2. Установленный нами достоверно более высокий уровень стоматологической заболеваемости населения, проживающего вблизи автомагистралей с интенсивным движением, позволяет считать загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта фактором риска развития стоматологических заболеваний (табл. 2).
3. Даже при отсутствии критических уровней воздействия каждого из изученных факторов (питание, проживание относительно дистанции от автомагистрали) в отдельности на показатели стоматологической заболеваемости, а также при их совместном действии на зубочелюстную систему возможен эффект их взаимного потенцирования (табл. 3). Воздействие выбросов автотранспорта на фоне резко сниженного содержания по отношению к должным величинам в рационе белков, холестерина, моно- и дисахаридов, фосфора способствует развитию таких критических эффектов, как повышенная стираемость эмали, некариозные поражения зубов, обострение хронического периодонтита.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ерёмин Ю.Н., Фёдоров М.В. Контроль качества и безопасности питания населения / Учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. универс. 2006. — 321 с.
УДК 614.715:547.856.5
2. Королев А.А. Гигиена питания / Учебник. — М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 528 с.
3. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний / Учебное пособие. — М.: Изд. «Тонга-Принт», 2001. — 216 с.
4. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б.. Питание человека (основы нутрициологии). — М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. — 576 с.
5. Мартинчик А.Н, Батурин А.К., Феоктистова А.И., Свяховская И.В.. Методические рекомендации по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания. — М.: Минздрав РФ, 1996. — 24 с.
6. Тутельян В.А., Батурин А.К., Гаппаров М.М.Г. и др. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации / Метод. рек. — М., 2008. — 39 с.
7. Химический состав российских продуктов питания: Справочник / Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. — М.: ДеЛи Принт, 2002.
Поступила 26.05.09.
THE INFLUENCE OF CHARACTERISTICS OF NUTRITION AND ATMOSPHERIC AIR POLLUTION ON DENTAL MORBIDITY
A.I. Polozhentseva, V.A Shirinsky
Summary
Conducted was an attempt to assess the influence of atmospheric air pollution from motor transport and nutrient composition of food on public dental morbidity. In the conditions of mutual potentiation of environmental factors the rise of the negative tendencies in the dental health of the population were stimulated by residing next to major motorways, lack of dietary income of protein, calcium, phosphorus, magnesium, vitamin A.
Key words: atmospheric air pollution, the composition of food substances, nutrition reproduction.
О ПОСТУПЛЕНИИ БЕНЗ(А)ПИРЕНА В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И НАКОПЛЕНИИ ЕГО В ПОЧВЕ
Ленар Зулфарович Рашитов', Альберт Бариевич Галлямов', Алексей Владимирович Шулаев 2,
Асия Бадретдиновна Тазетдинова'
'Кафедра общей гигиены с курсом радиационной гигиены (зав. — проф. А.Б. Галлямов), 2 кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения (зав. — проф. А.А. Гильманов) Казанского государственного медицинского университета, e-mail: [email protected]
Реферат
Установлено, что атмосферный воздух на территории города загрязнён бенз(а)пиреном. Наибольшая концентрация его обнаружена в промышленном районе, где размещены нефтехимические и химические предприятия. Крупным источником загрязнения окружающей среды бенз(а)пиреном является автотранспорт. Установлена прямая связь между интенсивностью движения автотранспорта и его концентрацией в атмосферном воздухе.
Ключевые слова: атмосферный воздух, автотранспорт, бенз(а)пирен.
Достаточно давно зарубежными и отечественными авторами экспериментально изучена и подтверждена канцерогенная опасность 3,4-бензпирена или бенз(а)пирена (БП). БП — это полициклический ароматический углеводород — продукт неполного сгорания различных видов топлива на основе углеводородного сырья [5, 6].
Целью наших исследований являлась
характеристика загрязнения атмосферного воздуха БП в условиях крупного города.
Атмосферный воздух г. Казани загрязняется в основном тремя видами источников: выбросами химических и нефтехимических производств, продуктами неполного сгорания жидкого и твердого топлива в промышленных и коммунальных котельных, отработавшими газами автотранспорта. Кроме того, воздушный бассейн загрязняется предприятиями стройиндустрии, машино- и приборостроения, основные из которых располагаются в южной, западной и северо-западной частях города [1, 2, 3]. Бенз(а)пирен определялся нами в пробах воздуха во всех районах города. Пробы отбирали аспирационным методом в жилой зоне, где нет промышленных предприятий, в смешанной зоне (промышленные предприятия и жилые дома), на улицах с различной интенсивностью движения автотранспорта, а также в садах и парках. При отборе проб воздуха на улицах под-считывалась плотность автомобильного потока. Количественное определение БП проводилось спектрально-флюоресцентным методом. Статистическую обработку полученных результатов производили на персональном компьютере с помощью программы «ExeП-2003» [4, 6]. Во всех пробах атмосферного воздуха обнаружен БП.
В Кировском районе и в местах, где источником загрязнения воздуха БП являлись не только предприятия, но и автотранспорт, уровень БП в воздухе был выше (0,19±0,03 мкг/100 м3), чем в жилых районах (Вахитовский и Советский) с той же интенсивностью движения автотранспорта (0,15±0,03 и 0,12±0,02 мкг/100 м3 соответственно). Так, наибольшая среднесуточная концентрация обнаружена в воздухе Московского района (0,16±0,01 мкг/100 м3), где размещены химические и нефтехимические предприятия, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными выбросами. Средние концентрации БП в Приволжском и Авиастроительном районах составляли соответственно 0,09±0,004 и 0,096±0,002 мкг/100 м3, а на отдельных улицах — 0,13±0,002 — 0,15± ±0,001 мкг/100 м3.
Сопоставление результатов исследований содержания БП в атмосферном воздухе в пунктах с различной интенсивностью 506
движения автотранспорта показало, что в 2 старых промышленных районах города (Приволжский, Авиастроительный) загрязнение воздуха БП, несмотря на наличие большого количества источников выброса, оказалось значительно ниже (0,055±0,006 и 0,040±0,006 мкг/100 м3), чем в центральных жилых районах города (Вахитовский, Советский) (0,085±0,005 и 0,08±0,003 мкг/100 м3), где основным источником загрязнения воздуха БП является автотранспорт. Этот факт показывает, что загрязнение воздуха БП в центральных районах города обусловлено главным образом отработавшими газами автомобилей.
В связи с обнаружением БП на территории нефтехимического предприятия нельзя исключить возможности загрязнения воздуха вне завода, в селитебной части. Поэтому для изучения диффузного распространения БП точки отбора проб воздуха были выбраны на расстоянии 100, 500, 1000 метров от завода. Чтобы по возможности исключить попадание отработавших газов автотранспорта при отборе проб воздуха на вышеуказанных точках, его производили не ближе 50 метров от проезжей части асфальтированных дорог. Третья точка (на расстоянии 1000 м от завода) находилась на территории жилого массива.
Таблищ 1
Содержание бенз(а)пирена в воздухе наблюдаемых
точек
Точки отбора проб воздуха Число проб Содержание БП в мкг/100 м3 воздуха, M±m
На расстоянии от завода, м 100 14 0,19±0,04
500 18 0,06±0,002
1000 (жилой массив) 20 0,08±0,008
Контрольная точка 12 0,004±0,0002
Примечание. ПДК для БП в атмосферном воздухе — 0,1 мкг/100 м3 воздуха.
Наибольшее загрязнение БП отмечалось в 100 метрах от завода (табл.1), где его среднее содержание колебалось от 0,009±0,0003 до 0,1±0,01 мкг/100 м3 воздуха (ПДК — 0,1 мкг/100 м3 воздуха), а в отдельных случаях достигало 0,28± ±0,03 мкг/100 м3. На расстоянии 1000 метров от завода (жилая зона) БП определялся в концентрациях 0,08±0,008 мкг/100 м3
воздуха. В 500 метрах от завода интервал колебаний содержания БП был меньше (0,06±0,002 мкг/100 м3 воздуха), чем на удалении 1000 метров.
Значительное влияние на степень и характер загрязнения БП атмосферного воздуха вокруг завода оказывает направление ветра. Концентрация БП с подветренной стороны всегда выше (0,013—0,3 мкг/100 м3), чем с наветренной (0,009-0,07 мкг/100 м3). В 65% проб с подветренной стороны завода уровень БП превышал ПДК (0,1 мкг/100 м3). В контрольной точке содержание БП колебалось от 0,003 до 0,004 мкг/100 м3 воздуха, т.е. было в 15-18 раз меньше, чем на расстоянии 1000 метров от завода.
Таким образом, нами подтвержден факт, что современные нефтехимические и химические предприятия могут являться источником загрязнения атмосферы БП. Прямой взаимосвязи между концентрацией токсических веществ и содержанием БП в атмосферном воздухе на различных расстояниях от завода не выявляется. Существенное влияние на чистоту воздуха города оказывают выбросы ТЭЦ-3, работающей на газовом и мазутном топливе. Кроме того, причинами загрязнения атмосферы полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) являются дымы отопительных систем, выбросы некоторых промышленных предприятий, отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания.
Для более полной характеристики загрязнения окружающей среды БП проводились исследования почвы. Характерно, что БП обнаружен во всех изученных образцах почвы, и его содержание колеблется в пределах от 3,3 до 190,2 мкг/кг. Так, концентрации БП в почве центральной части города (Вахитовский и Советский районы), где нет источников промышленных выбросов, но наблюдается интенсивное движение автотранспорта, в 2 раза выше (178±4,2 мкг/кг), чем в новых промышленных районах (Московский и Авиастроительный районы), дислоцированных далеко от центра города (83,7± ±3,8 мкг/кг). Такое различие связано, возможно, с тем, что результаты изучения содержания БП в почве характеризуют загрязнение окружающей среды за длительный период.
Обнаружение высоких концентраций БП в почве района старой застройки можно объяснить его способностью распространяться на значительные расстояния от источников выброса и постепенно накапливаться в почве из-за высокой стойкости во внешней среде. В пригородах уровень БП колеблется от 2,1 до 12,3 мкг/кг. Проведенные исследования позволили сопоставить уровень загрязненности канцерогенными углеводородами почвы города и выявить роль некоторых промышленных предприятий в загрязнении почвы БП. Так, вокруг промышленных предприятий, загрязняющих атмосферный воздух, обнаружено значительное локальное загрязнение почвы БП.
Для исследования БП за территорией предприятия было выбрано 4 основных румба. Пробы отбирали на расстоянии 500, 1000, 1500, 2000 метров от завода и в контрольном районе (7000 м). Полученные результаты по изучению содержания БП в почве, характеризующие загрязнение окружающей среды БП за длительный период (несколько лет), представлены в табл.2.
Таблица 2
Концентрация бенз(а)пирена в пробах почвы на различных расстояниях от нефтехимического предприятия (M±m)
Места отбора проб Число проб Содержание БП (в мкг/кг)
У забора предприятия На расстоянии, м 11 48,3±3,1
100 9 12,1±2,8
500 10 10,2±2,4
1000 12 37,9±1,8
1500 9 55,3±2,2
2000 11 6,8±2,5
7000 8 0,9±0,11
Примечание. ПДК БП в почве — 20 мкг/кг.
Как видно из представленной таблицы, содержание БП в пробах почвы значительно колеблется. При этом с удалением от производства до 1500 метров загрязненность почвы увеличивается, а затем закономерно уменьшается. Однако это уменьшение происходит в различных направлениях по-разному, что обусловлено как господствующей розой ветров, так и наличием локальных источников загрязнения. Наименьшее содержание
507
БП в пробах обнаружено на расстоянии 2000 метров от предприятия (6,8± ±2,5 мкг/кг). Такая вариабельность, на наш взгляд, зависит от локальных причин и в значительной степени от расположения точки отбора проб.
Превышение содержания ПДК БП связано, видимо, с загрязнением почвы выбросами производств, а также с накоплением БП в почве и загрязнением другими источниками выбросов (ТЭЦ, дымовые трубы и др.), расположенными на близком расстоянии от предприятия.
Загрязнение атмосферы г. Казани складывается из двух составляющих — выбросов промышленных предприятий и автотранспорта. Основными причинами загрязнения атмосферы промышленными выбросами являются использование в производстве легколетучих и высокотоксичных продуктов, низкая эффективность работы газопылеулавливающих установок, большое количество газов, поступающих в атмосферу без очистки (4050%), осуществление выбросов в атмосферу на небольшой высоте.
Таким образом, установлено, что атмосферный воздух и почва г. Казани загрязнен БП неодинаково. Если загрязнение атмосферы вредными веществами зависит от таких факторов, как совершенство схемы производства, надежности в эксплуатации запроектированного оборудования и наличия сооружений по очистке газообразных выбросов, то такие значительные колебания содержания БП зависят в ряде случаев от залповых выбросов, особенности технологических процессов и метеорологических факторов.
Столь широкое распространение в окружающей среде БП — одного из наиболее сильных канцерогенных углеводородов — указывает на необходимость разработки мероприятий по снижению уровня вредных примесей в выбросах автомобиль-
ных двигателей внутреннего сгорания и промышленных предприятий. Следует включить определение содержания БП в районе вредного воздействия предприятия в программу исследований, проводимых санитарными лабораториями нефтехимических предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амиров Н.Х., Ситдикова И.Д. Канцерогенные и мутагенные эффекты воздействия факторов производственной среды // Казанский мед. ж. — 1999. — № 1. — С. 13—16.
2. Васильев Д.Е. Гигиеническая оценка промышленных объектов с позиции онкологической опасности (на примере нефтедобывающей промышленности): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — Казань, 2004. — 20 с.
3. Влияние факторов риска на онкологическую заболеваемость / Каримов М.М., Титова А.А., Токарева Т.Н. и др. /Человек и окружающая среда. Информац. Бюлл. — 2005. — № 5—7. — С. 3—6.
4. Волкотруб Л.П. Оптимизация подготовки проб к анализу на содержание канцерогенных полициклических ароматических углеводородов // Вопр. онкологии. — 1992. — № 11. — С. 1313—1318.
5. Гимадеев М.М. Экологический энциклопедический словарь. — Казань: Природа, 2000. — 544 с.
6. Киреев Г.В., Баленков О.Ю., Демина Л.Н. Содержание бензпирена в различных зонах мегаполиса // Гиг. и сан. — 2008 . — № 3. —С. 3—8.
Поступила 26.05.09.
THE ANALYSIS OF INFLOW OF BENZ(A)PYRENE INTO THE ATMOSPHERIC AIR AND ITS ACCUMULATION IN THE SOIL
L.Z. Rashitov, A.B. Gallyamov, A.V. Shulaev, A.B. Tazetdinova
Summary
It was established that the atmospheric air in the city is polluted by benz(a)pyrene. Its highest concentration has been found in an industrial area, where the petrochemical and chemical factories are located. The major source of environmental pollution by benz(a)pyrene is motor transport. A direct correlation was established between the intensity of motor traffic and concentration of benz(a)pyrene in the atmospheric air.
Key words: atmospheric air, motor transport, benz(a)pyrene.