DOI: 10.34076/2219-6838-2020-1-34-39
О ПРАВОВЫХ ОСНОВАНИЯХ ПЕРЕМЕНЫ ИМЕНИ Молчанов Роман Юрьевич
Доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва), кандидат юридических наук, e-mail: rosjurservice@gmail.com
В статье анализируется действовавшее на территории Российской Федерации в период новейшей истории законодательство о порядке перемены имени по желанию гражданина. Подвергнуты критике современные нормативные положения, гарантирующие гражданам широкую свободу относительно перемены имени. Обращается внимание на то, что эта свобода сегодня оборачивается большими возможностями для злоупотребления правом на перемену имени с целью уклонения от исполнения юридических обязанностей и в иных целях, не соответствующих назначению права на перемену имени. Автор называет причины, которыми, по его мнению, обусловлена необходимость введения ограничений на осуществление права на перемену имени по собственному желанию его носителя.
Ключевые слова: право на имя, злоупотребление правом, перемена имени по собственному усмотрению
ON THE LEGAL BASES FOR NAME CHANGE Molchanov Roman
Associate professor, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow), candidate of legal sciences, e-mail: rosjurservice@gmail.com
The article analyses the Russian legislation of modern times concerning the procedure for changing the name at the request of a citizen. The current regulations ensuring broad freedom of changing the name are criticized. The author underlines that this freedom turns into great opportunities for abuse of the right to change the name in order to evade legal duties and for other purposes that do not correspond to the purpose of the right to change the name. The author reveals the reasons why it is necessary to restrict the exercise of the right to change the name at the citizen's own request.
Key words: right to a name, abuse of the right, change of someone's name at his discretion
Согласно действующим правовым положениям полностью дееспособное лицо может изменять имя (собственно имя, фамилию и отчество) по своему усмотрению без ограничения количества таких изменений. Орган ЗАГС сегодня имеет так мало оснований для отказа лицу в изменении имени, что можно утверждать об установленной законом возможности для абсолютного большинства граждан изменять имя, фамилию и отчество так часто, как заблагорассудится. Ведет ли это в современных условиях к нивелированию индивидуализирующей функции имени, создаются ли условия для злоупотребления правом на перемену имени?
Исследователи, посвящавшие свои работы праву на имя, исходят из того, что это право должно осуществляться в целях максимальной индивидуализации носителя имени. Так, Н. С. Малеин называет имя «одним из первоначально возникающих и наиболее конкретно персонифицирующих личность духовных благ»1. Очевидно, что речь идет об индивидуализации и обособлении лица от других лиц как участ-
Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981. С. 147.
ников правоотношений. В способности имени индивидуализировать, обозначать субъекта правоотношений состоит его ценность как объекта гражданских прав. Это подчеркивает и законодатель, указывая, что гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем (ст. 19 ГК РФ). М. М. Агарков отмечал: «Охрана имени должна иметь место лишь постольку, поскольку оно является средством индивидуализирования»1.
Правоотношения существуют (возникают, изменяются, продолжаются, прекращаются) во времени. Точно так же во времени существуют их участники, выступающие под своими именами. Влияет ли на стабильность и нормальное развитие правоотношений возможность перемены имени? На первый взгляд перемена имени не должна причинить правоотношениям вред, поскольку соответствующий субъект не исчезает, он, как и раньше, должен исполнять юридические обязанности и может реализовать субъективные права, в том числе возникшие под прежним именем (ч. 2 ст. 19 ГК РФ). Однако у других участников правоотношений, включая кредиторов и правоприменительные органы, появляется необходимость в повторной идентификации лица, изменившего имя, как участника правоотношений, возникших из действий этого лица, совершенных под его прежним именем.
Поведение изменившего имя субъекта, направленное на упрощение или усложнение повторной его идентификации, очевидно связано с конкретными интересами этого субъекта. Закон не относится безразлично к дальнейшему поведению изменившего имя лица. Об этом свидетельствует норма ч. 2 ст. 19 ГК РФ, обязывающая гражданина принять необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене имени. Очевидно, что эту обязанность исполнит кредитор, который заинтересован в своей повторной идентификации. Но едва ли обязанность уведомления о перемене имени исполнит недобросовестный должник, который не заинтересован в своей повторной идентификации или сменил имя для ее усложнения.
Особый интерес в связи с рассматриваемой проблемой вызывает перемена имени должником. Процессуальные нормы допускают ситуацию, когда кредитору (истцу, взыскателю) и суду о новом имени должника (ответчика) ничего не известно. В то же время, исходя из ст. 13, 30, 49 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», главным идентифицирующим признаком должника как участника исполнительного производства является его имя.
Факты использования должниками возможности злоупотребить правом на перемену имени часто упоминаются в СМИ. Например, сообщалось о разысканном судебными приставами из Свердловской области должнике, который сменил имя и фамилию, чтобы не возвращать долг2. Житель Уфы дважды сменил имя, фамилию и отчество, чтобы не платить долги, поэтому запросы приставов, отыскивавших его имущество, не давали результатов, а должник был задержан приставами случайно3.
По смыслу п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Верховный Суд РФ допускает продолжение исполнительного производства в отношении должника, изменившего имя, но акцентирует внимание на необходимости установить и документально подтвердить факт перемены имени. Таким образом, пристав, которому должник не представляет документ о перемене имени, может установить факт перемены имени должником только на основании полученных от органов ЗАГС сведений о наличии соответствующей актовой записи.
Право пристава запросить сведения у органов ЗАГС в рамках межведомственного взаимодействия предусмотрено ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ
1 Агарков М. М. Право на имя // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005. С. 147.
2 Фомина В. Должник сменил фамилию, чтобы не платить // Сравни.ру. 2019. 15 окт. URL: https://www. sravni.ru/novost/2011/10/15/dolzhnik-smenil-familiju-chtoby-ne-platit (дата обращения: 24.11.2019).
3 У одного должника на 3 имени 35 исполнительных производств и полтора миллиона рублей долга // Пресс-служба УФССП Республики Башкортостан. 2018. 17 дек. URL: http://r02.fssprus.ru/news/ document26368174 (дата обращения: 24.11.2019).
«Об актах гражданского состояния». Однако направление запроса не является обязанностью пристава. Поэтому бездействие пристава, не направляющего запрос, невозможно считать противоправным. Даже направляя запрос органам ЗАГС, пристав может получить информацию, которая вскоре устареет и не будет полезна, поскольку закон не ограничивает частоту перемены имени. Так, жительница Смоленска сменила фамилию семь раз, чтобы не платить долги по кредитам, а судебный пристав смог встретиться с должницей случайно1.
Интересно, что ст. 60 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» установлен месячный срок для рассмотрения заявления о перемене имени. К тому же срок замены паспорта, в том числе при перемене имени, сегодня незначителен и составляет от 10 до 30 дней в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом МВД РФ от 13 ноября 2017 г. № 851. То есть гражданин может оперативно поменять имя и паспорт. К примеру, пристав по запросу узнал о факте перемены имени и начал розыск должника под новым именем. Тем временем должник уже инициировал очередную процедуру перемены имени и вскоре получил новый паспорт. В итоге должник снова будет разыскиваться под своим «устаревшим» именем.
Не способствует работе приставов и Положение о взаимодействии ФССП и МВД, их территориальных органов, утвержденное приказом Минюста России, МВД России от 18 октября 2018 г. № 216/698, которое не предусматривает обязанности органов внутренних дел предоставлять приставам информацию о выданных гражданам паспортах.
Вводимые Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 451-ФЗ новые правила об обязательном включении в исковое заявление и в исполнительный документ одного из идентификаторов физического лица (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта, ОГРН предпринимателя), как представляется, помогут избежать участившихся в последнее время ошибочных взысканий с так называемых полных тезок2. Но они вряд ли лишат смысла злоупотребление должниками их правом на перемену имени с целью уклониться от исполнения судебных решений. Ведь такие злоупотребления происходят сейчас при обстоятельствах, когда неизменные идентификаторы должника (СНИЛС, ИНН и др.) известны суду из материалов дела (например, из кредитного договора), а судебному приставу - из исполнительного документа.
Из приведенного следует, что частая перемена имени ведет к обезличиванию субъекта правоотношений. Обезличивание в пределах конкретных правоотношений является не единственной целью, которая может быть достигнута путем перемены имени участником правоотношений. М. М. Агарков указал на возможность шиканоз-ных действий (т. е. действий, которые нужно квалифицировать как злоупотребление правом) относительно самого имени или при помощи имени3. Если нечестный должник старается «уйти» от своего прежнего имени, а вместе с тем - от обязательств, приобретенных под прежним именем, то иной злоумышленник стремится воспользоваться ценностью чужого имени, сопутствующей ему славой, репутацией, политическим весом, популярностью. Последнее может быть связано как с корыстью, так и со стремлением опорочить, обесценить чужое имя.
Возможные злоупотребления правом на перемену имени заставляют задуматься о разумности и целесообразности существующих правовых оснований для перемены имени. О необходимости правовых оснований для возникновения имени исследователи косвенно уже высказывались. Так, М. М. Агарков говорит, в частности, о том, что право на имя возникает при рождении, крещении, из брака, усыновления и т. п.4 При этом он анализирует российское, швейцарское и немецкое гражданские уло-
1 Иванова И. Смолянка семь раз сменила фамилию, чтобы не платить долги // О чем говорит Смоленск. 2019. 19 июня. URL: https://smolensk-i.ru/sodety/smolyanka-sem-raz-smenila-familiyu-chtobyi-ne-platit-do-lgi_289447 (дата обращения: 24.11.2019).
2 Апрельская Е. Заплати за однофамильца: дикие истории россиян, потерявших все из-за тезок-должников // MK.ru. 2018. 2 апр. URL: https://www.mk.ru/social/2018/04/02/zaplati-za-odnofamilca-dikie-istorii-rossiyan-poteryavshikh-vse-izza-tezokdolzhnikov.html (дата обращения: 24.11.2019).
3 Агарков М. М. Указ. соч. С. 146.
4 Там же. С. 141.
жения, Гражданский кодекс Франции, которые действовали в XIX и в начале ХХ столетий. Каждый такой юридический факт, безусловно, является оправданным основанием для возникновения имени, в том числе для нового имени лица, т. е. для перемены имени. Отмеченные традиционные правовые основания для возникновения и перемены имени сохранялись и в советском законодательстве, и в законодательстве Российской Федерации, других государств на территории бывшего СССР. И все же история вопроса такова: государство либо жестко регламентирует основания и процедуру перемены имени, либо отказывается от сколько-нибудь существенных ограничений и максимально упрощает эти процедуры.
Либерализация правил перемены имени впервые на территории России произошла с принятием Декрета СНК РСФСР от 4 марта 1918 г. «О праве граждан изменять свои фамилии и прозвища». Гражданам позволялось осуществлять такую перемену свободно, по их желанию, поскольку этим не нарушаются права третьих лиц, обеспеченные специальными узаконениями. Процедура предполагала обращение в местный отдел записи браков и рождений, публикацию объявления о перемене имени в печати и совершение соответствующей актовой записи. Регистрирующий орган не был наделен правом разрешать или запрещать реализовать право на перемену имени, а был обязан после выполнения всех формальностей совершить актовую запись. Похожим по содержанию и демократичности был и следующий нормативный правовой акт - Декрет ВЦИК и СНК СРФСР от 14 июля 1924 г. «О праве граждан изменять свои фамилии (родовые прозвища) и имена».
Позже реализация права на перемену имени по собственному желанию усложнилась значительным вмешательством государства. Исходя из положений Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1940 г. «О порядке изменения гражданами СССР фамилий и имен», допускалось изменение совершеннолетними гражданами по собственному желанию только фамилий и имен и такое изменение происходило лишь по разрешению республиканских, краевых и областных отделов ЗАГС и соответствующих наркоматов и управлений внутренних дел. Причем при принятии решения о перемене имени и фамилии или отказе в ней соответствующие государственные органы не были ограничены никакими условиями. Более того, перемена имени не допускалась при наличии протестов со стороны органов государственной власти. Возможность обжалования решения об отказе в регистрации ограничивалась соответствующим обращением к вышестоящему органу НКВД СССР в течение одного месяца со дня получения уведомления об отказе.
По смыслу Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 г. «О порядке изменения гражданами СССР фамилий, имен и отчеств» вопрос об изменении имени совершеннолетними также разрешался только при согласии органов ЗАГС областного, краевого и республиканского уровня. Положение о порядке рассмотрения ходатайств об изменении гражданами СССР фамилий, имен и отчеств, утвержденное постановлением Совета министров СССР от 20 августа 1971 г. № 587, давало право органу ЗАГС или разрешить, или отказать в перемене имени гражданину, обжалование решения было возможно только в исполком совета того уровня, к которому принадлежал орган ЗАГС. Положение не позволяло перемену имени в любом случае, когда заявитель находится под следствием или судом или у него есть судимость, а также в случае, когда против перемены имени есть возражения со стороны заинтересованных государственных органов. То есть государство снова в каждом случае решало вопрос о возможности перемены имени. При этом оно не было ограничено конкретными основаниями для отказа заявителю, лишь некоторые основания для отказа применялись обязательно. В ходатайстве заявителю необходимо было указать причины изменения фамилии, имени или отчества, а орган ЗАГС был обязан составить заключение, в котором излагал обоснованность перемены имени заявителем и мнение о возможности такой перемены. Очевидно, что подобная сложная процедура изменения имени, предусмотренная указанным нормативным актом, не позволяла изменять имя часто и по сомнительным мотивам. Невозможность судебного обжалования решений органов ЗАГС фактически ставила в полную зависимость от них реализацию права на перемену имени по собственному желанию гражданина.
Закон СССР от 3 июля 1991 г. «О порядке перемены гражданами СССР фамилий, имен и отчеств» хотя и оставил за органами ЗАГС (теперь уже районного и городского уровня) право принимать решение о перемене имени, однако позволил изменять имя с 16 лет, закрепил возможность административного и судебного обжалования решений об отказе в регистрации перемены имени. Исходя из постановления Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 709 «О мерах по реализации Федерального закона „Об актах гражданского состояния"», с принятием соответствующего закона Российская Федерация перестала руководствоваться в вопросе перемены имени правилами постановления Совета министров СССР от 20 августа 1971 г. № 587 и перешла к ныне действующим правилам.
Таким образом, анализируя историю вопроса, мы наблюдаем разные подходы государства к определению механизма осуществления гражданами права на перемену имени: от чрезвычайно жесткого контроля, когда во многом перемена имени зависела от воли чиновника, до безразличного отношения к соответствующим желаниям граждан, равнодушия к мотивам, по которым происходит перемена имени, к частоте таких изменений. Очевидно, что жесткие механизмы, регулирующие перемену имени, не позволяли осуществлять такую перемену часто и тем самым уменьшали вероятность недобросовестного поведения субъектов правоотношений, фактически делали невозможным их обезличивание. Напротив, демократичные процедуры изменения имени позволяют гражданам производить такую перемену часто, что создает предпосылки для злоупотребления этим правом.
Какое отношение закона к перемене имени оправданно сегодня? Если исходить из необходимости сберечь функцию имени как основного, исходного идентификатора физического лица, то следует добиваться неизменности имени, разумного определения исчерпывающего перечня оснований для его перемены, недопущения произвольной перемены имени. Поскольку имя гражданина - это не только его личное, но и общественно значимое благо, постольку и в подходе законодателя к регулированию отношений в связи с именем нужно соблюсти баланс личных и общественных интересов. Представляется, что закон должен установить исчерпывающий перечень оснований для перемены имени гражданином по его собственной инициативе: неблагозвучность, плохая репутация имени, необходимость защиты личной жизни, защиты свидетеля, потерпевшего, государственного служащего. При этом следует наделить органы ЗАГС правом проверять наличие установленного законом основания для перемены имени у каждого обратившегося и правом отказать в совершении актовой записи при необоснованном обращении.
Список литературы
Агарков М. М. Право на имя // Сборник статей по гражданскому и торговому праву. Памяти профессора Габриэля Феликсовича Шершеневича. М., 2005.
Апрельская Е. Заплати за однофамильца: дикие истории россиян, потерявших все из-за тезок-должников // MK.ru. 2018. 2 апр. URL: https://www.mk.ru/social/2018/04/02/zaplati-za-odnofamilca-dikie-istorii-rossiyan-poteryavshikh-vse-izza-tezokdolzhnikov.html (дата обращения: 24.11.2019).
Иванова И. Смолянка семь раз сменила фамилию, чтобы не платить долги // О чем говорит Смоленск. 2019. 19 июня. URL: https://smolensk-i.ru/society/smolyanka-sem-raz-smenila-familiyu-chtobyi-ne-platit-dolgi_289447 (дата обращения: 24.11.2019).
Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981.
У одного должника на 3 имени 35 исполнительных производств и полтора миллиона рублей долга // Пресс-служба УФССП Республики Башкортостан. 2018. 17 дек. URL: http://r02.fssprus.ru/ news/document26368174 (дата обращения: 24.11.2019).
Фомина В. Должник сменил фамилию, чтобы не платить // Сравни.ру. 2019. 15 окт. URL: https://www.sravni.ru/novost/2011/10/15/dolzhnik-smenil-familiju-chtoby-ne-platit (дата обращения: 24.11.2019).
References
Agarkov M. M. Pravo na imya // Sbornik statei po grazhdanskomu i torgovomu pravu. Pamyati professora Gabrielya Feliksovicha Shershenevicha. M., 2005.
Aprel'skaya E. Zaplati za odnofamil'tsa: dikie istorii rossiyan, poteryavshikh vse iz-za tezok-dolzhnikov // MK.ru. 2018. 2 apr. URL: https://www.mk.ru/social/2018/04/02/zaplati-za-odnofamilca-dikie-istorii-rossiyan-poteryavshikh-vse-izza-tezokdolzhnikov.html (data obrashcheniya: 24.11.2019).
Fomina V. Dolzhnik smenil familiyu, chtoby ne platit' // Sravni.ru. 2019. 15 okt. URL: https://www. sravni.ru/novost/201l/l0/l5/dolzhnik-smenil-familiju-chtoby-ne-platit (data obrashcheniya: 24.11.2019).
Ivanova I. Smolyanka sem' raz smenila familiyu, chtoby ne platit' dolgi // O chem govorit Smolensk. 2019. 19 iyunya. URL: https://smolensk-i.ru/sodety/smolyanka-sem-raz-smenila-familiyu-chtobyi-ne-platit-dolgi_289447 (data obrashcheniya: 24.11.2019).
Malein N. S. Grazhdanskii zakon i prava lichnosti v SSSR. M., 1981.
U odnogo dolzhnika na 3 imeni 35 ispolnitel'nykh proizvodstv i poltora milliona rublei dolga // Press-sluzhba UFSSP Respubliki Bashkortostan. 2018. 17 dek. URL: http://r02.fssprus.ru/news/ document26368174 (data obrashcheniya: 24.11.2019).