ПО МАТЕРИАЛАМ OHCCEPTAUHOHI1blX VUfM ИССЛЕДОВАНИЙ
- у
О правовой природе и содержании права
ГРАЖДАН НА САМОЗАЩИТУ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ABOUT THE LEGAL NATURE AND THE MAINTENANCE OF THE RIGHT OF CITIzENS ON SELF-DEFENSE IN THE
RUSSIAN FEDERATION
УДК 342.716:343.131.5(470)
Н.В. ДРАНИЧНИКОВА,
адъюнкт (Челябинский юридический институт МВД России)
N.V. DRANICHNICKOVA,
FGED HPE «Chelyabinsk Law Institute of Ministry of Home Affairs of Russia» post-graduate student of department of state juridical disciplines
Аннотация: В статье исследуется правовая природа и содержание права граждан на самозащиту. В заключение делается вывод о том, что многоаспектное содержание права граждан на самозащиту требует детализации и дальнейшей проработки в законодательстве.
Ключевые слова:_правовая природа, содержание права, субъективное право, право на самозащиту, самостоятельные действия по защите своих прав, Конституция РФ.
Abstract: The present article is devoted research of the legal nature and the on self-defense maintenance. It concludes that the multidimensional content of the right of citizens to self-defense requires further detail and elaboration in the legislation.
Key words: the legal nature, the right maintenance, the subjective right, a right on selfdefense, independent actions on protection of one is own rights, Constitution of the RF
Право на самозащиту имеет длительную историю возникновения и развития. Еще в римском праве появилось понятие «самоуправство» (первоначальная форма защиты прав), которое в настоящее время считается прародителем самозащиты. Однако римское право классического и позднейшего периода уже разделяло понятие самоуправства и самозащиты. Самозащита допускалась в виде общего правила, о чем свидетельствует целый ряд фрагментов Дигестов Юстиниана и трудов римских юристов [13, с. 132]. Понятие самозащиты неоднократно менялось с самого момента своего возникновения, что может объяс-
няться эволюцией правового регулирования. Наиболее активно самозащита изучалась в конце XIX - начале XX века и «результаты серьезных исследований, проведенных отечественными цивилистами, которые подготовили почву для внедрения в российское гражданское законодательство этого нового для него института» [11, с. 143], способствовали появлению норм о самозащите в отечественном законодательстве.
Сама история показывает, что право на самозащиту во всех ее формах оценивалось и закреплялось в обществе на отдельных этапах его развития по-разному в зависимости от положения личности в государстве.
Так, при ужесточении позиции государства в отношении самозащиты из закона исчезало даже само ее определение, как это было в советский период, а либерализация взглядов законодателя всегда сопровождалась расширением понятия, распространением на больший круг отношений, что имеет место в современном российском законодательстве [9, с. 13], а именно в ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации от 22 ноября 1991 года, в Конституции РФ 1978 года в редакции 1992 года, а затем и в Конституции Российской Федерации 1993 года. С этого момента право на самозащиту стало регламентироваться и в отраслевом законодательстве (гражданском, уголовном, административном, трудовом и др.). Так, появились нормы по самозащите гражданских прав (ст.ст. 12, 14, 1066, 1067 ГК РФ), нормы трудового права по самозащите работниками трудовых прав (ст.ст. 142, 379, 380 ТК РФ), нормы уголовного права - право необходимой обороны, законодательство допускает приобретение гражданами РФ некоторых видов оружия (ст. ст. 37, 39 УК РФ) и т.д.
Право граждан на самозащиту является конституционным правом, поскольку закреплено и гарантировано Конституцией Российской Федерации. Данное право выражается в том, что «каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ) [1]. Эта норма соотносится с положением Итогового документа Венской встречи представителей государств-частников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о необходимости уважать право каждого защищать свои права и свободы. Государственная защита не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Гражданин может использовать для защиты своих прав и свобод предоставленные ему права и свободы в соответствии с конституционными нормами [5, с. 202-203; 6, с. 212-213]. Иными словами, государственное одобрение права на самозащиту выражается уже в самом факте ее нормативной регламентации. Однако конкретный процедурный порядок осуществления права на самозащиту законодательством не установлен, также не определен и перечень способов самозащиты, и это возможно правильно, так как отнесение действий к числу способов должно определяться исходя из наличия или отсутствия в
действиях лица, защищающего свое право, признаков, присущих самозащите.
Юридическим основанием для совершения действий по самозащите является неотчуждаемое право на самозащиту, которое имеет охранительный характер, поскольку возникает в результате объективно противоправного деяния или события, влекущего нарушение права или создающего реальную угрозу такого нарушения, и заключающегося в возможности совершения односторонних действий, направленных на защиту другого (охраняемого) права. Право на самозащиту и корреспондирующая ему обязанность нарушителя претерпеть неблагоприятные последствия вместе составляют содержание охранительного правоотношения [10, с. 8]. Данное право можно отнести к категории личных, так как оно непосредственно связано с защитой нарушенных или находящихся под угрозой нарушения прав и свобод, то есть самозащищающийся субъект действует в отношении своей правовой защиты только сам (лично). Такие действия основываются на одном из исторически первых инстинктов человека - инстинкте самосохранения. Все это позволяет сделать вывод, что право на самозащиту является естественным правом человека как биологического существа и необходимость реализации этого права определяется условиями существования человека в естественной среде. Подтверждение этому можно найти в ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В связи с этим можно определить право на самозащиту как относящееся к разряду основных неотчуждаемых конституционных прав и свобод.
Проблема правовой природы и содержания права граждан на самозащиту не может ограничиваться только пределами конституционно-правового регулирования. Право на самозащиту в зависимости от состава участников правовых отношений может воплощаться как в общих, так и в конкретных правоотношениях. А это значит, что правом на самостоятельную защиту прав мы обладаем «потенциально», а не по факту. При наличии фактического нарушения (или угрозы такового) принадлежащего субъекту того или иного права самозащищаться можно и в конституционных, и в уголовных, и в гражданских правоотношениях [12, с. 34] и т.д.
Иными словами, конституционное право
на самозащиту предполагает целый ряд активных действий граждан по выбору средств охраны и защиты своих прав в рамках закона: обращение в уполномоченные органы власти; получение информации о действиях, нарушающих права и свободы, объединение в целях защиты своих прав и т.д. [3, с. 246]. При осуществлении права на самозащиту ее способы не должны выходить за пределы нормативных предписаний (в том числе и моральных), хотя они и были направлены на защиту действительного права, но, тем не менее, относятся к самоуправству.
Учитывая, что юридические возможности должны гарантироваться нормами права, то право на самозащиту представляет собой конституционный правовой институт, где нормы конституции - это юридическая база для развития и совершенствования законодательства.
Конституционное право граждан на самозащиту, помимо позитивного понимания права, также может рассматриваться и в качестве субъективного права. В целом субъективное право характеризуется как конкретная возможность и действительная мера, «не только мера дозволенного поведения, но и возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц» [2, с. 184]. Н.В. Витрук указывает на субъективное право личности в целом как на социально обусловленную и гарантированную меру возможного поведения, которая определена нормами объективного права (конституцией, законами), в целях пользования материальными, духовными и личными благами, ценностями для удовлетворения собственных потребностей и интересов [4, с. 233].
В общей теории права в содержание субъективного права включают такие правомочия лица, как право выбирать возможное поведение (совершать определенные действия или, наоборот, воздерживаться от действия и пользоваться социальным благом; требовать соответствующего поведения от других лиц; обратиться за содействием к государству [8, с. 99-100]. Думается, что это в полной мере можно отнести и к содержанию конституционного права на самозащиту. Субъективность обусловлена тем, что право граждан на самозащиту, как и другие права, закреплено в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и характеризует гражданина в качестве субъекта права. В этом проявляется одна из его важнейших особенностей. В юридической литературе в последнее время при-
знается не только право на самозащиту, но и утверждается система прав, элементами которой являются: право на необходимую оборону; права, сопряженные с ситуацией крайней необходимости; право на самозащиту права; право на молчание; право на ложь и т.д. [7, с. 33].
Многоаспектность конституционного права на самозащиту формирует его содержание:
1. Конституция Российской Федерации хотя и не содержит понятия «право на самозащиту», но наука конституционного права использует его как соответствующее содержанию ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, которая признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными в структуре права на самозащиту считаются следующие правомочия:
- беспрепятственно осуществлять любую разрешенную или допускаемую государством правомерную деятельность по самозащите нарушенных прав, свобод;
- требовать от всех других лиц прекращения актов поведения, препятствующих правомерной деятельности субъекта;
- в случае создания препятствий обращаться в уполномоченные органы власти;
- воспользоваться «иммунитетом неприкосновенности» на самостоятельную правозащитную деятельность, не превышающую установленных законом пределов [12, с. 31].
2. Право на самозащиту не только обеспечивает реализацию других прав, но и само гарантируется и охраняется государством.
3. Право на самозащиту взаимосвязано с другими конституционными правами тем, что, во-первых, является средством, обеспечивающим их реализацию; а, во-вторых, само право на самозащиту осуществляется посредством реализации других конституционных прав и свобод.
4. Конституционные нормы являются определяющими и диктуют, в каком направлении следует развиваться законодательству других отраслей (конституционное право граждан на самозащиту особо влияет на гражданское, уголовное, административное, трудовое законодательство).
В случае нарушения конституционных прав и свобод, вне зависимости от того, какие они (личные, политические, экономические, социальные или культурные), каждый гражданин имеет право прибегнуть к самостоятельной их защите любыми способами, не запрещенными законом. В таком случае право на самозащиту становится условием
их реализации, и ценно не только само по комендательного характера, которую лицо
себе, а как условие достижения благ, предо- могло бы использовать при возникновении
ставленных другими правами и свободами. соответствующей ситуации. В настоящее
Для того чтобы гражданин активно про- время в российском законодательстве не
являл себя для защиты своих прав и сво- содержится четкого рекомендательного ме-
бод, недостаточно просто законодательно ханизма реализации права. Отсутствие дан-
закрепить данную возможность. Необхо- ной регламентации снижает эффективность
димо разработать систему действий ре- реализации права на самозащиту.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2-х т. Т. 2. - М., 1982.
3. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: учеб. - М., 2010.
4. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. - М., 2008.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л.А. Окунькова. - М., 1996.
6. Кудрявцев Ю.В. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 1996.
7. Куссмауль Р. Право на ложь и право на молчание как элементы права на защиту // Российская юстиция. 2003. № 2.
8. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов, 2004.
9. Микшис Д.В. Самозащита в гражданском праве России: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006.
10. Микшис Д.В. Самозащита в гражданском праве России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2006.
11. Новак Д.В. Институт самозащиты в гражданском праве России досоветского периода // Журнал российского права. 2003. № 2.
12. Уздимаева Н.И. Правовая самозащита как самостоятельное субъективное право // Современное право. 2008. № 6. С. 34.
13. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права: в 2-х т. / под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М., 1996. Т. 1.
References
1.The Constitution of the Russian Federation // Rossiyskaya Gazeta. 2009. 21 January.
2. Alekseev S.S. General Theory of Law: In two volumes. Vol. 2. M., 1982.
3. Vasil’eva S.V. Constitutional Law of Russia: Textbook. / S.V. Vassiliev, VA Vinogradov, V.D. Mazaev. M., 2010.
4. Vitruk N.V. The general theory of the legal status of the individual. M., 2008.
5. The comment to the Constitution of the Russian Federation / under the editorship of L.A. Okunkova. M., 1996.
6. Kudryavtsev Y.V. Commentaries to the Constitution of the Russian Federation. M., 1996.
7. Kussmaul R. Right to lie and the right to silence as elements of the right to protection / Russian justice. 2003. № 2.
8. Matuzov N.I .Actual problems of legal theory. Saratov, 2004.
9. Mikshis D.V. Self-defense in the civil law in Russia: a thesis for the degree of candidate of legal sciences. Ekaterinburg, 2006.
10. Mikshis D.V. Self-defense in the civil law in Russia: abstract a thesis for the degree of candidate of legal sciences. Ekaterinburg, 2006.
11. Nowak D. Institute self-defense in the civil law of Russia pre-Soviet period, Journal of Russian law. 2003. № 2.
12. Uzdimaeva N.I. Legal self-defense as an independent subjective right // Current Law. 2008. № 6.
13. Reader on the General History of State and Law: In 2 volumes / under the editorship of KI Batir and EV Polikarpov. M., 1996. Vol. 1.