Научная статья на тему 'О повышении мотивации к обучению информатике'

О повышении мотивации к обучению информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ИСОД / ДИДАКТИКА / ИНФОРМАТИКА / ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOTIVATION / COMPUTER SIMULATORS / ISOD / DIDACTICS / COMPUTER SCIENCE / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинов В. А.

В работе рассматриваются дидактические единицы учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» и их связь с будущей практической деятельностью обучающихся. Анализируется связь между дидактическим наполнением учебной дисциплины и мотивацией её освоения обучающимися. Отмечается снижение мотива получения новых знаний у первокурсников при изучении базовых элементов информатики, а также недоступность в образовательном процессе реальных информационных систем органов внутренних дел. Для повышения мотивации к освоению дисциплины предложено использовать компьютерные тренажеры, позволяющие смоделировать работу с реальными сервисами. Приводятся примеры применения соответствующих компьютерных тренажеров и влияние их на эффективность результатов образовательного процесса. Также предложено использовать элементы исследовательских заданий при изучении стандартного программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT INCREASING MOTIVATION TO LEARN COMPUTER SCIENCE

The paper considers the didactic units of the discipline «Informatics and information technologies in professional activity» and their relationship to the future practical activities of students. The article analyzes the relationship between the didactic content of the discipline and the motivation of its learning by students. There is a decrease in motivation for obtaining of new knowledge among first-year students when studying the basic elements of computer science, as well as the unavailability of real information systems of Internal Affairs Bodies in the educational process. To increase motivation to master the discipline, it is proposed to use computer simulators that allow you to simulate working with real services. Examples of the use of appropriate computer simulators and their impact on the effectiveness of the results of the educational process are given. It is also proposed to use elements of research tasks when studying standard software.

Текст научной работы на тему «О повышении мотивации к обучению информатике»

УДК 378.016

В. А. ЛИТВИНОВ, доцент кафедры информатики и специальной техники Барнаульского юридического института МВД России, кандидат физико-математических наук, доцент (г. Барнаул)

V. A. LITVINOV, Assistant Professor of the Chair of Informatics and Special Equipment of Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor (Barnaul)

О ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ ABOUT INCREASING MOTIVATION TO LEARN COMPUTER SCIENCE

Аннотация. В работе рассматриваются дидактические единицы учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» и их связь с будущей практической деятельностью обучающихся. Анализируется связь между дидактическим наполнением учебной дисциплины и мотивацией её освоения обучающимися. Отмечается снижение мотива получения новых знаний у первокурсников при изучении базовых элементов информатики, а также недоступность в образовательном процессе реальных информационных систем органов внутренних дел. Для повышения мотивации к освоению дисциплины предложено использовать компьютерные тренажеры, позволяющие смоделировать работу с реальными сервисами. Приводятся примеры применения соответствующих компьютерных тренажеров и влияние их на эффективность результатов образовательного процесса. Также предложено использовать элементы исследовательских заданий при изучении стандартного программного обеспечения.

Ключевые слова и словосочетания: мотивация, компьютерные тренажеры, ИСОД, дидактика, информатика, практическое обучение.

Annotation. The paper considers the didactic units of the discipline «Informatics and information technologies in professional activity» and their relationship to the future practical activities of students. The article analyzes the relationship between the didactic content of the discipline and the motivation of its learning by students. There is a decrease in motivation for obtaining of new knowledge among first-year students when studying the basic elements of computer science, as well as the unavailability of real information systems of Internal Affairs Bodies in the educational process. To increase motivation to master the discipline, it is proposed to use computer simulators that allow you to simulate working with real services. Examples of the use of appropriate computer simulators and their impact on the effectiveness of the results of the educational process are given. It is also proposed to use elements of research tasks when studying standard software.

Keywords and phrases: motivation, computer simulators, ISOD, didactics, computer science, practical training.

Вопросы дидактического наполнения дисциплин информационно-правового цикла являются актуальными на протяжении многих лет. В научной литературе обсуждаются

как отдельные аспекты преподавания дисциплин, условно называемых «информатика» [1; 2], так и общее содержание таких дисциплин [3; 4]. Объектом исследования настоящей ра-

боты является содержание дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», входящей в образовательные программы по специальностям 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности и 40.05.02 Правоохранительная деятельность. Предметом исследования является практическая направленность дидактических единиц учебной программы дисциплины. Целью исследования было определение факторов, способствующих повышению мотивации обучения и эффективности образовательного процесса.

Одним из факторов, влияющих на эффективность образовательного процесса, является мотивация обучающихся к овладению новыми знаниями и умениями. «Мотивация обучения - средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [5, с. 62]. Согласно методике Т. И. Ильиной, все мотивы обучающихся объединяются в три группы: «приобретение знаний», «овладение профессией», «получение диплома». Сам факт поступления на учебу свидетельствует о наличии мотива «получение диплома», а вот будет он определяющим или сопутствующим зависит, в значительной степени от созданных условий для приобретения новых знаний и овладения профессией.

Среди дисциплин, входящих в основную образовательную программу по перечисленным выше специальностям, информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности выделяются тем, что значительная часть материала, предусмотренного для изучения при освоении дисциплины, большинством первокурсников изучено в школе. Наличие данной проблемы отмечалось И. С. Ивановым [3]. Такая ситуация снижает роль группы мотивов «приобретение знаний». Представляется, что повысить роль этой группы мо-

тивов можно путем непосредственной привязки освоения свойств отдельных программных продуктов, включая офисное программное обеспечение, к решению конкретных профессиональных задач.

И. В. Галыгина, Л. В. Галыгина отмечают, что на практике освоение студентами информационно-коммуникативных технологий (далее - ИКТ) является малоэффективным, если ИКТ не используются для решения реальных задач из профессиональной области того уровня сложности, который соответствует выбранной индивидуальной образовательной траектории [6, с. 147]. Весь учебный материал дисциплины информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности условно можно разделить на две группы: программные продукты, используемые в различных сферах деятельности, и программные продукты, используемые в основном сотрудниками органов внутренних дел в своей профессиональной деятельности.

К первой группе относятся служебные программы операционной системы, офисные программы, Интернет-сервисы и некоторые утилиты по обслуживанию компьютера. Данной группой программ большинство первокурсников владеют на удовлетворительном уровне (в ряде случаев считая, что владеют отлично). Для повышения мотивации углубленного и системного изучения перечисленных программных продуктов необходимо на практических занятиях рассматривать решение модельных задач подготовки документов, поиска и анализа информации, максимально приближенных к будущей практической деятельности обучающихся.

Повысить мотивацию изучения программных продуктов первой группы можно, внося исследовательский элемент, связанный с сопоставлением различных версий однотипных программных продуктов. Это позволит

сформировать у обучающихся представление об общих принципах функционирования тех или иных программ и особенностях их отдельных реализаций. Например, сравнить процедуру нумерации страниц в текстовых редакторах Word MS Office и Writer Libre Office. Привнесение исследовательских элементов в практические занятия по информатике будет способствовать развитию у обучающихся способности самообучаться работе с различными информационными системами.

Ко второй группе программ, изучаемых в рамках дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», можно отнести справочно-правовые системы, ведомственные сервисы интегрированной мультисервисной среды (далее - ИМТС) органов внутренних дел и некоторые специализированные информационные системы, например, программные комплексы распознавания лиц по фотографиям и т. д. Компетент-ностный подход, положенный в основу федеральных государственных образовательных стандартов третьего и последующих поколений, предполагает максимальное приближение содержания учебного материала к будущей практической деятельности специалиста.

Реализация данного требования при изучении второй группы программных продуктов в образовательных организациях МВД России в настоящий момент затруднена. Если справочно-пра-вовые системы «КонсультатнтПлюс» и «Гарант» являются общедоступными, включая и соответствующие Интернет-ресурсы, то доступ к ведомственным информационным сервисам (далее - сервисы ИСОД) у курсантов и слушателей профессиональной подготовки отсутствует. В большинстве случаев образовательные организации не располагают и специализированными автоматизированными рабочими местами.

В настоящее время сервисы ИСОД снабжены учебными материалами в виде презентаций и интерактивных флэш-приложений, пошагово ведущих обучаемого по некоторой траектории выполнения задачи. Отметим два недостатка этих материалов. Во-первых, для того чтобы воспользоваться ими, необходимо обладать логином и паролем для доступа хотя бы к повседневным сервисам ИСОД. А как уже отмечалось ранее, курсанты и слушатели такого доступа не имеют. Во-вторых, в интерактивных флэш-приложениях рассматривается только одна траектория решения задачи с явными указаниями (подсветкой требуемых кнопок) выполняемых действий. Уже первая причина делает указанные учебные материалы фактически невостребованными в образовательных организациях.

Для приближения образовательного процесса к реальной профессиональной деятельности необходимо создавать программы, позволяющие смоделировать работу с сервисами ИСОД. В Барнаульском юридическом институте МВД России в настоящее время используются компьютерные тренажеры, позволяющие смоделировать работу со следующими сервисами ИСОД: «СЭД» - сервис электронного документооборота; «СОДЧ» - сервис обеспечения дежурных частей; «СООП» - сервис охраны общественного порядка; «СПГУ» - сервис предоставления государственных услуг; «ФИС ГИБДД-М» - сервис федеральной информационной системы ГИБДД. Хотя перечисленные тренажеры и не воспроизводят 100 % функций реальных сервисов, они позволяют решать большинство модельных задач, для решения которых предназначены реальные сервисы.

На рис. 1-3 приведены образы экрана компьютера на некоторых этапах работы с сервисами «СООП» и «СОДЧ». Во-первых, оформление, интерфейс идентичны реальным ресурсам. Это означает, что,

придя в практические органы, вчерашний выпускник института психологически будет воспринимать данные информационные ресурсы как знакомые ему программные продукты. Во-вторых,

поработав на практических занятиях с несколькими ресурсами, обучающиеся могут сформировать у себя представление об общих принципах интерфейса ресурсов.

Рис. 1. Образ экрана при редактировании протокола об административном правонарушении в тренажере «СООП»

Рис. 2. Редактирование адреса организации в карточке юридического лица административного участка в тренажере «СООП»

Общеизвестно, что чем с большим количеством различных компьютерных приложений знаком пользователь, тем легче ему освоить новый программный продукт. Это объясняется достаточно ограниченным инструментарием информационных систем. Вот и в случае с сервисами ИСОД наблюдается аналогичная ситуация. Например, сравнивая рис. 1 и 2, можно заметить, что в разных сервисах используется один алгоритм выбор-

ки адресов из общего для всех ресурсов справочника. Сравнивая рис. 2 и 3, можно обнаружить наличие одного инструмента настройки отображения данных в таблицах (выборка отображаемых столбцов).

Единым для всех сервисов является инструментарий фильтрации списков данных, отображаемых в таблицах. Пример выполнения такого задания приведен на рис. 3.

Рис. 3. Пример применения фильтра для списка сводок и настройки перечня отображаемых столбцов соответствующей таблице

Все сервисы тренажеров снабжены автономным модулем, предназначенным для отображения заданий и комментариев в отдельном плавающем окне, которое можно увидеть на рис. 1 и 3. Это дает возможность в процессе обучения оперативно вносить коррективы в практические задания и добавлять пояснения по действиям, вызывающим у обучающихся затруднения. Для подготовки кратких информационных материалов по имеющимся учебным пособиям можно использовать инструментарий, описанный в работе С. Ю. Донских и

В. А. Литвинова [7]. Об эффективности результатов применения описанных выше тренажеров для освоения темы «Ведомственные ресурсы МВД России» косвенно может служить результат анализа выполнения обучаемыми следующего задания. До применения тренажеров обучаемые знакомились с сервисами ИСОД по презентациям сервисов и инструкциям по работе с сервисами, взятым преподавателем с соответствующих ресурсов. Далее обучаемым было предложено составить по 5-10 тестовых заданий по всей совокупности сервисов.

Другая группа обучающихся выполняла соответствующее задание после работы с тренажерами без предварительного знакомства с инструктивными материалами. В результате большинство тестовых заданий первой группы относились к классификации сервисов, общему назначению отдельных ресурсов. И, естественно, отсутствовали задания, связанные с особенностями работы с тем или иным сервисом.

Вторая группа обучаемых значительную часть тестовых заданий составила по технологии выполнения конкретных операций в том или ином сервисе. Например, сколько один документ в «СЭД» может содержать разных резолюций? Где посмотреть в «СЭД» исполненный документ? Можно ли в дело об административном правонарушении добавить протокол, если в нем уже содержится постановление? То есть тестовые задания

касались тех ситуаций, с которыми обучающиеся сталкивались при решении модельных задач.

Таким образом, повысить мотивацию обучающихся при изучении дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» в образовательных организациях МВД России можно, добавляя в практические задания исследовательские элементы. Особенно это актуально при изучении стандартного программного обеспечения. При изучении специализированного программного обеспечения применение программ-тренажеров, позволяющих смоделировать реальные ресурсы, дает возможность максимально приблизить процесс обучения к реальной практической деятельности, что способствует эффективному формированию необходимых компетенций.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Галыгина И. В., Галыгина Л. В. Актуальные проблемы в системе обучения информатике студентов вузов // Приоритетные направления развития науки и образования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. В 2-х чч. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. Ч. 2. С. 135-138.

2. Храмцова Н. Г., Майборода Т. Ю. Подходы к развитию цифровых компетенций студентов юридических вузов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 80-93.

3. Иванов И. С. О содержании дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» // Весник ТвГУ. 2018. № 3. С. 124-133.

4. Литвинов В. А., Кемпф В. А. К вопросу о преемственности среднего и высшего образования в области информационных технологий // Наука и школа. 2017. № 1. С. 66-69.

5. Мельников В. Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (9). С. 61-64.

6. Галыгина И. В., Галыгина Л. В. Конструирование индивидуальной образовательной траектории с учетом требований ФГОС третьего поколения // Вопросы современной науки и практики. 2011. № 2 (33). С. 146-153.

7. Донских С. Ю., Литвинов В. А. Инструментарий для создания электронных учебников // Педагогические технологии в подготовке педагога-воспитателя и социального педагога в условиях модернизации педагогического образования: материалы II Всероссийской конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. С. 113-115.

© Литвинов В. А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.