Научная статья на тему 'О позиции руководителей США по нефтяному взаимодействиюс Саудовской Аравией в1943г'

О позиции руководителей США по нефтяному взаимодействиюс Саудовской Аравией в1943г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / США / ИБН САУД / РУЗВЕЛЬТ / ХЭЛЛ / ИКЕС / SAUDI ARABIA / USA / IBN SAUD / ROOSEVELT / HULL / IKES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дербенев Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются подходы американских властей к вопросам обеспечения государства стратегическим сырьем нефтью в специфических условиях Второй мировой войны. На основе анализа документов американского происхождения рассматривается различие подходов руководителей ряда министерств и ведомств к выработке политики в отношении Саудовской Аравии. Автор раскрывает роль руководства США и американского бизнеса в укреплении политического и экономического взаимодействия с нефтяным эмиратом. Данная статья показывает, что углубленный анализ документов открывает новые возможности для изучения американо-саудовских отношений в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About a Position of Leaders of the USA on Oil Cooperation with Saudi Arabia in 1943

The article examines approaches of the American authorities to questions of providing the state with a strategic raw material oil, in the specific conditions of World War II. This evidence revealed the different approaches of the heads of ministries and departments to Saudi Arabia. The author reveals the role of U.S. business to strengthen political and economic cooperation with the oil emirate. This article demonstrates that a thorough analysis of documents opens up new possibilities for the study of US-Saudi relations in the abovementioned period

Текст научной работы на тему «О позиции руководителей США по нефтяному взаимодействиюс Саудовской Аравией в1943г»

39 Ср.: Маколей Т. Указ. соч. С. 124, 143.

40 A complete collection of state-trials and proceeding upon high-treason... Vol. 2. P. 557.

41 См.: Clark J. Revolution and Rebellion. State and Society in England in the Seventeenth and Eighteenth Cen-turies. Cambridge, 1986 ; Trevor-Roper H. R. The crisis of the seventeenth century. Indianapolis, 2001.

42 Clarendon E. H. A Discourse, by Way of Vindication. P. 10.

43 A complete collection of state-trials and proceeding upon high-treason. Vol. 1. Р. 702-709.

44 Ibid. Vol. 2. P. 550-551.

45 Ibid. P. 557.

46 См.: Lister T. H. Op. cit. Vol. 2. P. 383 ;Маколей Т. Указ. соч. С. 158-159.

47 Burnet G. Op. sit.. Vol. 1. P.445-446.

48 Journal House of Commons. Vol. 9. P. 4-5.

49 A complete collection of state-trials and proceeding upon high-treason. Vol. 1. Р. 707-709.

50 Ibid.

51 Маколей Т. Указ. соч. С. 157.

УДК 94(53)

А. с. дербенев

Московский педагогический государственный университет E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются подходы американских властей к вопросам обеспечения государства стратегическим сырьем - нефтью в специфических условиях Второй мировой войны. На основе анализа документов американского происхождения рассматривается различие подходов руководителей ряда министерств и ведомств к выработке политики в отношении Саудовской Аравии. Автор раскрывает роль руководства США и американского бизнеса в укреплении политического и экономического взаимодействия с нефтяным эмиратом. Данная статья показывает, что углубленный анализ документов открывает новые возможности для изучения американо-саудовских отношений в указанный период. Ключевые слова: Саудовская Аравия, США, Ибн Сауд, Рузвельт, Хэлл, Икес.

About a Position of Leaders of the usA on oil Cooperation with saudi Arabia in 1943

A. s. Derbenev

The article examines approaches of the American authorities to questions of providing the state with a strategic raw material - oil, in the specific conditions of World War II. This evidence revealed the different approaches of the heads of ministries and departments to Saudi Arabia. The author reveals the role of U. S. business to strengthen political and economic cooperation with the oil emirate. This article demonstrates that a thorough analysis of documents

© Дербенев А. С., 2013

52 Lister T. H. Op. cit. Vol. 2. Р. 386.

53 Юм называет эту сделку самым тяжёлым обвинением против Кларендона. См.: Юм Д. Англия под властью дома Стюартов : в 2 т. Т. 2 / пер. с англ. А. А. Васильева ; под общей ред. С. Е. Федорова. СПб. : Алетейя, 2002. С. 162, 190.

54 См.: Lister T. H. Op. cit. Vol. 2. Р. 434-438.

55 Ibid. Р. 417.

56 Journal House of Lords. Vol. 12. P. 137-168.

57 В ноябре 1667 г. ходили слухи, что единственными советниками короля являются лорд Бэкингем и граф Бристоль. См.: Pepys S. The diary of Samuel Pepys : From October, 1667, to March, 1668 // The diary of Samuel Pepys with selections from his correspondence, and an introduction to each volume by Prof. Henry Morley, LL. D. : in 5 vol. Vol. 3. N. Y. P. 58.

58 Clarendon E. H. The Continuation of the Life of Edward Earl or Clarendon... Vol. 3. P. 832, 838 ; Юм Д. Указ. соч. С. 167.

59 См.: Clarendon E. H. The Continuation of the Life of Edward Earl or Clarendon... Vol. 3. P. 832, 838, 868.

opens up new possibilities for the study of US-Saudi relations in the abovementioned period.

Key words: Saudi Arabia, USA, Ibn Saud, Roosevelt, Hull, Ikes.

Вскоре после начала Второй мировой войны изменилась геополитическая ситуация вокруг Аравийского полуострова, а также в зоне Персидского залива. Стратегическая нагрузка на ближневосточные государства, обладающие богатейшими нефтяными запасами, значительно возросла. Во многом благодаря саудовской нефти руководители США обратили особое внимание на нефтяной эмират. В 1933 г. Калифорнийско-арабская нефтяная компания (КАСОК), являвшаяся дочерним предприятием нефтяных концернов Стандард ойл оф Калифорния и Тексако ойл компани, получила концессию на территорию в 416 тыс. кв. метров на 60-летний срок. По дополнительному соглашению она получила еще 231 тыс. кв. метров.

С этого момента Вашингтон стал смещать фокус внимания с краткосрочных экономических целей на долгосрочные, в частности на интенсивное расширение финансово-экономического сотрудничества. Особенно ярко это проявилось после обнаружения американскими геологами богатых нефтяных запасов в Восточной и Южной провинциях Саудовской Аравии 3 марта 1938 г. Экономическое взаимодействие между США и

о позиции руководителей оша по нефтяному взаимодействию о саудовской аравией в 1943 году

Л. С. Дербенев. О позиции США по нефтяному взаимодействию с Саудовской Аравией

Саудовской Аравией после открытия нефтепровода и нефтеперегонного завода в Рас-Таннуре значительно возросло1.

В начале 1940-х гг. американские нефтяные компании сократили добычу нефти в Саудовской Аравии. Кроме того, в это же время резко сократилось количество паломников в Мекку. Чтобы компенсировать финансовые потери, король Саудовской Аравии Абдул-Азиз ибн Абду-Рах-ман ибн Фейсал Аль Сауд обратился к КАСОК и правительству Великобритании за экономической помощью. В течение 1940 г. британское правительство передало Ибн Сауду 100 тыс. фунтов стерлингов. КАСОК приняла решение о выделении 2.9 млн долл. Эта сумма значительно превышала стоимость аренды нефтяных месторождений и выплаты за добычу нефти в королевстве. Между тем уместно отметить, что в 1939 г. КАСОК выделили королевству 1,7 млн долл.2

В январе 1941 г. президент КАСОК Фредерик Дэвис отправился в Эр-Рияд, где заключил сделку с правительством Саудовской Аравии, по которой сумма кредита, предоставляемого американской компанией в 1942 г., была увеличена с 3 млн долл. до 6 млн долл. Министр финансов королевского правительства поблагодарил Дэвиса и отметил, что король намерен продлить концессию компании на два года, при условии, что «сокращение добычи нефти в нынешнем году не повлияет на доходы саудовской казны»3.

Между тем Дэвис не проявлял особого желания увеличивать помощь Саудовской Аравии до 6 млн долл. Он надеялся, что правительство США окажет поддержку королевству в рамках ленд-лиза. В октябре 1941 г. Дэвис провел встречу с дальновидным американским президентом Франклином Рузвельтом, который дал понять, что правительство Соединённых Штатов пока не готово оказывать материальную помощь правительству Саудовской Аравии по ленд-лизу. Для Великобритании, говорил Рузвельт в конце октября 1941 г. английскому послу в США, «крайне важно оказать полную экономическую помощь Ибн Сауду». Более того, в инструкциях, которые президент направил руководителю Департамента торговли США Д. Джонсону и который должен был довести их содержание до своих британских коллег, отмечалось: «Я надеюсь, что британцы позаботятся о короле Саудовской Аравии»4.

Таким образом, КАСОК заставила руководство США обратить более пристальное внимание на проблемы Саудовской Аравии. А вашингтонская элита «подтолкнула» Великобританию к более активному экономическому сотрудничеству с королевским правительством. Представитель КАСОК, выступая в Специальном комитете Сената по расследованию Национальной программы обороны, заявил, что, по некоторым данным, Великобритания, получая американскую экономическую помощь, оказывает поддержку королю. Президент Дэвис публично высказался: «Лондон эффективно

укрепляет свои позиции в Королевстве. Мы полагаем, что англичане намерены установить полный контроль над экономикой Саудовской Аравии. Совершенно очевидно, что английская экономическая поддержка правительства Саудовской Аравии в основном состоит из средств, которые им предоставляют США. Руководство нашей компании полагает, что США должны напрямую оказывать помощь королевству»5.

Американские бизнесмены опасались того, что британцы установят полный контроль над саудовским правительством. Тем временем давление Великобритании на Ибн Сауда продолжало расти. Саудовская Аравия могла быть втянутой в английскую стерлинговую зону, что самым серьезным образом могло отразиться на позициях американских нефтяных компаний в регионе. Кроме того, поскольку основные средства Ибн Сауду поступали от Великобритании, а не от КАСОК, король на встрече с представителем компании заявил, что американские нефтяники не выполняют в полной мере условия соглашения, подписанного в январе 1941 г.6

В начале 1943 г. министр внутренних дел США Г. Икес и президент ТЕКСАКО Д. Коллиер направили американскому президенту Франклину Рузвельту письмо, в котором сообщалось, что «Саудовская Аравия обладает богатейшими запасами нефти в мире. Американские бизнесмены считают, что американскому правительству следует обратить более пристальное внимание к экономическим проблемам саудовцев. Необходимо привлечь к экономической помощи нефтяного эмирата правительство США. Кроме того, по их оценкам, для развития экономики королевства необходимо 20 млн долларов». В феврале 1943 г. директора КАСОК и ТЕКСАКО направили в государственный департамент письмо, с просьбой оказать помощь королевству. Сотрудники внешнеполитического ведомства заблокировали их инициативу. После этого Икес потребовал от нефтяных корпораций предоставить всю имеющуюся информацию о нефтяных месторождениях Саудовской Аравии и деятельности в регионе английских нефтяных компаний, для ознакомления президенту7.

Коллиер выполнил требование Икеса. В письме от 17 февраля 1943 г., кроме информации о нефтяных месторождениях королевства, он отмечал, во-первых, то, что для США крайне важно распространить ленд-лиз на Саудовскую Аравию; во-вторых, он акцентировал внимание на том, что на протяжении 1941-1942 гг. его компания оказывала значительную поддержку Саудовской Аравии для упрочения американских позиций в королевстве, но к концу 1942 г. ситуация осложнилась настолько, что компания не располагала средствами для оказания финансовой помощи Ибн Сауду.

В то же время американская военная разведка в своем докладе президенту сообщила, что

британцы пытаются взять нефтяные концессии Аравии под свой полный контроль. «В середине лета в Саудовскую Аравию прибыла специальная английская миссия, состоявшая из экономистов, геологов, инженеров и военных. Перед ними было поставлено несколько задач. Во-первых, открыть банк в Джидде и начать выпуск бумажных банкнот, и, во-вторых, провести разведку местности на наличие нефти в районе Джидды. Великобритания делает всё необходимое для включения Королевства в стерлинговую зону. Есть основания полагать, что всё это может создать тяжелые условия для нас. В самом деле, нам необходимо в кратчайшие сроки приступить к активным действиям в Королевстве», - говорилось в докладе8.

Президент ознакомил Икеса со всеми полученными сведениями. Министр внутренних дел был весьма впечатлен. Особенно его порадовали аргументы директора ТЕКСАКО. Он понимал, что американский нефтяной бизнес был кровно заинтересован в нефтяных концессиях Саудовской Аравии. Кроме того, его насторожили сведения американских военных об активности британцев и их планах по открытию банка в Джидде. В этой связи, как показывают документы, Икес решил добиваться распространения закона о ленд-лизе на Саудовскую Аравию9. После полученных сведений министр внутренних дел встретился с руководством КАСОК и ТЕКСАКО, а также с министром военно-морского флота и рядом других государственных деятелей США. Абсолютно все высказались в поддержку идеи о включении королевства в зону действия закона о ленд-лизе. 16 февраля 1943 г. Икес встретился с президентом10.

18 февраля Рузвельт обратился с письмом к американским нефтяным концернам и госсекретарю, в котором среди прочего проницательно подметил: «Для того чтобы вы могли организовать помощь правительству Саудовской Аравии по ленд-лизу, я настоящим заявляю, что Саудовская Аравия является жизненно важной для обороны Соединённых Штатов»11. Таким образом, Саудовская Аравия была включена в зону действия закона о ленд-лизе. Этот шаг позволяет по-новому оценить подходы США к сотрудничеству с Саудовской Аравией. Американское руководство встало на защиту интересов своих нефтяных корпораций. Распространено также мнение, что некоторые американские сенаторы полагали, что Икес при поддержке военных стремился национализировать производство нефти, чего ему не удалось достичь во время Нового курса Рузвельта. В 1935 и 1940 гг. Икесом были сформулированы конкретные предложения в этом направлении и, судя по всему, он не изменил своего мнения по этому вопросу.

8 июня адмирал У. Леги и начальник штаба Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) направили меморандум Ф. Рузвельту о состоянии национальных нефтяных резервов.

Адмирал подчеркивал, что для удовлетворения всех потребностей флота необходимо увеличить объемы его снабжения сырой нефтью вдвое. Значительная часть высшего командного состава ВМС согласилась с тем, что необходимо немедленно принять меры для обеспечения флота стратегическим сырьем в полном объеме. В заключение Леги отметил, что, директор РФК должен выделить средства на создание Корпорации, главной целью которой будет оценка иностранных нефтяных месторождений и их разработка. «Вполне возможно, - отмечал Леги, - приобретение правительством США контрольного пакета акций американских нефтяных компаний, занимающихся добычей нефти в Саудовской Аравии с условием, что Корпорация может приобретать и другие концессии в регионе». Спустя два дня президент поручил адмиралу Леги потребовать от госсекретаря всю имеющуюся информацию, касающуюся нефтяных месторождений Саудовской Аравии. Одновременно с этим Рузвельт связался с американским посланником в Саудовской Аравии. «Я не сомневаюсь, - писал президент, - в ваших силах оказать помощь экспертам госдепартамента, которые нуждаются в информации, касающейся нефтяных месторождений королевства. Наше правительство нуждается в получении нефтяных концессий в Саудовской Аравии. Нам необходимо создать надежный топливный запас в стране»12.

Икес сознавал, что военные и дипломаты ещё больше обеспокоятся проблемой нехватки нефти в стране и буду всячески содействовать получению американским правительством нефтяных концессий в Королевстве Ибн Сауда. 10 июня 1943 г. Икес написал Рузвельту письмо, в котором акцентировал внимание на принятии незамедлительных мер для приобретения нефти, поскольку «в 1944 г. наши вооруженные силы столкнутся с нехваткой нефти, не говоря уже о гражданских отраслях промышленности». Кроме того, он призывал Рузвельта создать Корпорацию нефтяных запасов (Petroleum Reserves Corporation), которой следовало заниматься приобретением и разработкой нефтяных месторождений за границей. «Проанализировав информацию, я пришёл к выводу, что мы неизбежно столкнемся с сильными конкурентами в регионе, поэтому нам необходимо быть полными решимости в достижении задач, которые стоят перед нами», - писал Икес. Кроме того он добавил, что, «по последним данным, разведанных запасов нефти в Саудовской Аравии примерно 20 млрд баррелей. Это количество равно всем запасам Соединенных Штатов. Следовательно, Корпорация запасов нефти должна сосредоточить свои усилия в первую очередь на разработке нефтяных месторождений арабского королевства. Американский нефтяной бизнес должен помочь нам в этом вопросе. Кроме того, в настоящее время британские власти пытаются свести к минимуму нашу активность в регионе, оказывая давление на короля, чтобы выдавить аме-

Л. С. Дербенев. О позиции США по нефтяному взаимодействию с Саудовской Аравией

риканские нефтяные корпорации из Королевства. Приобретение нефти необходимо для удовлетворения потребностей армии, флота и гражданской промышленности, которые испытывают недостаток в стратегическом сырье»13.

12 июня 1943 г. в Белом доме состоялась беседа, в которой принимали участие президент Рузвельт, глава совета по военной мобилизации Бирнс, военный министр Стимсон, командующий ВМФ Нокс, советник президента по экономике Фейс, генерал Райт и Икес. На встрече обсуждалась проблема истощения нефтяных запасов США и пути её решения. Икес усердно подчеркивал, что правительству необходимо в кратчайшие сроки решить проблему пополнения нефтяных запасов государства из-за границы. Под влиянием этих обстоятельств гости президента поддержали создание Корпорации нефтяных запасов до 1 июля 1943 г. После этого Икес довольно недвусмысленно поставил вопрос о скорейшем приобретении нефтяных концессий в Саудовской Аравии. Вместе с тем решение вопросов, касающихся распределения полученной нефти из Саудовской Аравии, ФДР поручил Бирнсу14.

14 июня госсекретарь Хэлл направил Рузвельту меморандум, в котором изложил свои тактические идеи на ближайшее будущее в свете отношений с Саудовской Аравией. «Я полностью разделяю мнение адмирала Леги, касающееся увеличения поставок нефти на территорию нашего государства. Что касается Саудовской Аравии, то я полагаю, что необходимо не только получить доступ к богатым нефтяным месторождениям, но и создать нефтеперегонный завод и всю соответствующую инфраструктуру в сжатые сроки. Кроме того, нам следует оказать помощь правительству Ибн Сауда». Затем Хэлл выдвинул три рекомендации, реализация которых, по его мнению, была необходима для увеличения производства и переработки нефти. Первая заключалась в том, что Корпорация запасов нефти должна заключить контракт с КАСОК, по которому компания будет создавать резервуары для хранения нефти в КСА, транспортировкой которой в США займется правительство. Вторая рекомендация касалась Икеса, который советовал президенту выкупить контрольный пакет акций КАСОК. Хэлл отмечал: «Представляется, что реализация планов Икеса относительно покупки акций КАСОК негативно скажется на наших отношениях с Ибн Саудом, поскольку между королем и компанией подписаны дополнительные соглашения об экономической помощи королевству. В любом случае необходимо уведомить короля Ибн Сауда о наших намерениях. Нам не известно, какую позицию займет Ибн Сауд в отношении вовлечения американского правительства в разработку нефтяных концессий в Саудовской Аравии. Хэлл также указал на тот факт, что концессионные права наиболее перспективных месторождений нефти Саудовской Аравии уже принадлежат КАСОК». Также эта компания

имеет льготы на разработку месторождений на юго-восточной части Аравийского полуострова. Кроме того, компания в ближайшем будущем собирается разрабатывать крупные месторождения в Персидском заливе. Хэлл предложил создать специальную комиссию из сотрудников внешнеполитического ведомства и военных, в том числе адмирала У. Леги, для ведения переговоров с Ибн Саудом с целью заключения наиболее выгодного нефтяного соглашения.

Хэлл завершил свой меморандум следующими словами: «Обстановка, складывающаяся в мире, требует повышенного внимания к источникам стратегических ресурсов. Поэтому, во-первых, американскому правительству следует продолжить курс на сближение с Саудовской Аравией. Кроме того, американские компании нуждаются в нашей помощи, а мы в их нефтяных поставках. Поэтому нам следует оказывать им необходимую помощь. Во-вторых, армия, военно-морской флот нуждаются в пополнении нефтяных запасов. В этой связи арабская нефть чрезвычайно важна для Америки»15.

Две недели спустя Хэлл, Стимсон, Форрестол и Икес направили Бирнсу докладную записку, в которой высказали все, что касается проблемы нехватки нефти в стране. Бирнс решил направить этот любопытный документ президенту Рузвельту, приложив свою письменную рекомендацию, в которой, в частности, говорилось о необходимости создания Корпорации запасов нефти (PRC) до 30 июня. Интересно отметить, что содержащиеся в записке нюансы сулили определенные выгоды госдепартаменту. В частности, в ней говорилось: «Деятельность корпораций должна полностью соответствовать принципам американской внешней политики в регионе:

а) реализация любых проектов американских компаний в королевстве возможна только после согласования их с государственным секретарем США;

б) все переговоры с иностранным правительством должны осуществляться только в присутствии сотрудника государственного департамента США». Кроме того, в докладной записке подчеркивалось, что «Корпорация Запасов Нефти должна выкупить все акции КАСОК. Это следует сделать для того, чтобы американское правительство полностью контролировало добычу нефти в Аравии, Корпорация должна осуществлять контроль за уровнем производства и разработкой арабских нефтяных месторождений, а также заниматься распределением и продажей полученной нефти. Вопросы, касающиеся строительства нефтеперерабатывающего завода в Саудовской Аравии, должны быть рассмотрены на специальном заседании военно-морского министерства и госдепартамента». В записке указывалось, что строительство завода следует начать в самое ближайшее время. Интересна сентенция о том, как члены правительства предлагали рассмотреть в

Конгрессе вопрос о выделении средств на строительство нефтеперерабатывающего завода16.

Часть членов американского правительства предлагала заранее обсудить этот вопрос с американскими нефтяными корпорациями, занимающимися добычей нефти в Саудовской Аравии. А другая, напротив, была против всякого обсуждения этого проекта с американским бизнесом. Бирнс предложил провести переговоры с директорами КАСОК и ТЕКСАКО для достижения предварительных договоренностей по этому вопросу17.

Одновременно с этим американское внешнеполитическое ведомство направило в Саудовскую Аравию своих сотрудников: Дж. Муза и А. Кирка. Им было поручено проинформировать Ибн Сауда о планах США по созданию нефтеперерабатывающего завода в королевстве. Хэлл счёл нужным высказать президенту все, что он думает по этому поводу. «Нефтеперерабатывающий завод, - сказал он, - очень важен для нас. Часть средств, которые американское правительство выделит на его строительство, необходимо передать Ибн Сауду. Это поможет избежать огромных затруднений в поисках конструктивного решения данного вопроса»18.

После этого Рузвельт заявил, что Корпорация запасов нефти должна приобретать нефтяные концессии самостоятельно, без какого-либо участия в этом вопросе частных компаний. Президент принял это решение после беседы с представителями своей администрации и членами правительства. Документы свидетельствуют о том, что у Рузвельта вызывал озабоченность тот факт, что СССР может усилить давление на правительства некоторых стран Ближнего и Среднего Востока, которые могут принять решение о полной национализации природных ресурсов. «Американское правительство должно всячески поддерживать не только ПРК, но и оказывать содействие частным нефтяным корпорациям»19. Последнее предложение служило дополнительным акцентом того, что американское руководство не хотело обострять отношения с нефтяными компаниями, которые создавали позитивный образ США на Ближнем Востоке. Фейс отмечал, что в Белом доме шли острые дискуссии по поводу ближневосточной нефти. «Короче говоря, - отмечает Фейс, - когда зашла речь о необходимости объединения усилий частных американских нефтяных компаний с Корпорацией запасов нефти США с целью повышения степени концентрации американских усилий в деле получения нефти на Ближнем Востоке, президент выразил признательный жест уважения своим коллегам»20. 27 июня 1943 г.

министр торговли США Дж. Джонс выступил с публичным заявлением о создании Корпорации нефтяных запасов.

Итак, значительная часть позитивных предложений Ф. Рузвельта, Дж. Джонсона, Икеса была реализована руководством США и американским бизнесом достаточно оперативно, в течение года. Полученные результаты носили тактический характер и способствовали достижению нового качества политики Соединённых Штатов в отношении Саудовской Аравии. За стремлением Америки помочь владельцу «святых мест ислама» Ибн Сауду скрывалось желание реализовать свои интересы. Руководители США занимали самостоятельную позицию, руководствуясь, прежде всего, политическими, а также экономическими мотивами.

Примечания

1 Chronology of Saudi-U.S. relations. URL: http:// www.saudiembassy.net/ffles/PDF/Reports/Saudi-US-chronology-08.pdf.

2 Saudi-US relations. URL: http://www.saudiembassy.net/ files/PDF/Brochures/DFS_us-saudi_relations.pdf.

3 Congressional Record. Petroleum Arrangements with Saudi Arabia. Proceedings and Debates of 80th Congress (далее-CR). Vol. 94. P. 91.

4 Shwadran B. The Middle East, Oil and the Great Powers. N. Y., 1955. P. 306.

5 CR. P. 391.

6 Ibid. P. 417.

7 Ibid. P. 437.

8 Ibid. P. 829-830.

9 Ibid. P. 830.

10 Ibid. P. 860.

11 Дербенев А. С. О некоторых особенностях американо-саудовских отношений в первой половине 1940-х гг. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/ Lomonosov_2013/2088/52736_58f6.pdf.

12 CR. P. 861.

13 Ibid. P. 862.

14 Foreign Relations ofthe United States (далее- FRUS). 1943. Diplomatic Papers. The Near East and Africa.Vol. IV. Wash., 1964. P. 924.

15 Ibid. P. 925.

16 CR. P. 863.

17 FRUS. P. 926.

18 Ibid. P. 929.

19 Ibid. P. 930.

20 Feis H. Seen From E. A. Three International Episodes. N. Y., 1947. P. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.