О ПРЕДМЕТЕ ПРИКЛАДНОМ ИНФОРМАТИКИ
СедякинВладимирПавлович,
к.т.н., доцент, зам. зав. кафедры "Прикладном информатики" Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК), тел. 79552-63; e-mail: svp134@mail.ru
В статье рассматриваются объект и предмет информатики. Т.е. те обязательные для любого научного направления характеристики с точки зрения методологии науки. Также рассматриваются отношения информатики, как научно-образовательной дисциплины, с информационными технологиями. В т.ч. по аналогии с отношениями химических технологий с химией и биотехнологий с биологией. Исторически указанные технологии предшествовали соответствующим наукам. Проанализированы известные определения
информатики и информационных технологий, показаны
методологические проблемы этих определений применительно к разным предметным направлениям на примере биологии и физики, в которых используются разные определения понятия информации. Показана актуальность общей информатики, как особого направления, в котором на основе рассмотрения различных видов информационных взаимодействий даются различные определения информации применительно к предметным направлениям науки, техники и социально-экономической сферы.
Ключевые слова: Информация, данные, знания, информационные технологии, метод, предмет и объект науки.
Sedvakin Vladimir Pavlovich
candidate of science, technical; associate professor, deputy chief of chair of Applied informatics Moscow institute of engineers of geodesy, air photography and cartography (MIEAPC), tel. 795-52-63; aemail^ svp134@mail.ru
AB UTTHESUBJECT FAPPLIE INFRMATICS
In the article the object and the subject of applied informatics are considered, i.e. characteristics that are ' " '
for every scientific direction in respect to methodology of science. Also relations between informatics as scientific and educational course and informational technologies are considered, including analogy to relations of chemical technologies with chemistry and biotechnologies with biology. In history pointed technologies preceded corresponding sciences. Well-known definitions of informatics and informational technologies are analysed. Methodological problems of
these definitions applying to different specialities on the example of biology and physics using different definition of information are presented. The article shows urgency of general informatics as a special course which on bases of consideration of different kinds of informational connections gives different definitions of information applying to subject directions of science, techniques and social and economical sphere.
Keywords: information, data, knowledge, informational technologies, method, subject and object of science.
1. Введение
Актуальность рассматриваемой в статье темы подтверждается недавней (в марте 2009г.) дискуссией на форуме популярной интернет-энциклопедии "Википедии". Дискуссия целиком была посвящена определению понятия "информация", жанр дискуссии можно определить как "войну определений", а результатом ее явилась "заморозка" статьи, посвященной понятию [1], т.е. прекращение работы над статьей.
Но не только в научно-популярных публикациях вновь возникают дискуссии на эту тему. Ниже приведена выдержка из проекта заключения "О разработке требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы в части раздела Информатика (Информационные технологии) для непрофильных специальностей и направлений», который был разработан Советом Учебно-методического объединения классических университетов России по прикладной математике, информатике и информационным технологиям (ИТ). "Термин «информатика» используется на протяжении последних трех десятилетий (в основном в нашей стране) для ссылки на область, включающую как научные аспекты теории информации, так и прикладные направления, связанные с передачей и обработкой (в широком смысле) информации посредством использования ЭВМ. Данный термин не вполне удачен для применения его в образовательных стандартах ввиду того, что он: не имеет конкретного определения, за ним не стоит конкретная научная область или образовательная дисциплина с общепринятым объемом знаний, т.е. информатика как конкретная научная область не сложилась."[2].
В.Г. Горохов в учебнике для аспирантов под редакцией В.В. Миронова [3] дает следующее определение информатики. "Информатика является междисциплинарным направлением современной науки и техники и образует целое семейство дисциплин от когнитивных наук с преимущественной психологической ориентацией до системно ориентированной кибернетики, от наук о мозге и нейронауки до разного рода технических наук, связанных с решением задач автоматизации и созданием вычислительных комплексов, от различных абстрактных информационных теорий до библиотечной науки, а также все виды информационной техники и технологии". По этому пространному определению можно лишь признать верность вышеприведенного заключения. Столь широкому направлению не может отвечать конкретная научная область или образовательная дисциплина. Непонятно, как может образоваться единство столь разных дисциплин, имеющих свои собственные предметы и методы исследования, как, например когнитивные науки и библиотечная наука.
Если обратиться к историческому решению АН СССР 1983г. [4], то в нем информатика рассматривалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики". В данном определении также непонятно, что имеется в виду под "дисциплиной" -политематическое научно-техническое направление или набор конкретных наук со своими собственными (но близкими) предметными областями, а также с соответствующими им технологиями?
Здесь необходимо указать на связь науки и той технологии, которую она порождает. Химические технологии позволяют создавать химические продукты, они являются способами переработки веществ, в основе которых лежат методы химии. Биотехнологии позволяют получать биологические продукты и основываются на методах биологии, как науки. Информационные технологии также позволяют получать некие информационные продукты, но связать с этими технологиями методы одной науки в действительности не удается. Казалось бы, парадоксальная ситуация - информационные технологии есть, а отвечающей им информационной науки с единым предметом и методом исследования, которые необходимы для научной дисциплины - нет. Однако, если взглянуть на историю
науки и техники, то это вовсе не парадокс, а свидетельство того, что наука еще не сложилась. Ведь технология изготовления химических веществ началась задолго до становления химии, еще на этапе алхимии. А практические биотехнологии в виде забраживания вина и кисломолочных продуктов -задолго до появления ботаники и зоологии. Технология - это совокупность способов и операций обработки и получения какой-либо продукции. А.А. Поляков и В.Я. Цветков в [4] рассматривают информатику "как науку, как отрасль народного хозяйства или как технологию". Там же они выделяют три взаимосвязанных части в информатике как технологии -"технических, программных и алгоритмических средств". В узком понимании информационные
технологии (далее ИТ) - это технологии обработки, хранения и передачи информации. ИТ сейчас ассоциируют с компьютерными технологиями, однако, в широком понимании ИТ охватывают все области передачи, хранения и восприятия информации и не только с помощью компьютерных технологий, но и традиционных, "докомпьютерных" технологий, как например, в бухгалтериях или в каталогах библиотеках.
Н.А. Кузнецов, Н.Л. Мусхешвили, Ю.А. Шрейдер в фундаментальной статье [5] полагают что, "информатике, в ее настоящем виде, нельзя сопоставить "метода информатики", она им не обладает, поскольку является политематическим направлением, которому свойственны не только многопредметность, но и междисциплинарность". Они полагают, что за информатикой следует оставить изучение разнообразных
информационных взаимодействий, "оставляя возможность выделения в ее рамках предметных дисциплин". Т.е. наряду с разнообразными предметными дисциплинами, которые изучают разные виды информации, предлагается изучение неких общих свойств разных видов информации в рамках теории информационного взаимодействия, для которой объектом изучения оказываются особенности процесса осведомления, а не содержание конкретного акта
взаимодействия. Автору
представляется необходимым
определить возможности решения "обратной задачи" - выделения из разных предметных
"информационных" дисциплин тех общих разделов, которые их объединяют.
2. Общая информатика
В упомянутой выше книге [4] информатика рассматривается как наука, подразделяемая авторами на две части: фундаментальную и прикладную. При этом "фундаментальная занимается изучением теоретических основ и научным развитием методов информатики", а "прикладная -решением прикладных и социальных задач в различных сферах человеческой деятельности". Несостоятельность "фундаментальной" информатики в настоящее время доказывать не приходиться, поскольку статус самой информатики как единой науки, как показано выше, еще обсуждается. В то же время термин "Прикладная информатика" нашел себе применение в российском образовании в виде конкретной специальности
"Прикладная информатика (по областям)", для которой с конца 90-х годов действует образовательный стандарт. Выпускники в качестве объектов профессиональной
деятельности изучают
информационные системы и сети, программное и информационное обеспечение в области применения, а также способы и методы проектирования и эксплуатации.
Практически они овладевают "социально-экономической информатикой", поскольку предметом изучения является социально-экономическая информация и технологии ее обработки. Важнейшая форма этой информации -документальная, поэтому особое значение для этой специальности имеет документоведение, которая и стала основой "социального" направления в информатике, которое успешно развивалось в СССР еще в 1970-е годы, в т.ч. в работах Михайлова А.И., Черного А.П., Гиляревского Р.С. [6]. Предложенное ими определение понятия информации как сведений о фактах, явлениях, событиях и процессах в социальной и материальной жизни
независимо от формы представления, в последствие было принято в федеральном законе.
Компьютерные технологии позволили не только автоматизировать обработку огромных массивов документированной информации, но и создавать автоматизированные информационные системы управления предприятиями. Важно отметить отличие их от, например, автоматических систем управления производствами, в которых реализуется контур управления по обратным связям, в т.ч. с помощью ЭВМ, обрабатывающих цифровые данные датчиков, а не документированную информацию. Бурное развитие компьютерных технологий для обработки документированной информации и разнообразных цифровых данных послужило тому, что в Северной Америке понятие "компьютерные технологии" поглотило в себя все, что оказалось связанным как с областями их применения, так и с тем, что они воплотили технически, программно и алгоритмически -выполнение реализуемых операций, в т.ч. операций обработки любых данных и документированной информации. В начале 90-х в в США и др. англоязычных странах сложилось научно-образовательное направление «Computing» (также используется термин «Информационные технологии»), как образовательная университетская дисциплина, ориентированная на подготовку специалистов для области информационных технологий (ИТ). Международные организации IEEE и ACM разработали рекомендации для базового образования по направлению Computing (Computing Curricular 2001) [7].
Прагматизм, свойственный не только американской науке, но и высшему образованию в Северной Америке, проявился и в том, что инструмент решения разнообразных задач, каковым и является компьютер, стал "терминологическим ядром" для образовательного направления "Computing", а всевозможные научные дисциплины, которые связаны с применением компьютеров,
первоначально вошли в состав набора "computer sciences". Впоследствии пришлось расширить и сам набор и название направления "computer and
Экономика, Статистика и Информатика 127 №4, 2009
information sciences". Прагматический подход к изучению и преподаванию информационных технологий (или прикладной информатики), в сущности, отражает своеобразную
аксиологическую (ценностную) установку на приоритет практических потребностей в информационных технологиях. Они "практически необходимы сейчас, а теоретические и методологические обоснования их могут и подождать". Прагматический подход вполне удовлетворявший два десятилетия назад, в настоящее время полностью исчерпал себя. Появление и массовое распространение интернет не только создало совершенно новые компьютерно-информационные технологии, но и создало новые информационные понятия.
Новый вид информационных взаимодействий "человек - компьютер - интернет" не только обогатил уже известную "компьютерную метафору", оказавшую влияние и на массовое и научное сознание. Существенно расширился ряд информационных понятий. Если рассмотреть само понятие информации, то его объем сильно увеличился и включил целый ряд новых сущностей - данные, материальный носитель информации, знаково-символьная форма
информации, базы данных и знаний, которые оказались включенными в технологию "инженерии знаний". Т.е. наряду с когнитивным аспектом появился сугубо технологический аспект знаний, как высшего проявления информации. Все это усложнило проблему. По существу, понятие информации размылось между целым рядом "информационных понятий", отражающих новые сущности в современных цифровых
информационных технологиях. Все вышесказанное показывает
актуальность переосмысления содержания предмета информатики, как научно-образовательного направления, и информационных технологий, как некоего "информационно-технологического" отражения конкретных наук, а не эклектического набора "всего, что связано с компьютерами".
2.1. Основы информатики и информационных технологий
В настоящее время основой
информатики и современных информационных технологий, как образовательного направления, действительно является применение компьютеров и цифровых коммуникаций. С этой стороны информатика - "технологически зависима". Однако, традиционные "докомпьютерные" информационные технологии обходились без компьютеров и основывались на обработке бумажных документов. Но документ - это единство информации и материального носителя [8], т.е. традиционные информационные технологии имели дело с информацией в документальной форме. В компьютерах и цифровых коммуникациях обрабатываются и передаются цифровые данные - т.е. знако-символьная форма
представления информации. Таким образом, если объединять традиционные и современные информационные технологии, то образуется основа в виде обработки документов и применения компьютеров и цифровых коммуникаций. В этом случае предметом изучения информатики можно определить информацию в различных формах ее представления и методы ее обработки и передачи.
С другой стороны, алгоритмы,
используемые
современных
технологиях
информации
экономической
информации,
в различных информационных для обработки социально-и научной привнесены из математики и прикладных наук. С этой стороны информатика связана с конкретными науками и математикой. Привнесенные алгоритмы
инвариантны к содержанию обрабатываемой информации, они используются как инструмент обработки. Но набор заимствованных алгоритмов - это еще не научный метод. А сама область изучения оказывается чрезмерно широка - алгоритмы математики и разнообразных наук.
Однако вполне конкретным предметом для научно-
образовательного направления представляется изучение информации и различных форм ее представления с точки зрения информационного взаимодействия. Это направление
можно назвать "общей информатикой", поскольку оно позволяет рассмотрение различных видов информации с общих позиций информационного взаимодействия. Упомянутая во введении "война определений" отражает проблему "экспликации" понятия информации [9], которое используется в самых различных значениях. Существует множество различных определений понятия информации, среди которых выделяют три основных типа -объективные, атрибутивные и функционально-кибернетические. Не рассматривая здесь первый тип, как отвечающий паранаучному
направлению "информациологии", отметим использование в физике атрибутивных понятий информации, таких как, например, в "квантовой информатике".
В обстоятельной книге А.Д. Иванникова, А.Н. Тихонова и В.Я. Цветкова [10] содержится целая глава, в которой подробно рассмотрено истинное значение математической теории связи К. Шеннона, как конкретной теории, рассматривающей только один вид информационного взаимодействия "передатчик -зашумленный канал связи - приемник" в задачах связи. В ней рассматривается передача дискретных сообщений только с точки зрения передачи формы представления информации, т.е. данных безотносительно содержания, а вводимая мера количества информации передаваемой дискретной информации связывается только с вероятностью получения комбинации символов или знаков. Такая количественная мера никак не связана со знанием, она имеет значение только для изучения передачи данных. Использованный К. Шенноном математический аппарат из статистической термодинамики своей строгостью и кажущейся простотой на целые десятилетия закрепил за его теорией место основной информационной теории, в то время, как ни сам К. Шеннон в конце 1940-х годов, ни его предшественник Р. Хартли в конце 1920-х годов на это не претендовали. В настоящее время, место "общей информатики", по существу, занимает математическая теория связи К. Шеннона, что и является серьезной методологической
проблемой и способствует путанице и "войнам определений".
2.2. Исключительность понятия информации
По существу, физиками-теоретиками используется
атрибутивное понимание информации, которая присуща физических объектам на субатомарном уровне. Интересно, что при этом физиками используется компьютерная метафора. что находит свое воплощение в идее "гигантского компьютера природы" в "квантовой теории информации" Ст. Хогена. Не оспаривая правомерность
использования понятия информации, стоит указать, что его содержание, по-видимому, наследует тому, что ввел У.Эшби для биофизических систем - как меру разнообразия. Т.е. оно атрибутивное и опирается на теорию отражения. Не вдаваясь здесь в квалификацию различных
кибернетически-функциональных определений отметим среди них наиболее значимый вид социальной информации, который подробно рассматривался в работах [9, 10]. Этому виду отвечают разные определения, но, в основном, они сводятся к уже упоминавшемуся определению информации, как - "сообщениям, содержащим сведения относительно чего-либо, предназначенное для передачи или переданное в любой знаковой форме", либо к "сведениям о каких-либо событиях, фактах, явлениях и процессах в социальной и материальной жизни независимо от формы их представления".
Сложная проблема классификации известных определений понятия информации указывает на "особый случай" и требует выяснения "особости" этого понятия. Чем обусловлена такая необычная полисемия его? Почему оно столь широко применяется и в обыденной жизни и в разных науках? И, наконец, почему не происходит элиминации или вытеснения в течение нескольких десятилетий хоть каких-нибудь уже неактуальных определений этого понятия, как это обычно происходит в научном и естественном языках по мере уточнения понятия? Почему не удается решение задачи экспликации (уточнения понятия) с помощью средств символической логики?
Ответ на эти вопросы, по-видимому, одновременно лежит в двух плоскостях
- прагматической и лингвистической, связанной с языком науки. П.С. Юшкевич в [11] отмечает, что философский язык образен (метафоричен) и многозначен, поскольку он выражает наиболее общие сущности и связи между ними. В конкретных науках, для конкретных предметных областей обязательно вырабатывается свой собственный конкретно-определенный и однозначный научный язык. Понятия в конкретных науках - максимально точные (самые точные в математике -объекты абстрактно-упрощенные). В этом - причина вспышек "войн определений" понятия информации. По существу, в этих дискуссиях одновременно применяются разные понятия информации - наряду с самыми широкими используются конкретно-научные, из социальной информатики, биофизики и другие. Далее будет рассмотрена иерархия разных определений - от самого широкого до конкретно-научного в социальной информатике.
Исключительность понятия информации проявляется и в массовом сознании. Широчайшее внедрение современных цифровых
информационных технологий и в быту и в научно-технической сфере находит свое отражение и в языке и в сознании, как научном, так и обыденном. В т.ч. в виде особого "информационного мифа" [9]. Этому мифу наилучшим образом отвечает размытое, многозначное понятие информации, которое может быть обозначать то конкретное, что точно определить или трудно или даже невозможно в конкретной ситуации, но доопределяемое общим контекстом или уточняемым далее. По-видимому, такого рода понятия свойственны не только естественному языку, но и научному. Известны такие научные понятия, как, например, как культура, цивилизация, право которым также дается огромное множество разных определений.
Устойчивое сосуществование множества определений этих понятий, с одной стороны, связано с тем, что само понятие по своему объему чрезмерно широко, а с другой стороны
- очевидно удобство использования
таких "контекстуально
доопределяемых" понятий. Очевидно к именно таким "контекстуально доопределяемым" понятиям
принадлежит и понятие информации, поскольку оно в самом общем смысле отражает самые разнообразные отношения связи и коммуникации.
2.3. Трехуровневая экспликация определения информации
Проблема экспликации понятия информации не может быть решена без учета контекста, точнее ситуации контекста. Самый широкий контекст должен позволять выражение самых широких отношений связи и коммуникации в обществе и природе, средний -отвечать контексту отношений связи и коммуникации в обществе, а конкретно-научный -отвечать сложившемуся современному корпусу информационных понятий. Такая трехуровневая экспликация с одной стороны, позволит сохранить то особое "расширенное" значение, которое полезно в т.ч. для межнаучных коммуникаций, а с другой позволяет логически производить уточнение понятия для конкретных видов информационного взаимодействия.
Рассмотрим пример набора базовых информационных понятий,
используемых в настоящее время в преподавании по специальности "прикладная информатика":
Информационные потребности Данные
Знако-символьные данные Текстовые данные Графические данные Информация Вербальная информация Невербальная информация Документ
Документированная информация Знания
•Субъективные и интерсубъектные знания
Объективные знания Неявные знания
Интеллектуальная собственность Базы данных Базы знаний
Информационные технологии Информационные продукты Информационные услуги Информационные потребности Информационные революции Информационная безопасность
Экономика, Статистика и Информатика 129 №4, 2009
• Защита информации
Не вдаваясь здесь в уточнение отношений невербальной и вербальной (словесной) форм информации, неявных и явных знаний укажем лишь на то, что социальная информация в документальной форме является вербальной, а объективные научные знания являются явными и выражаются в вербальной форме. Безусловно, весь набор базисных информационных понятий не может участвовать в конкретно-научном определении понятия информации, он приведен в "расширенном" варианте для установления сопоставимых объемов этих понятий. Примерами конкретно-научных определений являются т.н. DIKW- модели [9]. DIKW-модель весьма выразительно показывает отношения между понятиями данных, информации и знаний (производное от англ. data, information, knowledge, wisdom — данные, информация, знания, мудрость). Понятие "мудрость" мы полагаем как дополняющее понятие знаний и здесь рассматривать не будем. Предлагаются собственные модели понятийных цепей, связывающих данные, информацию и знания. На рис. 1 ниже воспроизведена схема такой понятийной цепи", где обозначены вместо уровня D - "этап Д" - те же самые данные, а вместо I - "И" (информация), а вместо K -"З" (знания).
Д --> И --> З
Рис.1. Схема понятийной цепи
Тождественность этой схемы и DIKW-модели вполне очевидна: отличие только в исключении понятия "мудрости". Далее рассмотрение схемы отношений данные - информация -знание будем ограничивать понятием знания.
С учетом этих отношений приведем следующий пример трехуровневого определения понятия информации.
В самом широком понимании информация выражает разнообразные отношения коммуникации и связи в обществе и природе. В широком понимании информация - это сведения о событиях, фактах, явлениях и процессах в социальной и материальной жизни. В более узком понимании информация - это результат восприятия и интерпретации
знако-символьных данных,
выраженный в осмысленной совокупности слов, который может после интерпретации изменить знания субъекта, как отражение окружающего мира, а также средство выражения его мыслей или отношений при общении.
В данном примере не уточнено отношение информации и знаний, которые опосредуются через элементарную единицу знаний -понятия. Вполне очевидно уточнение "узкого определения" в отношении знаний, "выражаемых в системе понятий", однако такое уточнение слишком усложняет определение
3.Философия инфо-рмации и информационного подхода
В настоящее время есть много доводов говорить о том, что информационные технологии и информатика оказались одним их немногих конкретно-научных направлений, в которых непосредственно используется философская терминология. Наряду с понятиями информации и знаний используются онтологии предметных областей, а также понятия сущность -связь. Инженеры и математики в сугубо прагматических целях используют эти философские понятия для решения конкретных задач проектирования информационных систем, баз знаний и баз данных и создания новых информационных технологий. При этом они лишают эти понятия образности и метафоричности, пытаясь придать им в рамках конкретных задач однозначность. Зачастую, они делают это интуитивно, избегая обобщений и обходясь без четких определений. Это связано, в т.ч. и с указанной выше проблемой разности конкретно-научных и философских языков.
Крупнейшие философы прошлого занимались проблемами
эпистемологии, которая нашла свое отражение в современной "компьютерной эпистемологии", которую впервые рассмотрел А. И. Ракитов [12]. Еще Сократ различал "знания" и "мнения", в этом различии можно усмотреть те отношения, которые связывают между собой информацию и знания, недостоверные знания и истину, субъективные и
объективные знания и др. Философы М. Поланьи и К. Поппер в своих работах ввели новые понятия неявных и личностных знаний, а также понятия физического, ментального миров и мира объективного знания. Исключительно ценные сами по себе результаты, полученные этими учеными, при нечеткой интерпретации вносят серьезную путаницу, которая уже проявляется в работах по инженерии знаний.
Здесь следует отметить плодотворность соединения
философии науки и конкретной науки. Философы в новейшее время стали глубоко заниматься изучением конкретных "околоинформационных" наук, в первую очередь когнитивными и информатикой. Мышление представителей конкретных наук само по себе консервативно, оно ограничено теми достижениями, которые получены дедуктивным методом, на который они опираются в конкретной теории, и на эмпирические результаты практики. Метафорически образный язык философии позволяет значительно больше свободы для выдвижения гипотез относительно конкретно-научных проблем. Однако эти проблемы разрешаются только в рамках конкретных наук. Философы не могут принять непосредственного участия в экспликации конкретно-научных понятий, таких как информационные понятия. Различение их - удел специалистов, сталкивающихся с необходимостью решения конкретно-научных задач. Именно это позволяет предложить ниже "аксиоматический ряд" отношений между "информационно - знаниевыми" понятиями, которые развивает введенные выше отношения информационных понятий и дает четкую интерпретацию неявных и личностных знаний.
• Любые знания есть система понятий.
•Понятия существуют в вербальной форме.
• Вербальная информация существует относительно понятий.
• Явные знания существуют в вербальной форме.
• Неявные знания могут быть вербализованы.
• Умения (навыки выполнения
операций) не всегда могут быть вербализованы.
Последнее утверждение известно не только из обыденной практики (езды на велосипеде и овладения языками), но из теории обучения. Обосновать его можно также рассматривая отношение пассивного знания и компетенции. Известен феномен "практиков" -вполне компетентных в своей профессиональной области
специалистов, не имеющих достаточной теоретической
подготовки. Подмена понятий умений и неявных (личностных) знаний приводит к ошибочному выводу о невозможности вербализации
последних. Нетрудно увидеть, что накопление знаний и развитие человечества были бы невозможны без вербализации неявных (личностных) знаний. Приведенный пример на наш взгляд показывает правомерность и актуальность сочетания конкретно-научного и философского рассмотрения информационных понятий и отношений между ними.
Разнообразные примеры
использования информационных технологий в науках и социальной практике выдвинули и придали популярность информационному подходу к решению научных и социальных задач. В его популярности находит свое отражение отмеченная мифологизация понятия информации, ведь чаще всего информационный подход практически сводится к анализу объемов обрабатываемых в этих задачах данных. Однако его значение даже в таком, "усеченном" значении весьма существенно для решения задач на современных средствах вычислительной техники и для используемых информационных технологий. Критический анализ информационного подхода наряду с теорией информационного
взаимодействия также следует считать предметом "общей информатики".
4. Заключение
В настоящей статье сделана попытка уточнения предмета и объекта научно-образовательной дисциплины, которую в отечественной литературе называют "информатика", выделения
содержательного "ядра" из разных предметных "информационных" дисциплин - тех общих разделов, которые их объединяют. В качестве такого "ядра" предложена "общая информатика", которая изучает информацию и различные форм ее представления с точки зрения информационного взаимодействия. Рассмотрены основы информатики и информационных технологий, выделены исключительные черты понятия информации и предложена трехуровневая экспликация
определения информации. Дан пример набора базовых информационных понятий и на основе модели дан
пример трехуровневого определения понятия информации. Рассмотрена плодотворность соединения
философии науки и информатики как конкретной науки, которая подтверждена рассмотрением "аксиоматического ряда" отношений между "информационно - знаниевыми" понятиями, развивающую отношения информационных понятий и позволяющую четкую интерпретацию неявных знаний.
Литература
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://www.edu-it.ru/inf__vuz
3. Современные философские проблемы естественные, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под редакцией д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. - М.: Гардарики, 2007.
4. Поляков А.А., Цветков В.Я. Прикладная информатика. М. "Янус-К". 2002.
5. Информационное взаимодействие как объект научного исследования. Н.А. Кузнецов, Н.Л. Мусхешвили, Ю.А. Шрейдер. Вопросы философии. N 1, 1989г.
6. Научная коммуникация и информация. Михайлов А.И., Черный А.П., Гиляровский Р.С. М.: Наука, 1976.
7. История информатики и философия информационной реальности / под ред. Р.М. Юсупова, В.П. Котенко. - М.: Академический проспект, 2007.
8. Кушнаренко Н.Н. Документоведение: 7-е издание. Учебник.: М. 2007 - Высшее образование.
9. Седякин В.П., Цветков В.Я. Философия информационного подхода. М.: Макс-Пресс, 2007г.
10. А.Д. Иванников, А.Н. Тихонов, В.Я. Цветков. Основы теории информации. М.- Макс-Пресс. 2007.
11. Юшкевич П.С. О сущности философии: Философия и мировоззрение. М., 1990.
12. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
Bibliography
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://www.edu-it.ru/inf__vuz
3. Modern philosophical problems of natural, technical and social and humanitarian sciences: the textbook for post-graduate students and competitors of a scientific degree of the candidate of sciences / Under editorship of Phd, professor Miriniv V.V. - М.: Gardariki, 2007.
4. Polyakov A.A., Tsvetkov V.Ya. Applied informatics. М. "Yanus-K". 2002.
5.Informational interaction as an object of scientific research. N.A. Kuznetsov, N.L. Muskheshvili, Yu.A. Shreider. Questions of philosophy. N 1, 1989.
6. Scientific communication and information. Mikhailov A.I., Chernyi A.P., Gilyarovskiy R.S. М.: Nauka, 1976.
7.History of informatics and philosophy of informational reality / Under editorship of Yusupov R.M., Kotenko V.P. - М.: Akademicheskiy prospekt, 2007.
8. Kushnarenko N.N. Scientific discipline of documentation: 7th edition. Textbook: М. 2007 - Vysshee obrazovanie.
9. Sedyakin V.P., Tsvetkov V.Ya. Philosophy of informational approach. М.: Maks-Press, 2007г.
10. Ivannikov A.D., Tikhonov A.N., Tsvetkov V.Ya. Bases of theory of information. М.- Maks-Press. 2007.
11. Yushkevich P.S. About essence of philosophy: Philosophy and world view. М., 1990.
12.Rakitov A.I. Philosophy of computer revolution. М., 1991.
Экономика, Статистика и Информатика
131
№4, 2009