В.А. Болотов
О ПОСТРОЕНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время одним из направлений модернизации системы Аннотация российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных правительством приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации отмечается, что необходимо «...сформировать общенациональную систему оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ».
В статье представлены основные подходы к построению общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), ее цели и задачи, принципы, на которых она строится.
До недавнего времени большинство чиновников, занимающихся вопросами образования, относились к проблеме независимой оценки качества образования в России индифферентно. Результаты, которые показывали школьники СССР и России в ходе международных исследований по оценке качества образования, таких как программа PISA (Programme for International Student Assessment) или сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), фактически никого не интересовали. Обсуждение данного вопроса велось лишь небольшой частью профессионального сообщества, связанной с проводимыми международными исследованиями.
После начала эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) ментальность управленцев начала изменяться: многие руководители почувствовали необходимость в получении независимой объективной информации об учебных достижениях школьников, в оперировании реальными показателями, характеризующими деятельность как отдельных образовательных учреждений, так и муниципальных и региональных образовательных систем в целом. Именно желание иметь внешнюю оценку уровня образовательных достижений является
5
В.А. Болотов
О построении общероссийской системы оценки качества образования
основанием для поддержки большинством руководителей системы образования обязательности введения ЕГЭ для всех выпускников школ.
ЕГЭ, являясь очень важным элементом системы оценки качества образования, вместе с тем не дает исчерпывающей информации для управления его качеством. Фигурально выражаясь, ЕГЭ показывает лишь «температуру» в данном образовательном учреждении или в совокупности образовательных учреждений. Но для принятия управленческих решений этого недостаточно. Поэтому появляется необходимость в дополнительных данных.
При обсуждении данной проблемы необходимо учитывать, что часто в дискуссиях по поводу общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) не различают оценку знаний обучающихся и оценку деятельности образовательных учреждений, деятельности системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Между тем способы и критерии этих оценок хотя и связаны между собой, но имеют существенные различия. К примеру, если необходимо оценить уровень освоения девятиклассниками России курса физики, то нет необходимости проверять каждого ученика. Достаточно сделать репрезентативную выборку и провести разовый срез знаний детей из этой выборки по единым контрольным измерителям и процедурам. А если необходимо понять, насколько эффективна работа того или иного общеобразовательного учреждения, нужно, с одной стороны, оценить уровень знаний учеников этой школы (причем за несколько лет), а с другой стороны — выяснить, какой контингент учащихся приходит в школу, в каких условиях она работает, где располагается, каков ее кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и пр.
Кроме того, качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
При создании общероссийской системы оценки качества образования следует учитывать, что, оценивая качество организации образования, например, на уровне школы, необходимо обратить внимание на все стороны школьной жизни: от организации питания и досуга учащихся до учебно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса. А если говорить о качестве образования в системе муниципалитета или региона в целом, то важно оценивать не только знания каждого школьника, но и отношения потребителей образовательных услуг — учреждений профессионального образования, самих выпускников школ и т.д.
6
Образовательная политика
Необходимость построения общероссийской системы оценки качества образования подтверждается и анализом зарубежного опыта. К основным тенденциям, проявившимся в последнее десятилетие в мире в области оценки качества образования, можно отнести следующие:
— изменение подхода к качеству образования. В системе рыночных отношений качество рассматривается с позиций его соответствия требованиям потребителя (потребностям учащихся, их родителей, рынка труда и т.д.);
— комплексное рассмотрение проблем управления качеством образования, его обеспечения и оценки путем создания единых ключевых элементов: образовательных стандартов, оценки достижения стандартов независимыми организациями, автономии образовательных учреждений и пр.;
— более рациональное использование элементов системы оценки качества: сочетание внутренней и внешней оценки; использование оценки и как средства отчетности, и как средства содействия развитию образовательного учреждения и др.;
— использование многоуровнего системного моделирования при планировании исследований качества образования и анализе результатов. Выделение показателей, характеризующих разные уровни образовательной системы (национальный, региональный, уровень образовательного учреждения, уровень обучающегося), а также показателей, характеризующих инвестиции в образование, образовательный процесс и образовательные достижения;
— более широкое понимание образовательных достижений. Вводятся следующие показатели образовательных достижений: образовательные достижения по отдельным предметам; динамика образовательных достижений, отношение к учебным предметам; ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.); удовлетворенность образованием; степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.); дальнейшее образование и карьера выпускника. Выделение в таксономии образовательных достижений по отдельным предметам, уровней грамотности и компетентности;
— проведение широкомасштабных мониторингов качества образования на национальном и международном уровнях как основы для принятия управленческих решений.
К настоящему моменту сложилось понимание общероссийской системы оценки качества образования как совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств детей и взрослых, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
7
В.А. Болотов
О построении общероссийской системы оценки качества образования
Создание общероссийской системы оценки качества образования будет способствовать достижению следующих целей:
— обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
— обеспечению единого образовательного пространства;
— повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (например, продолжение образования или трудоустройство);
— развитию государственной аттестационной службы;
— принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.
Чтобы поставленные цели были достигнуты, система оценки качества образования должна быть построена на основе следующих принципов:
— реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость;
— возрастно-психологическая адекватность процедур и показателей;
— учет типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации;
— открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;
— открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования;
— повышение потенциала внутренней оценки, самооценки;
— осуществление внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием;
— централизованная разработка процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов;
— широкое обсуждение в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований;
— принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния и качества образования;
— соблюдение преемственности в образовательной политике и следование традициям российской системы образования.
Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования, таковы:
1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.
2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований (федеральных и международных).
8
Образовательная политика
3. Формирование системы измерителей, предназначенной для различных пользователей и позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.
Можно выделить следующих основных пользователей информации, представляемой общероссийской системой оценки качества образования:
— обучающиеся и их родители;
— педагогические коллективы школ и преподаватели вузов;
— органы управления образованием;
— работодатели.
К основным принципам отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:
— ориентация на требования внешних пользователей;
— учет потребностей системы образования;
— минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системы образования;
— инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик их измерения, анализа и интерпретации, подготовленности потребителей к их восприятию);
— оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
— иерархичность системы показателей;
— сопоставимость системы показателей с международными аналогами;
— соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
Следует отметить, что мгновенное создание системы, которая
будет решать вышеназванные проблемы, невозможно. Поэтому необходимо максимально использовать существующие формы контроля качества образования, в частности, созданную в рамках эксперимента по введению ЕГЭ инфраструктуру, механизмы и процедуры единого госэкзамена, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статистических данных, — увязывая их с общероссийской системой оценки качества образования.
В рамках создания общероссийской системы оценки качества образования важно решить вопрос и о качестве профессионального образования. Хотя в профессиональном образовании, так же как и в общем, имеются определенные наработки, предстоит еще большая работа. Необходимо будет провести ряд комплексных исследований и усовершенствовать организационные механизмы, в частности, в области высшего профессионального образования — к этому подталкивает Болонская конвенция. При этом в систему независимой оценки качества для учреждений профессионального образования должны включаться не только работодатели, но и сами абитуриенты.
9
В.А. Болотов
О построении общероссийской системы оценки качества образования
Минобрнауки России и Рособрнадзор должны в этом году разработать и утвердить план создания общероссийской системы качества образования. Необходимо будет развивать существующие организационные структуры, механизмы и процедуры по следующим направлениям:
— упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
— разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и других служб контроля и оценки) и координация их деятельности;
— объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;
— введение механизмов обязательной общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений;
— осуществление централизованной разработки диагностических средств;
— разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования.
Также предполагается создание новых организационных структур и механизмов:
— федерального информационно-аналитического центра оценки качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендаций по развитию системы образования;
— системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований), с тем чтобы на его основании принимать те или иные управленческие решения;
— системы сертификации педагогических тестовых материалов.
Создание общероссийской системы оценки качества образования и модернизация на ее основе системы управления качеством образования будет способствовать повышению эффективности образования и созданию условий для формирования новой морали в этой области.
10