Научная статья на тему 'О потреблении большими синицами Parus major необычного корма – мыла и зёрен кукурузы'

О потреблении большими синицами Parus major необычного корма – мыла и зёрен кукурузы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
150
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О потреблении большими синицами Parus major необычного корма – мыла и зёрен кукурузы»

coeruleus, державшаяся близ воды у полузакреплённого кустами саксаула, песчаной акации и жузгуна островного массива песка среди серозёмной равнины.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 970: 512-513

О потреблении большими синицами Parus major необычного корма -мыла и зёрен кукурузы

Н.П.Кныш

Николай Петрович Кныш. Гетманский национальный природный парк,

ул. Мира, 6, г. Тростянец, Сумская область, 42600. Украина. E-mail: knysh.sumy@email.ua

Поступила в редакцию 11 февраля 2014

В разные годы вблизи города Сумы мною наблюдались интересные случаи кормёжки больших синиц Parus major, расширяющие известные данные о трофической пластичности данного вида.

В небольшом лесном селе Вакаловщина на частной даче и на биостанции Сумского педагогического университета поздней осенью и зимой неоднократно замечалось, что на кусках хозяйственного или туалетного мыла, оставленных на уличных умывальниках, появляются своеобразные погрызы или густые поклёвы. За два-три месяца целый кусок мыла общипывался на треть или даже наполовину. В этом подозревались мышевидные грызуны, однако вскоре выяснилось, что мыло расклёвывают большие синицы. Обычно птицы в несколько заходов подлетают к мылу, делают по нему 5-6 частых клевков и быстро отлетают. Вряд ли здесь можно говорить о проявлении каких-либо индивидуальных наклонностей синиц, речь скорее идёт о простом удовлетворении пищевых потребностей. О клевании большой синицей мыла уже сообщалось для Московской области (Прохоров 2010). В Ленинградской области использование в пищу мыла наблюдали у поползня Sitta europaea (Прокофьева 1998, 2001).

В том же селе Вакаловщина на дачном дворике осенью и зимой 2013/14 года неоднократно наблюдалось регулярное поедание большими синицами зародышевых частей зёрен кукурузы сахарного сорта. Птицы выбирали зёрна из кочанов, сваленных в кучу под навесом, а также из немногих растрёпанных початков, оставшихся на стеблях кукурузы на огородной грядке. Расклёвывали их обычным способом — прижав лапкой к ветке. К середине зимы до полсотни кочанов были

полностью очищены синицами, а снег под ближайшей яблоней оказался усеянным зёрнами с выклеванными зародышами.

Как известно, мыло представляет собой смесь растворимых солей высших жирных кислот, а в качестве сырья для его производства используются животные и растительные жиры или их заменители. То есть, в принципе, мыло имеет питательную основу. Зародыши кукурузных зёрен занимают почти треть зерновки и содержат до 35% жира; именно из них получают кукурузное масло. Таким образом, и в одном и в другом случаях птицы получают жиры или их производные, имеющие высокую калорийность, что особенно необходимо организму в холодное время года. Впрочем, надо помнить, что и мыло и зёрна кукурузы для больших синиц — всё-таки пища сугубо случайная.

Литер атур а

Прокофьева И.В. 1998. Использование пищевых отходов человека воробьиными птицами в летнее время // Рус. орнитол. журн. 7 (48): 3-9.

Прокофьева И.В. 2001. Забота о птенцах и питание поползней Sitta europaea // Рус. орнитол. журн. 10 (168): 1019-1027.

Прохоров В.Г. 2010. Необычное кормовое поведение большой синицы Parus major // Рус. орнитол. журн. 19 (579): 1123.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 970: 513-514

Самая северная регистрация каменки-плясуньи Oenanthe isabellina на Южном Урале

В.А.Валуев

Виктор Алексеевич Валуев. Башкирский государственный университет, учебно-научный музей, ул. З.Валиди, д. 32, Уфа, 450076, Республика Башкортостан, Россия. E-mail: ValuyevVA@mail.ru

Поступила в редакцию 4 января 2014

Впервые каменку-плясунью Oenanthe isabellina в Башкирии отметили В.Д.Ильичёв и В.Е.Фомин (1988). В мае 1974 года они нашли гнёзда плясуний в Хайбуллинском районе в окрестностях села Акъяр, посёлка Подольск и деревни Ишкулово. В 1977 году эта каменка отмечена под Уфой (Ansorge et al. 1980). Залёт в Башкирский заповедник в 1981 году зарегистрировала Н.М.Лоскутова (1983).

С 2000 года мы практически каждый год исследовали территорию Зауралья и юга Башкирии, уделяя особенное внимание поиску именно этого вида (Валуев 2008). Понимая, что самок обыкновенной каменки Oenanthe oenanthe и каменки-плясуньи при мимолётном взгляде можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.