О ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.В. Пономарь, студент
Научный руководитель: Д.В. Давтян, старший преподаватель Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения содержания правоохранительной деятельности и субъектов, которые относятся к правоохранительным органам.
Ключевые слова: правоохранительные органы, правоохранительная деятельность, субъекты правоохранительной деятельности, правозащитная деятельность, правоохранительная функция.
Правоохранительная деятельность государства в значительной части осуществляется в рамках специально созданной им правоохранительной системы. В юриспруденции понятие «правоохранительная система» четко не определено. Среди юристов часто встречается ошибочная точка зрения, утверждающая, что правоохранительная система и система правоохранительных органов - одно и то же. Следует указать на то, что это не синонимичные понятия.
Правоохранительная система - это понятие более объемное, в отличии от системы правоохранительных органов. В нее входят не только специальные правоохранительные органы, но и другие государственные органы, обладающие правоохранительной функцией, а также правовые нормы, юридические средства и методы правовой охраны.
Главной целью правоохранительной системы является охрана человека. В этом её смысл. Права человека и его интересы стоят выше всех иным прав, свобод и интересов, если они не ограничивают, а тем более если не нарушают законные права, свободы и интересы других. Таким образом, правоохранительная система в Российской Федерации обслуживает, в первую очередь, человека, участвуя в реализации его прав и свобод, закрепленных законом, во вторую очередь, её функционирование должно быть направлено на удовлетворение интересов коллективов, организаций, народностей, наций, общества и государства. Это предписано в Декларации
прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.
Государству не присуще такое явление, как статичность, оно динамично, во-первых, потому что его работа направлена на общество и протекает в нем, а во-вторых, потому что оно не стоит на месте, развивается и совершенствуется, поэтому сущность государства выражается в его деятельности, в его функционировании. Деятельность государства состоит из различных её направлений, главные из которых в юриспруденции обозначают функциями государства.
Функции государства являются неоднородны по содержанию и назначению, они различаются по формам реализации. Под формой реализации функций государства следует понимать деятельность данного государства и/или государственных органов, с помощью которой реализуются его функции. В юридической науке выделяют две формы реализации государственных функций: организационную и правовую. К организационной относят обеспечение работы органов государства, связанное с организацией выборов, подготовкой проектов документов, техническую и хозяйственную работу и т.д. Правовая форма -выражается в обнародовании общеобязательных нормативных предписаний, предназначенных различным субъектам, а также в деятельности по реализации норм права и охране правового порядка. Из функций правового характера выделяют правотворческую, правоприменительную
и правоохранительную правовые формы их реализации.
Из приведенного определения формы реализации функций государства следует, что правоохранительная форма данной реализации - это правоохранительная деятельность государства и/или государственных органов, с помощью которой реализуются его правоохранительные функции.
В современной юридической литературе существует много точек зрения на определение сущности и содержания правоохранительной деятельности. Профессор Т.М. Шамба рассматривает данный вид деятельности в узком и широком смысле. В узком значении правоохранительная деятельность понимается автором как непосредственная охрана установленного законом порядка общественных отношений, то есть борьба с правонарушителями путем привлечения виновных к юридической ответственности. В широком смысле - как не только непосредственная охрана сложившихся общественных отношений, но и поддержание, укрепление правопорядка, создание благоприятных условий для беспрепятственного осуществления всеми субъектами своих прав и обязанностей.
Профессор А.Б. Сахаров разделяет правоохранительную деятельность на два вида: правоприменительную и правообеспе-чивающую. Правоприменительную деятельность он характеризует как деятельность по поводу конкретных правонарушений (выявление, регистрация и документирование совершенных правонарушений, их расследование, судебное рассмотрение уголовных дел, исполнение наказаний), а правообеспечивающую - как разнообразную деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений (общий надзор прокуратуры, обеспечение паспортного режима), непосредственную охрану общественного порядка и общественной безопасности, имущества и иных ценностей, индивидуальную и общую профилактику, правовую пропаганду.
В отечественной юридической литературе имеют место разногласия и споры по
вопросам содержания и состава субъектов правоохранительной деятельности. По каждому из этих вопросов можно выделить по две позиции:
1. Если исходить из содержания, правоохранительная деятельность либо ограничивается действиями по борьбе с уже совершенными правонарушениями и устранению их последствий, либо создает максимально благоприятные условия для качественной реализации права, субъективных прав и юридических обязанностей.
2. Правоохранительная деятельность рассматривается либо как деятельность только государственных органов, либо как деятельность государственная и негосударственная.
Исходя из вышесказанного, правоохранительная деятельность является особым и всеобщим социальным явлением, и её нельзя сводить к деятельности только государственных органов, тем более специальных. Она в любом случае осуществляется и общественными объединениями, и государственными органами специального назначения.
Субъектами правоохранительной деятельности могут выступать различные общественные комитеты, группы, сообщества, союзы, фонды, центры, ассоциации и другие общественные объединения.
В качестве субъекта правоохранительной деятельности, ее действий обособленный гражданин может рассматриваться в двух случаях:
- во-первых, как индивидуальное физическое лицо, один или в составе группы (семьи, коллектива, общественного объединения), отстаивающий свои права и свободы или права и свободы других самостоятельных лиц своего общества;
- во-вторых, как лицо должностное, выполняющее свои полномочия в правоохранительной деятельности (сотрудник полиции, работник таможенных органов, прокуратуры), или как лицо, помогающее правоохранительным органам из-за сложившихся обстоятельств (оказание помощи полиции при задержании преступника, предотвращение общественно опасного деяния и так далее).
Исходя из этого можно сказать, что правоохранительная деятельность - это постоянная, целевая и методичная организация деятельности государственных органов и общественных объединений, направленная на:
- создание лучших условий для реализации правовых норм, субъективных прав и свобод;
- профилактику и выявление планируемых правонарушений, борьбу с существующими или совершенными правонарушениями с целью их, пресечения или сглаживания их последствий, восстановления нарушенных прав и свобод, возмещения причиненного ущерба, наказания виновных.
В юриспруденции и законодательстве Российской Федерации выделяют, три основные объекта правоохранительной деятельности и правоохранительной системы: в первую очередь - личность, во вторую -общество, в третью очередь - государство. Важно отметить данную очередность, иерархию приоритетов при осуществлении работы правоохранительных органов. Определив объекты правоохранительной системы, мы ответили на один из основных вопросов «что или кого надлежит охранять правоохранительной системе?».
В силу того, что правоохранительная система является особым специальным государственным образованием, понятия «субъект правоохранительной системы» и «субъект правоохранительной деятельности» не совпадают. К субъектам правоохранительной системы относятся только
государственные органы правоохранительного назначения, к субъектам правоохранительной деятельности принадлежат многие другие органы государства, а также общественные объединения, выполняющие правоохранительные функции. Государство является основным субъектом правоохранительной деятельности, потому что оно не может существовать только в определенном порядке в системе общественных отношений, и поэтому служит основным инициатором правоохраны.
Термин «правоохранительные органы» впервые был закреплен юридически в Законе СССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР», позже и в других правовых актах. Но до сих пор в законодательстве нет однозначного перечня правоохранительных органов, специально сформулированного понятия «правоохранительный орган государства».
Анализируя различные источники, можно сделать вывод, что почти за тридцать лет научных исследований в правовой области, юридической наукой так и не было определено единого мнения о правоохранительных органах государства.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что содержание правоохранительной системы не ограничивается её составом субъектов. Она имеет достаточно сложную структуру. Вполне достаточно будет в данной статье ограничиться только некоторыми элементами данной системы, необходимыми для раскрытия интересующих вопросов по данной теме.
LAW ENFORCEMENT AND LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Y.V. Ponomar, student Supervisor: D.V. Davtyan, senior lecturer Volgograd state university (Russia, Volgograd)
Abstract. The article deals with the definition of the content of law enforcement activities and subjects that relate to law enforcement.
Keywords: law enforcement bodies, law enforcement activity, subjects of law enforcement activity, human rights activity, law enforcement function.