Научная статья на тему 'О потребительской полезности'

О потребительской полезности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБЛЕНИЕ / ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ / ПСИХОФИЗИКА / CONSUMPTION / TOTAL AND MARGINAL UTILITY / PSYCHOPHYSICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мнацаканян Аревик Рубеновна

В статье анализируется одно из основных понятий рациональной экономики – предельная полезность. Показано, что модели, достаточно точно описывающие поведение индивидуума, вытекают из психофизики человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About consumer utility

The article analyzes one of the basic concepts of a rational economy – the marginal utility. It is shown that the models accurately describe the behavior of the individual, derived from human psychophysics.

Текст научной работы на тему «О потребительской полезности»

О потребительской полезности А.Р. Мнацаканян, соискатель, г. Пятигорск

Экономисты в своих рассуждениях исходят из гипотезы о рациональном поведении людей. Рациональное поведение - это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях. Обычно предполагается, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей или полезность.

Вопрос потребительской полезности товара рассматривался многими экономистами [1]. Как правило, они либо считали полезность неким изначальным свойством товара, либо, как маржиналисты и их последователи [2], полагали ее свойствам потребительской корзины. Такая функция полезности лежит в основе подавляющего большинства современных макро- и микроэкономических моделей [3].

Однако не секрет, что в век массового производства потребители все чаще принимают решение о приобретении того или иного товара не столько на основе его очевидных потребительских качеств, сколько руководствуясь соображениями престижа, бренда, моды и тому подобными внешними факторами, что, вообще-то, слабо соответствует классическому подходу к описанию потребительских предпочтений.

Все чаще и чаще выпучивается так называемое демонстративное потребление [4], т.е. несение индивидом расточительных затрат на товары или услуги с преимущественной целью - продемонстрировать другим собственный доход или богатство.

Возникает вопрос - в чем причина такого несоответствия? Почему люди идут на такие затраты, казалось не имеющие ничего общего с потребительской необходимостью и противоречащие рациональному поведению? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо, по-видимому, разобраться в источнике такого поведения.

В первой половине 18-го столетия, примерно за сто с лишним лет до возникновения маржинализма, выдающийся математик Даниил Бернулли выдвинул гипотезу о том, что по мере роста величины богатства его субъективная полезность будет возрастать с убывающей скоростью. Во второй половине 19-го столетия С. Джеванс, К. Менчер и Л. Вальрас применили этот закон для описания поведения потребителей на рынке и тем самым заложили основы маржинализма [2].

Этот закон, обычно для надежности, принято иллюстрировать, уже, по-видимому набившей оскомину, примерами связанными с количеством чего-то съеденного: пирожка-

ми, яблоками, бананами, морожеными, и т.д. Не будем оригинальными и тоже ограничимся рассмотрением чего-то съеденного, например абрикосов (табл.1).

Таблица 1

Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя

Количество абрикосов Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед. ти Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед. Ми

1 10 10

2 18 8

3 24 6

4 28 4

5 30 2

С увеличением количества абрикосов предельная полезность в нашем примере убывает. Каждый дополнительный абрикос приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность.

Обозначим общую полезность - Ти, предельную полезность - Ми. Удобно полезность Ти съеденных абрикосов оценивать количественно ощущением сытости, возникающим у потребителя после каждого съеденного абрикоса, в долях от общего количества абрикосов. Причем отсчет можно вести с 0 - соответствующая ситуации, когда потребитель не съел ни одного абрикоса (ощущение сильного голода) и завершить 1 - когда потребитель съел все абрикосы (ощущение полной сытости). В этом случае зависимость общей полезности Ти от количества съеденных абрикосов Q может быть представлена в виде (рис.1).

Рис. 1. - Зависимость общей полезности ТИ от количества съеденных абрикосов

Q

Тогда приращение полезности Э (ТЦ) от каждого съеденного абрикоса представится диаграммой (рис.2).

Рассмотренный пример иллюстрирует универсальную и очень важную закономерность: субъективная полезность монотонно снижается с ростом количества потребленного блага, а наибольшая полезность приходится на первую порцию блага (рис.2). С такой закономерностью на бытовом уровне сталкиваются практически все. Когда проголодавшийся человек приходит домой и с удовольствием съедает тарелку супа, а затем не сдержавшись, съедает вторую и по инерции третью, и только потом начинает понимать, что переел. Тяжесть и боль в животе подтверждают, что наступило насыщение, т.е. ощущение полной сытости («полезность» превращается во «вредность»).

Рис. 2. - Приращение полезности 'Ч(ТЦ) от каждого съеденного абрикоса

С общей полезностью тесно связана одна из ключевых микроэкономических категорий: предельная полезность. Под предельной полезностью (МИ) понимается прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу [3]. Предельную полезность можно выразить как с помощью формулы дискретных приращений

О Ти

ми =-------—,

О Q ’

так и в виде частной производной общей полезности

ми = Ш.

А Q

Изложенное выше, а также рис.1 позволяют для описания полезности использовать функцию вида

Ти = 1- в'1Q, I > 0. (1)

т.е. процесс достаточно точно описывается экспоненциальной моделью (рис.3).

Действительно функция (1) удовлетворяет всем условиям данного процесса:

Ти (0) = 0, а Ти (Г ) = 1.

Скорость изменения при этом, т.е. предельная полезность (рис.4)

ми = (1- в'1Q )у= I в-1Q.

Рис. 4. - Характер изменения предельной полезности

Однако есть ситуации, когда суммарная полезность с увеличением количества Q потребляемого блага неограниченно растет, например, приобретение предметов роскоши, недвижимости, денег. При этом функция должна удовлетворять условию: Ти (0) =0 и

Ти (Г ) = Г . Здесь для описания процесса подходит как степенная модель

Ти(д) = Ща, К > 0, 0< а <1. (2)

так и логарифмическая

Ти*у

0 12345672

Рис.5. 1- функция (2), 2 - функция (3)

Теперь мы вплотную подошли к тому, чтобы выяснить почему полезность подчиняется рассмотренным зависимостям.

Есть такая наука - психофизика, которая изучает методы измерения субъективных ощущений человека, вызванных воздействием на его органы чувств различных стимулов (раздражителей). Методы этой науки базируются на основном законе психофизики: с увеличением интенсивности воздействия сила субъективных ощущений человеком будет возрастать с монотонно убывающей скоростью.

Если рассматривать количество потребляемого блага Q как интенсивность воздействия этого блага на человека, а субъективную полезность блага Ти ^) как уровень

ощущений человеком этого воздействия, то закон убывающей предельной полезности есть не что иное как проявление общего закона психофизики в сфере экономики. Формула (2) есть аналитическое представление закона Стивенса, а (3) - закона Фехнера. Отсюда следует, что закон убывающей предельной полезности описывает важнейшее свойство человеческой природы (его физиологии и психики) и является определяющим в экономической науке. Психофизика человека и есть основная причина несоответствия рациональному поведению.

Теперь попробуем проанализировать влияние внешних факторов на поведение потребителя, и, в частности, отношение «высших» слоев общества к предметам роскоши.

Многим наверно памятны имевшее место в 90-ые годы, попытки первого вице-премьера РФ Б.Е. Немцова пересадить чиновников с BMW на «Волги». Эти попытки бесславно провалились. Правда, злые языки утверждали, что бывший губернатор нижегородской области преследовал корыстные цели - лоббировал горьковский автозавод.

Анализ провала попыток Немцова проведем с помощью простой математической модели. Изначально полагаем, что предметы роскоши ценятся индивидом постольку, поскольку дают ему возможность ассоциировать себя с неким социальным слоем, обладающим высоким статусом. Для простоты рассмотрим две группы индивидов, одна из которых обладает большим социальным статусом, чем другая, и существует товар, являющийся предметом роскоши (в нашем случае автомобиль BMW).

Пусть п - доля представителей индивидов обладающих большим социальным статусом (чиновники высокого ранга - министры, зам. министры, депутаты и т.д.), п1 -

доля чиновников имеющих BMW, а ^ = п - п1 доля чиновников не имеющих BMW. Пусть т = 1- п - доля не чиновников, а т1 и ^2 - доли не чиновников, имеющих и не имеющих BMW, соответственно (табл.2). Пусть событие А - чиновники, имеющие BMW, А - не имеющие; событие В - не чиновники, имеющие BMW, В - не имеющие.

Таблица 2

Число индивидов имеющих и немеющих БМШ

Типы индивидуумов Имеющих БМШ Не имеющих БМШ е

Чиновники п1 п2 п

Не чиновники т.. т2 т

е п1 + т1 п2 + т2 1

Таким образом, вероятность того, что индивид, имеющий ВМ^ относится классу чиновников, равна

Р (А) = —п—. п1 + т1

Для чиновника, не имеющего BMW имеем

Р (А) = —п—. п2 + т2

Пусть £ - социальный выигрыш человека от того, что его относят к классу чиновников, выраженный в денежных единицах, а С - цена предлагаемой роскоши минус цена его бытового заменителя. Тогда для того, чтобы принять решение покупать или не покупать предмет роскоши, потребитель должен сравнить две следующие величины

М = ----------С, (4)

п1 + т1

М2 = ^ , (5)

п2 + т2

где М1 - ожидаемый выигрыш в случае покупки товара, М2 - в случае отказа от этой покупки.

Пусть государство для ограничения безмерных затрат, приняло закон против роскоши под который попадает и ВМ^ Пусть BMW разрешается иметь только чиновникам высшего ранга. Это означает, что т1 = 0, а т2 = т. Тогда согласно (4) и (5) М1 возрастает до величины

М1 = £ - С, а М2 падает до

М 2 =

£ ^2 п2 + т

Из этих соображений следует, что приобретение предметов роскоши является более привлекательным.

Теперь предположим, что чиновники высокого ранга, по предложению Немцова

£ Ч

Б., откажутся от ВМЖ Тогда п1 = 0, п2 = п. Отсюда М1 = - С, а М2 = ------------.

п + т2

Таким образом, ожидаемый выигрыш чиновников высокого ранга становится отрицательным.

Современная жизнь во всей своей красе подтвердила идею привлекательности предметов роскоши как атрибутов лишь с высоким социальным статусом. Особенно, на фоне западного мира, выделяется олигархический класс России (совместно с олигархами арабских стран), которые не ограничиваются приобретением морских яхт за 200 млн. долларов, а в «нагрузку» покупают и многомиллионные футбольные клубы.

Литература

1. Веблен Т. Ограниченность теории предельной полезности / Вопросы экономики, 2007, №7. - С.86-98.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. - 244с.

3. Зыза В.П. История экономических учений. - Краснодар, 1997. - 967с.

4. Селищев А.С. Микроэкономика. - СПб.: Питер, 2003. - 448с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.