Научная статья на тему 'О повышении эффективности использования казначейских технологий в управлении финансовыми ресурсами'

О повышении эффективности использования казначейских технологий в управлении финансовыми ресурсами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КРИЗИС / УПРАВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КАЗНАЧЕЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / BUDGETARY FEDERALISM / INTERBUDGETARY RELATIONS / CRISIS / MANAGEMENT / BUDGETARY RESPONSIBILITY / EXCHEQUER TECHNOLOGIES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочурина Р. А.

В статье раскрываются некоторые проблемы межбюджетных отношений, необходимость их совершенствования на основе использования казначейских технологий, вносятся предложения по внедрению новаций в управление бюджетными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On increasing efficiency of use of exchequer technologies in management of financial resources

The paper discusses some problems of interbudgetary relations, necessity of their perfection on the basis of use of exchequer technologies. Offers are made on introduction of innovations in management of budgetary funds.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности использования казначейских технологий в управлении финансовыми ресурсами»

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ

Кочурина Р.А., ст. преподаватель.

Место работы: Филиал Кубанского государственного университета.

Контакты автора: Е-mail: zahar-e@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрываются некоторые проблемы межбюджетных отношений, необходимость их совершенствования на основе использования казначейских технологий, вносятся предложения по внедрению новаций в управление бюджетными средствами.

Ключевые слова: бюджетный федерализм,

межбюджетные отношения, кризис, управление, бюджетная ответственность, казначейские технологии, инновации.

ON INCREASING EFFICIENCY OF USE OF EXCHEQUER TECHNOLOGIES IN MANAGEMENT OF FINANCIAL RESOURCES

Kochurina R.A., Senior Lecturer.

Place of employment: Branch of Kuban State University. Contacts of the author: E-mail: zahar-e@yandex.ru

Annotation. The paper discusses some problems of in-terbudgetary relations, necessity of their perfection on the basis of use of exchequer technologies. Offers are made on introduction of innovations in management of budgetary funds.

Keywords: budgetary federalism, interbudgetary relations, crisis, management, budgetary responsibility, exchequer technologies, innovations.

В Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации, определено, что система финансовой помощи бюджетам других уровней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов. Доступ граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям обеспечивается при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровне рациональной и ответственной налоговобюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышении эффективности бюджетных расходов. Однако до сих пор сохраняются существенные различия в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований и пока не выполняются основные требования бюджетного федерализма:

- разделение финансовой помощи в зависимости от поставленных целей и механизмов распределения на текущую и инвестиционную, а также не только выравнивающую, но и «стимулирующую»;

- распределение финансовой помощи по единой методике на основе формул с проверяемыми расчетами и объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов либо заранее установленных условий и процедур конкурсного отбора;

- в расчетах бюджетной обеспеченности дается объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях в расчете на душу населения;

- методики и процедуры распределения финансовой помощи, устанавливаемой федеральными законами и нормативными актами, предусматривают в обязательном порядке использование технологий Федерального казначейства.

Приоритетной задачей реформ в бюджетной сфере остается формирование эффективной финансовой основы для реализации начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления.

Главный залог успешного и стабильного развития страны - это крепкое первичное звено финансовой системы страны, т.е. финансы субъектов хозяйствования. Для управления совокупными финансовыми ресурсами на территории используется сводное финансовое планирование, объединяющее финансовые планы всех хозяйствующих субъектов, бюджет, внебюджетные фонды и баланс денежных доходов и расходов населения. Это довольно трудоёмкая процедура по сбору, анализу, обработке и своду финансовой информации, базирующейся на бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности.

К сожалению, в большинстве российских субъектов федерации, муниципальных образований, либо вообще не осуществляется ни стратегическое управление всеми финансовыми ресурсами территории, ни прогнозирование их объёма, их движения и динамики роста, либо осуществляется в приближённом, неполном варианте. Если финансовый баланс составляется финансовыми органами субъектов федерации, то только по укрупнённым показателям, поэтому в этом случае ни один из местных планов и программ не отражает хотя бы приближенного объёма финансовых ресурсов соответствующей территории. Для таких территорий обычно не рассчитываются показатели муниципального внутреннего продукта, индекса дефлятора, финансовых индикаторов, показатели налогового и инвестиционного потенциала территории, не проводится анализ устойчивости и диагностика финансового состояния территории, а деятельность местных органов власти в основном сосредоточена на исполнение текущих задач. В таких случаях при определении вышестоящими органами нормативов от налоговых поступлений в доходную часть территориальных бюджетов часто не учитывается весь объём финансовых ресурсов территории, а недостаток финансовых средств восполняется за счёт финансовой помощи в виде дотаций, субсидий и субвенций.

Составление сводного финансового баланса территории, анализ финансовых результатов позволит консолидировать деятельность всех финансовых органов, функционирующих на территории (налоговых, казначейских, банковских, страховых, контрольно ревизионных инвестиционных и др.), осуществляющих финансовые операции и занимающихся аналитической работой. Консолидация их усилий позволит обеспечить комплексную оценку наличия и движения финансовых потоков, эффективность их использования, а также произвести оценку бюджетных показателей, определить налоговый и инвестиционный потенциал, выявить

Кочурина Р.А.

КАЗНАЧЕЙСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ

финансовые резервы и мобилизовать усилия по их использованию. Эффективность этой работы можно обеспечить только на основе использования многообразной информационной базы органов Федерального казначейства.

Большинство экономистов и политиков признают факт возникновения проблем в российской экономике в результате влияния последствий мирового финансового кризиса, что отражается в усилении роли государственного финансового регулирования, в том числе межбюджетных.

Межбюджетные отношения - это, прежде всего, взаимоотношения между органами государственной власти, субъектов федерации и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Исполнителем функций межбюджетных отношений является система органов федерального казначейства.

Совершенствование межбюджетных отношений основывается, прежде всего, на учете стратегических целей развития государства, переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, на обеспечении экономической и социальной эффективности развития субъектов федерации и муниципальных образований. И система казначейства выступает как важнейший инструмент её осуществления.

Известно, что создание в России системы органов федерального казначейства позволило консолидировать на его счетах все государственные финансовые ресурсы. В статье 166.1 Бюджетного Кодекса изложены бюджетные полномочия Федерального казначейства, которые в полной мере вступили в действие с 1 января 2009 г.

Ключевым компонентом казначейской системы исполнения бюджета является единый счет бюджета, на котором собираются все доходы бюджета и с которого осуществляются все операции по расходованию бюджетных средств. При этом у администраторов, распорядителей и получателей все операции осуществляются на лицевых счетах, открытых на едином счете бюджета. Концентрация бюджетных средств на едином счете позволяет:

- поставить под контроль все бюджетные средства;

- исключить замораживание бюджетных средств на текущих счетах распорядителей и получателей в кредитных организациях;

- повысить маневренность при направлении бюджетных средств на решение оперативных задач;

- сократить время продвижения бюджетных средств до поставщиков товаров и услуг.

Важнейшим направлением в повышении качества межбюджетных отношений является оказание методологической, обучающей и консультационной помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления. Пока этот процесс чаще всего формален, и не предусматривает эффективных форм как организации обучения, так и организации контроля за его качеством. В результате из-за низкого профессионального уровня, слабого знания инструкций и нормативных актов финансирование осуществляется со значительными задержками и возникновением проблем у получателей бюджетных средств.

Актуальной задачей остается создание долгосрочных стимулов для повышения качества управления региональными и муниципальными финансами. Необходима утвержденная методика оценки эффективности расходов региональных бюджетов в рамках исполнения как собственных, так и делегированных органам государственной власти полномочий. Такая оценка должна проводиться ежегодно, а ее результаты - публиковаться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Минимальный перечень информации об их состоянии, публикуемой в открытом доступе, должен быть единым для всей страны.

Еще одна проблема - это информационные технологии. Без программных продуктов невозможно наладить бюджетный и бухгалтерский учет в свете современных требований. Но сами программные документы часто обновляются из-за несовершенства, связанного с часто изменяемыми положениями в нормативно-правовых актах, что соответственно снижает качество работы всех участников бюджетного процесса.

Задачи повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами делают необходимым расширение функций независимой экспертизы в области расходования бюджетных средств их достоверности, а также экспертизы систем внутреннего контроля.

Для создания стимулов по улучшению качества управления государственными финансами (бюджетными и внебюджетными) необходимо внедрить систему ежегодной рейтинговой оценки результатов работы региональных и местных органов власти по управлению финансами, их эффективному использованию.

Необходимо создать и соответствующую систему поощрительных мер для местных бюджетов по пополнению доходной части бюджета, включающую дополнительные трансферты, увеличенные среднесрочные нормативы отчислений от налогов и сборов в собственные доходы.

По прогнозам специалистов в банковской сфере обострится проблема невозвращенных кредитов и возникнет необходимость их списания. Чтобы обеспечить стабильность банковской системы в условиях кризиса, в государственном бюджете зарезервированы соответствующие средства. Но поскольку речь идет о бюджетных средствах, то использовать здесь надо казначейские технологии. Банк-получатель бюджетных средств должен выступать как распорядитель, а в качестве получателя бюджетных средств (оформленных как банковский кредит) должке выступать конкретный производственный субъект. Тем самым обеспечивается и адресность, и целевой характер средств, выделенных из бюджета, а коммерческий банк, по соответствующему кредитному договору, обеспечивает контроль эффективного использования этих средств. В результате банк получает соответствующую долю по проценту от получателя бюджетных средств и доверие государства.

Важным направлением деятельности органов казначейства является предоставление прозрачной, достоверной, своевременной и полной информации о деятельности органов власти по обеспечению эффективного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. В получении указанной информации должны быть заинтересованы не только органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами, но и граждане, общественные организации, инвесторы, кредиторы, другие субъекты хозяйственной деятельности.

Не все субъекты Федерации перешли на введенный в Российской Федерации с 1 января 2009 года порядок кассового исполнения бюджетов через органы федерального казначейства. Тем самым уводятся от прозрачности и гласности операции по исполнению расходных бюджетных полномочий, выводится часть финансовых потоков из бюджетной системы страны.

В качестве одной из мер по повышению ответственности за несоблюдение органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления условий бюджетного законодательства, в отношении нарушителей следует применять уменьшение размеров трансфертов на реализацию полномочий субъектов Федерации.

Участие казначейства в процессе формирования и контроля над расходами федерального бюджета позволяет, исходя из прогнозируемой ресурсной базы, в любой момент определять приоритетные направления и объемы бюджетного финансирования, обеспечить контроль за прохождением средств и осуществлять жесточайший контроль за расходованием государственных средств непосредственно бюджетополучателями.

При проведении предварительного и текущего контроля целевого использования бюджетных средств органы федерального казначейства осуществляют сверку соответствия плановых сметных назначений соответствующим лимитам бюджетного финансирования. Текущий контроль на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствующих документов, подтверждает правомерность расхода в пределах сметных назначений. При этом возникает необходимость расширения контрольных полномочий казначейства за ценами при проведении предварительного контроля. Зачастую цены в платежных документах значительно превышают рыночные цены, что приводит к завышению размеров финансирования, а обнаруживается этот факт на стадии последующего контроля через длительный период времени.

Деятельность органов казначейства регулируется значительным количеством нормативно-правовых актов - законами, приказами, инструкциями. При этом существует множество противоречий между нормативными актами, сложность применения, двоякость толкования, языковая сложность восприятия для пользователей. Поэтому все нормативно-правовые акты должны проходить не только правовую, но и стилистическую экспертизу.

Повышению эффективности и целевого использования бюджетных средств, на наш взгляд, будут способствовать следующие предложения:

- при выделении из бюджета денежных средств на государственную поддержку той или иной сферы экономики, финансирование осуществлять через казначейскую систему по технологической схеме «распорядитель - получатель»;

- расширить контрольные полномочия казначейства за ценами при проведении предварительного контроля финансирования бюджетных расходов;

- использовать информацию казначейских органов для проведения факторного анализа, установления корреляционных связей при составлении сводного финансового баланса территории и осуществлении налогового и бюджетного прогнозов;

- разработать и внедрить системные среднесрочные нормативы стимулирования региональных и муници-

пальных органов власти по пополнению доходной части бюджета и эффективного их расходования;

- сократить число нормативных актов, регулирующих деятельность казначейских органов, повысить их качество, проводя правовую и стилистическую экспертизу;

- в целях повышения ответственности за несоблюдение органами власти в регионах нормативных актов, в отношении нарушителей следует применять уменьшение размеров трансфертов на реализацию расходных полномочий.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: ЭКСМО, 2008.

2. Буряков Е.А. Реализация административных процедур в организации федерального казначейст-ва//Финансы, № 2, 2009.

3. Гусев С.И. Швецов Ю.Г. Федеральное казначейство в системе бюджетного регулирования. - Новосибирск, Наука, 2004.

4. Кашин В.А. Мировой финансовый кризис: причины и последствия // Финансы, № 2, 2009.

5. Князева Е.А. Новые правовые акты, регулирующие бюджетный процесс. БиНО: бюджетные учреждения, № 12, 2008 г.

6. Ниязметов А.К. Тенденции развития межбюджет-ных отношений в Российской Федерации// Финансы и кредит. № 11 - 2009 г.

РЕЦЕНЗИЯ

Экономический кризис обострил необходимость реформирования межбюджетных отношений. Постоянная дотационность большинства территориальных бюджетов требует экстренных преобразований. Как верно отмечено автором перспективным к реализации является стратегическое управление финансами на основе анализа показателей состояния и потенциала территории, их согласованность со стратегией развития государства, совершенствования качественной и информационной составляющих межбюджетных отношений. Несомненного одобрения заслуживают рекомендации о роли казначейства в формировании и мониторинге расходов федерального бюджета.

В статье присутствуют отличные от других исследований теоретические выводы и методические рекомендации, что позволяет рекомендовать ее к публикации в открытых рецензируемых журналах.

Д.э.н., профессор кафедры Финансы и кредит, Ставропольского филиала Московского института предпринимательства и права Идрисов Н.Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.