Научная статья на тему 'О правовом ограничении распространения вредной массовой информации'

О правовом ограничении распространения вредной массовой информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
731
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦЕНЗУРА / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / MASS INFORMATION FREEDOM / CENSORSHIP / MORALITY / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазонова Е. С., Куропаткина О. В., Сулакшина А. С., Шестопалова А. В.

Статья посвящена проблемам правового регулирования массовой информации, наносящей вред нравственности, психическому здоровью и психологическому состоянию ее потребителей. Приводятся результаты экспертного опроса, позволяющие говорить о необходимости ограничения свободы массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сазонова Е. С., Куропаткина О. В., Сулакшина А. С., Шестопалова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About legal restriction of harmful regulation mass information distribution

The article examines the problems of legal regulation of mass information, which is harmful for the morality and also for mental and psychological condition of its consumers. The results of expert survey are provided, which allow admitting the necessity of restriction of mass information freedom.

Текст научной работы на тему «О правовом ограничении распространения вредной массовой информации»

О правовом ограничении распространения

С/ СУ 1

вредной массовой информации

Е.С. Сазонова, О.В. Куропаткина, А.С. Сулакшина, А.В. Шестопалова

В исследовании, проведенном Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования в 2006-2010 гг., была предложена и научно обоснована четырехфакторная модель демографического развития России, которая предполагает воздействие на демографическое поведение таких факторов, как национально-цивилизационная идентичность государства, роль и качество государственной политики, идейно-духовное состояние общества, а также социально-материальный фактор1. Причем доказана более высокая значимость идейно-духовного фактора по сравнению с фактором социально-материальным.

Такой вывод свидетельствует о том, что меры материального стимулирования демографического поведения в России (например, в части рождаемости) сами по себе, без идейно-духовного ресурса, большой роли не играют и радикального воздействия на демографическую ситуацию не оказывают. Однако органы власти при выборе управленческих решений приоритет отдают именно социально-материальному фактору.

При этом анализ причин и условий неблагоприятной демографической ситуации в России показывает, что периодически образовывающиеся в России в результате революций, смены общественных формаций и политического строя духовные вакуумы часто заполняются псевдокультурными ценностями, разрушающими базисные устои общества и государства, которые распространяются в том числе через СМИ и издательства.

Согласно опросу ВЦИОМ, 61% россиян считает, что за последние 10-15 лет моральный климат в обществе изменился в худшую сторону2. Как именно он изменился? 57% опрошенных утверждают, что резко выросли цинизм и 51% — агрессивность, ослабились характерные для русской нравственной традиции товарищество — 52%, бескорыстие — 59%, душевность — 62%, доброжелательность — 63%, патриотизм — 65%, доверие — 65%, честность — 66% и искренность — 67%3.

1 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная политикавыводв России из демографического кризиса. М.: Научный .эксперт, 2007.

2 <http://wciom.ru/novosti/publikacii-v-smi/publikacija/single/4115.html>..

3 <http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/1702.html?no_cache=1&cHash=c3747c1683>.

Изменились и ценностные ориентиры большей части российской молодежи. Богатству и успеху в молодежной среде отдается большее предпочтение — 59% и 40%, соответственно, чем семье (29%) и достоинству (18%)4.

Каковы последствия аморализации общества? В области демографии это прежде всего снижение средней продолжительности жизни, на которую морально-психологическое состояние общества оказывает существенное влияние.

В частности, перманентное ощущение безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию, что, в свою очередь, порождает психические расстройства, заболевания нервной системы, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные и прочие болезни. По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связаны со стрессом5, а такие психосоматические заболевания, как неврозы, нарушения сердечно-сосудистой деятельности, язвенные поражения желудочнокишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и опухолевые заболевания, обнаруживают от него прямую зависимость. Исследования показывают, что причины депопуляции в России связаны и с такими возникшими в постсоветский период социально-психологическими феноменами, как социальная депрессия, апатия и агрессия, одни из которых (например, массовая агрессивность) являются непосредственными проявлениями разрушения нравственности, другие — апатия, депрессия и т.п. — массовой психологической реакцией на ее разрушение6.

При оценке воздействий социально-психологического климата на состояние современного российского общества нельзя не учитывать роль средств массовой информации, Интернета. Они оказывают самое серьезное влияние на воспитание детей, формирование их психики, влияют также и на психологическое состояние совершеннолетних граждан, то есть в целом, можно сказать, формируют массовое сознание.

При этом для осуществления своих функций по получению и распространению информации средствам массовой информации (далее — СМИ) необходимо обеспечение их независимости и гласности, что подтверждается закреплением соответствующих прав в международном и национальном законодательстве различных стран.

Свобода мнения и гарантии свободы деятельности СМИ считаются одним из основных достижений современной демократии. Свобода печати — одна из составляющих института свободы слова, и сохранение последнего невозможно без государственной защиты независимых СМИ. На международном уровне данные права закрепляются во Всеобщей декларации прав человека ООН от 10 декабря 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (далее — Римская конвенция), Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Декларацией ООН о средствах массовой информации и правах человека от 23 января

4 <http://bd.fom.ru/cat/>.

5 <http://mbs-multimedia.ru/videocourses.php?video=41>.

6 Гринберг Р Между властью и народом пропасть. Пятнадцать лет рыночной экономике в России: итоги и перспективы // <http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=36&tek=7002&is sue=195>.

1970 г., Резолюцией ООН об информации на службе у человечества от 11 декабря 1990 г. и некоторыми другими7.

Так, ст. 10 Римской конвенции закрепляет право каждого свободно выражать свое мнение, в том числе свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Российское законодательство и прежде всего Конституция Российской Федерации (ст. 29), основываясь на общепризнанных нормах и принципах международного права, также гарантируют свободу мысли, слова и массовой информации, а также запрещают цензуру.

Тем не менее большинство провозглашенных в Конституции основных прав и свобод человека и гражданина по смыслу, заложенному в той же Конституции, не являются абсолютными, и государство должно устанавливать рамки деятельности носителей прав и свобод, а также закреплять корреспондирующие им обязанности во избежание возможных злоупотреблений.

Так, ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 55 устанавливают допустимые ограничения свободы слова и свободы массовой информации. Из этих предписаний, в частности, следует, что свободы не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства8. В то же время отсутствие четких закрепленных федеральным законом ограничений этой свободы, направленных на защиту нравственности, безопасности государства и т.п., а также мер ответственности и механизма привлечения к ответственности не позволяет в должной степени реализовывать конституционные нормы. При этом необходимо иметь в виду, что непринятие своевременных мер к выявлению и устранению нарушений прав и свобод, особенно в тех случаях, когда в дальнейшем их восстановление оказывается невозможным, должно расцениваться согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации как невыполнение государством и его органами своей конституционной обязанности9.

Различные основания ограничения свободы мнений предусматриваются в национальном законодательстве большинства стран, а также в международных правилах и нормах.

Так, ст. 10 Римской конвенции устанавливает, что «при осуществлении свободы выражения мнений на каждого налагаются обязанности и ответственность, которые сопряжены с формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной

7 Мананников О.В. Пределы свободы печати: правовые аспекты // Журнал российского права. 2010. № 4. С. 86-87.

8 См. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. № 70-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 4.

9 См. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 2 июля 1998 г. № 20-П // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации.1998. № 5.

конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия».

Ст. 5 Основного закона Германии гласит: «(1) Каждый имеет право свободно выражать и распространять свое мнение устно, письменно и посредством изображения, а также беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Гарантируются свобода печати и свобода передачи информации посредством радио и кино. Цензуры не существует». При этом «(2) Границы этих прав устанавливаются нормами общих законов, законодательными положениями об охране молодежи и правом, гарантирующим охрану личной чести».

В ст. 20 Конституции Испании закреплена следующая норма: «Признаются и защищаются следующие права на ...свободное распространение и получение информации посредством любых средств».

Хотя положениями данной статьи и устанавливается, что «осуществление этих прав не может ограничиваться никаким видом предварительной цензуры», при этом закрепляется, что «Закон регулирует использование этого права с учетом требований совести и сохранения профессиональной тайны при осуществлении этих прав» и что «эти свободы ограничиваются уважением к правам, указанным в данном разделе, предписаниями законов, которые их уточняют, и в особенности правом на честь, личную жизнь, на человеческое достоинство и на защиту молодежи и детства».

Согласно ст. 21 Конституции Италии, «все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым иным способом их распространения. Печать не может подлежать разрешению или цензуре». Однако положениями этой же статьи «запрещаются печатные произведения, зрелища и всякого рода манифестации, противные добрым нравам. Закон устанавливает меры, обеспечивающие предупреждение и пресечение соответствующих правонарушений».

Рассмотрим, как в настоящее время реализуется функция государства по защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей через закрепление соответствующего регулирования в рамках действующего российского законодательства.

Деятельность средств массовой информации регламентируется в основном Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»10. Закон содержит запрет на злоупотребление свободой массовой информации (ст. 4), однако перечень таких злоупотреблений неоправданно узок (запреты на распространение экстремистских материалов, клеветы, разглашение конфиденциальной информации, пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров), а эффективного механизма контроля соблюдения СМИ указанных требований закон не закрепляет.

Издательская деятельность (не периодическая) и ограничения в отношении пределов ее свободы должным образом не регламентируются, за исключением запретов, аналогичных для СМИ.

Размещение информации в Интернете российским законодательством не регламентируется практически никак, за исключением требований о размеще-

10 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1992. № 7. Ст. 300.

нии в данной сети информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации существует правовая база, устанавливающая систему возрастной классификации кинопоказа в России, то есть совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории («Положение о регистрации кино- и видеофильмов», утвержденное постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 39611).

Такая регистрация была создана и действует для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества против их воли. Однако такая регистрация применяется только по отношению к кинематографу и кабельному телевидению и заключается лишь в том, что на ее основе в прокатное удостоверение вносятся рекомендации по возрастному ограничению зрительской аудитории.

Таким образом, в условиях отсутствия четко закрепленных рамок свободы слова и массовой информации, связанных с необходимостью защиты нравственности, психического здоровья и психологического состояния населения страны, в том числе несовершеннолетних, а также в отсутствие механизма защиты этих прав и надлежащего контроля со стороны общества и государства, деятельность средств массовой информации, издательств, лиц, размещающих массовую информацию в Интернете, а также информация, представляемая ими, далеко не всегда совпадает с интересами государства и общества. Более того, имеют место злоупотребления закрепленной за данными субъектами свободой как в форме нарушения законов, так и в силу простого использования пробелов российского законодательства.

Опасность заключается в том, что формирование массового сознания и мнения становится исключительно прерогативой средств массовой информации. Фактически именно СМИ осуществляют контроль, доходящий до манипуляций, над духовной и интеллектуальной жизнью общества. При этом государство добровольно отстраняется от воздействия на формирование информационной политики СМИ, от защиты высших ценностей российского государства в части обеспечения нравственности и здоровья человека. В меньшей части, но также это касается Интернета и издательской деятельности.

Установление рамок свободы массовой информации, связанных с обеспечением нравственности, защитой прав несовершеннолетних, развитием культуры в средствах массовой информации, а также закрепление механизма контроля соблюдения этих рамок является, как уже было указано, не только правом, установленным ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, но и прямой обязанностью государства с учетом того, что сложившаяся ситуация характеризуется

11 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 18. Ст. 1607.

наличием значительного количества проблем, связанных как раз с недостаточной правовой закрепленностью таких рамок. К основным проблемам такого рода можно причислить следующие:

• критическое снижение уровня общей культуры и нравственности, в том числе из-за деятельности СМИ и издательств, распространения информации через Интернет;

• пропаганда жестокости, насилия, сексуальной распущенности, иных поведенческих девиаций в СМИ и Интернете, издательской продукции;

• примитивизация индивидуальных и социальных потребностей, создание асоциальных ориентиров, распространяемых через СМИ, Интернет, издательскую продукцию;

• незащищенность несовершеннолетних от распространения продукции, оказывающей негативное воздействие на их нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние;

• отсутствие четких пределов вмешательства государства в формирование морально-психологического климата в обществе.

В связи с этим необходимо закрепление на уровне федерального закона некоторых ограничений, направленных на защиту потребителей указанной продукции. Следует также отметить, что 70% россиян (по опросу ВЦИОМ 2009 г.) поддерживают идею осуществления нравственной цензуры в СМИ. В 2009 г. абсолютное большинство (89%) россиян также признало, что в эфир выходят передачи, которые показывать вредно или аморально (см. рис. 112).

2009

2008

- 2006 *- 2005

2004

2003

11111

■■ 1 |Н 1

и

, г

1

■■ 1

20

40

60

80

100

Рис. 1. Поддержка россиянами нравственной цензуры в СМИ, % (2003-2006, 2008-2009 гг.)

Таким образом, следует признать необходимым изменение законодательства Российской Федерации с целью защиты нравственных начал, психического здоровья и психологического состояния населения страны. Нормативным ре-

12 По материалам сайтов <http://www.rbcdaily.ru/archive/2004/01/16/50185>; <http://psyfactor.org/lib/ fedorov1.htm>; <http://broadcasting.ru/articles2/content/o-kontrole-kachestva-i-kachestve-kontrolya>; <http://wciom.ru/novosti/publikacii-v-smi/publikacija/single/10080.html>; <http://www.regnum.ru/news/ society/1187130.html>.

шением здесь могла бы являться разработка и принятие Федерального закона «О защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей и издательской деятельности», закрепляющего некоторые ограничения свободы массовой информации, направленные на защиту потребителей указанной продукции, а именно: введение государственного регулирования в области массовой информации, оказывающей негативное воздействие на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние13 и установление контроля (надзора) со стороны общества и государства за деятельностью СМИ, издательств, лиц, размещающих такую массовую информацию в Интернете.

Под государственным регулированием в области массовой информации подразумевается введение ограничений или запретов на оборот некоторых видов массовой информации (то есть их изготовление, хранение, распространение и т.п. — по аналогии с действующими правовыми нормами об ограничении оборота оружия, наркотических средств и психотропных веществ).

Прежде чем перейти к вопросу о том, оборот какой массовой информации нуждается в государственном регулировании, необходимо понять, что понимается под «массовой информацией» и «средствами массовой информации» согласно действующему законодательству.

Так, согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», к массовой информации относятся предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. При этом средством массовой информации считается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Таким образом, к массовой информации, исходя из этого определения, относится также и информация, распространяемая в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе Интернете, а также разовые (непериодические) печатные сообщения и материалы (книги, листовки и т.п.). При этом к средствам массовой информации относится только периодика.

В рамках предлагаемого к принятию законопроекта необходимо признать некоторую массовую информацию, распространяемую СМИ и издательствами, а также через Интернет и иные информационно-телекоммуникационные сети, оказывающей вредное влияние на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние потребителей и запретить либо ограничить доступ к продукции, содержащей такую информацию. При этом предполагается, что в законопроекте должен содержаться четкий и закрытый перечень такой продукции во избежание введения чрезмерных ограничений свободы массовой информации.

Рассмотрим возможный перечень таких видов продукции, который был выработан в ходе исследования, проведенного в Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.

13 Под нравственностью понимается такая характеристика помыслов и поведения человека и общества, определяющая степень реализации ими норм социального поведения. Под психическим здоровьем — умственное и/или эмоциональное благополучие, отсутствие психического расстройства, а под психологическим состоянием — устойчивая на определенном промежутке времени умственная и эмоциональная характеристика деятельности психически здорового человека.

К продукции, содержащей вредную массовую информацию, относятся:

1) продукция эротического и порнографического характера;

При этом:

Порнография — вульгарно-натуралистическая по форме информация о половых актах, гениталиях и сценах полового акта, сексуальных действиях и отклонениях, которая не имеет литературной, художественной, образовательной, религиозной или научной ценности.

Эротика — описание, изображение или иное отображение, представляющее собой информацию о половых актах, обнаженном теле и сценах полового акта, сексуальных действиях и отклонениях, которая имеет литературную, художественную, образовательную, религиозную или научную ценность.

Продукция порнографического характера — любая продукция СМИ, информационно-телекоммуникационной сети, издательской деятельности, а также реклама, которые содержат порнографию.

Продукция эротического характера — любая продукция СМИ, информационно-телекоммуникационной сети, издательской деятельности, а также реклама, которые содержат эротику.

Оборот продукции порнографического характера предполагается к запрету, а эротического — к ограничению.

2) продукция, связанная с изображением физического или психического насилия (детальное изображение убийства людей или животных, причинения увечий или мучений, вандализма, наслаждения насилием и жестокостью);

При этом:

Насилие — применение силовых методов или психологического давления с помощью угроз применения силовых методов, заведомо направленных на слабых или тех, кто не может оказать сопротивление.

Продукция, связанная с изображением насилия, — любая продукция СМИ, информационно-телекоммуникационной сети, издательской деятельности, а также реклама, если она пропагандирует насилие в качестве средства для решения конфликтов и/или нарушает нормы права и правопорядок и/или если самосуд изображается как единственное надежное средство для восстановления мнимой справедливости и/или целенаправленно и детально изображаются сцены убийства и кровавой резни.

3) продукция, пропагандирующая употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, основанные на риске игры, пари, за исключением лотереи, а также продукции, пропагандирующей иные виды физической и психической зависимостей;

4) продукция, провоцирующая причинение себе увечий, иного вреда здоровью или самоубийства;

5) продукция, содержащая бранные слова, непристойные и оскорбительные сравнения и выражения;

6) продукция, пропагандирующая правонарушения и иное девиантное поведение;

7) продукция, пропагандирующая культ богатства, денег, вседозволенности;

8) продукция, примитивизирующая индивидуальные и социальные потребности;

9) продукция, формирующая пренебрежительное отношение к бедным и слабым, старшему и младшему поколениям;

10) продукция, содержащая экстремистские материалы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11) продукция, принижающая или дискредитирующая человеческие ценности: труд, нравственность, патриотизм, любовь, милосердие, творчество, честность, порядочность и т.п.

Следует учитывать, что вышеуказанные виды продукции могут быть оправданы и допустимы в определенном контексте, поэтому в законопроекте должны быть закреплены и специальные оговорки, выводящие подобные случаи из-под запрета или ограничения. Так, к продукции, содержащей вредную массовую информацию, не должна относиться продукция, имеющая литературную, художественную, образовательную, религиозную или научную ценность (за исключением эротики).

В июне 2010 г. перед Экспертным сообществом Центра «Российский сетевой интеллект» была поставлена задача оценить вышеуказанные виды продукции СМИ на предмет содержания в них вредной массовой информации, а также определить, какие виды ограничений в отношении их оборота должны быть законодательно введены.

В опросе приняли участие 230 экспертов более чем из 50 городов России, из них более 23% — доктора наук, более 44% — кандидаты наук.

По результатам опроса (см. рис. 2) очевидно, что эксперты сошлись во мнении, что в предлагаемых для оценки видах продукции имеет место вредная массовая информация. Такое единодушие позволяет говорить о том, что в обществе назрела потребность в исключении некоторых видов продукции из теле- и радиоэфира, газет, журналов, Интернета и пр. в связи с осознанием их развращающего воздействия (см. рис. 3).

Исходя из результатов опроса (см. рис. 3), также можно сказать, что эксперты практически единогласно предлагают запретить продукцию:

- связанную с изображением физического или психического насилия;

- пропагандирующую употребление наркотических средств;

- провоцирующую причинение себе увечий;

- формирующую пренебрежительное отношение к бедным и слабым, старшему и младшему поколению.

Большую часть голосов эксперты отдали в пользу запрета следующих видов продукции:

- порнографического характера;

- пропагандирующую иные виды физической и психической зависимостей;

- содержащую бранные слова и оскорбительные сравнения;

- пропагандирующую правонарушения и иное девиантное поведение;

- пропагандирующую культ богатства, денег, вседозволенности;

- продукцию, содержащую экстремистские материалы;

- продукцию, принижающую или дискредитирующую человеческие ценности.

Содержит ли вредную массовую информацию:

■ да □ нет

1. продукция эротического характера 2. продукция порнографического характера

8,5%

3. продукция, связанная с изображением физического или психического насилия

4. продукция, пропагандирующая употребление

наркотических средств их аналогов

5. продукция, пропагандирующая употребление

алкогольной продукции

6. продукция, пропагандируюи^я употребление табачных изделий и курительных принадлежностей

7. продукция, пропагандирующая основанные на риске игры

8. продукция, пропагандирующая иные виды физической и психической зависимостей

9. продукция, провоцирующая причинение себе увечий

10. продукция, содержащая бранные слова, оскорбительные сравнения

11. продукция, пропагандирующая правонарушения и иное девиантное поведение

12. продукция, пропагандирующая культ богатства, денег, вседозволе н носш

13. продукция, примитивизирующая индивидуальные и социальные потребности

14. продукция, формирующая пренебрежительное отношение к бедным и слабым, старшему и младшему поколениям

15. продукция, содержащая экстремистские материалы

16. продукция, принижающая или дискредитируюидея человеческие ценное™

1,3%

0,9%

0,0%

0,4%

0,9%

т

,8%

3

5,0%

1,4%

I 4,5%

5,0%

Л 1,5%

тз%

6,5%

8,2%

191,5%

■ 98,7%

■ 99,1%

■ 100,0%

■ 99,6%

■ 99,1%

192,2%

■ 95,0%

■ 98,6%

195,5% 195,0%

■ 88,5%

183,7%

95,0% М 93,5%

191,8%

Рис. 2. Результаты экспертного опроса о содержании вредной массовой информации в некоторых видах продукции

В отношении продукции, которая, по мнению экспертов, должна быть ограничена (а это продукция эротического характера, продукция, пропагандирующая основанные на риске игры, употребление табачных изделий и курительных принадлежностей, алкогольной продукции и продукция, примитивизирующая индивидуальные и социальные потребности), эксперты сошлись во мнении, что такая продукция должна быть ограничена для несовершеннолетних (до достижения ими возраста 18 лет).

Подлежит ли запрету или ограничению:

I подлежит запрету □ подлежит ограничению □ не подлежит ограничению

■10,8%

1. продукция эротического характера

2. продукция порнографического характера

3. продукция, связанная с изображением физического или психического насилия

4. продукция, пропагандирующая употребление наркотических средств их аналогов

5. продукция, пропагандирующая употребление алкогольной продукции

6. продукция, пропагандирующая употребление табачных изделий и курительных принадлежностей

7. продукция, пропагандирующая основанные на риске игры

8. продукция, пропагандирующая иные виды физической и психической зависимостей

9. продукция, провоцирующая причинение себе увечий

10. продукция, содержащая бранные слова, оскорбительные сравнения

11. продукция, пропагандирующая правонарушения и иное

девиантное поведение

12. продукция, пропагандирующая культ богатства, денег,

вседозволенности

13. продукция, примитивизирующая индивидуальные и социальные потребности

14. продукция, формирующая пренебрежительное отношение к бедным и слабым, старшему и младшему поколениям

15. продукция, содержащая экстремистские материалы

16. продукция, принижающая или дискредитирующая

человеческие ценности

□ 80,7%

1,3%

160,1%

0,9%

■I 30,7%

168,4%

0,0%

12,3%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

187,7%

140,6%

0,4%

□ 58,9%

142,4%

0,9%

□ 56,7%

136,4%

-17,9%

□ 55,6%

154,3%

40,6%

1,4%

179,4%

154,3%

-14,6%

•41,1%

161,6%

■46,2%

-I 11,8%

42,0%

I 30,0%

-117,1%

□ 52,9%

—15,2%

-|22,6%

■ 72,2% 169,4%

___16,7% '23’9%

-18,7%

164,9%

Рис. 3. Результаты экспертного опроса об обороте продукции, содержащей вредную

массовую информацию

В ходе опроса экспертами были предложены иные виды продукции, которые, по их мнению, также содержат вредную массовую информацию. Среди них наиболее часто встречались следующие:

- продукция, содержащая информацию, оскорбительную для верующих людей, принадлежащих к традиционным для России конфессиям;

- продукция, принижающая заслуги страны или извращающая смысл значимых событий в истории страны;

- пропаганда оккультных, мистических, жреческих практик, различных сектантских религиозных учений, гаданий и пр.;

- продукция, пропагандирующая «блатную жизнь», лагерную и тюремную романтику;

- продукция, способствующая развитию у людей чувства страха и депрессии;

- продукция, пропагандирующая гомосексуальные отношения или иные сексуальные девиации;

- информация, содействующая реализации продукции интимного, личного, гигиенического толка;

- продукция, формирующая толерантное отношение к пороку.

Таким образом, следует признать необходимым правовое регулирование в области вредной массовой информации и принятие федерального закона в этой области, поскольку только с его помощью и на основе развития закрепленной международным правом и Конституцией Российской Федерации свободы массовой информации можно обеспечить права и свободы человека и гражданина на информацию, полезную с точки зрения нравственности, психического здоровья и психологического состояния, а также защитить права потребителей (особенно несовершеннолетних) продукции СМИ, Интернета и издательской деятельности от вредной в этом отношении продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.