Научная статья на тему 'О познавательной литературе'

О познавательной литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
377
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ И ПОВЕСТИ / НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Томский Григорий В., Воин Александр Миронович

Данная беседа призвана дополнить и уточнить мысли, высказанные в первой статье А.М.Воина из серии «Искусство как познание», наметить темы для следующих статей и дискуссий по этой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О познавательной литературе»

О ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД g.tomski@gmail. com

Воин Александр Миронович Международный Институт Философии и Проблем Общества alexvoin@yahoo. com

Данная беседа призвана дополнить и уточнить мысли, высказанные в первой статье А.М.Воина из серии «Искусство как познание», наметить темы для следующих статей и дискуссий по этой теме.

Ключевые слова: Познавательная художественная литература, исторические романы и повести, научно-фантастическая литература.

Томский Г.В. (Т.Г.): Мы начали публикацию вашей серии статей Искусство как познание. В первой статье, опубликованной в этом номере журнала, Вы сосредоточились больше на воспитательной функции искусства.

В этой беседе мы ограничимся художественной литературой и разберем ее познавательную функцию, при этом сосредоточимся на одном вопросе: какую цель ставят писатели, создавая то или иное произведение познавательной художественной литературы?

К познавательной художественной литературе относятся прежде всего исторические и научно-фантастические романы и повести. Поэтому я позволю использовать в качестве примера мой роман об Аттиле [1-7], сокращенный перевод которой на русский язык [2] Вы читали.

Воин А.М. (В.А.): Прежде всего, я должен отметить, что под познавательным искусством и литературой, в частности, в упомянутой моей статье я понимал не только и не столько исторические и научно-фантастические романы и повести, сколько вообще художественную литературу, включая поэзию. Литературу, которая раскрывает нам суть человека, его душу и человеческие отношения. Именно на этом поле наука - не конкурент искусству и литературе, в частности. В то время как научная фантастика, если она не является одновременно настоящей художественной литературой, как в случае Брэдбери или Станислава Лема, это не более, чем популяризация науки. То же, хоть и в меньшей степени, относится и к историческому роману.

В меньшей степени, потому что здесь создаваемые писателем образы и описание отношений между людьми имеют не только художественно-познавательную ценность, но и помогают нам лучше понять людей соответствующей эпохи и отношения между ними. Но если Вы хотите поговорить именно об историческом романе, давайте поговорим.

Популярная фраза гласит, что «история нас учит, что история нас ничему не учит». На самом деле, история таки нас учит, вопрос лишь в том, умеем ли мы у нее учиться, извлекать из нее уроки. Это во многом зависит от историков и, особенно, от исторических писателей. Вышеупомянутую фразу сочинили именно историки из числа тех, которые не умеют извлекать уроки из истории и ограничиваются лишь изложением исторических фактов. Писатель вольно или невольно вынужден делать какие-то обобщения (иначе его никто читать не будет). Насколько успешно он это делает, зависит от его таланта, мировоззрения и аналитических способностей. Хороший исторический роман помогает нам, отталкиваясь от прошлого, лучше понять современную действительность и выбрать правильный путь в ней. Ваша книга Друзья Аттилы (Editions du JIPTO, 2005) обладает этим достоинством в полной мере.

Т.Г.: Роман Друзья Аттилы посвящен анализу великих исторических тайн, связанных с Аттилой:

- Сущности отношений между Аттилой и Аэцием;

- Загадке Каталаунской битвы;

- Тайне встречи Аттилы и папы Леона в Италии.

Действительно, поколения ученых и других знатоков истории ломали головы над вопросом: «Почему Аттила не взял Рим и покинул Италию после встречи с Папой Леоном?» Содержание переговоров Аттилы и Леона представляет собой одну из великих исторических тайн.

Форма художественного произведения позволяет, кроме логического анализа исторических событий, создать психологические портреты участников этих событий и почувствовать глубже мотивы их действий. Для понимания менталитета гуннов и Аттилы важно знание тюрко-монгольского народного эпоса и традиционной тенгрианской (тангрианской) религии степных народов [810], которая достаточно хорошо сохранилась в Якутии, хранящей многие исчезнувшие в Средней Азии и Монголии под влиянием ислама и буддизма культурные традиции. Якутских язык в длительной изоляции сохранил многие архаичные черты, что позволяет видеть тюрко-монгольское происхождение гуннских имен, известных нам в греческой или латинской транскрипции.

В.А.: Согласен. Это более-менее то, что и я говорю о преимуществах художественного метода в сравнении с чисто научным, преимуществах, которые важны, в частности, в историческом романе.

Т.Г.: Такой метод исследования позволяет, в частности, достаточно хорошо обосновать серьезные научные гипотезы, которые потом могут быть исследованы принятыми в исторических исследованиях методами. В статье [11] сформулированы две основные гипотезы:

« Предлагаемые темы диссертаций и других исследований:

- Гипотеза профессора Г.В. Томского о причинах вторжения Аттилы в Галлию в 451 году, развитая в его историческом романе « Друзья Аттилы », изданном на французском, русском, английском, турецком, монгольском и якутском языках и доступном в электронном виде на сайтах Amazon.

- Гипотеза профессора Г.В. Томского о разгадке тайны встречи Аттилы и Папы Леона в 452 году, развитая в его историческом романе« Друзья Аттилы ».

Рад отметить, что профессор Жан-Поль Гишар в опубликованной недавно монографии [12] придерживается этих гипотез.

В.А.: Как я уже сказал, писатель-историк имеет преимущества перед чистым историком, по части выдвижения гипотез, объясняющих причины тех или иных исторических событий и обязан это преимущество использовать, что Вы и делаете в Вашем романе.

Т.Г.: Я взялся за написание своего исторического романа из-за твердого убеждения о том, что он будет полезен для расширения кругозора подрастающего поколения и избавления его из традиционных клише, изображающих историю степных народов Евразии в крайне искаженном свете.

В.А.: Читая этот роман мы начинаем понимать, что глобализация - не такое уж новое явление. Гунны (а затем монголы) обеспечивали связность событий в тогдашней ойкумене на евразийском (и части африканского) континенте от Атлантического до Тихого океанов, от Испании до Китая. Связность, конечно, не столь плотную и информационно насыщенную, как сегодня. И, тем не менее, и тогда в этом мире, на всем пространстве происходил глобальный колебательный процесс от полного хаоса с войной всех народов и племен друг с другом, через разделение тогдашнего мира на сферы влияния великих держав (Римская империя, Гунния, китайская империя, жужаны, Персия), каждая из которых силой обеспечивала мир и порядок на подконтрольной ей территории, до установления (попыток установления) однополярного мира (pax Romana, pax hunna, pax hunna-romana).

Т.Г.: Мы вернемся еще к этому вопросу. К сожалению, стремление к объективности в исторических художественных произведениях является скорее редкостью. Вспомним социалистический реализм, следовавший заветам Ленина:

« Литература должна стать партийной ... Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „винтиками и колесиками" одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса. »

Правители почти всех стран часто, включая религиозные власти, выступали основными заказчиками литературных произведений во все эпохи.

В.А.: Это верно. Как верно и то, что настоящие творцы сопротивлялись этому давлению властей и, либо не шли ни на какой компромисс с властью, писали «в стол», в сам и там издат, либо шли на приемлемый для себя компромисс (у каждого свой), частично выполняя заказ власти, а частично проводя свой взгляд на вещи. Иные прибегали к эзоповскому языку, что шло только на пользу художественности их произведений. Другие брали на себя риск пострадать за право иметь свое мнение и многие таки страдали. Хорошим примером этому может служить роман Булгакова «Белая гвардия», написанный им не просто в советское, но в сталинское время, роман «Доктор Живаго» Пастернака и многие другие. Следует заметить также, что время отсеивало примитивную писанину раболепных служителей власти и оставляло только настоящую литературу.

Т.Г.: Досадные искажения реальности часто вызваны патриотическими и националистическими побуждениями. Иначе невозможно объяснить чрезмерную идеализацию в романе Война и мир помещиков-крепостников и диаболизацию Наполеона, который преподносится как абсолютно негативный персонаж. Кажется, писатель Святослав Логинов во многом прав, когда утверждает:

«Девятнадцатый век был временем писателей-романистов. Великая английская литература в этот период представлена творчеством Диккенса и Теккерея, великая французская литература могла гордиться именами Бальзака, Виктора Гюго и Александра Дюма. А великая русская литература не могла похвастаться ничем. Не было у русских ни единого романа, перевалившего за тысячу станиц. И вдруг у не слишком известного литератора графа Толстого объявляется четырехтомная громадина, в полтора раза превышающая самый толстый роман Диккенса или Дюма. Каковы бы ни были ее достоинства, "Война и мир" была обречена на восторженный прием, исключительно из патриотических чувств: мы, мол, не хуже гнилого запада ...

Имеется и второй, еще более важный фактор. Со времен позорной Крымской кампании прошло восемь лет, а это как раз тот срок, когда у побитой нации невиданно возрастает воинствующий патриотизм (подросло новое поколение, которое горько жалеет, что "опоздало на войну", и полагает, что уж оно-то...). Очень хочется реванша, и напоминание, что после Аустерлица французы все-таки были "отгвожжены", сладостно греет душу.

Так или иначе, несчастье произошло, Толстой стал считаться образцом русской литературы ... Но значит ли это, что ложных идолов следует оставлять в покое и благодушно наблюдать их торжество? Если бы господствующее мнение всегда было правильным, мы до сих пор жили бы на плоской Земле. Кто-то должен первым крикнуть правду. »

В.А.: Насчет «Досадные искажения реальности часто вызваны патриотическими и националистическими побуждениями» полностью с Вами согласен. Это особенно верно в наше время бурного роста национализма и государственнического эгоизма на планете в ущерб общечеловеческим интересам, в то время когда человечество вступило в фазу, в которой пренебрежение общечеловеческим интересом угрожает самому его существованию. Сегодня каждый народ и каждое государство пытаются переписать историю под себя, искажая ее как угодно, что усугубляет напряженность международных отношений. Согласен и с тем, «что ложных идолов не следует оставлять в покое» и сам занимаюсь ниспровержением таких идолов в философии. Только пример ложного идола Вы выбрали, на мой взгляд, неудачно. Дело не в том, что Толстой не только признанный национальный гений, но и мировой, это таки не обязывает Вас примыкать к общему мнению. Дело в том, что Толстого, даже в романе «Война и мир», не говоря про огромное количество еще им написанного, нельзя считать писателем историком, вроде, скажем, Яна. Даже «Война и мир», не говоря про другие его произведения, это, прежде всего, художественное, а не историко-художественное произведение. И ценится оно не за историческую правду, а за проникновение в души людей и в их отношения, за создание образов, таких как Наташа Ростова, образов-эталонов национального типа, в данном случае женщины.

Т.Г.: Но художественные достоинства этого романа крайне низко оценивал сам Лев Толстой, когда писал в январе 1871 года А.А. Фету: « Как я счастлив,.. что писать дребедени многословной вроде "Войны" я больше никогда не стану » (Толстой Л. Н. ПСС. т. 61, стр. 247), а 6.12.1908 года записал в дневнике: « Люди любят меня за те пустяки - "Война и мир" и т. п., которые им кажутся очень важными » (Толстой Л. Н. ПСС. т. 56, стр. 162).

В.А.: Человек, проживший долгую жизнь, редко остается неизменной личностью. Толстой уж точно не таков. Автор «непротивления злу насилием» или толстовства и автор Севастопольских рассказов это никак не одна и та же личность. Поэтому то, что поздний Толстой не принимал себя раннего и среднего, не обязывает нас становится толстовцами и отвергать все его творчество, кроме его последнего периода.

Т.Г.: Вы в своей статье Искусство как познание придерживаетесь господствующего до сих пор евроцентрического мнений, когда утверждаете об интеллектуальном превосходстве римлян и китайцев над гуннами и говорите, что их влияние на другие народы и на дальнейшую судьбу человечества прекращалось вскоре после падения их империй.

В.А.: В истории война всех против всех приводила к появлению локальных центров силы и доминирования, которые рано или поздно приходят в соприкосновение и столкновение друг с другом. В результате таких столкновений одни из них слабеют и перестают быть региональными державами или вообще прекращают быть, другие усиливаются и тяготеют стать единственной сверхдержавой.

Если это им удается (с определенным приближением можно считать, что это было достигнуто римской империей в период, предшествующий событиям, описываемым в романе), то искушение властью, богатство и самодовольство через некоторое время приводят их к моральному разложению и деградации. В результате их мощь слабеет и их вассалы и оставшиеся независимыми государства, до этого не смевшие поднять головы, восстают и свергают их с трона. После чего вновь наступает период хаоса и история повторяется.

Конечно, это - грубая схема. В действительности, она усложняется всякими обертонами типа того, что и региональные державы могут морально загнивать и разлагаться, особенно если они в силу исторических или природных условий изолированы от других центров силы.

Существенные изменения в эту колебательную картину вносит также феномен культуры. Мораль и дух, о которых сказано выше, сами есть элементы культуры из числа важнейших. На момент истории, описываемый в романе, гунны превосходят римлян по этим двум параметрам и это, помимо преимуществ военной техники (более совершенные луки) и тактики ведения боя, обеспечивает им победу на поле боя. Но культура не сводится к морали и силе духа. Нет сомнения, что хотя вместе с упадком морали и духа произошел и общий упадок культуры римлян на тот период, но прошлое ее богатство не исчезло вовсе и это позволяет римлянам продлевать свое постепенно увядающее могущество на столетия, возрождаясь вновь и вновь после сильных военных поражений. В то время как гунны и другие народы, достигшие могущества, не создав высокой культуры, теряют это могущество и их империи безвозвратно распадаются вскоре после смерти великого вождя, сумевшего своим личным авторитетом на время воодушевить и сплотить их. Это не говоря о том, что после римлян, даже после их исчезновения осталось великое культурное наследие для всего человечества, влияющее на всю его дальнейшую историю.

Аналогично великая культура китайцев помогала им даже после порабощения другими народами, вновь возрождаться, просто культурно переваривая, ассимилируя в себя победителей.

Т.Г.: Никто не может отрицать превосходства великих оседлых цивилизаций (Египта, Греции, Рима, Китая и других) в области оседлой культуры, характеризующейся развитием великих строек и достаточно широким распространением письменности. Но из-за этого нельзя утверждать об интеллектуальном превосходстве оседлых римских или китайских крестьян над степными кочевниками Евразии.

Интересно, что даже в области истории строительства в степи в последнее время произошли сенсационные открытия:

« В этом году будут полностью отреставрированы сарыаркинские пирамиды, расположенные в 120 километрах к юго-востоку от Караганды. Недавно ученые британского Института Белфаста провели радиоуглеродный анализ сооружений и выяснили, что они были построены 3 600 лет тому назад.

По словам сотрудника Карагандинского государственного университета им. Букетова Игоря Кукушкина, который недавно вернулся с археологических раскопок в районе пирамид, все сделанные учеными находки - сенсационные. Так, на горлышке одного керамического сосуда археологи обнаружили знаки, напоминающие письменность.

- Нужно сравнить их с образцами шумерской, древнетюркской и арамейской письменности, - говорит Игорь Кукушкин.

Пирамиды Сары-Арки были построены еще до появления скифов - в XVI столетии до нашей эры. Ученые относят этот исторический период к бегазы-дандыбаевской культуре, представители которой населяли городище Кент, расположенное рядом с Каркаралинском. К слову, в Египте тогда правил народ гиксосов. А в Месопотамии в те годы жил пророк Авраам (Ибрахим), ставший родоначальником арабов и евреев ...

Всего исследователи обнаружили 10 пирамид. После реставрации эти сооружения обретут былое величие. » [13]

В настоящее время хорошо известно, что боевые колесницы были изобретены в степи и оттуда распространились в другие регионы Евразии, включая Грецию, Рим и Китай, сыграв огромную роль в их истории.

Что касается Аттилы, то его встреча с Папой Леоном сыграла большую роль в усилении престижа католической церкви. Тяжеловооруженная конница гуннов и их потомков авар послужила образцом для зарождения европейского рыцарства. Под влиянием гуннов, авар и хазар зародилось Древнерусское княжество, которое преобразилось в Московское, потом Российское государство с красноречивой тюрко-монгольской терминологией («боярин», «казна», «деньги», «таможня», «богатырь», «башня», «кремль» и т. д.).

Джек Уэзерфорд подчеркивает значение влияния Монгольской империи на развитие человечества в следующих терминах[14]:

« Империя Чингисхана соединила и сплавила множество подчиненных им цивилизаций в новый мировой порядок. К моменту его рождения в 1162 году Старый Свет представлял собой множество региональных цивилизаций, каждая из которых буквально ничего не знала про другие ... К моменту его смерти в 1227 году он соединил их дипломатическими и торговыми узами, которые остаются действенными и по сей день. Он уничтожил старую феодальную систему родовых прав и привилегий и создал новую уникальную систему управления, которая основывалась на личных качествах, преданности и достигнутых успехах. Он захватил разрозненные и вялые города по Великому Шелковому Пути и организовал на их основе величайшую в истории зону свободной торговли. Он снизил налоги для всех и полностью отменил их для врачей, учителей, священников и учебных заведений. Он проводил переписи населения и создал первую международную почтовую систему ... Он создал международное законодательство и признавал высший закон Вечно Синего Неба над всеми людьми. Во времена, когда большинство властителей полагали себя стоящими

выше закона, Чингисхан создал законы, которые касались равно правителей и бедных пастухов ...

Он установил власть закона и отменил применение пыток, но устраивал большие рейды по розыску и уничтожению грабителей и убийц.» (с. 15-17)

«то, что он умер в таком же кочевом шатре, в каком появился на свет, показывает, насколько тщательно он стремился сохранить традиции и образ жизни своего народа. И в то же время, сохраняя его, он полностью изменил человеческое общество.» (с. 19)

« Практически в любой стране, которая испытала на себе монгольское влияние, изначальный ужас и потрясение, вызванные нашествием неизвестного варварского племени, быстро сменялись невиданным ростом международной торговли, расширением культурных горизонтов и скачком в техническом развитии. » (с. 21-22)

В.А.: «Но из-за этого нельзя утверждать об интеллектуальном превосходстве оседлых римских или китайских крестьян над степными кочевниками Евразии». Я этого и не утверждаю. Моя статья вообще посвящена не науке, царством которой является интеллект, а искусству, царством которого являются душа, чувства. Я утверждаю, что апгрейд человека шел по линии не только интеллекта, но и чувств: от примитивных, близких к ощущениям, к высоким, в развитии которых главная роль принадлежит искусству. И эта вторая линия не только не уступает первой по значимости и роли в истории, но на длинных временных дистанциях превосходит ее. Монголы времен Чингисхана не уступали китайцам в интеллектуальном отношении (допустим, хотя точное сравнение здесь затруднительно). По крайней мере, по части военной организации они превосходили китайцев, что и позволило им завоевать последних.

Но до нас ничего не дошло из монгольской литературы того времени, а вот китайская поэзия того времени дошла до нас и непосредственно и опосредовано через ее влияние на поэзию японскую и корейскую. Вот поэтому хоть монголы и завоевали китайцев, но через короткое время китайцы ассимилировали завоевателей в свою культуру. Но отсюда, конечно, не следует отрицание тех заслуг монголов и прочих кочевников в развитии человечества, о которых Вы пишите.

Т.Г.: До нас дошли в очень большом количестве великие произведения героического эпоса степных народов, не уступающие шедеврам Гомера, не говоря о громадном произведений народной поэзии и произведениях Алишера Навои и других авторах письменной литературы. Перейдем к другой теме нашей беседы.

Роль научно-фантастической литературы в популяризации знаний и самообразовании очевидна, она будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о проблемах, связанных с развитием науки.

В.А.: Согласен. Но это - самостоятельная ценность, которая не должна отодвигать на второй план главную ценность художественной литературы -раскрытие, познание и воспитание души человека, его чувств. Поэтому я и люблю такого писателя-фантаста, как Рей Бредбери, который в своих марсианских хрониках не описывает нам технику будущего и прочие турусы на колесах, а раскрывает душу и чувства земного человека, попадающего в фантастические обстоятельства. Прием, который нужен ему, чтобы глубже раскрыть эту душу.

Т.Г.: Заметим, что умение сочинять и рассказывать истории (сторителлинг) стало широко распространенным видом техники убеждения, ибо увлекательные рассказы часто легче воспринимаются, чем сухие логические доводы и рассуждения.

Это является одним из факторов повышения роли познавательной художественной литературы в образовании. Поэтому я предлагаю следующую статью вашего цикла Искусство как познание посвятить месту искусства в образовании.

Литература

1. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.

2. Томский Г.В. Друзья Аттилы. - Якутск: ЖИПТО, 2001. - 356 с.

3. Tomski G. Attila : IlkAvruplu. - Istanbul : Papirüs, 2005. - 360 p.

4. Томский Г.В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2008. - 274 с.

5. Томский Г.В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.

6. Tomski G. Young Attila in Italy: Stilico tragedy, Alaric times, Galla Placidia adventures (Historical novel). - Editions du JIPTO, 2015, - 108 p. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2017, N 1).

7. Tomski G. The Friends of Attila (Historical novel), 2017 (Amazon Kindle). - 379 p.

8. Томский Г.В. ТАНГРИЗМ Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные

версии Часть первая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 1). - Edition du

JIPTO, 2018. - 186 c

9. Томский Г.В. ТАНГРИЗМ Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные

версии Часть вторая. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 2). - Edition du

JIPTO, 2018. - 208 c

10. Томский Г.В. ТАНГРИЗМ Религия Аттилы и Чингисхана и ее современные

версии Часть третья. (FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE, 2018, N 3). - Edition du

JIPTO, 2018. - 73 c.

11. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной

академией КОНКОРД: Исторические науки // CONCORDE, 2018, N 4, р. 83-88.

12. Guichard J.-P. L'émergence de l'Empire russe. L'Europe byzantine jusqu'à Catherine II. - L'Harmattan, 2018. - 239 р.

13. Исаев А. Пирамиды Сары-Арки - ровесницы Авраама // Экспресс К, 14.08.2017 (hhttps://express-k.kz/news/issledovanie/piramidy_sary_arki_rovesnitsy_avraama-

105913).

14. Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. - М: ACT;

Владимир: ВКТ, 2008. - 493 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.