Научная статья на тему 'О предлагаемом дополнении в Федеральный закон «о свободном порте Владивосток»'

О предлагаемом дополнении в Федеральный закон «о свободном порте Владивосток» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
208
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / THE REDISTRIBUTION OF POWERS BETWEEN THE LOCAL AUTHORITIES AND PUBLIC AUTHORITIES / URBAN ACTIVITIES / ECONOMIC AND LEGAL CONSEQUENCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фисенко А.И., Кулешова Е.А.

Проведён анализ экономических и юридических последствий в случае принятия поправки в федеральный закон «О свободном порте Владивосток» в части, касающейся перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фисенко А.И., Кулешова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABUOT TO THE PROPOSED AMENDMENTS TO THE FEDERAL LOW «ON FREE PORT OF VLADIVOSTOK»

The article analyzes the economic and legal consequences in the event of the corrections to the Federal Law «On Free Port of Vladivostok» in respect of the redistribution of powers between the local authorities and public authorities of the Russian Federation in the area of permission for commissioning of facilities during construction, reconstruction and overhaul of capital construction, located in the free port of Vladivostok.

Текст научной работы на тему «О предлагаемом дополнении в Федеральный закон «о свободном порте Владивосток»»

УДК 656.615:339.543.624

О ПРЕДЛАГАЕМОМ ДОПОЛНЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СВОБОДНОМ

ПОРТЕ ВЛАДИВОСТОК»

Фисенко А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики и финансов ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени

адмирала Г.И. Невельского»

Кулешова Е.А., к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов ФГБОУ ВО «Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского», начальник отдела анализа и планирования ПАО «ДВМП»

Проведён анализ экономических и юридических последствий в случае принятия поправки в федеральный закон «О свободном порте Владивосток» в части, касающейся перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории свободного порта Владивосток.

Ключевые слова: свободный порт Владивосток, распределение полномочий между муниципальными органами власти и органами власти субъекта федерации, градостроительная деятельность, экономические и юридические последствия.

ABUOT TO THE PROPOSED AMENDMENTS TO THE FEDERAL LOW «ON FREE

PORT OF VLADIVOSTOK»

Fisenko A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Economics and Finance chair, FSEI HE «Maritime State University named after

admiral G.I.Nevelskoi»

Kuleshova E., Ph.D., Docent, FSEI HE «Maritime State University named after admiral G.I.Nevelskoi», Head of the Department Analysis and

Planning of JSC «FESCO»

The article analyzes the economic and legal consequences in the event of the corrections to the Federal Law «On Free Port of Vladivostok» in respect of the redistribution of powers between the local authorities and public authorities of the Russian Federation in the area of permission for commissioning offacilities during construction, reconstruction and overhaul of capital construc-tion, located in the free port of Vladivostok.

Keywords: free port of Vladivostok, the redistribution of powers between the local authorities and public authorities of the Russian Federation, urban activities, economic and legal conse-quences.

В сентябре 2016 г. Минвостокразвития России подготовило поправку (часть 16 ст. 28 Федерального закона «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ (дей-ствующая редакция, 2016 г.)[см. 3], согласно которой «Полномочия органов местного са-моуправления муниципального района или городского округа в области градостроитель-ной деятельности, ..., могут быть перераспределены между органами местного само-управления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в порядке, предусмотренном, ча-стью 12ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.».

По поводу указанной выше предлагаемой поправки - дополнении ст. 28 Федераль-ного закона «О свободном порте Владивосток», можно, на наш взгляд,сказать следующее.

Предлагаемое дополнение по сути ставит муниципальное образование в области градостроительной деятельности под контроль субъекта федерации, что, впрочем, и не может быть, на наш взгляд, иным не только по форме (закону, что, собственно, и закреп-ляется предложенным дополнением), но и по содержанию, т.е. фактическим отношениям, сложившимся сегодня между этими уровнями власти.

Перераспределение полномочий (особенно это связано с объектами капитального строительства), очевидно, можно ожидать в пользу приоритета целей, задач и направле-ний контроля субъекта федерации, что ещё больше, на наш взгляд, сужает и ущемляет экономические интересы муниципалитетов, и без того постоянно находящихся (в подав-ляющем своём большинстве) в тяжёлом финансово-бюджетном положении.

Для подтверждения данного вывода,в качестве аргумента, подкрепляющего выска-занную точку зрения,можно привести выдержку из части 12 ст. 17 «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 03.07.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]:

«1.2. Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перерас-пределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государ-ственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий

допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управле-ния муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 ст. 17 и частью 10 ст. 35 настоящего Федерального закона» (часть 1.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 г. № 136-ФЗ) [см. 2]».

Одновременно с этим в ст. 28 «Особенности осуществления градостроительной дея-тельности в связи с созданием территории свободного порта Владивосток» действующего Федерального закона «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ (дейст-вующая редакция, 2016 г.) субъект федерации в указанном предмете управления (градо-строительная деятельность) не упоминается ни разу (!). При этом руководитель муници-пального образования(«глава муниципального образования») упоминается 4 раза - части 3, 7, 10 и 14 ст. 28, а орган(ы) муниципального образования («органы местного само-управления») - 10 (!) раз - части 2, 4-6, 8-9,11-13 и 15 ст. 28.

В ст. 28 «Особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территории свободного порта Владивосток» (с 1 января 2017 года Федераль-ным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ в часть 2 и 5 ст. 28 вносятся изменения [см. 4]) ука-занного выше федерального закона написано (текст приводится полностью):

«1. В целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций в объекты капитального строительства на территории свободного порта Владивосток устанавлива-ются особенности правового регулирования градостроительной деятельности, предусмотренные настоящей статьей.

2. Подготовка и утверждение документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории, градостроительного плана зе-мельного участка в составе проекта межевания территории), входящей в границы терри-

156 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | 6 2016 |

тории свободного порта Владивосток, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, в границы которых входит территория, в отношении которой утверждается документация по планировке территории.

3. Публичные слушания по проекту планировки территории, проекту межевания территории проводятся в сроки, установленные настоящей статьей. Решение о проведении указанных публичных слушаний принимает глава муниципального образования.

4. Срок проведения публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее десяти дней и более сорока дней.

5. Подготовка в виде отдельного документа и утверждение градостроительного пла-на земельного участка, расположенного на территории свободного порта Владивосток, осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или город-ского округа, на территориях которых расположен соответствующий земельный участок, в течение десяти дней с даты поступления заявления физического или юридического лица о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.

6. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разреше-ния на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капи-тального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), расположенных на территории свободного порта Владивосток, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых расположен такой земельный участок или объект капитального строительства.

7. Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разре-шенный вид использования проводятся в сроки, установленные настоящей статьей. Реше-ние о проведении указанных слушаний принимает глава муниципального образования.

8. Подготовка и проведение публичных слушаний по вопросу предоставления раз-решения на условно разрешенный вид использования осуществляются органом местного самоуправления муниципального района или городского округа.

9. Срок проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более пятнадцати дней.

10. На основании рекомендаций, указанных в части 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, руководитель органа местного самоуправления муници-пального района или городского округа принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.

11. Лицо, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строи-тельства, расположенных на территории свободного порта Владивосток, направляет в ор-ган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых расположен соответствующий земельный участок, заявление о предоставлении такого разрешения.

12. Подготовка и проведение публичных слушаний по вопросу получения разреше-ния на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструк-ции объектов капитального строительства осуществляются органом местного самоуправ-ления муниципального района или городского округа.

13. Срок проведения публичных слушаний по вопросу получения разрешения на от-клонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объек-тов капитального строительства со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более пятнадцати дней.

14. Глава муниципального образования в течение пяти дней со дня поступления ука-занных в части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации рекомен-даций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных

параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строи-тельства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принято-го решения.

15. Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуата-цию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории свободного порта Владиво-сток, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района или го-родского округа в течение семи дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство или разрешения на ввод объектов в эксплуатацию».

Вывод, который следует из представленного выше анализа очевиден. Заключается он в том, что с введением части 16 в ст. 28 Федерального закона «О свободном порте Вла-дивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ (действующая редакция, 2016 г.) законодательно за-крепляются фактическое неравенство прав субъекта федерации и муниципального образования, и осуществляемые первым дискреционно полномочия субъекта федерации в области градостроительной деятельности. Очевидно, что в этом случае и распределение полномочий между уровнями власти будет соответствующим.

Литература:

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (действующая редакция, 2016). ПринятГосударственной Ду-мой16 сентября 2003 года. ОдобренСоветом Федера-ции24 сентября 2003 года // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата вхождения 07.11.2016 г.).

2. Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// http://www.garant.ru^hotlaw/federal/544413/#ixzz4QEC1VgLS(дата вхождения 07.11.2016 г.).

3. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 № 212-ФЗ (действующая редакция, 2016). ПринятГосударственной Думой3 июля 2015 года. ОдобренСоветом Федерации8 июля 2015 года // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_182596/ (дата вхождения 07.11.2016 г.)

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документа-ции по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития тер-риторий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 03.07.2016 № 373-ФЗ (действующая редакция, 2016). Принят-Государственной Думой24 июня 2016 года. ОдобренСоветом Федерации29 июня 2016 года // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200754/ (дата вхождения 07.11.2016 г.).

TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | №6 2016 | 157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.