доступность. Найти данный мультипликационный фильм в сети Интернет не составит никакого труда, на большинстве ресурсов есть субтитры, что, несомненно, является плюсом.

5. Многим детям этот веселый мультфильм знаком с детства и им будет интересно посмотреть его на английском языке.

6. «Свинка Пеппа» - красочный и смешной мультипликационный фильм, он, несомненно, вызовет у детей положительные эмоции и это отложится у них в памяти. В «Свинке Пеппе» показан образ полноценной, дружной семьи, нет сцен грубости и насилия.

Перед началом просмотра необходимо объяснить ученикам, что от них требуется: внимательно слушать, смотреть, следить за сюжетной линией. Нужно пояснить, что это не развлечение, а часть процесса обучения, которая будет оцениваться наравне с остальными видами работ на уроке.

Во время просмотра мультфильма необходимо делать паузы, чтобы учащиеся могли записать новые слова или фразы, а также необходимо просить учеников повторять за героями, чтобы их произношение улучшалось. Чтобы просмотр мультипликационного фильма не был пустой тратой времени, после него необходимо выполнить задания для закрепления материала, например: пересказ сюжета и его обсуждение, ролевое воспроизведение текста, перевод новой лексики, фраз и так далее. После просмотра фильма и выполнения заданий нужно обязательно поговорить с учениками, уточнить, что им понравилось, что наоборот пришлось не по вкусу. Возможно, дети подскажут новые идеи для дальнейших уроков такого типа, чтобы уроки были еще увлекательнее для них, как и сам процесс изучения нового языка. Также это поднимет авторитет учителя в глазах детей: учитель прислушивается к их словам, делает все, чтобы им было интереснее заниматься.

Подробное изучение темы включения в уроки английского языка показа аутентичных мультфильмов, не оставило сомнений в том, что просмотр мультфильмов на языке оригинала - действительно актуальный и важный

элемент обучения, который можно и нужно применять на практике. Это один из способов создания искусственной англоязычной среды. Степень эффективности этого метода как средства улучшения навыков аудирования, а также фонетических и лексических навыков у учащихся начальной школы была подтверждена преобладанием положительных сторон при его использовании в образовательном процессе. Постоянное использование мультипликационных фильмов способствует повышению мотивации к изучению английского языка, дает возможность учителю создавать реальные и воображаемые проблемные ситуации общения на уроке, комбинируя различные методики и приемы работы. «Видео является эффективным средством обучения говорению и устно-речевому общению в целом: мотивационные возможности видеофильма объясняются прежде всего его природными свойствами. Применение видеофильмов способствует также поддержанию интереса к изучаемому языку» [4,с.263]

Педагог должен ответственно подойти к подбору мультфильма, грамотно организовать процесс до, во время и после просмотра видеоматериалов на языке оригинала. Если преподаватель будет соблюдать все требования, показ англоязычных мультфильмов на уроках будет успешным. Совмещая приятное с полезным, то есть просмотр фильма и учебу, учащиеся смогут развить навыки, которые необходимы для успешного овладения английским языком.

Список используемой литературы:

1. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2009.-№ 5.

2. Винокурова С.С. Методика использования игровой деятельности при обучении иностранного языка в младших классах.// Sciences of Europe. - 2017. - №17-2(17). - С. 33-41

3. Литвиненко Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.ун-т; вавт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - 102 с.

4. Михалева Любовь Викторовна Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному языку // Вестн. Том. гос. ун-та. 2004. №282.

URL: https://cYberleninka.ru/article/n/videofilm-kak-sredstvo-formirovaniYa-sotsiolingvisticheskoY-kompetentsii-pri-obuchenii-inostrannomu-vazvku (дата обращения: 27.01.2023).

5. Никитина С.Е., Благовещенская А.А., Гутман Е.В. Специфика и потенциал аутентичного художественного фильма как метода обучения иностранному языку. // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. С. 186-189.

6. Николаева Н.А., Волкова С.А. Изучение английского языка с помощью аутентичных фильмов. // Образование и воспитание. 2017. № 1. С. 69-71.

7. Ханг Х., Кеппелл М., Йонг С., Учащийся в роли создателя: Применение проектного обучения для улучшения осмысленного изучения через цифровое видео, стр. 428-436, 2004.

8. Цой А.И., Гребенюк Е.Ф. Обучение иностранному языку с использованием мультфильмов и комиксов на современном этапе. // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 1 (42). С. 278-282.

9. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста 6 -11 лет// Корпоративный университет российского движения школьников.

10. Available at: https://rdsh.educationpsih vozrast osobennosti ml shkol/ [Accessed 29/12/2022].

11. Jim Scrivener. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching// Macmillan Education, 2011 - 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.