обязательной нотариальной формы. Ею также было отмечено, что наличие в проекте закона минимальных либо максимальных значений нотариального тарифа, установленных путем ограничения такими твердыми суммами, как, к примеру, «не более 30 тыс. руб.» или «не более 25 тыс. руб.», являются свидетельством их экономической необоснованности применительно к крупным сделкам. В связи с этим, по мнению Палаты, соответствующие положения требуют редакционной доработки для того, чтобы обеспечить их соразмерность объему ответственности нотариуса.
Предварительные обсуждения и рассмотрения проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» не только в профессиональных объединениях нотариусов, занимающихся частной практикой, - нотариальных палатах, но и в других органах и организациях, в том числе и научных сообществах, показывают, что не до конца проработанными на сегодняшний день в представленном законопроекте остаются многие вопросы организации нотариальной
деятельности, а значит, и в обеспечении эффективного инструмента защиты прав и законных интересов граждан.
Процесс принятия данного важного для всех федерального закона пока еще находится на его начальной стадии. Вместе с законопроектом должны будут подготовлены и согласованы в заинтересованных министерствах проекты нормативных правовых актов по реализации положений проекта федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности. Только после этого он будет официально внесен в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке законодательной инициативы либо Президентом Российской Федерации, либо Правительством Российской Федерации.
список литературы
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля 1993 г. №4462-1 (ред. от 29.06.2012, с изм. от 02.10.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10, ст. 357.
2. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. http://www.minjust.ru
СОКОЛОВА Елизавета Ильинична - президент Нотариальной палаты Чувашской Республики. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SOKOLOVA, Elizaveta Ilinichna - President of the Chamber of Notaries of the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 349.3
о предоставлении земельных участков многодетным семьям в чувашской республике
т.Ф. тимофеева
Изучены общие положения о предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике, проанализированы нормативно-правовые акты по рассматриваемой проблеме, представлены показатели поставленных на учет семей для получения земельных участков в Чувашии.
Ключевые слова: демографический кризис; многодетные семьи; земельные участки; собственность; жилищное строительство; демографическая программа; личное подсобное хозяйство.
T.F. Timofeeva. ON PROVISION OF LAND TO LARGE FAMILIES IN THE CHUVASH REPUBLIC
Studied the general provisions on the provision of land to large families in the Chuvash Republic, analyzed regulations on the subject, are indicators of registered families to obtain land in Chuvashia.
Keywords: demographic crisis; large families; land; property; housing; demographic program; a private farm.
Российская Федерация в настоящее вре- Российской Федерации В.В. Путин Феде-мя остро нуждается в человеческих ресурсах. ральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г.: Как отметил в своем Послании Президент «В начале XXI века мы столкнулись с настоящей
92
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2012. №4(10)
демографической и ценностной катастрофой, с настоящим демографическим и ценностным кризисом». Однако, как отмечает Президент, на сегодняшний день численность населения страны не только стабилизировалась, но и начала расти. За январь-сентябрь текущего года она выросла более чем на 200 тыс. чел. При этом впервые за всю новейшую историю нашей страны пять месяцев подряд был зафиксирован естественный прирост населения: рождаемость наконец стала превышать смертность [2]. Можно порадоваться, глядя на эти первые, достаточно скромные, с одной стороны, но и достаточно весомые результаты активизации внутренней политики Российского государства.
В демографических процессах все тенденции реализуются инерционно, со значительным опозданием и задержкой. Поэтому оглашенный Президентом Российской Федерации В.В. Путиным результат является итогом многолетней целенаправленной деятельности властей страны по нормализации ситуации в демографической сфере и определенным свидетельством в преломлении сложившихся в последние годы в этой сфере негативных тенденций.
Сохранение и поддержание такой положительной тенденции и в будущем - является одной из основных задач для решения острейшей демографической проблемы, стоящей перед страной. Но это будет возможно сделать лишь при осуществлении комплексного перехода к мощной государственной политике укрепления и поддержки института семьи и в первую очередь с двумя и более детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.
Не только на федеральном, но и на уровне субъектов Российской Федерации в последние годы реализуется несколько целевых программ, направленных на улучшение положения молодых семей, семей с детьми, и, что особенно радует, многодетных семей. Конечно, возможности субъектов Российской Федерации являются гораздо более скромными, в первую очередь с финансовой точки зрения. С другой стороны, как на федеральном уровне, так и в различных субъектах в настоящее время наработана значительная практика по решению разнообразных проблем, которые возникают у многодетных семей и при этом не связаны со значительными материальными тратами из федеральных и местных бюджетов. В Чувашской Республике также накоплен определенный опыт по оказанию помощи многодетным семьям как при решении проблем с дошкольными воспитательными учреждениями, оказанием им материальной
помощи, предоставлении земельных участков под различные потребности и т.д.
В частности, в 2011 г. в Чувашской Республике был принят Закон «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике», который устанавливает, что многодетным семьям в собственность для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков происходит на безвозмездной основе, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, исходя из наличия земельных участков, не занятых зданиями, строениями, сооружениями и не обремененных правами третьих лиц, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией [1].
Начиная с 1 января 2011 г. земельные участки предоставляются в собственность не только семьям при рождении (усыновлении) третьего и последующего ребенка (детей) независимо от нуждаемости в жилых помещениях, но и многодетным семьям, если один из совершеннолетних членов данной семьи состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
При этом многодетной семьей признается семья, воспитывающая трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, к членам которой относятся совместно проживающие супруги (одинокий родитель), их (его) дети (в том числе усыновленные, удочеренные, пасынки, падчерицы), а также опекуны (попечители) и дети, находящиеся под опекой (попечительством), все члены которой являются гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Чувашской Республики (далее -многодетная семья). В составе многодетной семьи не учитываются: 1) дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах; 2) дети, в отношении которых отменено усыновление; 3) дети, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу; 4) дети, вступившие в брак до достижения возраста восемнадцати лет; 5) дети, учтенные в составе другой многодетной семьи; 6) дети, находящиеся под опекой
(попечительством); 7) дети, в отношении которых прекращена опека (попечительство).
Площадь предоставляемых земельных участков варьируется. Так, минимальные размеры земельных участков устанавливаются: для индивидуального жилищного строительства -0,05 га; дачного строительства - 0,05 га; ведения личного подсобного хозяйства - 0,10 га. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются: для индивидуального жилищного строительства - от 0,1 га до 0,15 га; дачного строительства - от 0,1 га до 0,15 га; ведения личного подсобного хозяйства - от 0,15 га до 1,0 га.
По данным органов местного самоуправления, на сегодняшний день заявления для получения земельных участков в рамках Закона «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике» поступили от 2583 многодетных семей, из которых: 1445 семей изъявили желание получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства; 859 семей - для ведения личного подсобного хозяйства; 279 семей - для дачного строительства. При этом
наибольшее количество многодетных семей поставлено на учет в городе Чебоксары - 923
- это 36% общего количества поставленных на учет многодетных семей, в Чебоксарском районе - 339 (13%), в городе Новочебоксарск
- 269 (10%). Из общего числа поставленных на учет многодетных семей (из 2583) на сегодняшний день обладателями земельных участков являются 978 семей. Из них: 555 семьям предоставлены земельные участки для строительства жилых домов; 378 семьям - для ведения личного подсобного хозяйства; 45 семьям
- для дачного строительства [3].
Для Чувашской Республики важно продолжать работу по принятию дополнительных правовых актов в продолжение имеющегося демографического законодательства. Это способствует разрешению правовых проблем, которые возникают по мере исполнения как демографических программ, так и указанного Закона.
список литературы
1. Собрание законодательства Чувашской Республики. 2011. № 4.
2. Российская газета. 2012. 13 дек.
3. http://gov.cap.m/mam.asp?govid=10.
ТИМОФЕЕВА Татьяна Федоровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEVA, Tatyana Fedorovna - Candidate of Laws, Associate Professor of Department of Civil Law Disciplines. Chuvash State University is named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
уДК 343.131
к проблеме «реанимации» конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону в уголовно-процессуальном законодательстве России
и.З. Федоров
Исследована проблема восстановления в уголовном судопроизводстве России конституционного принципа независимости судей и подчинения их только закону, не вошедшего в принятый в 2001 г. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Обоснована актуальность и целесообразность решения данной задачи в интересах личности, общества и государства.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР; принцип независимости судей и подчинения их только закону; восстановление принципа; Концепция судебной реформы Российской Федерации 1992 г; права и свободы участников уголовного судопроизводства.
I.Z. Fedorov. PROBLEM «REANIMATION» OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLE