ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
26
УДК 336.743.4
О.С. Беломытцева
О ПОЗИЦИИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ
Приведены и проанализированы позиции стран Евросоюза относительно эмиссии и обращения виртуальных валют. Выявлено отсутствие единства мнений. Также проанализированы точки зрения Европейского центрального банка и Европейского банковского управления в отношении виртуальных валют. Определено новое для экономической практики понятие «цифровое выражение стоимости».
Ключевые слова: виртуальная валюта,
биткоин, Европейский центральный банк, Европейское банковское управление, цифровое выражение стоимости.
Интерес к виртуальным валютам возник в 2009 г. c появлением биткоина и не ослабевает в настоящее время, несмотря на чрезмерную волатильность и вовлечение данных инструментов в ряд криминальных скандалов. Тема эмиссии и обращения виртуальных валют широко отражена в зарубежных экономических исследованиях, в частности А. Бал (Нидерланды), Р. Бохме (Австрия), М. Вебера (Германия), Ф. Глейзера (Германия), P. Гринберга (США), Н. Кристин (США), O. Мариан (США), Т. Мура (США), М. Сиеринга (Германия), М. Хаферкорна (Германия), Дж. Хилемана
(Великобритания), К. Цим-мермана (Германия), Б. Эдельмана (США). Показательным моментом при оценке актуальности данной темы является также тот факт, что Лондонская школа экономики в 2015 г. предложила рассчитывать Индекс рыночного потенциала биткоина (Bitcoin Market Potential Index), оценивающий вероятность внедрения виртуальной валюты в то или иное общество. На текущий момент возглавляет данный рейтинг Аргентина.
Что касается России, то в экономической литературе данная тема практически не отражена, что объясняется ожидаемым запретом биткоинов. Однако за последние месяцы произошли неоднозначные изменения в плане регулирования и выпуска виртуальных валют. В конце сентября 2015 г. россигёкая платежная система Qiwi заявила о планах запустить в 2016 г. собственную виртуальную валюту -битрубль (аналог биткоина). Банк России объявил о создании специальной рабочей группы
для изучения технологии blockchain, в то время как до сих пор не утрачивает силы информационное письмо Банка России от 27 января 2014 г., предостерегающее граждан и юридических лиц от использования виртуальных валют1. Также в конце сентября Министерство финансов заявило о необходимости введения уголовной ответственности за обмен виртуальных валют на рубли. Планируется, что данный законопроект будет внесен в Госдуму до конца осенней сессии 2015 г. Предыдущий законопроект о запрете виртуальных валют (законопроект о денежных суррогатах) планировалось рассмотреть Госдумой весной 2015 г., однако по причине наличия ряда недостатков, описанных в работе автора [2], был заморожен. Таким образом, в России мы наблюдаем огромный интерес к виртуальным валютам со стороны участников рынка, а также явную несогласованность действий регуляторов рынка.
В связи с вышеизложенными фактами весьма актуальным представляется изучение опыта зарубежных стран в плане регулирования эмиссии и обращения виртуальных валют. Мнения стран Евросоюза были выбраны в качестве предмета изучения настоящей статьи, поскольку финансовые регуляторы Евросоюза первыми в мире начали изучение данного вопроса и выпустили ряд докладов и руководств. Следует также отметить, что, помимо стран Евросоюза, попытки частичного законодательного регулирования выпуска и обращения виртуальных валют наблюдаются в США. Позиция FinCEN2 по данному вопросу подробно изложена в работе автора [3].
О мнениях стран Евросоюза относительно виртуальных валют
Подробный обзор мнений стран Евросоюза относительно эмиссии и обращения виртуальных валют представлен в таблице. В рамках Евросоюза мы не наблюдаем единства мнений национальных регуляторов относительно виртуальных валют в целом и биткоина в частности. Так, в Финляндии биткоин считается биржевым товаром (commodity), в Германии - мерой стоимости и одновременно частными деньгами, в Великобритании - долговой распиской, а во Франции - разновидностью нерегулируемых он-лайн денег. При этом ряд европейских стан, например Германия, облагают сделки с биткоинами налогом.
В целом позиция стран Евросоюза относительно виртуальных валют и биткоина достаточно лояльна, поскольку ни одна из стран не запрещает оборот данных инструментов. Многие страны в принципе воздерживаются от комментариев по ряду вопросов, некоторые ссылаются на предупреждение Европейского банковского управле-
1 Подробный анализ названного письма, а также заявленных в нем обоснованных и мнимых рисков проведен в работе автора [1].
2 FinCEN - Управление Миниетерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями.
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
О ПОЗИЦИИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ
ния1 (далее - ЕБУ), рассмотренное ниже. Особняком в ряду стран Евросоюза по вопросу надзора за виртуальными валютами стоит Франция, считающая обмен виртуальных валют финансовой услугой, для предоставления которой необходима лицензия. Поэтому позицию Франции логичнее назвать нейтральной, нежели лояльной. Среди прочих стран-нечленов Евросоюза имеют место случаи категоричной запрещающей позиции в отношении виртуальных валют и биткоина. Подобной позиции придерживаются Китай, Таиланд, Вьетнам. Подробнее позиции отдельных стран представлены в работе автора [4. C. 75].
Мы можем констатировать, что единого мнения по вопросу эмиссии, обращения и налогообложения виртуальных валют страны Евросоюза на данный момент не сформировали.
Европейский центральный банк о виртуальных валютах
Европейский центральный банк (далее - ЕЦБ) первым из финансовых регуляторов подробно проанализировал эмиссию и обращение виртуальных валют, опубликовав первый доклад «Схемы обращения виртуальных валют» в 2012 г. и его продолжение «Схемы обращения виртуальных валют - дальнейший анализ» в 2015 г.
В 2012 г. ЕЦБ определил виртуальную валюту как вид нерегулируемых цифровых денег, которые выпускаются и обычно контролируются их разработчиками, используются и принимаются членами особого виртуального сообщества2 [5.
C. 5].
Определение виртуальной валюты в докладе ЕЦБ 2015 г. претерпело ряд существенных из-ме-нений. Обновленное определение звучит следующим образом: виртуальная валюта - это цифровое выражение стоимости, эмитентом которого не является ни центральный банк, ни финансово-кредитный институт, ни организация, специализирующаяся на эмиссии электронных денег; данное цифровое выражение стоимости при определенных обстоятельствах может быть исполь-зовано как альтернатива деньгам [6. C. 25].
Таким образом, ЕЦБ посчитал нужным следующим образом модифицировать собственное определение виртуальной валюты:
- исключить аналогию виртуальной валюты с деньгами на основании того, что виртуальные валюты не соответствуют природе высоколиквидных активов и за три прошедших года не достигли уровня всеобщего принятия и использования, аналогичного деньгам;
- убрать термин «нерегулируемый», поскольку в некоторых юрисдикциях легализация и регулирование виртуальных валют практикуются;
- с целью избежания недопонимания исключить формулировку «используются и принимаются членами особого виртуального сообщества».
Если первоначально ЕЦБ взял за основу определения виртуальной валюты понятие электронных денег, то в дальнейшем он изменил собственную точку зрения. В текущем определении используется термин «цифровое выражение стоимости», ранее экономической науке неизвестный.
В докладе ЕЦБ 2012 г. также определены и классифицированы типы схем обращения виртуальных валют: закрытые схемы обращения виртуальных валют, схемы обращения виртуальных валют с односторонним денежным потоком и схемы обращения виртуальных валют с двусторонним (открытым) денежным потоком.
Европейское банковское управление о виртуальных валютах
В декабре 2013 г. ЕБУ выпустило весьма подробное предупреждение для пользователей виртуальных валют относительно рисков, связанных с их использованием. ЕБУ отмечает, что виртуальные валюты могут быть потеряны торговой платформой, украдены из электронного кошелька пользователя; пользователи виртуальных валют не имеют законодательной защиты при использовании данных инструментов в качестве платежного средства и могут быть заподозрены либо непосредственно вовлечены в криминальную деятельность; также виртуальные валюты подвержены высокой волатильности; операции с виртуальными валютами могут подразумевать налоговые обязательства [7. C. 5].
ЕБУ в докладе от 4 июля 2014 г. определяет виртуальную валюту как цифровое выражение стоимости, которое выпускается не центральным банком и не органом государственной власти, не привязано к фиатной валюте, однако используется физическими и юридическими лицами как средство обращения и может перечисляться, храниться и обращаться электронно [8. C. 5]. В данном докладе ЕБУ составляет некую матрицу рисков и выделяет пять групп рисков, присущих виртуальным валютам, включая риски для пользователей, риски для прочих участников рынка, риски для финансовой интеграции, риски для платежных систем и платежных сервисов фиат-ных валют, риски финансовых регуляторов [8. C. 21].
______________________________________ 27
1 Европейское банковское управление (European Banking Authority) занимается проведением стресс-тестов и контролем структуры капитала европейских банков.
2 Здесь и далее сохранена терминология ЕЦБ.
Беломытцева О. С.
28
Обзор мнений стран Евросоюза относительно эмиссии и обращения виртуальных валют1
Страна Евросоюза Статус виртуальной валюты Наличие предупреждения о рисках Надзор за виртуальными валютами
Австрия Комментарии отсутствуют Присутствует Не осуществляется. При этом отмечено, что для бизнесмоделей, основанных на виртуальных валютах, может потребоваться обязательное лицензирование в соответствии с нормами законодательства (юрисдикция Управления по делам финансового рынка)
Бельгия Болгария Ее является платежным средством или электронными деньгами Присутствует Не осуществляется
Великобритания Выступает в качестве денежного средства в неполной мепе и ттття относительно небольшою количества лиц Присутствует (ссылка на предупреждение ЕБУ) Комментарии отсутствуют
Венгрия Комментарии отсутствуют Присутствует Не осуществляется
Германия Расчетная денежная единица, не является платежным средством, при этом является финансовым инструментом Присутствует Согласно BaFIN2 использование, покупка, продажа и майнинг не требуют наличия лицензии. Для предоставления других услуг может потребоваться лицензия. Стартапам, которые используют виртуальные валюты, рекомендуется согласовывать свои действия с BaFIN в частном порядке
Греция Комментарии отсутствуют Присутствует (ссылка на предупреждение ЕБУ) Комментарии отсутствуют
Дания Не является валютой. Не имеет реальной рыночной стоимости в сравнении с золотом, серебром, таким образом, больше походя на «стеклянные бусы» Присутствует Лицензирование не осуществляется. Дания заявляет, что регулирование виртуальных валют должно быть организовано на европейском или даже мировом уровне
Ирландия Комментарии отсутствуют Присутствует (ссылка на предупреждение ЕБУ) Не осуществляется
Испания Не рассматривается в качестве законной валюты, поскольку выпускается негосударственным финансовым органом Нет, но было опубликовано информационное письмо Не осуществляется
Данная таблица составлена автором статьи с использованием данных доклада ЕЦБ «С&емы обращения виртуальных валют дальнейший анализ» [б], а также сайтов финансовых регуляторов названных стран и различных новостных порталов.
2 BaFIN (Bundesanstalt fur Finanzdienstleistungsaufsicht) - Федеральное управление финансового надзора Германии.
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015
О ПОЗИЦИИ СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ОТНОШЕНИИ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ВАЛЮТ
Италия Не является платежным средством Ца, были опубликованы предупреждения Банка Италии и итальянскою подразделения финансовой разведки Управление по надзору Банка Италии опубликовало сообщение со ссылкой на ЕБУ
Кипр, Латвия, Литва Комментарии отсутствуют Присутствует Не осуществляется
Люксембург Не является платежным средством Присутствует Организации, намеренные оказывать платежные услуги с использованием виртуальных валют или создавать торговую платформу, должны отправить авторизационный запрос министру финансов и пройти проверку в Комиссии по надзору за финансовым сектором
Мальта Не является платежным средством Присутствует, опубликовано Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Мальты (ссылка на предупреждение ЕБУ) Не осуществляется
Нидерланды Комментарии отсутствуют Присутствует. Голландский национальный банк расценивает существующие виртуальные валюты в качестве продуктов, сопряженных с очень высокими рисками Биткоин не подпадает под действие голландского Акта о финансовом контроле. Голландский национальный банк не осуществляет надзор за виртуальными валютами или организациями, проводящими расчеты в этих валютах
Польша Не является платежным средством Комментарии отсутствуют Не осуществляется
Португалия Комментарии отсутствуют Присутствует Не осуществляется
Румыния Комментарии отсутствуют
Словакия Комментарии отсутствуют Присутствует Не осуществляется
Словения Не является валютой или платежным средством Присутствует (ссылка на предупреждение ЕБУ) Комментарии отсутствуют
Финляндия Не является валютой или платежным средством Присутствует Не осуществляется. Есть ссылка Федеральной службы финансовобюджетного надзора на предупреждение ЕБУ
Франция Комментарии отсутствуют Присутствует Государственная комиссия по финансовому регулированию и надзору в сфере банковской деятельности рассматривает обмен виртуальных валют как финансовую услугу, для которой необходима лицензия. Для перевода средств от продажи виртуальной валюты на личный
29
Беломытцева О. С.
банковский счет может потребоваться декларация, предоставляемая банком и Французским агентством по борьбе с отмыванием денег
Хорватия Не является платежным средством, электронными деньгами или иностранной валютой Комментарии отсутствуют Не осуществляется
Чехия Не является банкнотами, монетами, безналичным средством платежа, а также электронными деньгами Присутствует (ссылка на предупреждение ЕБУ) Для продажи и покупки лицензия не требуется. Лицензия необходима в случае торговли бигкоин-деривативами, при управлении фондами, инвестирующими в биткоины, при переводе средств между покупателями и продавцами бигкоинов оператором обменной платформы
Швеция Актив (не является валютой) Присутствует Сделки по обмену виртуальной валютой должны быть зарегистрированы в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора Швеции
Эстония Не является платежным средством, при этом является «альтернативным покупательным и платёжным средством» Выпущено предупреждение потребителям о потенциальных угрозах Комментарии отсутствуют.
30
О цифровом выражении стоимости
Таким образом, в настоящее время ЕЦБ и ЕБУ трактуют единое понятие виртуальной валюты, вводя термин «цифровое выражение стоимости». Следует отметить, что данное понятие впервые упоминается в подобном контексте и, безусловно, требует расшифровки и конкретизации.
Под цифровым (англ. - digital) следует понимать нечто, выраженное в цифровом формате или с помощью цифр. Таким образом, цифровым выражением стоимости можно считать любое выражение стоимости в цифровом формате. Фактически под определение цифрового выражения стоимости могут попасть и денежные средства в безналичной форме, и электронные деньги, ранее законами определенные и однозначно отличающиеся от виртуальных валют. При этом также возникает несогласованность данного термина с понятием цены, достаточно часто трактуемым в качестве денежного выражения стоимости. В ближайшее время следует, вероятно, ожидать дальнейших комментариев ЕЦБ и ЕБУ по данному вопросу.
Литература
1. Беломытцева О.С. О понятии криптовалюты бит-коин в рамках мнений финансовых регуляторов и контексте частных и электронных денег // Проблемы учета и финансов. 2014. № 2. C. 26-29.
2. Беломытцева О.С. О бедном биткоине замолвите слово // Рынок ценных бумаг. 2015. № 2. C. 54-57.
3. Belomyttseva O.S. Conceptual framework for the definition and regulation of virtual currencies: international and Russian practices // Our Economy. 2015. № 5.
4. Belomyttseva O.S. The definition of virtual currencies and Bitcoin within the framework of financial regulators’ views and in terms of private and electronic money: international and Russian practices [Electronic resource] // Proceedings of the 6th Global Conference on Managing in Recovering Markets, GCMRM 2015, Maribor, May 2015. P. 72-82. The electronic version of the printing publication. - URL: http:// www.epf.um.si/ GCMRM 2015/ documents/ GCMRM_Proceedings_2015.pdf (дата обращения: 26.07.2015).
5. Virtual Currency Schemes. European Central Bank. Octo-
ber 2012. URL: http://www.ecb.europa.eu/ pub/pdf/ other/ virtualcurrencyschemes201210en.pdf (дата обращения:
02.09.2015) .
6. Virtual currency schemes - a further analysis. European Central Bank. February 2015. URL: https:// www.ecb. europa.eu/ pub/pdf/other/virtualcurrency schemesen. pdf (дата обращения:
13.09.2015) .
7. Warning to consumers on virtual currencies. European
Banking Authority. EBA/WRG/2013/01. 12 December 2013. URL: http://www.centralbank.ie/ publicinformation/ Documents/ EBA%20Warning%20on%20Virtual%20Currencies.pdf (дата
обращения: 30.08.2015).
8. EBA Opinion on ‘virtual currencies’. European Banking Authority. EBA/Op/2014/08. 4 July 2014. URL: https:// www.eba.europa.eu/documents / 10180/657547/EBA-Op-2014-08+ Opinion+on+Virtual+Currencies.pdf (дата обращения:
30.08.2015) .
ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 1(17) 2015