УДК 341.44
АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ БЕЛЯКОВ,
г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
О ПРАВАХ ОСУЖДЕННЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПРИ ИХ ЭКСТРАДИЦИИ
Реферат: тема обеспечения прав человека в местах принудительного содержания в силу ограничений особенностей его правового положения всегда была актуальной. Еще в большей степени это касается мигрантов, находящихся в данных местах. Одной из таких тем выступает выдача преступника (экстрадиция). Специфика этого вида правовой помощи состоит в том, что страна, в которую поступает запрос о выдаче, имеет целью содействовать иностранному государству (запрашивающей стороне) в осуществлении ее права на осуждение и наказание преступника, нарушившего его уголовные законы, но в данный момент находящегося на территории запрашиваемой страны. Для этой цели запрашиваемая сторона (при наличии для этого законных оснований и отсутствии для этого препятствий) соглашается исполнить запрос о выдаче. При соблюдении ряда условий преступник выдается запрашивающей стороне.
Вопросы передачи осужденных иностранных граждан в страны их гражданства должны быть более детально освещены в уголовно-исполнительном законодательстве. В частности, в нем должны найти место право осужденного на обращение в суд о передаче его на родину, право на обжалование отрицательного заключения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя об удовлетворении ходатайства осужденного о передаче.
Представляется необходимым закрепить в статье 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации положение о том, что осужденные - граждане иностранных государств отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы в специализированных изолированных участках исправительных учреждений.
Ключевые слова: иностранные граждане, осужденные, исправительные учреждения, экстрадиция, иностранное государство, преступление, приговор.
ALEXANDER YURYEVICHBELYAKOV, Ryazan, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ABOUT THE RIGHTS OF THE CONDEMNED FOREIGN CITIZENS AT THEIR EXTRADITION
Реферат: the subject of ensuring human rights in places of detention owing to restrictions of features of his legal status always was relevant. Still more it concerns the migrants who are in these places. Delivery of the criminal acts as one of such subjects (extradition). The specifics of this type of legal aid consist that the country to which the request for delivery comes aims to assist the foreign state (the requesting party) in implementation of her right for condemnation and punishment of the criminal who has broken his criminal laws, but at present being in the territory of the required country. For this purpose the required party (in the presence for this purpose legal basis and lack for this purpose of obstacles) agrees to solve query about delivery. At observance of a number of conditions the criminal is delivered to the requesting party.
Questions of transfer of the condemned foreign citizens to the countries of their nationality have to be in more detail taken up in the criminal and executive legislation. In particular, have to find the place in him: the right of the convict for appeal to the court about his transfer home; the right for the appeal of the negative conclusion of the Prosecutor General of the Russian Federation or his deputy about the satisfaction of the petition of the convict for transfer.
It is obviously necessary to enshrine in article 73 of the Penal Code of the Russian Federation the provision that convicts - citizens of the foreign states serve criminal penalty in the form of imprisonment in the specialized isolated sites of correctional facilities.
Ключевые слова: foreign to the citizen, convicts, correctional facilities, extradition, foreign state, crime, sentence.
Реализация миграционной политики повлекла за собой приток в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства. Наряду с позитивными сторонами решения этого вопроса оно вызывает и определенные негативные последствия. Одним из них является преступность указанных лиц. По данным МВД России в 2016 г. ими было совершено 44 933 преступления, что составляет 3,7 % от числа расследованных преступлений. Из указанного числа 38 501 преступление совершено гражданами государств - участников СНГ [1, с. 38-39].
Совершение преступлений иностранными гражданами не могло не отразиться на характеристике лиц, отбывающих наказания. В учреждениях уголовно-исполнительной
© Беляков А. Ю., 2017 © Belyakov A. Ju., 2017
системы находится около 27 тысяч иностранных граждан. Абсолютное большинство из них являются гражданами стран, входивших в состав СССР.
Численность осужденных из дальнего зарубежья не превышает 350 человек из более чем 40 стран. Количество лиц, находящихся в местах принудительного содержания ФСИН России для решения вопроса об экстрадиции, составляет около 140 человек, подлежащих передаче для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются, - около 46. Соответственно это актуализирует проблему экстрадиции [2].
Тема обеспечения прав человека в местах принудительного содержания в силу ограничений особенностей его правового положения всегда была актуальной. Еще в большей степени это касается мигрантов, находящихся в данных местах. Одной из таких тем выступает выдача преступника (экстрадиция). Специфика этого вида правовой помощи состоит в том, что страна, в которую поступает запрос о выдаче, имеет целью содействовать иностранному государству (запрашивающей стороне) в осуществлении ее права на осуждение и наказание преступника, нарушившего его уголовные законы, но в данный момент находящегося на территории запрашиваемой страны. Для этой цели запрашиваемая сторона (при наличии для этого законных оснований и отсутствии для этого препятствий) соглашается исполнить запрос о выдаче. При соблюдении ряда условий преступник выдается запрашивающей стороне.
В рассматриваемом контексте близкой по значению и процедуре является и такая форма международной правовой помощи в сфере деятельности пенитенциарных учреждений и органов, как передача лица, осужденного судом иностранного государства к лишению свободы, государству, гражданином которого это лицо является. До настоящего времени правовой базой реализации этой формы международной правовой помощи были для России ее международные договоры, в частности Берлинская конвенция 1978 г. Считается, что главной базой правовой помощи в рассматриваемом случае становится УПК РФ, а именно его часть пятая, а также те нормы, на которые есть ссылки в гл. 55 УПК РФ. Однако согласие с данным суждением означает односторонний, узкий подход к разрешению этого вопроса, ибо значительные организационные и ресурсные затраты несут именно учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а не судебно-следственные органы, деятельность которых в первую очередь регламентируется нормами
уголовно-процессуального закона. Нельзя забывать, что выдача преступника (передача осужденного) - это одновременно и одна из содержательных стадий уголовно-исполнительного процесса, по крайней мере, на отрезке реализации подготовительных мероприятий. Учитывая главную концептуальную особенность передачи осужденного для исполнения приговора иностранного суда в стране его гражданства, которая должна оцениваться международным правом как гуманитарная акция в отношении осужденного, ибо реализуется только по его ходатайству или с его согласия, а факт его гражданства в данном случае оценивается как благоприятный для отбывания им наказания, данный вопрос должен регламентироваться на уровне уголовно-исполнительного законодательства, по крайней мере, как вариант, посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в ведомственный нормативный документ, регламентирующий порядок приема, содержания и освобождения из мест лишения свободы осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства.
Суд, принимающий решение о передаче лица, осужденного в Российской Федерации к лишению свободы, для исполнения наказания в стране, гражданином которой оно является, не рассматривает дело по существу, а решает вопросы, относящиеся к требованиям законодательства России, ее международных договоров и соглашений с данным иностранным государством по принципу взаимности. Второй случай предусмотрен ст. 471 УПК РФ, содержащей основания отказа в передаче лица.
Основания отказа в передаче во всех случаях имеют одну общую правовую базу - невозможность исполнить приговор, вынесенный иностранному гражданину российским судом, на территории данного иностранного государства, если ни одно из деяний, за совершение которых осужден российским судом передаваемый гражданин данного иностранного государства, не считается преступлением по законам этого государства.
Передача лица, осужденного российским судом, в страну его гражданства для исполнения приговора невозможна, если по законодательству данной страны истекли сроки давности, или по другим основаниям, указанным в законах этой страны.
Одним из важных вопросов, который может служить основанием отказа в передаче лица, является отсутствие гарантий со стороны передаваемого лица и государства, которое его принимает, относительно обеспечения гражданского иска (если он есть в деле).
Одновременно в ст. 471 УПК РФ содержатся условия более детального характера, имеющие
практическое значение при исполнении приговора. Их несоблюдение также ведет к невозможности исполнения наказания и служит основанием для отказа в передаче лица - это непризнание иностранным государством приговора российского суда, который будет исполняться в данном иностранном государстве, если осужденный будет туда передан; признание приговора, но непризнание условий режима его исполнения иностранным государством. В данном случае действует принцип международной действительности приговоров, отдающий приоритет государству, суд которого вынес приговор. По смыслу ст. 471 УПК РФ это будет российский суд.
На территории запрашиваемой стороны может исполняться только приговор иностранного суда к лишению свободы и никакие иные виды наказания. Этого требует принцип международной действительности приговоров. Противоречащим международным принципам, регулирующим передачу, является положение ч. 3 ст. 472 УПК РФ, где сказано: «Если согласно Уголовному кодексу Российской Федерации лишение свободы не предусмотрено в качестве наказания за совершенное лицом, преступление, то суд определяет иное наказание, наиболее соответствующее наказанию, назначенному по приговору суда иностранного государства...». Неясно, что подразумевает законодатель под таким наказанием, и это, конечно, создаст трудности для суда, отыскивающего его в каталоге российских мер наказания. Главный аргумент против такого законодательного решения в другом - приговор вынесен к лишению свободы, а исполняться будет нечто иное, на него похожее, и это уже нельзя считать передачей в международно-правовом смысле.
В случае продолжения исполнения приговора государство исполнения приговора обязано соблюдать правовой характер и продолжительность меры наказания, как она была определена государством вынесения приговора. Однако, если приговор по своему характеру или продолжительности меры наказания является несовместимым с законодательством государства исполнения приговора, это государство может привести санкцию в соответствие с наказанием или мерой пресечения, которые предписываются его собственным законодательством за соответствующее правонарушение.
В случае изменения приговора государство исполнения приговора имеет право привести санкцию по ее характеру и продолжительности меры наказания в соответствие со своим национальным законодательством, должным образом учитывая
приговор, утвержденный государством вынесения приговора. При этом санкция, предусматривающая лишение свободы, не может заменена имущественной санкцией.
Для государства исполнения приговора установленные факты, насколько они явствуют из судебного решения государства вынесения приговора, имеют обязательную силу. Таким образом, пересматривать приговор правомочно только государство вынесения приговора.
Срок лишения свободы, который осужденное лицо уже отбыло в любом из государств, полностью вычитывается из срока, определенного в окончательном приговоре.
Передача осужденного ни в коем случае не должна приводить к ухудшению его положения. Любые расходы, связанные с передачей и перевозкой заключенного, покрывает государство исполнения приговора, если только государство вынесения приговора и государство исполнения приговора не примут иное решение.
Исполнение приговора регулируется законодательством государства исполнения приговора. Как государство вынесения приговора, так и государство исполнения приговора вправе объявлять помилование или амнистию.
Резюмируя изложенное, следует отметить следующее:
- передача осужденных призвана способствовать возвращению правонарушителей к нормальной жизни в обществе, содействуя как можно более скорому возвращению лиц, осужденных за уголовное преступление за рубежом, в страну их гражданства или постоянного местожительства для отбывания наказания; должна осуществляться в тех случаях, когда правонарушение, влекущее за собой вынесение обвинительного приговора, наказуемо лишением свободы судебными властями как передающего государства (государства вынесения приговора), так и государства, которому он передается (государства исполнения приговора), в соответствии с их национальными законодательствами; зависит от согласия как государства вынесения приговора, так и государства исполнения приговора, и ее следовало бы основывать на обязательном согласии осужденного;
- осужденному представляется полная информация о возможности передачи и ее юридических последствиях, в частности, по вопросу о том, может ли он подвергнуться судебному преследованию в связи с другими правонарушениями, совершенными до его передачи;
- государство исполнения приговора должно иметь возможность убедиться в добровольном согласии заключенного;
- в случае если какое-либо лицо неспособно свободно изъявить свою волю, дать согласие на передачу правомочен его законный представитель;
- передача может быть осуществлена только на основании вступившего в силу окончательного и определенного приговора. К моменту направления запроса о передаче срок осуждения, который заключенному еще предстоит отбыть, должен составлять, как правило, не менее шести месяцев; вместе с тем передача должна разрешаться и в случаях неопределенных приговоров;
- решение о передаче осужденного должно приниматься безотлагательно. Лицо, переданное для исполнения приговора, утвержденного государством вынесения приговора, не может быть вновь привлечено к судебной ответственности в государстве исполнения приговора за то же дея-
ние, в связи с которым был вынесен вступивший в силу приговор.
На наш взгляд, вопросы передачи осужденных иностранных граждан в страны их гражданства должны быть более детально освещены в уголовно-исполнительном законодательстве. В частности, в нем должны найти место: право осужденного на обращение в суд о передаче его на родину; право на обжалование отрицательного заключения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя об удовлетворении ходатайства осужденного о передаче.
Представляется необходимым закрепить в ст. 73 УИК РФ положение о том, что осужденные - граждане иностранных государств отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы в специализированных изолированных участках исправительных учреждений.
Библиографический список
1. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2016 года. М., 2017. С. 38-39.
2. https//nia.ru/interview/20130304/925376615.html.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Беляков Александр Юрьевич, г. Рязань, Российская Belyakov Alexander Yuryevich, Ryazan, Russian
Федерация, e-mail: [email protected]. Federation, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Беляков, А. Ю. О правах осужденных иностран- Belyakov A. Ju. O pravah osuzhdennyh in-
ных граждан при их экстрадиции / А. Ю. Беляков // ostrannyh grazhdan pri ih jekstradicii [About the
Уголовно-исполнительное право. - 2017. - Т. 12(1-4), rights of the condemned foreign citizens at their
№ 4. - С. 390-393. extradition]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal
law, 2017, vol. 12(1-4), no. 4, pp. 390-393.