Научная статья на тему 'О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ'

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенитенциарная система / персонал / служебная подготовка / нормативно-правовые критерии и показатели / the penitentiary system / staff / service training / regulatory criteria and indicators

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.М. Киселев

В статье предлагается классификация основных правовых и нормативных источников, использование которой позволяет, по мнению автора, успешно решить проблему правового регулирования служебной подготовки сотрудников, применительно к их действиям в сложной оперативной обстановке. Авторские рекомендации способствуют разработке актуальной инновационной концепции профессионального образования персонала пенитенциарной системы Российской Федерации, обеспечивающей высокую эффективность подготовки личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах (ЧО) и ситуациях (ЧС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT LEGAL REGULATION PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF OF PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

The article proposes a classification of the main legal and regulatory sources, the use of which allows, in the author's opinion, to successfully solve the problem of legal regulation of staff training in relation to their actions in a difficult operational environment. The author's recommendations contribute to the development of an up-to-date innovative concept of vocational education for the staff of the penitentiary system of the Russian Federation, which ensures high efficiency of personnel training for actions in emergency situations (CHO) and emergency situations.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ»

О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СЛУЖЕБНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

А.М. Киселев, д-р пед. наук, доцент

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-1-166-168

Аннотация. В статье предлагается классификация основных правовых и нормативных источников, использование которой позволяет, по мнению автора, успешно решить проблему правового регулирования служебной подготовки сотрудников, применительно к их действиям в сложной оперативной обстановке. Авторские рекомендации способствуют разработке актуальной инновационной концепции профессионального образования персонала пенитенциарной системы Российской Федерации, обеспечивающей высокую эффективность подготовки личного состава к действиям в чрезвычайных обстоятельствах (ЧО) и ситуациях (ЧС).

Ключевые слова: пенитенциарная система, персонал, служебная подготовка, нормативно-правовые критерии и показатели.

Для организации служебной подготовки персонала пенитенциарной системы Российской Федерации к действиям в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, сложной оперативной обстановки (далее по тексту - в экстремальных условиях (ЭУ)) основополагающими компонентами, наряду с комплексом определенных организационных мероприятий, выступает совокупность некоторых правовых норм. Опираясь на такие нормы, законодатель определяет необходимость в приобретении личным составом специальных знаний, умений и навыков, адаптированных для решения профессиональных задач в современных условиях функционирования территориальных пенитенциарных органов и учреждений [1].

Правовые нормы, затрагивающие аспекты организации служебной подготовки сотрудников, должны, по нашему мнению, опираться как на совокупность взаимосвязанных между собой законодательных правовых актов, регламентирующих деятельность пенитенциарных органов и учреждений при возникновении ЭУ, так и на ведомственные нормативно-правовые документы, конкретизирующие профессиональное образование персонала пенитенциарной системы, применительно к его деятельности в подобных ситуациях.

Законодательные правовые акты, регламентирующие деятельность пенитенциарных служб и подразделений при возникновении ЭУ, представляют собой правовую основу организации целенаправленной профессиональной подготовки сотрудников к действиям в подобных ситуациях, закрепляющую правовой статус должностных лиц, участвующих в этом процессе.

Ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала, определяют образовательные программы, педагогические методики и организационно-управленческие приемы подготовки, а также регулирует материально-техническое и иное обеспечение учебных занятий, обязанности руководителей служебной подготовки и права обучаемых сотрудников [2].

Предложенная нами классификация включает значительное количество правовых и нормативных источников, позволяющих достаточно детально проанализировать правовые основы организации профессиональной подготовки личного состава пенитенциарной системы России к действиям в экстремальных условиях, однако формат статьи не позволяет осуществить анализ в полном объеме. В связи с этим

автор ограничивается лишь наиболее характерными примерами:

1. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность сотрудников пенитенциарной службы, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) [3], который не только устанавливает возможность введения особого правового режима в деятельности органов и учреждений, но и предписывает необходимые для этого действа основания. Среди оснований для введения режима особых условий в первую очередь следует обратить внимание на чрезвычайные обстоятельства криминального характера (массовые беспорядки, групповые неповиновения, захват заложников), ведущие к осложнению оперативной обстановки в соответствующем пенитенциарном учреждении и в территориальном органе в целом. Для особого правового режима характерны следующие признаки: ограничение правосубъектности осужденных, усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок доступа на объекты учреждения, изменение распорядка дня, ограничение деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и других служб.

УИК РФ, помимо оснований для введения режима особых условий, определяет и исчерпывающий перечень субъектов, которые наделены правом его введения. В связи с тем, что ЭУ криминального характера, как правило, отличаются внезапностью и неожиданностью, то, по нашему мнению, полностью обоснованным выглядит положение Кодекса о правомочности должностного лица по принятию решения о введении режима особых условий. В частности, речь идет о праве, предоставляемом начальнику пенитенциарного учреждения. Данное положение направлено не только на постоянное поддержание сил и средств учреждения в готовности к действиям в условиях резкого осложнения оперативной обстановки, но и на своевременное принятие адекватных мер реагирования. Срок действия данного правового режима может составлять в общей сложности шестьдесят суток.

Практический опыт показывает, что выдержать сильнейшие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки без специальной на то подготовки, по силам далеко не каждому сотруднику. Таким образом, ст. 85 УИК РФ, закрепляющая возможность введения режима особых условий деятельности пенитенциарного учреждения, фактически является правовым обоснованием обязательности организации для сотрудников специальной служебной подготовки к действиям в экстремальных условиях.

2. Основным документом, определяющим правовой статус и круг полномочий пенитенциарных территориальных органов, учреждений и сотрудников, выступает Закон РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [4]. Статья 13 Закона вменяет в деятельность учреждений и органов обязанность по созданию определенных условий, необходимых для обеспечения правопорядка, законности, безопасности специального контингента, а также сотрудников и граждан, находящихся на их территориях.

Представляется, что оптимальная реализация изложенной выше юридической обязанности возможна лишь при наличии в пенитенциарных органах и учреждениях высокопрофессиональных, квалифицированных, способных грамотно действовать в любых условиях оперативной обстановки сотрудников, обладающих определенным набором специальных знаний, навыков и умений. Это может быть достигнуто при наличии эффективной системы служебной подготовки личного состава к действиям в ЭУ. Однако в рассматриваемом Законе фактически отсутствуют нормы, непосредственно направленные на подготовку учреждений (органов) к действиям в случае возникновения на подконтрольных им территориях подобных обстоятельств и ситуаций. Целесообразно, на наш взгляд, ликвидировать этот пробел путем включения в ст. 13 обязанности по поддержанию постоянной высокой степени готовности пенитенциарных учреждений и органов к выполнению задач в условиях особых правовых режимов (режима особых условий,

чрезвычайного и военного положений). Данная обязанность способна стать стимулом для повышения личной ответственности должностного лица (руководителя органа, учреждения) за организацию служебной подготовки подчиненных сотрудников к действиям в ЭУ, что, в свою очередь, позволит повысить качество обучения персонала. Кроме того, введение подобной правовой нормы будет способствовать более тесному правовому взаимодействию понятий «поддержание режима особых условий» и «подготовка к действиям в экстремальных условиях».

3. Глава 5 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» посвящена порядку и условиям применения сотрудниками мер безопасности в отношении осужденных. Изучая общие требования к применению физической силы, специальных средств, табельного оружия, нельзя обойти вниманием тот факт, что документ обязывает личный состав пенитенциарных

учреждений проходить проверку на профпригодность к действиям в подобных условиях. Таким образом, можно констатировать, что данная глава Закона фактически определяет учебные дисциплины, обязательные при подготовке персонала к действиям в ЭУ, и основания для выработки критериев оценки его подготовленности. При этом чрезвычайно важным обстоятельством является неукоснительность в изучении личным составом пенитенциарных учреждений правовых аспектов, связанных с порядком и условиями применения мер безопасности.

Использование представленных в статье рекомендаций способно, по мнению автора, стать правовым стимулом для разработки инновационной концепции профессионального образования сотрудников пенитенциарной системы Российской Федерации, способной обеспечить высокую эффективность служебной подготовки личного состава к действиям в экстремальных условиях.

Библиографический список

1. Меньших В.В. Модель действий органов Внутренних дел в чрезвычайной ситуации техногенного характера // Вестник Воронежского Института МВД России. - 2013. - № 2.

2. Дополнительная профессиональная программа - Программа повышения квалификации для сотрудников учреждений и органов УИС. - Новосибирск: ФКУ ДПО СМУЦ ГУФСИН Главного управления федеральной службы исполнения наказания России по Новосибирской области, 2018 г. - 38 с.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017).

4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016).

ABOUT LEGAL REGULATION PROFESSIONAL TRAINING OF STAFF OF PENITENTIARY INSTITUTIONS OF RUSSIA

A.M. Kiselev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia

(Russia, Ryazan)

Abstract. The article proposes a classification of the main legal and regulatory sources, the use of which allows, in the author's opinion, to successfully solve the problem of legal regulation of staff training in relation to their actions in a difficult operational environment. The author's recommendations contribute to the development of an up-to-date innovative concept of vocational education for the staff of the penitentiary system of the Russian Federation, which ensures high efficiency of personnel training for actions in emergency situations (CHO) and emergency situations.

Keywords: the penitentiary system, staff, service training, regulatory criteria and indicators. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 8-1 (95), 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.