УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10064
0 ПРАВОВОЙ ПРИРОДЕ ЛИЧНЫХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Хаписат Музаровна ОМАРОВА, магистрант кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета
E-mail: [email protected]
12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
К.М. Исаева, доцент Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
Научная специальность:
Научный руководитель:
Аннотация. В настоящее время идеи свободы личности, первичности прав человека, уважение к человеку, признание его достоинства, ценности, свободы мысли, поведения приобретают важное значение, становятся главной предпосылкой успешного развития общества. В связи с этим возросла актуальность данной тематики, ее теоретическая и практическая значимость для изучения личных прав и свобод человека и гражданина как в Российской Федерации, так и во всем мире.
В данной статье предпринята попытка исследования института личных прав. Они рассмотрены как сложный, многоаспектный и динамичный институт конституционного права. Автором дается характеристика правовой природы, раскрывается содержание личных прав и свобод.
Ключевые слова: права человека, государство, право, теории прав человека, индивид, гражданин.
Annotation. Currently, the ideas of individual freedom, the primacy of human rights, respect for a person, recognition of his dignity, value, freedom of thought, behavior, become important, becoming the main prerequisite for the successful development of society. In this regard, the relevance of this topic, its theoretical and practical importance for the study of the personal rights of freedoms of man and citizen, both in the Russian Federation and around the world, has increased.
This article attempts to research the institution of personal rights. They are considered as a complex, multidimensional and dynamic institution of constitutional law. The author describes the legal nature and the content of personal rights and freedoms.
Keywords: human rights, state, law, theory of human rights, individual, citizen.
Современная юридическая наука выделяет две методологические концепции для определения личных прав человека: естественно-правовую и позитивистскую.
Естественно-правовой подход всецело базируется на концепции естественного происхождения личных прав. Данный подход зародился в XVII — XVIII вв. и положил начало разрушению феодального строя. В самом начале появления этой теории она воспринималась как процедура обеспечения верховенства права во взаимоотношениях между обществом и государством.
Теория естественного происхождения основывается на идее общественного договора, идеологами которой являются видные ученые эпохи Просвещенного Абсолютизма, такие, как,
Ж.Ж.Руссо, Вольтер, Монтескье и другие, о том, что у человека есть определенные права в силу рождения, права, данные природой, но определенную часть этих прав он делегирует государству. В целях обеспечения полной реализации естественных прав, а также для их защиты была создана возможность коллективного пользования правами, чтобы люди могли самоорганизоваться и реализовывать принадлежащие им права с помощью друг друга1.
Теория естественных прав человека, возникшая несколько веков назад, несомненно, имеет большое значение. Человек как биологический вид обладает определенными генетическими способностями поведения, специфическими реак-
№ 2/2019
циями на акты насилия, и эти человеческие свойства существуют в разных цивилизациях и не могут быть объяснены только культурными и историческими факторами и связями, поскольку таких связей не существует2.
Так, мы можем заметить, как самый мягкий, смиренный из людей реагирует нападением, увидев, что бьют ребенка или насилуют женщину. Можно сказать, что причина совсем в другом. Скорее всего, это что-то заложенное в человеке природой, на генетическом уровне, что объясняется инстинктом самосохранения и выживания. Но в некоторых случаях эти качества становятся неотъемлемыми, присущими человеку и характеризующими его как личность. Это может зависеть от определенных обстоятельств.
Например, раньше у первобытного общества был обычай умерщвления людей пожилого возраста. Это объяснялось тем, что не было возможности их прокормить. В связи с этим верно утверждение, что право на жизнь окончательно сформировалось лишь в середине XX в.
К естественным правам, прежде всего, следует отнести права, которые выражают интересы личности, те права, без которых человек не может сформироваться. Это права, обеспечивающие его важнейшие потребности.
Права человека обеспечивают его свободу, без которой невозможна и реализация личных прав. Именно поэтому считается, что права человека сами по себе — это проявление свободы3.
Однако следует сказать, что это не та полная свобода, которую имел в виду в своих трудах И. Кант. По его словам, «существует только одно естественное право — свобода, то есть независимость от принуждающего произвола другого». Свойство человека «быть своим собственным господином» он рассматривал как одно из основополагающих его свойств4.
Но ясно, что свобода без границ ни к чему хорошему не приведет, такая свобода способна ущемить права другого. Иначе это можно выразить словами М.А. Бакунина: «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Только такую свободу может признавать государство.
Право рассматривается, кроме того, и с точки зрения позитивистской концепции. Исходя из этой концепции право — это система детерминант, которая порождает определенные последствия в сфере юридической практики. Право — это инструмент государства. Государство создает права и само наделяет ими человека, а также общество. Не признается право с точки
зрения возникновения его в результате естественного исторического развития.
Правом признаются только те нормы, которые созданы государством. Эти нормы направлены на общее благо, а также на удовлетворение интересов человека. По данной теории права человеку дает его государство, оно их закрепляет и определяет содержание прав.
Началом отхода от позитивизма стал период поздней перестройки, т.е. конец 80-х годов прошлого столетия, когда стал допускаться синтез религиозных и моральных предписаний, итога человеческого опыта, подвергшегося интеллектуальной обработке5.
В это время, переосмыслив правовые постулаты тоталитаризма, ученые пришли к выводу, что «право — это не воля классов, возведенная государством в закон, а система регуляции и защиты свободного поведения индивидов средствами государственной власти»6. И в результате в конституциях стали закреплять основные естественные права человека: право на жизнь, право на неприкосновенность личности, право на частную собственность, право на свободу слова и др.
М.В. Баглай пишет, что христианская демократия, существующая на данный момент, смотрит на свободу как на естественное благо, считается, что она дарована человеку вместе с жизнью. Западные государства тоже принимают этот вариант определения свободы и тоже считают свободу высшей духовной ценностью. Исходя из этого М.В. Баглай делает вывод, что позитивное право все больше сливается с естественным7.
Если выразиться словами Е.А. Лукашевой, то права человека — это его «субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах»8.
Таким образом, человек обладает возможностью реализовывать свое право, но не забывать о границах и порядке, которые определяются законом.
Г.В. Антипова дает следующее определение личным правам: «Личные права — это естественные, неотчуждаемые, непосредственно реализуемые возможности индивида, находящиеся в состоянии постоянного пользования и составляющие неотъемлемые условия его существования, которые закрепляются и охраняются государством»9.
Все представленные определения объединяет то, что права человека характеризуют предо-
№ 2/2019
ставляемые и регулируемые законом взаимоотношения индивида и государства.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что конституционные личные права и свободы человека являются естественными, прирожденными и неотъемлемыми возможностями человека. Именно личные права составляют условие существования человека. Это условие обеспечивается непосредственно Конституцией РФ путем установления гарантий реализации личных прав, а также признания человеческой свободы и индивидуальности.
Юридическая опосредованность прав человека в нашем понимании означает, что права человека — есть ограниченная правом и охраняемая государством свобода человека. Права человека, понимаемые как свобода, ограниченная правом, подлежат охране со стороны государства, что позволяет претворять эти права в жизнь, в общественную практику. Именно в этом проявляется взаимосвязь прав человека, права и государства.
Личные права человека подвержены изменениям. При прогрессивном историческом развитии государства их количество и объем могут меняться. Нельзя выделить из всего круга прав какие-то отдельные, они все имеют существенное значение и тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждое из прав является для человека важным.
Но следует сказать, что для признания этого, а также для восприятия человеческой жизни основной ценностью, для принятия индивидуальности потребовалось немало времени. Осознание человеческой ценности, а также признание прав человека как естественных считается одним из достижений средневековья10.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что глубинные цивилизационные изменения, которые с очевидностью происходят в современном мире как на глобальном, так и на национальном уровнях, в значительной степени зависят от сущностного понимания защиты прав и свобод человека и гражданина, выработанных всем ходом исторического развития общества и закрепленных в международных документах и нормах национального права.
1 Лукашева ЕА. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 2011. С. 5.
2 Лукашук И.Н. Глобализация, государство, право. XXI
век. М.: СПАРК, 2010. С. 271.
3 Гусев А.Д. Права человека: Учеб. пособие. М.: Тетра-Системс, 2012. С. 10.
4 Кант И. Соч. Т. 4. М.: Мысль, 1965// http://geum.ru/ next/art-255366.php (Дата обращения: 20.05.2018)
5 Черниловский З.В. Правовое государство: исторический опыт // Сов. гос-во и право // URL: http:// lawlibrary.ru/article1009141.html (Дата обращения: 16.05.2018)
6 Мальцев Г.В. Право и власть: к реформе политико-правовой сферы советского общества // URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_23602149_35781838.pdf (Дата обращения: 18.05.2018).
7 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2014. С. 776.
8 Лукашева ЕА. Права человека: Учебник. М.: Норма, 2012. С. 94.
9 Антипова Г.В. Система личных прав человека: конституционно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
10 Безруков А.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. С. 175.
Библиографический список
1. Антипова Г.В. Система личных прав человека: конституционно-правовой аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2014.
3. Гусев А.Д. Права человека: Учеб. пособие. М.: ТетраСистемс, 2012.
4. Кант И. Соч. Т 4. М.: Мысль, 1965 // URL: http://geum.ru/next/art-255366.php (Дата обращения: 20.05.2018)
5. Лукашева ЕА. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 2011.
6. Лукашук И.Н. Глобализация, государство, право. XXI век. М.: СПАРК, 2010.
7. Мальцев Г.В. Право и власть: к реформе политико-правовой сферы советского общества // URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 23602149_35781838.pdf (Дата обращения: 18.05.2018)
8. Черниловский З.В. Правовое государство: исторический опыт // Сов. гос-во и право // URL: http://lawlibrary.ru/article1009141.html (Дата обращения: 16.05.2018)
№ 2/2019