Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
УДК 343.9:338.46:002
Игорь Владимирович НИКУЛИН,
заместитель начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Новосибирской области
omvp@ngs.ru
о практике противодействия незаконному обороту
и пропаганде наркотических средств и иных психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети интернет
on the practice of counteraction to illicit trafficking and propaganda of drugs and psychotropic substances in the information and telecommunications network
"internet"
В статье рассматриваются некоторые принимаемые органами по контролю за оборотом наркотиков меры, способствующие изобличению online-наркоторгоцев и оказывающие профилактическое воздействие на пользователей сети Интернет, на примере Управления ФСКН России по Новосибирской области.
The article considers some measures exposing online-drug-dealers and making a preventive effect on the Internet users that are taken by Drug Control Services on the example of the Department of the FDCS in Novosibirsk region.
Ключевые слова: Интернет, наркотические средства, пропаганда наркотиков, психоактивные вещества, сайт, хостер, социальные сети.
Keywords: Internet, narcotics, propaganda of drugs, psychoactive substances, site, hoster, social networks.
На сегодняшний день оперативная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Российской Федерации остается напряженной. В качестве одного из факторов, негативно влияющих на ее развитие, является распространение наркотических средств с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет.
Глобальная сеть Интернет, которую по праву можно считать одним из величайших достижений современности, используется как средство совершения преступлений, в том числе и связанных с незаконным оборотом наркотиков. Еще в 1998 г. на XX
сессии Генеральной Ассамблеи ООН страны-участники признали, что использование Интернета создает дополнительные преграды для борьбы со злоупотреблением наркотиками.
Осталось в прошлом, когда передача наркотических средств осуществлялась при личном контакте наркодиллера и покупателя. С развитием информационных технологий, появлением интернет-магазинов, электронных досок объявлений, специальных программ: Skype, ICQ, электронных платежных систем "Webmoney", "Ян-декс.Деньги" это стало необязательным, а выявление преступлений в сфере незакон-
Практика противодействия наркоугрозе. Г ' ) Ц Ппмпшь ведущих специалистов -
ного оборота наркотиков значительно усложнилось. Криминальную сделку могут совершить лица, которые лично не знакомы и не обладают информацией друг о друге, находящиеся не только в разных регионах, но и в разных государствах, где действует различное законодательство.
Несмотря на трудности, выявление преступлений данной категории в сети Интернет является приоритетным направлением деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков.
В 2012 г. сотрудниками Управления ФСКН России по Новосибирской области (далее - Управление) были выявлены 33 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных посредством сети Интернет, возбуждены 25 уголовных дел. В январе - мае 2013 г. выявлены 50 правонарушений, возбуждены 47 уголовных дел.
Так, в июне 2012 г. была задержана гр.К., которая осуществляла сбыт синтетических наркотиков мефедрон и MDPV на территории Новосибирской области через веб-сайт "Химик-НСК". Действовала гр. К. в составе преступной группы с четким распределением ролей и соблюдением конспирации. Оплата за наркотики поступала через терминалы по системе "Яндекс.Деньги", что затрудняло проследить связь между поставщиком и потребителями наркотиков.
В результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий все фигуранты были задержаны. В сентябре 2012 г. уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, было направлено в суд. В текущем году приговором суда организатор и члены преступной группы были осуждены к длительным срокам лишения свободы. Доступ пользователей к веб-сайту "Химик-НСК" был заблокирован.
Борьба с незаконной рекламой и пропагандой наркотических средств в сети Интернет также приносит положительные результаты. В 2012 г. Управлением были выявлены 2 факта распространения про-наркотической информации в глобальной сети, в январе - мае 2013 г. - 3.
Так, в феврале 2013 г. сотрудниками Управления в социальной сети "Одноклассники" была обнаружена страница гр. Ж. с фотографией, иллюстрирующей один из способов употребления наркотического средства кокаин. По заключению Сибирского отделения РАМН, данное изображение способно возбудить у человека позитивное эмоциональное отношение к наркотическим средствам, так как представляет его употребление в привлекательной и приподнятой обстановке развлечения и досуга, что может повлиять на принятие решения об употреблении наркотических средств. В своем объяснении гр. Ж. назвала фотографию неуместной шуткой, а свою затею - желанием развеселить друзей. В настоящее время материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6. 13 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в суд.
Более жесткое наказание ожидает владельцев интернет-магазина "DNS", разместившего рекламу наушников с надписью CO'CAINE. Согласно заключению Новосибирского областного наркологического диспансера надпись на изъятой продукции является навязыванием наркоманской субкультуры, так как в данном символе имеется содержательная ассоциация с наркотиком (кокаин), а также может привлекать внимание населения к наркотическим средствам, способствовать формированию интереса к наркотикам в определенных группах населения. Санкция ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наложение административного штрафа в размере от 800 тыс. до 1 млн. рублей с конфискацией рекламной продукции. Материалы дела также переданы в суд.
Зачастую, выявив сайт, содержащий рекламу или пропаганду наркотиков, трудно установить его фактического владельца. Тогда в отношении сайта принимаются меры по ограничению доступа пользователей.
До вступления в октябре 2012 г. изменений в действующее законодательство в части внесения данных интернет-ресурсов
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —
в специальный реестр правоохранительным органам приходилось задействовать все возможные механизмы для ограничения к ним доступа пользователей, включая потенциал общественных организаций.
Одной из них являлась региональная общественная организация "Центр Интернет-технологий" (г. Москва), с которой ФСКН России в апреле 2011 г. заключила соглашение о сотрудничестве.
Соглашением был утвержден регламент взаимодействия сторон в рамках "Горячей линии", который предусматривал, что "при обнаружении сотрудниками ФСКН России интернет-ресурса, содержащего информацию негативного содержания, которая не попадает под действие норм КоАП РФ об административных правонарушениях или УК РФ, данные о таком ресурсе могут передаваться на "Горячую линию" для задействования механизмов приостановления либо прекращения публичного доступа к информации".
Однако даже в рамках соглашения не всегда можно было принять действенные меры к блокированию наркосайтов.
В 2012 г. в г. Новосибирске появились новые психоактивные вещества под наименованиями "Паста медовая для смазки дверных петель" и "Мятный абсорбент от запаха пота ног". В ходе проведенных проверочных мероприятий и экспертиз было установлено, что в составе "пасты" и "абсорбента" отсутствовали подконтрольные вещества, а интернет-сайт с рекламной информацией был размещен у организации - хостера, расположенной в США. Лицо, на которое был зарегистрирован веб-ресурс, не являлось гражданином Российской Федерации и проживало на территории Республики Украина.
Представители РОО "Центр Интернет-технологий" по просьбе Управления обратились за содействием по блокированию доступа к сайту "Надо всем" к американским партнерам, однако получили отказ.
В связи с этим было принято решение действовать на местном уровне: Управлением были направлены обращения к руководителям крупнейших региональных про-
вайдеров, которые смогли бы ограничить доступ пользователей к сайту. Однако положительно ответили лишь две организации, остальные потребовали соответствующее решение суда.
Для эффективного противодействия наркопропаганде нужна не только консолидация усилий правоохранительных органов, органов государственной власти, юридических лиц, общественности, но и адекватная угрозе правовая база.
28 июля 2012 г. был принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты", 26 октября 2012 г. - постановление Правительства Российской Федерации № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Предполагалось, что это позволит раз и навсегда решить проблему использования Интернета как площадки для незаконного оборота и пропаганды наркотиков. На практике сложности остаются и по сей день.
В связи с этим показателен случай с гр. Б., который создал и разместил в сети Интернет сайт с публичными призывами к отмене ряда статей УК РФ, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотиков (ст. 228-233 УК РФ). Эти же призывы Б. были размещены на его странице социальной сети "ВКонтакте". В августе 2012 г. Б. провел одиночный пикет у здания Управления с плакатом, содержащим оскорбительные выражения в адрес сотрудников наркоконтроля и требованиями легализации наркотиков. Аналогичную акцию попытался провести на главной площади г. Новосибирска - площади Ленина, но акция была пресечена жителями мегаполиса.
Практика противодействия наркоугрозе. Г ' ) Ппмпшь ведущих специалистов -
В январе 2013 г. Центральным районным судом г. Новосибирска гражданин Б. был привлечен к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 тыс. рублей.
Однако, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, сайт, содержащий пропаганду наркотических средств, продолжает функционировать, так как резолютивная часть судебного решения не содержит указания о том, что данная информация запрещена для распространения на территории Российской Федерации. Без этого указания Роскомнадзор не вправе внести адрес сайта в реестр запрещенных.
Не представляется возможным внести в реестр интернет-ресурсы, не рекламирующие наркотики, но предоставляющие потребителям контактную информацию и фактически являющиеся площадками для сбыта.
Налажено сотрудничество Управления с администрацией социальной сети "ВКон-такте". Неоднократно в ходе мониторинга новосибирские наркополицейские выявляли страницы и целые сетевые сообщества с предложениями приобрести то или иное психоактивное вещество, рекомендациями по его употреблению, контактной информацией. Немалую помощь в поиске оказывают и добровольные помощники, информирующие Управление об обнаруженных ресурсах.
В результате в 2013 г. Управлением направлена администрации социальной сети "ВКонтакте" информация в отношении 15 страниц с пронаркотическим содержанием, доступ к которым был немедленно заблокирован.
Осознавая интерес молодежи к социальным сетям, Управление часть профилактической деятельности перенесло в сеть Интернет. В 2012 г. в социальной сети "ВКонтакте" создана страница, на которой размещена справочная информация, результаты оперативно-служебной деятельности Управления, проводятся блиц-опросы
по наиболее острым вопросам противодействия наркомании. Кроме того, ресурс объединяет около трехсот представителей новосибирского студенчества, активистов молодежных организаций, волонтеров, средств массовой информации, что позволяет координировать профилактическую работу в образовательных заведениях, анонсировать предстоящие антинаркотические акции, организовывать добровольцев на выявление и борьбу с наркосайтами.
Создан и используется в качестве новостного ресурс Управления в социальной сети "Твиттер". Среди подписчиков новостей - представители органов исполнительной власти Новосибирской области, высшие учебные заведения региона, активисты молодежных движений, средства массовой информации.
Таким образом, принимаемые Управлением меры стали действенным инструментом пресечения фактов незаконного оборота и пропаганды наркотиков в информационно-коммуникационной сети Интернет и способствуют расширению профилактической деятельности в молодежной среде, в том числе в сетевых ресурсах. Для повышения эффективности антинаркотической деятельности необходимо совершенствование действующего законодательства, а именно:
- внесение изменений в ст. 46 Федерального закона "О наркотических средствах и писхотропных веществах", приравнивающих публичные призывы легализации наркотических средств к пропаганде наркотиков;
- внесение изменений в п. 2 раздела "Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено" (постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. №1101), изложив его в следующей редакции: "Федеральная служба Российской
Вестник Сибирского юридического
института ФСКН России
Федерации по контролю за оборотом нар- средств, психотропных веществ и их пре-
котиков принимает решения, являющиеся курсоров, местах приобретения таких
основаниями для включения доменных средств, веществ и их прекурсоров, сред-
имен и (или) указателей страниц сайтов в ствах и способах контакта с лицами, осу-
сети "Интернет", а также сетевых адресов ществляющими их незаконный оборот, а
в единый реестр, в отношении информации также о способах и местах культивирова-
о способах, методах разработки, изготов- ния наркосодержащих растений".
ления и использования наркотических
Библиографический список
1. О рекламе : Федеральный закон от 13 .03.2006 № 38-Ф3.
2. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты" : Федеральный закон от 28.07.2012 №139-ФЗ.
3. О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»" : постановление Правительства Российской Федерации от
26.10.2012 № 1101.