О потребительской полезности А.Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск
Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей или полезность.
Вопрос потребительской полезности товара рассматривался многими экономистами [1]. Как правило, они либо считали полезность неким изначальным свойством товара, либо, как маржиналисты и их последователи [2], полагали ее свойствам потребительской корзины. Такая функция полезности лежит в основе подавляющего большинства современных макро- и микроэкономических моделей [3].
Однако не секрет, что в век массового производства потребители все чаще принимают решение о приобретении того или иного товара не столько на основе его очевидных потребительских качеств, сколько руководствуясь соображениями престижа, бренда, моды и тому подобными внешними факторами, что, вообще-то, слабо соответствует классическому подходу к описанию потребительских предпочтений.
Все чаще и чаще выпучивается так называемое демонстративное потребление [4], т.е. несение индивидом расточительных затрат на товары или услуги с преимущественной целью - продемонстрировать другим собственный доход или богатство.
Возникает вопрос - в чем причина такого несоответствия? Почему люди идут на такие затраты, казалось не имеющие ничего общего с потребительской необходимостью и противоречащие рациональному поведению? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо, по-видимому, разобраться в источнике такого поведения.
В первой половине 18-го столетия, примерно за сто с лишним лет до возникновения маржинализма, выдающийся математик Даниил Бернулли выдвинул гипотезу о том, что по мере роста величины богатства его субъективная полезность будет возрастать с убывающей скоростью. Во второй половине 19-го столетия С. Джеванс, К. Менчер и Л. Вальрас применили этот закон для описания поведения потребителей на рынке и тем самым заложили основы маржинализма [2].
Этот закон, обычно для надежности, принято иллюстрировать, уже, по-видимому набившей оскомину, примерами связанными с количеством чего-то съеденного: пирожка-
ми, яблоками, бананами, морожеными, и т.д. Не будем оригинальными и тоже ограничимся рассмотрением чего-то съеденного, например абрикосов (табл.1).
Таблица 1
Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя
Количество абрикосов Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед. ти Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед. Ми
1 10 10
2 18 8
3 24 6
4 28 4
5 30 2
С увеличением количества абрикосов предельная полезность в нашем примере убывает. Каждый дополнительный абрикос приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность.
Обозначим общую полезность - Ти, предельную полезность - Ми. Удобно полезность Ти съеденных абрикосов оценивать количественно ощущением сытости, возникающим у потребителя после каждого съеденного абрикоса, в долях от общего количества абрикосов. Причем отсчет можно вести с 0 - соответствующая ситуации, когда потребитель не съел ни одного абрикоса (ощущение сильного голода) и завершить 1 - когда потребитель съел все абрикосы (ощущение полной сытости). В этом случае зависимость общей полезности Ти от количества съеденных абрикосов Q может быть представлена в виде (рис.1).
Рис. 1. - Зависимость общей полезности ТИ от количества съеденных абрикосов
Q
Тогда приращение полезности Э (ТЦ) от каждого съеденного абрикоса представится диаграммой (рис.2).
Рассмотренный пример иллюстрирует универсальную и очень важную закономерность: субъективная полезность монотонно снижается с ростом количества потребленного блага, а наибольшая полезность приходится на первую порцию блага (рис.2). С такой закономерностью на бытовом уровне сталкиваются практически все. Когда проголодавшийся человек приходит домой и с удовольствием съедает тарелку супа, а затем не сдержавшись, съедает вторую и по инерции третью, и только потом начинает понимать, что переел. Тяжесть и боль в животе подтверждают, что наступило насыщение, т.е. ощущение полной сытости («полезность» превращается во «вредность»).
Рис. 2. - Приращение полезности 'Ч(ТЦ) от каждого съеденного абрикоса
С общей полезностью тесно связана одна из ключевых микроэкономических категорий: предельная полезность. Под предельной полезностью (МИ) понимается прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу [3]. Предельную полезность можно выразить как с помощью формулы дискретных приращений
О Ти
ми =-------—,
О Q ’
так и в виде частной производной общей полезности
ми = Ш.
А Q
Изложенное выше, а также рис.1 позволяют для описания полезности использовать функцию вида
Ти = 1- в'1Q, I > 0. (1)
т.е. процесс достаточно точно описывается экспоненциальной моделью (рис.3).
Действительно функция (1) удовлетворяет всем условиям данного процесса:
Ти (0) = 0, а Ти (Г ) = 1.
Скорость изменения при этом, т.е. предельная полезность (рис.4)
ми = (1- в'1Q )у= I в-1Q.
Рис. 4. - Характер изменения предельной полезности
Однако есть ситуации, когда суммарная полезность с увеличением количества Q потребляемого блага неограниченно растет, например, приобретение предметов роскоши, недвижимости, денег. При этом функция должна удовлетворять условию: Ти (0) =0 и
Ти (Г ) = Г . Здесь для описания процесса подходит как степенная модель
Ти(д) = Ща, К > 0, 0< а <1. (2)
так и логарифмическая
Ти*у
0 12345672
Рис.5. 1- функция (2), 2 - функция (3)
Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы выяснить почему полезность подчиняется рассмотренным зависимостям.
Есть такая наука - психофизика, которая изучает методы измерения субъективных ощущений человека, вызванных воздействием на его органы чувств различных стимулов (раздражителей). Методы этой науки базируются на основном законе психофизики: с увеличением интенсивности воздействия сила субъективных ощущений человеком будет возрастать с монотонно убывающей скоростью.
Если рассматривать количество потребляемого блага Q как интенсивность воздействия этого блага на человека, а субъективную полезность блага Ти ^) как уровень
ощущений человеком этого воздействия, то закон убывающей предельной полезности есть не что иное как проявление общего закона психофизики в сфере экономики. Формула (2) есть аналитическое представление закона Стивенса, а (3) - закона Фехнера. Отсюда следует, что закон убывающей предельной полезности описывает важнейшее свойство человеческой природы (его физиологии и психики) и является определяющим в экономической науке. Психофизика человека и есть основная причина несоответствия рациональному поведению.
Теперь попробуем проанализировать влияние внешних факторов на поведение потребителя, и, в частности, отношение «высших» слоев общества к предметам роскоши.
Многим наверно памятны имевшее место в 90-ые годы, попытки первого вице-премьера РФ Б.Е. Немцова пересадить чиновников с BMW на «Волги». Эти попытки бесславно провалились. Правда, злые языки утверждали, что бывший губернатор нижегородской области преследовал корыстные цели - лоббировал горьковский автозавод.
Анализ провала попыток Немцова проведем с помощью простой математической модели. Изначально полагаем, что предметы роскоши ценятся индивидом постольку, поскольку дают ему возможность ассоциировать себя с неким социальным слоем, обладающим высоким статусом. Для простоты рассмотрим две группы индивидов, одна из которых обладает большим социальным статусом, чем другая, и существует товар, являющийся предметом роскоши (в нашем случае автомобиль BMW).
Пусть п - доля представителей индивидов обладающих большим социальным статусом (чиновники высокого ранга - министры, зам. министры, депутаты и т.д.), п1 -
доля чиновников имеющих BMW, а ^ = п - п1 доля чиновников не имеющих BMW. Пусть т = 1- п - доля не чиновников, а т1 и ^2 - доли не чиновников, имеющих и не имеющих BMW, соответственно (табл.2). Пусть событие А - чиновники, имеющие BMW, А - не имеющие; событие В - не чиновники, имеющие BMW, В - не имеющие.
Таблица 2
Число индивидов имеющих и немеющих БМШ
Типы индивидуумов Имеющих БМШ Не имеющих БМШ е
Чиновники п1 п2 п
Не чиновники т.. т2 т
е п1 + т1 п2 + т2 1
Таким образом, вероятность того, что индивид, имеющий ВМ^ относится классу чиновников, равна
Р (А) = —п—. п1 + т1
Для чиновника, не имеющего BMW имеем
Р (А) = —п—. п2 + т2
Пусть £ - социальный выигрыш человека от того, что его относят к классу чиновников, выраженный в денежных единицах, а С - цена предлагаемой роскоши минус цена его бытового заменителя. Тогда для того, чтобы принять решение покупать или не покупать предмет роскоши, потребитель должен сравнить две следующие величины
М = ----------С, (4)
п1 + т1
М2 = ^ , (5)
п2 + т2
где М1 - ожидаемый выигрыш в случае покупки товара, М2 - в случае отказа от этой покупки.
Пусть государство для ограничения безмерных затрат, приняло закон против роскоши под который попадает и ВМ^ Пусть BMW разрешается иметь только чиновникам высшего ранга. Это означает, что т1 = 0, а т2 = т. Тогда согласно (4) и (5) М1 возрастает до величины
М1 = £ - С, а М2 падает до
М 2 =
£ ^2 п2 + т
Из этих соображений следует, что приобретение предметов роскоши является более привлекательным.
Теперь предположим, что чиновники высокого ранга, по предложению Немцова
£ Ч
Б., откажутся от ВМЖ Тогда п1 = 0, п2 = п. Отсюда М1 = - С, а М2 = ------------.
п + т2
Таким образом, ожидаемый выигрыш чиновников высокого ранга становится отрицательным.
Современная жизнь во всей своей красе подтвердила идею привлекательности предметов роскоши как атрибутов лишь с высоким социальным статусом. Особенно, на фоне западного мира, выделяется олигархический класс России (совместно с олигархами арабских стран), которые не ограничиваются приобретением морских яхт за 200 млн. долларов, а в «нагрузку» покупают и многомиллионные футбольные клубы.
Литература
1. Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности / Вопросы экономики, 2007, №7. - С.86-98.
2. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. - 244с.
3. Зыза В.П. История экономических учений. - Краснодар, 1997. - 967с.
4. Селищев А.С. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2003. - 448с.