Научная статья на тему 'О последовательном формировании профессиональных кадров, укреплении дисциплины и законности в МВД России'

О последовательном формировании профессиональных кадров, укреплении дисциплины и законности в МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / УКРЕПЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В МВД РОССИИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ / THE CONCEPT OF PERSONNEL POLICY IN THE INTERNAL AFFAIRS / DISCIPLINE STRENGTHENING / THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / SYSTEM REFORMING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щеголева Н.В.

Рассматриваются и анализируются основные вопросы, связанные с кадровой политикой, укреплением дисциплины и уставного порядка, законности и качественного очищения рядов МВД РФ от коррупционеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENT FORMATION OF PROFESSIONAL HUMAN RESOURCES, REINFORCEMENT OF DISCIPLINE AND LAWFULNESS IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article describes and analyses the main issues associated with the human resources policy, strengthening of discipline and order in the rule of law, and the quality of purification of the ranks of the interior Ministry of the Russian Federation from corrupted officials.

Текст научной работы на тему «О последовательном формировании профессиональных кадров, укреплении дисциплины и законности в МВД России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^

О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ, УКРЕПЛЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЗАКОННОСТИ В МВД РОССИИ

Н.В. ЩЕГОЛЕВА

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации И.Н. Зубов

sunshy@bk.ru

Аннотация. Рассматриваются и анализируются основные вопросы, связанные с кадровой политикой, укреплением дисциплины и уставного порядка, законности и качественного очищения рядов МВД РФ от коррупционеров.

Ключевые слова: концепция кадровой политики в органах внутренних дел, укрепление дисциплины, борьба с коррупцией в МВД России, реформирование системы.

CONSEQUENT FORMATION OF PROFESSIONAL HUMAN RESOURCES, REINFORCEMENT OF DISCIPLINE AND LAWFULNESS IN THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

N.V. SHCHEGOLEVA

ал applicant for the chair of constitutional and municipal law of Moscow University of Ministry of Home Affairs of Russia

Annotation. The article describes and analyses the main issues associated with the human resources policy, strengthening of discipline and order in the rule of law, and the quality of purification of the ranks of the interior Ministry of the Russian Federation from corrupted officials.

Key words: The concept of personnel policy in the internal affairs, discipline strengthening, the fight against corruption in the Ministry of internal Affairs of Russia, system reforming.

В обновленной «Дорожной карте»1 отражается видение путей приведения российской полиции в соответствие с угрозами и вызовами XXI в.. Понятно, что этот процесс требует времени и скоординированных усилий государства и общества. При этом главным звеном дальнейшего реформирования системы Министерства внутренних дел Российской Федерации предлагается определить работу с кадрами, так как данная работа довольно значима и рассматривается, прежде всего, с позиций целевого формирования и закрепления профессионального кадрового ядра полиции, очищенного от коррупционеров и нарушителей дисциплины. Кадровая работа сегодня является одним из наиболее ответственных и многогранных направлений управленческой деятельности и остается приоритетной обязанностью руководителей на всех уровнях системы МВД России. Проведение действенной кадровой политики

Министерства внутренних дел Российской Федерации — не только непременное условие, но и главное направление в процессе завершения реформирования системы МВД России.

Постоянное совершенствование процесса подбора, расстановки и профессиональной подготовки кадров, укрепление дисциплины и уставного порядка, законности, качественное очищение от скомпрометировавших себя и профессионально непригодных действующих сотрудников — в современной ситуации соблюдение данных условий значимы для качественного повышения эффективности оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел.

При подготовке к выполнению перечисленных выше работ следует определить первостепенные и наиболее приоритетные направления взаимодействия с личным составом ОВД России. При этом не

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

стоит забывать про гражданский персонал; следует также учитывать уже проведенные преобразования и брать во внимание произошедшие изменения нормативно-правовой базы и организационно-структурного построения системы МВД РФ.

Необходимо решить следующие задачи: ф сформировать и закрепить профессиональное кадровое ядро сотрудников ОВД по всем направлениям оперативно-служебной и служеб-но-боевой деятельности, а также в обеспечивающих службах МВД РФ, в том числе кадровых резервах на всех уровнях управления; ф создать эффективную систему подбора, расстановки и перемещения кадров, способную поставить надежный заслон проникновению в ОВД профессионально непригодных кандидатов на службу; обеспечить своевременное выявление нарушителей служебной дисциплины, коррупционеров и других лиц, поведение и деятельность которых несовместимы со службой в системе МВД России;

переработать нормативы кадрового обеспечения ОВД и внутренних войск МВД России с учетом фактической нагрузки по каждому направлению служебной деятельности; ф скорректировать работу образовательных учреждений МВД России в направлении повышения их профессионализации и создания единой многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с учетом порядка прохождения службы в ОВД; качественно преобразовать воспитательную работу с личным составом, в основу которой заложить уважение к закону, патриотизм, верность служебному долгу, общепринятым нормам морали и нравственности, толерантность и самодисциплину; восстановить и упрочить институты наставничества, поручительства и взаимной ответственности всех сотрудников и руководителей;

обеспечить надежную правовую, информационную, социальную и иную защиту сотрудников ОВД от противоправных посягательств в связи с исполнением ими служебных обязанностей; создать новые работоспособные механизмы взаимодействия в кадровой работе с институтами гражданского общества.

Данные вопросы следует отразить в новой Концепции кадровой политики в ОВД на период до 2020 г., которую целесообразно обсудить предварительно в практических подразделениях ОВД и ветеранских организациях, а затем рассмотреть и утвердить на заседании коллегии МВД России. Положения такой Концепции должны учитывать итоги реализации предыдущей Концепции кадровой политики МВД России, утвержденной решением Коллегии Министерства от 23 декабря 1998 г.

Должно быть обеспечено и эффективное управление кадровыми процессами в системе МВД России через совершенствование системы отбора кандидатов на службу в ОВД, включая повсеместное внедрение современных методик тестирования и проверок, в том числе с применением методов контактных и бесконтактных психодиагностических комплексов и полиграфных устройств; обязательное личное поручительство и закрепление наставников на период испытательного срока и адаптации в коллективе2.

Необходимо повсеместно внедрять новые, эффективные формы комплектования; развивать систему приема на службу, способствующую снижению текучести кадров и формированию профессионального кадрового ядра.

Следует стремиться к последовательному переходу к системе преимущественного комплектования должностей среднего и старшего начальствующего состава в основном за счет выпускников образовательных учреждений МВД России. Тем самым, обеспечить закрепление выпускников ведомственных учебных заведений в системе МВД России, в том числе на нормативном уровне. Также стоит осуществлять подбор квалифицированных кандидатов на службу из числа выпускников гражданских учебных заведений; последовательно формировать современную систему многоступенчатой профессиональной подготовки и переподготовки полицейских кадров, которая должна быть четко привязана к порядку прохождения службы в ОВД; постоянно внедрять в учебный процесс современные методики, тестировать уровень знаний обучаемых.

Стоит уделить особое внимание разработке научно обоснованных квалификационных требований для замещения должностей начальствующего состава, в том числе руководителей; шире внедрять конкурсную систему замещения вакантных должно-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

стей, включающую обязательную сдачу кандидатами соответствующих экзаменов; развивать систему ранней профессиональной ориентации молодежи на основе оптимизации деятельности специализированных классов общеобразовательных школ и лицеев, что позволяет обеспечить сознательную готовность юношей и девушек связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью, достичь определенных успехов в решении задач профилактики подростковой преступности и формирования у молодого поколения позитивного образа сотрудника ОВД России3.

Система работы с руководящими кадрами и резервом выдвижения должна обеспечивать: системность и преемственность в реализации планов замены и расстановки кадров руководящего звена на федеральном и региональном уровнях; пересмотр перечня должностей руководителей, входящих в номенклатуру МВД России; обновление по согласованию с органами власти субъектов Российской Федерации состава резерва руководителей всех уровней с его постоянным пополнением перспективными работниками; замещение должностей руководящего состава только лицами, прошедшими соответствующую подготовку в научных и высших образовательных учреждениях МВД России; формирование кадрового резерва Министра внутренних дел Российской Федерации, используемого в случаях осложнения криминогенной обстановки в отдельно взятом регионе или для экстренного укрепления конкретных подразделений.

Нуждаются в постоянном совершенствовании механизмы аттестации личного состава; целесообразно учитывать мнения представителей местных органов власти, населения и общественности для оценки оперативно-служебной деятельности ОВД, личных и деловых качеств конкретных руководителей и сотрудников, их вклада в решение правоохранительных и других задач. Важно развивать систему мониторинга общественного мнения и использовать его в целях аттестации сотрудников.

Важно использовать и применять положительный зарубежный опыт в подготовке полицейских кадров, организовывать международные кооперации в области научных исследований, разрабатывать методические и нормативные документы; всесторонне расширять сотрудничество с зарубежными партнерами в подготовке специалистов не-

обходимого нам профиля, в том числе по борьбе с организованной преступностью, наркобизнесом, коррупцией и другими преступлениями в сфере экономики, в области обеспечения пожарной безопасности и т.д.; создавать обобщенный банк данных о всех достижениях в сфере полицейского (милицейского) образования.

Целесообразно активизировать работу по расширению связей с населением, общественностью, духовенством всех конфессий, средствами массовой информации; использовать передовые научные технологии для формирования и поддержки позитивного общественного мнения о месте и роли органов внутренних дел в жизнедеятельности общества; всемерно укреплять авторитет системы МВД России как одного из важнейших социальных институтов государства по обслуживанию населения в сфере обеспечения общественной безопасности.

Актуальной остается задача по укреплению духовно-нравственных основ службы в органах внутренних дел. Необходимо уделять внимание дисциплинарной практике; настойчиво претворять в жизнь соответствующие нормативные положения; решительно пресекать факты сокрытия чрезвычайных происшествий и нарушений дисциплины; обеспечить постоянное внимание к проблеме обеспечения гарантий правовой и социальной защиты сотрудников и членов их семей; повышать роль юридической службы в вопросах защиты прав и интересов личного состава; создать действенные механизмы практической реализации установленных законодательством льгот и социальных гарантий для сотрудников; искать новые формы сотрудничества с ветеранами ОВД и внутренних войск МВД России, постоянно проводить и широко освещать в СМИ мероприятия по увековечиванию памяти сотрудников и военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга, оказывать действенную помощь их семьям, привлекая к этой работе общественные объединения.

Борьбу с коррупцией в ОВД надо поставить на системную основу. Задействовать в работе возможности всех правоохранительных органов, СМИ, институтов гражданского общества, служебно-тру-довые коллективы и отдельных граждан. Активнее практиковать стимулирование граждан и сотрудников правоохранительных органов, выявивших факты коррупции.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

Предстоит разработать действенные механизмы реализации положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»4, особенно в части использования информации оперативно-розыскных подразделений ОВД о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудника органов внутренних дел, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Предлагается с участием самих сотрудников и ветеранов органов внутренних дел разработать и принять новый Кодекс поведения сотрудников органов внутренних дел (полиции), включающий антикоррупционные элементы, такие как ограничения на использование автомобилей по доверенности, информирование о наличии съемной жилплощади, предоставление информации о стоимости отдыха и т.п.

Принимаемые меры по исключению случаев сокрытия преступлений и происшествий среди личного состава и принуждению к увольнению виновных по собственному желанию либо «задним числом» не должны носить «компанейского» характера. Каждый факт криминальных проявлений со стороны сотрудников ОВД должен рассматриваться через оценку воспитательной работы с личным составом со стороны конкретных руководителей и служебно-трудовых коллективов. Следует восстановить роль и значение судов офицерской чести и иных положительно зарекомендовавших себя общественных институтов. Систематически и в полном объеме информировать общество о результатах проводимой работы по очищению рядов МВД России от компрометирующих его лиц. В данной области целесообразно организовывать взаимодействие с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Общественной палатой Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Стоит обратить внимание и на дальнейшее последовательное изживание проявления недопустимой клановой и круговой поруки в системе МВД России, в частности, совершенствовать механизмы ротации руководящего состава и ограничений на групповые переводы из региона в регион сотрудников ОВД при

назначениях на руководящие должности в МВД республик, ГУ, УМВД по субъектам Федерации.

Одновременно следует создать систему мониторинга и реагирования на необоснованные нападки, наговоры и клевету в отношении руководителей и сотрудников органов внутренних дел, опирающуюся на компьютерные технологии, потенциалы службы взаимодействия с институтами гражданского общества и средствами массовой информации и юридической службы МВД России, а также общественные советы при МВД России и его территориальных органах.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо еще раз отметить, что только последовательное повышение кадрового профессионализма, укрепление дисциплины и очищение органов внутренних дел от коррупции позволит достичь желаемого положительного результата.

Литература

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 327-Ф3 // Собрание Законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3215.

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 3де-кабря 2012 г. № 2Э1-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 49 (часть I) ст. 7020.

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание Законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 50 (ч. IV) ст. 6953.

4. Приказ МВД РФ от 23 ноября 2001 г. № 1027 «Об объявлении решения коллегии МВД России от 30 октября 2001 г. № 3 км/2» (текст приказа опубликован не был). Утратил силу в связи с изданием Приказа МВД РФ от 31 декабря 2008 г. № 1200 (ред. от 6 августа 2009 г.) «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России».

5. Приказ МВД РФ от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для за-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы конституционного права

мещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (не вступил в силу). Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 августа 2012 г. Регистрационный № 25094.

1 Дорожная карта — это наглядное представление пошагового сценария развития определенного объекта — отдельного продукта, класса продуктов, некоторой технологии, группы смежных технологий, бизнеса, компании, объединяющей несколько бизнес-единиц, целой отрасли, индустрии и даже плана достижения политических, социальных и т.п. целей. Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое—настоящее—будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать оптимальные пути с точки зрения ресурсной затратности и экономической эффективности. Все дорожные карты включают прогноз раз-

вития своего объекта на долгосрочную перспективу — как правило, это около 10 лет — с разбивкой на более мелкие подпериоды.

2 Федеральный Закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 3 декабря 2012 г № 231-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 49 (ч. I) ст. 7020.

3 Приказ МВД РФ от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» (не вступил в силу). Зарегистрировано в Минюсте РФ

3 августа 2012 г. Регистрационный № 25094.

4 Федеральный Закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание Законодательства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 50 (ч. IV) ст. 6953.

К 20-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ» И «КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР» В КОНСТИТУЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ РОССИИ

Н.Д. ЭРИАШВИЛИ профессор В.Н. БЕЛОНОВСКИЙ

профессор кафедры публичного права юридического факультета РГГУ

М.В. САУДАХАНОВ кандидат юридических наук

Научная специальность: 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. В статье раскрывается сущность и содержание важнейших понятий конституционной юстиции «конституционный контроль» и «конституционный надзор» на основе правомочий Комитета конституционного надзора СССР.

Ключевые слова: конституция, юстиция, СССР, зарубежная практика.

ON THE RELATIONSHIP OF CONCEPTS «CONSTITUTIONAL CONTROL» AND «CONSTITUTIONAL SUPERVISION» IN THE CONSTITUTIONAL PRACTICE OF RUSSIA

N.D. ERIASHVILI

professor V.N. BELONOVSKY

professor chairs ofpublic law of law department of RGGU

M.V SAUDAKHANOV candidate of jurisprudence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.