Научная статья на тему 'О построении общероссийской системы оценки качества образования'

О построении общероссийской системы оценки качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
3246
599
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотов В. А.

В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «...сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ». В статье представлены основные подходы к построению общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), ее цели и задачи, принципы, на которых она строится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О построении общероссийской системы оценки качества образования»

В.А. Болотов

О ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время одним из направлений модернизации системы Аннотация российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «...сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».

В статье представлены основные подходы к построению общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), ее цели и задачи, принципы, на которых она строится.

До недавнего времени большинство чиновников, занимающихся вопросами образования, относились к проблеме независимой оценки качества образования в России индифферентно. Результаты, которые показывали школьники СССР и России в ходе международных исследований по оценке качества образования, таких как программа PISA (Programme for International Student Assessment) или сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), фактически никого не интересовали. Обсуждение данного вопроса велось лишь небольшой частью профессионального сообщества, связанной с проводимыми международными исследованиями.

После начала эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) ментальность управленцев начала изменяться: многие руководители почувствовали необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях школьников, в оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность как отдельных образовательных учреждений, так и муниципальных и региональных образовательных систем в целом. Именно желание иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений является

5

В.А. Болотов

О построении общероссийской системы оценки качества образования

основанием для поддержки большинством руководителей системы образования обязательности введения ЕГЭ для всех выпускников школ.

ЕГЭ, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования, вместе с тем не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Фигурально выражаясь, ЕГЭ показывает лишь «температуру» в данном образовательном учреждении или в совокупности образовательных учреждений. Но для принятия управленческих решений этого недостаточно. Поэтому появляется необходимость в дополнительных данных.

При обсуждении данной проблемы необходимо учитывать, что часто в дискуссиях по поводу общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) не различают оценку знаний обучающихся и оценку деятельности образовательных учреждений, деятельности системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Между тем способы и критерии этих оценок хотя и связаны между собой, но имеют существенные различия. К примеру, если необходимо оценить уровень освоения девятиклассниками России курса физики, то нет необходимости проверять каждого ученика. Достаточно сделать репрезентативную выборку и провести разовый срез знаний детей из этой выборки по единым контрольным измерителям и процедурам. А если необходимо понять, насколько эффективна работа того или иного общеобразовательного учреждения, нужно, с одной стороны, оценить уровень знаний учеников этой школы (причем за несколько лет), а с другой стороны — выяснить, какой контингент учащихся приходит в школу, в каких условиях она работает, где располагается, каков ее кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и пр.

Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

При создании общероссийской системы оценки качества образования следует учитывать, что, оценивая качество организации образования, например, на уровне школы, необходимо обратить внимание на все стороны школьной жизни: от организации питания и досуга учащихся до учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса. А если говорить о качестве образования в системе муниципалитета или региона в целом, то важно оценивать не только знания каждого школьника, но и отношения потребителей образовательных услуг — учреждений профессионального образования, самих выпускников школ и т.д.

6

Образовательная политика

Необходимость построения общероссийской системы оценки качества образования подтверждается и анализом зарубежного опыта. К основным тенденциям, проявившимся в последнее десятилетие в мире в области оценки качества образования, можно отнести следующие:

— изменение подхода к качеству образования. В системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда и т.д.);

— комплексное рассмотрение проблем управления качеством образования, его обеспечения и оценки путем создания единых ключевых элементов: образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, автономии образовательных учреждений и пр.;

— более рациональное использование элементов системы оценки качества: сочетание внутренней и внешней оценки; использование оценки и как средства отчетности, и как средства содействия развитию образовательного учреждения и др.;

— использование многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов. Выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (национальный, региональный, уровень образовательного учреждения, уровень обучающегося), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;

— более широкое понимание образовательных достижений. Вводятся следующие показатели образовательных достижений: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника. Выделение в таксономии образовательных достижений по отдельным предметам, уровней грамотности и компетентности;

— проведение широкомасштабных мониторингов качества образования на национальном и международном уровнях как основы для принятия управленческих решений.

К настоящему моменту сложилось понимание общероссийской системы оценки качества образования как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств детей и взрослых, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.

7

В.А. Болотов

О построении общероссийской системы оценки качества образования

Создание общероссийской системы оценки качества образования будет способствовать достижению следующих целей:

— обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

— обеспечению единого образовательного пространства;

— повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (например, продолжение образования или трудоустройство);

— развитию государственной аттестационной службы;

— принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

Чтобы поставленные цели были достигнуты, система оценки качества образования должна быть построена на основе следующих принципов:

— реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;

— возрастно-психологическая адекватность процедур и показателей;

— учет типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации;

— открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;

— открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;

— повышение потенциала внутренней оценки, самооценки;

— осуществление внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием;

— централизованная разработка процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов;

— широкое обсуждение в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований;

— принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния и качества образования;

— соблюдение преемственности в образовательной политике и следование традициям российской системы образования.

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования, таковы:

1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований (федеральных и международных).

8

Образовательная политика

3. Формирование системы измерителей, предназначенной для различных пользователей и позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

Можно выделить следующих основных пользователей информации, представляемой общероссийской системой оценки качества образования:

— обучающиеся и их родители;

— педагогические коллективы школ и преподаватели вузов;

— органы управления образованием;

— работодатели.

К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:

— ориентация на требования внешних пользователей;

— учет потребностей системы образования;

— минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системы образования;

— инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик их измерения, анализа и интерпретации, подготовленности потребителей к их восприятию);

— оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

— иерархичность системы показателей;

— сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

— соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

Следует отметить, что мгновенное создание системы, которая

будет решать вышеназванные проблемы, невозможно. Поэтому необходимо максимально использовать существующие формы контроля качества образования, в частности, созданную в рамках эксперимента по введению ЕГЭ инфраструктуру, механизмы и процедуры единого госэкзамена, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статистических данных, — увязывая их с общероссийской системой оценки качества образования.

В рамках создания общероссийской системы оценки качества образования важно решить вопрос и о качестве профессионального образования. Хотя в профессиональном образовании, так же как и в общем, имеются определенные наработки, предстоит еще большая работа. Необходимо будет провести ряд комплексных исследований и усовершенствовать организационные механизмы, в частности, в области высшего профессионального образования — к этому подталкивает Болонская конвенция. При этом в систему независимой оценки качества для учреждений профессионального образования должны включаться не только работодатели, но и сами абитуриенты.

9

В.А. Болотов

О построении общероссийской системы оценки качества образования

Минобрнауки России и Рособрнадзор должны в этом году разработать и утвердить план создания общероссийской системы качества образования. Необходимо будет развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:

— упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;

— разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и других служб контроля и оценки) и координация их деятельности;

— объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;

— введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;

— осуществление централизованной разработки диагностических средств;

— разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.

Также предполагается создание новых организационных структур и механизмов:

— федерального информационно-аналитического центра оценки качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендаций по развитию системы образования;

— системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований), с тем чтобы на его основании принимать те или иные управленческие решения;

— системы сертификации педагогических тестовых материалов.

Создание общероссийской системы оценки качества образования и модернизация на ее основе системы управления качеством образования будет способствовать повышению эффективности образования и созданию условий для формирования новой морали в этой области.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.