Научная статья на тему 'О поведении козодоя Caprimulgus europaeus в гнездовой период'

О поведении козодоя Caprimulgus europaeus в гнездовой период Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Дерим-Оглу Елена Николаевна

Второе издание. Первая публикация: Дерим E.H. 1962. О поведении козодоя в гнездовой период // Орнитология 5: 410-413.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О поведении козодоя Caprimulgus europaeus в гнездовой период»

ещё не была закончена. Гнёзда размещались невысоко над землёй (12 м) и имели типичное для голубей строение.

Обыкновенная майна Acridotheres tristis tristis. Майна заселила Среднюю Азию в пределах СССР в течение последних 50 лет. Расселение вида шло в основном по долине Амударьи (Дементьев 1953; Рус-тамов 1958; Мамбетжумаев 1960). Расселение майны по долинам других рек идёт значительно медленнее. Западнее Амударьи этот вид на гнездовье отмечен в долине реки Мургаб в 1954 году около посёлка Ташкепри. Нами майна обнаружена в долине реки Кашан в 70 км южнее посёлка Тахта-Базар. В долине реки Кашан (посёлок Рабат -Кашан) 4 мая i960 гнездились две пары. Одно гнездо располагалось под коньком крыши стандартного домика, второе — под крышей саманной постройки. Мы обследовали также долину Кушки и её приток Ислим-Чешме, но майн не встретили; долина реки Кашан является пока крайней юго-западной точкой расселения этой птицы.

Литератур а

Дементьев Г.П. 1952. Птицы Туркменистана. Ашхабад: 1-547.

Дементьев Г.П. 1953. Новые материалы по распространению и биологии майны в Туркмении // Изв. АН ТуркмССР. Сер. биол. наук 3: 20-24. Мамбетжумаев А.М. 1960. О расселении обыкновенной майны (Acridotheres tristis tristis Linn.) на юге Кара-Калпакской АССР, Хорезмской области и северо-запада Бухарской области Узбекской ССР // Зоол. журн. 39, 5: 781-783. Мекленбурцев Р.Н. 1951. Отряд голуби Columbae или Columbiformes // Птицы Советского Союза. М., 2: 3-70. Рустамов А.К. 1958. Птицы Туркменистана. Ашхабад, 2: 1-252.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1671: 4689-4692

О поведении козодоя Caprimulgus europaeus в гнездовой период

Е.Н.Дерим - Оглу

Второе издание. Первая публикация в 1962*

Как известно, козодои Caprimulgus europaeus не строят гнёзд, а откладывают яйца без всякой подстилки прямо на землю. В отличие от покровительственной окраски самой птицы окраска яиц — светлая, заметная. Но это до известной степени компенсируется тем, что днём их прикрывает насиживающая птица, крепко сидящая на гнезде.

* Дерим E.H. 1962. О поведении козодоя в гнездовой период //Орнитология 5: 410-413. Рус. орнитол. журн. 2018. Том 27. Экспресс-выпуск № 1671

4689

Эти особенности вызывают ряд вопросов: 1) какой отпечаток наложило на поведение козодоя отсутствие у него гнезда; иными словами, на самом ли деле у козодоя нет гнезда «с его точки зрения»; 2) защищают ли «гнёзда» птицы со столь сильно развитой покровительственной окраской; 3) чем объясняется светлая окраска яиц козодоев?

Выяснению этих трёх вопросов и посвящена настоящая работа.

Опыты с пеночками, славками, мухоловками (Дерим-Оглу 1959а,б) убедили нас, что в период насиживания гнездо является более сильным раздражителем, чем яйца; птица может сесть на пустое гнездо, но не насиживает яйца, если гнезда не видно; из двух гнёзд она выбирает своё собственное независимо от того, чьи яйца будут в нём находиться. Учитывая эти факты, мы поставили аналогичные опыты на козодое, считая, что его поведение может служить в достаточной степени веским показателем его отношения к собственному гнезду.

Опыты проводились между 8 и 12 ч параллельно на двух парах козодоев.

Опыт № 1. На землю под яйца положен лист папоротника, яйца лежат сверху. Птица возвращается и садится на яйца.

Можно предположить, что в этом случае козодой находит гнездо, так как оно просвечивает сквозь лист.

Опыт № 2. Под яйца подложено несколько листьев дуба. Яйца лежат сверху. Козодой летает над гнездом, издаёт тревожные крики, но на яйца не садится.

В наших предыдущих опытах другие птицы не садились на яйца, если гнездо было совершенно закрыто.

Опыт № 3. Вместо яиц козодоя положены два яйца певчего дрозда Титйиэ рНИотв1оБ. Яйца козодоя лежат на земле на расстоянии 15 см. Козодой садится на дроздиные яйца, находящиеся в его гнезде.

Опыт № 4. Гнездо козодоя оставлено пустым; яйца лежат на расстоянии 15 см на земле. Сел «насиживать» пустое гнездо.

Опыт № 5. Гнездо козодоя оставлено пустым, яйца лежат на расстоянии 5 см на земле. Птица села на гнездо, но яйца подкатила под себя. Этот последний опыт позволяет судить о примерной величине гнезда козодоя: видимо, яйца лежали ещё в гнезде, но лежали неудобно и птица их передвинула.

Из этих опытов можно сделать вывод, что козодой имеет представление о собственном гнезде: возвращаясь он ориентируется на него — и что окраска яиц не играет заметной роли.

Однако при повторении этих опытов после 19 ч выяснилось, что если положить яйца на расстоянии 15 см от гнезда, козодой, возвращаясь, садится на яйца. Естественно предположить, что разница в поведении козодоя была обусловлена неодинаковой степенью освещённости в различное время суток.

Ставим контрольные опыты:

12 июня 10 ч 12 июня 19 ч 14 июня 8 ч 15 мин 14 июня 18 ч 30 мин

Козодой садится на пустое гнездо Козодой садится на яйца Козодой садится на пустое гнездо Козодой садится на яйца

Совершенно естественно, что последние наблюдения не ставят под сомнение реальность существования гнезда козодоя, но очевидно, что в разное время суток меняется ориентир, при помощи которого птица находит своё гнездо. Под вечер и ночью птицы, возвращаясь на гнездо, ориентируются на кладку (именно в ночных условиях хорошо заметная светлая окраска яиц приобретает особое значение!).

Защита гнезда козодоем. В большинстве случаев при приближении человека к насиживающему козодою последний слетает с гнезда.

Однако нам удалось понаблюдать за поведением козодоя, который в течение двух лет гнездился на одном месте в 2 м от дороги, по которой часто проезжали грузовые машины и проходили люди. Может быть, этим и объясняется, что этот козодой не боялся людей и приходилось прилагать некоторые усилия, чтобы согнать его с гнезда. Весь день он проводил на гнезде, полузакрыв глаза. При приближении опасности на мгновение глаза широко открываются и козодой смотрит на «врага», затем глаза плотно закрываются и птица неподвижно замирает.

К этому козодою мы подсаживали на расстояние до 50 см чучело совы, сороки и подходили сами. Во всех случаях козодой вёл себя одинаково, рассчитывая остаться незамеченным, полагаясь на свою покровительственную окраску и полную неподвижность. Однако если мы сгоняли птицу с гнезда, она не возвращалась ни в присутствии человека, ни при чучелах совы и сороки. Человеку приходилось каждый раз уходить совсем, чтобы дать козодою возможность вернуться на гнездо. В дальнейшем мы несколько видоизменили свои опыты: мы действовали таким образом, чтобы у птицы создалось впечатление, что она обнаружена и враг наступает на неё. В качестве таких подсадок мы использовали чучело сороки Pica pica (рис. 1), зеркало, в котором, естественно, отражался сам козодой, и человека (рис. 2).

Надо сказать, что реакции козодоя были довольно однотипны. Однако удалось подметить, что вечером козодой действовал более энергично - бросался на врага; днём он чаще отступал; наиболее яркой была реакция на зеркало.

Более детально реакция козодоя сводилась к следующему: по мере того как враг приближается, глаза козодоя несколько раз приоткрываются, но потом опять закрываются. Когда враг приближается на расстояние примерно в 30 см, козодой широко открывает глаза и переходит к активным действиям: медленно и плавно он приподнимается и одновременно постепенно приподнимается оперение. Раздаётся глу-

хой, рокочущий звук, который он издаёт почти беспрерывно. Потом расправляет и ставит вертикально вверх крыло, ближайшее к противнику. Если крыло приходится ребром, он некоторое время топчется на месте, принимая такую позу, при которой крыло оказывается обращенным к противнику своей плоской, испещрённой поперечными полосами внутренней частью. Обычно в это же время он медленно сваливается назад и яйца оказываются лежащими перед ним. Затем таким же движением расправляется второе крыло. Теперь он топчется на месте, выставляя врагу то одно, то другое крыло. Голова вытянута вперёд между вертикально стоящими крыльями. Улетает он только в том случае, если продолжать надвигать на него зеркало или чучело.

Рис. 1 (слева). Козодой Caprimulgus europaeus, нападающий на чучело сороки Pica pica. Рис. 2 (справа). Козодой, нападающий на человека.

Отсюда можно сделать вывод, что, с одной стороны, козодой в большой степени полагается на свою покровительственную окраску и старается остаться незамеченным, но, с другой стороны, когда его гнезду грозит явная опасность (козодой обнаружен), он переходит к активным действиям.

Автор считает долгом выразить благодарность студентам Орехово-Зуевского педагогического института А.Денисову, Б.Паршину, К.Волкову и Г.Софийскому за помощь в проведении описанных далее наблюдений и опытов, а А.Денисову и А.Морозову за фотографирование исследованных объектов.

Литература

Дерим-Оглу Е.Н. (1959а) 2007. Особенности поведения пеночек Phylloscopus trochilus, Ph. collybita и Ph. sibilatrix в гнездовой период // Рус. орнитол. журн. 16 (389): 15981604.

Дерим-Оглу Е.Н. (1959б) 2010. Эксперименты и наблюдения, проведённые над некоторыми лесными птицами в период насиживания // Рус. орнитол. журн. 19 (575): 986993.

ю ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.