УДК 378
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ
Григораш Олег Владимирович
д.т.н., профессор, заведующий кафедрой,
grigorasch61 @шаЦ.ш
Трубилин Александр Иванович д.э.н., профессор, ректор
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В статье рассматривается организационно-функциональная структура и содержание мероприятий методической работы, приведены современные подходы к повышению эффективности её организации на кафедре
Ключевые слова: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
UDC 378
TO THE QUESTION OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF METHODICAL WORK OF THE DEPARTMENT
Grigorash Oleg Vladimirovich
Doctor of Engineering sciences, professor, head of the
chair, grigorasch61 @mail.ru
Trubilin Alexander Ivanovich
Doctor of Economics, professor, rector
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article examines the organizational and functional structure and content of activities and methodical work; the authors have also given current approaches to improve the efficiency of its organization at the department
Keywords: METHODICAL WORK, EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX, EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT, IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL FACULTY MEMBERS
Известно, что методическая работа - это один из основных видов деятельности кафедры, направленный на организацию учебного процесса [1, 2].
Основная цель методической работы - создание условий, способствующих повышению эффективности и качества учебного процесса.
В соответствии с этой целью основными задачами, которые должны решаться при организации методической работы на кафедре, являются:
- поиск путей повышения эффективности учебного процесса на основе комплексного использования научных рекомендаций, передовых методов, организационных форм и способов обучения;
- обеспечение логического и дидактического единства учебного процесса, оптимизация содержания учебных дисциплин с обоснованным соотношением теоретического курса и практических занятий, устранение дублирования учебного материала, обеспечение преемственности, непре-
рывности и отраслевой направленности подготовки по фундаментальным и прикладным дисциплинам;
- обеспечение учебно-методической литературой, оснащение учебного процесса современными техническими средствами;
- повышение эффективности методической работы преподавателей, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- совершенствование системы подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС).
На рисунке 1 приведена структура основных организационно-функциональных мероприятий методической работы на кафедре, которыми являются:
- разработка учебно-методических комплексов по дисциплинам кафедры;
- повышение квалификации ППС;
- контроль качества занятий, проводимых ППС;
- разработка и постоянное совершенствование учебно-методического обеспечения учебных дисциплин;
- разработка и постоянное совершенствование (модернизация) материально-технической базы дисциплин.
Ниже предлагаются новые подходы к организации методической работы кафедры по основным ее направлениям (рисунок 1).
1 Учебно-методический комплекс по дисциплине
На современном этапе развития высшего профессионального образования важное значение приобретает учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплинам обучения. Это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
Рекомендуются следующие этапы разработки УМК [1]:
1) формирование цели и задач изучения дисциплины согласно требованиям образовательного стандарта высшего профессионального образования;
2) изучение содержания, примерной типовой программы, рекомендованной учебно-методическим объединением отрасли (если таковая имеется), и имеющей учебной и научной литературы;
Рисунок 1 - Структура организационно-функциональный мероприятий методической работы на кафедре и содержание УМК
3) формирование содержания дисциплины, определение названия тем и количества часов на отдельные виды занятий в соответствии с учебным планом;
4) разработка структуры и содержания лекций, практических, лабораторных и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане);
5) составление вопросов и методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов;
6) разработка фонда оценочных средств (вопросов экзамена (зачета), билетов и тестовых заданий);
7) разработка рабочей учебной программы и календарно-тематического плана;
8) разработка курса лекций, методических указаний для преподавателей по проведению всех видов занятий, учебно-методических пособий для студентов;
9) составление контрольных отчетов по лабораторным работам и образцов оформления контрольной и курсовой работы (проекта);
10) разработка пятилетнего плана подготовки учебно-методических изданий и развития материально-технической базы дисциплины;
11) согласование и утверждение УМК на заседании кафедры;
12) апробация материалов и последующая корректировка УМК;
13) разработка презентаций (мультимедийного обеспечения) по всем видам занятий, как правило, проводится после проведения основной корректировки УМК.
От содержания УМК по дисциплинам зависит и качество организации учебной работы на кафедре. Перечень основной документации, входящей в состав УМК учебной дисциплины кафедры (рисунок 1):
- выписка из государственного образовательного стандарта;
- типовая программа, рекомендованная УМО;
- рабочая программа по учебной дисциплине и календарно-тематический план;
- учебники, курс (конспект) лекций и учебные пособия;
- методические указания для ППС по организации и проведению всех видов занятий;
- учебно-методические разработки для студентов по выполнению лабораторных, контрольных, курсовых работ и проектов;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
- презентации по проведению лекций, практических и групповых занятий;
- контрольные отчёты по лабораторным работам, образцы оформления контрольных и курсовых работ (проектов);
- фонд оценочных средств, включающий в себя экзаменационные билеты, тестовые задания для проверки текущих и остаточных знаний студентов.
УМК может не содержать всех составляющих приведенной на рисунке 1 структуры, но необходимость некоторых из них бесспорна.
Важная роль в содержании УМК дисциплины и в целом методической работе на кафедре принадлежит разработке методических указаний по проведению всех видов занятий.
В [1, 3] изложена общая концепция методики преподавания всех видов занятий по учебной дисциплине с учетом передового опыта ППС кафедры.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов разрабатываются ведущими преподавателями (лекторами), обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Рекомендации должны содержать не только перечень литературы с указанием страниц, необ-
ходимого материала для изучения, но и содержать пояснения по наиболее сложным вопросам.
Значительно повышается эффективность занятий, в том числе качество усвоения материала, при использовании мультимедийного обеспечения (презентаций) [4, 5]. Основные правила конструирования мультимедийного обеспечения рассмотрены в [1].
Последовательность действий преподавателя при создании мультимедийного обеспечения занятий:
1) разработать алгоритм занятия;
2) на бумаге разместить предполагаемые слайды с необходимым материалом;
3) продумать динамику (анимацию) презентации;
4) разработать мультимедиаконструктор;
5) провести апробацию, в том числе анализ восприятия студентами;
6) рецензирование (редактирование) содержания слайдов и (или) их динамику презентации;
7) отредактировать мультимедиаконструктор.
Как показала практика, целесообразно привлекать для разработки и редактирования мультмедиаконструктора студентов т. е. возложить на них выполнение 4 и 7 пунктов алгоритма создания презентации.
Необходимость разработки контрольных отчётов по лабораторным работам, образцов оформления контрольных и курсовых работ (проектов) обусловлена ускорением темпов проверки как знаний студентов, так и содержания УМК дисциплины.
При изучении дисциплины с первым потоком студентов происходит апробация материалов всех видов занятий. Вопросы апробации подразумевают в последующем и корректировку материалов УМК. Здесь важными являются следующие положения:
- грамотное распределение учебных вопросов, изучаемых на лекциях, как правило, это самые сложные теоретические положения, и среди других видов занятий;
- соблюдение последовательности изучения дисциплины с возможным повторами основного материала на разных видах занятий;
- текущий контроль знаний студентов - основа для корректировки учебного процесса, в том числе, внедрения инноваций в методику преподавания, переработки учебно-методического материала и модернизации материально-технической базы.
Основная корректировка УМК должна проводиться перед началом занятий во втором потоке. После каждого потока могут вноситься небольшие изменения в УМК и в пятилетний план развития дисциплины.
В настоящее время основой фонда оценочных средств являются тестовые задания по проверке текущих и остаточных знаний. Автоматизированная система тестирования значительно ускоряет проверку знаний, но после такой проверки сами тестовые задания должны периодически корректироваться с учетом контингента обучающихся [6, 7].
2 Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
Одним из основных направлений методической работы, способствующих повышению педагогического мастерства ППС, является проведение методических занятий с преподавателями [1, 8]. Основными формами методических занятий с преподавателями являются (см. рисунок 1):
- инструкторско-методические занятия (ИМЗ);
- демонстрационные (показательные) занятия;
- открытые занятия;
- взаимное посещение занятий;
- пробные занятия для молодых преподавателей.
ИМЗ должен проводить только заведующий кафедрой. Эти занятия проводятся с целью отработки наиболее эффективных методических приёмов организации учебного процесса на кафедре и устанавливают единое понимание и толкование преподавателями сложных вопросов по темам обучения, отдельных вопросов организации самостоятельной работы студентов, контроля качества их подготовки и т. д.
Демонстрационные (показательные) занятия проводятся наиболее опытными преподавателями, в том числе и заведующим кафедрой, и имеют целью продемонстрировать оптимальную организацию и методику проведения занятий по конкретной теме учебной программы, передать положительный опыт преподавания, порядок применения новых методических приемов и технических средств обучения.
Открытые занятия проводятся с целью оценки педагогического мастерства ППС, анализа методики проведения занятия, а также оказания помощи преподавателю в освоении современных методических приёмов.
В деятельности преподавателя всегда может наступить такой момент, когда обычные, традиционные методы ведения занятий не могут обеспечить решения профессиональных задач и проблем. Присутствие на открытых занятиях преподавателей кафедры, их замечания и предложения, требуют от педагога использования новых приемов и способов проведения занятий, анализа своей деятельности.
ВАЖНО. Открытые занятия могут быть плановыми и неплановыми. В последнем случае они проводятся в случае, когда студенты показывают низкие результаты при проверке текущих знаний.
Взаимные посещения занятий преподавателями. Большую пользу в совершенствовании методических навыков в преподавании занятий по учебным дисциплинам кафедры приносит взаимное посещение занятий. Как правило, после проведения открытых и пробных занятий молодым преподавателям рекомендуется посетить занятие опытных методистов.
Основная цель взаимных посещений занятий - обмен преподавателей кафедры опытом и оказание взаимной помощи в планировании, организации и методике проведения занятий.
После каждого взаимного посещения занятия должна быть проведена беседа руководителя занятия с присутствующими на нём с целью уточнения методики.
Пробные занятия проводят начинающие преподаватели кафедры, в том числе аспиранты (как правило, третьего года обучения), в целях приобретения первоначального методического опыта и контроля уровня их методической подготовки.
За молодыми преподавателями кафедры должны быть закреплены более опытные (доценты или профессора) или научный руководитель, если преподаватель - аспирант.
После первого пробного занятия, которое проводится с преподавателями, происходит его обсуждение, которое организует заведующий кафедрой. Преподаватели делают замечания и высказывают предложения по усовершенствованию методики преподавания, как правило, рекомендуют посетить занятия опытных методистов кафедры (или других кафедр) и конкретизируют задачи преподавателю, курирующему молодого педагога.
После проведения начинающим преподавателем второго пробного занятия со студентами и его обсуждения на заседании кафедра должна принять решение о допуске к самостоятельному проведению занятий преподавателя или о целесообразности его дальнейшей подготовки.
Необходимо, чтобы в течение первого года преподавания молодые педагоги к каждому занятию составляли план-конспект его проведения [1].
Важной формой повышения квалификации ППС является их участие в научно-методических семинарах и конференциях факультетского или вузовского уровня. На них обсуждаются разработанные учебно-методические материалы, направленные на повышение эффективности
учебного процесса, вопросы внедрения прогрессивных методов, способов и средств обучения, докладываются результаты педагогических экспериментов, проводится обмен опытом работы лучших методистов, а также обсуждаются проблемы, связанные с исполнением требований новых приказов и различных руководящих документов.
3 Контроль качества занятий, проводимых профессорско-преподавательским составом
Важнейшая задача контроля качества проведения занятий - оценка профессиональных качеств ППС кафедры.
Контрольные посещения занятий не должны восприниматься как выражение недоверия по отношению к ППС. Во-первых, они создают для преподавателей мотивацию глубокого изучения дисциплины и усовершенствования методических навыков, а во-вторых, являются составной частью деятельности по принятию заведующим кафедрой управленческих решений [9, 10].
Основные вопросы контроля и оценки качества проведения всех видов занятий ППС рассмотрены в [1]. Необходимо придерживаться во время организации контроля занятий следующих рекомендаций:
- при планировании контрольных посещений занятий, проводимых преподавателями кафедры, её руководитель должен учитывать должностную субординацию и педагогический стаж проверяющего и проверяемого;
- целесообразно, чтобы примерно в 50 % случаев контрольных посещений проверяющими занятий, проводящие их преподаватели кафедры не были поставлены в известность, т. е. 50 % контрольных посещений должны быть неплановыми.
- после контроля занятий проверяющий обязан ознакомить с замечаниями и предложениями как проверяемого преподавателя, так и заведующего кафедрой.
4 Разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения дисциплины
Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий, и все разработки включаются в УМК дисциплины. При этом совершенствование учебно-методического обеспечения должно происходить постоянно, но в плановом порядке по результатам оценок студентов после изучения дисциплины и по мере его морального старения.
Как известно, учебная литература переиздаётся не реже чем через 5 лет, а через 10 лет после издания сведения в технической литературе морально устаревают. Эти отправные годы и должны быть положены в основу планирования подготовки учебной и методической литературы на кафедре.
По целевому назначению и характеру информации основные виды учебных изданий делятся на четыре группы (рисунок 2):
- программно-методические издания;
- учебно-методические издания;
- обучающие издания;
- вспомогательные издания.
Целесообразно рассмотреть содержание перечисленных учебных изданий.
Программно-методические издания определяют цели и задачи, структуру, содержание дисциплин, объем материала по отдельным вопросам, последовательность их рассмотрения. К программно-методическим изданиям относятся учебные планы, учебные и рабочие программы, ка-лендарно-тематические планы. Они предназначены преподавателям и методистам, организующим учебный процесс.
Учебно-методические издания - методические указания и методические руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнения контрольных работ, курсовых и дипломных проектов, по организации самостоятельной работы студентов.
Календарно-тематический план
Рисунок 2 - Классификация учебных изданий
Эти материалы содержат методики овладения дисциплинами и выполнения заданий, дипломного и курсового проектирования, подготовки контрольных работ. Они организуют работу обучаемых и преподавателей в процессе изучения дисциплины.
Обучающие издания - учебники, учебные пособия и курсы лекций по дисциплине.
Учебник является основным учебным изданием, содержащим базовые знания дисциплины он включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих
«классику» учебной дисциплины. Учебное пособие - это дополнительный материал, необходимый для изучения дисциплины. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике.
Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Курс лекций, кроме того, это авторская работа, отражающая собственную позицию по конкретным проблемам и спорным вопросам.
Важно. Только после издания курса лекций по дисциплине преподаватель может претендовать на получение ученого звания доцента, а после издания учебника - профессора.
Вспомогательные издания - практикумы, сборники задач и упражнений, тестовые задания.
Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, формирование навыков практической работы, овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления.
Сборники задач и упражнений, а также тестовые задания развивают у студентов самостоятельность в решении теоретических и практических задач.
5 Разработка и модернизация материально-технической базы дисциплины
Приобретение оборудования, составляющего материально-техническую базу, как и учебно-методического обеспечения дисциплины, заканчивается непосредственно перед началом проведения занятий.
Как известно, качество материально-технического обеспечения дисциплины оценивается наличием, состоянием и применением в учебном
процессе оргтехники, лабораторных установок, макетов, стендов и т. п. [11].
Процессу модернизации материально-технического обеспечения дисциплин должны предшествовать результаты знаний студентов, определяемые полученными на экзаменах (зачетах) оценками. Кроме того, целесообразно, чтобы заведующий кафедрой один раз в семестр планировал проведение заседаний кафедры в учебной лаборатории (аудитории), на которых, кроме основных вопросов повестки дня, заслушивались бы индивидуальные отчеты преподавателей, проводящих занятия в этой лаборатории. Преподавателям периодически необходимо рассказывать свом коллегам, что сделано по развитию материально-технического обеспечения. Замечания и рекомендации коллег, в свою очередь, будут способствовать качественному развитию учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной дисциплины [12].
Таким образом, рассмотренные в статье современные подходы к организации методической работы повысят её эффективность и будут способствовать улучшению качества подготовки студентов.
Список литературы
1. Григораш О. В. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры: учеб. пособие для системы дополнительного образования / О. В. Григораш, А. И. Трубилин; под общ. ред. А. И. Трубилина. - Краснодар: КубГАУ, 2012. -596 с.
2. Григораш О.В. Инновации в организационно-методической работе на кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №07(091). С. 488 -499. - IDA [article ID]: 0911307031. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf, 0,75 у.п.л.
3. Григораш О. В. Основы учебно-воспитательной работы: учеб. пособие для молодых преподавателей / О. В. Григораш, А. В. Загорулько, Д. Г. Серый; под общ. ред. О. В. Григораш. - Краснодар: КубГАУ. - 2010. - 126 с.
4. Григораш О.В. О совершенствовании системы подготовки выпускников вузов / О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №09(093). С. 1624 - 1637. - IDA [article ID]: 0931309112. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/112.pdf, 0,875 у.п.л.
5. Трубилин А.И. Реализация инноваций образовательной программы университетом / А.И. Трубилин // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 3. - С. 1318.
6. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов / О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. - 2013. - № 3. - С. 71-75.
7. Трубилин А. И. Система оценки качества деятельности преподавателей и кафедры вуза / А. И. Трубилин, О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. -2011. - № 2. - С. 60-64.
8. Трубилин А. И. Традиции, фундаментальность, инновации / А. И. Трубилин // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 55 - 59.
9. Григораш О.В. Методика оценки качества подготовки студентов и эффективности учебной работы преподавателей и кафедры / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №08(092). С. 1087 - 1099. - IDA [article ID]: 0921308073. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/73.pdf, 0,812 у.п.л.
10. Трубилин А.И. Методика оценки эффективности работы профессорско-преподавательского состава и кафедры / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №09(093). С. 1610 - 1623. - IDA [article ID]: 0931309111. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/111.pdf, 0,875 у.п.л.
11. Трубилин А. И. Оценка эффективности деятельности кафедры и факультета: монография / А. И. Трубилин, О. В. Григораш, Г. В. Тельнов. Под общ. ред. А. И. Тру-билина. - Краснодар: КубГАУ. - 2008. - С. 97.
12. Трубилин А.И. Кубанский госагроуниверситет - крупнейший центр образования, науки, инноваций / А.И. Трубилин // АПК: Экономика, управление. - 2012. -№ 10. - С. 8-16.
References
1. Grigorash O. V. Organizacija dejatel'nosti i ocenka rezul'tatov raboty ka-fedry: ucheb. posobie dlja sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija / O. V. Grigorash, A. I. Trubilin; pod obshh. red. A. I. Trubilina. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - 596 s.
2. Grigorash O.V. Innovacii v organizacionno-metodicheskoj rabote na kafed-re / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj na-uchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №07(091). S. 488 - 499. - IDA [article ID]: 0911307031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf, 0,75 u.p.l.
3. Grigorash O. V. Osnovy uchebno-vospitatel'noj raboty: ucheb. posobie dlja mo-lodyh prepodavatelej / O. V. Grigorash, A. V. Zagorul'ko, D. G. Seryj; pod obshh. red. O. V. Grigorash. - Krasnodar: KubGAU. - 2010. - 126 s.
4. Grigorash O.V. O sovershenstvovanii sistemy podgotovki vypusknikov vuzov / O.V. Grigorash // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubansko-go gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs].
- Krasnodar: KubGAU, 2013. - №09(093). S. 1624 - 1637. - IDA [article ID]: 0931309112.
- Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/112.pdf, 0,875 u.p.l.
5. Trubilin A.I. Realizacija innovacij obrazovatel'noj programmy universi-tetom / A.I. Trubilin // Jekonomika sel'skogo hozjajstva Rossii. - 2008. - № 3. - S. 13-18.
6. Grigorash O. V. K voprosu uluchshenija kachestva podgotovki studentov / O. V. Grigorash // Vestnik vysshej shkoly. Alma mater. - 2013. - № 3. - S. 71-75.
7. Trubilin A. I. Sistema ocenki kachestva dejatel'nosti prepodavatelej i ka-fedry vuza / A. I. Trubilin, O. V. Grigorash // Vestnik vysshej shkoly. Alma mater. - 2011. - № 2. - S. 60-64.
8. Trubilin A. I. Tradicii, fundamental'nost', innovacii / A. I. Trubilin // Vysshee obra-zovanie v Rossii. - 2013. - № 1. - S. 55 - 59.
9. Grigorash O.V. Metodika ocenki kachestva podgotovki studentov i jeffektiv-nosti uchebnoj raboty prepodavatelej i kafedry / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvenno-go agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Kras-nodar: KubGAU, 2013. -№08(092). S. 1087 - 1099. - IDA [article ID]: 0921308073. - Re-zhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/08/pdf/73.pdf, 0,812 u.p.l.
10. Trubilin A.I. Metodika ocenki jeffektivnosti raboty professorsko-prepodavatel'skogo sostava i kafedry / A.I. Trubilin, O.V. Grigorash // Politema-ticheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarno-go universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: Kub-GAU, 2013. -№09(093). S. 1610 - 1623. - IDA [article ID]: 0931309111. - Rezhim dostu-pa: http://ej.kubagro.ru/2013/09/pdf/111.pdf, 0,875 u.p.l.
11. Trubilin A. I. Ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti kafedry i fakul'teta: monografija / A. I. Trubilin, O. V. Grigorash, G. V. Tel'nov. Pod obshh. red. A. I. Tru-bilina. - Krasnodar: KubGAU. - 2008. - S. 97.
12. Trubilin A.I. Kubanskij gosagrouniversitet - krupnejshij centr obrazo-vanija, nauki, innovacij / A.I. Trubilin // APK: Jekonomika, upravlenie. - 2012. - № 10. - S. 8-16.