Научная статья на тему 'О повышении конкурентоспособности российской туриндустрии'

О повышении конкурентоспособности российской туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
175
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международный туризм / аграрный туризм / туризм как отрасль-субститут / территориальный рекреационный оздоровительный комплекс / въездной туризм / world travel and tourism / rural tourism / tourism as a substitute industry / health and recreation complex / indoor tourism

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Владимир Юрьевич Воскресенский

В настоящее время международный туризм относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих случаях он помогает странам осуществлять структурную перестройку их экономик, делать их более конкурентоспособными. Однако для успешного развития туристической индустрии стандартных подходов оказывается недостаточно. Победителем в гонке является тот, кто проявляет больше фантазии и изобретательности. Новые подходы в туризме также необходимы. На примере аграрного туризма показан путь внедрения инноваций в российскую туриндустрию. Обобщен зарубежный опыт внедрения новых подходов в международном туризме. Оценено состояние и сделан прогноз развития въездного туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Towards Improvement of Russia’s Travel and Tourism Competitiveness

International travel and tourism is one of the most successful industries of the world economy now. In many cases it helps countries to diversify economies and improve their competitiveness. But standard approaches to attract foreign tourists are not enough nowdays. Th e winner in the race is the one with more strive for creativity and ingenuity. New approaches in tourism are highly needed. Rural tourism is an example that shows the way of implementing innovations in tourism industry in Russia. Foreign experience of the world travel and tourism new approaches is summarized. Th e state of indoor tourism in Russia is analyzed and projections of its growth are given.

Текст научной работы на тему «О повышении конкурентоспособности российской туриндустрии»

О повышении конкурентоспособности российской туриндустрии

DOI: 10.24411/2072-8042-2020-10106

Аннотация

В настоящее время международный туризм относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих случаях он помогает странам осуществлять структурную перестройку их экономик, делать их более конкурентоспособными. Однако для успешного развития туристической индустрии стандартных подходов оказывается недостаточно. Победителем в гонке является тот, кто проявляет больше фантазии и изобретательности. Новые подходы в туризме также необходимы. На примере аграрного туризма показан путь внедрения инноваций в российскую туриндустрию. Обобщен зарубежный опыт внедрения новых подходов в международном туризме. Оценено состояние и сделан прогноз развития въездного туризма в России.

Ключевые слова: международный туризм, аграрный туризм, туризм как отрасль-субститут, территориальный рекреационный оздоровительный комплекс, въездной туризм.

Towards Improvement of Russia's Travel and Tourism Competitiveness

International travel and tourism is one of the most successful industries of the world economy now. In many cases it helps countries to diversify economies and improve their competitiveness. But standard approaches to attract foreign tourists are not enough nowdays. The winner in the race is the one with more strive for creativity and ingenuity. New approaches in tourism are highly needed. Rural tourism is an example that shows the way of implementing innovations in tourism industry in Russia. Foreign experience of the world travel and tourism new approaches is summarized. The state of indoor tourism in Russia is analyzed and projections of its growth are given.

Keywords: world travel and tourism, rural tourism, tourism as a substitute industry, health and recreation complex, indoor tourism.

УДК 338.48 ББК 65.433 В-764

Владимир Юрьевич ВОСКРЕСЕНСКИЙ,

кандидат экономических наук, доцент (Москва, Россия),

Email: vvoskresenskiy@mail.ru

Vladimir Yur'evich VOSKRESENSKIY,

Candidate of Economic Science, Assistant Professor (Moscow, Russia),

Email: vvoskresenskiy@mail.ru

Abstract

10 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

Многие страны обладают очень богатым природно-ресурсным потенциалом. Значительное количество развивающихся стран зависят от добычи и экспорта минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Однако эксплуатация природных ресурсов не приносит им благополучия. Уровень бедности в этих странах значителен. Подобную ситуацию в экономике ученые назвали «ресурсным проклятьем».

Зарубежные ученые Джефри Сейс и Эндрю Уарнер изучили экономику 95 развивающихся стран, зависимых от добычи и экспорта минерального сырья. Они сделали вывод, что чем выше коэффициент ресурсозависимости, тем ниже уровень доходов на душу населения1.

Природные ресурсы могут использоваться в туризме иным образом. Не имея предпосылок для развития высокотехнологичных секторов экономики, многие развивающиеся страны, попавшие под категори «ресурсного проклятья», стали диверсифицировать свою экономику за счет использования природно-ресурсно-го потенциала и благоприятных природно-климатических условий в секторе туризма. Это, в частности, относится к Ямайке - слаборазвитой, ресурсозависимой стране Карибского бассейна. В середине прошлого столетия основой валютных поступлений на Ямайке были доходы с начала от экспорта сахарного тростника, а затем бокситов. Вместе с тем, за период 1970-2018 гг. на Ямайке существенно вырос сектор услуг. В качестве важного стабилизирующего фактора экономики стали доходы от международного туризма2.

Подобная ситуация имела место в Замбии - одной из беднейших африканских стран, обладающей одновременно с этим крупнейшими запасами меди и кобальта (так называемый «медный пояс мира»). В конце 20 столетия экспортные поступления в Замбии стали существенно снижаться из-за сокращения спроса на минеральное сырье. Кризис горнодобывающей промышленности вынудил руководство страны стимулировать развитие сельского хозяйства и туризма. Приватизация туристических зон и отелей в Замбии способствовала росту доходов от международного туризма3.

Кризисы в мировой экономике, приводящие к резкому падению нефтяных котировок, вынудят диверсифицировать экономику России. Согласно экономическим закономерностям (теорема Хекшера-Олина) обеспечить рост экспортных поступлений за счет высокотехнологичного сектора экономики не удастся. Более того, одной из современных тенденций является декарбонизация топливно-энергетического баланса многих стран за счет роста использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Именно этот сегмент будет расти на планете (особенно в Европе) в предстоящие 30 лет наиболее быстрыми темпами. По прогнозам «BP Energy Outlook 2020» доля ВИЭ в выработке первичных источников энергии в за-

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2020

висимости от сценария, а их три, должна составить к 2050 году 22%, 45% и 60% соответственно4. При этом потребление нефти должно к 2050 году существенно сократиться и лишь по одному сценарию составит 95 % от уровня 2018 года5.

В новом формате глобальной конкурентной борьбы, сокращения потребления углеводородных энергоресурсов появились такие понятия, как «зеленая экономика», «биоэкономика»6. Американское Бюро статистики труда (Bureau of Labour statistics, BLS) прогнозирует, что в ближайшие несколько лет самыми востребованными профессиями будут специалисты по установке солнечных батарей и ветряных турбин7. Эти факты говорят явно не в пользу увеличения экспорта энергоносителей из России.

Туристическая отрасль в настоящее время является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей в мире. Мировая индустрия туризма формирует до 10% мирового ВВП и создает каждое одиннадцатое рабочее место. По прогнозам ВТО, к 2030 г. количество международных туристических прибытий достигнет 1,8 млрд. человек в год8. Стоит сожалеть, что, имея самую большую территорию в мире, порядка 17 млн кв. км, доля в общемировом количестве туристических прибытий у России более, чем скромна, 1,7%9.

Нельзя сказать, что и сама российская туриндустрия сейчас развивается успешно. Так, несмотря на заявленные Росстатом статистические показатели о прибытии в Россию в 2019 г. 24,4 млн туристов из-за рубежа, можно возразить, что большая часть этих так называемых туристических прибытий относится к гражданам республик бывшего СССР (на граждан Украины, Казахстана, Азербайджана, Киргизии и Таджикистана приходится 13 млн прибытий, или более 50% всего въездного турпотока)10. А они приезжают в Россию не как туристы, а как трудовые мигранты. Одновременно с этим, туризм в связи с вышеуказанными обстоятельствами в перспективе может стать одним из ключевых направлений развития экономики нашей страны.

Жесткая конкуренция на международном туристическом рынке приводит к тому, что выигрывает тот, кто проявляет больше выдумки, фантазии и изобретательности. Для получения прибыли в ход идет все. Структурная перестройка экономики в зарубежных странах приводит к тому, что международный туризм часто выступает как отрасль-субститут, замещая старые, отжившие свой век виды промышленного и сельскохозяйственного производства. Это становится очевидным вследствие того, что туристическая деятельность становится более эффективной и выгодной, чем другие, существовавшие ранее на данной территории отрасли или объекты хозяйства. В туристический ресурс превращается все - шахты, горы отвалов, заброшенные города и т.п. Налицо замещение элементов индустриального и аграрного секторов в отраслевой структуре экономики третичным сектором, ориентированным на туризм (см. таблицу 1).

10 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

111 Q

Таблица 1

Международный туризм как отрасль-субститут

1 еографический объект Отрасли специализации прошлого Современная специализация

Андорра животноводство международный туризм

Сан -Марино сельское хозяйство международный туризм

г. Тыргу-Окна (Румыния) добыча соли санаторно-курортная деятельность

г. Рованиеми (Финляндия) золотодобывающая, лесная промышленность международный туризм

земля Северный Рейн-Вестфалия, рур (Германия) угольная шахта Цольферайн международный и внутренний туризм (памятник ЮНЕСКО)

остров Хасима (Япония) добыча угля международный и внутренний туризм (памятник ЮНЕСКО)

Колмаскоп (город-призрак, Намибия) добыча алмазов международный туризм

Ида-Вируумский уезд (Эстония) добыча сланца туризм (сланцевые отвалы трансформированы в горнолыжные спуски)

г. Острава (Чехия) добыча угля международный туризм (музей горного дела Ландек Парк в угольной шахте) Homicke Muzeum Landek Park

морская акватория вблизи острова Сипдан (Малайзия) нефтедобывающая промышленность международный туризм (дайвинг). Отель Seventures Dive Resert расположен на бывшей нефтяной платформе посреди моря

Монте Кали (Monte Kali) -самая большая в мире гора поваренной соли, местный Килиманджаро (Херинген, Гессен, Германия) добыча калийных соединений (поташа) местная достопримечательность, туристический ресурс

Источник: составлено автором на основе общеизвестных фактов, а также по материалам 11,12.

Изобретательности зарубежных отельеров можно позавидовать. В Южной Африке есть отель, расположенный в пещере. Это отель «Kagga Kamma Private Reserve» в Седербергских горах в 250 км от Кейптауна. Отель состоит из 10 номеров, которые находятся в разбросанных по горному массиву пещерах. «Jumbo Stay» - это хостел, размещенный в самолете Boeing 747-212 B. Он расположен в Стокгольме. А в провинции Внутренняя Монголия (Китай) открыт необычный отель «Песчаный Лотос». Он расположен в пустыне и предназначен для туристов, желающих отдохнуть от урбанистической среды и ищущих что-то необычное.

^ 112

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2020

Анализ зарубежного опыта показал, что появляются новые оригинальные виды туризма, которые приносят доход. Пусть они и не произведут сенсации, а отдельные из них негативно характеризуют отдельные районы и страны, но эти направления могут заинтересовать нестандартным подходом и приносят прибыль. Данные по ряду современных, оригинальных направлений в туризме можно сгруппировать в таблицу 2.

Таблица 2

Современные виды туризма (опыт зарубежных стран)

Вид туризма Страна возникновения, возможные направления применения Туристический ресурс

туризм кладоискателеи Карибский бассейн, места захоронения кладов ненайденные клады

туризм, связанный с добычей золота Канада, золотодобывающие страны золотые прииски

винные туры (энотерапия) винодельческие регионы мира виноградники, винодельческая промышленно сть

паломничество религиозные центры мира религиозные святыни

креативный туризм повсеместно объединения творческих групп

агротуризм, хюгге-туризм* Европа, скандинавские страны, повсеместно сельская местность

корруптуры Мексика, страны с высоким уровнем коррупции памятники коррупции

трущобный туризм (slum tourism) Индия, страны с высоким уровнем бедности городские трущобы

протестный, политический туризм страны с нестабильной политической обстановкой митинги, демонстрации, революции, восстания

экстремальный туризм -ядерные полигоны прошлого, заброшенные мегапроекты страны с традициями развития ядерной промышленности и атомной энергетики, заброшенными мегапроектами заброшенные ядерные полигоны, места техногенных катастроф, заброшенные мегапроекты

экстремальный туризм северных территорий (арктический серфинг, кайтинг, круизы на ледоколах, путешествия по зимникам, гонки на снегоходах и др.) скандинавские страны, Россия, США, Канада северные территории, зона вечной мерзлоты

черный туризм повсеместно аномальные территории

путешествия по исчезнувшим странам, городам повсеместно исчезнувшие страны, города-призраки, моно-города

космический туризм космические державы суборбитальное космическое пространство

10 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

113 Q

Вид туризма Страна возникновения, возможные направления применения Туристический ресурс

кинематографический туризм места, связанные с сюжетами популярных фильмов места ностальгических воспоминаний

гастрономический туризм повсеместно рецепты местного кулинарного искусства

пешеходный туризм, хайкинг (walking tourism) повсеместно пешеходные туристические маршруты (trails)

Примечание к таблице: *2020 год ВТО (UNWTO) объявило «годом туризма и развития села»

Источник: составлено автором по материалам 13, 14, 15, 16.

Российский турпродукт хорошо известен в мире. Это путешествия по столичным городам (Москва и Санкт-Петербург), осмотр достопримечательностей городов «золотого кольца», путешествия на Байкал, Алтай, Камчатку и т.п. Но, как показывает мировой опыт, стандартные маршруты туристов могут и не заинтересовать. К числу всемирно известных, но в тоже время наиболее наскучивших достопримечательностей мира международные туристы обычно относят пирамиды Гизы, статую Свободы, Эйфелеву башню и т.п.

При всех сдерживающих моментах российского въездного туризма одним из факторов, повышающих интерес к нашей стране для путешественников является работа по разнообразию турпродукта, предложение новых оригинальных занятий, направлений и видов туризма. Важно отметить, что в России необходимо провести определенную работу по разнообразию турпродукта. Ростуризм пытается это делать. Так, в последнее время появилась реклама на средствах транспорта (троллейбусы, автобусы), где представляются туристические ресурсы России. Это важно, но недостаточно.

Серьезный толчок к структурным изменениям в туристической отрасли дала пандемия коронавируса. Так, в результате закрытия портов и ограничения передвижения граждан сильно пострадала круизная индустрия. Ряд крупных международных круизных компаний (Princess Cruises, Marella) объявили об отмене рейсов до конца 2020 года17. В подобной ситуации для избежания плотных контактов с окружающими осмотрительные туристы в условиях рекомендуемой самоизоляции стали предпочитать сетевым гостиницам отдаленные средства размещения в том числе в сельской местности, а также агротурфермы.

Проследим, как целесообразно действовать при внедрении инноваций в российскую туристическую индустрию на примере востребованного и популярного сегодня в мире аграрного туризма, который мог бы стать одним из перспективных направлений туристической деятельности России.

^ 114

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2020

Принимая во внимание богатство природно-ресурсного потенциала России, разнообразие ее природно-климатических условий и другие факторы, можно утверждать, что аграрный туризм мог бы стать отраслевым комплексом, определяющим инновационный потенциал и новое лицо АПК России. Развитие аграрного туризма в России может пойти по двум направлением. Первое направление может быть связано с созданием специализированных агротуристических хозяйств туроператорами или фермерами. Такая практика уже имеется , в частности, в Краснодарском крае. Здесь агротуризм часто сочетается с изготовлением вин, производством сыров и т.п. Второе направление рассматривает агротуристический бизнес как сопутствующий вид деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В России их количество уменьшается, но по-прежнему значительно и превышает 200 тысяч. В этом случае аграрный туризм обретет массовость.

Для успешного развития агротуризма в России необходимо принять федеральный закон об аграрном туризме, имеющий не постановочный, а содержательно-конструктивный контент, а также создать специализированную организацию ассоциацию аграрного туризма.

Направление деятельности ассоциации и ее взаимодействие с государственными органами и ее членами можно представить следующим образом: помощь фермерам в привлечении туристов на агрофермы (совместно с Ростуризмом); рекламу агротуризма путем издания специализированного каталога по агротуризму за счет взносов членов ассоциации; организацию курсов по агротуризму (возможно на коммерческой основе); взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли по проведении сертификации услуг агротурферм по аналогии с гостиницами; взаимодействие с Минфином по выделению кредитов и субсидий на агротуризм.

Сертификация услуг на агротурфермах может привлечь сюда туристов из-за рубежа. Так, сертифицированные агротурфермы в пригородных зонах таких городов, как Сочи, Анапа и других привлекательных местах в Краснодарском крае вполне доступны и могут стать местом отдыха автотуристов из Германии, Финляндии или Эстонии.

Теория организации экономического пространства заложена в работах известных ученых В. Кристаллера, А. Леша, У. Айзарда и других. Так, по идеям А. Леша, размещение производительных сил будет идти при балансировании двух сил: интересов государства и интересов предпринимателей. В этой связи представляется, что районами преимущественного развития аграрного туризма в России могут стать:

□ приграничные районы;

□ пригородные районы крупных городских агломераций;

□ районы с благоприятными природно-климатическими условиями, живописными ландшафтами, богатым историко-культурным наследием;

10 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

115 ^

□ периферийные зоны крупных курортных центров как альтернативное место отдыха и способ разгрузки этих центров от крупных туристических потоков пляжного туризма, например, пригородные зоны «Сочи-Туапсинской туристской агломерации», города-курорта Анапа и т.п.18

Вариантом налогообложения в агротуризме целесообразно принять единый налог на вмененный доход (ЕНВД). По оценкам автора, при вовлечении в агро-туристический бизнес даже нескольких процентов крестьянских (фермерских) хозяйств доход от этого вида деятельности составит несколько миллиардов рублей. Стало очевидным, что развитие внутреннего, в частности, аграрного и других альтернативных видов туризма актуально в условиях форсмажорных обстоятельств, всемирных пандемий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не менее важна и другая организационная работа. Представляется важным организация работы по созданию дополнительных специализированных оргструктур в сфере туризма. В нашей стране понятие «институт туризма» ассоциируется с подготовкой кадров для туристической индустрии, то есть экскурсоводов, менеджеров турфирм, гостиниц и т.п. Но исследовательского института в сфере туризма нет. А он мог бы быть востребован для выявления перспективных территориальных сочетаний туристических ресурсов (ТСТР), создания на их основе территориальных рекреационно-оздоровительных комплексов (ТРОКов), то есть организационных структур по управлению развитием ТСТР.

Подобный институт может также заниматься проектированием новых туристических маршрутов, выявлением тех мест, где можно развивать туризм вместо, как уже упоминалось, невостребованных производств, в моногородах, городах-призраках. Им могло бы проводиться обобщение зарубежного опыта развития туризма и т.п. Туристические исследовательские центры могут появиться как продолжение линии по инновационному развитию экономики России в таких технопарках, как Сколково.

Одним из направлений развития территориальной структуры хозяйства в постсоветской России стало создание туристических кластеров и туристско-рекреа-ционных зон. Однако создание подобных элементов территориальной структуры хозяйства пока не увенчалось особыми успехами. Туристические кластеры не прижились в России, так как российская модель содержит в себе систему ограничений, связанных с наследием администрирования в условиях командной экономики, которые ограничивают частную инициативу.

Туристско-рекреационная, как и любая другая свободная экономическая зона (СЭЗ) ориентирована на инвестиции. Но кто же будет инвестировать в условиях неблагоприятного инвестиционного климата, коррумпированности, отсутствия доверия к государственным управленческим структурам, которые часто меняют правила игры. Это стало причиной закрытия ряда проектов, в частности, турист-ско-рекреационной зоны Куршская Коса в Калининградской области. Инвесторов в данном случае найти не удалось. Одной из причин неудач ряда СЭЗ была гиган-

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2020

томания. В России целые области делали попытки получить статус СЭЗ («Даурия» в Читинской области, «Ева» в Еврейской автономной области). Стремление выбить льготы в этом случае привели бы к тому, что одни затраты на обустройство объектов инфраструктуры по СЭЗ превысили бы возможные будущие доходы.

В качестве одного из инструментов государственного регулирования экономики в России используется программно-целевой подход. Но часто заявленные в таких программах цели оказываются не достигнутыми. Так, об итогах реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011 - 2018 гг.)» специалисты писали «уровень финансирования программы был критически низким к заявленным лимитам»19.

В этой связи перспективным может стать создание ТРОКов - туристско-рекре-ационных комплексов, деятельность которых будет зависеть от эффективности управленческих связей, а экономический эффект связан с оптимизацией взаимодействия элементов внутри самого ТРОКа.

Практически в каждом захудалом городке Западной Европы есть туристический информационный центр (ТИЦ). Заходя туда вы можете получить исчерпывающую информацию о той местности, где вы находитесь, и о тех услугах, которые вам могут предоставить. Необходимо развернуть работу по созданию ТИЦ на территории России. Они должны быть организованы не только в столичных, но и в малых и средних городах.

Успех такой отрасли, как туризм, во многом зависит и от маркетинговых программ. Несмотря на напряженность российского бюджета необходимо выделять средства на маркетинг (рекламу) российского туристического продукта в ведущих странах, которые могут служить поставщиком туристов в Россию. Эта проблема может стать предметом переговоров правительства и представителей туристических компаний.

В заключении можно отметить, что президент и правительство РФ поставили амбициозную задачу увеличения ежегодных темпов экономического роста в 3%. Успех в решении этой задачи отчасти зависит от реализации высказанных выше предложений. По оценке автора, вклад въездного туризма, или «невидимого экспорта», в данном случае должен выразиться в прирост турпотока в 0,6 млн иностранных туристов в нашу страну ежегодно.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Sachs Jeffry, Warner Andrew. Natural Resource Abandance and Economic Growth // Natural Bureau of Economic Research. Working Paper 5398. 1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138, 1995. p.2.

2 Экономика Ямайки, 1970-2018. [электронный ресурс] URL: be5.biz/makroeconomica/ profile/jm.htlm. (дата обращения 23.10.2020).

3 Экономика Замбии/22.06.2019 [электронный ресурс] URL: mindinvest.ru/economi-ka-zambii. (дата обращения 23.10.2020).

10 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

117 Q

4 BP Energy Outlook: 2020 edition. Heriot-Watt University, 2020, p.64.

5 Там же, 2020, p. 66.

6 Ходченко А.В. Теоретические основы исследования зеленой экономики //Фин. исслед. 2019. №4. с. 57.

7 Пехтерева Е.А. Профессии, о которых мечтают подростки, и реальная жизнь //Отечественная и зарубежная литература. РЖ. Серия 2. Экономика. - М.: ИНИОН РАН, 2020. №3. с. 124.

8 UNWTO Tourism Highlights, 2017 Edition. p. 3.

9 Там же, 2017, p. 8.

10 Электронная версия статистической публикации «Туризм в России» от 30.12.2019. // Федеральная служба государственной статистики. [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/search? q=%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC+%D0%B2+%D0%A0%D0%B E%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8. (дата обращения 28.09.2020).

11 Travelinfo: [сайт]. Раздел: новости отелей. Малайзия. Обзор. Назв. д-та: «Seaventures Dive Resert - самый необычный отель Малайзии». Добавлено на сайт 28.07.2017. Режим доступа: https:// travelinfo.pro/ru/news/62654/ (дата обращения 22.10.2020).

12 Монте Кали ( Monte Kali ) - самая большая в мире гора поваренной соли/09-11-2015[ электронный ресурс ] URL: animalworld.com.ua/news/Monte-Kali-samaja-bolsha-ja-v-mire-gora-povarennoj-soli (дата обращения 23.10.2020).

13 Колесникова Н.В. Хюгге как концептуальная основа развития нового вида туризма (на примере республики Карелия) // Сервис в России и за рубежом. 2018. №3. с.79.

14 Морозов А. А. Гастрономический туризм на северо-западе России (на примере республики Карелия) // Сервис в России и за рубежом. 2019. №5. с. 851.

15 Необычный «коррупционный тур» для туристов в Мехико/ 2017-09-09. [электронный ресурс] URL: mexico.ru/news_488.php (дата обращения 23.10.2020).

16 Slum tourism (трущобный туризм). Википедия [электронный ресурс] URL: En. Wiki-pedia.org/slum tourism. (дата обращения 10.10.2020).

17 АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской Фасад»: [оф. сайт]. Раздел: Пресс Центр. Подраздел: Новости СМИ. Лента новостей за 24.07.2020. URL: portspb.ru. (дата обращения 22.10.2020).

18 Левченко Т.П., Столяров А.С. Интенсификация социально-экономических взаимодействий Сочи-Туапсинской туристской агломерации как фактор устойчивого развития территории // Сервис в России и за рубежом. 2019. №3. с.77.

19 Дехтярь Г.М. и др. Об итогах реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). 2016 г. // Московский экономический журнал. 2017. №3. с.112.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Дехтярь Г.М. и др. Об итогах реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы). 2016 г. // Московский экономический журнал. 2017. №3. с. 98-112.

2. Колесникова Н.В. Хюгге как концептуальная основа развития нового вида туризма (на примере республики Карелия) // Сервис в России и за рубежом. 2018 . №3. с. 79-89.

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

10 - 2020

3. Левченко Т.П., Столяров А.С. Интенсификация социально-экономических взаимодействий Сочи-Туапсинской туристской агломерации как фактор устойчивого развития территории // Сервис в России и за рубежом. 2019. №3. с. 77-86.

4. Морозов А.А. Гастрономический туризм на северо-западе России (на примере республики Карелия) // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 5. с. 851-869.

5. Пехтерева Е.А. Профессии, о которых мечтают подростки, и реальная жизнь // Отечественная и зарубежная литература. РЖ. Серия 2. Экономика. - М.: ИНИОН РАН, 2020. № 3. с. 122-125.

6. Ходченко А.В. Теоретические основы исследования зеленой экономики // Финн. Ис-след. 2019. №4. с.57-64.

7. BP Energy Outlook: 2020 edition. Heriot-Watt University, 2020, 157 p.

8. Sachs Jeffry, Warner Andrew. Natural Resource Abandance and Economic Growth // Natural Bureau of Economic Research. Working Paper 5398.1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138, 1995, 47 p.

9. UNWTO Tourism Highlights, 2017 Edition, 16 p.

BIBLIOGRAPHY:

1. Dextyar G.M. i dr. Ob itogax realizacii FCzP «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011 - 2018 gody'). 2016 g. // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2017. №3. s. 98-112.

2. Kolesnikova N.V Xyugge kak konceptualnaya osnova razvitiya novogo vida turizma (na primere respubliki Kareliya) // Servis v Rossii i za rubezhom. 2018 . №3. s. 79-89.

3. Levchenko T.P., Stolyarov A.S. Intensifikaciya social'no-e'konomicheskix vzaimodejstvij Sochi-Tuapsinskoj turistskoj aglomeracii kak faktor ustojchivogo razvitiya territorii // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. №3. s. 77-86.

4. Morozov A.A. Gastronomicheskij turizm na severo-zapade Rossii (na primere respubliki Kareliya) // Servis v Rossii i za rubezhom. 2019. № 5. s. 851-869.

5. Pextereva E.A. Professii, o kotoryx mechtayut podrostki, i real'naya zhizn // Otechest-vennaya i zarubezhnaya literatura. RZh. Seriya 2. E'konomika. - M.: INION RAN, 2020. № 3. s. 122-125.

6. Xodchenko A.V. Teoreticheskie osnovy' issledovaniya zelenoj e'konomiki // Finn. Issled. 2019. №4. s.57-64.

7. BP Energy Outlook: 2020 edition. Heriot-Watt University, 2020, 157 p.

8. Sachs Jeffry, Warner Andrew. Natural Resource Abandance and Economic Growth // Natural Bureau of Economic Research. Working Paper 5398. 1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138, 1995, 47 p.

9. UNWTO Tourism Highlights, 2017 Edition, 16 p.

10 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.