Научная статья © Ложкин Д.С., Калинин О.А., 2024
УДК 34
О ПОВЫШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В МЕСТАХ ПРОИЗВОДСТВА ДОРОЖНЫХ И ИНЫХ РАБОТ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И УЛИЦАХ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
'Дмитрий Сергеевич Ложкин, 2Олег Андреевич Калинин
иНаучный центр БДД МВД России
Аннотация. В статье анализируются причины и условия совершения дорожно-транспортных происшествий в местах производства дорожных работ, а также рассматривается возможность реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения в указанных местах.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, тяжесть последствий, дорожные работы, дороги общего пользования
Для цитирования: Ложкин Д.С., Калинин О.А. О повышении безопасности дорожного движения в местах производства дорожных и иных работ на автомобильных дорогах и улицах в населенных пунктах // Современная наука. 2024. № 3. С. 37-44.
Original article
ON IMPROVING ROAD SAFETY IN PLACES WHERE ROAD AND OTHER WORK IS CARRIED OUT ON ROADS AND STREETS IN POPULATED AREAS
'Dmitry S. Lozhkin, 2Oleg A. Kalinin
'^Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Abstract. The article analyzes the causes and conditions of road accidents in places of road work, and also considers the possibility of implementing measures aimed at improving road safety in these places.
Keywords: road safety, traffic accidents, severity of consequences, men at work, public roads
For citation: Lozhkin D.S., Kalinin O.A. On improving road safety in places where road and other work is carried out on roads and streets in populated areas // Modern Science. 2024. № 3. P. 37-44.
Ежегодно с началом весенне-летнего сезона многократно увеличивается количество дорожных и иных работ на улично-дорожной сети, в том числе в городах и населенных пунктах.
Проведение указанных работ не только создает заторовые ситуации, но и может послужить сопутствующей причиной совершения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП).
Анализ статистических данных ссылка показывает, что аварийность в местах производства дорожных и иных работ на дорогах в последние годы не имеет устойчивой тенденции к снижению, при этом ДТП в таких местах отличаются высокой тяжестью последствий и вызывают большой общественный резонанс (рис. 1).
Рисунок 1 - ДТП в месте производства дорожных работ - ПРАВО -
Одним из сопутствующих факторов указанных ДТП является ненадлежащее обустройство мест производства дорожных работ необходимыми техническими средствами организации дорожного движения либо их полное отсутствие.
Кроме того, по нашему мнению, на аварийность в местах производства дорожных работ влияет недостаточная информированность участников дорожного движения о приближении к таким участкам, а также нарушение техники безопасности при проведении дорожных работ.
Вместе с тем анализ нормативных правовых актов и документов по стандартизации, регламентирующих организацию и проведение дорожных и иных работ, показал, что все этапы, начиная с проектирования и заканчивая расстановкой технических средств организации дорожного движения в местах производства дорожных и иных работ, четко регламентированы.
Основными нормативными правовыми документами, регулирующими указанную деятельность, являются:
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N° 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [1];
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2];
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-Ф3 «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3];
Правила дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ) [4];
Приказ Минтранса России от 30 июля 2020 г. № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» [5];
ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» [6];
ГОСТ Р 58350-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения» [7].
В 2023 году впервые за последние 10 лет на территории Российской Федерации произошел рост основных показателей дорожно-транспортной аварийности. Количество ДТП, в которых погибли и (или) были ранены люди, увеличилось на 4,5% (132466), число погибших в них - на 2,3% (14 504), раненых - на 4,3% (166 500) [8, 9] (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика основных показателей аварийности в Российской Федерации (2021-2023 гг.)
Для выявления влияния ДТП, совершенных в местах производства дорожных и иных работ, на безопасность дорожного движения в целом проанализированы показатели аварийности в указанных местах.
Анализ осуществлялся на основе данных многопараметрической информационно-аналитической системы прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС) и автоматизированной информационно-управляющей системы Госавтоинспекции (АИУС Госавтоинспекции) [10].
Необходимо отметить, что ДТП, совершенные в местах производства дорожных и иных работ, включают происшествия, в которых фиксировались следующие факторы, оказывающие влияние на режим движения:
сужение проезжей части вследствие проведения работ;
проведение работ на тротуарах (пешеходных дорожках, обочинах), затрудняющих движение пешеходов;
проведение дорожных и прочих работ без сужения проезжей части.
Из проведенного анализа следует, что аварийность в местах производства дорожных и иных работ в 2023 году характеризуется незначительной тенденцией к снижению основных показателей. Так, по сравнению с пиковым 2022 годом количество ДТП снизилось до 2115 (-4,4%), в них погибли 390 (-14,1%) и ранены 2873 человека (-4,0%) (рис. 3).
Необходимо отметить, что минимальное количество ДТП, число погибших и тяжесть последствий зарегистрированы в местах проведения работ на тротуарах (пешеходных дорожках, обочинах), затрудняющих движение пешеходов.
38
ЬА'Н'
В то же время максимальные показатели части и составляют 1172 ДТП, в которых погибли аварийности зафиксированы в местах проведения 223 человека (рис. 4). дорожных и прочих работ без сужения проезжей
Рисунок 3 - Динамика основных показателей аварийности в местах производства дорожных работ
(2021-2023 гг.)
Рисунок 4 - Количество ДТП в местах производства дорожных работ в зависимости от факторов,
оказывающих влияние на режим движения
По нашему мнению, данная ситуация складывается в том числе из-за недостаточной информированности водителей о наличии на маршруте движения участков производства дорожных работ, где в большинстве случаев скоростной режим не ограничивается, но велика вероятность появления на проезжей части дорожных рабочих либо специализированной строительной техники. Особенно данная ситуация характерна для скоростных дорог, в том числе федерального значения.
Проведенный анализ дорожно-транспортной аварийности показал, что доля погибших и раненых в ДТП в местах производства дорожных работ незначительна по сравнению с общим числом погибших и раненых в ДТП в Российской Федерации за период с 2021 по 2023 год.
Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на некоторое снижение показателей, доля погибших в ДТП остается достаточно высокой (2,7% от общего количества погибших в ДТП за 2023 год) (рис. 5).
Наиболее распространенными видами ДТП в местах производства дорожных работ в 2023 году являлись столкновение транспортных средств (44,3%, или 937), наезд на пешехода (13,8%, или 292), наезд на препятствие (13,5%, или 285) и съезд с дороги (9,7%, или 205).
На эти же виды ДТП приходится и наибольшее число погибших. Так, при столкновениях транспортных средств погибли 174 (44,6%) человека, при наездах на пешеходов - 52 (13,3%), при наездах на препятствие - 43 (11,1%) и при съездах с дороги - 47 (12,1%); в 37 ДТП, связанных с наездом на дорожных рабочих, погибли 16 человек (рис. 6).
На основе проанализированных данных можно сделать вывод, что в 2023 году большинство ДТП в местах производства дорожных работ произошли из-за нарушения ПДД РФ водителями транспортных средств. Всего по вине водителей совершено 2041 ДТП (96,5% от общего количества таких ДТП).
О --39
Рисунок 5 - Доля погибших и раненых в ДТП в местах производства дорожных работ от общего числа погибших и раненых в ДТП в Российской Федерации, % (2021-2023 гг.)
Рисунок 6 - Количество ДТП и число погибших в местах производства дорожных работ по видам ДТП
В указанных ДТП погибли 369 (94,6%) и 2808 (97,7%) человек получили ранения. Остальные 74 (3,5%) ДТП являются следствием нарушений ПДД РФ другими участниками дорожного движения. В данных ДТП погиб 21 человек (5,4%) и 65 (2,3%) получили ранения.
Основными видами нарушений ПДД РФ, ставшими причинами ДТП в местах производства дорожных работ, допущенных водителями транспортных средств в 2023 году, являлись несоответствие скорости конкретным условиям движения (555 ДТП, или 27,2% от их общего количества), неправильный выбор дистанции (296 ДТП, или 14,5%), нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части (274 ДТП, или 13,4%),
несоблюдение очередности проезда (230 ДТП, или 11,3%) и выезд на полосу встречного движения (217 ДТП, или 10,3%).
Наибольшее число погибших зафиксировано в ДТП, произошедших вследствие несоответствия скорости конкретным условиям движения (111 погибших, или 30,1% от их общего количества), выезда на полосу встречного движения (90, или 24,4%), нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части (47, или 12,7%), неправильного выбора дистанции (41, или 11,1%) (рис. 7).
Высокой тяжестью последствий характеризуются ДТП в местах производства дорожных работ, произошедшие вследствие несоответствия скорости конкретным условиям движения (555 ДТП, или 26,2%
40
ЬАН7
от их общего количества), неправильного выбора дистанции (296 ДТП, или 13,9%), нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей
части (274 ДТП, или 12,9%), несоблюдения очередности проезда (230 ДТП, или 10,9%) и выезда на полосу встречного движения (217 ДТП, или 10,3%).
Несоответствие скорости конкретным условиям движения
Неправильный выбор дистанции
Нарушение правил расположения ТС на проезжей части
Несоблюдение очередности проезда Выезд на полосу встречного движения Нарушение правил проезда пешеходного перехода
■ ДТП Погибло
111
13.1
296
41 9
2 74
47 10,2
Я 230
19 5,5
■ 217
91
101
ь
555
100 200 300 Тяжесть последствий
400
500
600
Рисунок 7 - Количество ДТП в местах производства дорожных работ из-за основных видов нарушений ПДД, число погибших в них и тяжесть последствий
По нашему мнению, исходя из анализа аварийности, должностным лицам организаций, проводящих дорожные работы, необходимо с максимальной ответственностью подходить к вопросу ограничения скоростного режима в местах производства работ, а также разделению потоков встречных направлений движения, в частности, путем установки блоков по оси проезжей части.
В 2023 году нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию и обустройству автомобильных дорог и улиц населенных пунктов в ДТП в местах производства дорожных работ зафиксированы 1047 раз. При этом число погибших составило 236 человек, раненых - 1327.
Основными нарушениями обязательных требований к эксплуатационному состоянию и обустройству автомобильных дорог и улиц населенных пун-
ктов, зафиксированными в ДТП в местах производства дорожных работ, явились:
отсутствие разметки, в том числе временной, -324 случая (30,9% от общего количества);
отсутствие дорожных знаков, в том числе временных, - 177 случаев (16,9%);
разрушение разметки - 75 случаев (7,2 %); нарушение правил применения временных дорожных знаков - 64 случая (6,1) (рис. 8).
Проведенный анализ показал, что более половины всех ДТП в местах производства дорожных работ характеризуются наличием нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения. Особенно следует выделить отсутствие либо неправильное применение дорожных знаков и разметки, что напрямую снижает информированность участников дорожного движения о проводимых дорожных работах.
Рисунок 8 - Количество ДТП в местах производства дорожных работ, в которых зафиксированы нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию и обустройству автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, число погибших в них и тяжесть последствий
В 2023 году на территории городов и населенных пунктов зарегистрировано более половины от всех ДТП в местах производства дорожных работ - 1174 (55,5% от общего количества), доли погибших и раненых составили 38,2% (149) и 51,8% (2873) соответственно.
На автомобильных дорогах вне городов и населенных пунктов зарегистрировано 941 ДТП в ме-
стах производства дорожных работ (44,5% от общего количества), доли погибших и раненых составили 61,8% (241) и 48,2% (1386) соответственно. При этом тяжесть последствий ДТП на автодорогах вне городов и населенных пунктов (14,8) в полтора раза выше, чем в городах (рис. 9).
Рисунок 9 - Распределение показателей аварийности и тяжести последствий ДТП в местах производства дорожных работ в зависимости от места совершения ДТП
Почти половина (49,7%) из всех погибших на чения регистрировалось каждое третье ДТП (786,
автомобильных дорогах (в том числе на участках, или 37,2% от общего количества ДТП), здесь отме-
проходящих через населенные пункты) зарегистри- чается наименьшее количество погибших (59 чело-
рована на дорогах федерального значения. В то же век), а также минимальная тяжесть последствий (6)
время, несмотря на то, что на дорогах местного зна- (рис. 10).
Рисунок 10 - Распределение показателей аварийности и тяжести последствий ДТП в местах производства дорожных работ на автодорогах
Распределение показателей аварийности в зависимости от освещения свидетельствует о том, что в местах производства дорожных работ более половины ДТП (1309 ДТП, или 61,9% от общего количества подобных происшествий) совершено в светлое время суток, а в темное время при отсутствии либо невключенном освещении - 361 ДТП (17,1%). При
этом в темное время суток при включенном освещении зарегистрировано 402 ДТП (19%) (рис. 11).
Также необходимо отметить, что в сумерки при незначительном количестве ДТП в местах производства дорожных работ (42 ДТП, или 1,9%) наблюдается максимальная тяжесть последствий ДТП - 25.
42
ЬА'Н'
Рисунок 11 - Распределение показателей аварийности и тяжести последствий ДТП в местах производства дорожных работ в зависимости от освещенности
Также необходимо отметить, что в сумерки при незначительном количестве ДТП в местах производства дорожных работ (42 ДТП, или 1,9%) наблюдается максимальная тяжесть последствий ДТП - 25.
С учетом изложенного есть основания полагать, что ДТП, совершаемые в местах производства дорожных работ, не оказывают существенного влияния на общую дорожно-транспортную аварийность. Вместе с тем смертность в таких ДТП продолжает оставаться высокой.
Несмотря на то, что законодательством Российской Федерации в полной мере урегулирована деятельность по организации и проведению дорожных и иных работ, имеют место факты нарушения соответствующими должностными и юридическими лицами дорожных и коммунальных организаций нормативных правовых актов и обязательных требований в области безопасности дорожного движения, что и приводит к совершению ДТП.
Таким образом, по нашему мнению, в целях оптимизации деятельности по организации и проведению дорожных работ, а также повышению безопасности дорожного движения в местах проведения дорожных работ представляется целесообразным выполнение следующих мероприятий:
внесение изменений в соответствующие документы по стандартизации в части разработки мероприятий по повышению информированности участников дорожного движения о проводимых дорожных работах, а также о необходимости обустройства указанных участков средствами фото-видеофиксации нарушений ПДД РФ, в том числе скоростного режима и выезда на полосу встречного движения в местах, где это запрещено;
повышение административной ответственности в отношении должностных и юридических лиц, дорожных и коммунальных организаций, допускающих повторные нарушения обязательных требований в области обеспечения безопасности дорожного движения при проведении дорожных и иных работ на улично-дорожной сети;
законодательное закрепление обязательности согласования проектов организации дорожного движения в местах производства дорожных работ с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции;
увеличение количества проводимых сотрудниками Госавтоинспекции профилактических, а при необходимости и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении дорожных и коммунальных организаций, осуществляющих дорожные и иные работы [11].
Список источников
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.07.2024).
2. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.07.2024).
3. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.07.2024).
4. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. 1090
«О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.07.2024).
5. Приказ Минтранса Российской Федерации от 30 июля 2020 г. № 274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.07.2024).
6. ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.07.2024).
7. ГОСТ Р 58350-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 22.07.2024).
8. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации в 2023 году: информационно-аналитический. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2024. 154 с.
9. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года: информационно-аналитический. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. 40 с.
10. Статистические сведения о дорожно-транспортных происшествиях, содержащиеся в Многопараметрической информационно-аналитической системе прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения и в автоматизированной информационно-управляющей системе Госавтоинспекции.
11. Ложкин Д.С., Аристархова А.Н. Изучение проблемных вопросов, возникающих у сотрудников подразделений Госавтоинспекции, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения безопасности дорожного движения // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования: сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях (Орёл, 25-26 апреля 2024 г.). Орёл: Орловский юридический институт МВД РФ им. В.В. Лукьянова, 2024. С. 35-38.
References
1. Federal Law dated 10.12.1995 № 196-FZ «On road safety» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 22.07.2024).
2. Federal Law dated 08.11.2007 № 257-FZ «On motorways and road activities in the Russian Federation
and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 22.07.2024).
3. Federal Law dated 29.12.2017 № 443-FZ «On the organization of road traffic in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 22.07.2024).
4. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 22.07.2024).
5. Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated 30.07.2020 № 274 «On approval of the Rules for the preparation of documentation on the organization of road traffic» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 22.07.2024).
6. GOST R 52289-2019. National standard of the Russian Federation. Technical means of traffic organization. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers and guide devices // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 22.07.2024).
7. GOST R 58350-2019. National standard of the Russian Federation. Public roads. Technical means of traffic management at work sites. Technical requirements. Application rules // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 22.07.2024).
8. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation in 2023: information and analytical. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2024. 154 p.
9. Bakanov K.S., Lyakhov P.V, Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 9 months of2022: information and analytical. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2022. 40 p.
10. Statistical information on road accidents contained in the Multiparameter information and analytical system for forecasting and modeling the situation in the field of road safety and in the automated information and control system of the State Traffic Safety Inspectorate.
11. Lozhkin D.S., Aristarkhova A.N. Study of problematic issues arising among employees of the State Traffic Safety Inspectorate units implementing federal state control (supervision) in the field of road safety // Management of activities to ensure road safety: status, problems, ways of improvement: collection of materials of the XVIII International scientific and practical conference. In 2 parts (Orel, 25-26.04.2024). Orel: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2024. P. 35-38.
Информация об авторах
Д.С. Ложкин - заместитель начальника отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности Научного центра БДДМВДРоссии
О.А. Калинин - научный сотрудник отдела научного и технического обеспечения надзорной деятельности Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293 Information about the authors
D.S. Lozhkin - Deputy Head of the Department of Scientific and Technical Support for Supervisory Activities Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
O.A. Kalinin - Researcher of the Department of Scientific and Technical Support for Supervisory Activities Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 24.07.2024; одобрена после рецензирования 01.08.2024; принята к публикации 09.08.2024. The article was submitted 24.07.2024; approved after reviewing 01.08.2024; accepted for publication 09.08.2024.
44 - LAW -