Научная статья на тему 'О правовых аспектах эксплуатации систем отведения поверхностного стока с селитебных территорий в водные объекты'

О правовых аспектах эксплуатации систем отведения поверхностного стока с селитебных территорий в водные объекты Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
601
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПОВЕРХНОСТНЫЙ СТОК / СЕЛИТЕБНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ВОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SURFACE RUNOFF FROM RESIDENTIAL AREAS / LEGAL FEATURES OF THE SURFACE RUNOFF DRAIN SYSTEM OPERATION TO WATER BODIES

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Никитин О.В., Латыпова В.З., Сабанаев Р.Н., Шагидуллина Р.А., Лукоянов Д.Е.

В работе дается информационно-аналитический обзор требований водного законодательства при эксплуатации городских систем водоотведения ливневых сточных вод в водные объекты с оценкой соответствия эксплуатации ливневой канализации промышленно-урбанизированных территорий этим требованиям на примере г. Казани. Обоснована необходимость совершенствования и соблюдения водного законодательства в части отведения поверхностных сточных вод промышленно-урбанизированных территорий для снижения нагрузки на внутригородские водоемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Никитин О.В., Латыпова В.З., Сабанаев Р.Н., Шагидуллина Р.А., Лукоянов Д.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal features of the surface runoff drain system operation from residential areas to water bodies

The paper provides an overview of the requirements of water legislation in the operation of surface runoff drain system and conformity assessment of the system operation in industrialized and urban areas (on the example of Kazan city) to these requirements. The necessity of improvement and the water legislation regarding surface runoff discharge to reduce runoff loading to the intracity water bodies is proved

Текст научной работы на тему «О правовых аспектах эксплуатации систем отведения поверхностного стока с селитебных территорий в водные объекты»

О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ОТВЕДЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА С СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

УДК349.6:628.394

1О.В. Никитин, 12В.З. Латыпова, 'Р.Н. Сабанаев, 3Р.А. Шагидуллина, 4 Д.Е. Лукоянов, 1Р.М. Сафиуллин, 1О.Г. Яковлева, 2А.Т. Горшкова, 'А.А. Дмитриев

1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, olnova@mail.ru 2 Институт проблем экологии и недропользования АН РТ 3Министерство экологии и природных ресурсов РТ

4ООО «ВТС»

о правовых аспектах эксплуатации систем отведения поверхностного стока с селитебных территорий в водные объекты

В работе дается информационно-аналитический обзор требований водного законодательства при эксплуатации городских систем водоотведения ливневых сточных вод в водные объекты с оценкой соответствия эксплуатации ливневой канализации промышленно-урбанизированных территорий этим требованиям на примере г. Казани. Обоснована необходимость совершенствования и соблюдения водного законодательства в части отведения поверхностных сточных вод промышленно-урбанизированных территорий для снижения нагрузки на внутригородские водоемы.

Ключевые слова: водные объекты; поверхностный сток; селитебные территории; водное законодательство.

Введение

Поверхностный сток с селитебных территорий и площадок промышленных предприятий является интенсивным фактором антропогенной нагрузки на природные водные объекты. Существенный (до 80%) вклад в загрязнение поверхностных вод вносит поверхностный сток с территории городов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий (Постановление..., 2003; Постановление..., 2005; Федеральный закон №7-ФЗ, 2002). При существующих системах очистки производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод загрязненность водных объектов продолжает нарастать в основном за счет сброса в них поверхностного стока, так как основное количество поверхностного стока поступает в водоемы без очистки (в том числе с территорий жилых массивов), а имеющиеся на отдельных промпредприятиях сооружения по очистке ливневых вод эксплуатируются недостаточно эффективно в связи с их физической и моральной изношенностью. Существующие на территории городов очистные сооружения ливневых сточных вод охватывают незначительные водосборные площади, что характерно и для г. Казани (Сабанаев и др., 2014).

Загрязнение водных объектов в пределах городской черты, имеющих, как правило, статус при-родно-технических, хозяйственно-питьевых или рыбохозяйственных водоемов, в результате сброса неочищенных поверхностных сточных вод приводит к нарушению гидрохимического режима, самоочищающей способности и санитарно-экологи-

ческого состояния, создавая угрозу безопасности и здоровью населению города.

Цель работы - обобщить требования законодательства и других нормативно-правовых актов (с учетом изменений и дополнений последних лет, в том числе на 01.01.2015) при эксплуатации систем отведения поверхностных сточных вод про-мышленно-урбанизированных территорий и оценить соответствие эксплуатации ливневой канализации городов этим требованиям на примере крупного города (Казань).

В работе проведен анализ водного законодательства Российской Федерации при эксплуатации систем отведения поверхностных сточных вод промышленно-урбанизированных территорий (по состоянию на 01.01.2015 г.), материалов государственного фонда данных специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды Республики Татарстан (РТ), баз данных Института проблем экологии и недропользования Академии наук РТ (ИПЭН АН РТ) и Казанского федерального университета (КФУ) по водным объектам г. Казани и литературных данных. Результаты и их обсуждение Анализ требований законодательства и других нормативно-правовых актов при эксплуатации систем отведения поверхностных сточных вод в водные объекты

Правом каждого человека, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, является право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущер-

ба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Для обеспечения этого фундаментального права предусмотрена природоохранная деятельность или охрана окружающей среды (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ, 2002) - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Причем в основу этой деятельности заложены следующие основные принципы (ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, 2002): соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. В соответствии с ч. 1 ст. 34 указанного выше закона должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 21.10.2013 № 282-ФЗ), включающим Водный Кодекс (2006), Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов РФ, а также издаваемые в пределах полномочий субъектов РФ нормативно-правовые акты, регулирующие водные отношения.

Объектом данного исследования являются поверхностные сточные воды, отводимые во внутригородские водные объекты. Под сточными водами, в соответствии с измененным определением (п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ в ред. Федерального закона от 21.10.2013 №282-ФЗ), понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В целом водное законодательство РФ основывается на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется, исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов; как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав (ст.3 Водного кодекса РФ).

К числу запрещающих мер при эксплуатации водохозяйственных систем (п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ) однозначно относится запрет на сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Поддержание поверхностных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты (ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ).

Аналогичное требование содержится и в других документах водного законодательства РФ. Так, санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, установленные Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), регламентируют недопустимость биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека со стороны водных объектов, расположенных, в частности, в границах городских и сельских населенных пунктов (ст. 18, п. 1), а также установление согласованных с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативов предельно допустимых вредных воздействий и нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты для их охраны, предотвращения загрязнения и засорения (ст. 18, п. 4).

Согласно п. 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 (2000), в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, в том числе поверхностно-ливневые. В соответствии с п. 4.1.3 того же документа не допускается сбрасывать в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпу, снег, кубовые осадки и другие отходы и мусор, формирующиеся

3/2015

57

О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ОТВЕДЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА С СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

на территории населенных мест и производственных площадок. Пунктом 4.2 указанных Санитарных правил предусмотрено, что сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования. Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты, которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы. Нормативно-допустимые сбросы (НДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод и каждого загрязняющего вещества, в том числе продуктов его трансформации, исходя из условия, что их концентрации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водного объекта в створе не далее 500 м от места выпуска (пп. 6.11 и 6.11.1 СанПиН 2.1.5.980-00).

Характеристика соблюдения требований природоохранного законодательства и других нормативно-правовых актов при эксплуатации систем отведения поверхностных сточных вод с территории г. Казани

Организованное отведение поверхностных сточных вод с территории г. Казани осуществляется в основном в следующие водные объекты: Куйбышевское водохранилище (р. Волгу), р. Казанку, р. Ноксу, озера Верхний Кабан, Нижний Кабан, Средний Кабан, озеро за парком Победы и протоку Булак.

В работе проанализированы данные по 44 выпускам поверхностных сточных вод. Часть выпусков при оценке нагрузки и ранжировании источников воздействия объединена в укрупненные условные источники воздействия. Это касается малых выпусков в протоку Булак, ряда выпусков в р. Волгу в районе речного порта и в оз. Средний Кабан в районе ул. Технической.

Обобщенные данные по нагрузке на рассматриваемые водные объекты по количеству (расходу) сбрасываемых в них поверхностных сточных вод приведены на рисунке 1, из которых следует, что наименьшую нагрузку испытывают оз. Верхний Кабан, озеро за парком Победы и протока Булак, а наибольшую - оз. Средний Кабан.

Обобщенные данные по нагрузке на рассматриваемые водные объекты по суммарной массе сбрасываемых со сточными водами основных загрязняющих веществ (нефтепродуктов, взвешенных веществ) приведены на рисунке 2. Из представленных данных следует, что по уменьшению нагрузки за счет организованного сброса поверхностных сточных вод с территории г. Казани рассматриваемые водные объекты можно расположить в убывающий ряд: оз. Средний Кабан - р. Казанка -р. Волга - р. Нокса - оз. Нижний Кабан - протока Булак - оз. за парком Победы - оз. Верхний Кабан.

^ «Г ^ ,

* с*

с/ «/

Рис. 1. Нагрузка на водные объекты, оцениваемая по расходу поверхностных сточных вод с территории г. Казани

Протока Булак 2%

оз.Парк Победы 1%

Рис. 2. Ранжирование водных объектов по нагрузке загрязняющими веществами (по суммарной массе загрязняющих веществ), поступающими с организованным поверхностным стоком с территории г. Казани

Проведенный анализ городских систем водоот-ведения в основные водные объекты г. Казани выявил ряд нарушений требований законодательства и других нормативно-правовых актов (с учетом изменений и дополнений последних лет, в том числе на 01.01.2015) при эксплуатации систем отведения поверхностных сточных вод промышленно-урба-низированных территорий.

При планировании и застройке г. Казани не в полной мере соблюдались требования к выполнению мероприятий по охране водных объектов:

• не предусматривались меры по нормативной очистке поверхностных сточных вод, не устанавливались НДС загрязняющих веществ, поступающих в водоемы с поверхностными сточными водами;

• ввод в эксплуатацию систем отведения поверхностных сточных вод в городские водные объекты осуществлялся без строительства технических средств очистки сточных вод, следовательно, основное количество ливневых сточных вод отводились в водоемы без очистки с превышением предельно допустимых концентраций содержания загрязняющих веществ;

• проводимые ранее мероприятия по охране городских водных объектов, в основном, заключались в расчистке и благоустройстве прибрежной полосы, а собственно природоохранные мероприятия, которые могли бы обеспечить нормативное качество воды водных объектов, не предусматривались;

• сброс поверхностных сточных вод в водоемы в черте г. Казани осуществлялся без получения разрешения на сброс загрязняющих веществ и без решения о предоставлении водных объектов в пользование.

Проведенный анализ состояния обсуждаемого вопроса выявляет следующие характерные нарушения требований водного законодательства по сбору, транспортированию и сбросу поверхностных сточных вод с городской территории в водные объекты:

• отсутствует соответствующее технико-экономическое обоснование сброса поверхностных сточных вод в водоемы;

• не разработаны нормативы предельно допустимых вредных воздействий и НДС химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты;

• отсутствуют разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в городские водные объекты, согласованные и утвержденные в установленном порядке государственными органами экологического и санитарно-эпидемиологического надзора;

• не осуществляется регулярный мониторинг сбрасываемых в водоемы поверхностных сточных вод.

Первым шагом к восстановлению водных объектов, предотвращению их истощения, ликвидации засорения и загрязнения является снижение так называемой внешней нагрузки - строительство локальных очистных сооружений и повышение эффективности очистки сточных вод, ограничение сброса

сточных вод, сокращение объемов поступающих с ливневыми сточными водами загрязняющих веществ с водосборной площади, установление и соблюдение режима водоохранных зон, ограничение рекреационной нагрузки и др. Если этого не предпринять, любые восстановительные процедуры не приведут к сколь-нибудь значимому и устойчивому улучшению состояния. Иногда одно лишь снижение внешней нагрузки уже может быть достаточной мерой для возвращения водной экосистемы к нормальному функционированию (Никитин, 2010).

В последние годы Исполнительным комитетом Муниципального образования г. Казани начата системная работа по строительству очистных сооружений ливневых вод, отводимых во внутригородские водные объекты.

Согласно постановлению Главы администрации, г. Казани от 03.11.2003 г. №1933 «Об улучшении содержания ливневой канализации г. Казани» до 01.01.2010 г. планировалось построить 18 очистных сооружений ливневых сточных вод. На сегодняшний день сданы в эксплуатацию очистные сооружения поверхностных сточных вод по ул. Х. Такташа (производительность 250 л/с), по ул. Мамадышский тракт (80 л/с), по ул. Торфяная (100 л/с). Построены и находятся на стадии сдачи в эксплуатацию очистные сооружения поверхностных сточных вод по ул. Подлуж-ная с двухстороннего съезда моста «Миллениум» (производительность 100 л/с), по ул. Ямашева с участка от ул. Декабристов до Оренбургского тракта (300 л/с). Находятся в стадии строительства очистные сооружения поверхностных сточных вод г. Казани с участка Большого Казанского Кольца от ул. Саид- Галеева до ул. Декабристов (производительность 200 л/с).

На основе анализа совокупности результатов, полученных в период 1999-2011 гг., по оценке уровня техногенной нагрузки, качества воды и скорости заиления донных отложений оз. Средний Кабан в г. Казани обоснована целесообразность мер по снижению внешней химической нагрузки на водоем (строительство локальных очистных сооружений ливневых стоков) как первоочередного мероприятия в цепи мер по экореабилитации одного из древнейших озер Казани (Исследование ., 2011; Иванов, 2015; Никитин и др., 2012).

В контексте современных планов по обустройству Адмиралтейской слободы как исторически ценного района Казани разрабатывается проект строительства очистных сооружений ливневых вод, поступающих в пруд Адмиралтейский в Кировском районе, для предотвращения его заиления после проведения мероприятий по экологической реабилитации (Никитин, 2010; Латыпова и др., 2012).

3/2015

59

О ПРАВОВЫХ АСПЕКТАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМ ОТВЕДЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНОГО СТОКА С СЕЛИТЕБНЫХ ТЕРРИТОРИй В ВОДНЫЕ ОБъЕКТЫ

Заключение

Таким образом, Водное законодательство РФ регламентирует запрет на сброс в водные объекты поверхностных сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию; установление и соблюдение нормативов допустимых вредных воздействий и нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в составе поверхностных сточных вод при планировании и застройке селитебных территорий для обеспечения охраны водных объектов и экологической безопасности.

Несмотря на постановление Главы администрации г. Казани от 03.11.2003 г. №1933 «Об улучшении содержания ливневой канализации г. Казани», проблема с поступлением в водоемы и водотоки неочищенных ливнестоков до настоящего времени не решена. Обеспеченность города ливневой канализацией крайне мала, а очистные сооружения ливневых сточных вод на выпусках в водные объекты отсутствуют. По данным мониторинга, качество воды во внутригородских водных объектах, принимающих ливневые сточные воды, резко ухудшается после выпадения дождевых осадков.

Для приведения водоохранной деятельности в соответствие с водным законодательством рФ, запрещающим сброс в водные объекты неочищенных ливнестоков, организованно отводимых с селитебных территорий и площадок предприятий без нормирования нагрузки, важное значение имеет проведение работ по мониторингу ливневых стоков с урбанизированных территорий в поверхностные воды внутригородских водоемов, по научному обоснованию нормативов сброса и расчету экономических показателей сброса загрязняющих веществ с ливневыми сточными водами в водные объекты. Это позволит обосновать рекомендации по целесообразности очистки различных ливне-стоков и рассчитать необходимую эффективность работы очистных сооружений с учетом экологических требований к качеству поверхностных вод.

список литературы

1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015).

2. Иванов Д.В. Параметры осадконакопления в озерах системы Кабан г. Казани // Российский журнал прикладной экологии. 2015. №2. С. 20-25.

3. Латыпова В.З., Шагидуллина Р.А., Яковлева О.Г., Ша-гидуллин Р.Р. Оценка антропогенной нагрузки на озеро Средний Кабан г. Казани // Георесурсы. 2012. № 7. С.48-53.

4. Никитин О.В. Современные подходы к восстановлению озерных экосистем // Промышленная экология и безопасность /Матер. VIII Междунар. форума «Нефть, газ, экология». Казань, 2010. С. 124-128.

5. Никитин О.В., Латыпова В.З., Яковлева О.Г. Шаги-дуллин Р.Р., Иванов Д.В., Петров А.М., Тарасов О.Ю., Шагидуллина Р.А., Камалов Р.И. Обоснование природоохранных мероприятий по реабилитации и сохранению экологического

благополучия озера Средний Кабан города Казани // Георесурсы. 2012. №7. С. 51-56.

6. «О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344».

7. Исследование гидрохимического и гидробиологического состояния систем оз. Кабан и протоки Булак с целью разработки комплекса мероприятий по восстановлению механизмов саморегулирования водной среды. Отчет. Казань: ГБУ ИПЭН АН РТ, 2011. 304 с.

8. Постановление правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 (ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

9. Постановление правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 (ред. от 24.12.2014) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

10. Постановление правительства Российской Федерации от 01.07.2005 № 410 «О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344».

11. Рекомендации по расчету систем сбора, отведения и очистки поверхностного стока с селитебных территорий, площадок предприятий и определению условий выпуска его в водные объекты», ФГУП «НИИ ВОДГЕО» Федерального агентства Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой), 2005.

12. Сабанаев Р.Н., Никитин О.В., Бравков А.П., Ежкова М.Н. Некоторые проблемы, связанные с нагрузкой поверхностных ливневых стоков на внутригородские водоемы // Сб. науч. тр. молодых ученых. Казань: Отечество, 2014. С. 261-268.

13.СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.

14.СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85.

15.Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., с 01.01.2015).

16.Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).

17.Hupfer M., Hilt S. Lake Restoration. Encyclopedia of Ecology. Amsterdam: Elsevier. 2008.

O.V. Nikitin, V.Z. Latypova, R.N. Sabanaev, R.A. Shagidullina, D.E. Lukoyanov, R.M. Safiullin, O.G.Yakovleva, A.T. Gorshkova, A.A. Dmitriev. The legal features of the surface runoff drain system operation from residential areas to water bodies

The paper provides an overview of the requirements of water legislation in the operation of surface runoff drain system and conformity assessment of the system operation in industrialized and urban areas (on the example of Kazan city) to these requirements. The necessity of improvement and the water legislation regarding surface runoff discharge to reduce runoff loading to the intracity water bodies is proved.

Keywords: surface runoff from residential areas, legal features of the surface runoff drain system operation to water bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.