Научная статья на тему 'О практике противодействия незаконному обороту и пропаганде наркотических средств и иных психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет'

О практике противодействия незаконному обороту и пропаганде наркотических средств и иных психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОПАГАНДА НАРКОТИКОВ / ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / САЙТ / ХОСТЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INTERNET / NARCOTICS / PROPAGANDA OF DRUGS / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / SITE / HOSTER / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никулин Игорь Владимирович

В статье рассматриваются некоторые принимаемые органами по контролю за оборотом наркотиков меры, способствующие изобличению online-наркоторгоцев и оказывающие профилактическое воздействие на пользователей сети Интернет, на примере Управления ФСКН России по Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никулин Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PRACTICE OF COUNTERACTION TO ILLICIT TRAFFICKING AND PROPAGANDA OF DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORK "INTERNET"

The article considers some measures exposing online-drug-dealers and making a preventive effect on the Internet users that are taken by Drug Control Services on the example of the Department of the FDCS in Novosibirsk region.

Текст научной работы на тему «О практике противодействия незаконному обороту и пропаганде наркотических средств и иных психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

УДК 343.9:338.46:002

Игорь Владимирович НИКУЛИН,

заместитель начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН России по Новосибирской области

omvp@ngs.ru

о практике противодействия незаконному обороту

и пропаганде наркотических средств и иных психотропных веществ в информационно-телекоммуникационной сети интернет

on the practice of counteraction to illicit trafficking and propaganda of drugs and psychotropic substances in the information and telecommunications network

"internet"

В статье рассматриваются некоторые принимаемые органами по контролю за оборотом наркотиков меры, способствующие изобличению online-наркоторгоцев и оказывающие профилактическое воздействие на пользователей сети Интернет, на примере Управления ФСКН России по Новосибирской области.

The article considers some measures exposing online-drug-dealers and making a preventive effect on the Internet users that are taken by Drug Control Services on the example of the Department of the FDCS in Novosibirsk region.

Ключевые слова: Интернет, наркотические средства, пропаганда наркотиков, психоактивные вещества, сайт, хостер, социальные сети.

Keywords: Internet, narcotics, propaganda of drugs, psychoactive substances, site, hoster, social networks.

На сегодняшний день оперативная обстановка в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Российской Федерации остается напряженной. В качестве одного из факторов, негативно влияющих на ее развитие, является распространение наркотических средств с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет.

Глобальная сеть Интернет, которую по праву можно считать одним из величайших достижений современности, используется как средство совершения преступлений, в том числе и связанных с незаконным оборотом наркотиков. Еще в 1998 г. на XX

сессии Генеральной Ассамблеи ООН страны-участники признали, что использование Интернета создает дополнительные преграды для борьбы со злоупотреблением наркотиками.

Осталось в прошлом, когда передача наркотических средств осуществлялась при личном контакте наркодиллера и покупателя. С развитием информационных технологий, появлением интернет-магазинов, электронных досок объявлений, специальных программ: Skype, ICQ, электронных платежных систем "Webmoney", "Ян-декс.Деньги" это стало необязательным, а выявление преступлений в сфере незакон-

Практика противодействия наркоугрозе. Г ' ) Ц Ппмпшь ведущих специалистов -

ного оборота наркотиков значительно усложнилось. Криминальную сделку могут совершить лица, которые лично не знакомы и не обладают информацией друг о друге, находящиеся не только в разных регионах, но и в разных государствах, где действует различное законодательство.

Несмотря на трудности, выявление преступлений данной категории в сети Интернет является приоритетным направлением деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков.

В 2012 г. сотрудниками Управления ФСКН России по Новосибирской области (далее - Управление) были выявлены 33 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных посредством сети Интернет, возбуждены 25 уголовных дел. В январе - мае 2013 г. выявлены 50 правонарушений, возбуждены 47 уголовных дел.

Так, в июне 2012 г. была задержана гр.К., которая осуществляла сбыт синтетических наркотиков мефедрон и MDPV на территории Новосибирской области через веб-сайт "Химик-НСК". Действовала гр. К. в составе преступной группы с четким распределением ролей и соблюдением конспирации. Оплата за наркотики поступала через терминалы по системе "Яндекс.Деньги", что затрудняло проследить связь между поставщиком и потребителями наркотиков.

В результате комплекса оперативно-розыскных мероприятий все фигуранты были задержаны. В сентябре 2012 г. уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, было направлено в суд. В текущем году приговором суда организатор и члены преступной группы были осуждены к длительным срокам лишения свободы. Доступ пользователей к веб-сайту "Химик-НСК" был заблокирован.

Борьба с незаконной рекламой и пропагандой наркотических средств в сети Интернет также приносит положительные результаты. В 2012 г. Управлением были выявлены 2 факта распространения про-наркотической информации в глобальной сети, в январе - мае 2013 г. - 3.

Так, в феврале 2013 г. сотрудниками Управления в социальной сети "Одноклассники" была обнаружена страница гр. Ж. с фотографией, иллюстрирующей один из способов употребления наркотического средства кокаин. По заключению Сибирского отделения РАМН, данное изображение способно возбудить у человека позитивное эмоциональное отношение к наркотическим средствам, так как представляет его употребление в привлекательной и приподнятой обстановке развлечения и досуга, что может повлиять на принятие решения об употреблении наркотических средств. В своем объяснении гр. Ж. назвала фотографию неуместной шуткой, а свою затею - желанием развеселить друзей. В настоящее время материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6. 13 КоАП РФ, переданы на рассмотрение в суд.

Более жесткое наказание ожидает владельцев интернет-магазина "DNS", разместившего рекламу наушников с надписью CO'CAINE. Согласно заключению Новосибирского областного наркологического диспансера надпись на изъятой продукции является навязыванием наркоманской субкультуры, так как в данном символе имеется содержательная ассоциация с наркотиком (кокаин), а также может привлекать внимание населения к наркотическим средствам, способствовать формированию интереса к наркотикам в определенных группах населения. Санкция ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ для юридических лиц предусматривает наложение административного штрафа в размере от 800 тыс. до 1 млн. рублей с конфискацией рекламной продукции. Материалы дела также переданы в суд.

Зачастую, выявив сайт, содержащий рекламу или пропаганду наркотиков, трудно установить его фактического владельца. Тогда в отношении сайта принимаются меры по ограничению доступа пользователей.

До вступления в октябре 2012 г. изменений в действующее законодательство в части внесения данных интернет-ресурсов

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

в специальный реестр правоохранительным органам приходилось задействовать все возможные механизмы для ограничения к ним доступа пользователей, включая потенциал общественных организаций.

Одной из них являлась региональная общественная организация "Центр Интернет-технологий" (г. Москва), с которой ФСКН России в апреле 2011 г. заключила соглашение о сотрудничестве.

Соглашением был утвержден регламент взаимодействия сторон в рамках "Горячей линии", который предусматривал, что "при обнаружении сотрудниками ФСКН России интернет-ресурса, содержащего информацию негативного содержания, которая не попадает под действие норм КоАП РФ об административных правонарушениях или УК РФ, данные о таком ресурсе могут передаваться на "Горячую линию" для задействования механизмов приостановления либо прекращения публичного доступа к информации".

Однако даже в рамках соглашения не всегда можно было принять действенные меры к блокированию наркосайтов.

В 2012 г. в г. Новосибирске появились новые психоактивные вещества под наименованиями "Паста медовая для смазки дверных петель" и "Мятный абсорбент от запаха пота ног". В ходе проведенных проверочных мероприятий и экспертиз было установлено, что в составе "пасты" и "абсорбента" отсутствовали подконтрольные вещества, а интернет-сайт с рекламной информацией был размещен у организации - хостера, расположенной в США. Лицо, на которое был зарегистрирован веб-ресурс, не являлось гражданином Российской Федерации и проживало на территории Республики Украина.

Представители РОО "Центр Интернет-технологий" по просьбе Управления обратились за содействием по блокированию доступа к сайту "Надо всем" к американским партнерам, однако получили отказ.

В связи с этим было принято решение действовать на местном уровне: Управлением были направлены обращения к руководителям крупнейших региональных про-

вайдеров, которые смогли бы ограничить доступ пользователей к сайту. Однако положительно ответили лишь две организации, остальные потребовали соответствующее решение суда.

Для эффективного противодействия наркопропаганде нужна не только консолидация усилий правоохранительных органов, органов государственной власти, юридических лиц, общественности, но и адекватная угрозе правовая база.

28 июля 2012 г. был принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты", 26 октября 2012 г. - постановление Правительства Российской Федерации № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Предполагалось, что это позволит раз и навсегда решить проблему использования Интернета как площадки для незаконного оборота и пропаганды наркотиков. На практике сложности остаются и по сей день.

В связи с этим показателен случай с гр. Б., который создал и разместил в сети Интернет сайт с публичными призывами к отмене ряда статей УК РФ, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотиков (ст. 228-233 УК РФ). Эти же призывы Б. были размещены на его странице социальной сети "ВКонтакте". В августе 2012 г. Б. провел одиночный пикет у здания Управления с плакатом, содержащим оскорбительные выражения в адрес сотрудников наркоконтроля и требованиями легализации наркотиков. Аналогичную акцию попытался провести на главной площади г. Новосибирска - площади Ленина, но акция была пресечена жителями мегаполиса.

Практика противодействия наркоугрозе. Г ' ) Ппмпшь ведущих специалистов -

В январе 2013 г. Центральным районным судом г. Новосибирска гражданин Б. был привлечен к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4 тыс. рублей.

Однако, несмотря на вступившее в законную силу решение суда, сайт, содержащий пропаганду наркотических средств, продолжает функционировать, так как резолютивная часть судебного решения не содержит указания о том, что данная информация запрещена для распространения на территории Российской Федерации. Без этого указания Роскомнадзор не вправе внести адрес сайта в реестр запрещенных.

Не представляется возможным внести в реестр интернет-ресурсы, не рекламирующие наркотики, но предоставляющие потребителям контактную информацию и фактически являющиеся площадками для сбыта.

Налажено сотрудничество Управления с администрацией социальной сети "ВКон-такте". Неоднократно в ходе мониторинга новосибирские наркополицейские выявляли страницы и целые сетевые сообщества с предложениями приобрести то или иное психоактивное вещество, рекомендациями по его употреблению, контактной информацией. Немалую помощь в поиске оказывают и добровольные помощники, информирующие Управление об обнаруженных ресурсах.

В результате в 2013 г. Управлением направлена администрации социальной сети "ВКонтакте" информация в отношении 15 страниц с пронаркотическим содержанием, доступ к которым был немедленно заблокирован.

Осознавая интерес молодежи к социальным сетям, Управление часть профилактической деятельности перенесло в сеть Интернет. В 2012 г. в социальной сети "ВКонтакте" создана страница, на которой размещена справочная информация, результаты оперативно-служебной деятельности Управления, проводятся блиц-опросы

по наиболее острым вопросам противодействия наркомании. Кроме того, ресурс объединяет около трехсот представителей новосибирского студенчества, активистов молодежных организаций, волонтеров, средств массовой информации, что позволяет координировать профилактическую работу в образовательных заведениях, анонсировать предстоящие антинаркотические акции, организовывать добровольцев на выявление и борьбу с наркосайтами.

Создан и используется в качестве новостного ресурс Управления в социальной сети "Твиттер". Среди подписчиков новостей - представители органов исполнительной власти Новосибирской области, высшие учебные заведения региона, активисты молодежных движений, средства массовой информации.

Таким образом, принимаемые Управлением меры стали действенным инструментом пресечения фактов незаконного оборота и пропаганды наркотиков в информационно-коммуникационной сети Интернет и способствуют расширению профилактической деятельности в молодежной среде, в том числе в сетевых ресурсах. Для повышения эффективности антинаркотической деятельности необходимо совершенствование действующего законодательства, а именно:

- внесение изменений в ст. 46 Федерального закона "О наркотических средствах и писхотропных веществах", приравнивающих публичные призывы легализации наркотических средств к пропаганде наркотиков;

- внесение изменений в п. 2 раздела "Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено" (постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. №1101), изложив его в следующей редакции: "Федеральная служба Российской

Вестник Сибирского юридического

института ФСКН России

Федерации по контролю за оборотом нар- средств, психотропных веществ и их пре-

котиков принимает решения, являющиеся курсоров, местах приобретения таких

основаниями для включения доменных средств, веществ и их прекурсоров, сред-

имен и (или) указателей страниц сайтов в ствах и способах контакта с лицами, осу-

сети "Интернет", а также сетевых адресов ществляющими их незаконный оборот, а

в единый реестр, в отношении информации также о способах и местах культивирова-

о способах, методах разработки, изготов- ния наркосодержащих растений".

ления и использования наркотических

Библиографический список

1. О рекламе : Федеральный закон от 13 .03.2006 № 38-Ф3.

2. О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты" : Федеральный закон от 28.07.2012 №139-ФЗ.

3. О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»" : постановление Правительства Российской Федерации от

26.10.2012 № 1101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.